136 (1974), р.337; 41 (1975), р.123. Типикон Эвергетиды требует, чтобы Акафист исполнялся в 4-м часу ночи, вместе с «орфросом» (Дмитриевский А. Описание, I, с.537). Mathews Т.Е. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographie Survey. University Park, Pennsylvania, 1976, p.71–101; Muller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tübingen, 1977, p.209–215. 142 Эту еженедельную службу не должно смешивать с ежегодным поминанием основателей монастыря, для которого Иоанн распорядился доставлять икону Одигитрии. Она оставалась в течение ночи в Герооне, близ его гробницы (там же, 81.883–83.900). Кроме того, икону приносили для поминальной службы на могилы его жены и сына, захороненных там же. 143 Шествие берет свое начало от процессий с пением «асматике» (всенощной) – древней константинопольской традиции бдения накануне значительных церковных праздников, в котором принимали участие патриарх, все митрополиты, архиепископы и епископы города, клир Св. Софии и других городских церквей, а также все монахи (ср., например, описание процессии из Св. Софии во Влахернье .накануне праздника Торжества Православия: De Ceremoniis. Bonn ed. I, 156.19–157.6). См.: Uspensky N.D. The Office of the All–Night Vigil in the Greek and in the Russian Church//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 24 (1980), p.83–113, 169–195, пер. М.Арранца, L’office de la veillee nocturne dans l’Eglise grecque et dans l’Eglise russe//OCP. 42 (1976), c.117–155, 402–425, особ. 151–154; cp. также: Baldovin J.F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy//OCA 228, Rome, 1987, p.205–226. 144 Gautier P. Le typikon de la Theotokos Kecharitomene (прим.7), 117.1746–1748; он же: Le typikon du Christ Pantokrator, 107.1335–1336; Oikonomides. Docheiariou, 136.25–26; Arranz M. Pannychis//OCP. 41 (1975), c.121. 146 Рукописи, предписывающие, что «параклетикос канон», поется на «аподейпнон» (повечерие), датированы по меньшей мере XII в. (например, Paris, B.N. gr.370, 354). Вероятно, этот канон, который упоминается уже в типиконе Эвергетиды XI в. как основная часть ночной параклетике паннихис, следующей либо за вечерней (Gautier P. Le typikon de la Theotokos Evergetis//REB. 40 (1982), 77.1093–1102), либо за аподейпнон (во время Великого Поста). См.: Дмитриевский А Описание, I, с.516, 604; ср. также Типикон Саввы Сербского там, где он появляется в контексте месоникатикона (Meyer Ph. Die Haupturkunden fur die Geshcichte der Athoskloster. Leipzig, 1894, 186.24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

The Assumption of Moses: A crit. ed. with comment. Leiden, 1993; idem. The Formation of the Third Book of Maccabees//Henoch. 1995. Vol. 17. P. 311-328; idem. «Not Enough»: Epipolaiôs in 3 Maccabees 2:31//JSJ. 1999. Vol. 30. N 4. P. 411-417; Auffahrt C. Die Makkabäer als Modell für die Kreuzfahrer: Usurpationen und Brüche in der Tradition eines jüdischen Heiligenideals: Ein religionswissenschaftlicher Versuch zur Kreuzzugseschatologie//Tradition und Translation: Zum Problem der interkulturellen Übersetzbarkeit religiöser Phänomene/Hrsg. Ch. Elsas et al. B.; N. Y., 1994. S. 362-390; Vinson M. P. Gregory Nazianzen " s Homily and the Genesis of the Christian Cult of the Maccabean Martyrs//Byz. 1994. Vol. 64. P. 166-192; Witakowski W. Mart(Y) Shmuni, the Mother of the Maccabean Martyrs, in Syriac Tradition//OCA. 1994. Vol. 247. P. 153-168; Bowersock G. W. Martyrdom and Rome. Camb., 1995; Brown Tkacz C. The Seven Maccabees, the Three Hebrews and a Newly Discovered Sermon of St. Augustine//REAug. 1995. Vol. 41. P. 59-78; eadem. The Key to the Brescia Casket: Typology and the Early Christian Imagination. Notre Dame (Ind.); P., 2002; Barclay J. M. G. Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE). Berkeley, 1996; Kraabel A. T. Pronoia at Sardis//Studies on the Jewish Diaspora in the Hellenistic and Roman Periods/Ed. B. Isaac, A. Oppenheimer. Tel Aviv, 1996. P. 75-96; Lieu J. M. Image and Reality: The Jews in the World of the Christians in the IInd Cent. Edinb., 1996; Hengel M., Schwemer A. M. Paul between Damascus and Antioch: The Unknown Years. Louisville, 1997; Bartlett J. R. 1 Maccabees. Sheffield, 1998; DeSilva D. A. 4 Maccabees. Sheffield, 1998; idem. Fourth Maccabees//Dictionary of NT Background/Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove (Ill.), 2000. P. 661-666; idem. Perseverance in Gratitude: A Socio-rhetorical Commentary on the Epistle «to the Hebrews». Grand Rapids, 2000; idem. Introducing the Apocrypha: Message, Context, and Significance.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

