Галла. Между 816 и 824 г. Веттин написал пространное Житие, снабдив текст обширными риторическими отступлениями и вставными диалогами. 2-я часть Жития полностью посвящена чудесам и почитанию святого. Возможно, Житие не удовлетворило монахов Санкт-Галлена, и аббат Госберт заказал составление нового текста ученику Веттина Валафриду Страбону. В 833-834 гг. Валафрид создал новое произведение, основанное на древнейшем Житии, тексте Веттина и описаниях чудес от мощей св. Галла, собранных диак. Госбертом Младшим. Композиция его Жития - классического памятника Каролингского возрождения - повторяет композицию агиографического сочинения Веттина. Оно открывается пространным прологом, в 1-й кн. приводится обширное описание жизни святого, дополненное сведениями из составленного Ионой из Боббио Жития прп. Колумбана, во 2-й собраны описания чудес. Житие завершается краткой молитвой св. Галлу. Сочинение Валафрида получило широкое распространение в рукописной традиции. В сер. IX в. на его основе было создано стихотворное Житие св. Галла. Также по заказу монахов Санкт-Галлена и на основе предоставленных ими материалов Валафрид составил Житие св. Отмара (834-838). В 835 г. в Санкт-Галлене была освящена новая базилика, куда перенесли мощи св. Галла. Это событие было описано, вероятно, странствующим ирл. книжником в «Перенесении св. Галла в новую церковь» (не сохр., известно по упом. в каталоге монастырской б-ки IX в.). С развитием в Санкт-Галлене латинской книжности местная агиографическая традиция дополнялась новыми текстами. Руководитель школы Изон († 871) составил описание чудес св. Отмара в 2 книгах, его ученик Ноткер Заика - стихотворное Житие св. Галла (Metrum de vita S. Galli, 885) в форме диалога между автором и учеником Гартманном. Под ирл. влиянием было создано родословие Галла, к-рое, однако, осталось неизвестным в Ирландии. Ок. 884 г. ученик Изона Ратберт составил 1-е описание истории мон-ря от св. Галла (Casus S. Galli), а также Песнь о св. Галле на древневерхненем. языке (сохр.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Соч.: PL. 131. Col. 983-1178; Das Formelbuch des Bischofs Salomo III. von Konstanz aus dem 9. Jh./Hrsg. E. Dümmler. Lpz., 1857; D ü mmler E. St. Gallische Denkmale aus der karolingischen Zeit//Mitt. der Antiquarischen Gesellschaft in Zürich. 1859. Bd. 12. S. 206-265; Монах Сангалленский. Народные легенды о Карле Великом, ближайшие к нему по времени (884 г.)/Пер.: М. М. Стасюлевич//История ср. веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., 1864. Т. 2: От Карла Великого до крестовых походов. С. 68-83; De S. Stephano. Epistolae//MGH. Poet. T. 4. Pt. 1. P. 337-339, 344-347; Vita S. Galli//Ibid. T. 4. Pt. 2. P. 1094-1118; AHMA. Bd. 53; Notker der Dichter und seine geistige Welt/Hrsg. W. von den Steinen. Bern, 1948. 2 Bde; Gesta Karoli Magni imperatoris/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 12); Gesta Karoli//AQDGM. 1960. Bd. 7. S. 321-428; L " épitre de Notker sur les «lettres significatives»/Éd. J. Froger//EGreg. 1962. Vol. 5. P. 23-71; Секвенция на Рождество Господне. Секвенция на праздник Пятидесятницы. Три брата и козел/Пер.: М. Л. Гаспаров//ПСЛЛ, IV-IX вв. 1970. С. 363-365, 367-368; Послание к Соломону о 5 чувствах/Пер.: Б. И. Ярхо//Там же. C. 368-369; Деяния Карла Великого/Пер.: Т. И. Кузнецова//Там же. C. 369-381; Metrum de vita S. Galli/Hrsg. W. Berschin//Florilegium Sangallense: FS f. J. Duft z. 65. Geburtstag. St. Gallen, 1980. S. 71-121; Notatio de illustribus viris/Hrsg. E. Rauner//Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1986. Bd. 21. S. 34-69; Деяния Карла Великого/Пер.: А. И. Сидоров//Историописание и ист. мысль западноевроп. средневековья. СПб., 2011. Кн. 1: IV-IX вв. С. 284-285. Лит.: Bubnov N. Gerberti postea Silvestri II papae opera mathematica. B., 1899. P. 297-299; Willwoll W. E. Ist Notker Balbulus der Verfasser des Sermo Galli?//ZSKG. 1941. Bd. 35. S. 4-28, 114-139, 180-208; Steinen W., von den. Notker der Dichter und seine geistige Welt. Bern, 1948. 2 Bde; Haefele H. F. Studien zu Notkers Gesta Karoli//DA. 1959. Bd. 15. S.

