Дополненный Огласительным словом свт. Иоанна Златоуста, обрядом христосования, ектениями и каждениями, а также основными элементами заключительной (соответствующей рассвету) части утрени - хвалитными псалмами и утренним славословием (в Иерусалимском уставе славословие из чина пасхальной утрени исключено, но в студийской традиции оно там присутствовало - во вседневной редакции), комплекс текстов из слов свт. Григория Богослова на Святую Пасху и очевидно связанных с ними пасхальных канона прп. Иоанна Дамаскина и нескольких стихир и подарил православной традиции ту торжественную, блистательную и священнейшую службу, какой является Светлая заутреня. 5.Заключение Можно сказать, что в ходе развития православного богослужения Праздник праздников - Святая Пасха - получил не одно, а целых два бдения. Первое - раннехристианское, состоящее по преимуществу из библейских чтений, известно нам как вечерня и литургия Великой субботы. Второе - византийское, состоящее почти исключительно из сочинений христианских авторов (святоотеческих слов и гимнографических произведений), известно нам как Светлая заутреня и литургия Пасхальной ночи. Оба они наполнены глубочайшим смыслом и неземной красотой, а в своей совокупности образуют вершину годового круга богослужения Православной Церкви. 1 PG.42. Col. 228. 2 См.89-е правило Трулльского Собора. 3 См.: BradshawP. «Diem baptismo sollemniorem»: Initiation and Easter in ChristianAntiquity//Ελγημα: Studies in Honour of R. Taft. R.,1993. P. 41-51. 4 См.: LeTypicon de la Grande Église: Ms. Sainte-Croix No. 40/Intr., texte crit. et not. par J. Mateos. R., 1963. T. 2. (OCA. 166). P. 82-91; см. также: Bertonière G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA. 193). P. 124-126; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. К., 1907. С. 160-164. 5 Таким образом, в IX веке в константинопольском последовании Великой субботы еще не было заимствования из иерусалимской литургии ап. Иакова - херувимской песни «Да молчит всякая плоть». Эта песнь (в рукописях самой литургии ап. Иакова с Великой субботой никак не связанная) попадает в чин литургии свт. Василия Великого в Великую субботу только к XVI веку.

http://bogoslov.ru/article/399377

136 (1974), р.337; 41 (1975), р.123. Типикон Эвергетиды требует, чтобы Акафист исполнялся в 4-м часу ночи, вместе с «орфросом» (Дмитриевский А. Описание, I, с.537). Mathews Т.Е. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographie Survey. University Park, Pennsylvania, 1976, p.71–101; Muller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tübingen, 1977, p.209–215. 142 Эту еженедельную службу не должно смешивать с ежегодным поминанием основателей монастыря, для которого Иоанн распорядился доставлять икону Одигитрии. Она оставалась в течение ночи в Герооне, близ его гробницы (там же, 81.883–83.900). Кроме того, икону приносили для поминальной службы на могилы его жены и сына, захороненных там же. 143 Шествие берет свое начало от процессий с пением «асматике» (всенощной) – древней константинопольской традиции бдения накануне значительных церковных праздников, в котором принимали участие патриарх, все митрополиты, архиепископы и епископы города, клир Св. Софии и других городских церквей, а также все монахи (ср., например, описание процессии из Св. Софии во Влахернье .накануне праздника Торжества Православия: De Ceremoniis. Bonn ed. I, 156.19–157.6). См.: Uspensky N.D. The Office of the All–Night Vigil in the Greek and in the Russian Church//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 24 (1980), p.83–113, 169–195, пер. М.Арранца, L’office de la veillee nocturne dans l’Eglise grecque et dans l’Eglise russe//OCP. 42 (1976), c.117–155, 402–425, особ. 151–154; cp. также: Baldovin J.F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy//OCA 228, Rome, 1987, p.205–226. 144 Gautier P. Le typikon de la Theotokos Kecharitomene (прим.7), 117.1746–1748; он же: Le typikon du Christ Pantokrator, 107.1335–1336; Oikonomides. Docheiariou, 136.25–26; Arranz M. Pannychis//OCP. 41 (1975), c.121. 146 Рукописи, предписывающие, что «параклетикос канон», поется на «аподейпнон» (повечерие), датированы по меньшей мере XII в. (например, Paris, B.N. gr.370, 354). Вероятно, этот канон, который упоминается уже в типиконе Эвергетиды XI в. как основная часть ночной параклетике паннихис, следующей либо за вечерней (Gautier P. Le typikon de la Theotokos Evergetis//REB. 40 (1982), 77.1093–1102), либо за аподейпнон (во время Великого Поста). См.: Дмитриевский А Описание, I, с.516, 604; ср. также Типикон Саввы Сербского там, где он появляется в контексте месоникатикона (Meyer Ph. Die Haupturkunden fur die Geshcichte der Athoskloster. Leipzig, 1894, 186.24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