МАО. 1916. Т. 25. С. 67-88; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 387-391; Якобсон Р. О. Стихотворные цитаты в великоморавской агиографии//Slavistina revija. Ljubljana, 1957. T. 10. S. 111-118; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 287-305; Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция//Slavia. Praha, 1974. Roc. 43. N 1. С. 26-46; он же. Был ли Константин-Кирилл Философ автором «Слова похвального священномученику Клименту»?//Richerche slavistiche. R., 1975-1976. Vol. 22/23. P. 61-80; он же. Св. Климент Римский в слав. традиции: Нек-рые итоги и перспективы исследования//Византинороссика. СПб., 2006. Вып. 4. С. 1-61; Сказания о начале слав. письменности/Вступ. ст., пер. и коммент.: Б. Н. Флоря. М., 1981. С. 117-118 (переизд.: Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 2000. С. 226-229); Podskalsky G. Christentum und theol. Literatur in der Kiever Rus " (988-1237). Münch., 1982. S. 249-251 (рус. пер.: Подскальски Г. Христ. и богосл. лит-ра Киевской Руси. СПб., 1996. С. 401-403); idem. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 183, 273-274; Тржештик Д. Великая Моравия и возникновение государства Пржемысловцев (Святополк и Борживой)//Великая Моравия, ее ист. и культурное значение. М., 1985. С. 160-174; он же (T e š tik D.). Poátky Pemyslovc: Vstup ech do djin (530-935). Praha, 1997. S. 326-332; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 74, 79; Hannick Ch. Das «Slovo na perenesenie moštem sv. Klimenta» als liturgiegeschichtliche Quelle//OCA. 1988. Vol. 231. P. 227-236; Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в визант. и древнерус. церк.-идеологич. традиции//Церковь, общество и гос-во в феод. России. М., 1990. С. 7-23; Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 69-143; он же. Гимнография Киевской Руси.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1970b. P. 1–40. РУКОПИСИ: British Library Add. 14573 (VI saec.), Vatican. syr. 117 (XII ann.), Dublin B. 5.18 (1625 ann.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1970 b. S. 1–53. ИССЛЕДОВАНИЯ: Brock S. Ephrem’s verse homily on Jonah and the Repentance of Nineveh: notes on the textual tradition//Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga/Ed. A. Schoors, P. van Deun. Louvain, 1994. P. 71–86 (OCA 60); De Halleux A. A propos du sermon éphremien sur Jonas et la pénitence des Ninevites//Lingua Restituta Orientalis: Festgabe für A. Assfalg/Ed. R. Schulz, M. Görg. Wiesbaden, 1990. S. 155–160 (Ägypten und Altes Testament 20). ПРИМЕЧАНИЯ: единственный подлинный сирийский текст, для которого существует полный греческий перевод (CPG 4082; изд.: Hemmerdinger-Iliadou D. St. Éphrem le Syrien: Sermon sur Jonas//Le Muséon. 80. 1967. P. 47–74). АУТЕНТИЧНОСТЬ: определенно аутентичен. 11 .  ТЕКСТ: На слова: «И сия рек, гласом великим воззва: “Лазарь, гряди вон”» ( Ин. 11, 43 ). НОМЕР РОСПИСИ: 584. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 289–301 (V, 92–103). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. P. 387–395. БИБЛИОГРАФИЯ: § 120 (Mmr on Joh. 11, 43). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: – РУКОПИСИ: Vatican. syr. 117 (XII saec.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: – ИССЛЕДОВАНИЯ: – ПРИМЕЧАНИЯ: – АУТЕНТИЧНОСТЬ: не определена. 12 .  ТЕКСТ: Песнопения на Рождество Христово. НОМЕР РОСПИСИ: 585. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 302–363 (V, 103–156). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. P. 396–436. БИБЛИОГРАФИЯ: § 32 (Hymns on the Nativity). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1959. P. 1–143 (цикл из 28 гимнов). РУКОПИСИ: Vatican. syr. 112 (551 ann.), British Library Add. 14506 (IX saec.), Add. 14571 (519 ann.) и ряд более поздних рукописей литургического содержания. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1959. S. 1–130; Cassingena-Trévedy 2001; McVey 1989. P. 61–218; Св. Ефрем Сирин . Гимн (Мадраша) на Рождество/Пер. с сир., вступ. статья прот. Л. Грилихеса //БВ. 5–6. 2005–2006. С. 17–41 (пер. гимна 1). ИССЛЕДОВАНИЯ: De Halleux A. Le comput ephrémien du cycle de la Nativité//The Four Gospels: Festschrift Frans Neirynck/Ed. F. Van Segbroeck, C. M. Tuckett, G. Van Belle, J. Verheyden. Leuven, 1992. Р. 2369–2382 (BETL 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/bi...

