Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИТУРЕЯ [греч. Ιτουραα], историческая область, охватывавшая долину Бекаа (Массий - Strabo. Geogr. XVI 2. 18) и соседние горные массивы Ливан и Антиливан (Ibid. 10). Основные сведения об И. и о ее жителях содержатся в сочинениях евр., греч. и рим. авторов, прежде всего Иосифа Флавия ( Ios. Flav. De bell. I 20. 4; II 18. 6; Idem. Antiq. XIII-XV, XIX-XX). Хотя традиционно территорией итуреев считалась именно долина Бекаа с центрами в Халкиде и Гелиополе ( Баальбеке ) ( Strabo. Geogr. XVI 2. 10), в разные исторические периоды в сфере интересов итуреев оказывались Дамаск на востоке ( Ios. Flav. Antiq. XIII 16. 3-4), Галилея , гора Хермон (см. Ермон ), Гавланитида, Авранитида, Батанея и Трахонитида на юге и юго-востоке (Ibid. XV 10. 1-3; XX 7. 1), Берит и Библ на западе ( Strabo. Geogr. XVI 2. 18), Арка (Кесария Ливанская) на севере ( Ios. Flav. De bell. II 12. 8; VII 5. 1; Tac. Ann. XII 23). Вопрос о границах расселения итуреев не прояснили и археологические исследования. В долине Бекаа частично было исследовано только 3 поселения: Маджаль-Анджар, Камид-эль-Лоз (оба места отождествлялись с Халкидой) и Баальбек, но ни в одном из них не было обнаружено ничего специфически «итурейского», были найдены лишь поселения и культовые сооружения эллинистического и рим. периодов с элементами, присущими семит. культуре в целом ( Myers. 2010. P. 82-101). Не принесли очевидных результатов и раскопки на севере Израиля (гора Хермон, Сев. Галилея). Археологи обнаружили неск. поселений, идентифицированных как «итурейские» (Хирбет-Земель, Тель-Дан, Тель-Анафа, Хар-Сенаим), даже был выделен особый, «итурейский», тип керамики ( Dar. 1993; Hartal. 2002). Однако в ходе анализа материалов некоторые исследователи пришли к заключению, что предложенные идентификации не имеют основания. Материальная культура этих поселений не подтверждает итурейского присутствия ( Myers. 2010. P. 81-82). На основании свидетельств античных авторов и совр. археологических данных можно лишь предположить, что эти территории входили в сферу экономических интересов итуреев, но не были местами их расселения.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Традиционно считается, что древнейшее упоминание итуреев - библейская кн. Бытие (Быт 25. 15; 1 Пар 1. 31), где Иетур, гипотетический прародитель итуреев, назван одним из сыновей Измаила . Иосиф Флавий относит потомков Иетура к араб. племенам Набатеи ( Ios. Flav. Antiq. I 12. 4). Мн. исследователи считали итуреев одним из араб. племен ( Smith. 1974. P. 350; Shahid. 1984. P. 5; Hitti. 1968. P. 246; Schottroff. 1982. P. 145) и связывали с ними сафаитские надписи ( Knauf. 1992. P. 584). Эти предположения, однако, не учитывали того, что библейские генеалогии часто неисторичны, что территория, считающаяся итурейской, находится гораздо севернее земель, издревле заселенных араб. кочевниками, а также и того, что мн. античные авторы называют арабов и итуреев разными племенами ( Strabo. Geogr. XVI 2. 18; Divus Aurelianus. 11. 3//Scr. hist. Aug. Vol. 2. P. 157; Lucanus. Pharsalia. VII 510-520). В последнее десятилетие все большее распространение получает мнение, что итуреев следует считать арамеями ( Aliquot. 1999/2003. P. 190-191). Вместе с тем, учитывая недостаток знаний об итуреях, о древних арамеях и об арабах, ряд авторов вообще воздерживаются от предположений об этнической принадлежности итуреев ( Myers. 2010. P. 146; Restö . 2003. P. 408). Не помогает уточнить идентичность итуреев и то немногое, что известно об их религ. представлениях. В долине Бекаа обнаружено около сотни культовых мест греко-рим. периода ( Taylor. 1968), однако раскопки на них практически не проводились, и сделать какие-то выводы о характере совершавшихся здесь культов невозможно. Это относится и к храму рим. периода в Маджаль-Анджаре, к-рый построен в соответствии с семит. традициями храмового строительства ( Myers. 2010. P. 90-97) и похож на мн. др. храмы, обнаруженные в районе расселения итуреев и на Хермоне ( Aliquot. 2008. P. 73). В Баальбеке, считающемся главным культовым центром итуреев эллинистического и римского периодов, обнаружены 3 храма, посвященные Юпитеру, Вакху и Венере. Возможно, эти храмы были воздвигнуты на местах древних святилищ, в частности на месте почитания Баал-Хадада (благодаря чему место и получило название Баальбек), идентифицированного с Гелиосом при Александре Великом, благодаря чему возникло 2-е название города - Гелиополь ( Myers.