Древнейший свидетель празднования зачатия Предтечи 23 сентября– Конст. (т. е. греческое евангелие IX в.). В ωαννου ρχιεπισκ που Νικα ας περ τ ς γενν σεως το ·Χριστο πρ ς Ζαχαρ αν τ ν καθολικ ν τ ς μεγ λης ρμεν ας читается (Migne SG. 96, 1445Α): συν λαβεν λισ βετ τ οεκ τ το τησιρ ν, ν μερ, το λασμο , κα τ κγ» το σεπτεμβρ ου μην ς, σ λληψις Ιω ννου.–Захария I был католикосом в 854–876 гг. Stéphannos Orbélian, Histoire de la Siounie par MBrosset(St.-Pétersbourg 1864) I, 276.–«В 311 г. армянского летосчисления константинопольский патриарх Фотий послал никейского архиепископа Ваана (ζWαhαν) в Армению к католикосу Великой Армении Захарии». Православный Палестинский Сборник XI, 1 (выпуск 31, Спб. 1892), стр. 246. 196.–Армянский 811-й год=25 апреля 862–24 апр. 663-г. Dulaurier, 385.–В 641 г. св. Максим исповедник (1, 34. 32; 3, 9) высчитал, что в 5501 году мироздания 27 сентября в четверг Захария получил от ангела τ ν περ ω ννου χρηματισμ ν. Этот четверг 27 сентября соответствует 8 г. по P. Xp., а. u. с. 761, и именно дню очищении, т. е. тишри. Эта дата для св. Максима была пасхалистически неизбежна: 5500-й год давал 14-е нисана­7 апреля; следовательно 16 147   10­27-го сентября 10-е тишри. О зачатии Предтечи он прямо не высказывается, но очевидно решает этот вопрос так же, как и Ваан: отождествляет день зачатия со днем очищения. У Максима это вполне по-александрийски: если рождество Предтеча 30 пауни (24 июня), то зачатие 30 тоут (27 сентября). И наоборот 27 сентября (30 тоут) 270 дней – 24 июня (30 пауни). Видимо так в 641 г. думали александрийские мейстеры хронологии; тогда, следовательно, 23 сентября (26 тоут) в александрийском месяцеслове не было еще праздника зачатия Предтечи, отмечаемого в настоящее время под этим числом в SMNQLuHDiZb; но Εν «зачат Елисавет Иоанна» под 23 тоут, не под 26-м,–ясный след зависимости от календаря неегипетского, от 28 сентября.–Но видимо уже в VII в. в Константинополе или мнения богословов или церковная практика были в пользу 23 сентября. Автор «пасхальной хроники» в 629 г. высчитал, что в 5506 г. миробытия в воскресенье 23 сентября (24 тишри) Захария иде в дом свой. Migne SG. 92, 484 480. 489D, pp. 196. 194. 199. Воскресенье 23 сентября было (пролептически) в а. u. с. 750, т. е. в 4 г. до Р. Хр.–Считал он, правда, преплохо: по его же собственным словам благовещение 25 марта было 10-го нисана; следовательно предшествующее 23 сентября было 4-го (не 24-ю) тишри. Но вероятно пасхалист был связан заранее известным ему quod erat demonstrandum и рад был получить во что бы то ни стало 23-е сентября соответствующее времени после праздника кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но свидетельство Вселенского собора имеет для нас наивысший авторитет. Простота церковного исповедания никогда не подразумевала чего-либо иного кроме ясной евангельской веры в истинность Слова Божия: “сие есть Тело Мое”, “сия есть Кровь Моя”. Поборники вышеупомянутой теории “усвоения”, к сожалению, не заметили, как в энтузиазме борьбы со схоластическим влиянием западного богословия на восточное, сами перешли границы позволенного “мудрования” и ударились в схоластические же построения чуждые духу отцов. В заключении приведем свидетельство святого праведного отца Иоанна Кронштадского. Незадолго до свой кончины, в дневниковой записи от 24 мая 1908 года великий праведник и молитвенник написал: “может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу , например, пшеничный хлеб в самое Пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять “ 78 . Примечания: 1 Patristic Greek Lexicon, Lampe G.W.H., Oxford University Press, 1961, pp. 849–850. 2 Василий Великий , свт., Творения, ч. 3, изд. Тр.-Серг. Лавры, 1900, Против Евномия, кн. 2, п. 28, стр. 96–97. 3 Патрология Миня, Греч. Серия, т.29; (PM SG t. 29, col. 636C, 367) 4 PM SG, t. 29, col. 37C. 5 PM SG t. 18, col. 100B. 6 PM SG t. 18, col. 277C. 7 Patristic Greek Lexicon, р. 850. 8 PM SG, t.5, col. 713. 9 PM SG, t.6, col. 429. 10 PM SG, t.6, col. 428–429. 11 Свт. Ириней Лионский , Против Ересей Кн. 5, 2 гл., п. 3, Москва, 1868, стр. 581. 12 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн.4, Гл.18, п.5., Цит. Изд., стр. 468. 13 В частности Кислингий: См. So.Rud. Kieslingius, Historia consecrationis graecorum latinorumque de transsubstantiatione in sacre euchar. Sacramento, p. 70., Lipsae, 1754. 14 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн. 4, Гл. 18, п. 5., Цит. Соч., стр. 468. 15 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн. 2, Гл. 7, п. 6., Цит. Соч., стр. 150. 16 Там же, кн.5, гл.9, п.3., стр. 599. 17 Там же, кн.5, гл.2, п.3., стр. 581. 18 Еп. Сильвестр (Малеванский) , Догматическое богословие, т.4, стр. 450.

