«О Теле и Крови Господа» (PL. 121. Col. 103-170). Трактат с аналогичным названием посвятил королю Пасхазий Радберт (PL. 120. Col. 1255-1350). При дворе К. Л. работал Иоанн Скот Эриугена , который пользовался особым покровительством короля, несмотря на враждебное отношение к нему Гинкмара Реймсского, Пруденция и Флора Лионского, обвинявших Эриугену в ереси. По просьбе К. Л. Эриугена перевел с греч. языка «Ареопагитики», автором к-рых в то время считался св. Дионисий Парижский (см. Дионисий Ареопагит ), а затем - «Первую Амбигву» прп. Максима Исповедника. Узуард , монах аббатства св. Германа в Париже, по просьбе К. Л. составил «исторический» мартиролог, который приобрел широкое распространение и использовался на Западе до XVI в. Особое внимание К. Л. уделял епископской кафедре и аббатству св. Германа в Осере, где находились школа и крупный скрипторий. Хейрик Осерский посвятил королю составленное им стихотворное Житие св. Германа (BHL, N 3458). Ист.: Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; Nithardi Historiarum libri IV/Ed. E. Müller. Hannover, 1907. (MGH. Script. Rer. Germ.; Recueil des Actes de Charles II le Chauve, roi de France/Éd. G. Tessier. P., 1943-1955. 3 vol. Лит.: Calmette J. La diplomatie carolingienne du traité de Verdun à la mort de Charles le Chauve (843-877). P., 1901; Levillain L. Le sacré de Charles le Chauve à Orléans//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1903. Vol. 64. P. 31-53; Lot F., Halphen L. Le règne de Charles le Chauve (840-877). P., 1909; Classen P. Die Verträge von Verdun und von Coulaines, 843, als politische Grundlagen des westfränkischen Reiches//Hist. Zschr. Ser. 3. 1963. Bd. 196. S. 1-35; Gaehde J. E. The Bible of San Paolo fuori le Mura in Rome: Its Date and Its Relation to Charles the Bald//Gesta. N. Y., 1966. Vol. 5. P. 9-21; Schramm P. E. Kaiser, Könige und Päpste: Gesammelte Aufsätze zur Geschichte des Mittelalters. Stuttg., 1968. Bd. 2; Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Die «Libri Carolini» und ihre Stellung zum Bild//ZKTh. 1957. Bd. 79. S. 69-78; Wallach L. Alcuin and Charlemagne: Studies in Carolingian History and Literature. Ithaca (N. Y.), 1959; idem. The «Libri Carolini» and Patristics - Latin and Greek: Prolegomena to a Critical Edition//The Classical Tradition/Ed. L. Wallach. Ithaca (N. Y.), 1966. P. 451-498; idem. Diplomatic Studies in Latin and Greek Documents from the Carolingian Age. Ithaca (N. Y.), 1977; Gero S. «Libri Carolini» and the Image Controversy//GOTR. 1973. Vol. 18. P. 7-34; Arnaldi G. La questione dei «Libri Carolini»//Culto cristiano, politica imperiale carolingia: Atti del conv., Todi, 9-12 Ottobre 1977/Ed. O. Capitani. Todi, 1979. P. 61-86; Meyvaert P. The Authorship of the «Libri Carolini»: Observations Prompted by a Recent Book//RBen. 1979. T. 89. P. 29-57; M ü therich F. I «Libri Carolini» e la miniatura carolingia//Culto cristiano, politica imperiale carolingia. Todi, 1979. P. 281-301; Chazelle C. Matter, Spirit, and Image in the «Libri Carolini»//RechAug. 1986. T. 21. P. 163-184; eadem. Images, Scripture, the Church and the «Libri Carolini»//Proc. of the Patristic, Medieval, and Renaissance Studies Conference. Villanova (Penn.), 1992/1993. T. 16/17. P. 53-76; eadem. «Not in Painting but in Writing»: Augustine and the Supremacy of the Word in the «Libri Carolini»//Reading and Wisdom: The «De Doctrina Christiana» of Augustine in the Middle Ages/Ed. E. D. English. Notre Dame (Ind.), 1995. P. 1-22; Elbern V. H. Die «Libri Carolini» und die liturgische Kunst um 800.//Aachener Kunstblätter. 1986/1987. Bd. 54/55. S. 15-32; Alberigo G., Melloni A. La questione politico-religiosa dei «Libri Carolini»//La legittimità del culto delle icone: Oriente e Occidente riaffermano insieme la fede cristiana: Atti del III Conv. Storico Interecclesiale (Bari, 11-13 maggio 1987). Bari, 1988. P. 243-264; Ugolnik A. The «Libri Carolini»: Antecedents of Reformation Iconoclasm//Iconoclasm vs. Art and Drama/Ed. A. E. Nichols, C. Davidson.

