Существует множество других свидетельств об англичанах в Византии. Известно, что английские солдаты понесли тяжелые потери, сражаясь за византийцев против норманнов при Дирраке (Дураццо) в 1081 году. Император Алексей пожаловал англичанам землю на берегу Никомидийского залива, чтобы они построили там укрепленный порт. Между 1101 и 1116 годами некий линкольнширец по имени Ульфрик возвратился в Англию из Константинополя, чтобы вербовать солдат в византийскую армию. Английские солдаты сражались также при обороне города от крестоносцев в 1204 году; современный французский писатель Робер Клер пишет, что у этих англичан были свои священники. Из бытовых свидетельств мы знаем, что в середине XIV века на рождественском пиру у императора потомки английских переселенцев пожелали приветствовать его на их собственном наречии. Что стало с этими англо-саксонскими поселениями после захвата Константинополя в 1453 году турками – неизвестно. По-видимому, те поселения, которые оказались под властью турок, объединились с греческими, а новоанглийская колония на северном побережье Черного моря слилась с русским народонаселением. Православные святые Британии и Ирландии, изображенные на иконе 66 Аван (Afan), Августин Кентербериийский (Augustine, †604), Адомнан (Adomnan), Адриан (Adrian, VI в.), Адриан Кентерберийский (Adrian of Canterbury, †709/710), Айдан (Aidan, †651), Албаний (Albanus, III в.), Альдгельм (Aldhelm, † ок. 700), Альфеге (Alphege, †1012), Асаф (Asaph, VII в.), Аустель (Austel), Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, Беуно (Beuno, VI в.), Бирин (Birinus), Бранвал- Православные святые Британии и Ирландии ладер (Branwallader, VI в.), Брендан Мореплаватель (аб. Клонфертский; Brendan, 522-†575), Бригита Килдарская (Brigit, †525), Венедикт/ Бенедикт Нурсийский (Benedict of Nursia, 480-†ок. 550), Вонифатий/Бонифаций (Boniface of Crediton, 675-†754), Гильда 500-†ок. 570), Давид Уэльский (David, VI в.), Дениол (Deniol, †ок. 584), Дублитир (Dublitir), Дунстан (Dunstan, 909-†988), Иллтуд (†нач. VI в.), Кадок (Cadoc), Кедд (Cedd, VII в.), Келлан (Cellan of Peronne, VII в.), Кей (Kew), Киаран (Снагап of Clonmacnois, VI в.), Колман (Colman, VII в.), Колум мак Кримтайн (Colum mac Crimthain of Terryglass, VI в.), Колумбан (Columbanus, 543-†615), Колумкилле (Columcille, 521-†597), Комгалл (Comgall of Bangor, VII в.), Кутберт (Cutbert, 634-†687), Лаврентий (Laurence, †619), Маелруайн (Maelruain), Меллит (Mellitus, VII в.), Мохолд (Maughold, †498), Ниниан (Ninian, сер. V в.), Патрик/ Патрикий Ирландский (Patric/Patricius, 390-†461), Паулин (Paulinus, VII в.), Самсон (Samson), Трилло (Trillo, V в.), Фин(н)иан (Fin(n)ian of Clonard, 512-†ок. 545), Ферси (Fursey, VII в.), Феодор Тарсийский (Theodore of Tarse, †690), Эгберт (Egbert, VIII в.), Юст (Justus, VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Василий Великий . Бес. XVI. Твор. т. IV, стр. 245–246. (изд. 3). Ср. Прот. Евном. кн. II. Твор. т. III, стр. 68. 