91 Иван Шушерин. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 51. 94 Христианские реликвии в Московском Кремле. Автор-составитель А. М. Лидов. М., 2000. Кат. 49. С. 180–183. 95 Практически идентичен московскому крест из Никольского монастыря Переславля-Залесского. См. статью в настоящем сборнике: Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из Переславля-Залесского. 101 Baldovin J. F. Urban Character of Christian Worship.The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy.OCA, 228.Roma, 1987. 102 Дебольский Г. С., протоиерей. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1901. Т. 1. С. 654. 105 Тафт Роберт Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. Пер. сангл.; R. F. Taft. The Byzantine Rite.A Short History. Collegeville, MN, 1992. P. 36–37. 109 Георгиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995. С. 237. 112 Frolov A. La dedicace de Constantinople dans la tradition byzantine//RHR. 127 (1944). Р. 61–127. 121 Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XIIbb.//Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40; Bauras L. The Cross of Adrianapole: A Silver Processional Cross of the Middle Byzantine Period. Athens, 1979.P. 9–16; Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы//Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 172– 174. 124 Стерлигова И. А. О значении драгоценного убора в почитании святых икон//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 126–131. 126 Успенский П. Путешествие в афонские монастыри и скиты, часть II, отделение второе, 1848 год. М., 1880. С. 17–28. 129 Романов Г. А. Городские крестные ходы XIV–XVIbb. (По материалам Москвы и Новгорода): Дис. … канд. ист. наук. М., 1997. 132 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XVbeka. М., 1996. С. 142–148. Кат. 11, 12. 135 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XVbek. М., 1982. Кат. 18, с. 430.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

б)рукописи: Vatican 771 (XII в.), Barberini 484 (1120 г.). в) издания: Венеция, 1522 (со службой св. Григория Паламы, введенной в XIV в.); по этому образцу: 52 венецианских издания и все афинские; Рим, 1724: почти как венецианское издание; Рим, 1738: (изд. Витали) редакция по гроттаферратским рукописям (без синаксарей Ксанфопула и без службы св. Григор. Паламы), Рим, 1879 (как 1738). Замечание: в новом Римском Анфологии включена служба св. Григория Паламы, учение которого принимается в РКЦ. III. Tunukoh. первые " Типиконы " «Νομικ θερσ τν Μοναστριακν», Афины, 1984. A. SKAF, «Typika», Dictionnaire de Spiritualite 15, Paris, 1358–71. Полный библиографический список греческих Типиконов: A. THIERMEYER, «Das Typikon-Ktetorikon», OCP 58,1992,476–513; славянские типиконы: см. ниже стр. 49: ПЕНТКОВСКИЙ. G. BERTONIERE, «The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church» (OCA 193) Roma, 1972; R. TAFT, «The Byzantine Rite: a Short History», Collegeville, Minn. 1992. См. ДМИ–ДРЕ; МАН:228–244; СКА:4,372. 1. Святогробский Иерусалимский «Типикон» Триодь–Типикон храма Воскресения, по рукописи " Αγιο "  — Σταυρο " 43 (X-XI в.), изданной Пападопулос- Керамевсом в СПб в 1894 г. , была представлена , как «смешанный порядок монахов св. Саввы, служивших при храме Воскресения». Ее надо изучать как продолжение древней соборной традиции, отраженной в Паломничестве Эгерии, продолжающейся в Армянском и Грузинском лекционариях, а также в грузинском Иадгари или Тропологии, предшественнике Триоди святых Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского. Но этот документ может считаться и настоящим «Типиконом» (как его называли Пападопулос–Керамевс и Дмитриевский), так как в нем, вместе с полным собранием песнопений Страстной и Пасхальной седмиц, находится немалое количество драгоценных рубрик. Также современная Постная и Пасхальная Триодь имеют много типиконного материала, например, в 1–й понедельник Вел. Поста, в день Благовещения, в день Пасхи. 