4. Богословие, положительное и отрицательное Часть первая. Исторические тенденции 1. Экзегетические традиции 1. Византийское Богословие после халкидона. 2. Философские тенденции 3. Проблема оригенизма 4. Псевдо-дионисий 5. Литургия 2. Христологический вопрос 1. Монофизиты 2. Строгие диофизиты 3. Халкидониицы-кирилловцы 4. Оригенисты 3. Иконоборческий кризис 1. Возникновение движения 2. Иконоборческое Богословие 3. Православное Богословие образов: Иоанн дамаскин и седьмой вселенский собор 4. Православное Богословие образов: теодор студит и никифор 5. Долговременная значимость вопроса 4. Монахи и гуманисты Феодор студит Фотий (ок. 82o- ок. 891) Михаил пселл (1о18–1о78) Суды над Иоанном италом (1о76–1о77, 1о82) 5. Монашеское Богословие 1. Истоки монашеского мышления: евагрий и макарий 2. Великие Духоносные Отцы 3. Противление светской философии 4. Христианская вера как личный опыт: симеон новый Богослов 5. Теология исихазма: григорий палама 6. Экклезиология: канонические источники 1. Соборы и Отцы 2. Имперское законодательство 3. Кодификация церковного права 4. Авторитетные толкования и критика 5. Синодальные и патриаршие постановления 6. OIkonomIa 7. Раскол между востоком и западом 1. «филиокве» 2. Иные противоречия 3. Авторитет в церкви 4. Два понимания первенства 5. Значение схизмы 8. Столкновение с западом 1. Круг кантакузина 2. Гуманисты и томисты 3. Богословы-паламиты: николай кавасила 4. Флоренция 9. LeX orandI 1 1. Великая церковь в константинополе 2. Литургические цели 3. Гимнология Часть вторая. Доктринальные темы 10. Творение 1. Создатель и создания 2. Божественный план 3. Динамизм творения 4. Освящение природы 11. Человек 1. Человек и Бог 2. Человек и мир 3. Первородный грех 4. Новая ева 12. Иисус Христос 1. Бог и человек 2. Искупление и оБожение 3. Theotokos 13. Святой Дух 1. Дух в творении 2. Дух и искупление человека 3. Дух и церковь 4. Дух и свобода человека 14. Триединый Бог 1. Единство и троичность 2. Ипостась, сущность, энергия 3. Живой Бог 15. Сакраментальная теология: жизненный цикл 1. Количество таинств 2. Крещение и миропомазание 3. Покаяние 4. Брак 5. Исцеление и смерть 16. Евхаристия 1. Символы, образы, реальность 2. Евхаристия и церковь 17. Церковь в мире 1. Церковь и общество 2. Миссия церкви 3. Эсхатология Заключение Антиномии Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТ I [греч. Κλλιστος] (кон. XIII в.- 1363/64), свт. (пам. греч. 20 июня), патриарх К-польский (1350-1353, 1355-1363/64), визант. монах-исихаст, писатель, противник унии. Жизнь О месте рождения, родителях и юных годах К. ничего не известно. Он был одним из ближайших учеников прп. Григория Синаита и составил его Житие. Когда во время 1-го пребывания на Афоне прп. Григорий встретил К. (ок. 1313/14), тот, возможно, уже был монахом Иверского мон-ря ( Δελικρη. 2004. Σ. 31-32). Став учеником преподобного, К. жил с ним в скиту Магула, а когда прп. Григорий Синаит предпринял 1-е путешествие в Парорию, отправился вместе с ним. После краткого пребывания в Парории, а затем в К-поле К. вместе со своим сподвижником Марком был послан прп. Григорием на Св. Гору. Однако гражданская война, к-рая шла в последние месяцы правления имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. причины задержали прп. Григория в К-поле. Через неск. недель К. возвращается в К-поль, но весной 1328 г. снова удаляется на Афон, куда через неск. месяцев наконец прибыл и его учитель (Житие Григория Синаита. 