Предисловие автора Это небольшое исследование о блаженном Августине выходит в свет отдельной книгой по просьбе некоторых православных христиан, читавших его первоначально в журнале «The Orthodox Word» (N 79, 80. 1978 г.) и нашедших, что оно будет полезно для нынешних православных. Оно не претендует на завершенность в качестве богословского исследования трудов блаженного Августина и детально рассматривает лишь одну богословскую тему – благодати и свободной воли; – остальная же часть его преимущественно историческая. Представляющаяся ценность этого труда заключается в раскрытии отношения Православной Церкви к блаженному Августину в течение разных столетий и в попытке определить его место в ней. Мы постараемся осветить проблему существования православных в современном мире, где ощущение и вкус истинного Православного Христианства столь редко встречается среди богословов. Говоря о православном отношении к блаженному Августину, автор также имел целью избавить его от роли «козла отпущения» для нынешних академических богословов и, таким образом, помочь всем нам свободно увидеть как его, так и наши собственные немощи в ясном свете, ибо его немощи удивительно напоминают наши. С этими немощами нашими автору пришлось столкнуться лицом к лицу спустя некоторое время после публикации первоначального журнального варианта исследования, когда он встретил одного русского, недавно эмигрировавшего из Советского Союза. Этот человек обратился в Православие будучи в России, но еще многое понимал в категориях, присущих восточным религиозным системам, которым он долгое время следовал. Для него блаженный Августин тоже был вроде «козла отпущения», которого он обвинял в употреблении непереводимых и непонятных иудейско-ветхозаветных терминов, в неправильном учении о первородном грехе и т.д. Да, действительно, нельзя отрицать, что блаженный Августин подходил к этому догмату с присущим ему чрезмерным логизмом и излагал ошибочный взгляд на прародительский грех – взгляд, заметим, не столько «неправославный», сколько ограниченный и неполный. Бл. Августин , практически, отрицал, что человек имеет хоть немного добродетели или свободы в себе самом и полагал, что каждый ответственен за «вину» Адамова греха, помимо участия в его последствиях; православное богословие считает эти взгляды односторонним преувеличением верного христианского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ [серб. Данило (Данилац) Левооки] (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий). Судя по прозвищу, имел заметный физический недостаток (был крив на правый глаз), затруднявший его работу. Д. Л. составил или продолжил до нач. XV в. летописные заметки (частично известны по более ранним спискам; см.: Записи. 3. С. 68, 70-72), содержащие даты смерти серб. правителей от Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ) до св. кн. Лазаря , архиепископов и патриархов от свт. Саввы I до Саввы V и представителей династии Бранковичей . Заметки помещены как дополнение к Уставу церковному Иерусалимскому («Данильцев типик»), переписанному Д. Л. в 1416 г. (Белград. НБС. 649. Л. 193 об.- 194 об.; изд. см.: Записи. 3. С. 70-72, 5014-5026; он же. Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 111, 170-181; М. , Л. Опис рукописа Народне Библиотеке Cpбuje. Београд, 1986. 1. С. 349). Его рукой написано полностью или частично не менее 12 бумажных кодексов: 1) Минея праздничная на февр.-авг., 80-90-х гг. XIV в. (Печ. Б-ка Патриархата. 41); 2-4) Пролог стишной в 3 т., 1394 г., для мон-ря Дечаны по заказу его экклисиарха (позже игумен) Варлаама (Мон-рь Високи Дечани. 52-54); 5) Патерик, ок. 1394 г., для той же обители по заказу игум. Варлаама, кн. Стефана Лазаревича, его брата Вука и матери мон. Евгении (Там же. 96); 6) Поучения аввы Дорофея, 1390-1400 гг. (Там же. 79. Л. 1-196); 7) Стружский список Законника царя Стефана Душана, ок. 1394 г. (РГБ. Григор. 29/М. 1732. Л. 1-4 об., 12 об.- 13); 8) Сборник аскетический с главами Кормчей серб. редакции и посланием Тырновского патриарха Евфимия Киприану мниху, ок. 1400 г. (Chil. 477; описание см.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 182); 9) Патерики алфавитный и скитский с дополнениями, 1-я четв. XV в. (Там же. 428; описание - Там же. С. 165); 10) Сборник аскетический, 1-я треть XV в.