70. S. Joannes Chrysostomus. In. Matth. hom. 1, § 3. (Ed. Montfaucon. t. VII, p. 8): ονκ ν τος προοιμοις δε μνον λλ κα δι παντς το Εαγγελου τν λλων στν υψηλτερος etc. Cf. Homil. LXXX, § 3. (t. VII p. 867); In 1 cap. Genes, homil. III, § 2 (t. IV, p. 21); homil. II, § 3 (t. IV, p. 14–15); In Joan. homil. I, § 5 (t. VIII, p. 17) и мн. др. S. Ambrosius. De institutione Virginis. Lib. 1, c. 7, § 48 (T. II, p. 260. Edit. monach. Ben. ord.): docuit hoc Joannes, qui mystica magis scripsit. etc.;-De sacramentis. Lib. III. c. 2, § 11 (T. II, p. 364): in libro Evangelii, qui scribitur secundum Joannem, qui vere prae ceteris vidit magna mysteria, et designavit et declaravit... Omnes quidem sancti Evangelistae, omnes Apostoli praeter proditorem, omnes sancti; tamen sanctus Joannes, majore quadam tuba fudit aeterna mysteria. Quidquid locutus est, mysterium est.-Expositio Evangelii secundum Lucam. (T. I, p. 1262): Nemo enim, audeo dicere, tanta sublimitate sapientiae majestatem Dei vidit et nobis proprio sermoni referat. Transcendit nubes, transcendit virtutes coelorum etc. и др.-Соттепт. ad. Luc. Lib. X, c. 23, § 130: Joannes ergo qui plenins divina penetravit mysteria. S. Gregorius. Moralium. Lib. XVXI in cap. 39 Beat, Iob. § 94. t. I, p. 1039 (Bibl, max, vet. patr): quartum proculdubio animai Joannem per aquilam designans, qui volando terram deseruit, quia per subtilem intelligentiam interna mysteria etc. Augustinus, ln Joan. Tractat. XXXVI, p. 543 (Bibl. max. vet. p.): S. Joannes Apostolus non immerito secundam inteligentiam spiritalem aquilae comparatus, altis multoque sublimius aliis tribus erexit praedicationem suam etc. и мн. др. Hieronymus Advers. lovinian. Lib. Ï Joannes vero noster quasi aquila ad superna volat. et ad ipsum patrem pernit, dicens: in principio etc. Hilarius. Pictavor. Episcop. De Trinitate. lib. X, p. 1062 (Ep. mon. ord. S. Ben.): Joannes maxime spiritualium causarum praedicator. Cf. Lib. VI, p. 908. Eulgmius Zigaben Comment. in quatuor Evangelia. t. XIX, p. 663 (Bibl. max. vet. p.): Siquidem quum in coena super pectus Domini recubnisset, talem hausit sententiam, qualem nemo alius sortitus est. Et vere de coelo tonuit et de penetpalibus exclamavit: non tanquam alte dociferans, sed quasi de rebus altis clamans etc. Cf. Niceta Paphlagon. Oratio IV in laudem sancti ac celebrissimi Apostoli Evangelistae Joannis Theologi T. XXVII, p. 394 (Bibl. max. vet. p.): quis ita terrenis superior sese extulit, parique coefestibus celsitudine evasit? Coelestis Verbi tuba, sonora, concinna, mellitis veritate sonis, omnem graecorum sermones vanitatem silentio damnans, omnique oratorum et philosophorum multiplici consonantia modulata organa theologiae tuae alto tonitruo sopiens atque omnem verbo dignum animum ad se trahens etc. Cf. p. 396. Paschasius Ratbert. In Matth. Eveng. Lib. IV. T. XIX, p. 467 (Bibl, max. vet. p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Неотъемлемой частью проводимой большевиками политики по созданию светского государства являлось проведение мероприятий по отделению школы от церкви. В последнем разделе сборника приведены материалы Священного Собора, его отделов и комиссий, связанные с противодействием захватам зданий и имущества духовных академий, семинарий, училищ и церковно-приходских школ, ликвидации домовых церквей при учебных заведениях, роспуску духовных учебных заведений VII.15, VII.17.3, приложение 2 к VI 1.17.7, VI 1.29.4, VII.44). Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет поручили члену Поместного Собора и Комиссии по переговорам с СНК протоиерею К. М. Аггееву довести точку зрения Православной Российской Церкви по этому вопросу до советского правительства VI 1.22). Доклады и письма церковного посланца в адрес управделами СНК В.