http://azbyka.ru/svyatootecheskaya-evhar...

Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 121 Григорий Богослов, слово 29. 122 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 123 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1–ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 2–ое послание к Кледонию. 126 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 127 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3–й. 128 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 129 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7–й. 130 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 131 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 132 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 133 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189–ое. Migne, s. gr. t. XXXII, coll. 692 — 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 134 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 135 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 136 Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 137 Там же. Migne, 304. 138 Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 139 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 140 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 141 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 142 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 143 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 144 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 145 Григорий Богослов, слово 31. 146 Максим Исповедник, 2–ое послание к Марину. 147 Василий Великий, письмо 38. 148 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 348–349. 149 Там же. Migne, 336–337. 150 Там же. Migne, 337–340 и 341. 151 Максим Исповедник. Там же. Migne, 340, 341, 344. 152 Иоанн Златоуст, Беседа 1–ая на Деяния Апостолов. Русский перевод Петерб. Дух. Акад., т. IX, кн. 1–ая, стр. 10. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

104 Немезий, О природе человека, 29. Migne, 717—720. Перевод, 146—147. 105 Немезий, О природе человека, 30 и 31, Migne, 720—728. Перевод, 147—150. 106 Немезий, О природе человека, 32. Migne, 728—729. Перевод. 151—152 107 Немезий, О природе человека, 30. Migne, 720—721. Перевод, 147—148. 108 Немезий, О природе человека, 33. Migne, 732. Перевод, 154. 109 Немезий, О природе человека, 39. Migne, 761—764. Перевод, 172—174. 110 Немезий. 41, Migne, 773—776. Перевод, 180—182. 111 Немезий, 42—43, Migne, 780—793. Перевод. 186—193. 112 Немезий, 44. Migne, 813. Перевод, 205. 113 Немезий, 44. Migne, 809—812. Перевод, 203—204. 114 Немезий, 37. Migne. 749—753. Перевод, 166—168. 116 Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 117 Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 118 Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 119 Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765—771. 120 Григорий Богослов, слово 29. 121 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323—340, 143—148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85—97; III (1891), 239—243. 122 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 123 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 126 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 127 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 128 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 129 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 130 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 131 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 132 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr» t. XXXII, coll. 692—696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24—27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr„ t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323340, 143148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 8597; III (1891), 239243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 2427. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