http://pravenc.ru/text/171302.html

70 Сторожевая башня. 1. 4. 1999. С.16. 71 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с. 356. 72 Популярная медицинская энциклопедия. М. 1979. с. 583. 73 Сторожевая башня. 1. 6. 1998. с. 10. 74 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с. 356. 75 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с.424. 76 Кстати насколько точный термин! Превращают, при помощи перевода. 77 Что происходит при смерти? 1998.с.23. 78 Пять книг Торы. Йырушалаим.(на еврейском языке).1978. с.45. 79 Пять книг Торы. Йырушалаим.(на еврейском языке).1978. с. 29. 80 Свят. Филарет митр. Московский и Коломенский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1.М. 1867. (Репринт). С.88. 81 Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М. 1855. с. 335. 82 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/22.htm 83 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993. С. 76. 84 Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. «Логос» 1992. С. 98. 85 В начале было Слово… Заокский. 1993. с. 356–357. 86 См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878.Стр.470. 87 См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878. Стр.414 88 См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878.стр.483. 89 А.Д. Вейсман. Греческо-Русский словарь. М. 1991. с. 18–19. 90 Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. С. 85. 91 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/23.htm 92 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/23.htm 93 Н.Варжанский. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. М. 1998. 94 Букв. «козлов». «В стаде козел обыкновенно идет спереди, как вождь». А. Покровский. Книга пророка Исаии.//Толковая Библия. Т. 2. Стокгольм. 1987. С. 312. Удивительна параллель этих слов с словами Христа о последнем Суде (Мф. 25, 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

67 . «Изборник. Повести Древней Руси». «Художественная литература», М., 1987 г. 68 . Куприн А. И. Сочинения в двух томах, т. 1, «Суламифь». М., «Художественная литература», 1980 г. 69 . Лопухин А. «Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет», 1890 г. 70 . Лопухин А. П. «Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета», издание преемников А. П. Лопухина , т. V, Петербург, 1908 г., Книга Песнь Песней Соломона, стр. 37–75, комментарий А. Глаголева . Петербург, 1908 г. 71 . Мейендорф Иоанн , протоиерей. «Введение в свято-отеческое богословие», изд. второе. Изд. «Религиозные книги для России», Нью-Йорк, 1985 г. 72 . Библейская энциклопедия, иллюстрированная полная популярная, в 4-х выпусках. Труд и издание архимандрита Никифора, М., 1891 г. 73 . Овчинникова Е. С. « Церковь Троицы в Никитниках». Изд. «Искусство», М., 1970 г. 74 . Олесницкий А. А. «Книга Песнь Песней и ея новейшие критики». Изд. «Труды Киевской Духовной Академии», Киев, 1881–1882 гг. 75 . «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», четвертое издание. Сергиевское подворье, 1948 г. 76 . Покровский Н. В. , проф. «Очерки памятников христианского искусства и иконографии», третье пересмотренное издание. Синодальная типография, СПб., 1910 г. 77 . Поселянин Е. «Русские подвижники 19-го и 20-го века», изд. 3-е. Изд. И. Л. Тузова, СПб., 1910 г. 78 . Рижский М. И. «История переводов Библии в России». Изд. «Наука», Сибирское отделение, Новосибирск, 1978 г. 79 . Сендерленд. «Священные книги Ветхаго и Новаго Завета; их происхождение, развитие и характер». 1907 г. 80 . Сергиев Н. «Несколько слов о книге Песни Песней». Православное Обозрение, X, 1863 г. 81 . Сиделин А. Курсовое сочинение «Историко-экзегетический анализ книги Песнь Песней». Троице-Сергиева Лавра, г. Загорск, 1974–1975 гг. 82 . «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», изд. восьмое. Издание Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, М., 1904 г. 83 . Талмуд, Мишна и Тосефта, критический перевод Н. Переферковича, т. VI, кн. 11–12. Изд. П. П. Сойкина, СПб., 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