Д. Бонч-Бруевича публикуются в настоящем сборнике VII.11-VII.14, VII.17.1). Большевистскими решениями об отделении школы от Церкви и последовавшим их претворением в жизнь были недовольны духовенство, педагоги духовных учебных заведений и прихожане Московской, Орловской, Пермской, Олонецкой, Воронежской, Казанской и многих других епархий VII.I6.3–VI1.16.5, VII.17.4, VII.17.6, VII.18, VII.19, V1I.21, VII.35, VI1.49, VII.57, VII.60). Представлены в сборнике исторические источники, освещающие попытки профессорско-преподавательской корпорации Петроградской духовной академии путем переговоров с НКП решить проблему ее существования в новых условиях, соединив академию с Петроградским университетом VII.7.1, VII.7.2, VII.7.5, VII.59). Эта идея была поддержана в Российской академии наук, о чем свидетельствует письмо ее непременного секретаря академика С.Ф. Ольденбурга, направленное в СНК (приложение к VII.7.4). С. Г. Петров, канд. ист. наук (Новосибирск) 111 См.. например: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 322. 440, 497, 575; Т. 37. С. 185–187; Декреты Октябрьской революции (Правительственные акты, подписанные или утвержденные Лениным как председателем Совнаркома). М., 1933. Т. 1: От Октябрьского переворота до роспуска Учредительного собрания. С. 1–2, 7–14, 28–31, 333–340; Декреты Советской власти. М., 1957–1968. Т. 1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3468 Ibidem. Зенон первый употребил слово καθκον и написал о нём книгу (Diogen Laerti VII, 25). Впрочем, καθκον и κατρθωμα имело у него особое значение: первое обозначало только обязанность, а второе – только деятельность. (R. Hirzel, II, 1, S. 147). Καθκον, как деятельность, согласная с действующим во всей вселенной разумным и необходимым законом, свойственна не одним только людям, но распространяется также и на животный, и на растительный мир. Diogen Laerti VII, 107. 3469 Cp. Plutarch, De virt. morel. II. Исходя отсюда, стоики утверждали, между прочим, что в каждой отдельной добродетели проявляются и все другие(ср. Diogen Laerti VII, 125; Plutarch, De Stoic. repugn.VII) и, наоборот, кто имеет один порок, тот имеет и все другие. Arnim I, § 216; cp P. Barth, 166. 3470 Galen, De plac. Hippocr. et Plat. VII, 1 (p. 590); VII, 2 (p. 591); Plutarch, De virt. moral. II, De Stoic. repugn. VII, 4. Cp. Diogen Laerti VII, 161. Впрочем, Хризипп допускал и внутреннее различие и качественное изменение души, т. е., допускал многие добродетели. Plutarch, De Stoic. repugn. VII, 3; De Virt. mor. II; Galen, De plac. Hippocr. et Plat. VII, 1 (p. 590). 3471 Diogen Laerti VII, 92, 100; Plutarch, De Stoic. repugn. VII, 3; De virt. mor. I; Stob., Ecl. II, 102. Φρνησις у Зенона была не только одной из четырёх главных добродетелей, но и основной для других (Cp. De virt. mor. II; De Stoic. repugn. VII, 2). Ради устранения допущенного Зеноном противоречия, Аристон φρνησις сделал рядовой добродетелью, а значение основной, как потом и Хризип, приписал πιστμη (Galen, De plac. Hippocr. et Plat. VII, 2, 595 – 596). Клеанф же вместо φρνησις поставил на первое место γκρτεια (Plutarch, De Stoic. repugn. VII, 4) (Cp. R. Hirzel II, 1, S. 97 flg.; II, 2, S. 618 – 619. Dr. O. Weisenfels, 80). 3472 Ср., например, Stob., Ecl. II, 106; Plutarch, De virit. moral. II; Diogen Laerti VII, 92, 93. 3473 Diogen Laerti VII, 125 – 126; Stob., Ecl. II, 112, 114; Plutarch, De Stoic. repugn. XXVII, 1. 3474 Diogen L. VII, 125; Stob., Ecl. II, 110, 116; Plutarch, De Stoic. repugn. XXVII, 1. Cp. Zeller III, 1, S. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

