Cursus Scripturae Sacrae — Comm. in 2 Cor. et Gal. p. 327). Второе толкование, в смысле внешних искушений апостола от насылавшихся на него сатаной гонений, мучений, вообще препятствий всякого рода со стороны многочисленных врагов апостола и, в особенности, от Александра, Именея и Филита, дают: Златоуст (в толкованиях на 2 Кор. Беседа 26. Migne 61, 577), Феодорит («искушения всякого рода», «обиды, оскорбления и восстания народные»: Comm. ad. h. 1. Migne Ser. Graec. t. 82. col. 449) и компиляторы святого Златоуста: святой Иоанн Дамаскин (Opera ed. Lequien, t. II. p. 152), Экумений (ibid), Феофилакт (ib.), Евфимий Зигабен (Comm. ad 2 Cor. XII. 7 ed. Calogeras, Athenis, 1881. t. I. p. 482). Ср.: Cramer. Catenae loc. cit: искушения, скорби, казни, враги апостола; из западных: Амвросиаст: «искушения… обиды» (Migne 17. 330. D-331. А ср. 361 D и далее), Пелагий (на первом месте ставит это объяснение, цитаты см. выше), Примазий и Седулий (см. выше). Наконец, существовало в древности и третье, святым Ефремом не упоминаемое, толкование в смысле искушений апостола похотью плоти или иным законом плоти, живущим в членах ее и противоборствующим закону ума, о чем сам апостол говорит в Послании к Римлянам (7:14). Толкование это упоминают: Примазий (на третьем месте, считая более достоверным второе, то есть искушение от преследований внешних) и Седулий (также на третьем месте). Но авторитетных представителей это толкование, кажется, не имеет. Ссылки на святого Иринея, Тертуллиана и Киприана не имеют силы, потому что у них (у Иринея) разумеется немощь плоти. У Иеронима в Epist. 125 ad Rusticum, § 7 (Migne 22, 1076 и Epist. 130 ad Demetriadem, § 9 (ib. 1115) говорится об «naturalem carnis ardorem», имея в виду 1 Кор. 9:27, Рим. 7:24, но не 2 Кор. 12:7; также в Epist. 22 ad Eustochium, § 5 (ib. 397) речь о «carnis oculeos et incentiva vitiorum», что не предполагает вожделений плоти (2 Кор. 12:7), но касается только 1 Кор. 9:27 и Рим. 7:24. У Августина в толковании псалма 58 (Sermo 2, § 5, Migne 36.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

8) Боговдохновенность допускает различные степени в своём проявлении, причина которых положена в особых намерениях божественного Промысла. 9) Боговдохновенность простирается на каждую, даже самую малую составную часть Св. Писания. Нет ничего ни в пророчестве, ни в законе, ни в евангелии, ни в апостоле, что не произошло бы из полноты божественного величия (nihil... quod non а plenitudine divinae majestatis descendat). Премудрость Божья простирается на всё боговдохновенное Писание до случайной буквы ( π π σαν φθσε Γραφν σοφα το Θεο θεπνευστον μεχρ το τυχντος γρμματος). Все видимые несовершенства в содержании и форме св. книг, неточности, солецизмы легко устраняются Оригеном , через посредство аллегории, в связи с сокрытыми под буквой духовными идеями. В смысле экстенсивном все книги современного канона Ориген причисляет к собранию боговдохновенных писаний. 10) Божественный характер Св. Писания предполагает и для своего истолкования необходимое просвещение Духом Святым, но оно существенно отлично от боговдохновенности самих св. писателей. 11) Смысл св. Писания бывает трёх родов: буквальный, моральный и пневматический. 12) Вся теория боговдохновенности у Оригена предполагает и находится в неразрывной, органической связи с аллегорическим истолкованием Библии. 2  Работы Оригена по истолкованию св. Писания разделяются на три группы. Схолии (­ σχλια или σημωσες, у Иеронима и Руфина excepta – краткие замечания на тёмные места св. книг Гомилии ( μιλαι, homiliae или tractatus) – богослужебные беседы на известные отделы Библии. Комментарии (­ τουοι, νοlumina, libri) – подробные и обширные изъяснения св. Писаний. В противоположность популярному изложению гомилий, в комментариях – много философско-теологических экскурсов и глубокомысленных рассуждений. 4  Ср., например, выражения „ ν γιαις Γραφας в epistola ad African 4 (M. XI, col. 60); de princ. Lib. II, 1. 3 (M. XI). 5  Например, „ θεοι φασ λ γοι” в Select, in Psalm Fragm. I. (Migne XII, col. 1076). De princ. IV, 6 (VI. XI. 353)= ο Θεο λ γοι.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

