692 Е. Behr-Sigel, Prie et sainteté dans lEglise russe. Paris, 1950. P. 35; новое издание – в сб. Spiritualité orientale 33. Bellefontaine, 1982. 699 Духовная грамота//Макарий, Великие Минеи Четьи. Сентябрь. С.-Петербург, 1868. Стб. 566; Т. Špidlík, Joseph de Volokolamsk...//ОСА 146. Roma, 1956. P. 92. 706 См.: I. ezá, De monachismo secundum recentiorem legislationem russicam//OCA 138. Roma, 1952. P. 18. 707 См.: Т. Špidlík, Superiore – padrë lideale di san Teodoro Studita//Studia missionalia 36 (1987). P. 109–126. 711 См.: Т. Špidlík, Il monachesimo bisantino sul crocevia fra lo studitismo e lesicasmo//Vetera Christianorum 23 (1986). P. 117–129. 712 Франц. пер.: Bellefontaine, 1980; ср.: F. von Lilienfeld, Nil Sorskij und seine Schriften. Berlin, 1963. S. 184 ff. 717 См.: I. esá, De monachismo secundum recentiorem legislationem russicam//OCA 138. Roma, 1952. P. 186. 720 Там же; см.: Житие Сергия Радонежского//Памятники древнерусской письменности и искусства. Вып. LVIII, 1885. С. 82. 722 J. Meyendorff, Partisans et ennemis des biens ecclésiastiques au sein du monachisme russe au XV-XVF sie 29 (1956). P. 28–46, 151–164; IDEM, Les biens eccl " esiastiques en Russie des origines au XVI е siécle//Ibid. 28 (1955). P. 396–405; I. esá. Op. cit. P. 211 ff. 723 См. историю Николая Святоши в Печерском Патерике, 20. С. 113 и сл.; ср.: Т. Špidlík, San Francesco dAssisi e san Sergio di Radone//S. Graciotti, Battesimo delle terre russe... Firenze, 1991. P. 423–435. 731 V. Losski, N. Arseniev, La paternité spirituelle en Russie aux XVIII е et XIX е sie orientate, 21. Bellefontaine. P. 91 ff. 743 С. Hainsworth, Spiritual direction within Russian monasticism, historical outline. Roma, 1977. 746 Полное собрание сочинений. С.-Петербург, 1913. Т. II. С. 339 (цитата переведена с фр. – Прим. Пер.); Tysckiewicz, Moralistes. Р. 74. 748 В книге L amour fou de Dieu (P. 125) Павел Евдокимов уточняет: «Весь манихейский дуализм и все несторианское разделение, всякий монофизитский упор только на божественном или только на человеческом осуждены лапидарной формулой Халкидонского собора: божественное и человеческое соединены неслиянно и нераздельно. Эта формула очень точно определяет отношения между Церковью и миром, Церковью и историей, Церковью и культурой. Нормативно социальная и культурная жизнь должна строиться на догмате и основываться на принципах богословской социологии, ибо “христианство есть подражание божественной природе”» (цитата из св. Григория Нисского , De professione christiana//PG 46, 244c).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

1670 Служба Софии Премудрости Божией//Богословский Вестник за 1912 г. 2. С. 1–23; фр. перевод см.: Irénikon 30 (1957). Р. 164–168. 1675 Флоренский предлагает анализ трех наиболее важных иконографических типов Софии. Ср.: Столп и утверждение истины. XI, письмо 10-е. С. 370 и сл.; Е. Трубецкой , Умозрение в красках. Париж, 1965; P. Evdokimov, L " art de l " icône. La théologie de la beauté. Bruges, 1972. P. 293 ff. 1676 «Если называть софийной всякую форму христианской религиозности, которая связывает неразрывно божественный и природный мир, то русская народная религиозность должна быть названа софийной» ( Г. Федотов , Стихи духовные. С. 65). 