F 4 +652+CXXVII+27; VII. 39. 1 / 7 ); 7) то же. Venetiis. 1733. in 4° (pp. XXXIX+496+XCII+30; VII. 38.½); 8) Missale ad usum sacri ordinis Cisterciensis. Lutetiae Parisiorum. 1617. in f° m. (pp. eeiii+363+33; VII. 38.); 9) то же Lutetiae Parisiorum. 1627. iu f° m. (pp. eeiiiii+363+33; VII. 38.); 10) то же Lutetiae Parisiorum. 1643. in f° m. (iijj+489+35; VII. 38.); 11) Missale Cisterciense juxta novissimi romani recogniti correctionem. Parisiis. 1751. in f° (pp. giiii+498+C; VII. 38.¼). 44 В б-ке Императорского Варшавского университета есть несколько таких монашеских бревиариев, большею частью бенедиктинских; напр.: 1) Breviarium monastieum secundum ritum et тогет monachorum ordinis S. Benedieti. Venetiis. 1581. in 4° (лл. 376; VII. 39. 4 / 3 ); 2) то же. Venetiis. 1589. in 4° (лл. 350; ib.); 3) то же. Venetiis. 1590. in 16° (pp. 464; VII. 39 5 / 2 ); 4) то же. Venetiis. 1599. in 4° m. (лл. 364; VII. 39. 3 / 1 ); 5) то же. Venetiis. 1601. in 16° (pp. 504; VII. 39. 5 / 2 ); 6) то же. Venetiis. 1609. in 8° (3+лл. 380+pp. 60; VII. 39. 3 / 1 ); 7) Breviarium monasticum Pauli V. Pont. Max. recognitum pro omnibus sub regula SS. Patris Benedicti militantibus. Venetiis. 1614. in 4° m. (pp. 764+CCVII+82; ib); 8) то же. Venetiis. 1662. in 4° (pp. 952+CLI+20+16+76; ib.); 9) то же. Venetiis. 1690. in 8° (pp. 992+CCXII+35; ib.); 10) то же. Venetiis. 1734. in 16°. Pars aestiva (pp. 642+CLXXII+136; VII. 39. 5 / 2 ); 11) то же. Venetiis. 1758. in 16°: pars verna (pp. XX+786+CCXCII+28), p.sestiva (pp.XX+612+CCLXVIII+40), p. autumnalis (pp. LVI+582+CCLXV+20) и p. hiemalis (pp. XX+698+CCLIV+32; VII. 39. 5 / 2 ); 12) то же. Augustae Vindelicorum. 1758. in 16°. Pars vernalis (pp. 828+CXCII; ib.); 13) Breviarium ad usum ordinis Carmelitarum diacalceatorum tam fratrum, quam monialium juxta sanctae Romanae ecclesiae ritum. Antverpiae. 1682. in 4° (pp. 1166+ CLVII; VII. 39. 4 / 7 ); 14) Breviarium sacri ordinis Praedicatorum auctoritate apostolica approbatum. Parisiise. 1731. in 16°. Pars aestiva (pp. 588+CLII+36; VII. 39. 5 / 3 ); 15) Breviarium Cisterciense. Parisiis. 1754. in 8°. Pare aestiva (pp. 534+CLXII; VII. 39. 4 / 8 ) и 16) Breviarium Augustinianum ad usum fratrum et monalium ordinis eremitarum S. Augustini juxta formam breviarii romani ordinatum ect in uno volumine. Ex ducali Campidonensi Typographeo. 1797. in 8° (pp. LXXXII+1236+LXV–CXLIV+119; VII. 43. 4 / 11 ). 45 V. Jagi. Glagolitica. Würdigung neuentdeckter Fragmente (в Denkschriften der K. Akad. der Wissensch. in Wien. Wien. 1890. Band XXXVIII и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

   Патрофил, еп. скифопольский — I.35; II.9, 38—40, 43    Пафнутий, еп. — I.8, 11    Пелагий, еп. лаодикийский — III.25; V.8    Периген, еп. патраский — VII.36    Петр, библ. — I.35; V.22; VI.8    Петр, брат Василия Великого — IV.26    Петр, еп. александрийский — I.5, 6, 15; IV.20—22, 37; V.3    Петр, еп. сиппский — III.25    Петр, пресвитер александрийский — VI.9; VII.15    Пилат, библ. — I.17    Пиор, монах — IV.23    Писон аданский — III.25    Писсон августийский — III.25    Питирос, монах — IV.23    Пифагор, философ — I.22; III.21    Пифия, прорицательница — III.23    Плакит, еп. аптиохийский — II.8, 9, 26    Платон, философ — II.35; III.16; 21, 23; VII.6, 15    Плацидия (Плакилла), первая