Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ Послание Евсевия. Лист из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 2) Послание Евсевия. Лист из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 2) (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства. С 1830 г. хранится в арм. мон-ре св. Лазаря (Сан-Ладзаро) в Венеции 1144/86). Пергаменный кодекс (35 ´ 29,5) содержит 462 листа (первоначально 466), письмо - еркатагир (унциал), текст написан в 2 столбца, отсутствуют заставки, имеются только заглавные буквы. Есть следы поновлений: листы слегка обрезаны по краям, поздняя нумерация дана араб. цифрами. Рукопись имеет неск. колофонов и кратких записей, по которым прослеживается ее история с X по XIX в. Самый ранний из них сильно пострадал и читается плохо, 2-й и 3-й принадлежат царю Гагику Арцруни (Л. 222v) и царице Млке (Л. 137v, 462v). В них говорится о том, что Евангелие было подарено мон-рю Варагаванк в Васпуракане. Рукопись хорошей сохранности. Иллюстративный цикл собран в 1-й тетради, состоит из 11 миниатюр (3 листа с посланием Евсевия (Л. 1r - 2r), 3 листа канонов согласия (Л. 2v - 3v), композиция «Вознесение» (Л. 8r) и 4 изображения евангелистов (Л. 8v - 10r)). Не хватает 4 таблиц канонов (с 5-й по 10-ю) и 4 сцен праздничного цикла, который первоначально завершало «Вознесение». Каноны согласия оформлены орнаментальными мотивами (древо жизни, радужный орнамент, гирлянды, кусты с цветами и плодами граната, пальмовые ветви, павлины, утки, фламинго). Имитирующие мрамор колонны отличаются архитектоничностью, имеют многопрофильные базы и коринфские капители. В люнетах присутствуют и т. н. нильские сцены с рыболовами, крокодилами, пеликанами, цветами лотоса либо изображения морского мира с дельфинами, осьминогами, кальмарами. Нильские сцены - известный мотив позднеантичного искусства, связанного с традициями александрийского эллинизма. Его подробное воспроизведение в М. Е. указывает на близкое знакомство арм. миниатюриста с позднеантичными образцами.

http://pravenc.ru/text/2563856.html

Среди болгар проповедывали христианство и другие греческие монахи, случайно попавшие в Болгарию, как Власий Аморийский, который впоследствии принимал участие в болгарских дипломатических миссиях (Византийский временник, т. XIX, 1912, СПб, 1915; ГИБИ, т. V, с. 16). 860–861 гг. Хазарская миссия Святых братьев Кирилла и Мефодия. 861 г. Собор в Константинополе в соборе свв. Апостолов (т. наз. Двукратный собор) св. Патриарха Фотия с участием 318 Епископов против бывшего Патриарха Игнатия и против претензий римского папы Николая и Римской Церкви о верховенстве над соборной Церковью. Папа Николай объявился против св. Фотия, но послал своих представителей на собор. 861 г. Византийское посольство в Риме с письмами папе Императора Михаила и св. Патриарха Фотия. Св. Фотий отвергает претензии Рима на верховенство над соборной Церковью. 18.ΙΙΙ и 19.ΙΙΙ.862 г. Письма папы Николая I Императору Михаилу и Патриарху Фотию с угрозами и с объявлением, что папа не признает Фотия Патриархом и восстанавливает Игнатия в качестве Патриарха Константинопольского, оставшиеся без ответов. 862 г. Собор галльских Епископов, созванный папой Николаем в Риме об истинности filioque. (Письмо папы Николая к Епископу Хинкмару Рейнскому.) 862 г. Болгаро-германский союз. Византия, Моравия, Сербия и Хорватия были в союзе против Болгарии и Германии. (Болгария потерпела поражение от этой комбинации.) 862 г. Мадьяры (венгры) впервые появляются в области Карпат. 862  г. Моравский Князь Ростислав обратился за помощью к Византии против немецкого духовенства. (Вероятно и за военно-политической помощью.) 862–863 гг. Начало Моравской миссии Святых братьев Кирилла и Мефодия. 863  г. Собор в Риме против св. Патриарха Фотия. Анафема папы Николая над св. Патриархом Фотием. 