16). Когда прп. Григорий отправился в Парорию во 2-й раз, К. вместе со своим сподвижником Марком, также учеником прп. Григория, остался в скиту Магула (они подвизались вместе с Марком 28 лет) ( Γνης. 1980. Σ. 50-51; Podskalsky. 2000. S. 299). Там К. был рукоположен во иерея и в качестве насельника скита подписал в 1340 г. Святогорский томос (PG. 150. Col. 1236cd; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 577-578). В сер. 40-х гг. XIV в. К. вернулся в Иверский мон-рь ( Δελικρη. 2004. Σ. 32, σημ. 3; см. также Σ. 33), где, возможно, стал игуменом ( Talbot, Cutler. 1991). Существует также иная версия событий этого периода жизни К.: сначала он поступил в Великую Лавру св. Афанасия (предположительно незадолго до 1314), затем подвизался в скиту Магула (1314-1340) и наконец поселился в Иверском мон-ре (1342-1350) (PLP, N 10478; Pavlikianov. 2001. P. 72). Кроме того, если верно предположение Ж. Лефора, что скит Магула в те годы уже принадлежал Иверской обители (см.: Actes d " Iviron. Pt. 4: De 1328 au début du XVIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari. P., 1995. P. 5. Not. 25. (ArAth; 19)), то К. мог считаться монахом этого мон-ря еще раньше.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре 16 июля, 2012 От редакции. Здесь публикуется перевод двух глав из диссертации архимандрита Макария, написанной им во время пребывания на богословском факультете Университета Мартина Лютера в Галле (Герма­ния) и защищенной там же в 1988 г. В 1999 г. эта работа была опубликована в Эрлангене в серии OIKONOMIA (Bd. 38). В издатель­ском предисловии сообщается, что впервые за несколько последних десятилетий богослову, получившему образование в православной Ака­демии, была присвоена ученая степень евангелического богословского факультета. II. Великая герцогиня и великая княгиня Мария Павловна – †1859) Основание и жизнь веймарского православного храма неразрывно связаны с именем великой княгини и великой герцогини Марии Павловны, дочери русского царя Павла I Вступив в брак с наследником веймарского герцога Карлом Фридрихом, она прибыла в Веймар в сопровождении православного клира, оставаясь здесь до своей кончины. Пребывание в Веймаре православной герцогини и послужило непосредственным поводом для того, чтобы основать здесь православный храм. Кем же была Мария Павловна и каким образом можно охарактеризовать ее деятельность в Веймаре? Она родилась 16 февраля 1786 г. в царской семье в Петербурге и была в семье пятым ребенком 1 . Ее воспитательницей была швейцарка Мазебет; “ее ученица оставалась ей благодарной до конца дней” 2 . Позднее композитор Сарти преподавал юной великой княжне музыку и считал, что у нее к тому имеется большой талант 3 . В 1795 г. ей пришлось пережить смерть младшей трехлетней сестры Ольги, а в 1801 г. — насильственную смерть отца, императора Павла I. Павел был женат дважды и оба раза на немках. Первой его женой была принцесса Вильгельмина Дармштадтская (Наталия Алексеевна). Вторая жена, София Доротея Августа Вюртембергская (Мария Феодоровна), была матерью Марии Павловны. При описании деятельности Марии Павловны подчеркивается, что Мария Феодоровна примером собственных трудов оказала большое влияние на дочь в том, что касается ее позднейшей благотворительности 4 .

http://pravmir.ru/hram-svyatoy-ravnoapos...