1764 . Lot-Borodine M. L " Eucharistie chez Nicolas Cabasilas//Dieu vivant. 1953. 24. 123–134. 1765 . Lukman F. K. Nikolaj Kabasilas in Simeon Solunski о epiklezi//Богословни вестник. 1927. 1. 1–14. 1766 . Matsoukas Ν. Α. διδασκαλα το Νικολου Καβασιλα γι τ μυστρια τς κκλησας// Πρακτικ. 1984. 6 .1643). 117–132. 1767 . Mayer P. Die Früchte der Eucharistie nach der Lehre des Nikolaos Kabasilas//OS 1956. 5. 177–195. 1768 . Mellis L. Die eucharistische Epiklese in den Werken des Nikolaos Kabasilas und des Symeon von Thessaloniki. Roma 1977. XXVIII, 296. 1769 . Miquel P. L’expérience sacramentale selon Nicolas Cabasilas//Irénikon. 1965. 38. 176–182. 1770 . Noret J. La confirmation selon Nicolas Cabasilas: Traduction annotée du Livre III du traité «Sur la Vie en Christ»//La Maison-Dieu. 1986. 168:4. 33–46. 1771 . Remmers J. Sakrament als μυστριον bij Nicolas Kabasilas//Jubileumbundel G. Kreling. Nijmegen 1953. 268–285. 1772 . Salaville S. De cultu SS. Eucharistiae in Oriente//Acta primi Conventus pro studiis orientalibus. Ljubljana 1925. 62–69. 1773 . Sava-Popa G. Le Baptême dans la tradition orthodoxe et ses implications oecuméniques (Cahiers oecuméniques 25). Freiburg 1994. 1774 . Schulz H.-J. Die byzantinische Liturgie. Vom Werden ihrer Symbolgestalt (Sophia 5). Freiburg i. Br. 1964. 202–212. 1775 . Soteropoulos Ch. Εχαριστα κα θωσις κατ τν γ. Μξιμον τν μολογητν κα τν Νικλαον Καβσιλαν. θναι 1974. [Оттиск из жури. κκλησα]. 1776 . Taft R. F. A History of the Liturgy of St John Chrysostom. V. The Precommumon Rites (OCA 261). Roma 2000. 1777 . Tsirpanlis C. N. The liturgical theology of Nicolas Cabasilas// Θεολογα. 1975. 46. 183–197, 429–445, 543–555, 836–850; 1976. 47. 85–104. Rexine J. E.//GOTR 1977. 22:3. 348; Špidlik T.//OCP 1982. 48. 268; BSI 1977. 38. 286. 1778 . Völker W. Die Sakramentsmystik des Nikolaus Kabasilas. Wiesbaden 1977. XV, 167. Merendino E.//RSLR 1981. 17. 127–128; Biedermann Η. M.//BZ 1980. 73. 353–354; Suttner E. Ch.//JÖB 1980. 29. 406–408; Ν. E.//Irénikon. 1978. 51. 582–583.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

59 Cyrillus Alexandrinus. Epistulae paschales sive Homiliae paschales. 21, 4//PG 77, 856:30–37. «Да никакое заблуждение не убедит вас уклониться от правой веры. Царским путем будем шествовать, не уклоняясь ни направо, ни налево, будем блюсти простую и неподдельную правую веру... Да исповедуем единосущную Троицу Отца и Сына и Святого Духа». 60 См.: Cyrillus Alexandrinus. Desancta Trinitatedialogi. 397:16–24 (G.-M.deDurand. P., 1976 (SC 231). P. 164). 61 Joannes III Scholasticus. Synagoga L. Titulorum 1 (V. Beneshevich. Munich, 1937. S. 4:19–20). 62 Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos (1–18) 11, 17:3–10 (W. C. Reischl, J. Rupp. Munich, 1848 (Hildesheim, 1967) Vol. 1. S. 310). 64 Theodorus Raithenus. Praeparatio (=De Incarnatione liber) 7 (F. Diekamp. R., 1938 (1962) (OCA 117). P. 190:15–17). 65 Photius. Epistula 284:507–517 (B. Laourdas, L. G. Westerink. Leipzig, 1985. Vol. 3 (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana). P. 18). 66 См. подробнее: Nicephorus I. Adversus iconomachos Proem. 50, 79–86 (J. B. Pitra. P., 1858 (Spicilegium Solesmense 4)). 