текст]//PL. 4; Tertullianus. Apologeticum//PL. 1. Col. 85-171 (рус. пер.: Тертуллиан. Апология//Отцы и учители Церкви III века: Антология. М., 1996. Т. 1. C. 317-378); idem. De corona//PL. 2. Col. 1039-1065; idem. De ieiunio adversus psychicos//Ibid. T. 2. Col. 1257-1277 (рус. пер.: Тертуллиан. Творения/Пер. Н. Щеглова. К., 1912. Ч. 2); Cl ément d " Alexandrie. Le Pédagogue: Livre II/Texte grec, trad. de C. Mondésert, notes de H.-I. Marrou. P., 1991. (SC; N 108) (рус. пер.: Климент Александрийский. Педагог/Пер. Н. И. Корсунского и свящ. Г. Чистякова. М., 1996. С. 111-127, 143-182); Orig éne. Contre Celse/Introd., texte grec, trad. et notes de M. Borret. P., 1967. (SC; N 132). P. 78-80 (рус. пер.: Ориген. Против Цельса: Апология христианства/Пер. Л. Писарева. М., 1996. С. 26); Commentaria anonymi in Job. Lib. III//PG. 17. Col. 495-522 [коммент. на книгу Иова, приписываемые Оригену]; Постановления апостольские (в рус. пер.). Каз., 1864; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderborn, 1905 [греч. текст, франц. пер. и коммент.]; Testamentum Domini Nostri Jesu Christi/Ed. E. Rahmani. Moguntiae, 1899; Achelis H. Die Canones Hippolyti. Lpz., 1891. S. 105-106. (TU; Bd. 6. Heft 4); Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 565; Т. 2. С. 99-100, 189-191; Григорий Богослов, свт. Собр. творений: В 2 т. Серг. П., 1994р. Т. 1. С. 197; De virginitate: Eine echte Schrift des Athanasius/Ed. E. F. von der Goltz//TU. 1905. Bd. 29. Heft 2a. S. 35-60; Joannes Chrysostomus. Laudatio sancti martyris Juliani//PG. 50. Col. 665-676 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Слово похвальное мч. Юлиану//Творения. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896. М., 1994р. С. 719-723); idem. In dictum Pauli oportet haereses esse//PG. 51. Col. 257 (рус. пер.: Беседы на I Кор.//Творения. СПб., 1904. Т. 10. С. 89-215); Augustinus Hipponensis. Sermones. 178, 259//PL. 38. Col. 962, 1200; idem. Contra Faustum//CSEL. T. 25. P. 260; idem. Epistulae//CSEL. T. 34, 1. P. 54; idem. Confessionum libri tredecim//PL. 32. Col. 719-720 (рус.

http://pravenc.ru/text/63076.html

23, четверток. Задержала меня Варшава. Но пришла пора оставить ее. Здесь мне нечего делать. Дорожный фургон для меня готов. Мелкого серебра на дорогу достаточно в моем кармане. Благословение Божие испрошено. В час пополудни я выехал до Варшавы по шоссейной дороге. 3 Euseb. Hist. Eccl., I., XI, с.15 (по изд.Тейбнера, под ред.Диндорфа, IV, Lips., 1871, с.63–64. Ред.). 9 Infructuosi in negotiis dicimur (Мы называемся бесплодными в делах общественных и житейских. Ред.). Tertullian. Apolog., c.XLII. (П.) – у Migne, Patr. lat., t.I, col.554. Ред. 11 Euseb. Hist. Eccl., I, III, с.18 (по изд. Тейбнера, под ред.Диндорфа, IV, Lips., 1871, с.105–106. Ред.). 12 Tertullian. Ad Scapulam. Sub Hilariano praeside, cum de areis sepulturarum nostrarum acclamassent: Areae non sint; areae ipsae non fuerunt; messes enim suas non egerunt (y Migne’я Patr.lat., t.I, col.779. Ред.). – Русск. перев.: При Илариане председателе, когда восклицали об ареях наших погребений: Пусть не будет арей: самих арей не было, ибо они не имели своих жатв. Ред. 13 Acta S.Cypriani martyris: Eius corpus propter gentilium curiositatem in proximo positum est cum areis et scholaribus, in Areis Macrobii Candidi procuratoris, cum voto et triumpho magno. – Русск. перев.: Его тело, для показания язычникам, положено было вблизи с ареями и школьниками, в ареях Макровия Кандида, прокуратора, с благоговением и великим торжеством. Ред. 15 Catull., V, ст.4–6 (по изд.Гирцелиуса, под ред.Гаупта, Lips., 1885, с.7. Ред.): Soles occidere et redire possunt: Nobis, cum semel occidit brevis lux, Nox est perpetua una dormienda (П). Русский перевод: Солнце может заходить и восходить; Для нас, как однажды краткий свет зайдет, Настанет ночь одна и бесконечный сон... Ср. перевод А.Фета, М., 1886, с.6. Ред. Horat. l.III, od.11 (по изд.Вейдмана, под ред.Кислинга, III, Berl., 1884, с.229, ст.28–29. Ред.): Surge, ne longus tibi somnus, unde Non times, detur. Русский перевод: Вставай, чтобы не дан был тебе долгий сон оттуда, откуда ты не боишься. Ср. перевод А.Фета, СПб., 1856, с.85. Ред. Virgil. Aeneid, X, 745–846 (по 4-му изд.