1682 В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. С. 146–147; Н. Бердяев , Русская идея. С. 178; он же, Из этюдов о Я. Беме//Путь за 1930 г. 20. С. 47–79; 21. С. 34–62. Интересно, что ту же самую тенденцию можно обнаружить у св. Хильдегард фон Бинген: «единое видение Бога и мира», ср.: A. Fuehrkoetter, J. Subdrack, Grosse Mystiker. Leben und Wirken. München, 1984. S. 184 ff. 1691 Н. De Lubac, Histoire et Esprit. Lintelligence de l " Ecriture d " apre Orige Paris, 1950. P. 93; La prie P. 146. 1696 Вл. Соловьев, Идея человечества у Огюста Конта, IX//Собр. соч. Т. 8. С.-Петербург, 1903. С. 240–241. 1706 Свет невечерний. Москва, 1917. С. 231; ср.: Н. Лосский, История русской философии. С. 267 и сл. 1707 Смысл идеализма//В память столетия (1814–1914) Императорской Московской Духовной академии. Сб. статей. В 2-х частях. Сергиев Посад, 1914. Ч. II. С. 41–134. 1714 Basile, Нот. in Hex. 2, 7//SC 26. P. 175; Т. Špidlík, La sophiologie de S. Basile//OCA 162. Roma, 1961. P. 229 ff. 1718 В связи с этим можно вспомнить стихотворение Вяч. Иванова, основанное на легенде о том, что при разграблении Святой Софии священник со св. Дарами скрылся за стенами церкви и вновь появится там лишь при конце мира (Собрание сочинений. IV. Брюссель, 1987. С. 36). 1724 Мы приводим здесь самые важные строки этой поэмы: «Не веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества, Я осязал нетленную порфиру, Узнавал сиянье божества... Все видел я, и все одно лишь было, – Один лишь образ женской красоты… Безмерное а его размер входило, – Передо мной, во мне – одна лишь ты… Еще невольник суетному миру, Под грубою корою вещества Так я прозрел нетленную порфиру И ощутил сиянье божества» Стихотворения. С. 80, 84–85.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

685 Gregory Palarms. The One Hundred and Fifty Chapterst. P. 251 [ Григорий Палама . Сто пятьдесят глав. Гл. 146–147]. Ср.: [Григорий Палама] Homily 34//PG, 151, col. 428ad; англ. пер. (D. Rogish) этой же гомилии 34) на Преображение: GOTR 33 (1988). Р. 135–166. 689 Pelikan J. The Spirit of Eastern Christendom (600–1700)//The Christian Tradition. Vol. 2. Chicago, 1974. P. 263 [Пеликан Я. Христианская традиция. Т. 2. Дух восточного христианства (600–1700). М., 2009. С; 253]. 691 Meyendorff J. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. P. 129 [ Мейендорф Иоанн , прот. Византийское наследие в Православной Церкви. С. 175]; ср.: Tinnefeld F. Factoren des Aufstieges zur Patriarchenwiirde im spaten Byzanz//Jahrbuch der Osterreichischen byzantinistik 36 (1986). S. 89–114. 692 Meyendorff J. Two visions of the Church; East and West on the eve of modern times//Christian Spirituality II: High Middle Ages and Reformation/Raitt J., ed. New York, 1987. P. 440; Idem. Palamas, Gregoire//DS 12 (1983). P. 100–101. 693 См.: Obolensky D. Six Byzantine Portraits. P. 173–200 («Киприан, митрополит Киевский и Московский») [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 527–545]; см. также главы VI (с. 376–377, 390–392) и VIII. 695 Ibid. Vol. 1. P. 521 (Грамота русским князьям; перевод: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 283–284 (Приложение 2); 112–118,177–181 (анализ и рассмотрение текста) [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 530; 411–415, 459–461]; Idem. Mount Athos in the Fourteenth Century: Spiritual and Intellectual Legacy//DOP 42 (1988). P. 160. 