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Пс.82:10 .  Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Пс.82:11 .  Потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный. «Мадиам, Сисара» и «Иавим» были военноначальниками иноплеменных войск, воевавших против израильтян в «потоце Киссове» и «Аендоре». Эти войска чудесным образом были истреблены почти безоружными отрядами израильтян, под предводительством Гедеона и Варака. Поэтому с признательностью вспоминая прежние благодеяния, когда гордость и высокомерие врагов были низложены до такой степени, что их считали ничтожными, Пророк испрашивает верным той же помощи (Златоуст, Феодорит). Пс.82:12 .  Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их. Пс.82:13 .  Иже реша: да наследим себе святилише Божие. Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон, водимый благодатию Божией, и молится, чтобы начальники врагов ( «князи их»), мечтающие сделать «святилище» Божие своим достоянием, подверглись той же участи. А враги, как злые, зло и погибли (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.82:14 .  Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Просит Пророк, чтобы Бог попустил на них напасти всякого рода и окружил их непрерывными бедствиями, чтобы они вращались от непрестанных переворотов, как вращается «коло» (колесо)... (Феодорит). Пс.82:15 .  Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы: Пс.82:16 .  Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Пс.82:17 .  Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Пророк своей молитвой желает врагам пользы, а не вреда. Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они подвергнутся стыду и «безчестию» за то, что полагались на пустые вещи. И после такой перемены они «взыщут» Господа, предпочитая общение с Ним всему прочему (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.82:18 .  Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. Пс.82:19 .  И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли. А о тех грешниках, которые, утратив благочестие, не обращаются к Богу, Пророк так и говорит, что они «постыдятся и посрамятся» на Страшном суде и «познают» истинного Бога Христа Господа, но уже не вовремя (Златоуст). 1 В конец, о точилех, сыном Кореовым, 83

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Как подсеченная косой трава засыхает, так и подсеченный страстями человек «иссыхает сердцем», лишаясь благодати Божией. Одержимый страстями – лишается духовной трапезы. «Хлеб» души нашей есть Божие слово; ибо как земной хлеб питает тело, так и небесное слово – существо души (Исихий, Феодорит). Пс.101:6 .  От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. От сокрушенного стенания «кости» прилипают к коже, так как истинное стенание иссушает и растопляет весь «жир», находящийся в костях и плоти (Златоуст). Пс.101:7 .  Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Пс.101:8 .  Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Свойство «нощного врана» (совы) – издавать глас ночью. Поэтому Порфироносный, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя «нощному врану»; стремлением к уединению – «пустыннолюбивой» птице пеликану, а бодрствованием – «птице», уединяющейся на кровле, т.е. воробью, от страха и безпокойства теряющему сон (Афанасий, Феодорит). Пс.101:9 .  Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Пс.101:10 .  Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. Пс.101:11 .  От лица гнева Твоего и ярости Твоея, яко вознес низвергл мя еси. Этим показывает чрезмерность скорби и указывает на те злострадания, каким подверг себя, чтобы умилосердить Бога; ибо Господь, «вознеся» его на зависть других, вдруг «низвергл» с высоты за превозношение (Златоуст, Афанасий). Пс.101:12 .  Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Итак, не будем превозноситься житейскими успехами. Поэтому-то Пророк наименовал себя тенью и травою, чтобы не полагались мы нисколько на что-либо настоящее, зная непрочность и временность всего (Исихий). Пс.101:13 .  Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Люди по своей злобе колеблются между надменностью и уничижением и никогда не знают постоянства. «Господь же» непоколебим в своих обещаниях (Златоуст): Пс.101:14 .  Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Пс.82:9. Ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым.    Не с «иноплеменниками Тира», но с родственными народами иудеи начали войну; и не по собственному почину, а по подстрекательству именно родственников восстали другие народы, в том числе и сильное племя «ассурян», т.е. ассирийцев. Итак, берегись внутренних врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не полагайся на родственников, потому что они часто превращаются во врагов (Златоуст). Пс.82:10. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Пс.82:11. Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.     «Мадиам, Сисара» и «Иавим» были военноначальниками иноплеменных войск, воевавших против израильтян в «потоце Киссове» и «Аендоре». Эти войска чудесным образом были истреблены почти безоружными отрядами израильтян, под предводительством Гедеона и Барака. Поэтому с признательностью вспоминая прежние благодеяния, когда гордость и высокомерие врагов были низложены до такой степени, что их считали ничтожными, Пророк испрашивает верным той же помощи (Златоуст, Феодорит). Пс.82:12. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их. Пс.82:13. Иже реша: да наследим себе святилише Божие.    Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон, водимый благодатию Божией, и молится, чтобы начальники врагов («князи их»), мечтающие сделать «святилище» Божие своим достоянием, подверглись той же участи. А враги, как злые, зло и погибли (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра.    Просит Пророк, чтобы Бог попустил на них напасти всякого рода и окружил их непрерывными бедствиями, чтобы они вращались от непрестанных переворотов, как вращается «коло» (колесо)... (Феодорит). Пс.82:15. Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы: Пс.82:16. Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Пс.82:17. Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи.    Пророк своей молитвой желает врагам пользы, а не вреда. Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они подвергнутся стыду и «безчестию» за то, что по полагались на пустые вещи. И после такой перемены они «взыщут» Господа, предпочитая общение с Ним всему прочему (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

82 враги Твои шумят. Пока Бог безмолвствует, враги поднимаются, чтобы погубить Израиль. 82:6 Здесь и в последующих трех стихах речь идет о сговоре языческих народов против Израиля (ст. 7–9). Однако ни в один известный исторический период эти народы не выступали против Израиля сообща. Более всего данная ситуация близка к периоду войн Иосафата, которые описаны в 2 Пар., гл. 20, но там не упоминается Ассур, т.е. ассирийцы. 82 для сынов Лотовых. Т.е. для Моава и Бен-Амми, ставших родоначальниками соответственно моавитян и аммонитян ( Быт. 19,30–38 ). 82 то же, что Мадиаму. Господь дал Гедеону силы разбить мадианитян. Только Божие вмешательство принесло Гедеону победу (ср. Суд., гл. 7). Сисаре... Иавину. Иавин царь ханаанский; Сисара его военачальник (см. Суд. 4,5 ). 82 с Оривом и Зивом. Мадиамские князья, схваченные ефремлянами во время битвы Гедеона с мадианитянами ( Суд. 7,25 ). с Зевеем и Салманом. Мадиамские цари, плененные и казненные Гедеоном ( Суд. 8,4–21 ). 82 возьмем себе во владение селения Божий. Т.е. землю Израиля. Слова, вложенные в уста врагов, должны прояснить богопротивную сущность их заговора против богоизбранного народа и справедливость ожидающей их кары. 82 бурею Твоею и вихрем Твоим. Гнев Божий часто сравнивается с яростной бурей ( Пс. 17,8–16 ; Наум 1,3 ). 82 взыскали имя Твое, Господи! Псалом открывает душеспасительный смысл кары Божией: познав гневный суд Божий, нечестивые осознают свое безумие и обратятся к Господу. 82 Всевышний. Соответствующее древнееврейское слово звучит весьма схоже с титулом, которым хананеи наделяли свое божество Ваала. Псалмопевец молит Господа судить народы так, чтобы они поняли, что истинный и единственный Бог не Ваал, а Иегова. Глава 83 Пс. 83 Этот псалом выражает горячую устремленность его автора к Господу. Начало псалма указывает на то, что псалмопевец находится вдали от храма, который в ветхозаветные времена был местом, где Господь являл Себя Своему народу. И хотя христианам для общения с Богом нет нужды совершать паломничество в какое-то определенное место ( Ин. 4,21–24 ), псалом передает их тягу ко Христу и блаженство от близости к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2010. P. 97), а в рим. период - либо с Юпитером, либо с Вакхом-Дионисом ( Steiner. 