Тейбнера, под ред. И.Христ. Яна, Lips., 1863, с.293. Ред.): Olli dura quies oculos et ferreus urget Somnus, in aeternam clauduntur lumina noctem. Русский перевод Η.Квашнина-Самарина (СПб., 1893, с.246): Оному тяжкий покой и железный тут сон замыкает Взоры погасшие, вечной дремотой смежилися очи. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пс.105:8.   И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою. Пс.105:9.   И запрети Чермному морю, и изсяче, и настави я в бездне, яко в пустыни. Пс.105:10.   И спасе я из руки ненавидящих, и избави я из руки врагов. Пс.105:11.   Покры вода стужающыя им: ни един от них избысть. Пс.105:12.   И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Бог поразил «Чермное море» жезлом Моисея и оно иссохло на средине, и, таким образом, провел евреев морем, сделав бездну его проезжею «пустынею» , и «избавил их» от фараона и египтян, потопив их всех в «воде» . Увидев это, евреи поверили обещаниям Божиим и воспели победную песнь: «поим, Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Причиною спасения было не достоинство их, но человеколюбие Божие (Златоуст, Феодорит). Пс.105:13.   Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его. Пс.105:14.   И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога в безводней. Пс.105:15.   И даде им прошение их, посла сытость в душы их. Хотя евреи роптали и искушали Бога в «пустыне» , Он не презрел их, но оказал снисхождение, все делая с тем, чтобы привлечь их; и как человеколюбивый Отец терпит детям, плачущим напрасно, так и Бог им (Златоуст). Пс.105:16.   И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня. Пс.105:17.   Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона. Пс.105:18.   И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники. Жестокой казнью поразил Господь мятежников для вразумления других — почитать удостоенных Богом высокого сана священства, ибо не надлежало рабам Божиим быть в презрении (Златоуст, Евсевий). Пс.105:19.   И сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному. Пс.105:20.   И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву. Пс.105:21.   И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Пс.105:22.   Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем. Очень искусно изобразил псалмопевец ужас их безумия. Они безсильного скота предпочли Богу всяческих (Феодорит). Пс.105:23.   И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Должно «исповедоваться» Господеви исповеданием своих грехов — как Врачу, и благодарениям за благодеяния Его как Благодетелю: ибо Он «Благ» и «Милостив» и «Человеколюбец» (Евсевий). Пс.106:2.   Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага. Пс.106:3.   И от стран собра их: от восток и запад, и севера, и моря. Пс.106:4.   Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша. Пс.106:5.   Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Пс.106:6.   И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я. Пророк описывает падение людей во зло. От недостатка духовной пищи оскудела их сила и зло достигло высшей степени. Но один только глас, обращенный к Богу — претворил все в добро. Вот подлинное чудо! Не одним воздержанием от яств (пощением), но и «воплем» к Богу из сердца можем избавиться от диавола и страстей (Григорий Нисский, Иоанн Карпафский). Пс.106:7.   И настави я на путь прав, внити во град обительный. Христос «наставил» людей к вере в Него и привел их во «град обительный» — Церковь (Афанасий). Пс.106:8.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Пс.106:9.   Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ. Тело и Кровь Христова голод и жажду верных душ утоляет (Григорий Нисский). Пс.106:10.   Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом. Все земное божественный Давид называет «сению смертною» , так как оно удаляет душу от истинной жизни. «Окованные нищетою» в добродетелях и «железом» от грехов. Как говорит и приточник: «каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22) (Григорий Богослов). Пс.106:11.   Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. Пс.106:12.   И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. Причиной всех этих бедствий было непослушание Божию закону и отвержение «совета Вышняго» с пренебрежением по гордости (Григорий Нисский). Пс.106:13.   И воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: Пс.106:14.   И изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Эти данные подкрепляют гипотезу о том, что почитание апостола Марка в Северной Италии могло возникнуть не в результате посещения Аквилеи апостолом, а в силу того, что первые проповедники Христа прибыли из Александрии, Церковь которой ведет свое происхождение от апостола Марка 14 . Кроме спорной фигуры священномученика Ермагора, нет сомнений в существовании других аквилейских мучеников. О древнем характере их местного почитания говорит ряд посвященных им храмов-мартириев 15 , находившихся как за пределами города, так и внутри городских стен. Христианство проникло и Аквилею достаточно рано; сохранившиеся памятники позволяют относить появление самостоятельной церковной иерархии в Аквилее к III веку. Священномученик Илар или Иларий (Hilarus/Hilarius), был, по всей видимости, епископом Аквилеи и жил до издания императором Константином в 313 г. Миланского эдикта, который дал легитимность христианской религии. Он почитается вместе со своим архидиаконом Татианом. В честь них в конце IV – начале V века был построен восьмиугольный храм в пределах городских стен 16 . Недалеко от древней Аквилеи, в современном городке Сан Канциано д’Изонцо, стоял храм-мартирий IV века, посвященный мученикам Хрисогону (возможно, именно он упоминается в списках аквилейских епископов), Проту и братьям Кантию, Кантиану и Кантианилле. В ходе археологических раскопок были найдены саркофаги с надписями: Beatissimo martyri Chrysogono («Блаженнейшему мученику Хрисогону») и Beatissimo martyri Proto («Блаженнейшему мученику Проту») 17 . Также в результате раскопок внутри налеохристианской базилики в честь мучеников Кантия, Кантиана и Кантианиллы под престолом были обретены их мощи 18 . О древности почитания этих мучеников в Северной Италии свидетельствует проповедь , произнесенная святителем Максимом, епископом Турина (ум. до 423 г.) в день памяти братьев-мучеников Кантия, Кантиана и Кантианиллы; в ней он связывает сходство их имен с равночестностью их мученических страданий и славы в царствии Христовом: «Они были призваны Господом в одно и то же время, а не по отдельности сначала один, а потом через какое-то время другой пострадали; одним ударом меча они были подвергнуты смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

виноградная кисть III. IDVS IVLIAS DEPOSITA LEON птица на ветке. женщина молящаяся В следующей надписи: кисть godi in pace кисть; надо читать: Godi in fide Christi et in pace. На надписях, на которых птица или клюёт виноград, или держит кисть, нам кажется, что преобладает символическое значение Св. Причастия. Таким образом, на одной надгробной плите написано: Vittoria in pace. Внизу на середине изображена молящаяся женщина, вероятно, сама Виктория; налево – монограмма Христа; направо – птица держит в клюве виноградную кисть 498 . To же самое относится и к надписи, на которой зверь (заяц?) питается виноградной кистью 499 . В таком же смысле должны быть дополняемы формулы на надписях с одним именем умершего, или же с именем и годами его жизни 500 . Блаженный Иероним даёт более ограниченное значение виноградной кисти. Он полагает, что кисть означает Кровь Христову и кровь святых мучеников: „In illo tempore plenis torcularibus uva calcabitur et de Christi ac martyrum sanguine rubentia musta fundentur“ 501 . Подобное значение Мюнтер видит на надписи: Martyri in pace 502 , на которой, по нашему мнению, недописанное martyri поставлено вместо имени личного – Martyrius. Оно часто встречается на христианских надписях, как и женское имя: Martyra. Самое любопытное изображение этого рода, находилось на боковой стороне надгробной плиты Аврелия Венеранда 503 . Налево были изображены весы и гиря, как показатели его должности nummularius. На правой стороне надписи были изображены уже не символы его мирского положения, а символы его душевного состояния. Птица клюёт виноградную кисть; возле кисти лист треугольной формы вроде плюща; на нём три звезды, составленные из двух пересекающихся треугольников. Птица, клюющая виноград, несомненно, имеет символическое значение Причастия. Треугольная форма листа с тремя звёздами, составленными из треугольников, невольно наводит на мысль о символическом значении его, как Св. Троицы, тем более что мы уже видели (гл. II стр. 41) употребление треугольника на христианских надписях в этом значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.106:30.   