На основании сведений из «Пиры» о служебном положении Е. Р. его биография была восстановлена Н. Икономидисом ( Oikonomides. 1986. S. 171-174). Е. Р. рано начал судейскую карьеру (кон. X в.). При рассмотрении сложного дела о подлоге он сумел опровергнуть аргументы старших членов суда и добиться оправдания подсудимого. Справедливость доводов Е. Р. была признана даже Симеоном Логофетом , к-рый участвовал в этом судебном заседании (Peira. LXIV 1). После этого Е. Р. достаточно быстро продвигался по служебной лестнице. Не позднее апр. 1025 г. он получил титул патрикия (см. заголовок его сочинения, датируемого этим временем: Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 341). При имп. Романе III Аргире (1028-1034), к-рый до этого служил вместе с Е. Р. в суде, Е. Р. был на особом положении. В 1028 г. он получил во временное управление одну из фем и уехал из К-поля (Peira. XLIX 4). В окт. 1029 и в мае 1030 г. принимал участие в заседаниях церковного суда под председательством патриарха Алексия Студита ( Schminck. 1979. S. 265). Вскоре после этого Е. Р. стал друнгарием виглы, т. е. председателем имп. суда (вероятно, ему принадлежит печать «Евстафия анфипата, патрикия, веста и друнгария виглы» - Zacos. 1984. N 142). Между 1030 и 1034 гг. он получил титул магистра; сохранилась его печать с надписью «Евстафий, магистр и друнгарий виглы» ( Laurent. 1981. N 888). Как видно из «Пиры», Е. Р. пользовался авторитетом как выдающийся знаток права и опытный судья. Е. Р. всегда стоял на страже закона, стараясь пресекать произвол динатов и вельмож, в судебных спорах постоянно поддерживал сторону представителей низших слоев общества и обездоленных людей (париков, бедняков, сирот, незаконнорожденных, обманутых невест и др.). Исполняя свои обязанности, Е. Р. нередко заседал в суде совместно с императором. Иногда ему приходилось по поручению императора давать правовые заключения по делам, вызвавшим разногласия среди членов имп. суда (Peira. VII 15). Сведения о последних годах жизни и о времени смерти Е. Р. отсутствуют. Однако можно предположить, что его карьера окончилась в сер. 40-х гг. XI в., в начале правления имп. Константина IX, поскольку Е. Р. вынес судебное решение (Ibid. XLII 19) против влиятельного аристократа Романа Склира, брата имп. фаворитки Марии Склирины ( Литаврин. 1977. С. 276-277). Сочинения

http://pravenc.ru/text/187481.html

Соч.: Словенски пролог жumuja царице Ирине. Београд, 1964; Св. Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. 17. С. 63-71; Манастири Хиландар и Muлeje//Хиландарски зб. 1978. 4. С. 7-16; Св. Гора и Лионска yhuja. Београд, 1978; Жumuje архиеп. Данила II као извор за Каталанске koмnahuje//ЗРВИ. 1980. 19. С. 251-273; Concerning Turkish Assaukts on Mount Athos in the 14th cent.//Прилози за opujehmaлhy фuлoлorujy. Capajebo, 1980. Бр. 30. P. 501-516; Светогорци и стонски доходак//ЗРВИ. 1983. 22. С. 165-206; Jepoмoh. Mamuja и хиландарски метох у Лушцу//Хиландарски зб. 1983. 5. С. 51-67; Хиландар и пирг у Xpycuju//Там же. 1986. 6. С. 59-82; Документи и аделфатима за Kapejcky keлujy св. Саве//ЗРВИ. 1986. 24/25. С. 385-396; Hajcmapuju период ман-ра Хиландара и преписи//Хиландарски зб. 1991. 8. С. 7-17; Светогорски дани Данила II//Архиеп. Данило II и доба. Београд, 1991. С. 75-81; Да ли je сачувана Драгутина Хиландару?//ЗРВИ. 1993. 32. С. 129-136; Хиландарски и Евергетидски типик: Подударности и разлике//Там же. 1994. 