жена Феодосия Великого — IV.31; V.12    Плацидия (Плакида), дочь Феодосия Великого и Галлы — IV.31; VII.24    Плиний, еп. — II.28    Плинф, консул — V.23; VII.17    Плотин, философ — II.35    Поликарп, еп. г. Сексаптаприста — VII.36    Поликарп, еп. смирнский — V.22    Порфирий, еп. антиохийский — VII.9    Порфирий — III.23    Порфирий, философ-неоплатоник — I.9    Приап, миф. — V.16    Проб, консул — IV.20; V.11    Пробин, консул — II.8; V.26; VI.1, 20    Прокл, консул — II.5    Прокл, пресвитер — VII.26, 28, 29, 35, 36, 40, 41, 43, 45, 48    Проклин, еп. — IV. 12    Прокопий, военачальник — VII.20    Прокопий, тиран — IV.3, 5, 9, 38    Протоген, еп. сердикийский — I.20    Проэресий, софист — IV.26    Псеносирис, еп. — II.28    Птоломей Филадельф — VII. 22    Реверенний, еп. тирский — VII.36    Регин, церковный писатель — III.23    Рихомний, консул — V.21    Рос, библ. — VII.43    Руб, еп. фессалоникийский — VII.40    Ругас, варварский вождь — VII.43    Рустикул, еп. — VII.11    Руфин, консул — II.20    Руфин, префект — VI.1    Руфин, пресвитер, церковный историк — I.12, 15, 19, 20; II.1; III.19; IV.24, 26    Сабин, еп. гераклейский (Фракия) — I.8, 9    Сабин, еп. — II.15, 17, 20; IV.2, 12    Сабиниан, еп. г. Зевгма — III.25    Савватий, пресвитер — V.21; VII.5, 12, 25, 30    савеллианство — I.23

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2, 34. 11). В конце оглашения оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» (VIII 8) - непосредственно готовящихся к принятию Крещения . Кроме уверовавших взрослых А. п. рекомендуют верным крестить своих младенцев (VI 15; здесь же обсуждается вопрос о крещении еретиков). Перед Крещением просвещаемые соблюдают пост (VII 22. 4-5). Порядок совершения таинства описан в А. п. трижды (III 16-18; VII 22 и VII 39. 45), встречаются также упоминания об отдельных элементах чина (II 32. 3 и др.). Чин начинается с отречения от сатаны и сочетания Христу, в А. п. приводятся слова, произносимые крещаемым (VII 40-41). Далее следует помазание крещаемых елеем , к-рый благословляется архиереем (VII 42; VII 22. 2; III 16), причем епископ помазывает только голову крещаемого, а диакон или диакониса (у женщин) затем завершают помазание тела; смысл помазания истолковывается в А. п. различно: в одном месте говорится, что оно делает человека христианином и символизирует Крещение Духом Св. (III 16. 4, 17. 1), в др.- что оно обозначает оставление грехов и готовит крещаемого к крещальному исповеданию (VII 42). Затем освящается вода (VII 43), и епископом или пресвитером совершается Крещение во Имя Отца и Сына и Св. Духа через троекратное погружение (VII 43; III 16. 4, 17. 1-3; VIII 47. 49-50). После Крещения новокрещеные сразу принимают таинство Миропомазания ; в А. п. приводятся 2 молитвы на освящение мира : одна - после молитв Евхаристии (VII 27), др. (являющаяся в то же время молитвой Миропомазания) - в описании чина Крещения (VII 44. 2). Помазание св. миром А. п. интерпретируют как подтверждение крещального «исповедания [веры]» (III 17. 1) или как «печать (σφραγς) соединения [со Христом]» (VII 22. 2). Чин Крещения и Миропомазания завершается чтением новокрещеными, повернувшимися к востоку, молитвы Господней (VII 45. 1-2; III 18); согласно VII кн., после «Отче наш» новокрещеные читают еще одну молитву, в к-рой среди др. прошений присутствует моление о ниспослании дара Св. Духа (VII 45. 3). В А.