827 Contra Maxim. arian. episc. II, XIV, 7. Migne, t. 42, col. 774. Cnfr. Ibid. II, XXIII, 7; col. 801–802. 828 Epist. CLXX ad Maxim. n. 5. Migne, t. 33, col. 750: Neque enim Pater, ut haberet Filium de se ipso, minuit se ipsum, sed ita genuit de se alterum se, ut totus maneret in se, etesset in Filio tantus, quantus et solus. Contra Maxim. ar. episc. II, XIV, 9. M. t. 42, col. 776–777. Nam et Filio genito integer manet. De anima et ejus orig. II, V, 9. M. t. 44, col. 500. 829 Enarr. in Ps. LXVIII , Serm. I, n. 5. Migne, t. 36, col. 845: quia ejusdem substantiae. Filius, procul dubio et Filius Deus. Вообще, всё, что выше утверждалось о свойствах Бога, приложимо, в частности, и к Сыну Божию: Quidquid de Deo dicitur quod substantiam ejus indicet, nonnisi de ambobus simul immo de ipsa simul Trinitate dicitur. De Trinit. VI, IV, 6. Migne, t. 42, col. 927. Cnfr. I, XII, 26. Ibid. col. 838–839; – II, II, 4; col. 847. Приводимые бл. Августином факты в подтверждение Божественных свойств Сына – см. Th. Gangauf, op. cit. S. s. 343–344, Anmerk. 44. 830 De Trinit. D. VII, II, 3. Migne, t. 42, col. 936. Cnfr. op. cit.V, I, n. 1–2. Ibid. col. 931–936. Op. cit. VII, VI, 12. Ibid. col. 945–946; – VII, III, 4. Ibid. col. 973; – VI, II, 3, col. 925; – XV, XIV, 23. Ibid. col. 1076. 831 Греческому триадологическому термину «πστασις», в виду возможности недоразумений, связанных с передачей его по латыни (substantia, subsistentia, esse, essentia), бл. Августин предпочитает латинское слово «persona». 832 Божественное Слово, по Августину, есть абсолютное личное Бытие и Жизнь в их абсолютном тожестве, характеризуемые их внутренним единством как друг с другом, так и с разумом-волею Отца. – Tract. XL in Joann. Ev. с. VIII, n. 5. Migne, t. 35, col. 1689. De Trinit. D. VII, III, 4. M. t. 42, col. 937. Contra serm.arian. с. XXVI, n. 22. M. t. 42, col. 701. De Trinit. D. XV, XIV, 23. M. t. 42, col. 1077. De Genes. ad litter. I, V, 10. M. t. 34, col. 249; p. пер. VII, 159. Cnfr. Enarr. in Ps. CXVIII , serm. XXII, n. 3. M. t. 37, col. 1564. Tract. XVIII in Joann. Ev. с. V, n. 9. M. t. 35, col. 1541. Contra serm. ar. с. XVII. M. t. 42, col. 696. De Trinit. D. II, I, 3. M. t. 42, col. 846–847 (О тожестве бытия и жизни у Слова-Сына и Его разуме или самосознании). Tract. XIX in Joann. Ev. с. V, n. 5. М. t. 35, col. 1545. Contra serm. ar. с. XV. M. t. 42, col. 694. De Trinit. D. II, I, 3. M.t.42, col. 846. De Trin. D. XV, XIX, 23. M. t. 42, col. 1076–1077. (О воле и силе Сына-Слова).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

474 De doctr. christ. I, VII, 7. Migne, t. 34, col. 22; p. п. (неакад. изд.) стр. 21–22. Confess. VII, IV, 6. M. t. 32, col. 735; p. п. I, 164. 475 quidquid scientia comprehenditur, scientis comprehensione finitur. De Civit. Dei XII, XVIII. Migne, t. 41, col. 368; p. п. IV, 269. 480 De Civit. Dei V, IX, 4. Migne, t. 41, col. 151–152; p. n. 251–254. V, X 2; col. 153; p. п. III, 256–257. Ср. Еп. Сильвестр. Опытъ православного догматического богословия. Киев. 1885. Т. 2, стр. 145. 481 Confess. XI, XXI, 41. Migne, t. 32, col. 826; p. п. I, 368. Cnfr. quis hominum comprehendit istam (sc. Dei) sapientiam, eamdemque prudentiam, eamdemque scientiam; quandoquidem a nobis nec nostra comprehenditur? De Trinit. Dei XV, VII, 13. M. t. 42, col. 1066. Et putamus nos, utrum Dei providentia eadem sit quae memoria et intelligentia, qui non singula cogitando aspicit, sed una, aeterna et immutabili atque ineffabili visione complectitur cuncta, qnae novit, tanta mentis infirmitate posse comprehendere? In hac igitur difficultate et angustiis libet exclamare ad Deum vivum: Mirificata est scientia tua ex me; invaluit, et non potero ad illam (Psal. CXXXVIII, 6). Ex me quippe intelligo quam sit mirabilis et incomprehensibilis scientia tua, qua me fecisti; quando nec me ipsum comprehendere valeo quem fecisti. Ibid, col. 1067. Cnfr. Ibid. col. 1076. Quomodo (Deus) congnovit?... non sic ipse novit, ut dat nosse bomini. Alia est notitia Dei; alia hominis: sicut alia possessio Dei, alia hominis. Enarr. in XLIX ps., n. 18. Migne, t. 36, col. 576 cnfr. col. 577. 482 Confess. XI, IV, 6. Migne, t. 32, col. 811; p. п. I, 329. В другом месте своих творений, но по той же причине наше знание в сравнении с знанием Божиим Августин фигурально называет «тусклыми сумерками», которые просветляются и превращаются в «утро» только при свете Премудрости Божией. De Civit. D. XI, VII. Migne, t. 41, col. 322–323; p. п. IV, 184–185. 484 Confess. XI, XXI, 41. Deus-conditor universitatis, conditor animarum et corporum. Migne, t. 32, col. 826; p. п. I, 368. Cp. De Civit. Dei V, XI. M. t. 41, col. 153; p. п. III, 257: Deus unus omnipotens, creator et factor omnis animae atque omnis corporis. Contra advers. Leg. et Prophet. I, IV, 6. Migne, t 42, col. 606: Dominus Deus et coelestia et terrestia condidit. De Genes. ad litter. (lib. imperf.) с. IV, n. 18. M. t. 34, col. 227: omnium rerum quae ortae sunt, quae videntur, et quae non videntur... Deum esse auctorem et conditorem credendium est. De catech. rud. с. XVIII, n. 29. M. t. 40, col. 332. De symb. ad catechum. с. I, n. 2. M. t. 40, col. 627–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