http://pravenc.ru/text/2577973.html

Др. эпизод связан с 5-летней осадой франками г. Паризии (Vita A. 35; Vita B. 34). В течение 5 или 10 лет войска франков осаждали Паризии. Согласно Григорию Турскому, кор. Хильдерик оставался лоялен к представителям высшей рим. власти - магистрам армии в Галлии Эгидию и его сыну Сиагрию, к-рые оказались фактически независимыми правителями, создавшими подобие самостоятельного гос-ва между реками Лигер (совр. Луара) и Самара (совр. Сомма). Хильдерик как верный федерат империи оставался в их подчинении. Сын Хильдерика кор. Хлодвиг выступил против Сиагрия и после победы при Свессионе (совр. Суасон) в 485 г. захватил его «королевство». Однако возможно, что не все галльские общины сразу же признали законность нового правителя. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что последующие 10 лет правления Хлодвиг не предпринимал никаких действий для расширения подчиненной территории в Галлии. Видимо, это время он потратил на утверждение своей власти на землях, захваченных у Сиагрия, и на замирение населения этих территорий. Многолетняя осада Паризиев франками, видимо, не была тотальной блокадой. Г. смогла снарядить суда для подвоза продовольствия голодающим горожанам - франки разорили окрестные поля и следили, чтобы местные жители не возделывали их. Впрочем, в редакции С начало голода связывается с окончанием осады и является ее следствием (Vita C. 29). Снарядив суда, Г. указала путь вверх по р. Секвана (совр. Сена) к г. Архиак (совр. Арси-сюр-Об). Проплывая мимо дерева, возле к-рого не раз тонули корабли, Г. приказала срубить его и погрузилась в молитву. Вдруг из-под дерева выскочили 2 разноцветных и зловонных чудовища (в редакции С - змея) и бежали вон (Vita A. 35; Vita B. 34; Vita C. 29). В Архиаке святая исцелила парализованную жену трибуна Пассива (Vita A. 36; Vita B. 35). Далее святая направилась в Трикассы, видимо также для сбора продовольствия. Здесь навстречу Г. вышло множество людей, неся больных, к-рых она исцелила силой крестного знамения. Таким же образом она исцелила и слепого, наказанного недугом за то, что работал в воскресенье. Увидев эти чудеса, некий субдиакон, исполнившись веры, стал просить святую прийти к его сыну, к-рый 10 месяцев лежал в горячке. Придя в дом, Г. совершила над водой крестное знамение и дала ее выпить больному, после чего он выздоровел (Vita A. 38-39; Vita B. 37-38). Сотворив множество др. исцелений (Vita B. 38), Г. вернулась в Архиак, откуда вместе с флотилией из 11 кораблей с продовольствием направилась назад в Паризии. Во время плавания по Секване поднялась буря, прекратившаяся по молитве Г. Находившийся на одном из кораблей пресв. Бесс, изумленный этим чудом, воспел песнь Моисея (Исх 15. 1-19), к-рую подхватили все гребцы (Vita A; Vita B. 39). Вернувшись в Паризии, Г. раздавала хлеб голодающим (Vita A; Vita B. 40).