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Ap. VII 1. 2 - VII 32. 4), составленных ок. 380 г. с использованием ряда более древних памятников. Тексту «Д.» здесь предшествует введение в виде ряда цитат из Свящ. Писания. Изложение по сути представляет собой комментированную переработку «Д.», основанную в т. ч. на включении дополнительных цитат из Писания. Ряд пассажей пропущен (напр., Didache. 1. 5b - 6; 6. 2). В Const. Ap. VII 16 имеется дополнение о царе и архонтах. Др. вставки встречаются в Const. Ap. VII 17. 2; VII 22. 4-5 (о предкрещальном посте); VII 23. 2-3 (о недельном посте); VII 25-26 (молитвы). Кроме того, право совершать таинства в VII 22. 1 усвоено только епископам и пресвитерам (в «Д.» об этом не говорится столь же четко), место пророков в VII 26. 6 и VII 29. 1 и 3 занимают пресвитеры. Чин крещения дополнен помазанием елеем до погружения в воду и миром после погружения (VII 22. 2), а также молитвой освящения мира (VII 27), к-рая аналогична молитве в копт. версии «Д.» (последнее обстоятельство заставляет рассматривать чтения «Апостольских постановлений» не только как искажения оригинального текста, но и как свидетельство иной по сравнению с иерусалимским кодексом редакции памятника). Серия молитв в 9-10-й главах «Д.» в «Апостольских постановлениях» (VII 25-26) переработана в краткую анафору и благодарственные молитвы после причащения. Текст «Апостольских постановлений» с изложением «Д.» был использован в т. н. Fragmenta Anastasiana 9(64) (где цитируется Const. Ap. VII 23) и 12(15) (цитата из Const. Ap. VII 1. 2-18). Вероятно, через посредство «Апостольских постановлений» текст «Д.» был использован автором «Изречений Исаака Сирина» (по рукописям Vat. gr. 375. Fol. 157 ff., XIV в., и Palat. gr. 146. Fol. 44 ff., XV в.). Древние переводы Возможно, в III в. «Д.» было переведено на лат. язык ( Ps. -Cypr. De aleat. 4), однако, за исключением неск. цитат и традиции лит-ры «двух путей», текст перевода в наст. время считается утерянным. Папирус, содержащий копт. перевод «Д.», был обнаружен в 1923 г. в Каире (в наст.

http://pravenc.ru/text/ Дидахе .html

   Митрофан, еп. константинопольский — I.37    Модест, префект — IV. 16    Моисей, библ. — I,18, 36; III.23; V.12; VI.22; VII.22, 38, 42    Моисей, пустынник — IV.36    Монаксий, консул — VII. 17    Монтан, ересиарх — I.23; II.37; VII.32    Мосх, библ. — VII.43    Нарсес, перс. царь — VII. 18    Нарцисс, еп. антиохийский — II.9    Нарцисс, еп. иерусалимский — VII.36    Нарцисс, еп. киликийский — II.18, 26, 41    Нектарий, еп. константинопольский — V.8, 10, 13, 19; VI.1, 2, 19    Неон, еп. — IV.12    Неона, еп. селевкийский — II.42    Непоциан, племянник Констанция — II.26    Несторий, еп. константинопольский — II.23; VII.29, 31, 32, 34, 35    Нигриан, консул — II.26, 29    Никоклес, учитель Галла — III.1    Ниламмон, еп. — II.28    Новат, еп. — II.15; VI1.25    Озий, библ. — II.37    Оливрий, консул — V.2, 26; VI. 1    Олимпий, еп. — II.26    Оптар, вождь гуннов — VII.30    Оптим, еп. Антиохии писидийской — V.8; VII.36    Орест, префект Александрии — VII.13—15    Ориген, богослов — IV.25—27; VI.7, 9, 10, 12—14, 17; VII.6, 32, 45    Ориген, еп. — II.35, 45; III.7; V.12    