485 Deus-vere aeternus Creator mentium. Confess. XI, XXI, 41. Migne, t. 32, col. 826; p. п. I, 369. 487 Tract. 48 in Joann. Ev. n. 6. Migne, t. 35, col. 1743. De Trinit. D. VI, IV, 6. M. t. 42, col. 927; op. cit. XV, V, 7. Ibid. col. 1062. XV, XIII, 22; col. 1076. 490 Dei sapientia simplieiter multiplex et uniformiter multiformis. De Civit. Dei XII, XVIII. Migne, t. 41, col. 368; р. п. IV, 270. 492 Confess. XIII, XVI, 19. Migne, t. 32, col. 859; p. п. I, 439. De Trinit. D. IV, proëm. – 1; M. t. 42, col. 887. Sempiterna et incommutabilis Dei voluntas – De Civit. Dei XII, XVII, 2; M. t. 41, col. 367; p. п. IV, 268. 494 Voluntas et potentia Dei Deus ipse est. Confess. VII, IV, 6. Migne, t. 32, col. 736; p. п. 164–165. Deus autem cui non est alia substantia ut sit, et alia potestas ut possit, sed consubstantiale illi est quidquid ejus est. Tract. XX in Joann. Ev. n. 4. Migne, t. 35, col. 1558. 496 Sicut ergo nosti (sc. Tu, Deus,) in principio coelum et terram sine varietate tuae, ita fecisti in principio coelum et terram sine distentione actionis tuae. Confess. XI, XXI, 41. Migne, t. 32, col. 826; p. п. I, 369. 499 Наес omnia... fecit (Deus) non ex aliqua materie, quam ipse non fecit. Non enim aliena formavit, sed ipse quod formaret instituit. Qui enim dicit quod aliquod facere de nihilo non potuerit, quomodo credit, quod omnipotens fecerit? Sine dubio quippe negat omnipotentem, qui dicit quod mundum Deus facere non posset, si unde faceret non haberet.... Non eam (materiem) Deus velut sibi coaeternam, unde mundum fabricaret, invenit: sed eam ipse ex omnino nihilo, cum rebus quas de illa fecit, instituit. Serm CCXIV, n. 2. Migne, t. 38, col. 1066. Deus solus verus creator est, qui causas ipsas et rationes seminarias rebus inseruit. Quaest. in Heptateuchum, lib. II (in Exod.), XXI. M. t. 34, col. 603. 500 Confess. I, VI, 9. Migne, t. 32, col. 664; p. п. I, 8. Quaest. 83, qu. 46, 2, M., t. 40, col. 30. De Genes. ad litt. II, VI, 12. M. t. 34, col. 268; p. п. VII, 196. Cp. Dr. J. Storz, Op. cit. §23. Die Ewigkeit des Schöpfungsaktes. Ss. 211–224.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 121 Григорий Богослов, слово 29. 122 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 123 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1–ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 2–ое послание к Кледонию. 126 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 127 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3–й. 128 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 129 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7–й. 130 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 131 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 132 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 133 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189–ое. Migne, s. gr. t. XXXII, coll. 692 — 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 134 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 135 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 136 Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 137 Там же. Migne, 304. 138 Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 139 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 140 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 141 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 142 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 143 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 144 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 145 Григорий Богослов, слово 31. 146 Максим Исповедник, 2–ое послание к Марину. 147 Василий Великий, письмо 38. 148 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 348–349. 149 Там же. Migne, 336–337. 150 Там же. Migne, 337–340 и 341. 151 Максим Исповедник. Там же. Migne, 340, 341, 344. 152 Иоанн Златоуст, Беседа 1–ая на Деяния Апостолов. Русский перевод Петерб. Дух. Акад., т. IX, кн. 1–ая, стр. 10. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

