Ист.: BHG, N 703-703g; Василий Великий, свт. Творения. М., 1993р. Ч. 4. С. 280-308; PG. 31. Col. 489-507; ActaSS. Ian. T. 1. P. 3, 130-133; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 141-147; Esbroek M. , van. La Passion arménienne de S. Gordius de Césarée//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 357-386. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6; Halkin F. Un second S. Gordius?//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 5-15; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 621; Lackner W. Eine verkappte Hesychios-Passio//AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 5-12; Sanspeur C. L. Hellénismes retrouvés dans la Passion arménienne de S. Gordius//HAms. 1980. T. 94. Col. 23-26; Bertocchi P. Gordio//BiblSS. Vol. 7. Col. 121; Declerck J. H. Gordios (1)//DHGE. T. 21. Col. 742-743; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 98-99. О. В. Л. Гимнография Память Г. отмечается уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв., хотя и без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 172). В студийских и иерусалимских Типиконах и памятниках, с ними связанных, 3 янв. соединяются последования предпразднства Богоявления, Г. и прор. Малахии. Последование Г. не имеет признаков торжественности, а элементы торжественности (в частности, пение на утрене «Бог Господь») в службу этого дня вносит последование предпразднства. Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. не описывает подробно последование Г., а отмечает только, что читается Похвальное слово свт. Василия Великого на память Г. ( Пентковский. Типикон. С. 314; в поздних памятниках то же Похвальное слово назначается на этот день). Согласно др. редакциям Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 373; Arranz. Typicon. P. 93), а также ранним редакциям Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., л. 32 об.), на утрене поется только тропарь предпразднства. В поздних редакциях Иерусалимского устава также соединяются 3 последования, но в последовании Г. появляется тропарь (общий) (см., напр., печатные греч. Типиконы (Венеция, 1545, 1577), слав. Часослов (Краков, 1497), рукописные слав. Типиконы XVI в. и проч.). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на литургии можно по желанию совершить службу (прокимен, Апостол и проч.) в честь Г. Слав. Типикон 1610 г. приводит службу полностью: прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 111. 6b, евангельского чтения мученику в этом Типиконе нет, чтение предпразднства Богоявления. В Типиконе 1633 г. назначается общее чтение мученику. В Типиконе 1641 г. указывается песнь на блаженнах из канона Г. (такого указания нет в более ранних и в последующих изданиях Типикона), прокимен из Пс 62, 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6b. Та же служба на литургии сохраняется и в совр. слав. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/166201.html

В системе служб суточного круга бенедиктинского обряда и в др. зап. системах служб суточного круга, основанных на ней, в последовании служб суточного круга со времен прп. Венедикта (VI в.) Песнь А. пелась по вторникам на Laudes . В эфиоп. Псалтири (Mezmure Dawit we celotat ze nabijat. Addis Abeba, 1962. P. 309-312; см. Эфиопская Церковь ) она находится между «третьей» Песнью прор. Моисея из Второзакония (Втор 32. 22-43) и молитвой Езекии , царя Иудейского (Ис 38). Песнь А. используется в зап.-сир. богослужении: в Маронитской Церкви - на утрене, в Сиро-яковитской Церкви - в чине Тикрита (ночном богослужении) ( Mateos. Les matines.). Содержание Песни А. перефразируется в ирмосах 3-й песни канонов: «                              » (Великий канон прп. Андрея Критского), «                                      » (канон прп. Космы Маиумского из службы свт. Григория Богослова, 25 янв.), «                                      » (воскресный канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа прп. Иоанна Дамаскина). Наиболее часто используемые строки из Песни А.: «        », «          ». Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. Ч. 2. С. 259-260; Fortesque A. Canon dans le rite byzantine//DACL. Vol. 3. Col. 134-150; Τομαδκης Ν. Η κκλησιαστικ μν ποησις κα συμφωνα ατς πρς τ δγμα κα τ κεμενα τν Γραφν. Αθναι, 1949; Lods A. Histoire de la littérature hebraique et juive depuis les origines jusqu " à la ruine de l " État juif. P., 1950; Mateos J. Les matines chaldéenes, maronites et syrienes//OCP. 1960. Vol. 26. P. 70-71; idem. Quelques problemes de l " Orthros byzantin//Proche Orient Chrétien. 1961. Vol. 11. P. 31-32; Grelot P. Sens chrétien de l " Ancien Testament. Tournai, 1962; Пигулевская Н. В. Сирийские рукописи Ленинграда//ППС. 1965. 6. C. 12; Древний Иадгари/Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980; Taft R. F. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 1988. Vol. 42. P. 188-190. В . В . Василик Иконография Изображения А. в основном известны в визант. иллюстрированных рукописях - Минологиях (на дек.) и Псалтирях (перед Песнью А.), где представлено моление святой: в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129; IX в.) - с младенцем Самуилом на руках; в Царьградской Псалтири (РНБ. Греч. 214. Л. 306 об.; XI в.) - фигура А., протягивающей руки к Самуилу, вписана в инициал «Е»; НЗ с Псалтирью (ГИМ. Гр. 407; XIV в.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 89 об., XV в.) - с поднятыми в молении руками и др. Иногда А. представлена коленопреклоненной, с воздетыми в молении руками (Laur. Cod. B 26. Fol. 264a; XII-XIII вв.; Vatop. Cod. 851. Fol. 186а; XII-XIII вв.). В ряде рукописей (Вашингтон. Dumbarton Oaks. Cod. 3. Fol. 75 г.; ок. 1084 г.; Paris. Cod. 610; XI в.) святая изображена дважды: в молении и на троне с младенцем Самуилом на коленях.