67 Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem 42, 13:1–6 (N. Constas. Cambridge (MA), 2014. Vol. 2. P. 144). 68 Justinianus. Edictum contra Origenem (Collectio Sabbaitica 6)//Synodus Constantinopolitana et Hierosolymitana anno 536 (E. Schwartz. ACO. Vol. 3. B., 1940 (r1965). S. 201:24–29). 69 Symeon Thessa lonic ensis. Desacra Liturgia 69:1–4 (S. Hawkes-Teeples. Toronto,2011 (Studies and Texts 168). P. 208). 70 Vita sanctae Syncleticae (versio Q e cod. Paris. gr. 1598, a. 1071/2). L. 492–495 (L. Abelarga. Θεσσαλονκη, 2002 (Βυζαντινο κεμενοι κα μελται 31). P. 226). «...и подобно тому, как сильно заостренный и сверхострый меч, если преткнется о некий камень, легко притупляется или всецело приходит в негодность, так и подвижничество: если оно чрезмерно напряжено и неукротимо и движется вне царского пути, оно легко опровергается и побеждается духом гордости». 71 De Monacho superbo (BHG 1450x) 5:21–24 (Wortley J. A «Narratio» of rare distinction: De monacho superbo, BHG 1450x//Analecta Bollandiana. 1982. Vol. 100. P. 357–363, особо p. 363)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

P. 171-191; Junglas J. P. Die Irrlehre des Nestorius. Trier, 1912; Loofs F. Nestorius and His Place in the History of Christian Doctrine. Camb., 1914; Pesch C. Zur neuern Literatur über Nestorius. Freiburg i. Br., 1914; Abramowski R. Untersuchungen zu Diodor von Tarsus//ZNW. 1931. Bd. 30. S. 234-262; Amann E., Tisserant E. Nestorius//DTC. 1931. T. 11. Pt. 1. Col. 76-323; Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. С. 4-16; Schwartz E. Drei dogmatische Schriften Iustinians. Münch., 1939. Mil., 19732; Vries W., de. Die syrisch-nestorianische Haltung zu Chalkedon//Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart/Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1951. Bd. 1. S. 603-635; Riedmatten H., de. Les Actes du procès de Paul de Samosate: Étude sur la Christologie du IIIe au IVe siècle. Fribourg, 1952. (Paradosis; 6); Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: La formulazione teologica e il suo contesto filosophico. Fribourg, 1956; Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia. R., 1956; Grillmeier A. Das Scandalum oecumenicum des Nestorius in kirchlichdogmatischer u. theologiegeschichtlicher Sicht//Scholastik. Freiburg i. Br., 1961. Bd. 36. S. 321-356; idem. Mit ihm und in ihm: Christologische Forschungen u. Perspektiven. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1975; idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1989. Bd. 2. Tl. 2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jh. S. 431-489; 19903. Bd. 1: Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451). S. 506-515, 614-634, 646-672, 707-726 (англ. пер.: Christ in Christian Tradition/Collab. T. Hainthaler; transl. J. Bowden. L., 1965. Vol. 1: From the Apostolic Age to Chalcedon (451). P. 260-270, 338-360, 373-399, 433-452); Anastos M. V. Nestorius was Orthodox//DOP. 1962. Vol. 16. P. 117-140; Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius. Louvain, 1963. (CSCO; 242. Subs.; 22); eadem. Die Christologie Babais des Grossen//OCA. 1974. Vol. 197. P. 219-245; eadem.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