1472 Григорий Назианзен не находит слов, чтобы восхвалить его ученость, богословские познания и нравственные качества (См. Надгробное слово Василию, Or. 43. Migne, gr. s., t. 36, p. 493 sqq.). Григорий Нисский , младший брат Василия, называет его своим отцом и учителем (см. напр. In hexaëm. Migne, gr. s., t. 44, 61; de hom. opif.. ibid., 125; с. Eunom., I; Migne, t. 45, 273 и др.). В области догматической терминологии оба они действительно были учениками Василия (относительно Григория нисского см. ер. 38. Gregorio fratri, Migne, gr. s., t. 32, 326 sqq., письмо с подобным содержанием к Григорию Богослову не сохранилось; упоминание о нем см. ер. 7, Migne, ibid., p. 245), превзошедшими его, однако, в богословском творчестве. 1473 Филосторгий «дар красноречия» отмечает, как отличительную особенность Василия ( Βασλειος δ πανηγυρσαι λαμπρτατος ν). Migne, gr. s., t. 65, p. 628). 1474 Из не совсем ясных слов Григория Богослова о кесарийских монахах: «для них было тягостно, что презирается их могущество оскорбленное и отринутое (Or. 43. Migne, gr. s, t. 36, p. 533)» можно заключить, что ссора с Евсевием произошла потому, что монахи кесарийские были недовольны отношением к ним Евсевия и желали иметь своим епископом Василия. И действительно, по своем возвращении Василий сделался фактически правителем кесарийской церкви (ibid.). 1476 Григория Богослова Василий приглашал в Кесарию, не упоминая о выборах, но ссылаясь на болезнь: «притворился, что болен, находится при последнем издыхании (Ер. ad Bas., 40, Migne, gr. s., t. 37, c. 81)». Оскорбленный Григорий возвратился с дороги. Отец его (тоже Григорий) также не был предуведомлен о предстоящих выборах (Ер. 43; Migne, gr. s., t. ibid., с. 81). 1477 Это видно из забот Григория старшего собрать надлежащее число епископов (см. ерр. 43. 44; Migne, ibid.). 1478 «В предлог поставлялось попечение о душах, а истинным побуждением было любоначалие (Greg. Naz. De se ipso; Migne, gr. s., ibid., с. 1059)». 1479 Greg. Naz. or. 43 (Migne, ibid., p. 572). Отсюда видно, что и великие люди иногда спускаются до человеческих слабостей. Ср. Greg. ер.32: «я не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтобы драться, как дерутся между собою псы за брошенный кусок (ad Bas. 49. Migne, ibid., с. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

---. John Chrysostom. “Adversus judaeos.” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca. vol. 48. Paris: Migne, 1863. ---. “Catechesis ultima ad baptisandos.” In Varia graeca sacra. Edited by A. Papadopoulos-Kerameus. St. Petersburg: Kirschbaum, 1909. ---. “In Genesim (homiliae 1–67).” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus: Series Graeca, vol. 53. Paris: Migne, 1865. ---. “In Genesim (sermones 1–9).” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 54. Paris: Migne, 1865. ---. “In Joannem (homiliae 1–88).” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 59. Paris: Migne, 1865. John of Damascus. “Expositio fidei.” In Die Schriften des Johannes von Damaskos. Edited by B. Kotter. Pacristische Texte und Studien, vol. 2. Berlin: De Gruyter, 1973. Justin Martyr. “Dialogus cum Tryphone.” In Die altesten Apologeten. Edited by E. J. Goodspeed. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915. Leander of Seville. “De institutione virginum et contemptu mundi.” In Patrologiae Cursus Completus, Series Latina, vol. 72. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1865. ---. Letter to Diognetus. “Epistula ad Diognetum.” In A Diognete, 2nd ed. Edited by H.-I. Marrou. Sources Chretiennes, vol. 33. Paris: Cerf, 1965. Marius Victorinus. “Adversus Arium.” In Marii Victorini opera. Edited by Paul Henry and Peter Hadot. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 83, pt. 1. Vienna, Austria: Hoelder-Pichler-Tempsky, 1971. Maximus the Confessor. “Ambiguorum liber.” In Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca, vol. 91. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1860. Maximus of Turin. “Collectio sermonum antiqua.” In Maximi episcopi Taurinensis sermones. Edited by Almut Mutzenbecher. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 23. Turnhout, Belgium: Typographí Brepols Editores Pontificii, 1962. Nemesius of Emesa. “De natura hominis.“ In Nemesius of Emesa. Edited by B. Einarson. Corpus Medicorum Graecorum (in press).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