http://pravenc.ru/text/2463659.html

33 А. Bandurii Antiquitates Constantinopolitanæ T. II. p. 700–705. Vita ac gesta S. P. N. Dalmatii. 48 Созомен (Historia Ecclesiastic. L. VII. C. X.) замечает при этом, что шествие с останками Св. Мелетия большой дорогой и через города было сделано вопреки Римскому закону, сохранявшемуся тогда ещё в силе. 51 Funebris in laudem fratris Cæsarii orario. Oper. S. Greg. Nazianzen. ed. Colon. 1680 an. T. I. p. 169. 54 Διγησις περ τς πρς υγαρον ποσαλεσις χειροποιτον θεας εκνος Χριστο το Θεο μν apud Combefisium in fasciculo Originum et antiquitatum Constantinop. Это сочинение некоторые приписывают самому Константину Порфирородному. Fabricii. Bibl. Grace. V. VI. 490. 55 S. Gregorii Nazianzeni opera. Coloniæ. 1680. Т. I. Oratio, XXI. in lavdem M. Athanasii Archiepisc. Alexandr. 58 Cedren. Historiarum Compendium 457–458 p. Memologium Græcorum jussu Basilii Imperat. Græce olim editum. Urbini 1727. 26 d. Octobr. 61 Codynus Curopalata. De Officiis et offcialibus curiæ et Ecclesiæ Constantinopolit. Paris. 1648. С. X. V. VII. 62 Theodori Lector. Excerpta ex Historia Ecclesiastica. L. II. 30. Contabrigiæ 1720. M. Glycæ Annales p. 274 Cedreni Historiar. Compendium 396 p. 63 Theodori Lector. Excerpta ex Historia Ecclesiastica. L. II. 30. Contabrigiæ 1720. M. Glycæ Annales p. 274 Cedreni Historiar. Compendium 473 p. 71 Codyn. Curopolata de officiis et officialibus curiæ et Ecclesiæ Constantinopol. С. VI. XX. и т.д. 86 Собрание Государственных грамот и договоров. Т. III. Москва 1822. Отписки Новгородского Митрополита Никона к Царю Алексею Михайловичу, стр. 474–479. 91 Карамз. И. Г. Р. Т. VI. 202. Т. X. Примеч. 207 Новикова Российская Вивлиофика. к. VI. стр. 245. 98 Послание Царя Иоанна Васильевича к Игумену Кириллобелоезерского монастыря Косме. История Российск. Иерархии ч. IV. стр. 448. Читать далее Источник: Москва. в типографии Августа Семена, При Императорской Медико-Хирургической Академии.1842. Печатать позволяется с тем, чтобы по напечатании, до выпуска из Типографии, представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. Июня 20 дня 1842 года. Московская Духовная Академия. Ценсор, Профессор Математики Протоиерей Петр Делицын. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Kalamazoo, 1989. P. 1-32; Anton H. H. Beobachtungen zum fränkisch-byzantinischen Verhältnis in karolinger Zeit//Beitr. zur Geschichte des Regnum Francorum: Referate beim wissenschaftlichen Colloquium z. 75. Geburtstag v. E. Ewig am 28. Mai 1988/Hrsg. R. Schieffer. Sigmaringen, 1990. S. 97-119; Appleby D. F. Holy Relic and Holy Image: Saints " Relics in the Western Controversy over Images in the VIIIth and IXth Cent.//Word and Image. L., 1992. Vol. 8. N 4. P. 333-343; Froehlich K. The Libri Carolini and the Lessons of the Iconoclastic Controversy//The One Mediator, the Saints, and Mary/Ed. H. G. Anderson, J. F. Stafford, J. A. Burgess. Minneapolis, 1992. P. 193-208; Noble T. F. X. From Brigandage to Justice: Charlemagne, 785-794//Literacy, Politics and Artistic Innovation in the Early Medieval West/Ed. C. M. Chazelle. Lanham (Maryland), 1992. P. 49-75; idem. Tradition and Learning in Search of Ideology: The «Libri Carolini»//«The Gentle Voices of Teachers»: Aspects of Learning in the Carolingian Age/Ed. R. E. Sullivan. Columbus (Ohio), 1995. P. 227-260; idem. From the «Libri Carolini» to the «Opus Caroli Regis»//J. of Medieval Latin. Turnhout, 1999. Vol. 9. P. 131-147; idem. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009; McCormick M. Diplomacy and the Carolingian Encounter with Byzantium down to the Accession of Charles the Bald//Eriugena East and West: Papers of the VIIIth Intern. Symp. of the Society for the Promotion of Eriugenian Studies/Ed. B. McGinn. Notre Dame, 1994. P. 15-48; Auzé py M.-F. Francfort et Nicée II//Das Frankfurter Konzil von 794: Kristallisationspunkt karolongischer Kultur/Hrsg. R. Berndt. Mainz, 1997. Bd. 1. S. 279-300; Jeck U. R. Die frühmittelalterliche Rezeption der Zeittheorie Augustins in den «Libri Carolini» und die Temporalität des Kultbildes//Ibid. Bd. 2. S. 861-884; Th ü mmel H.-G. Die fränkische Reaktion auf das 2. Nicaenum 787 in den «Libri Carolini»//Ibid. S. 965-980; Ommundsen A. The Liberal Arts and the Polemic Strategy of the «Opus Caroli Regis contra synodum» (Libri Carolini)//Symbolae Osloenses.

http://pravenc.ru/text/2463659.html

239 . Mouradgea d " Ohsson A. C. Histoire des mongols, depuis Tchin-guiz-Khan jusq " a Timour-Lanc. Paris, 1824. T. 1. 240 . Naruszewicz A. S. Historia... Adama Naruszewicza narodu Pol-skiego z rekopisma Biblioteki Pulawskiey i Josefa Hrabi Siera-kowskiego. Warszawa, 1780–1786. 6 t. 241 . Nicephorus. Breviarium historicum, de rebus gestis ab obitu Mauricii ad Constantinum usque Copronymum 242 . Nicephorus Callistus Xanthopulus. Ecclesiastica historia libri decem et octo. Francof., 1558. 243 . Notitiae graecorum episcopatuum/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 244 . Oderbom P. loannis Basilidis Magni Moscoviae ducis vita. Spirae, 1581. 245 . Oecumenius. Commentaria. Lutetia Parisiorum, 1630–1631; To же: Lutetia Parisiorum, 1631 246 . Ongenes. Contra Celsum. 247 . Ovidius Naso P. Tristia. 248 . Pagi A. Critica historico-chronologica in universos annales ecclesiasticos eminentissimi et reverendissimi Caesaris cardinalis Baronii. 249 . Peutingeriana tabula itineraria quae in Augusta Bibliotheca Vindobonensis nunc servatur adcurate exscripta. Vindobonae, 1753 250 . Philostorgius. Ecclesiasticae historiae a Constantino M. Ariique initiis ad sua usque tempora, libri. XII. [Genevae], 1642 251 . Photii Bibliotheca/Ex recensione Immanuelis Bekkeri. Berolini, 1824–1825. 2 t. 252 . Plinius Secundus C. Historiae naturalis libri XXXVII. Parisiis, 1723. 2 v. 253 . Procopius Caesariensis. De aedificiis imperatoris Justiniani/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 254 . Procopius Caesariensis. De bello Gothico/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 255 . Procopius Caesariensis. De bello Persico. 256 . Ptolemaeus C. De Geographia libri octo. Basileae, 1533. 257 . Ptolemaeus C. Geographia universalis, vetus et nova. Enarrationis libros VIII. Basileae, 1545. 258 . Rohrbacher R. F. Histoire universelle de l’Eglise catholique. Paris, 1842–1849. 29 v. 259 . Rufinus Tyrannius Aquileiensis. Historiae ecclesiasticae libri duae/Tyrannii Rufini Aquileiensis presbyteri Opera omnia quae de suo elucubravit ... novissime recensuit, correxit, edidit J.-P. Migne. Parisiis, 1849 (Patrologiae cursus completus. Series prima (latina). Accurante J.-P. Migne T. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Chronicon Moreae (recensio Π)//The Chronicle of Morea/ed. J. Schmitt. London: Methuen, 1904. P. 3–597. Concilium universale Chalcedonense anno 451//Acta conciliorum oecumenicorum (ACO). T. 2.1.1–2.1.3/ed. E. Schwartz. Berlin: De Gruyter, T. 2.1.1–2.1.2:1933; T. 2.1.3:1935 (T. 2.1.1–2.1.2: r 1962; T. 2.1.3: r 1965). T. 2.1.1: P. 3–32, 35–52, 55–196; T. 2.1.2: P. 3–42, 45–65, 69–163; T. 2.1.3:3–136. Constitutiones apostolorum (fort. compilatore Juliano Ariano)//Les constitutions apostoliques: in 3 vols./ed. B. M. Metzger. Paris: Éditions du Cerf, 1985, 1986, 1987. (Sources chrétiennes; vol. 320, 329:336). Vol. 1: P. 100–338. Vol. 2: P. 116–394; Vol. 3: P. 18–310. Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos//PG. T. 69. Col. 717–1273 . Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia//Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, de ecclesiastica hierarchia, de mystica theologia, epistulae/ed. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; Boston: De Gruyter, (Patristische Texte und Studien; Bd. 67). S. 61–132. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Α–Β [libri 1–2]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Α. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 35–519. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Γ–Δ [libri 3–4]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Β2, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 3–492. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Ε– [libri 5–6]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Γ, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 9–452. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Ζ–Η [libri 7–8]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Δ, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983. Σ. 9–477.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

33. Epistolario de San Braulio./Introd., ed., trad, por L. Riesco Terrero. Sevilla, 1975. 34. Fronto M. De differentiis//Grammatici Latini ex Recensione Henrici Keilii./Ed. H. Keil. Vol. 7. Leipzig, 1880. 35. Gai Institutionum Commentarii libri IV./Ed. by B. Kuebler. Leipzig: Teubner, 1935. 36. Gregorius p. I Magnus. Sancti Gregorii Magni epistolae.//PL. T. 77. 37. Gregorius p. I Magnus. Moralium libri, sive Expositio in librum B. Job.//PL. T. 75. 38. Gregorius p. I Magnus. Homiliarum in Ezechielem prophetam libri II.//PL. T. 76. 39. Fredegarius. Fredegarii scholastici chronicum cum suis continuatoribus, sive appendix ad sancti Gregorii episcopi Turonensis historiam Francorum.//MGH.: SRM. T. 2. Hannoverae, 1888. P. 18–193. 40. Hieronymus Stridonensis. Liber de uiris illustribus.//PL. T. 23; 41. Sancti Hieronimi Presbyteri Epistulae.//Sancti Hieronimi Presbyteri Opera. Pars II. Corpus christianorum. T. 78. 42. Ildefonsi Toletani episcopi De viris illustribus./Ed. C. Codoner Merino//Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri deserti, De viris illustribus. CC Series Latina CXIV A. Turnhout: Brepols, 2007. P. 475–642. 43. Isidori Hispalensis Versus./Cura et studio J.M. Sanchez Martin. Turnout, 2000. 44. Isidorus Hispalensis. Sancti Isidori Hispalensis Liber de viris illustribus//Codoner Merino C. El» De viris illustribus» de Isidoro de Sevilla. Estudio у edicion crítica. Salamanca, 1964. 45. [Julianus Toletanus] Historia Wambae regis auctore Iuliano episcopo Toletano./Ed. W. Levison.//MGH: SRM. T. 5. Hannoverae et Lipsiae, 1910. P. 500–535. 46. Juan de Biclaro, obispo de Gerona: Su vida у su obra./Introd., texto crit., com. por J. Campos. Madrid, 1960. 47. La colección canonica hispana./Ed. G. Martinez Diez, F. Rodríguez//Monumenta Hispaniae sacra: Serie canonica. Vol. 1–6. Madrid, 1966–2006. 48. Leges Visigothorum./Ed. K. Zeumer//MGH: LL. Berolini, 1902. 49. Lex Romana Visigothorum./Ed. G.F. Hänel. Leipzig, 1849. 50. Lucius F. Lactantius Divinarum institutionum libri VII//PL. T. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Д. являлся автором многочисленных сочинений, таких как тайноводство (μυσταγωγαι), праздничные послания (ορταστικα), толкования на Свящ. Писание (καθηγσεις), полемические трактаты против мелетиан, сторонников софиста Стефана, Петра Каллиникского, тритеитов и др. Он писал проповеди, получившие широкое распространение. Фрагменты одной из них, произнесенной на Рождество Христово в Александрии, сохранились в копт. версии ( Crum W. E. Theological Texts from Coptic papyri. Oxf., 1913. P. 13-23). В писаниях Д. присутствуют анафемы Халкидонскому Собору и томосу папы Льва. Из его сочинений полностью сохранились лишь синодик к Иакову Барадею и письмо на смерть Иакова ( Michel le Syrien. P. 325-334, 339-342). Согласно «Истории Александрийских патриархов» Севира (Ибн аль-Мукаффы) и «Синаксарю Александрийской Церкви», Д. скончался 12 июня (18 числа месяца бауна) 604 г. Ист.: Sewerus ibn al-Muquaffa, Bishop of el Ashmunein. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//PO. 1907. T. 1. Fasc. 4. P. 97-101; Idem.//CSCO. Arab. Ser. 3. 1962r. T. 8. P. 473-478; Johannes Ephesinus. Historiae Ecclesiasticae pars tertia. IV 41-44, 60-61/Ed. E. W. Brooks//CSCO. Syr. Ser. 3. 1936. T. 3. Pt. 2: Versio; Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte)/Éd. R. Basset//PO. 1923. T. 17. Fasc. 3. P. 575-577; Michel le Syrien. Chronique. X 13-14, 16-17, 21-22/Éd. J. B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 325-334, 344-346, 361-371, 382; Peter of Callinicum. Anti-Tritheist dossier/Ed. R. Y. Ebied e. a. Leuven, 1981; idem. Tractatus contra Damianum/Ed. R. Y. Ebied e. a. Turnhout, 1994. T. 1: Quae supersunt libri secundi; 1996. T. 2: Libri tertii capita I-XIX; 1998. T. 3: Libri tertii capita XX-XXXIV; 2003. T. 4: Libri tertii capita XXXV-L et addendum libro secundo. (CCSG; 29, 32, 35, 54); Synaxarium Alexandrinum/Ed. I. Forget//CSCO. Arab. 1926. T. 19. Pt. 2: Versio. P. 174-175, 187; Van Roey A. Het dossier van Proba en Juhannan Barboer//Scrinium Lovaniense: Mélanges historiques E. van Cauwenbergh. Gembloux, 1961. S. 181-190.

http://pravenc.ru/text/168772.html

Собственные взгляды франкских богословов по данному вопросу сводятся к следующему: а) Оба собора (754 г. и 787 г.) – infames et ineptissimae – вышли из границ истины, так как аа) иконы не идолы, и бб) иконам служить не должно («мы ничего не отвергаем, кроме [божественного) поклонения иконам», nos nihil in, maginibus spernamus praeter adorationem). б) Итак, одному только Богу должно служить , одному только Ему должно воздавать (божественное) поклонение , один только Он должен быть славим. Solus igitur Deus colendus , solus adorandus , solus glorificandus est 195 . в) Святым должно быть воздаваемо почитание . Sanctis veneratio adhibenda est. г) Иконы, за отвержением всякого им служения , и поклонения (во всех формах, напр., воскурением фимиама, возжением свеч) (omni sua cultura et adoratione seclusa), дозволяется употреблять для памяти о прошедшем и для украшения (propter memoriam rerum gestarum et ornamentum). д) Иконы нельзя сравнивать со священными сосудами, евангелием, крестом, реликвиями святых («мы почитаем святых в их телах, или лучше – в останках тел, или также в одеждах», nos sanctos in eorum corporibus, vel potius reliquiis corporum seu etiam vestimentis veneramur . е) Но с другой стороны, как предметы священные, иконы не следует ставить и в местах нечистых, напр., при дорогах. Франкфуртский собор 794 г. отнесся к Никейскому собору так же, как и Libri Carolini. Can. 2: «Предложен был для обсуждения вопрос о новом соборе греков, который они составили в