70 . Jones A. H. M. The Later Roman Empire. Vol. 1–3. Oxford, 1964. 71 . Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxford, 1971. 72 . Kelly J. N. D. Golden Mouth. The story of John Chrysostom – ascetic, preacher, bishop. London, 1996. 73 . Malingrey A.-M. «Pilosophia». Etude dans d’un groupe de mots dans la littérature grecque des Présocratique au IV-e s. aprés Jean Chrysostome. Paris, 1961. 74 . Maravalle P. Lieux saints et pèlerinages d’Orient. Paris, 1985. 75 . Maspero G. Histoire des patriarchies d’Alexandrie. Paris, 1923. 76 . Maspero J. Organisation militaire de l " Egipte byzantine. Paris, 1912. 77 . Nowak E. Le chrétien devan la souffrance. Etude sur la pensée de Jean Chrysostome. Paris, 1972. 78 . Les æuvres de Philon d " Alexandrie. Paris, 1965. Vol. 5. 79 . Ommeslaeghe F. van. Jean Chrysostome et le peuple de Constantinople/AB, 1981. T. 99, fasc. 3–4. 80 . Ommeslaeghe F. van. Jean Chrysostome et l " impératrice Eudoxie/AB, 1979, T. 99, fasc. 3–4. 81 . Ommeslaeghe F. van. La Fete de S. Jean Chrysostome dans l " Eglise grecque/AB, 1978. T. 96, fasc. 3–4. 82 . Ommeslaeghe F. van. De lijkrede voor Johannes Chrysostomus toegeshhreven aan Martirius van Antiochie. Tekstujtgave met Commentaar Hoofdstukken uit de Historisvhe Kritiek. Louvain, 1974. 83 . Ommeslaeghe F. van. La valeur historique de la Vie de S. Jean Chrysostome attribuée à Martyrios d " Antioch/Studia Patristica. Berlin, 1975. Vol. 12. 84 . Ommeslaeghe F. Que vaut le temoinage de Pallade sur le procès de S. Jean Chrysostome/AB, 1977.T. 95, fasc. 3–4. 85 . Ommeslaeghe F. Une vie acéphale de saint Jean Chrysostome dans le Batopedius 73/AB, 1976. T. 94, fasc. 3–4. P. 317–356. 86 . ΠΑΛΛΑΔΙΟΥ ΛΑΥΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ Á–B». AΘHNAI, 1970. 87 . Pietri Ch. Roma christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade a Sixte III. Paris, 1976. Vol. 2. 88 . Facundus Hermianensis. Pro defensione trium capitulorum/PL 67, 676–678. 89 . Resch A. Agrapha aussercanonische Schriftfragmente. Darm­stadt, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

72. Erwald Paul. Der Einfluss der stoisch–ciceronianisclien Moral auf die Darstellung der Ethik bei Ambrosius. Leipzig, 1881. 73. Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2, изд. 2, СПб., 1882. 74. Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих–Миней А. Н. Бахметевой. Декабрь. М., 1888, с. 57–64. 75. Архимандрит Тихон. История Православной Церкви до начала разделения Церквей, СПб., 1891. 76. Kellner. Der heilige Ambrosius, Bischof von Mailand, als Erklarer des alten Testamentes. Regensburg, 1893. 77. С. Лосев. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Священного Писания Ветхого Завета. Киев, 1897 (оттиск из «Трудов Киевской Духовной Академии» за 1896 г.). 78. Православная богословская энциклопедия. Выпуск 5, т. 1, СПб., 1900. 79. Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока. Том 2, изд. 2, Владимир, 1901. 