И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Спаситель хочет, чтобы мы спаслись, но нам надлежит взывать непрестанно: «Спаси мя, Господи» — и спасет тебя; ибо некоторые взывали так и вошли в «пристанище хотения Его» (Варсонофий В.). Пс.106:31.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Пс.106:32.   Да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. Пророчество о том, что уверовавшие народы будут славить Спасителя в христианских Церквах. «Седалище старец» — священство (Златоуст, Феодорит). Пс.106:33.   Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду, Пс.106:34.   Землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Пс.106:35.   Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная. Пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов; говорит об отвержении одного и введении другого. Прежде напояемые обильными пророческими реками учения иудеи за свою злобу и развращенность совершенно лишены прежнего орошения. Под «пустынею» разумеет Церковь, которую Христос положил в озеро воды святого крещения. «Исходища водная» — слезы покаяния. «Земля безводная» — человек без благодати крещения (Афанасий, Златоуст). Пс.106:36.   И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны: Пс.106:37.   И насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен. Пс.106:38.   И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали. Пророк употребил образное выражение. Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди и насадили для Бога духовные сады и принесли Ему зрелый плод. «Скотами» называет тех, кого они пасут. Ибо и Сам Господь верующих назвал овцами (Златоуст, Феодорит). Пс.106:39.   И умалишася, и озлобишася от скорби зол и болезни. Пс.106:40.   Излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. Давид снова предсказывает бедствия, которые постигли иудеев за их злобу. Ибо они оставили истинный «Путь» — Христа, а последовали своим помыслам, к которым они совратились и блуждают, не зная царского пути (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.106:15.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: Пс.106:16.   Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Имеет в виду снисшествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, заключенные для всех неразрешимыми узами. Ибо Он сказал: «сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9) (Афанасий). Пс.106:17.   Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Пророк выражает ту мысль, что «беззаконие» — есть «смирение» . Ибо порок есть что-то тяжелое и тянет вниз, а что по подобию Божию, на высоте, то увлекает в свою бездну (Григорий Нисский). Пс.106:18.   Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. Потому что не было слова, которое могло бы напитать их. «Врата смертные» — есть грехи, ведущие к смерти (Афанасий). Пс.106:19.   И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я. Смотри, как часто указывает пользу от скорби. Ибо везде говорит, что по воззванию спаслись и что по уверовании обратились к Богу. Для Бога имеет значение не вопль, устами испускаемый, но душевное расположение (Златоуст). Пс.106:20.   Посла слово Свое и исцели я, и избави я от растлений их. Пс.106:21.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Послал Бог Слово Свое Христа Спасителя на спасение рода человеческого от тления греха (Феодорит). Пс.106:22.   И да пожрут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела Его в радости. Уже не тельцов и овец, но словесные «жертвы хваления» требует Пророк. Спасенные отроки от пещи вавилонской восхотели показать благородное расположение спасшему их Богу. Побуждаемые Духом Святым, они не имели нужды в жертве из животных, так как все ими оставлено — они смиренномудренно возносят хвалу Богу, восприняв с собою в славословие всю тварь: «благословите вся дела Господня, Господа» (Дан. 3:57). «Вся» — этим сказали все и ничего не оставили (Златоуст, Епифаний). Пс.106:23.   Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.105:33.   Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнами своима. Моисей, объятый скорбью и гневом по причине необузданности своего народа, исполнял божественное повеление без обычного спокойствия: выразив некоторое сомнение в словах, он ударил по скале и извел воду, это и значит сказанное: «разнствова» (раздвоился) «устнама своима» , т.е. сказал, чего не следовало говорить. За это и вознегодовал на него Бог и не допустил его ввести народ в землю обетованную. Если великий угодник Божий Моисей не за что-либо другое, как только за то, что при воде пререкания сказал роптавшему на недостаток воды народу: «еда из камене сего изведу вам воду?» (Числ. 20:10), и после этого ударил жезлом своим дважды в камень, и потекло много воды, вместо того, чтобы только сказать скале, и она дала бы воду без ударения. Итак, поскольку не сказал камню, как повелел ему Бог, во славу Божию, но говорил народу с негодованием и небрежно: за одно это только получил угрозу, что он не войдет в землю Обетованную. — Когда вижу, что он просит и не получает прощения: то по истине заключаю о строгости Божией вместе с апостолом; по истине убеждаюсь в верности сказанного: «аще праведник едва спасается, нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:18) (Феодорит, Василий В.). Пс.105:34.   Не потребиша языки, яже рече Господь им. Пс.105:35.   И смесишася во языцех, и навыкоша делом их. Пс.105:36.   И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. Пс.105:37.   И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. Пс.105:38.   И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми. Пс.105:39.   И осквернися в делех их, и соблудиша в начинаниих своих. Пс.105:40.   И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое. Пс.105:41.   И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. Отступление от Бога называется блудодейством. Ибо Бог оказывал о них попечение такое, какое муж о жене своей; а они отступили и предались идолам (Златоуст, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

По справедливости они были осуждены на гибель, но по человеколюбию Своему Господь допустил им спастись — ради святости ходатая; ибо много может молитва святых к Богу за грешников (Златоуст). Пс.105:24.   И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его. Пс.105:25.   И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня. Пс.105:26.   И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни. Пс.105:27.   И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны. Это — новое свидетельство их неверия: они воспротивились повелению Божию вступить в обетованную землю, утверждая, что хананеи так сильны, что они не в силах бороться с ними. Они забыли дела Спасшего их. И за неверие Бог наказал их гибелью не вдруг, но по частям, сохраняя по Своему человеколюбию их потомство (Златоуст). Пс.105:28.   И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых. Пс.105:29.   И раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. «Веельфегор» — идол. Именно с блуда началось идолослужение. Евреи, пожелав дочерей моавитских, убеждены ими были поклоняться идолам (см. Числ. 25). Поэтому общение с иноплеменницами и было запрещено законом (Златоуст). Пс.105:30.   И ста Финеес, и умилостиви, и преста сечь: Пс.105:31.   И вменися ему в правду, в род и род до века. История свидетельствует, что «Финеес» мечем предал смерти одного из начальников вместе с соблудившею с ним женою (см. Числ. 25:7) и, таким образом, остановил не только болезнь, но и гнев Божий. Так сильна справедливость одного мужа, что прекращает общий погром. Обращай внимание не на самые события, но на цель их, и на намерение тех, кто совершал такие дела. «Финеес» не был человекоубийцей, но только необычайный ревнитель. Ибо он делал угодное Богу, и поэтому прославляется за ревность. А иначе, если просто будешь судить о событиях и не станешь везде искать цели, то как бы и «Финееса» не назвать человекоубийцею. Не был «Финеес» человекоубийцей, но необычайный ревнитель был (Златоуст, Исидор). Пс.105:32.   И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010