Память А. У. содержится в большинстве греч. календарей. Согласно Типикону Великой ц . IX -X вв. празднование 22 янв. совершалось в храме вмц. Анастасии в Домниновых портиках (Mateos. Typicon. P. 142-143). Разные редакции Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 76) и Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348) - предписывают читать на утрене житие А. У., написанное Симеоном Метафрастом (BHG, N 82). Служба А. У. включена в Иерусалимский устав , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 36), и в совр. церковный календарь. Память А. У. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 219-222), Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 333-336), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 376) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 107). О почитании А. У. на Руси свидетельствует упоминание ее памяти в месяцесловах древнейших Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 3об.) и Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 249). Песнопения А. У. помещены в Кондакаре кон. XI - нач. XII в. (ГТГ. К-5349. Л. 45об.) и Стихираре 1156-1163 гг. (РНБ. Соф. 384. Л. 6), служба находится в составе Минеи XII в. (ГИМ. Син. 162. Л. 187-200 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39). Краткое житие А. У. переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог 1-й редакции (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 182). В ВМЧ кроме проложного жития А. У. ошибочно включены мучения Анастасии Римляныни (BHG, N 76x и 76z) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 253-254 (1-я паг.)). Гимнография В Типиконе Великой ц. Х в. святой посвящен тропарь по 50-м псалме «Τς νικηφρου Αναστσεως» ( - Mateos. Typicon. T. 1. P. 142). Различные редакции Студийского устава - Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348-349), Мессинский Типикон 1131 г. |
Дек. С. 845-847. Лит.: Janin R. Constantinople byzantine. P., 19642. P. 456; idem. Églises et monastères. P. 142-143, 413-414, 581-582; Sauget J.-M. Zotico//BiblSS. Vol. 12. P. 1505-1506; ODB. Vol. 3. P. 1537; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165-166. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя» Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается). Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ ( ), нач.: Ανωθεν λλαμφθναι ( ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе. По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ ( ), нач.: Ζσας ριστον βον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ ( ), нач.: Νν πεπλρωται πντα (Ныне исполняются всяческие) (ibid. P. 138); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) |
140 Boyd S. A «Metropolitan» tresure from a church in the provinces: An introdution to the study of the Sion treasure//Ecclesiastical silver plate in sixth century Byzantium/ed. by S. Boyd and Μ. Mundell Mango. Baltimore; Washington, 1992. Р. 9–11, 24–25. N 25–30, pls. S. 25, 28; Bouras L., Parani Μ. G. Lighting in early Byzantium... P. 86–89, Cat. N 25,26. 141 См., напр.: Mundell Mango Μ. Three illuminating objects in the Lampsacus treasure//Through a glass brightly: Studies in Byzantine and medieval art and archaeology presented to David Buckton/ed. C. Entwistle. Oxford, 2003. P. 70–71; Bouras L., Parani Μ. G. Lighting in early Byzantium... P. 12–14, 64–65, 94–97. Cat. 14, 29, 30; Byzanz – Das Licht aus dem Osten: Kult und Alltag im Byzantinischen Reich vom 4. bis 15. Jahrhundert: Katalog der Ausstellung im Erzbischöflichen Diözesanmuseum Paderborn, Paderborn 2001/hrsg. von C. Stiegemann. Mainz, 2001. S. 217–218, N II. 12. 142 Procop. Aed. 1,1,64–65; Paul. Sil. Soph. 679–681 (см. с. 225,327) и др. См.: Mundell Mango Μ. The monetary value of silver revetments and objects belonging to churches, A. D. 300–700//Ecclesiastical silver plate... P. 126–130. 143 Церемонии в Св. Софии наиболее подробно описаны в источниках X в., трактате «О церемониях» (DeCer) и «Типиконе Великой церкви» (Mateos J. Le typicon de la Grande Eglise. Roma, 1962. (Orientalia Christiana analecta; [Vol.] 165). О богослужении в Св. Софии см.: Mainstone R. Hagia Sophia... Р. 226–234; Пентковский А. Μ. Византийское богослужение//ПЭ. Μ., 2004. Т. 8. С. 380388, а также с. 25, примеч. 62. 144 MacDonald W Roman experimental design and the Great church//Hagia Sophia from the age of Justinian... P. 3–15; Mark R., (Jakmak A. S., Hill K., Davidson R. Structural analysis of Hagia Sophia: a historical perspective//Transactions on the built environment. 1993. VoL 3. P. 867–873. 145 См., например, Zaloziecky W. R. Die Sophienkirche... Р. 30, 40, 49, 72, 218; Swift Е. Н. Hagia Sophia. New-York, 1940. P. 47; Брунов H. И. Архитектура Византии. С. 46; Mainstone R. Hagia Sophia... Р.9,152. |