Weis K., Die Erziehungslehre der drei Kappadokier, Freiburg i. Br. 1903. Скабаланович H., Византийская наука и школы в XI веке, в журнале: Христианское чтение 34 (1884). Соколов И., Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204), Казань, 1894. Делание Arnou R., πρξις et θεωρα. Etude de détail sur le vocabulaire et la pensée des Ennéades de Plotin, Paris 1921; переизд. Roma 1972. Grégoire de Nazianze, cc. 49 слл. Joly R., Le thème philosophique des genres de vie dans l’antiquité classique, in Mémoires de l’Académie royale de Belge, classe Lettres 51,3, Bruxelles 1956. Maurer C., πρσσω.., in Kittel 11 (1977) 27–62. Špidlik T., La theoria et la praxis chez Grégoire de Nazianze, in Studia Patristica 14 (TU 117) 358–364. Дело Божие Bertram G., ργον.., in Kittel 3 (1967) 827–886. Chenu M. -D., Lavoro, in Sacramentum mundi, vol. IV, Brescia 1975, cc. 666–679. Hausherr I., Opus Dei, OCP 13 (1947) 195–218; Études de spiritualité orientale, OCA 183 (1969) 121–144. Rivière J., Mérite, DThC 10,1 (1928) 574–585; 612 слл.: Tradition patristique. Аскеза Amand D., Ascèse monastique de saint Basile, Maredsous 1948. Bonaiuti E., Le origini dell’ascetismo cristiano, Pignerol 1928. Cognet L., L’ascèse chrétienne, Paris 1967. Dublanchy E., Ascétique, Ascétisme, DThC 1,2 (1923) 2037–2077. Gaucheron M., Ascèse, in Catholicisme 1 (1948) 890–892. Guibert J. de – Olphe-Galliard M. – Willwoll A., Ascèse, ascétisme, ascétique (théologie), DS 1 (1937) 936–1017. Hausherr I., S. Théodore Studite. L’homme et l’ascète (d’après ses Catéchèses), in Orientalia Christiana 6,1 (1926). · Kretschmar G., Ein Beitrag zur Frage nach dem Ursprung frühchristlicher Askese, in Zeitschrift für Theologie und Kirche 61,1 (1960) 27–67. Lohse B., Askese und Mönchtum in der Antike und in der alten Kirche, München 1969; см. рец.: T. Špidlik, OCP 38 (1972) 488. Roldanus J., Le Christ et l’homme dans la théologie de VAthanase de l’Alexandrie, Leiden 1968. Strathmann H. – Keseling C., Ascèse, RAC 1 (1950) 749–795.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Wey H., Die Funktionen der bösen Geister bei den griechischen Apologeten des zweiten Jahrhunderts nach Christus, Winterthur 1957. Хранение сердца Adnès C., Garde du coeur, DS 6 (1967) 100–117. Adnès C., Nepsis, DS 11 (1982) 110–118. Agulles E. J., Bienaventurados los puros de corazôn, Valencia 1965. Dupont J., Les béatitudes, Bruges 1954; 2-е изд., Paris 1973, cc. 557–603 (библиогр.). George A., «Heureux les coeurs purs, ils verront Dieu», in Bible et vie chrétienne 12 (1956) 71–77. Guy J. C., Examen de conscience chez les Pères de l’Église, DS 4 (1961) 1801–1807. Hausherr I., Hésychasme, Étude de spiritualité, OCP 22 (1956) 273–285: nepsis; OCA 176 (1966) 225–237. Hausherr I., La méthode d’oraison hésychaste, in Orientalia Christiana 36 (1927) 134–142. Olphe-Galliard M., La pureté de coeur d’après Cassien, RAM 17 (1936) 28–60. Raasch J., The Monastic Concept of Purity of Heart and its Sources, in Studia Monastica 8 (1966) 7–33, 183–213; 10 (1968) 7–55; 11 (1969) 269–314; 12 (1970) 741. Vernay R., Attention, DS 1 .