http://pravenc.ru/text/115544.html

Упомянутые факты заставили исследователей начать поиск истоков К. в более раннюю, чем время жизни прп. Андрея Критского, эпоху. Скабалланович выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой К. был однопеснец на песни вавилонских отроков, соответствующей 8-й песни позднейшего К.; затем он развился в двупеснец из 8-й и 9-й песней и, наконец, в трипеснец - песнь по дню недели (в понедельник 1-я, во вторник 2-я и т. д.) плюс 8-я и 9-я песни. По мнению Скабаллановича, «впервые большие и полные каноны начал писать, должно быть, св. Андрей Критский» ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 267-268). Х. Матеос утверждал, что К. пришли на смену кратким припевам к библейским песням. Последние, по мнению Матеоса, были распределены по дням недели следующим образом: 9-я (песнь Богородицы) исполнялась ежедневно вслед за одной из песней по дню недели с понедельника по субботу (в понедельник 2-я, во вторник 3-я и т. д.); в воскресенье первоначально пели 1, 8-ю и 9-ю песни, а затем - все 9. С пением полного цикла из 9 песней в воскресные (а впосл. и праздничные) дни и было связано, как полагал Матеос, появление К.; в IX в., по его мнению, появились вседневные трипеснцы, со временем заменившие древние краткие припевы к библейским песням; итогом развития стало появление полных К. на каждый день, к-рые вытеснили песни Свящ. Писания, исполнявшиеся лишь в период Великого поста ( Mateos. 1961. P. 31-32). Взгляды Матеоса разделял и Р. Тафт ( Taft. 1988. P. 188-190). К мнению Скабаллановича о происхождении К. из однопеснца на песни вавилонских отроков присоединился В. М. Лурье, который также высказал ряд гипотез: о том, что в раннехрист. период песнь отроков была частью специфического последования, открывавшего чин Евхаристии; что уже к сер. IV в. ее исполнение сопровождалось неким тропарем; что «где-то во 2-й четверти V в.» этот тропарь, фактически ирмос, был дополнен новыми тропарями; что в послехалкидонскую эпоху к этим строфам был прибавлен богородичен; что тогда же помимо песни вавилонских отроков в чине утрени появилась еще и песнь Богородицы, это привело к последующему превращению однопеснца в двупеснец, а затем и в полный К. ( Лурье. 1995). Такая реконструкция выглядит весьма детальной, однако она основана не на прямых свидетельствах релевантных источников, а на сопоставлениях существенно разных по датировке чинов из произвольно выбранных вост. традиций, на использовании одних источников в качестве ключевых при полном игнорировании современных им других и т. д.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