http://pravenc.ru/text/162115.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кто такие кельты? 26.08.2012 5762 Время на чтение 15 минут Несмотря на явный интерес к кельтологии не только в светской академической науке, но и у церковных историков, говорящих о феномене кельтской церкви, не является общеизвестным и ясным ответ на фундаментальный вопрос: кто такие кельты? Автор данной публикации пытается дать ответ на этот вопрос. Разными именами - «кельты» (keltoi/keltai/celtae), «галлы» (galli), «галаты» (galatae) называют писатели древности народ, сыгравший ключевую роль в историческом становлении Центральной и Северной Европы. Эта группа племен индоевропейского происхождения ранее других арийцев пришла в Западную Европу. «Геродот в середине V века упоминает об этом народе, говоря о местоположении истока Дуная, а Гекатей, который прославился чуть раньше (ок. 540-775 до н.э.), но чья работа известна лишь по цитатам, приводимым другими авторами, описывает греческую колонию Массалия (Марсель), располагавшуюся, по его словам, на земле лигуров рядом с владениями кельтов» . «Примерно через четверть века после смерти Геродота в Северную Италию вторглись варвары, пришедшие по альпийским перевалам. Описание их облика и имена свидетельствуют о том, что это были кельты, но римляне называли их «galli» (отсюда Gallia Cis- и Transalpina - Цизальпинская и Трансальпинская Галлии). Более двух веков спустя Полибий упоминает захватчиков под именем «galatae» - это слово использовали многие древнегреческие авторы. С другой стороны, Диодор Сицилийский, Цезарь, Страбон и Павсаний говорят о том, что galli и galatae были тождественными обозначениями для keltoi/celtae, а Цезарь свидетельствует, что современные ему galli именовали себя celtae. Диодор употребляет все эти названия без разбора, но замечает, что вариант keltoi более верен, а Страбон сообщает, что это слово было известно грекам из первых уст, поскольку keltoi жили в окрестностях Массалии. Павсаний также отдает предпочтение названию «кельты» по отношению к галлам и галатам. Сейчас невозможно установить, с чем связана такая терминологическая неопределенность, однако с уверенностью можно заключить, что кельты долгое время называли себя именно keltoi, хотя на протяжении V и IV веков до нашей эры могли появляться и другие названия» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Визант. литургия поддерживалась до XVII в. В наст. время она сохранилась у албанцев Сицилии и Калабрии, появившихся там в XV-XVI вв. Ист.: Vita S. Leonis Lucae abbatis//ActaSS. Mart. T. 1. P. 99-102; Vita S. Vitalis abbatis//Ibid. Т. 2. P. 27-35; Vita S. Zosimi episcopi Syracusani//Ibid. T. 3. P. 835-840; Vita et conversatio S. Patris nostri Eliae Speleotae//Ibid. Sept. T. 3. P. 848-887; Vita S. Lucae abbatis//Ibid. Oct. T. 6. P. 337-342; Βος κα πολιτεα Βαρθολομαου το Νεο//PG. 127. Col. 475-498; Trinchera Fr. Syllabus Graecarum membranarum. Neapoli, 1865; Cusa S. I diplomi greci ed arabi di Sicilia publicati nel testo originale, tradotti ed illusrati. Palermo, 1868-1882. Vol. 1. N 21 (1105). P. 396-400; Orestes, patr. of Jerusalem. Historia et laudes SS. Sabae et Macarii/Ed. G. Cozza-Luzzi. R., 1893; Vita S. Gregorii abbatis//MGH. SS. T. 15. Pt. 2. P. 1187-1190; Vita di S. Luca vescovo di Isola Capo Rizzuto/Ed. G. Schirò. Palermo, 1954; RPR. Bd. 9: [Italia pontifica: Samnium - Apulia - Lucania]. B., 1962; Vita di S. Elia il Giovane/Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962; Vita S. Phantini confessoris ex cod. Vat. Gr. n. 1989 (Basil. XXVIII)/Ed. V. Saletta. R., 1963; Bartolomeo, St. Abbate di Grottaferrata. Vita di S. Nicodemo di Kellarana/Ed. M. Arco Magrì. R., 1969; Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Νελου/Ed. G. Giovanelli. Grottaferrata, 1972; Guillou A. Le brébion de la métropole byzantine de Règion (vers 1050). Vat., 1974; Falkenhausen V., von. La dominazione bizantina nell " Italia meridionale dal IX all " XI sec. Bari, 1978; Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantestini del mafo Eliodoro//RSBN. 1989. Vol. 26. P. 3-98. Лит.: Lenormant F. Le Grande-Grèce. Paysages et histoire. P., 1884. Vol. 2; Gay J. Notes sur la conservation du rite grec dans la Calabre et dans la Terre d " Otrante au XIVe siècle; listes de monastères basiliens//BZ. 1895. Bd. 4. S. 59-66; idem. Étude sur la décadence du rite grec dans l " Italie méridionale à la fin du XVIe siècle//RHLR.