864  г. Война Византии против Болгарии. Немецкие успехи с болгарской помощью в войне против Моравии. (Чтобы стало яснее о чем идет речь, надо знать, что северо-западная граница Болгарии тогда упиралась в неопределенные границы моравских владений. Болгария владела половиной Паннонии до начала X в.) Болгарские неудачи в войне против сербов и Хорватии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополия Киевская и всея Руссии («Митрополия России»), Митрополия Московская и всея Руссии «Епархия России», затем «Митрополия России» (будущая Киевская и Всероссийская митрополия) основана ок. 862/863 г. (?). Установление епископской кафедры в Киеве связано с историей известного первого похода руссов под предводительством Аскольда и Дира на Константинополь, у стен которого они были 18.06.860. Точная дата похода Аскольда и Дира была определена в кон. XIX в. Появление первой епископской кафедры на Руси, учрежденной знаменитым Патриархом Св. Фотием, было главным следствием этого похода. Появление же архиерейской кафедры должно считать и началом Русской Православной Церкви. 862/3 г. представляется наиболее вероятной датой основания первой русской епископской кафедры. Таковым было мнение одного из авторитетных историков Церкви A. В. Карташева: «Так неточно внесенный в текст Киевского летописного свода 862-й год, как год якобы основания русского государства, скорее оправдывается памятью духовенства и первых русских христиан о том, что в этом году начала свою историю первая русская епископия, а не династия и не государство. Итак, 862-й год не год начала русского государства, а год начала Русской церкви с епископом во главе» (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 1. С. 104). Император Византии Константин Багрянородный пишет (Об управлении Империей. M., 1991), что при Патриархе Игнатии Русам был послан архиепископ. Скорее всего, речь идет о втором по времени иерархе Древней Руси. Патриарх Игнатий, вступив на кафедру, отрешил всех епископов, поставленных Св. Фотием. Следовательно, и на Русь мог быть послан новый епископ. К моменту прихода Олега в Киев епархия уже, вероятно, числилась митрополией, что, возможно, связано со вторым (до 882 г.) управлением Вселенской церковью Патриархом Св. Фотием. В русском летописании дата 882 г. связана с приходом Олега в Киев, скорее всего, так же, как дата 862 г. – с призванием Рюрика и его братьев. Поскольку древнее русское летописание пользовалось византийскими хронографами, то должно предположить, что в них отразились в первую очередь (или только) те события на Руси, которые имели непосредственное отношение к Византии. События собственно русской истории могли привязываться русскими летописцами к ближайшим датам той церковной истории, которые в византийских хронографах были общими для Руси и Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осии пр. книга VI, 6 (I: 563,267. 854,531). VIII, 8 (II: 748). στις и ς II: 70,157. Откровение по равв. дано Богом на языках еврейском, римском, арабском и сирийском II: 855,159. Отступничество от иуд. веры (ренегатство) по равв. I. 150,11. Ошайя рав. 64 I: 716. 805,385. Павел Апостол 65 Биографич. данные: Павел якобы из Гискалы (II: 873 сл. 896,466. 1150,1326), он ариец и мать его римлянка (II: 827,4а), родственники (ουγγενς) его (II: 902–3), два имени: Савл и Павел (II: 885–891. 899. 967,945. 1198. 1283), родной язык не греч., а евр. (II: 881 сл. 906), семейное благосостояние и общественное положение (II: 897–904. 1157,1405. 1158), римское гражданство (II: 885 сл. 890 сл. 897–8. 967,945. 1197. 1198 сл.), переселение в Иерусалим (I. 178 сл. II: 910– 911), член ли синедриона (I: 168,38. II: 864. 1202,1797а), пребывание в Аравии (I. XXI,115 XLII, 84–85,146. 137–141. 881 II: 913), жизнь «кроме закона» (I. 320–1. 358); неженатый (II: 920,665). Павел из эллинского рассеяния–диаспоры (II: 15. 997,116), язычник (II: 1254–5), грек, не знавший Христа (II: 815); не слушал Гамалиила (I: 148 сл. II: 997,116). Физическая природа Павла и предполагаемая ее болезненность 66 , по связи с чем о плевании, в древности (I: 759 II: 674,862), «пакостник плоти» (I. 757 сл.), «немощь плоти» (I: 759 сл.); нервность, малярия (мальтийская лихорадка), проказа, что-то возбуждающее отвращение (I: LVI,427); нервные страдания (I. 758. 759) и мистически-экстатическая экзальтированность (I. XXVIII–XXX.II: 1248): Павел–нервный эпилептик (I: XVIII– XIX. 7. 602,398. 757,268. 759. II: 600,574. 674,862. 1248. 1259), пневматик-энтузиаст (II: 704,917. 919. 920,665. 1083. 1115. 1130. 1161. 1168), визионер (I: 7. II: 307,826. 1248); офталмия (I: 761. II: 764,862); малярия (I: 760,274. II: 674,862. 1247). В общем Павел здоровый, крепкий человек (I: LVII,427), хотя наружности невнушительной (I: 758). Нравственный характер (II: 1255) честный, чистый (I: 4. 19), редкий (I: 57). Обращение (I: V. ΧVΙ. XIX. XX–XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