698 Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. P. 201 (См. также ниже, с. 346). [Оболенский Д. Византийское Содружество наций. Шесть византийских портретов. С. 281]. 699 Taft R. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Washington (DC), 1984. P. 116. 700 Bornett R. Les Commentaires byzantins de la divine liturgie du VIIe au XVe siecle. Paris, 1966. О Великом входе: Taft R.F. The Byzantine Rite. P. 37, 45–48, 74 [Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. С. 51–54, 64–67, 90]; Idem. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St John Chrysostom. Rome, 1978 (=OCA, 200). P. 467 и след. Wybrew H. The Orthodox Liturgy. The Development of the Eucharistic Liturgy in the Byzantine Rite. London, 1989. P. 123–128 [Уайбру X. Православная литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 141–146].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

136 (1974), р.337; 41 (1975), р.123. Типикон Эвергетиды требует, чтобы Акафист исполнялся в 4-м часу ночи, вместе с «орфросом» (Дмитриевский А. Описание, I, с.537). Mathews Т.Е. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographie Survey. University Park, Pennsylvania, 1976, p.71–101; Muller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tübingen, 1977, p.209–215. 142 Эту еженедельную службу не должно смешивать с ежегодным поминанием основателей монастыря, для которого Иоанн распорядился доставлять икону Одигитрии. Она оставалась в течение ночи в Герооне, близ его гробницы (там же, 81.883–83.900). Кроме того, икону приносили для поминальной службы на могилы его жены и сына, захороненных там же. 143 Шествие берет свое начало от процессий с пением «асматике» (всенощной) – древней константинопольской традиции бдения накануне значительных церковных праздников, в котором принимали участие патриарх, все митрополиты, архиепископы и епископы города, клир Св. Софии и других городских церквей, а также все монахи (ср., например, описание процессии из Св. Софии во Влахернье .накануне праздника Торжества Православия: De Ceremoniis. Bonn ed. I, 156.19–157.6). См.: Uspensky N.D. The Office of the All–Night Vigil in the Greek and in the Russian Church//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 24 (1980), p.83–113, 169–195, пер. М.Арранца, L’office de la veillee nocturne dans l’Eglise grecque et dans l’Eglise russe//OCP. 42 (1976), c.117–155, 402–425, особ. 151–154; cp. также: Baldovin J.F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy//OCA 228, Rome, 1987, p.205–226. 144 Gautier P. Le typikon de la Theotokos Kecharitomene (прим.7), 117.1746–1748; он же: Le typikon du Christ Pantokrator, 107.1335–1336; Oikonomides. Docheiariou, 136.25–26; Arranz M. Pannychis//OCP. 41 (1975), c.121. 146 Рукописи, предписывающие, что «параклетикос канон», поется на «аподейпнон» (повечерие), датированы по меньшей мере XII в. (например, Paris, B.N. gr.370, 354). Вероятно, этот канон, который упоминается уже в типиконе Эвергетиды XI в. как основная часть ночной параклетике паннихис, следующей либо за вечерней (Gautier P. Le typikon de la Theotokos Evergetis//REB. 40 (1982), 77.1093–1102), либо за аподейпнон (во время Великого Поста). См.: Дмитриевский А Описание, I, с.516, 604; ср. также Типикон Саввы Сербского там, где он появляется в контексте месоникатикона (Meyer Ph. Die Haupturkunden fur die Geshcichte der Athoskloster. Leipzig, 1894, 186.24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