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

1-2; Niceph. Const. Chron.; Symeon the Logothete. Chronicon/Ed. S. Wahlgren. В., 2006. (CFHB); Genesius. De rebus Constantinopolitanis. Lib. I-IV /Rec. С. Lachmann. Bonn, 1834; Cedrenus G. Сотр. hist. 1838-1839. 2 vol.; Zonara. Epit. hist.; Scriptor Incertus de Leone Armenio// Leo Gramm. Chron. 1842. Р. 350-352; Vita Ioannicii//BHG, N 935; Vita Philareti//BHG, N 1511z; Vita Tarasii, patr. CP//BHG, N 1698; Vita Bacchi//BHG, N 209; Encomium Euphemiae//BHG, N 621; Vita Georgii, ep. Amastridis//BHG, 668; Vita Ioannis, ep. Gotthiae//BHG, N 891; Vita Ioannis Psichaïta//BHG, N 896; Vita Irenae Chrysabalanton//BHG, N 925, Vita Nicephori, patr. CP//BHG, N 1335; Vita Nicetae, hegum. Medicii//BHG, N 1341-1342; Vita Theodori Studitae//BHG, N 1754-1755d. Лит.: Diehl C. Figures byzantines. P., 19083. Vol. 1. P. 77-109; Musca G. Le trattative matrimoniali tra Carlo Magno e Irene di Bisanzino//Annali della Facoltà di Lettere E Filsofia. Bari, 1961. Vol. 7. P. 83-127; Janin R. Irene//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 887-888; Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Constantine V. Louvain, 1977; Speck P. Kaiser Konstantine VI.: Die Legitimation einen fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft. Münich, 1978. 2 Bde; Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxf., 1986. P. 44-52; Halkin F. Deux impératrices de Byzance//AnBoll. 1988. Vol. 56. P. 6-27; Treadgold W. T. The Byzantine Revival, 780-842. Stanford, 1988. P. 60-126; Schreiner P. Reflexions sur la Famille Impérialle à Byzance (VIII-X siècles)//Byz. 1991. Vol. 61. P. 181-193; Kazhdan A. P., Talbot A.-M. Women and Iconoclasm//BZ. 1992. Bd. 84/85. N 2. S. 391-408; Карташев. Соборы. С. 373-394; Coulie B. Irène//DHGE. T. 25. Col. 1460-1465; Васильев. История. 1998. Т. 1. С. 153-157; PMBZ, N 1439. Д. Е. Афиногенов Почитание И. Анонимное Житие И. (BHG, N 2205), изданное Ф. Алькеном (La vie de l " impératrice Sainte Irène/Ed. F. Halkin//AnBoll. 1988. Vol. 106. P. 5-27), сохранилось в единственной рукописи (Vat. gr.

http://pravenc.ru/text/673923.html

131 Zöckler O. Askese und Mönchtum: Zweite gänzlich neu bearbeitete und stark vermehrte Auflage der «Kritischen Geschichte der Askese» 1. Frankfurt a. M., 1897. S. 243. 132 Besse J. M. Les Moines d " Orient anterieurs au Concile de Chalcedoine (451). Paris, 1900. P. 247. 134 Vita Pauli 1. Eremitae 2 (Ex Graeco ms. Bavarico)//AS Januar 1 603. – Ср.: Hieronymus. Vita Pauli 1 Eremitae 6//PL 23. Col. 21B. 135 Vita Pauli 1. Eremitae.13//AS Januar 1 606: „...quippe qui· tanto temporis spatio contextis palmarum foliis vestiebatur...». – Ср.: Hieronymus. Vita Pauli 1. Eremitae. 12//PL 23. Col. 26B; Vita Pauli 1. Eremitae. 16//PL 23. Col. 28 A): „...tunicam, quam in sportarum modum de palmae foliis ipse sibi contexuerat». 136 Например, недалеко от Красного моря около Райту приблизительно с 306 года отшельником жил авва Моисей, который носил одежду из пальмовых листьев (ср.: Schiwietz St. Das morgenländische Mönchtum II. Mainz, 1913. S. 29). 137 Paphnutius Abbas. Vita S. Onuphrii. Eremitae 2//PL 73. Col. 211–212 : „...virum procul aspectu terribilem vidi,· in modum bestiae pilis undique circumseptum; cui tanta scilicet capillorum prolixitas erat, ut corpus illius ip.sorum diffusione tegeretur. Pro vestimento quoque foliis herbisque utebatur, quibus subteriora renum tantummodo cingebat». 139 Мы уже указывали на то, что этот роман лишь с большой осторожностью можно использовать для реконструкции реалий IV в. 141 Ср. Blümner H. Technologie und Terminologie der Gewerbe und Künste bei Griechen und Römern 1. Leipzig; Berlin, 19122. S. 302–303. 145 Vita S. Danielis Stylitae. 