104 Немезий, О природе человека, 29. Migne, 717—720. Перевод, 146—147. 105 Немезий, О природе человека, 30 и 31, Migne, 720—728. Перевод, 147—150. 106 Немезий, О природе человека, 32. Migne, 728—729. Перевод. 151—152 107 Немезий, О природе человека, 30. Migne, 720—721. Перевод, 147—148. 108 Немезий, О природе человека, 33. Migne, 732. Перевод, 154. 109 Немезий, О природе человека, 39. Migne, 761—764. Перевод, 172—174. 110 Немезий. 41, Migne, 773—776. Перевод, 180—182. 111 Немезий, 42—43, Migne, 780—793. Перевод. 186—193. 112 Немезий, 44. Migne, 813. Перевод, 205. 113 Немезий, 44. Migne, 809—812. Перевод, 203—204. 114 Немезий, 37. Migne. 749—753. Перевод, 166—168. 116 Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 117 Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 118 Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 119 Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765—771. 120 Григорий Богослов, слово 29. 121 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323—340, 143—148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85—97; III (1891), 239—243. 122 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 123 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 126 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 127 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 128 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 129 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 130 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 131 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 132 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr» t. XXXII, coll. 692—696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24—27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr„ t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323340, 143148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 8597; III (1891), 239243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 2427. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

1472 Григорий Назианзен не находит слов, чтобы восхвалить его ученость, богословские познания и нравственные качества (См. Надгробное слово Василию, Or. 43. Migne, gr. s., t. 36, p. 493 sqq.). Григорий Нисский , младший брат Василия, называет его своим отцом и учителем (см. напр. In hexaëm. Migne, gr. s., t. 44, 61; de hom. opif.. ibid., 125; с. Eunom., I; Migne, t. 45, 273 и др.). В области догматической терминологии оба они действительно были учениками Василия (относительно Григория нисского см. ер. 38. Gregorio fratri, Migne, gr. s., t. 32, 326 sqq., письмо с подобным содержанием к Григорию Богослову не сохранилось; упоминание о нем см. ер. 7, Migne, ibid., p. 245), превзошедшими его, однако, в богословском творчестве. 1473 Филосторгий «дар красноречия» отмечает, как отличительную особенность Василия ( Βασλειος δ πανηγυρσαι λαμπρτατος ν). Migne, gr. s., t. 65, p. 628). 1474 Из не совсем ясных слов Григория Богослова о кесарийских монахах: «для них было тягостно, что презирается их могущество оскорбленное и отринутое (Or. 43. Migne, gr. s, t. 36, p. 533)» можно заключить, что ссора с Евсевием произошла потому, что монахи кесарийские были недовольны отношением к ним Евсевия и желали иметь своим епископом Василия. И действительно, по своем возвращении Василий сделался фактически правителем кесарийской церкви (ibid.). 1476 Григория Богослова Василий приглашал в Кесарию, не упоминая о выборах, но ссылаясь на болезнь: «притворился, что болен, находится при последнем издыхании (Ер. ad Bas., 40, Migne, gr. s., t. 37, c. 81)». Оскорбленный Григорий возвратился с дороги. Отец его (тоже Григорий) также не был предуведомлен о предстоящих выборах (Ер. 43; Migne, gr. s., t. ibid., с. 81). 1477 Это видно из забот Григория старшего собрать надлежащее число епископов (см. ерр. 43. 44; Migne, ibid.). 1478 «В предлог поставлялось попечение о душах, а истинным побуждением было любоначалие (Greg. Naz. De se ipso; Migne, gr. s., ibid., с. 1059)». 1479 Greg. Naz. or. 43 (Migne, ibid., p. 572). Отсюда видно, что и великие люди иногда спускаются до человеческих слабостей. Ср. Greg. ер.32: «я не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтобы драться, как дерутся между собою псы за брошенный кусок (ad Bas. 49. Migne, ibid., с. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010