A. Dmitrievskij, ‘Chto takoe kanôn tês psalmôdias , tak neredko upominaemy v zhizneopisanii prepod. Savvy Osvyashchennago?’, RukSP 38 (1889),p. 72-73 ; M. Arranc, Oko Tserkovnoe — Istoriya Tipikona, Rome, 1998, p. 56. Arkhimandrit Leonid (Kavelin), ‘Kipriyan do vosshestviya na moskovskuyu mitropoliyu’, CHIOIDR, 1867, kn. II, ch. 1, p. 15-16;= ‘Enfimia patriarkha tr” nov’skago poslanie k” Kprianou mnikhou, zhivoushchemou v” sveti gor afon’stsi’, Prilozhenie k stat’e V. Kachanovskogo, ‘K voprosu o literaturnoy deyatel’nosti bolgarskago patriarkha Evfimiya’, XCH, 1882, ch. II, p. 246. This manuscript, known as Cyprian’s Psalter, is now kept in the National Library of Russia in Moscow ( RGB, F. No 173 I., (sobr. MDA fund.), ruk.no. 142, Psaltir’ k vossledovaniem). ‘Enfimia patriarcha tr” nov’skago poslanie k” Kprianou mnikhou, zhivoushchemou v” sveti gor afon’stsi’, p. 240. Kallistos and Ignatios Xanthopouloi, Spiritual Century 25-27, 37. [Cf. the French translation in: La Philocalie (Trans. J. Touraille), Vol. 2, Paris, 1995, p.  632, 636]. About St. Sergius, cf.: P. Kovalevsky, Saint Serge et la spiritualité russe, Paris, 1969 ; G. P. Fedotoff, The Russian Religious Mind, II, Cambridge, MA, 1946, p. 199-206. S. Shevyrev, ‘Kiprian Vserossiyskiy mitropolit i V. K. Dimitriy I. Donskoy (1376-1389)’, PS 1 (1862), p. 12. Ibid., p. 222. A. I. Sobolevkiy , Perevodnaya literatura Moskovskoy Rusi XIV-XVII vekov, Saint-Petersbourg, 1903, p. 15-16. I. M. Koncevicz, The Northern Thebaid, Platina, CA, 1975; Fedotoff, The Russian Religious Mind, II, p. 196. Cf.: S. M. Jacomon, Saint Nil Sorsky (1433-1508). La vie, les écrits, le skit d’un starets de Trans-Volga (SO 32), Bellefontaine, 1980; G. A. Maloney, La spiritualité de Nil Sorsky (SO 25), Bellefontaine, 1978. Cf.: T. Spidlik, Joseph de Volokolamsk. Un chapitre de spiritualité russe. (OCA 146). Rome, 1956. Païssy Velichkovsky, Autobiographie d’un starets, (SO 54), Bellefontaine, 1991. Read also the very good biographies: S. Tchetverikov, Le starets moldave Païssij Velitchkovskij, (SO 68), Bellefontaine, 1997; Metrophanes (Schema-Monk), Blessed Paisius Velichkovsky, Platina, CA, 1976. Read also: M. Schwarz, ‘Un réformateur du monachisme orthodoxe au XVIIIe siècle: Paisios Velitchkovsky’, Irénikon 6 (1934), p. 561-572.

http://bogoslov.ru/article/2372746

P., 1945; Honigmann E. The Patriarchate of Antioch: A Revision of Le Quien and the Notitia Antiochena//Traditio. 1947. Vol. 5. P. 135-161; idem. Le couvent de Barsauma et le Patriarcat Jacobite d " Antioche et de Syrie. Louvain, 1954. (CSCO; 146=Subsidia; T. 7); Laurent V. La Notitia d " Antioche: Origine et tradition//REB. 1947. T. 5. P. 67-89; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Haddad G. Aspects of Social Life in Antiocheia in the Hellenistic-Roman Period. N. Y., 1949; King A. A. The Rites of Eastern Christendom. L., 1950; Greenslade S. L. Schism in the Early Church. L., 1953; Kelly J. D. Early Christian Doctrines. L., 1958; Festugi è re A. J. Antioche païènne et chrétienne. P., 1959; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961; Shepers