Константинополе (=по последнему деянию) для установления поклонения иконам и в котором написано, что те, которые не чествуют икон святых служением или поклонением так же, как божественную Троицу , предаются анафеме. Названные выше святые отцы наши всячески отвергли и презрели и поклонение и служение , и согласно осудили» 196 . Так как положения Софийского собора 815 г. довольно сходны со взглядами, раскрываемыми в Libri Carolini, то неудивительно, что послание Михаила II к Людовику Благочестивому нашло сочувственный прием в империи каролингов. Собор Парижский 825 г. стал опять на точку зрения Libri Carolini в вопросе о Никейском соборе и об иконах. Парижские отцы резко порицают и самого папу Адриана I за то, что в своем послании Константину и Ирине он, «как известно, поступил столь безрассудно, приказав суеверно покланяться им (иконам)» (sic indiscrete noscitur fecisse in eo, quod superstitiose eas adorare jussit), и за то, что он защищал VII вселенский собор против Libri Carolini, хотя он «не столько с умыслом, сколько по неведению отступил от правого пути в этом деле» (quod non tantum scienter quantum ignoranter in eodem facto a recto tramite deviaverit). Вскоре после Парижского собора епископы Клавдий туринский и Агобард лионский высказались в смысле решительного отвержения икон. В защиту икон писали против них еп. орлеанский Иона и монах сэн-денисский Дунгаль (Dungal).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

306. Sesostri tragedia. 1729. 307. Tomaseus kleine deutsche Schriften. Halle, 1710. 308. Pensées divers à l’occasion de la comete par Bayl. A Rotterdam. En 4 vol. 1680–1704. 309. Le grand et noble jeu du cercle, comedie traduite de l’arabe, dans le meme livre, le grand et petit ABC avec un traité de l’arithmetique et un recueil de prieres. In 12-то 310. Lettere di complimenti semplici. 1662. Rom. 311. Delie lettere di Gio. Francesco. In Venetia, 1693 312. Les lettres sinceres d’un gentil-homme francois. (Остермана 53) 313. Le secretaire de la cour, augmenté de complimens. 1655 Libri politici 314. L’Ambassadeur et se fonctions. A Cologne, 1690. 2 exempt in 4°. 315. Actes, memoires et autres pieces authentiques, concernantes la paix d’Utrecht, П en 5 vol. La moitié du 5-me et le 6-me manque. 316. Lünigs Reden groszer Herre. Hambourg, 1707. 5 part. (Cm. Politici, 8°, 11). Libri historici. 317. Histoire de revolutions de Suede. A Paris, 1695, in 8°. Libri mathematici. In folio 318. Le cinque ordini di architectura da Vignola. 1652. 319. Regola delle cinque ordini d’architectura. 1652. 320. L’art des armées navales, par Paul Hoste. A Lyon, 1697. 321. Instruzioni militari di Dorotheo Alimari. Norimb., 1692. 322. Geometra у archyteckt Polsky przez X. Stanisl. Polskiego. W Krakowie, 1683. 323. Mathiae Dogens Krieges-Bau-Kunst, Amsterdam, 1648. 324. Architectura martialis durch Josephum Furtenbach. 1630. 325. Geometria anglica lingua. Incompl. 1616. 326. Architectura universale di Vir. Scamozzi. Venet., 1694 327. Johann. Vilhelms architectura civilis. Niremb. In quarto 328. T’ Verguide Licht de Zeevart, Door Franc, van der Stuips. T’ Amsterd., 1684. 329. L’art de naviger. A Paris, 1677. 330. Joh. Ardiiser vomm Vestungsbau. 331. Beno Ursini trigonometria cum magno logarithmo. 1625. 332. De werken van Mars of de konst de oorlogs. II deci. A Amst., 1686. Der erste Theil fehlet. 333. Rudimentorum cosmograficorum Honteri Coronensis. libri III. 1583. 334. Orftirei de perpetuo mobili. Lips., 1715. (Остермана 90)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010