2. Константинопольский «Типикон»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Остатком древней «стациональной литургии» являются современные крестные ходы. – Прим. ред. 45 Основополагающее исследование этой идеи в ее развитии в период поздней античности см. в работе: Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. – OCA, 228. Roma, 1987. 50 Ранние примеры можно найти в описании процессии в «Житии Св. Маркиана». См.: Taft R. Byzantine Liturgical Evidence in the Life of St. Mercian the Oeconomos: Concelebration and the Preanaphoral Hites. – OOP. 48. 1982. P. 159–170. 52 Socrates. Kirchengeschichte. Ed. G. Ch. Hansen. B., 1995; VI. 8; PG. T. 67. Col. 688–689· Ср.: Sozomenus Kirchengeschichte. Hrsg. von J. Bidez, G. Ch. Hansen. B., 1960. VIII. 8. P. 360–361; PG. T. 67. Col. 1536. 53 Напр., Нош. dicta postquam reliquiae martyrum..,2. – CPG. 4441. 1; PG. T. 63. Col. 470, где описывается перенесение мощей мучеников в пригород Дрипии на Via Ignatia в 13,5 км. к западу от города к концу первого года пребывания Иоанна в Константинополе: Baldovin J. F. Op. cit. P. 183. Ср.: Chrysostom. De S. Hieromartyre Phoca. – PG. T. 50. Col. 699, которое цитирует Балдовин (P. 183). 54 Horn, dicta postquam reliquiae martyrum.. " l. – PG. T, 63. Col. 461; Нот. adv. eos qui non adfuerant 1. – CPG. 4441.4; PG. T. 63. Col. 477; Нот. in illud: «Pater meus usque modo operatur. 1. – CPG. 4441Л0; PG. T. 63. Col. 511. 55 Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome I. Ed. A. – M. Malingrey, P. Leclercq. – Sources chrctiennes, 341. P., 1988. P. 124. 56 Baldovin J. F. Op. cit. P. 184–186. Как указывает Балдовмн (Р. 186), попытка императора Анастасия, о чем свидетельствует Феодор Чтец , заполучить контроль над процессиями ок. 496 г. подчеркнула их политическую и гражданскую важность: Theodoros Anagnostes, Kirchengeschichte. Ed. G. S. Hansen. – GCS. 54. 2nd ed. B., 1971. 468. P. 134. 57 III. 3, lohannis Ephesini. Historiae ecclesiasticae pars tertia. Ed. F. W. Brooks. – Corpus scriptorum Christianorum orientalium.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

91 Mango C. Daily Life in Byzantium. – JOB. 1981. 31.1 P. 346; Cameron A. The Construction of Court Ritual: The Byzantine Book of Ceremonies. In: Cannadine D., Price S. Rituals of Royality. Power and Ceremonial in Traditional Societies. Cambridge, 1987. P. 106–136. 92 Cp. Kazhdan A., Constable ( λ People and Power in Byzantium. An Introduction to Modern Byzantine Studies. Wash., 1982. P. 60 66, 126, 134, 137, 158, 161. 94 Mateos Le Тур icon de la Grande Bglise. Ms. Sainte-Croix no. 40, X siecle. Introduction, texte critique, traduction et notes. – OCA. 1962–1963. 165–166. Vol. I-II. 95 Дмитриевский А Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православнаго Востока. Киев, 1901. Т. II. С. 1009–1111, полностью использовано в: Baldovin J> F, The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. – OCA. Roma, 1987. 228. P. 202–204. Эти рукописи положены в основу двух докторских диссертаций, написанных под руководством М. Арранца в Папском Институте восточных исследований в Риме: первая часть этого кодекса (ff. 1–100) издана с критическим апаратом в: Duncan J. Coislin 213. Euchologe de la Grande Eglise. Rome, 1983; остальная часть (ff. 101–211), хотя все еще не опубликованная, подготовлена к печати: Maj J. М. Coislin 213. Euchologio della Grande Chiesa. Manoscritto della Biblioteca Nazionale di Parigi. Testo critico annotato dei ff. 101–211. Roma, 1990. 96 Op. Arranz Λ. L " office de l’Asmatikos Hesperinos («vepres chantces») de l’ancien Euchologe byzantin. – OCP. 1978. 44. P. 112, 115–116. 97 Taft К The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a Twelfth-Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060. 1. – OCP. 45. 1979. P. 279–307; И. – OCP. 46. 1980. P. 89–124. 98 Как я уже отмечал выше, социально-историческая «контекстуализация» литургических документов – очевидная необходимость, которой историки восточного богослужения (их мало, и они все еще заняты лишь подготовительной работой в этой области знаний) все еще не уделяют должного внимания; ср.: Taft R. Response to the Berakah Award: Anamnesis. – Worship 59. 1985. P. 314–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