M. H. The Formation and Influence of the Antiochene Liturgy//DOP. 1961. Vol. 15. P. 25-44; Attwater D. The Christian Churches of the East. Mielwaukee, 1961-1962; Downey G. Antioch in the Age of Theodosius the Great. Oklahoma, 1962; idem. Ancient Antioch. Princeton, 1963; Rom und die Patriarchate des Ostens/Hrsg. W. de Vries u. a. Freiburg, 1963; Downey G. Antioch//NCE. Vol. 1. P. 623-626; Maloney G. A. Antioch, Patriarchate of//Ibid. P. 626-627; Laham B. S. Le Patriarcat d " Antioche au premier millinaire//OCA. 1968. T. 181. P. 115-136; Robinson M. Entwicklungslinien durch die Welt des Frühen Christentums. Tüb., 1971. S. 112-118; Pelikan J. The Christian Tradition. Chicago, 1971. Vol. 1: The Emergence of the Catholic Tradition; Liebeschuetz J. W. H. G. Antioch. Oxf., 1972; Donahue P. J. Jewish Christianity in the Letters of Ignatius of Antioch//VChr. 1978. Vol. 32. P. 81-93; Meeks W. A. , Wilken R. L. Jews and Christians in Antioch in the First Four Centuries of the Common Era. Missoula, 1978; Norris F. W. Antiochien. Neutestamentlich//ThRE. Bd. 3 (1978). S. 99-103; Drewery B. Die Bedeutung Antiochiens in der alten Kirche//Ibid. S. 103-113; Brown R. E. , Meier J. P. Antioch und Rome: New Testament Cradles of Catholic Christianity.

http://pravenc.ru/text/115764.html

E. Benz, Russische Heiligenlegenden. Zürich, 1953. R P. Casey, Early Russian Monasticism//OCP 19 (1953). P. 372–423. Л. Я. Денисов, Православные монастыри Российской империи. Москва, 1908. G. P. Fedotov, A Treasury of Russian Spirituality. London, 1952. E. Голубинский, История Русской Церкви. I, 2. Москва, 1904. С. 552–730. V. Kojevnikov, Les monastérs russes//Irénikon, 6 (1927). P. 146–149. I. Kologrivof, Essai sur la sainteté en Russie. Bruges, 1953. Русское издание: Иером. Иоанн Кологривов, Очерки по истории русской святости. Сиракузы, 1991. J. ezá, De monachismo secundum recentiorem legislationem Russicam//OCA 138. Roma, 1952. М. J. Rouet de Joumel, Monachisme et Monastéres Russes. Paris, 1952. I. Smolitsch, Das altrussische Mönchtum (11.–16. Jahrhundert). Gesrtalter und Gestalten. Würzburg, 1940. I. Smolitsch, Russisches Mönchtum. Entstehung, Entwicklung, Wesen. Würzburg, 1953. T. ŠPidlík, Les grands mystiques russes. Paris, 1979. Нищета J. Meyendorff, Partisans et ennemis des biens ecclésiastiques au sein du monachisme russe au XV е et XVI е siécles//Irénikon, 29 (1956). P. 28–46, 151–164. J. Meyendorff, Une controverse sur le rôle social de lÉglise. La querelle des biens ecclésiastiques au XV е siécle en Russie. Chevetogne, 1957. F. von Lilienfeld, Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition in Russland Ivans III. Berlin, 1963. G. Maloney, The Spirituality of Nil Sorsky. Westmale, 1964. J. esá, De monachismo secundum recentiorem legislationem Russicam//OCA 138. Roma, 1952. P. 186 ff. T. Špidlík, Joseph de Volokolamsk. Un chapitre de la spiritualité russe//OCA 146. Roma, 1956. P. 115 ff. Старчество Игумен Иоанн (Алексеев) , Письма валаамского старца. Перепечатано из журнала Вечное за 1961 год. Хельсинки, 1984. J. Beuasobre, Russian Lettres of Direction, 1834–1860. Macarius Starets of Optino. London, 1944. S. Bolshakoff, I mistici russi. Torino, 1962. P. 162 ff.; 2 ed.: Incontro con la spiritualita russa. Torino, 1990. P. 61 ff., 129 ff. С. Четвериков, Из истории русского старчества//Путь. С. 23–49.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