80. Вознесенский А. Творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, по вопросу о девстве и браке. — «Вера и Церковь», кн. 5, М„ 1901. 81. Блаженный Августин, епископ Иппонийский. Творения, ч. 1. Исповедь. Изд. 2–е, Киев, 1901. 82. Исповедь Блаженного Августина, епископа Ишюнского. [Пер. Марии Ефимовны Сергеенко]. — «Богословские труды», сб. 19, М., изд. Московской Патриархии, 1978, с. 71–264. 83. Житие св. Амвросия Медиоланского. М., 1902. 84. Серафим Булгаков. Учение св. Амвросия Медиоланского о Таинствах. — «Московские церковные ведомости», 1902, 29–30 (имеется отд. оттиск, Курск, 1903). 85. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Перевод с англ. А. П. Лопухина, т. 2, изд. 2, СПб., 1903. 86. Св. Димитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь, М., 1906. 87. Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. III. История Церкви в период Вселенских Соборов. СПб., 1907 (репринт, М„ 1994). 88. Гр. Прохоров. Вместо предисловия. — В кн.: Об обязанностях священнослужителей (De officiis niinistrorum). Творение св. Амвросия епископа Медиоланского. Казань, 1908, с. 3–32. 89. Р. de Labriolle. St. Ambroise. Paris, 1908.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

KDW. 1878. T. 2. N 1055. Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 393. Krofta К. Kurie...//Ibid. 1904. S. 250–251. См., например, в записях «Летописца» Даниила Галицкого: «...божьею волею избран бысть и поставлен бысть Иван пискоуп князем Данилом от клироса великои церкви святои богородици володимерьской» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 740). «Данилови же княжащоу во Володимере, созда град Угореск и постави там пископу» (Там же. Стб. 842). Так, в 1185 г. по желанию Всеволода Большое Гнездо был поставлен Ростовским епископом Лука — игумен монастыря Спаса на Берестове (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 390), родовой обители этой ветви Мономашичей (Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 141), в 1190 г. Всеволод послал на епископство «отця своего духовнаго Иоанна» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408), в 1214 г. Константин Всеволодович «посла Пахомья... отца своего духовного в Киев» (Там же. Стб. 438). См., например, запись под 1190 г., что Рюрик Ростиславич «постави епископом» в Белгороде «отца своего духовнаго игумена святого Михаила Андреяна Выдобычискаго» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666). Так, в 1230 г. ростовские князья Василько и Всеволод послали «к отцю своему Гюргю (их дяде, великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу.— Б. Ф.) по Кирила игумена, дабы и пустил на епископство» (Там же. Т. 1. Стб. 453). См.: там же. Стб. 390, 408, 453. См. об избранном на вече епископом в 1186 г. Гавриле: «...и прислаша по нь митрополит и вся княжья руськая и пояша и с любовью» (НПЛ. С. 38). И еще более определенно о его преемнике Мартирии, посланном в Киев: «...и иде с предними мужи и прия и с любъвю князь Святослав и митрополит и поставиша и» (Там же. С. 40). ПСРЛ. Т. 2. Стб. 629. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы (XI — начало XII в.). М., 1978. С. 332. Там же. С. 340. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274. РИБ. Т. 6. Ч. 1. Стб. 79–80. Там же. Стб. 89. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 153. Там же. Стб. 351–352; Т. 2. Стб. 520. Его грамоту Андрею Боголюбскому см.: РИБ. Т. 6. Ч. 1. 3. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354. Летописец Переяславля Суздальского//Временник ОИДР. М., 1851. Кн. 9. С. 112.