(1937) 1058–1077. Различение духов Bardy G., Discernement des esprits chez les Pères, DS 3 (1957) 1247–54. Cholet A., Discernement des esprits, DThC 4 (1911) 1375–1415. Colombas G.M., Discernimento degli spiriti (diacrisis), DIP 3 (1976) 705–706. Dingjan F., La discrétion dans les Apophtegmes des Pères, in Angelicum 39 (1962) 403–415. Guillet J., Discernement des esprits dans l’Ecriture, DS 3 (1957) 1222–47. Hausherr I., Direction spirituelle en Orient, DS 3 (1957) 1024–1028: La diacrisis. Marty F., Le discernement des esprits dans le Péri Archôn d’Origène, RAM 34 (1958) 147–164, 253–274. Places É. des, Вступ. ст. к кн.: Diadoque de Photicé, SC 5ter (1966) 42–48. Доп. библиогр. см. в кн.: DS 3 (1957) 1275, 1279 слл., 1285, 1291. Испытание совести Guy J. С., U examen de conscience chez les Pères de l " Église, DS 4,2 (1961) 1801–1807. Liuima A. – Derville A., Examen particulier, Там же, 1838–49. Восемь лукавых помыслов Bacht H., Logismos, DS 9 (1976) 955–957.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Три трактата против Паламы: Brevis expositio nefandarum haereseum Palamae ( κθεσις πτομος τν το Παλαμ πονηροττων αρσεων) (cod. Monac. 223, f. 16–26); Altera expositio et confutatio nefandarum haereseum Gregorii Palamae ( τρα κθεσις κα νεσκευ τν το Παλαμ πονηροττων αρσεων (cod. Monac. 223, f. 65–124); Quinque dissertationes antirrheticae adversus Palamam ( ντιρρητικο λγοι κατ τν ατν πονηροττων αρσεων), [dissertatio prima] (cod. Monac. 223, f. 124–163). Ост. четыре слова изданы Надалом 6 .1479). Confutatio epistolae Palamae ad Acindynum e Thessalonica missae ( πιστολ το Παλαμ νεσκευασμνη, ν π Θεσσαλονκης πσταλεν τ κινδν) (cod. Monac. 223, f. 32–51). Письмо св. Григория Паламы , послужившее предметом опровержения, изд. Мейендорфом 6 .933). Adversus Barlaam libri V (cod. Mon. 223, листы утеряны?; Marc. gr. 155). Завещание (Marc. gr. 155, f. 17r-34v). Письма 1483 . Karpozilos A. Seventeen letters of Gregorios Akindynos (Cod. Monac. Gr. 223)//Collectanea Byzantina. Roma 1977. 65–117. (OCA 204). [Ориг., англ. пер., комм.]. 1484 . Loenertz R. Gregorii Acindyni epistulae selectae IX//EEBS 1957. 27. 89–109. 1485 . Letters of Gregory Akindynos. Greek text and English translation by Hero A. C. Washington, DC 1983. LIII, 465. (Corpus fontium historiae Byzantinae 21: Dumbarton Oaks Texts. 7). [Парал. англ. пер.; греч. текст=TLG 3192/1]. Morris R.//JThS 1985. 36. 503; Papadakis A.//Spec 1985 (Oct.). 60:4. 932; Beyer H.-V.//BZ 1987. 80. 378–384. 1486 . Loenertz R. Dix-huit lettres de Grégoire Acindyne analysées et datées//OCP 1957. 23. 114–144. же://LoenByz 6 .583). 1. 81–110. Приписываемое соч. Περ οσας κα νεργεας принадлежит Прохору Кидонису (см. 6 .1878). Утерянные антипаламитские соч. 1487 . Phanourgakis В. γνωστα ντιπαλαμικ συγρμματα το Γρηρορου κνδνου// Κληρονομ α. 1972. 4. 285–302. [Автор исходит из несоответствия цитат из Акиндина у св. Григория Паламы дошедшим соч. Акиндина и обосновывает гипотезу о том, что Палама цитирует 4 несохранившихся произв.: Гомилия к собору, Λιβλλος, О благодати, Об энергии в главах божеств. Максима. См., однако, выше, с. 383–384]. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010