10. [Не представляется возможным сказать, из какого издания и с какого языка взята вышеприведенная цитата. – Прим. ред.]. 148 Gregor der Große. Dialogorum liber II: De vita et miraculis s. Benedicti t (S. Gregorii Papae... opera omnia, tomus II. 212. Parisiis, 1705). 153 Ср.: Blümner H. Technologie und Terminologie der Gewerbe und Künste bei Griechen und Römern 12. Leipzig; Berlin, 1912. 157 Vita S. Euphrasiae Virginis 6//PL 73. Col. 626–627 . Чтобы правильно понять это сообщение, нужно учитывать традиции поведения в античных банях. Св. Бенедикт, когда он подчеркивает в Regula Monachorum 36, что в отличие от больных монахов, здоровым и к тому же молодым посещение бань нельзя разрешать всякий раз, он говорит не о грязи на его учениках, но скорее предостерегает их от опасностей (публичных) бань, с которыми он смог познакомиться в римских роскошных банях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Ekkehardi Chronicon//MGH. SS. Scr. 1844. T. 6. P. 33-265; Ebbonis Vita Ottonis episcopi Babenbergensis//Ibid. 1856. T. 12. P. 822-883 (Idem: Ebonis Vita Ottonis episcopi Bambergensis/Ed. Ph. Jaffé//Monumenta Bambergensia. B., 1869. S. 580-692. (Biblioth. rerum Germanicarum; 5); Ebonis Vita S. Ottonis episcopi Babenbergensis=ywot w Ottona biskupa Bamberskiego/Ed. I. Wikarjak, C. Liman. Warsz., 1969); Herbordi Vita Ottonis episcopi//MGH. SS. Scr. 1856. T. 12. P. 746-822 (Idem: Herbord. Dialogus de vita S. Ottonis. Warsz., 1974; Herbordi Dialogus de vita Ottonis episcopi Babenbergensis/Ed. R. Köpke. Hannover, 1868. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 33)); Monachi Prieflingensis Vita Ottonis episcopi Babenbergensis//MGH. SS. Scr. 1856. T. 12. P. 883-903 (Idem: Die Prüfeninger Vita des Bischofs Otto von Bamberg/Hrsg. A. Hofmeister. Greifswald, 1924; Die Prüfeninger Vita Bischof Ottos I. von Bamberg nach der Fassung des Grossen Österreichischen Legendars/Hrsg. J. Petersohn. Hannover, 1999. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 71)); Commendatio pii Ottonis//MGH. SS. Scr. 1856. Т. 12. P. 910-911; Miracula et elevatio sancti Ottonis auctore incerto//Ibid. P. 911-919; Relatio de piis operibus Ottonis episcopi Bambergensis//Ibid. 1888. T. 15. Pars 2. P. 1151-1166; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 144-146; Pia dictamina/Ed. G. M. Dreves. Lpz., 1905. T. 7. (AHMA; 46); Die Urkunden Lothars III./Hrsg. E. Ottenthal, H. Hirsch//MGH. Dipl. Reg. Imp. 1927. Bd. 8. S. 13-14, 27-30, 102-103; Die Urkunden Heinrichs IV./Hrsg. D. Gladiss//Ibid. 1952. Bd. 6. Tl. 2. S. 647-650; Die Urkunden Konrads III.//Ibid. 1969. Bd. 9. S. 291-293; Laudage M.-L. Die Urkunden Bischof Ottos I. von Bamberg (1102-1139)//Vera lex historiae: Studien zu mittelalterlichen Quellen: FS f. D. Kurze zu seinem 65. Geburtstag. Köln etc., 1993. S. 457-493; Das Nekrolog des Klosters Michelsberg in Bamberg. Hannover, 2004. (MGH. AA. Mem. NS.; 6); Codex Udalrici/Ed. K. Nass. Wiesbaden, 2017. P. 339-675. (MGH. Epp. Briefe; 10). Лит.: Петров А.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

Отдел («узелъ», nodus) третий «о стихе латинском вообще» содержит одиннадцать глав («солюций», развязок), в коих трактуется о стопах, о свойствах и названии стихов, об украшениях, достоинствах и недостатках латинского стиха вообще, и в частности гекзаметра и пентаметра, о стихе сафическом и о других родах стихотворений. «Как без фундамента не может сгоять дом, и без крыльев не может летать никакая птица, так и без стоп никоим образом не может составиться латинский стих 81 ». Посему, прежде всего речь идет о стопах, как очень употребительных, так и менее употребительных. «Стопа – часть стиха, ограниченная известным числом слогов и порядком 82 ». Стопы