http://sedmitza.ru/lib/text/442916/

Нахимов 1913б – Н. Нахимов (Н.Ч. Заиончковский). – Несколько последних слов г. П. Мироносицкому . – Прибавления к Церковным ведомостям 1913 13, с. 687–688. Нелюбов 1961 – Б. Нелюбов . Перевод греческого текста Литургии св. Иоанна Златоуста по Служебнику афинского издания 1951 г. в его параллели со славяно-русским текстом синодального издания (Перевести основной текст на церковнославянский язык, комментарии – на русский). Загорск, 1960–1961 (Машинопись, хранящаяся в библиотеке МДА). Нефедов 1983 – Г. Нефедов, прот. (Рец. на) Чиновник архиерейского священнослужения. М., Изд. Московской патриархии, 1982, кн. 1-я. – ЖМП 1983, 2, с. 80. Никитин 1978 – В. Никитин. (Рец. на) Православный церковный календарь на 1978 год. – ЖМП 1978, 5, с. 76–78. Никитин 1980 – Б. Н(икитин). (Рец. на) Православный церковный календарь на 1980 год. – ЖМП 1980, с. 77–78. Никитин 1981 – В. Никитин. (Рец. на) Часослов. Изд. Московской патриархии, 1980. – ЖМП 1981, 6. Никитин 1983 – В. Н(икитин). (Рец. на) Православный церковный календарь на 1983 год. М., 1982, 80 с., 7 л. илл. – ЖМП 1983, 5, с. 80. Никитин 1984 – В. Никитин. (Рец. на) Православный церковный календарь на 1985 г. – ЖМИ 1984, 11, с. 80. Никитин 1985 – В. Никитин. (Рец. на) Требник. Изд. Московской патриархии. М., 1984, часть III, 368 с. – ЖМП 1985, 3, с. 79. Никитин 1985а – Б. Никитин (Рец. на) Православный церковный календарь на 1986      год. М., 1985, 80 с., илл. – ЖМП 1985, 12, с. 80. Никитин 1985б – Б. Н(икитин). (Рец. на) Службы первой седмицы Великого Поста. – ЖМП, 1985, 11. Никитин 1986 – В. Н(икитин). (Рец. на) Православный церковный календарь на 1987      год. М., 1986. – 80 с., с илл. – ЖМП 1987, 4. Николай 1951 – Митр. Николай (Ярушевич) . (Рец. на) А.И. Георгиевский . «Чинопоследование Божественной литургии ». – ЖМП 1951, 9, с. 55. Николай 1999 – Из писем епископа Николая (Муравьева-Уральского) к епископу Афанасию (Сахарову) . Публикация О.В. Косик. – Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Богословский сборник. Вып. 4. М., 1999, с. 253–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Sanchez 1991 – Sanchez M. El comentario al Eclesiastés de Dídimo Alejandrino. Teresianum. Roma. 1991. 308 p. Schermann 1902 – Schermann Th. Lateinische Parallelen zu Didymus. RQA 16. 1902. р. 232–242. Schibli 1994 – Schibli H. Origen, Didymus, and the vehicle of the soul. Origeniana quinta. р. 381–391. 1994. Seiler Ingrid. Didymus der Blinde. De trinitate. Buch 2. Kapitel 1–7. Meinsenheim am Glan. Verlag Anton Hain. 1975. Seilew 1989 – Seilew P. Achilles or Christ? Porphyry and Didymus in debate over allegorical interpretation. HThR. 82. 1989. р. 79–100. Simonetti 1983 – Simonetti M. Lettera e allegoria nell " esegesi veterotestamentaria di Didimo. VetChr 20. 1983. 341–389. – " Didymiana.» VetChr 21. (1984): 129–155. –Due passi della prefazione di girolamo alla traduzione del De spiritu sancto di Didimo. RSLR. XXIV. 1988. р. 78–80. Smythe 1950 – Smythe H. The interpretation of Amos IV, 13 in St. Athanasius and Didymus. JTHs N. S. I. 1950. р. 158–168. Staab K. Die griechischen Katenenkommentare zu den katholischen Briefen. Bib 5 (1924) S. 296–353. Staimer 1960 – Staimer E. Die Schrift De spiritu sancto von Didymus dem Blinden von Alexandrien. Eine Untersuchung zur altchristlichen Literatur- und Dogmengeschichte. Diss. München. Zink. 1960 . XIII &173 р.//RHE. 56. 