Macomber, 1977 – Macomber W. F. The Greek Text of the Coptic Mass and of the Anaphoras of Basil and Gregory According to the Kacmarcik Codex//OCP. 1977. Vol. 43. P. 308–334. Maj, 1993 – Maj J. M. Coislin 213: Eucologio della Grande chiesa: Manoscritto greco della Biblioteca Nazionale di Parigi (ff. 101–211). Diss.: R., 1993. Mandalà, 1935 – Mandalà M. La protesi della liturgia nel rito bizantino-greco. Grottaferrata, 1935. Matejic, Bogdanovic, 1989 – Matejic M., Bogdanovic D. Slavic Codices of the Great Lavra Monastery: A description. Sofia, 1989. Mateos, 1964 – Mateos J. Un Ηorologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges Eugene Tisserunt. Vol. 3: Orient Chrétien. Città del Vaticano, 1964. (ST; 233). P. 47–77. Mateos, 1965–1968 – Mateos J. Évolution historique de la liturgie de saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien: Revue d’études et d’informations. Jérusalem,, 1965. Vol. 15. P. 333–351; 1966. Vol. 16. P. 3–18, 133–142; 1967. Vol. 17. P. 141–176; 1968. Vol. 18. P. 305–325. Mateos, 1971 – Mateos J. La célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. R., 1971. (OCA; 191). Matthes, 1990 – Matthes E. Katalog der slavischen Handschriften in Bibliotheken der Bundesrepulik Deutschland. Wiesbaden, 1990. Meester de, 1908 – Meester P., de. Les origins et les développement du texte grec de la liturgie de S. Jean Chrysostome//ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ. P. 245–358. Mercier, 1974 – La liturgie de Saint Jacques/B.-Ch. Mercier, éd. crit. et trad. Turnhout, 1974. (PO; 126. 2). Meyendorff, 1991 – Meyendorff P. Russia, Ritual and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century. N. Y., 1991. Minisci, 1948–1950 – Minisci T. Le preghiere πισθμβωνοι dei codici criptensi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1948. Vol. 2 (N. S.). P. 65–75, 117–126; 1949. Vol. 3. (N. S.). P. 3–10, 61–66, 121–132, 185–194; 1950. Vol. 4. (N. S.). P. 3–14. Mošin, 1952 – Mošin V. irilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1952. Nahtigal, 1941–1942 – Euchologium Sinaiticum: Starocerkvenoslovanski glaloski spomenik/Izd. priredil R. Nahtigal. Ljubljana, 1941. Del. 1. P. XI–XII, XXIV; 1942. Del. 2. P. V, 339–340, 377–378.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα (  ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν (      ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος (        ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на       в 3-м - на     но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на      )

http://pravenc.ru/text/189555.html

Γεωργου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше ( Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца , отражает влияние обычаев к-польских монахов- акимитов , к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351). II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения ( van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. ( Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники ( Mateos. Célébration.

http://pravenc.ru/text/115824.html

46.    “Le Gloria in excelsis du début de offices maronites,” OS 12 (1967) 117-121. 47.    “The Origins of the Divine Office,” Worship 41 (1967) 477-485. 48.      “Trois recueils anciens de Prooemia syriens,” OCP 33 (1967) 457-482. 49.    “Évolution historique de la liturgie de S. Jean Chrysostome. Deuxième partie. Le chant du trisagion et la session à l’abside,” POC 17 (1967) 141-176. 1968 50.    Salmos. Traducción de Luis Alonso Schökel, Juan Mateos y José María Valverde. Introducciones y notas de Luis Alonso Schökel (Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 51.    Isaías. Traducción de Luis Alonso Schökel y Juan Mateos. Revisión literaria de José María Valverde. Revisión exegética de Ernesto Vogt. Comentario de Luis Alonso Schökel (LS 6, Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 52.    Proverbios y Eclesiástico. Traducción de Luis Alonso Schökel, revisada por José María Valverde y Juan Mateos. Comentario de Luis Alonso Schökel (LS 11, Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 53.    Oración de la tarde , preparada por Juan Mateos, melodias por Jose Maria Alcacer (Madrid: Selecciones graficas 1968). 54.    The Morning and Evening Office,” Worship 42 (1968) 31-47. 55.    “Prières syriennes d’absolution du VII e -IX e siècles,” OCP 34 (1968) 252-280. 56.     “Évolution historique de la Liturgie de S. Jean Chrysostome. Deuxième partie §2. Les lectures,” POC 18 (1968) 305-325. 57.    “Les origines de l’office divin,” in id., De Officio matutino et vespertino in ritibus orientalibus (pro manuscripto) (Rome: Pontificio Ateneo Sant’Anselmo 1968) 5-16. 58.    “Modes d’execution de la psalmodie dans le rite byzantin,” ibid. 17-48. 59.    “Anciennes descriptions de l’office du soir,” ibid. 49-59. 60.    “Le ram‰o maronite,” ibid. 60-69. 61.    Рецензия : Enrica Follieri, Initia hymnorum Ecclesiae Graecae, vols. 1-5bis (ST 211-215bis, Vatican City : Biblioteca Apostolica Vaticana 19601966), OCP  34 (1968) 431-432. 1969 62.    De  Liturgia Sancti Ioannis Chrysostomi (pro manuscripto, Rome: PIO 1969).