«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα ( ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν ( ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος ( ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на в 3-м - на но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на ) |
Macomber, 1977 – Macomber W. F. The Greek Text of the Coptic Mass and of the Anaphoras of Basil and Gregory According to the Kacmarcik Codex//OCP. 1977. Vol. 43. P. 308–334. Maj, 1993 – Maj J. M. Coislin 213: Eucologio della Grande chiesa: Manoscritto greco della Biblioteca Nazionale di Parigi (ff. 101–211). Diss.: R., 1993. Mandalà, 1935 – Mandalà M. La protesi della liturgia nel rito bizantino-greco. Grottaferrata, 1935. Matejic, Bogdanovic, 1989 – Matejic M., Bogdanovic D. Slavic Codices of the Great Lavra Monastery: A description. Sofia, 1989. Mateos, 1964 – Mateos J. Un Ηorologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges Eugene Tisserunt. Vol. 3: Orient Chrétien. Città del Vaticano, 1964. (ST; 233). P. 47–77. Mateos, 1965–1968 – Mateos J. Évolution historique de la liturgie de saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien: Revue d’études et d’informations. Jérusalem,, 1965. Vol. 15. P. 333–351; 1966. Vol. 16. P. 3–18, 133–142; 1967. Vol. 17. P. 141–176; 1968. Vol. 18. P. 305–325. Mateos, 1971 – Mateos J. La célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. R., 1971. (OCA; 191). Matthes, 1990 – Matthes E. Katalog der slavischen Handschriften in Bibliotheken der Bundesrepulik Deutschland. Wiesbaden, 1990. Meester de, 1908 – Meester P., de. Les origins et les développement du texte grec de la liturgie de S. Jean Chrysostome//ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ. P. 245–358. Mercier, 1974 – La liturgie de Saint Jacques/B.-Ch. Mercier, éd. crit. et trad. Turnhout, 1974. (PO; 126. 2). Meyendorff, 1991 – Meyendorff P. Russia, Ritual and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century. N. Y., 1991. Minisci, 1948–1950 – Minisci T. Le preghiere πισθμβωνοι dei codici criptensi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1948. Vol. 2 (N. S.). P. 65–75, 117–126; 1949. Vol. 3. (N. S.). P. 3–10, 61–66, 121–132, 185–194; 1950. Vol. 4. (N. S.). P. 3–14. Mošin, 1952 – Mošin V. irilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1952. Nahtigal, 1941–1942 – Euchologium Sinaiticum: Starocerkvenoslovanski glaloski spomenik/Izd. priredil R. Nahtigal. Ljubljana, 1941. Del. 1. P. XI–XII, XXIV; 1942. Del. 2. P. V, 339–340, 377–378. |
Γεωργου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше ( Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца , отражает влияние обычаев к-польских монахов- акимитов , к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351). II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения ( van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. ( Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники ( Mateos. Célébration. |
Louth. Denys A.Louth. Denys the Areopagite. London, 1989. Louth. Origins – A.Louth. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford, 1981. Lundberg. Typologie P.Lundberg. La typologie baptismale dans l " ancienne Eglise. Uppsala, 1942. Magdalino. Bath P.Magdalino. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople.– Church and People in Byzantium. Ed. R.Morris. Birmingham, s.a. P. 165–188. Magdalino. Holy Man P.Magdalino. The Byzantine Holy Man in the Twelfth Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.51–66. Malherbe – Ferguson. Introduction A.J.Malherbe – E.Ferguson. Introduction.– Gregory of Nyssa. The Life of Moses. New York – Ramsey – Toronto, 1978. P. 1–23. Mahney. Mystic G.Maloney. The Mystic of Fire and Light. Denville, New Jersey, 1975. Mambrino. Mains J.Mambrino. Les deux mains de Dieu dans l " oeuvre de saint Irénée.– NRTh 79. 1957. P.355–370. Mango. Byzantium C.Mango. Byzantium, the Empire of New Rome. London, 1980. Mango. Image C.Mango. Byzantium and Its Image. London, 1984. Mantzaridis. Deification G.Mantzaridis. Deification of Man. New York. 1984. Martin. Controversy E.J.Martin. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930. Martin. Illustration J.R.Martin. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. Mason. Conceptions A.J.Mason. Conceptions of the Church in Early Times.– H.B.Swete. Essays on the Early History of the Church and Its Ministry. London, 1918. P.3–56. Mateos. Horologion J.Mateos. Un horologion inédit de S.Sabas.– Mélanges E.Tisserant, III. Studi e testi, 233. Vatican, 1964. P.47–76. Mateos. Typicon J.Mateos. Le typicon de la Grande Eglise (Ms.Saint-Croix No.40, X e siècle). T.1–2. OCA 165–166. 1962. McGuckin. Symeon J.A.McGuckin. Symeon the New Theologian and Byzantine Monasticism.– Mount Athos and Byzantine Monasticism. Papers om the 28th Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1994. McKinnon. Music J.McKinnon. Music in Early Christian Literature. Cambridge, 1993. |
Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519). |
С К. н. в К-поле начинался период интенсивной катехизации перед таинством Крещения, к-рое совершалось в Великую субботу . Вынос части Животворящего Древа Креста Господня и поклонение ей как одной из важнейших христ. реликвий играли в этом процессе важную роль ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38). К. н. в соборном богослужении Константинополя, IX-XI вв. Согласно Типикону Великой ц., в 3-е воскресенье Великого поста помимо Евангелия (Мк 8. 34b - 9. 1) читается Апостол (Евр 4. 14 - 5. 6). После прочтения Евангелия объявляется, что в будние дни совершается поклонение Кресту: во вторник и в среду приходят мужчины, в четверг и пятницу - женщины. Со вторника по пятницу поются особые крестные песнопения: на утрене указан тропарь плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον ( этот же тропарь поется и на Воздвижение Креста (14 сент.), см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-30); на Пс 50 на утрене, по окончании утрени и на тритекти («третье-шестой час») назначается иной тропарь: Τν Σταυρν σου προσκυνομεν ( ); на тритекти вместе с этим тропарем на «Слава, и ныне» поются следующие тропари: во вторник - тропарь 1-го гласа Σσον, Κριε, τν λαν σου ( ), в среду - 2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς γαθτητος ( - в совр. Минее помещен 13 сент.), в четверг - 2-го гласа Σωτηραν εργσω ν μσ τς γς ( ), в пятницу - 1-го гласа Απ ψους ορτως (С высоты незримо...) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 40-44). В студийскую эпоху. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в К. н. (в этом источнике она также называется «средокрестной» - Пентковский. Типикон. С. 243) соединяются последования Октоиха (воскресное) и Триоди (Креста) (Там же. С. 242-243). Отмечены такие песнопения в честь Креста, как самогласная стихира на вечерне, кондак 7-го гласа и канон 1-го гласа на утрене. В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы На утрене по 2-й кафизме из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле ; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарем, затем поется тропарь и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. По отпусте утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь мон-рь, после чего Крест возвращают на свое место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарем следуют прокимен из Пс 98, аллилуиарий со стихом из Пс 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа (Там же. С. 243). |
На груз. язык в X-XII вв. были переведены многие гомилетические произведения А., а покаянный Великий канон был переведен трижды: Евфимием Святогорцем († 1028), Георгием Святогорцем († 1065) и Арсением Икалтойским по поручению груз. царя Давида IV Строителя (1073-1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии». В визант. календарях память А. указывается 29 апр., 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апр. она зафиксирована в Евангелиях XI-XII вв. к-польского происхождения ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая - только в Типиконе Великой ц. IX–X вв. ( Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня - в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 304-305); под 4 июля - в большинстве греч. календарей: Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 330-331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130). Почитание А. на Руси Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти А. в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 273). Служба А. содержится в Минее XII в. (РГАДА. Тип. 122. Л. 15об.- 19). В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память А. без жития, под 4 июня - краткое житие святого (древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память А. указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.- в Апостоле (ГИМ. Хлуд. 35. Л. 178, кон. XIII - нач. |
| |