P. 17–36; Croce G. La Badia Greca. P. II, 32–54, 283–296. Проницательный возмутитель спокойствия, человек неординарной эрудиции, самоучка Жан-Франсуа Шарон (1878–1959), родившийся в Кане (Франция) и позже принявший имя Кирилл Королевский, был влиятельным членом Ватиканской комиссии, учрежденной в 1936 г. для издания католический версий православных литургических книг (Tisserant E. P. 31:35). Его взгляды на мнимый «оферторий» архиерейской литургии изложены в книге Charon C. Les saintes et divines liturgies de nos saints pères Jean Chrysostome, Basile le grand et Grégoire le grand (Liturgie des Présanctifiés) en usage dans l " Eglise grecque catholique orientale. Beyrouth/Paris, 1904. P. 171–72, 183; ср. Taft R.F. Great Entrance. P. 266, прим. 41, 43. 448 Ср. Winkler G. The Achievements of the Oriental Institute in the Study of Oriental Liturgiology//OCA 244. P. 115–141. 449 Mouhanna A. Les rites de l " initiation dans l " Eglise maronite//OCA. 212. Rome, 1978. См. рецензию Г. Винклер: OC. 1981. 65. S. 227–228. 450 Harvey V. A. The Historian and the Believer. A Confrontation between the modern historian " s principles of judgment and the Christian " s will to believe. New York, 1966. P. 45ff. 452 См. прекрасную академическую биографию Abercrombie N. The Life and Work of Edmund Bishop. London, 1959. Сам Баумштарк (Werden. S. 88) считал Бишопа величайшим историком литургии своего времени и полностью разделял его взгляд на врожденный консерватизм римской литургии (ibid. 97). 453 Это сказал о Баумштарке, например, Дом Бернар Ботт в предисловии к 3-му изданию (CL vii–viii). 456 См. более детально: Baumstark A. Werden. S. 2–6.; Хамм (Hamm F. Einsetzungsberichte. S. 93) также говорит о «законах» (Entwicklungsgesetze); тогда как Энгбердинг (Basileiosliurgie. S. xxiii-iv) называет их «allgemeine textkritische Regeln [общими правилами текстуальной критики]» и «für die liturgiegeschichtliche Forschung allgemein anerkannte Regeln [в историко-литругических исследованиях признанными правилами]» – что, в общем-то, одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Los Angeles, 1981. P. 65–81; Kazhdan A. The Armenians in the Byzantine Ruling Class Predominantly in the Ninth through the Twelfth Centuries P. 450 [см. также: Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI–XII вв.]. 227 Der Nersessian S. The Kingdom of Cilician Armenia//A History of the Crusades. Vol. 2. P. 630–659; Lang D.M. Armenia, Cradle of Civilization. London, 1970. P. 200–211. 228 Theoriani Disputationes cum Armeniorum Catholico//PG, 133, col. 120–298, Dolger F. Regesten. 1478, 1489. 229 Агрее L. А History of Armenian Christianity. New York, 1946. P. 140–148; Tekeyan P. Controverses christologique Armeno–Clilicie dans la seconde moitie du XII e siecle (1165–1198)//OCA 124 (1939). P. 21–58; Ter–Mikelian A. Die Armeninische Kirche in ihren Beziehungen zur byzantinishen (von IV. bis zum XIII. Jahrhundert). Leipzig, 1892. S. 82–105. 230 «Я же в этом определении ничего противного православной вере не нахожу и дивлюсь, сколь бесстыдно прибег он к клевете на него пред нами» (Disputatio I//PG, 133, col. 204b). 234 Recueil des historiens des croisades. Documents Arminiens. Paris, 1869–1906. Vol. 1. P. 697; англ. пер.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States… P. 343. 235 Atamian А.Р. Cilician–Roman Church Union//Dictionary of the Middie Ages/Strayer J.R., ed. New York, 1983. Vol. 3. P. 394–395. 236 Moosa М. The Maronites in History. Syracuse (NY), 1986; Salibi K.S. The Maronites of the Lebanon under Frankish and Mamluk Rule, 1099–1516//Arabica 4 (1957). P. 288–303; El–Hayek E. Struggle for Survival: The Maronites of the Middle Ages//Conversion and Continuity. P. 407–422; Frazee C. The Maronite Middle Ages//Eastern Churches Review 10 (1978). P. 88–100. См. также близкое по духу исследование: Gribomont J. Documents sur les origines de l " Eglise maronite//Parole de l’Orient 5 (1974). P. 95–132. 