http://bogoslov.ru/person/525657

Louth. Denys ­­ A.Louth. Denys the Areopagite. London, 1989. Louth. Origins – A.Louth. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford, 1981. Lundberg. Typologie ­­ P.Lundberg. La typologie baptismale dans l " ancienne Eglise. Uppsala, 1942. Magdalino. Bath ­­ P.Magdalino. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople.– Church and People in Byzantium. Ed. R.Morris. Birmingham, s.a. P. 165–188. Magdalino. Holy Man ­­ P.Magdalino. The Byzantine Holy Man in the Twelfth Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.51–66. Malherbe – Ferguson. Introduction ­­ A.J.Malherbe – E.Ferguson. Introduction.– Gregory of Nyssa. The Life of Moses. New York – Ramsey – Toronto, 1978. P. 1–23. Mahney. Mystic ­­ G.Maloney. The Mystic of Fire and Light. Denville, New Jersey, 1975. Mambrino. Mains ­­ J.Mambrino. Les deux mains de Dieu dans l " oeuvre de saint Irénée.– NRTh 79. 1957. P.355–370. Mango. Byzantium ­­ C.Mango. Byzantium, the Empire of New Rome. London, 1980. Mango. Image ­­ C.Mango. Byzantium and Its Image. London, 1984. Mantzaridis. Deification ­­ G.Mantzaridis. Deification of Man. New York. 1984. Martin. Controversy ­­ E.J.Martin. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930. Martin. Illustration ­­ J.R.Martin. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. Mason. Conceptions ­­ A.J.Mason. Conceptions of the Church in Early Times.– H.B.Swete. Essays on the Early History of the Church and Its Ministry. London, 1918. P.3–56. Mateos. Horologion ­­ J.Mateos. Un horologion inédit de S.Sabas.– Mélanges E.Tisserant, III. Studi e testi, 233. Vatican, 1964. P.47–76. Mateos. Typicon ­­ J.Mateos. Le typicon de la Grande Eglise (Ms.Saint-Croix No.40, X e siècle). T.1–2. OCA 165–166. 1962. McGuckin. Symeon ­­ J.A.McGuckin. Symeon the New Theologian and Byzantine Monasticism.– Mount Athos and Byzantine Monasticism. Papers om the 28th Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1994. McKinnon. Music ­­ J.McKinnon. Music in Early Christian Literature. Cambridge, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так, в Костромской епархии на 01.01.1961 года было 77 священников и 3 диакона, а на 01.01.1962 года стало 70 священников и 5 диаконов . В Тульской области на 1 января 1961 года служили только 51 священник и 10 диаконов, действующих церквей имелось 32 . Большой вред духовной жизни приносила и частая смена управляющих епархиями. Так, в Костромской епархии в течение только 1961 года сменилось 4 архиерея: архиепископ Пимен, архиепископ Иоанн, епископ Донат и епископ Никодим. Уполномоченный по Костромской области в своем отчете писал об этом: «Пимен – выбыл из области в марте 1961 года, будучи одновременно управделами Московской Патриархии. Большую часть времени находился в Москве, Костромской областью интересовался мало, за пределы Костромы не выезжал. Иоанн – получив назначение от Патриархии к управлению епархии не приступал – ушел за штат. Донат – прибыл из Новосибирской области в мае 1961 года, уволен 15 июля 1961 года. Имел крупные неприятности в прежней епархии. Вел себя крайне осторожно, за пределы областного центра не выезжал, влияния на религиозную жизнь не оказывал. Никодим – зарегистрирован 12 августа 1961 года. С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» . 1) Итак, Архиерейский Собор 1961 года в очередной раз показал, как государственная власть делает попытки легализации своих непопулярных решений в глазах верующих масс с привлечением церковной иерархи. Инициированная советскими органами власти реорганизация приходского управления 1961 года стала очередным непопулярным решением, которое руководство Церкви объективно вынуждено было принять под мощным государственным давлением. 2) Церковные советы, ставшие полноправными хозяевами на приходах, зачастую комплектовались из людей неверующих, интеллектуально неполноценных, но в силу случая получивших возможность расхищать церковные средства и показывать свою «власть» над духовенством.