2009). Итурейский Баальбек мог быть центром почитания т. н. итурейской триады: Хадада (Вакха-Диониса), Атаргатис (Венеры) и Ваала (Юпитера) ( Hajjar. 1977). Об особом почитании Юпитера Гелиопольского свидетельствуют лат. и греч. надписи, оставленные солдатами-итуреями, к-рые служили в рим. вспомогательных войсках в разных частях империи ( Myers. 2010. P. 123-124). В 380 г. по Р. Х. храм Юпитера был разрушен по приказу имп. Феодосия, а главный культ переместился в храм Вакха (разрушен в 554). После этого итуреи ограничились только домашним богопочитанием; окончательно итурейский культ исчез при имп. Тиберии II, по приказу к-рого язычники Баальбека были истреблены ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 27). Об истории государственности в И. известно только из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, сообщения к-рого отрывочны и охватывают лишь греч. и рим. периоды. Можно предположить, что в персид. период И. была частью сатрапии Карнаим, а при Александре ее жители стали частью смешанного населения империи. Не упоминается И. и в Маккавейских книгах, хотя, если верить Иосифу Флавию, к этому времени итуреи уже перестали быть кочевниками, создали собственное гос-во и активно вмешивались в политику сопредельных гос-в. Одно из первых упоминаний об итуреях у Иосифа - рассказ об их обрезании при хасмонейском царе Аристовуле ( Ios. Flav. Antiq. XIII 11. 3). Обрезание скорее всего не было насильственным, хотя мнения совр. исследователей по этому вопросу расходятся ( Myers. 2010. P. 27). Этот акт, видимо, укрепил господство хасмонеев в Галилее и остановил итурейскую экспансию на юг, но не лишил итуреев независимости ( Kasher. 1988. P. 83). Вторым поводом для столкновения с хасмонеями стали набеги итуреев на Дамаск, для предотвращения к-рых царица Саломея Александра ок. 70 г. до Р. Х. отправила Аристовула II в поход против итурейского царя Птолемея Менная. Поход, однако, не имел результатов ( Ios. Flav. Antiq.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Kostova. 2006 – Kostova R. St. Kliment of Ohrid and His Monastery: Some More Archaeology of the Written Evidence//Византия, Балканите, Европа: изследвания в чест на проф. В. Тъпкова-Заимова. София, 2006 (­ Studia Balcanica; 25). С. 594–604. Kuzev. 1988 – Kuzev A. Bemerkungen über einige Bistümer in Bulgarien wärend der ersten Jahrzehnte nach 870//Symposium Methodianum. Beiträge der Internationalen Tagung in Regensburg (17. bis. 24 April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Metod. Neuried, 1988. S. 187–192. Mansi. 1772 – Mansi J. D., ed. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. XVII. Ab anno 872 usque ad annum 884 inclusive. Venetiis, 1772. Meester. 1942 – Meester P. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. Romae, 1942 (­ Sacra Congregazione per la Chiesa Orientale. Codifi cazione canonica orientale. Fonti. Serie II, fasc. X). Mošin. 1961 – Mošin V. Le manuscrits du Musée national d’Ochrida.//Зборник на трудови на Народниот мyзej во Охрид. Посебно uздahuje по повод 10-годишнината од основуването на Myзejom, посветено на XII конгрес на византолозите. Охрид, 1961. С. 163–243. Muçaj. 2002 – Muçaj S. Kisha i Shën Mërisë së Ballshit (Glavinicës). Probleme të identifi kimit dhe datimit të saj//Iliria XXX (2001–2002). F. 259–281. Muçaj, Hobdari. 2004 – Muçaj S., Hobdari E. Manastiri i Shën Mërisë, Ballsh (Glavinicë). Gërmime të vitit 2003//Candavia. 1. Tiranë, 2004. F. 189–210. Myers. 2009 – Myers G. A Historical, Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoe Penië Th e Deciphering of a Medieval Slavic Enigma. Sofia, 2009. Përzhita. 2008 – Përzhita L. Fortifi kime të shek. IV-VI në Luginën e Drinit (via Lissus-Naissus)//Iliria. 2007–2008. V. 33. F. 285–309. Prinzing. 2012 – Prinzing G. Th e autocephalous Byzantine ecclesiastical province of Bulgaria/Ohrid. How independent were its archbishops?//Bulgaria Mediaevalis. 2012. Vol. 3. P. 355–383. Theophylactus. 1865 – Theophylactus, Bulgariae archiepiscopus. Martyrium ss. quindecem illustrium martyrium qui imperante impio Juliano apostata Tiberiopoli, que Strumitza bulgarice dicitur passi sunt//PG. 126. Col. 151–222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Песнь псалма Асафу, 82    Справедливо божественный Давид назвал это повествование «песнью» и «псалмом», так как соединил с пророчеством (которое по обычаю он называет «псалмом») победную песнь против врагов. Содержится здесь пророчество о предстоящем гонении на иудеев, но наиболее же на верных Христовых в различные времена; особенно во времена антихриста (Златоуст, Августин). Пс.82:2. Боже, кто уподобится Тебе; не премолчи ниже укроти, Боже.    