1961. р. 903–904. Gesché.//ThLZ. 87. 1962. р. 788–790.//ThRev. 59. 1963. р. 179–180. Zoepfl//ZKG. 74. 1963. р. 146. de Santos Otero.//VChr. 18. 1964. р. 248. Bakhuiz van den Brink. Stpelmann W. Der gelehte Asket. Didymus der Blinde Laientheologe. Sein und Sendung 27. 1962. S. 495–501. Stolz 1905 – E. Stolz. Didymus, Ambrosius, Hieronymus. ThQ. 87. 1905. р. 371–401. Swensson G. I. «God " s Ikon in Mans History. A Study of Exegesis, Doctrine and Spiritual Teaching in the Commentary on Genesis by Didymus of Alexandria, I-II.» M. Phil, thesis, Heythrop College (London), 1985. Tigcheler J. Didyme l’Aveugle et l’exégése allégorique. Graecitas Christianorum primaeva VI Nijmegen Dekker & van Vegt 1977 XIV & 196 p.//Rben 88. 1978. p. 184. Bogaret.//SSR 2. 1978. p. 399–400. Simonetti.//ThRev 74. 1978. p. 101–104. Mühlenberg.//NRTh 100. 1978. p. 592. Martin.//RET 38. 1978. p. 190. Barcala.//Aevum 53. 1979. p. 193. Pizzolato.//OSP. 45. 1979. p. 489. von Esbroeck.//JThS 30. 1979. 335–336. Hanson.//RHE 74. 1979. p. 584. de Halleux.//TH&Ph 54. 1979. p. 280. Sieben.//WS N.F. 13. 1979. Primmer.//Emerita 48. 1980. p. 163. Barcala.//RecSR 70. 1982. p. 594. Kannengiesser.//ZKG 96. 1985. p. 427–432. Bienert.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Одна из поэм Мануила Фила ( Manuel Philes. 1857. Vol. 2. P. 240-255. 237) описывает цикл изображений военных подвигов Михаила Дуки Главы, по всей вероятности находившийся в каком-то из зданий П. П. м. ( Belting et al. 1978. P. 12); в др. поэме ( Manuel Philes. 1855. Vol. 1. P. 310. 99) говорится об образе Христа на воротах или дверях монастыря. Мозаики кафоликона были сбиты после его обращения в мечеть, in situ уцелели лишь незначительные фрагменты в сев.-зап. угловой ячейке наоса и в софите окна на юж. фасаде ( Mango, Hawkins. 1964. P. 323). Из кафоликона, вероятно, происходят 2 мозаичные иконы, ныне находящиеся в соборе св. Георгия Вселенского Патриархата в Стамбуле: «Богоматерь Паммакаристос» (в типе «Одигитрия») и «Св. Иоанн Предтеча». Возможно, иконы располагались по сторонам темплона ( Belting et al. 1978. P. 9-10), причем не исключено их первоначальное бытование в качестве настенных мозаик, о чем косвенно свидетельствует гипс, имевшийся в области нимбов Богоматери и Младенца и удаленный в ходе реставрации 1938 г. ( Ryder. 2007. P. 16, 217-218). В одном из стихотворений Мануила Фила воспевается находившееся в кафоликоне мозаичное изображение св. Иоанна Предтечи, отождествляемое некоторыми исследователями с иконой из собора св. Георгия ( Manuel Philes. 1855. Vol. 1. P. 79-80. N 170; Ryder. 2007. P. 214-215). В описании работ по украшению кафоликона, предпринятых при патриархе Иеремии II в 1572-1579 гг., говорится об образе Божией Матери Паммакаристос, находившемся справа в местном ряду иконостаса ( Belting et al. 1978. P. 29). Предлагаемые датировки этих памятников колеблются в широких пределах от 2-й четв. XI в. до XIV в. ( Γκιολες. 1993/1994. Σ. 250-252). Наиболее вероятным временем их создания следует считать, по-видимому, 2-ю четв. XII в., на что указывает близость моделировки ликов на ктиторской мозаике с изображениями имп. Иоанна II Комнина и имп. Ирины в юж. галерее собора Св. Софии К-польской. В таком случае не исключено, что коленопреклоненная фигурка в левом углу иконы св. Иоанна Предтечи изображает ктитора П. П. м. Иоанна Комнина ( Belting et al. 1978. P. 10).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010