996 . Максим Грек . Историческое исследование//Москвитянин. – 1842. – Кн. 11. – С. 45–96. 997 . Материалы для истории Астраханской епархии: (Из «Обзора русской духовной литературы» архиепископа Филарета). – Астрахань: Тип. Рослякова, аренд. Егоровым, 1898. – 9с. – Отд. отт. из: Астрах, епарх. ведомости. – 1898. – 11. 998 . Несколько слов о книге «Стоглав»//Москвитянин. – 1849. 999 . Новое вино в ветхих мехах//Душеполез. чтение. – 1861. -Март. 1000 . О трудах св. Иоанна Златоустог о по устройству общественного богослужения. – СПб., 1849. – 55 с. 1001 . Обзор русской духовной литературы, 862–1720. -СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857. – 300 с. – Отд. отт. из: Учен, зап., изд. Вторым отд-нием Имп. Акад. наук. – 1856. – Кн. 3. 1002 . Обзор русской духовной литературы. – Харьков: Унив. тип., 1859–1861. Кн. 1: 862–1720. – 1859. – 448 с. Кн. 2: 1720–1858: (Умерших писателей). – СПб.: Тип. Праца, 1861. – 212с. 1003 . Обзор русской духовной литетратуры: (Умерших писателей). – 2-е изд.. доп. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. Кн. 2: 1720–1858. – 1863. – 4, VI, 311 с. 1004 . Обзор русской духовной литературы, 862–1863. – 3-е изд., с поправками и доп. авт. – СПб.: Тузов, 1884. Кн. 1:862–1720.–273с. Кн. 2: 1720–1863.– С. 278–511. 1005 . Общий обзор Черниговской епархии. – Чернигов, 1861. – 134 с. 1006 . Объяснение молитвы Господней//Странник. 1864. 1007 . Описание Гамалеевского Харлампиева монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 36 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4. 1008 . Описание Глуховского Петропавловского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 10 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1009 . Описание Думницкого Богородичного монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 18с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1010 . Описание Каменского Успенского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 14с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В государственных документах сведения о втором Крещении на Руси как бы наслаивались на записи о Крещении при Осколде в 861 (862) году, перемешивались с ними. В таком случае преподобный Нестор, писавший «Повесть временных лет» в начале XII века, встретился с величайшей трудностью: в государственных документах он обнаружил схожие, наложенные одно на другое свидетельства о двух Крещениях на Руси, которые создавали впечатление явной ошибки и путаницы. В его время такая путаница могла породить немалый соблазн в уже крещенном и оцерковленном русском обществе. С полной искренностью составитель (или позднейший редактор) «Повести временных лет» мог допустить, что «все» происходило только при князе Владимире. Чтобы выйти из положения, он перенес все свидетельства о выборе веры и Крещении 861 (862) года к годам 986–988, исключив из текста имена Патриарха Фотия, Кирилла и Мефодия и Осколда как «ошибочно» попавшие в повествование. Но эти имена все же попали в некоторые поздние документы из самых первых русских записей, не дошедших до нас. События 861 (862) года иногда называют первым Крещением Руси. Поспешно и не совсем верно. Как мы узнали из Жития святого Кирилла, тогда крестилось немного людей, принятие христианства было предоставлено свободной воле желающих. В 861 (862) году христианство не стало господствующей государственной религией, а значит, устои язычества сохранялись. Именно поэтому варягу Олегу, захватившему власть в Киеве в 882 году, и удалось оттеснить (хотя полностью и не уничтожить) христианство и восстановить пошатнувшееся язычество. Олег был язычником и для утверждения своей власти, конечно, должен был опереться на русских-язычников, так как русские-христиане не могли поддерживать убийцу единоверного им князя Осколда-Николая. Но это не единственная причина восстановления язычества на Руси. Христианство связывало Русь дружбой с Византией, а Византия всегда была в глазах «варягов-находников» вожделенным объектом нападений с целью обогащения. Князь Олег (882 – 912) превращает Русь в огромное сильное государство, объединяя под властью Киева почти все русские земли вплоть до Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Блаженного Иеронима, письмо к Гавденцию о воспитании малолетней 3 . Завещание святого Ефрема Сирина /Пер. с сирского текста с примечаниями // Черниг. епарх. изв. – 1862. – 4 . Иоанн Златоуст : воспитание детей./Пер. с греч.