http://bogoslov.ru/article/3738150

Однако уже в нач. 60-х гг. отношение властей как к митрополиту, так и к церковным делам в области кардинально изменилось. 28 мая 1960 г. Николаевский горисполком принял решение о сносе ряда строений, в т. ч. Симеоновского собора, в связи с реконструкцией проспекта Ленина. В справке о состоянии общины при соборе указывалось, что доходность общины растет (в 1958 - 355 226 р., в 1959 - 437 907 р.), богослужение совершается ежедневно, на нем в среднем присутствует до 50 чел., в воскресные дни - 150-200 чел. На встрече с уполномоченным Совета по делам РПЦ Колесниченко 18 июля 1960 г. митр. Нестор высказался категорически против сноса собора. Др. мнение высказали в сент. 1960 г. настоятель собора прот. Токовило и благочинный Николаевского округа прот. Житинский, заверившие уполномоченного, что со стороны верующих не последует серьезных протестов. В ночь на 18 сент. 1960 г. собор и ряд прилегающих зданий были взорваны, остатки построек разобраны, на месте собора проложена дорога, посажены деревья и цветы. К нач. 1961 г. в Николаеве осталось 3 храма: Николаевский с 5 священниками и 3 диаконами, кладбищенский Всехсвятский с 5 священниками, диаконом, 2 псаломщиками и Свято-Духовский в с. Водопой с одним священником. В 1961 г. Николаевский облисполком принял постановление о создании комиссий по оказанию содействия уполномоченному Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. При каждом райисполкоме, горисполкоме, в поселковых и сельских исполкомах должны были создаваться постоянно действующие комиссии содействия обл. уполномоченному, в обязанности к-рых входили контроль за соблюдением законодательства о культах, обнаружение фактов нарушения этого законодательства и сообщение о них местным органам власти и уполномоченному Совета по делам РПЦ. Эта мера ускорила ликвидацию церковных общин. В 1961 г. были сняты с регистрации 8 религ. объединений и закрыты 8 молитвенных домов (в селах Воеводское Арбузинского р-на (переоборудован в б-ку), Пересадовка Октябрьского р-на (передан под магазин), Михайловка Казанковского р-на (передан под детский сад), Новоюрьевка Новобугского р-на (передан под детские ясли), Секретарка Кривоозерского р-на (передан отделу культуры), Очеретянка Кривоозерского р-на, Прибужное (Акмечеть) Доманевского р-на (переоборудован под клуб)); в с. Кривое Озеро Рождество-Богородичная ц. была передана под спортзал, община присоединилась к приходу Параскевиевской ц. Шесть церковных зданий пустовало: в селах Анновка Братского р-на (с июня 1961), Прибужаны Вознесенского р-на (с июня 1961), Краснополь Большеврадиевского р-на (с июня 1961), Щербани Вознесенского р-на (с июля 1961), Степковка Первомайского р-на (с дек. 1961), Куйбышевка Еланецкого р-на (с дек. 1961).

http://pravenc.ru/text/2565622.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010