611 С. de Clercq, Les textes juridiques dans les Pandectes de Nicon de la Montagne Noire. Venezia, 1942. 612 Просветитель. Казань, 1857. С. 537 и сл.; Т. Špidlík, Joseph de Volokolamsk//ОСА 146. Roma, 1956. P. 12. 621 Письмо 1851 года, цит. в книге: Н. Лосский, История русской философии. С. 41; ср.: А. И. Кошелев, Записки. Берлин, 1884. 626 А. Хомяков, Письмо к редактору «Lunion Chrétienne» о значении слов «Кафолический» и «Соборный», 1860. С. 312. 634 Цит. по сборнику Ранние славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы. Сост. Н. Л. Бродский. Москва, 1910. С. 122; см.: Е. Porret, Berdiaeff. Р. 52. 640 «Никакого главы Церкви, ни духовного, ни светского, мы не признаем... Непогрешимость почиет единственно во вселенскости Церкви, объединенной взаимной любовью» (А. Хомяков, Собрание сочинений. Т. П. Москва, 1900. С. 54); ср.: прот. Сергий Булгаков , Православие. С. 155. 647 T. Špidlík, La doctrine spirituelle de Théophane le Rectus. Le Co_eur et lEsprit//OCA 172. Roma, 1965. P. 239. 653 J. Meyendorff, Témoignage universel et identité local dans lOrthodoxie russe//Mille ans. P. 103. 659 0. Clément, Aperçus sur la théologie de la personne dans la «diaspora russe»//Mille ans. P. 306. 662 См.: G. I. Gargano, La teoria di Gregorio di Nissa sul Cantico dei Cantici//OCA 216 (1981). P. 208 ff. 671 The Church Universal//St. Vladimir " " s Seminary Quarterly II, n. 1 (November). New-York, 1954. P. 407–447; In Search for Unity: St. Andrews I960//Harvard Divinity School Student Paper. Cambridge (Mass.), 1961 (February). 677 Цит. по: С. Swietlinski, La conception sociologique de lo_ecumenicité dans la pensée russe contemporaine. Paris, 1938. P. 56. 682 Вот почему она так настаивала на том, что ап. Андрей проповедовал на ее территории. См.: Podskalsky, Christentum. S. 11 ff. 690 G. Podskalsky, La prie dans la Russie de Kiev: ses formes, son rôle, ses affirmations//Mille ans. P. 71. 691 Молитвы, которые читались на исход души в эпоху Киевской Руси, свидетельствуют о явном богемо-моравском влиянии. В них призываются святые Латинской церкви, такие как Вито, Лоренцо, Флориан, Сильвестр, Амвросий, Иероним, Мартин, Лукия, Цецилия, Фелицитата, Вальпурга, Бенуа, Адалберт (Войцех), Вацлав, Канут (Кнут), Олаф.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

London (б. г.). 80 A. Guillaumont, Copte (littérature spirituelle), DS 2,2 (1953), coll. 2266– 2278 (библиогр.); см. с. 87 . I. Hausherr, Contemplation et sainteté. Une remarquable mise au point par Philoxène de Mabboug (S 523), RAM 14 (1933), ce. 171–195; Hésychasme et prière, OCA 176, Roma, ce. 15–37; Ε. Lemoine, La spiritualité de Philoxène, in L " Orient Syrien 2 (1957), ce. 351–366. 90 A. Guillaumont, Dadiso Quatraya,DS 3 (1957), coll. 2–3; изд. Commentaire du livre d " Abba Isaïe, CSCO 326–327, Syri 144–145. 91 Изд. A. Mingana, Woodbrook Studies, Cambridge 1934, t. 7, ce. 201–248, англ. пер., ее. 76–143. 98 R. Janin, Mékhitar, Mékhitaristes, DThC 10 (1928), coll. 495–502; С Krüger, Die armenischen Mechitaristen und ihre Bedeutung, in Ostkirchliche Studien 16 (1967), cc. 3–14. 