//Черниг. Епарх. Изв.,1864. 5 . Переводы Блаженного Иоанна Мосха . Луг Духовный /Пер. с греч. – М., 1848. 6 . Письма преосвященного Лазаря Барановича, архиепископа Черниговского и Новгород- Северского/Пер. с польск. – Чернигов. – 1865. 7 . Полезные и вредные члены в обществе. Пер. с греч. Из творений Иоанна Златоуста . // Черниг. Епарх. Изв., 1864. 8 . Послания святого Игнатия Богоносца //Черниг. епарх. изв. – 1861.   Догматика 1 . Православное догматическое богословие . – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1864. – Ч. 1–2 в 1 т. То же. – 2-е изд. – 1865. То же. – 3-е изд. – СПб.: Тузов, 1882. 2 . Пророк. // Черниг. епарх. изв. – 3 . Свидетельство времен апостольских о том, как должно писать имя Иисус и изображать крест//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – М., 1843. – Ч. 1. 4 . Сличение лютеранства с Православием.//Черниг. епарх. изв. – 1868.   Патрология 1 . Историческое учение об отцах Церкви . – СПб., 1859. Т. 1. – 1859. -XXX, 240, IV с, 1 л. портр. Т. 2. – VIII, 384 с. Т. 3. -VIII, 450 с. (2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1882. В сокращении. – Чернигов, 1864. – 307, VIII с) 2 . О трудах св. Иоанна Златоустог о по устройству общественного богослужения. – СПб., 1849. – 55 с. Русская патрология 1 . Обзор русской духовной литературы , 862–1720. – СПб., 1857. – 300 с. (2-е изд. – Харьков, 1859–1861. Кн. 1: 862–1720. – 1859. – 448 с. Кн. 2: 1720–1858: (Умерших писателей). – СПб.: Тип. Праца, 1861. – 212 с. 2-е изд., доп. – Чернигов, 1863. Кн. 2: 1720–1858. – 1863. – 4, VI, 311 с. Обзор русской духовной литературы, 862–1863. – 3-е изд., с поправками и доп. авт. – СПб.: Тузов, 1884. Кн. 1: 862–1720. – 273 с. Кн. 2: 1720–1863. – С. 278–511. 2 . Послание Льва, митрополита русского, к латинянам об опресноках, с сведениями о сочинителе послания//Временник Имп. о-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те. – М., 1849. – Кн.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

из С.-Т., выделяются: «De natura et dignitate divini amoris» (О природе и достоинстве божественной любви), «De contemplando Deo» (О необходимости созерцания Бога), «Meditativae orationes» ([Духовные] размышления), «De sacramento altaris» (О таинстве алтаря), посвященное Бернарду Клервоскому. В. из С.-Т. принадлежат также «De natura corporis et animae libri duo» (Две книги о природе тела и души, 1138-1144), излагающие антропологическое учение на основе сочинений свт. Григория , еп. Нисского, Немесия , еп. Эмесского, Клавдиана Мамерта , блж. Августина и переводов Константина Африканского ; «Speculum fidei» (Зерцало веры, 1140-1144) и «Aenigma fidei» (Загадка веры, 1140-1144); «Expositio super Cantica Canticorum» (Комментарий на Песнь Песней; незавершенный); «Expositio in Epistolam ad Romanos» (Комментарий на Послание к Римлянам), посвященный проблеме благодати; «Vita Sancti Bernardi» (Житие св. Бернарда [Клервоского]). В. из С.-Т. написал ряд полемических произведений против совр. богословов-диалектиков: «Disputatio adversus Petrum Abaelardum» (Рассуждение против Петра Абеляра), «Disputatio catholicorum Patrum adversus dogmata Petri Abaelardi» (Рассуждение католических отцов против учения Петра Абеляра), «De errorobus Guillelmi de Conchis ad Sanctum Bernadum» ([Послание] о заблуждениях Вильгельма из Конша к святому Бернарду, 1140). Как и Бернард Клервоский, В. из С.-Т. отвергал рационализм Абеляра, богословов шартрской школы; полагал их рационализм непосредственной причиной еретического истолкования Св. Троицы, понимания живого Бога в качестве отвлеченного принципа у Вильгельма из Конша (De error. Guil. de Conch.). В. из С.-Т. стремился к мистическому обоснованию личного опыта духовной жизни, опираясь на авторитет святых отцов, прежде всего блж. Августина и свт. Григория Нисского. В его сочинениях ощутимо влияние идей Оригена и Иоанна Скота Эриугены . Учение В. из С.-Т. о взаимной любви Бога и человека, изложенное в «Золотом послании» и др. работах, отличается от рассуждений на ту же тему Бернарда Клервоского большей приверженностью к аналогии между способностями человеческой души и Лицами Св.