14 The man is in between of all oppositions (τος καθλου... μεσιτεον κροις). Ibidem, col. 1304В. There are mentioned five oppositions (διαιρσεσι) in this chapter: ibidem, col. 1304D-1305B) between created and uncreated; intelligible and physical; heaven and earth; paradise and the world; male and female (Quaestiones ad Thalassium 48, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 436А-В). In Quaestiones ad Thalassium 60 a different set of oppositions is given. 15 S. Maximus Abbas, Ambiguorum Liber, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1305 В. 18 Idem, Epistolae VI, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 429. 19 Idem, Mystagogia, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 684 D. 21 Idem, Epistolae 12, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 488 С. 22 Idem, Ambiguorum Liber, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1153 АВ. 23 Nellas P., Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the nature of the Human Person (New-York, 1987), p. 54. 24 S. Maximus Abbas, Ambiguorum Liber, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col.1321C. 25 Idem, Epistolae 12, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 488 С – 489 В. 26 Idem, Ambiguorum Liber, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1324 А. 27 Idem, Epistolae 12, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 488 D. 28 Idem, Ambiguorum Liber, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1324 А. 29 Idem, Epistolae 13, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 516 D – 517 В.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

25 Впрочем, греческие экзегеты в полемических интересах понимают образ в смысле естества. Так Иоанн Злат. in epist. ad Phil. hom. VI, 1. 2: Migne, LXII, 219. 220; cfr. hom. VII, 3: col. 232. – p. пер. стр. 102. 103; Феодорит interpr. ep. ad Phil. II, 11: Migne. s. gr. t. LXXXII. 572; Eran. dial. I: Migne, s. gr. LXXXIII, 73; epist. CLI: ib. 1424: также de inc. Domini, с. X: Migne, s. gr. t. LXXV, 1428. На полемические интересы указывает то, что против ариан они заключают от образа раба=естества человека к образу Божию=естеству Бога, а против докетов заключают обратно от образа Божия=естества Бога к образу раба=естеству человека и даже поочередно пользуются тою и другою аргументациею (interpr. ер. ad Phil. II, 11: Migne, s. gr. t. LXXXII, 572, – p. пер. 476). – Определяя слово образ в смысле естества, греческие экзегеты отношение образа Божия к образу раба в воплощении Сына Божия выражают в известной, строго установившейся формуле: «пребывая тем, чем был, Сын Божий принял то, чем не был» (de inc. Domini, с. VIII: Migne, s. gr. t. LXXV, 1425: μνων ν, λαβεν οκ ν. Cfr. Кирилла Александрийского de inc. Unigeniti: Migne, s. gr. t. LXXV, 1224; de r. f. ad Theod. с. XXVI: Migne, s. gr. t. LXXVI, 1169) и полагают самоуничижение Его в сокрытии образа Божия под оболочкою образа человеческого (Феодорит interpr. ер. ad Phil. II, 6: Migne, LXXXII, 569: τν ξαν κατακρφας, τν κραν ταπεινοφροσνην ελετο κα τν νθρωπεαν πδυ μορφν. Cfr. Иоанна Злат. hom. VII, 1: M. LXII, 229). Таким образом западные и восточные экзегеты разнятся только на словах и согласны в существе дела: первые, принимая образ в смысле нормы существования, говорят об уничижении образа при неизменности естества; вторые также говорят о неизменности образа=естества Божия, сокрытого под оболочкою человеческого образа. 26 Как действительно и выражаются греческие экзегеты: Иоанн Злат. hom. VII, 1: Migne, s. gr. t. LXII, 228;Кирилл Алекс. adv. Nest. lib. V, c. II: Migne, s. gr. t. LXXVI, 221: ν μορφ το θεο κα ΙΙατρς πρχων ς θες κτλ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010