237 Willelmus Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum//Recueil des historiens des croisades. Historiens occidentaux. Paris, 1844–1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Шмеман Александр , протопресв. Богослужение в секулярный век. М., 2009. Шмеман Александр , протопресв. Евхаристия – Таинство Царства. М., 2001. Шмеман Александр , протопресв. За жизнь мира. Нью-Йорк, 1983. Шмеман Александр , протопресв. Литургия и жизнь. М., 2002. Якобсон А. Л. Архитектура//Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. Москва, 1989. С. 496–497. Albright W. F., Mann C. S. Matthew: A New Translation with Introduction and Commentary. Yale, 1971. Anderson P. N. The Christology of the Fourth Gospel. Its Unity and Disunity in the Light of John 6 . Valley Forge, PA, 1996. Baldovin John F., S. J. The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. OCA 228. Roma, 1987. Barackman F. H. Practical Christian Theology. Examining the Great Doctrines of the Faith. 3rd edition. Grand Rapids, 1998. Barker M. Hagia Sophia in Constantinople as the Temple (to be published). Barker M. The Revelation of Jesus Christ. Edinburgh, 2000. Barrett C. K. Paul: An Introduction to His Thought. Louisville, 1994. Bauckham R. Jesus and the God of Israel. God Crucified and Other Studies on the New Testament’s Christology of Divine Identity. Grand Rapids; Cambridge, 2009. Beare F. W. The Gospel According to Matthew: A Commentary. Oxford, 1981. Bebis G. S. Introduction to the Liturgical Theology of St. Basil the Great//Greek Orthodox Theological Review 42:3–4. 1997. P. 273–285. Berger K. Identity and Experience in the New Testament. Minneapolis, 2003. Billings B. S. Do This in Remembrance of Me. The Disputed Words in the Lukan Institution Narrative (Luke 22.19b-20): An Historico-Exegetical, Theological and Sociological Analysis. London; New York, 2006. Blomberg C. A. The Historical Reliability of John’s Gospel. Issues and Commentary. Illinois, 2001. Bobrinskoy B. Liturgie et ecclésiologie trinitaire de Saint Basile/Eucharistie d’Orient et d’Occident (XIIIème Semaine liturgique de l’Institut Saint-Serge). Lex Orandi 47, 1970. P. 197–240. La Tradition Apostolique de saint Hippolyte. Essai de reconstitution/Ed. B. Botte. (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forsehungen, Heft 39). Münster, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1970, Spirit, orientale 7, с. 161. 589 Отечник, Сисой 13, PG 65, 396; G. С. Fedotov, The Russian Religious Mind, Cambridge 1946, с 387. 602 Эннеады I, 1, 10 та V, 1, 10, см. A. Solignac, Homme intérieur: 1. Saint Paul, 2. ege patristique, DS 7, 1, coll. 650–658. 604 См. J. Leroy, Le cénobitisme chez Cassien, RAM 43, (1967), c. 155; другое переложение см. DS 7, 1, col. 655. 613 См. V. Warn ach, EF II, с. 253; Herrade Mehl-Koehlein, L " homme selon l " Apôtre Paul, серия Cahiers Théologiques 28, Neuchâtel-Paris 1950. 615 О молитве 10, PG 11, 445; см. J. Rius-Camps, El dinamismo trinitario en la dwinacion de los seres racionales segiin Origen.es, OCA 188, Roma 1970. 616 Против ересей V, 8, 1, PG 7, 1142b; см. I. Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois, OCA 144, Roma 1955, cc. 39–55; см. с. 620 Там же, с. 138 слл. Русский писатель С. М. Зарин в своей книге. Аскетизм по православно-христианскому учению (СПб., 1907, т. II,, с. 228) утверж- дает, что мы свободны принять или не принять трихотомию, поскольку последняя не всегда признавалась в патристической литературе. 621 О началах I, 1, 6, GCS 5, 22, 21–22; На Матфея XIII, 9, GCS 10, 203, 26–27; см. J. Dupuis, L " esprit de l " homme. Étude sur l " antropologie d " Origène, Desclée de Brouwer 1967, с 67. 626 H. de Lubac, Histoire et Esprit. L " intelligence de l " Écriture d " après Origène, Paris 1950, с 157. 633 К. Rahner, Le début d " une doctrine des cinq sens spirituels chez Origène, RAM 13 (1932), ce. 113–145; M. Olphe-Galliard, Les sens spirituel dans l " histoire de la spiritualité, in Nos sens et Dieu, Ft. Carmélitaines, Desclée de Brou wer 1954, ce. 179–193. 641 См. W. Bousset, Apophthegmata. Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums, Tübingen 1923, с 318. 643 См. J. Dupont, Syneidesis. Aux origines de la notion chrétienne de la conscience morale, Studia Hellenistica, fasc. 5, (1948), ce. 119–193; J. Stelzenberger, Conscience, EF I, ce. 255–266. 646 См. W. Völker, Fortschritt und Vollendung bei Philo von Alexandrien, Leipzig 1938, cc. 95–105.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010