33. С. 85-102; Почеци светогорског монаштва: Од kpaja VIII до друге пол. Х о Cbemoj Гори. Београд, 1995. С. 11-24; Уроша I ман-ру Хиландару//ЗРВИ. 1996. 35. С. 213-219; Запис о грчким Хиландарског архива//Хиландарски зб. 1997. 9. С. 27-34; Солунски метох ман-ра Хиландара//ЗРВИ. 1998. 37. С. 111-119; Хиландар Cpбuje и Buзahmuje (1198-1371)//Настава ucmopuje. Нови Сад, 1999. С. 48-58; Les rapports entre Vatopedi et les moines serbes a l " epoque dem la fondation du monasture serbe de Chilandar//The Monastery of Vatopedi: History and Art. Athenes, 1999. P. 31-41; О времену брака Стефана Уроша III (Дечанског) са Mapujoм Палеолог//ЗРВИ. 2000. 38. С. 327-330; у Cpбuju//Там же. 2001. 39. С. 183-196; De l " histoire d " une vigne//Byzantium State and Society: In Memory of N. Oikonomides. Athens, 2003. P. 565-569; Акт прота Теофана за ман-р Вериота (апр. 1312, инд. 10) у старосрпском преводу XV в.//ЗРВИ. 2003. 40. С. 245-261 (в соавт. с Бубало); Комитиса у светлости нових докумената//Там же. 2004. 41. С. 279-291; Белешка о jeдhoм Богородичином ман-ру у Солуну//Хиландарски зб. 2004. 11. С. 175-179; Акт г-на Константина Драгаша и царице Ebдokuje ман-ру Ивирону (13. jahyap, ок. 1380)//Там же. С. 287-294 (в соавт. с Т. Вардарски метох Хиландара//Вардарски зб. 2004. 3. С. 1-7; Драгаши и Св. Гора//ЗРВИ. 2006. 43. С. 41-57; Манастир Плака у Kapeju//Там же. 2007. 44. С. 173-189; Монаси Хиландара - чувари манастирских докумената//Пета о Св. Гори. Београд, 2007. С. 141-168.

http://pravenc.ru/text/182257.html

Oikonomia Quellen und Studien zur orthodoxen Theologie hrsg. vom Lehrstuhl für Geschichte und Theologie des christlichen Ostens an der Theologischen Fakultät der Universität Erlangen-Nürnberg. Spezialstudien und Quellenausgaben zur Ostkirchenkunde sind im Zeitalter explodierender Papier-, Druck- und Personalkosten immer schwerer in Verlagen unterzubringen. Deshalb erscheint an unserem Lehrstuhl eine entsprechende Reihe im Dissertationsdruck. Oikonomia soll die Grundtexte ostkirchlicher Liturgie und andere bedeutsame Quellenschriften ebenso wie Arbeiten namhafter zeitgenössischer orthodoxer Theologen in westlichen Sprachen zugänglich machen. Außerdem sollen in dieser Reihe Studien zu einzelnen Problemen orthodoxer Theologie, Spiritualität und historischen Selbstverständnisses veröffentlicht werden: 1 . Standortbestimmungen, Zur Problematik der kirchenslavischen und russischen Bibelrezensionen (noch nicht erschienen). 2 . Die Göttliche Liturgie des hl. Johannes Chrysostomos mit den besonderen Gebeten der Basilius-Liturgie im Anhang, Heft A: Griechisch-Deutsch, Heft B: Russisch-Kirchensla-visch-Deutsch, Heft C: F. v. Lilienfeld, Einführung in den Gottesdienst der orthodoxen Kirchen, Erlangen 1979/zus. 628 S. (nur geschlossen zu beziehen) – DM 39, 50 vergriffen, Neuauflage in Vorbereitung. 3 . Erich Bryner, N.M. Karamzin, Eine kirchen- und frömmigkeitsgeschichtliche Studie, 290 S. – vergriffen. 4 . Hermann Goltz, Hiera Mesiteia – Zur Theorie der hierarchischen Sozietät im Corpus Areopagiticum, Erlangen 1974, 357 S. – DM 24. 5 . Dumitru Staniloae (Bukarest), Ausgewählte theologische Aufsätze (in Vorbereitung). 6 . Aspekte frühchristlicher Heiligenverehrung, mit Aufsätzen von H. Cancik, A. Goldberg, W. Rordorf, H.J.W. Drijvers und G. Kretschmar, 216 S., vergriffen, Neuauflage in Vorbereitung – DM 19, 50. 7 . N.A. Zabolockij, Die Katholizität der Kirche in orthodoxer Sicht – (in Vorbereitung). 