по количеству слогов бывают различны. Перечисляются виды стоп двусложных, трехсложных и четырехсложных 83 . «Carmen, metrum aut versus» есть речь, связанная известным родом, числом и порядком стоп. Стих разнообразно называется, – 1) от материя: иероический, элегический, родинный (genetliacum carmen), буконический, георгический, комический; 2) от изобретателей: сафический, адонический, асклепиадский, гликонический, алкаический, пиндаров. горацианский, фалевков; 3) от числа слогов: пяти- сложный, одинадцатисложный; гекзаметр – из шести метров или стоп, пентаметр – из пяти (ибо pes. стопа иногда называется metrum):4) от числа стоп: бинарий или монометр, сенарий или триметр, октонарий или тетраметр; 5) от стопы чаще полагаемой: ямб, трохей, дактиль, анапест; 6) от одной определенной стопы: спондей; 7) от однообразия или разнообразия родов стиха: моноколон, диколон, триколон, тетраколон; 8) от числа стихов: дистихон, тетрастихон, экзастихон; 9) от полноты или недостатка стоп: акаталект, иперкаталект, брахикаталект; 10) от инструментов: лирический от лиры, также – от мест: делосский от острова Делоса 84 ». В таком же порядке перечисляются виды стихов в киевских пиитиках, например в учебнике Lyra 1696 г. 85 . Об украшениях, достоинствах и недостатках латинского стиха, в частности гекзаметра и пентаметра, говорится довольно подробно 86 . В образец сафического стиха приводятся латинские стихи Сарбеевского 87 . В последней «развязке» этого «узла» говорится о составе других видов стихотворений, которых насчитывается двенадцать 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

и Галла ( Berschin. 1975; Sch ä ferdiek. 1982. S. 194-197; см. также: Bullough D. A. The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 20-21). Вероятно, весной 612 г. К. ненадолго вернулся ко двору Теодеберта II и призвал короля отречься от власти и стать клириком. Король счел это предложение абсурдным, но святой предсказал, что ему суждено лишиться власти и принять тонзуру. Вскоре австразийцы потерпели сокрушительное поражение от войск Теодориха II в битвах при Туле и Цюльпихе (лето 612); по словам Ионы, К. предвидел эти события и отказался молиться о победе Теодеберта II. Из-за торжества кор. Теодориха II положение святого стало затруднительным: даже на дальней границе Австразии он больше не мог чувствовать себя в безопасности. Летом или ранней осенью 612 г. К. отправился в Италию. Согласно Веттину и более поздним санкт-галленским агиографам, незадолго до отъезда св. Галл заболел и отказался следовать за учителем. Разгневанный К. запретил ему совершать мессу (diebus meis missam non celebrabis - Wettinus. Vita Galli. 8-9//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 261-262; Walahfridus Strabo. Vita S. Galli confessoris. 8-9//Ibid. P. 291). Оставшись в Алеманнии, св. Галл основал небольшую монашескую общину; в 719 г. св. Отмар (Аудомар; † 759) построил на месте его подвигов аббатство Санкт-Галлен (см.: Fox. 2014. P. 108-118). Осенью 612 г. К. прибыл в Медиолан (ныне Милан), где находилась резиденция кор. лангобардов Агилульфа (591-616). В это время Италия была разделена между византийцами и лангобардами, к-рые поддерживали сторонников разных направлений христианства. Кор. Агилульф скорее всего был арианином, как и мн. лангобарды (часть лангобардов придерживалась языческих верований). По свидетельству Ионы, вскоре после прибытия в Италию К. составил полемический трактат против ариан (иногда его отождествляют с 1-й проповедью К., «О вере»), но это не привело к конфликту с королем: Агилульф с почтением относился к К. и оказывал ему покровительство. Отношения между православными были более напряженными.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010