http://pravenc.ru/text/158662.html

Иконоборчество — ересь, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717–741 гг.) издал эдикт против икон и мощей, а в 754 г. его сын Константин V (741–775 гг.) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Вселенском Соборе (787 г.), но, несмотря на это император Лев V (813–820 гг.) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 750 г.) был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы в «трех словах в защиту икон». Его главный труд «Точное изложение Православной веры» явился образцом для всех последующих изложений христианской догматики. В расцвете сил он ушел с высокого поста (1й министр калифа Велида) в лавру преподобного Саввы Освященного, где занимался гимно-графией, составил гласы «Октоиха» и написал ок. 64 канонов (в том числе Пасхальный канон). Преподобный Феодор Студит († 826 г.) противостоял иконоборчеству на его втором этапе. Монах, а затем игумен Олимпийского монастыря, он не побоялся отлучить от Церкви самого императора Константина V, за что был сослан. Царица Ирина вернула его в столичный Студийский монастырь, откуда он бесстрашно обличал Льва V, за что был подвергнут истязаниям и снова сослан в Вифанию, где скончался. Его подвижнические наставления занимают весь IV том Добротолюбия. После этого иконоборческую ориентацию сохранила только секта павликиан , которая выросла на основе маркионизма и манихейского дуализма, отвергала церковную обрядность, священство, почитание Богородицы, святых и т.д. Период после Вселенских Соборов (IX–XX вв.) Св. патриарх Фотий и схизма 862–870 гг. Предшественник Фотия, св. патриарх Игнатий был строгий аскет и канонист, который за свои обличения был низложен императором Михаилом III Пьяницей и сослан (857 г.). Тогда-то и был возведен на патриаршество гос. секретарь Фотий — человек ученый, но светский. Игнатий послал апелляцию к самому папе Римскому. Властолюбивый папа Николай I учинил разбор и в 862 г. объявил патриаршество Фотия незаконным. Возмущенный этим вмешательством, Фотий написал Окружное послание (866 г.) к Восточным патриархам, призывая их к суду над папой. Собор, осудивший папу за вероотступничество, состоялся летом 867 г., но уже осенью покровитель патриарха Михаил Пьяница был убит, а новый император Василий I низложил Фотия и вернул Игнатия. На IV Константинопольском Соборе 870 г. Фотий был осужден, и этот Собор, признавший правоту Рима, католики считают VIII Вселенским. Однако когда в 879 г. патриарх Игнатий умер, V Константинопольский Собор 880 г. оправдал Фотия и снова возвел его на патриаршество. Окончательно он был низложен в 886 г. императором Львом VI Мудрым. Схизму 862–870 гг. обычно рассматривают как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Но вот, по выражению летописи, настала зима, настало насилие большое московское, прилетел многокрылый орел, исполненный крыл и львовых когтей – и зачатки земско-областных, вечевых миров были побиты. Только корень их уцелел, неискоренимо хранился в почве народной – в обычаях народных, особенно в обычаях сельских миров. Едва только кончилось собирание областей русской земли, как в силу внутренних естественноисторических и разно этнографических стремлений областей, произошла великая рознь, великая шаткость всех областей – и русских и инородческих. Земля русская зашаталась в самом корне, разрознилась в составных частях; не стало, по словам Москвы, самого корня, основания крепкого, чем древо неподвижно. Вместо родовой и племенной розни IX века, кончившейся земским советом славян и чуди 862 года, настала рознь государственная, земско-областная. Вместо племенного федеративного союза, нужно было восстановить или лучше сказать, создать вновь излюбленную всей землей, всеми областями государственную, земско-областную федерацию. И кто же совершил это великое земское дело? Опять новый, великий земский собор русского народа представителей инородческого мира. Областные земские народные собрания и советы переписались, согласились быть между собой в любви, совете и соединении, то есть в земско-областной федерации, созвали в сход все города и на великом земском соборе 1613 года, по совету всей земли, спасли Россию, создали государственную, земско-областную федерацию, вручили общее хранение ее прав излюбленному голове всей земли – царю новой династии. После первоначального племенного земского собрания и совета славян, и чуди, и мери в 862 году – великий земский собор и совет всей земли 1613 года представляет в нашей истории второе, и уже не союзно-племенное и государствснно-федеративное земское собрание выборных представителей, как русского, так и инородческого мира вместе. Таким образом росла и возросла жизнь племен до форм областных земских общин; росла, вместе с тем и идея земских собраний и советов, и возросла от формы племенного собрания и совета 862 года до принципа и формы государственного земского собора и совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010