8 . Metropolit Manuil (Lemeevskij), Russkie pravoslavnye ierarchi perioda s 1893 po 1965 gg., Kujbyšev 1966, 6 Bände (ergänzt und bis zur Gegenwart weitergeführt von P. Coelestin Patock, Würzburg), Teil I, Erlangen 1980, 431 S. – DM 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Oikonomia Quellen und Studien zur orthodoxen Theologie hrsg. vom Lehrstuhl für Geschichte und Theologie des christlichen Ostens an der Theologischen Fakultät der Universität Erlangen-Nürnberg Spezialstudien und Quellenausgaben zur Ostkirchenkunde sind im Zeitalter explodierender Papier-, Druck- und Personalkosten immer schwerer in Verlagen unterzubringen. Deshalb erscheint an unserem Lehrstuhl eine entsprechende Reihe im Dissertationsdruck. ΟΙΚΟΝΟΜΙΑ soll die Grundtexte ostkirchlicher Liturgie und andere bedeutsame Quellenschriften ebenso wie Arbeiten namhafter zeitgenössischer orthodoxer Theologen in westlichen Sprachen zugänglich machen» Außerdem sollen in dieser Reihe Studien zu einzelnen Problemen orthodoxer Theologie, Spiritualität und historischen Selbstverständnisses veröffentlicht werden: 1 . StandortbeStimmungen. Zur Problematik der kirchenslavischen und russischen Bibelrezensionen (noch nicht erschienen) 2 . Die Göttliche Liturgie des hl. Johannes Chrysostomos mit den besonderen Gebeten der Basilius-Liturgie im Anhang. Heft A: Griechisch-Deutsch, Heft B: Russisch-Kirchenslavisch-Deutsch, Heft C: F.v.Lilienfeld, Einführung in den Gottesdienst der orthodoxen Kirchen, Erlangen, 1979, zus. 628 S. (nur geschlossen zu beziehen) vergriffen, Neuauflage erscheint Herbst 1985 3 . Erich Bryner, N.M. Karamzin, Eine kirchen- und frönmigkeitsgeschichtliehe Studie, 290 S., vergriffen. 4 . Hermann Goltz, Hiera Mesiteia – Zur Theologie der hierarchischen Sozietät im Corpus Areopagiticum, Erlangen 1974, 357 S. DM 24,– – 5 . Dumitru Staniloae (Bukarest), Ausgewählte theologische Aufsätze (in Vorbereitung) 6 . Aspekte frühchristlicher Heiligenverehrung, mit Aufsätzen von H. Cancik, A. Goldberg, W. Rordorf, H.J.W. Drijvers und G. Kretschmar, 216 S. vergriffen, Neuauflage in Vorbereitung 7 . N.A. Zabolockij, Die Katholizität der Kirche in orthodoxer Sicht (in Vorbereitung) 8 . Metropolit Manuil (Lemeševskij), Russkie pravoslavnye ierarchi perioda s 1893 po 1965 gg., Kujbyšev 1966, 6 Bände (ergänzt und bis zur Gegenwart weitergeführt von P. Coelestin Patock, Würzburg), Teil I, Erlangen 1980, 431 S. DM20,– –

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Паникадило из Сионского клада. 550–560 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Πολικνδηλον, букв.- «многосвечие»], светильник со множеством восковых свечей, масляных или (в совр. практике) электрических ламп, подвешенный в центре храма (обычно в подкупольном пространстве) или в боковых приделах (для таких П. иногда используется термин «поликандило», обычно их размер меньше размера центрального). Известно множество форм П. В древней Церкви наиболее распространенным типом П. были металлический плоский диск или крест с отверстиями для масляных светильников конической формы. Такой тип назывался по-гречески στφανος, а в лат. традиции - corona или farus (pharus) cantharus (напр., такие золотые П. были подарены имп. Константином Великим рим. базилике Спасителя (Сан-Джованни-ин-Латерано) - LP. T. 1. P. 173, 176). П., в которых масляные светильники заменялись свечами, назывались cereostata (Ibid. P. 221). Существовали также комбинированные варианты (Ibid. T. 2. P. 31; подробнее см.: Geertman. 