Никто не может «уподобиться» Богу в непамятозлобии и терпении к неправдам. Пророк просит Бога не оставаться в молчании при несправедливых вражеских нашествиях (Афанасий). Пс.82:3. Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидяшии Тя воздвигоша главу. Пс.82:4. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя.    Благодаря Божию долготерпению «врази» возгордились до того, что «возшумеша», т.е. стали дерзкими. Кто враждует против «людей» Божиих и «святых» Его, тот поднимает войну против Того, чьи они рабы и братья. Всем сердцем прилепляйся только к одному Господу Богу, потому что все люди, исключая немногих, коварны; на земле везде видна суета и обман (Златоуст, Антоний В.). Пс.82:5. Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому.    Это сказано и сделано врагами Израиля. Но ты разумей и тех, кто внушает делать зло. «Израиль» значит — видящий Бога (Златоуст). Пс.82:6. Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша:    Бог признает совершенным против Него Самого то, что делается против верующих в Него, поэтому их замыслы называет замыслами против Бога (Златоуст). Пс.82:7. Селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне, Пс.82:8. Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире.     «Селения Идумейска» населяли идумеи, потомки Исава, называвшегося еще Едомом, по причине огневидности (красноватости) его тела; а «исмаилите» были потомками Измаила, рожденного от Авраама и рабыни его Агари. «Моавом» назывался народ, происходивший от Моава, сына Лотова; а «агарянами» считались все, рожденные от Агари. Ибо Агарь, после изгнания ее Авраамом, вышла за другого мужа. «Геваляне» — это племена, жившие по соседству с Идумеей. «Аммонитяне» происходили от Аммона, сына Лотова, а «амаликитяне» происходили от Амалика, потомка Исавова, обитавшего в Аравии, отдельно от страны Иудейской. Перечислением всех этих родственных нечестивых племен Пророк показывает, что первыми врагами обычно бывают домашние, т.е. родственники, как говорил об этом и Христос (см. Мф. 10:36). Вот почему иноплеменников Пророк поставил на последнем месте (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.101:17 .   Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей. «Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей». поскольку неведующие Божия домостроительства причиною рабства Иудеев и запустения Иерусалима признавали немощь Божию; то Пророк обновление города справедливо назвал славою Божиею, как бы так говоря: по возграждении Сиона снова в прежней славе увидят все Бога всяческих. Пс.101:18 .   Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. «Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их». Не пренебрег, как пленников и рабов, но принял мольбу, и дал свободу. Пс.101:19 .   Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа. «Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа». Сие же благодеяние предадим навсегда письмени, чтобы будущия поколения познавали Твое человеколюбие. " Людьми» же «зиждемыми» Пророк называет народ собранный из язычников, о котором и блаженный Павел говорит: «аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ), и сам божественный Давид в псалме двадцать первом сказал: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь» ( Псал. 21, 31–32 ). Сей-то народ, изучая и ветхое и новое, возсылает Спасителю Богу подобающее песнопение. Пс.101:20 .   Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю. Пс.101:21 .   Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти. Пс.101:22 .   Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме. «Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре», «Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных» : «Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме». Над всем надзирая и всем управляя, Бог всяческих услышал надзираемых Им, и произнес определение об освобождении, чтобы окованные возвратились на место умерщвленных, построили отечественный город, и как обычно, совершали в нем служение Богу по закону. Пс.101:23 .   Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010