Орфист, пресвитер — III.25    Осия, библ. — II.37    Осия, еп. кордовский — I.7, 13; II.20, 29, 31; III.7    Отрей, еп. мелитинский — V.8    Павел, библ. — I.6; III.8; IV.23; V.17, 22    Павел, еп. — IV.12    Павел, еп. константинопольский — II.6, 7, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 27; V.9    Павел, еп. константинопольский (новацианин) — VII. 1, 17, 29, 39, 46    Павел Самосатский — I.36; II.20, 29, 30; IV.12; VII.32    Павел, еп. тирский — I.29    Павел, чтец — VI. 15    Павлин, еп. антиохийский — III. 1, 2; V.3, 5, 9, 15    Павлин, еп. триверский — II.36; III.6, 9    Павлин, ересиарх — VI.3    Павлин, консул — I.13    Палладий, еп. г. Еленополис — VII.36    Палладий, монах — IV.23    Палладий, скороход — VII. 19    Памвсол, монах — IV.23    Панкратий, еп. иерусалимский — II.29    Пардамий, еп. — IV. 12    Пасиник, еп. — IV. 12    Пасиник, еп. зимский — III.23    Патрикий, еп. — IV.12    Патрикий, еп. палтийский — III.25

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Филикиан, консул — I.40    Филон, еп. — II.28    Филох, консул — VII.29    Филумен — I.27    Фирм, еп. кесарийский — VII.48    Флавиан, еп. антиохийский — V.9, 10, 15; VI.1,9; VII.9    Флавий, консул — II.37    Флоренций, консул — II.45, 47; III.1    Фовель, библ. — VII.43    Фома, библ. — I.19; IV.18    Фотий. еп. — I.19    Фотин, еп. — IV.12; VII.32    Фотин, еп. сирмийский — II.29, 30    Фринион, еп. газский — III.25    Фравис, консул — VI.6    Фритигерн, вождь готов — IV.33    Фрументий, еп. эдесский — I.19    Харисий, еп. — IV.12    Хрисампел, еп. — IV.22    Хрисанф, еп. константинопольский (новацианин) — VII.12, 17    Христ, еп. никейский — I.14    Целестин, еп. римский — VII.11, 40    Эвдемон, еп. танский — I.27    Эверранор, еп. — IV.12    Эвифий, еп. — lV.12    Эвклид, философ — III.1    Эвмаладий, еп. — IV.12    Экитий, консул — IV.31    Эдесий. еп. — I.19; IV.12    Экиволий, софист — III.1, 13, 23    Элевсий, еп. кизикский — II.38—40, 42, 45; III.10, 11; IV.4, 6, 7; V.8, 10    Элладий, еп. — I.6    Элладий, еп. каппадокийский — V.8    Элладий, грамматик — V.16    Эмпедокл, философ — I.22    Эномий, философ — III.23    Эортасий, еп. — IV.12    Эскулап, врач — III.23    Ювеналий, еп. иерусалимский — VII.34    Юлиан, консул — I.13    Юлиан Отступник, император — II.34, 38, 43, 47; III.l, 3, 11, 15—18, 21—24, 26; IV.1; V.5, 21; VII.22, 27    Юлиан — I.6    Юлий, еп. римский — II.8, 11, 12, 15, 17, 20, 23, 24, 34    Юпитер, миф. — III.23; V.16    Юст — IV.31    Юста, дочь Валентиниана I — V.31    Юстина, жена Валентиниана I — IV.31; V.11 Указатель географических и этнических наименований    Августомники — II.23    Агдамия, г. — VII.36    Адрианополь, г. — II.37; IV.38    Адрианы, г. — VII.36    Азазина — VII.18, 21    Азия — I.8; III.13,21; IV.12; V.8, 22; V1.19; VII.29    Аквилея, г. — II.23; V.25; VII.23    Аквитания — III.10    Акиника, г. — IV.31    Александрия, г. — I.6—8, 14, 19, 23, 25, 27, 28, 35, 37; II.2, 3, 9—11, 13, 14, 23, 24, 26, 28, 35, 36, 45, 46; III.2, 4, 6, 8, 13, 14; IV.1, 13, 20—25, 27, 36, 38; V.3,7, 8, 16, 19, 22; VI.1, 2, 7, 17; VII.6, 9, 16, 18, 22, 29, 32

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010