1988). Древние образцы серебряных П. разных форм обнаружены в составе неск. кладов VI в. (т. н. Сионский клад) в 60-х гг. XX в. в Юж. Турции (древняя пров. Сирия; хранятся в музеях Турции и США). По свидетельству Павла Силенциария , в храме Св. Софии в К-поле было множество таких серебряных П. крестовидной и концентрической формы, к-рые по отдельности крепились цепями (κρεμαστρια) к куполу и несли на себе масляные светильники ( Paul. Silent. S. Sophia. 810-839; от имени малолетнего имп. Михаила III (842-867) храму было подарено золотое П.- Theoph. Contin. Chron. 4. 45 (211. 2)). По сообщению Робера де Клари, в момент взятия К-поля крестоносцами в Св. Софии находилась почти сотня П., каждое из к-рых висело на серебряной цепи и имело по 25 и более лампад ( Robert de Clari. Conquête de Constantinople. 85; в кн. «Паломник» Антония Новгородца говорится о 80 серебряных «кандилах» только в главном нефе). Серебряные П., возможно 8-угольной формы, висели в тронном зале Хрисотриклин ( Oikonomid è s N. Les Listes des Préséances byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. P. 131). Их было принято зажигать во время интронизации императора, при приеме послов, рождении наследника и в др. подобных случаях ( Parani. 2013).

http://pravenc.ru/text/2578805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОР Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) [Лат. loros; греч. Λωρφο, от lorion - полоса кожи], элемент имп. облачения (для суверенов обоего пола) в виде златотканой ленты, украшенной драгоценными камнями, шириной ок. 0,3 м и длиной ок. 4-5 м. Происхождение Л. связано с рим. консульской тогой (trabea triumphalis), остававшейся в употреблении до VII в. Л. препоясывали по плечам крест-накрест туловище и грудь, после чего один его конец вертикально спускали перед грудью, а другой перебрасывали через левое предплечье. В VI в. это слово использует Иоанн Лид при описании позолоченных погон или наплечий ( Lyd. Mag. 2. 2); в XIV в. Псевдо-Кодин называет им кожаные ремни. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. С празднованием Пасхи и Пятидесятницы было связано регулярное облачение императора в Л., когда его одевали поверх дивитисия во время царского выхода в храм Св. Софии. Согласно имп. Константину Багрянородному, Л. символизирует победу Христа над смертью и сияние Его пелен по Воскресении; также является символом Креста ( Const. Porphyr. De cerem. II 40). Помимо императоров правом ношения Л. во время пасхальной трапезы обладали нек-рые высшие чиновники визант. двора ( Philotheos. Kletorologion/Ed. N. Oikonomidés//Les listes de présèance byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. N 201. 24). Двенадцать сановников, облаченных в Л., имп. Константин Багрянородный уподобляет апостолам, собравшимся вокруг Христа, Которого олицетворяет император. Шарфы или перевязи из более легкой материи также могли называть Л., напр. в облачении столичного эпарха, символизировавшем его власть. Л. не служил элементом коронационного облачения императоров, но те надевали его во время увенчания кесарей; крестоносец Робер де Клари при описании одежд возводимого на трон Латинской империи Балдуина Фландрского (1204) использует слово palle, которое могло обозначать Л.

http://pravenc.ru/text/лоре.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010