103 F. von Lilienfeld, Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition in Russland Ivans III, Berlin 1963; G. Malone, The spirituality of Nil Sorskil, Westmale 1964; франц. пер. Bellefontaine 1978. 104 Т. Spidlik, Joseph de Volokolamsk. Un chapitre de la spiritualité russe OCA 146, Roma 1956; id. in DS 8 (1974), coll. 1408–11. 105 . I. Kologrivof, Essai sur la spiritualité en Russie, Bruges, 1953, итал. пер./ Santi Russi, Milano 1977; id. in DS 3 (1957), coll. 982–985. 106 Id., Essai.., ce. 329–378;/Santi russi, ce. 343–396; Gorodetsky, The Humiliated Christ in Modern Russian Thought, London 1938; S. Janezic, Imitazione di Cristo secondo Tichon Zadonskij, Trieste 1962. 107 . I. Kologrivof, Essai.., ce. 379–416; M. Schwarz, Un réformateur du mon achisme du XVIII s.: Paisios Velickovskij, in Irénikon 11 (1934), ce. 561–572; С Hainsworth, Staretz Paisy Velickovsky (1722–1794). Doctrine of spiritual Guidance, Rome 1976. 109 . I. Kologrivof, Santi russi, ce. 417 слл.; F. von Lilienfeld, Hierarchen und Starzen der russischen orthodoxen Kirche, in Aufsätze der Zeitschrift des Moskauer Patriarchats, Berlin 1966. 110 См. I. Hausherr, Les grands courants de la spiritualité orientale, OCP 1 (1935),

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Усилие это похвально, но оно приводит к катастрофическому результату, который влечет за собой разрушение индивидуальности, и личность погружается в безличностную нирвану. И потому следует искать другой принцип единства, не разрушающий того, что он соединяет. Итак, любовь – единственная реальность, которая соединяет то, что разделено, сохраняя при этом соединяемое в его собственном бытии. Следовательно, любовь преодолевает пропасть между познающим субъектом и познаваемым объектом; это необходимо, ибо познание должно быть цельным. Ведь для того, чтобы достичь абсолютной истины, – а именно к такой истине мы стремимся, – мы должны подняться до познания, которым Бог обладает о Себе Самом. Он троичен: Отец познается в Сыне, Сын – в Отце, а их вечная любовь ипостазирована и персонализирована в Св. Духе 291 . Лев Карсавин сформулировал то же самое в следующем афоризме: «Истина есть Пресвятая Троица, и Пресвятая Троица есть Истина» 292 . 13 Л. Шестов, Скованный Парменид. Об источниках метафизических истин. Париж, без указания года издания, (YMKA-PRESS). 15 P. Evdokimov, Gogol et Dostoïevski ои la descente aux enfers. Bruges, 1961. P. 192 (цит. по фр. изданию. – Прим. Пер.)., 17 Ср.: P. Leskovec, Basilio Rosanov е la sua concezione religiosa//ОСА 151. Roma, 1958. P. 218 ff. Так произошло, например, в Тирасполе в 1896 году, где «старообрядцы» боялись всеобщей переписи населения, ибо считали ее делом Антихриста. Ср.: Н. Лосский, История русской философии. Москва, 1991. С. 436–437. 26 Ф. Достоевский, Братья Карамазовы. Ч. II. Кн. 6, гл. 1//Полное собр. соч. в 30-ти тт. Т. 14. Ленинград, 1976. С. 259; Там же. Ч. IV. Кн. 11, гл. 10. Т. 15. С. 85, 87. Ср.: P. Evdokimov, Gogol... Р. 282. 30 Т. Špidlík, La Spiritualité de lOrient chrétien. Manuel systematique//OCA 206. Roma, 1978. P. 257. 31 G. Podskalsky, Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus (988–1237). München, 1982. S. 146 ff. 33 Т. Špidlík, La doctrine spirituelle de Théophane le Rectus. Le C o_eur et lEsprit//OCA 172. Roma, 1965. P. 3 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010