Ivanovic 2010 F Ivanovic, Symbol and icon: Dionysius the Areopagite and the Iconoclastic crisis (Eugene Ivanovic 2011 Ivanovic, The ecclesiology of Dionysius the Areopagite, in: International Journal for the Study of the Christian Church 11.1, 2011, 27-44. Kalopissi-Verti 2006 Kalopissi-Verti, The proskynetaria of the templon and narthex: form, imagery, spatial connections, and reception, in: S. E. J. Gerstel (ed.), Thresholds of the sacred (Washington 2006)107-134. Karagiorgou 2001 Karagiorgou, Urbanism and economy in late antique Thessaly (3rd - 7th century A.D.). The archaeological evidence (Dissertation, University of Oxford, 2001). Kitzinger 1954 Kitzinger, The cult of images in the age of Iconoclasm, in: Dumbarton Oaks Papers 8, 1954, 83-150. Lafli - Bru 2013 Lafli - H. Bru, Inscriptions greco-romaines d’Anatolie II., in: Chronique d’Orient, Dialogues d’histoire ancienne 39.2, 2013, 287-303. Lidov 2007 Lidov, The creator of the sacred space as a phenomenon of Byzantine culture, in: M. Bacci (ed.), L’artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale (Pisa 2007) 135-176, 366-371. Lidov 2009 Lidov, McpoTonna: npocipaHCTBeHHBie hkohbi h b βη3Βητηηοκοη Kyatiype (Moscow 2009). Lidov 2011 Lidov (ed.), Spatial Icons. Performativity in Byzantium and Medieval Russia (Moscow . Lidov 2015 Lidov , Creating the sacred space. Hierotopy as a new field of cultural history, in: L. Carnevale - C. Cremonesi (eds.), in: Spazi e percorsi sacri. I santuari, le vie, I corpi (Padua 2015)61-90. Louth 1996 Louth, Maximus the Confessor (London 1996). Louth 2006 Louth, Cappadocian fathers and Dionysius in Iconoclasm, in: J. Bortnes - T. Haagg (eds.), Gregory of Nazianzus. Images and reflections (Copenhagen 2006) 271-281. Maar - Burda 2004 Maar - H. Burda (eds.), Iconic turn. Die neue Macht der Bilder. Das neue Buch zur Vorlesungsreihe (Koln 2004). Malpas 2006 Malpas, Heidegger’s topology. Being, place, world (Cambridge, Mass 2006). Mango 1959 Mango, The brazen house: A study of the vestibule of the imperial palace of Constantinople (Copenhagen 1959).

http://bogoslov.ru/article/6169560

M. Carruthers, The craft of tought. Mediation, rhetoric, and making of images 400-1200 (Cambridge 2000). Cecchelli et al. 1959 Cecchelli et al. (eds.), The Rabbula Gospels. Facsimile edition of the miniatures of the syriac manuscript Plut. I, 56 in the Medicaean-Laurentian Library (Olten 1959). Cormack 1977 Cormack, The Arts during the Age of Iconoclasm, in: A. Bryer - J. Herrin (eds.), Iconoclasm. Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 (Birmingham 1977) 35-44. Cormack 1985 R. Cormack, Writing in gold: Byzantine society and its icons (London 1985). Curcic et al. 2010 Curcic et al. (eds.), Architecture as icon. Perception and representation of architecture in Byzantine art (Princeton 2010). Cutler 1987 Cutler, Under the sign of the deesis: on the question of representativness in medieval art and literature, in: Dumbarton Oaks Papers 41, 1987, 145-154. Elden 2009 S. Elden, The Production of space, in: G. D. Johnston et al. (eds.), Dictionary of human geography (Oxford 2009) 590-592. Elsner 1988 Elsner, Image and Iconoclasm in Byzantium, in: Art History 11, 1988, 471-491. Elsner 2012 Elsner, Iconoclasm as discourse: From Antiquity to Byzantium, in: Art Bulletin 94.3, 2012, 368-394. Geanakoplos 1969 Geanakoplos, Some aspects of the influence of the Byzantine Maximos the Confessor on the theology of East and West, in: Church History 38.2, 1969, 150-163. Gero 1974 Gero, Byzantine Iconoclasm during the reign of Leo III. With particular attention to the oriental sources (Louvain 1974). Gero 2000 Gero, What were the holy images of the iconoclasts?, in: Orientalia Christiana Analecta 260,2000, 331-343. Giakalis 1994 Giakalis, Images of the Divine. The theology of icons at the seventh ecumenical council (Leiden 1994). Hawkins - Mundell - Mango 1973 W. Hawkins - M. C. Mundell - C. Mango, The mosaics of the monastery of Mar Samuel, Mar Simeon, Mar Gabriel near Kartmin with a note on the greek inscription, in: Dumbarton Oaks Papers 27, 1973, 279-296.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Human D. J. Psalm 132 and its compositional context (s). 2017. P. 75. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Москва, 2003. С. 469-475. Разумовский Григорий, протоиерей . Объяснение священной книги Псалмов. Москва, 2002. С. 881. Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. Псалмы. 2007. С. 576. Schreiner D. B. Double Entendre, Disguised Verbal Resistance, and the Composition of Psalm 132. 2018. P. 20-33. Хотя слово «место» () употребляется в Св. Писании более 400 раз в различных контекстах, ряд исследователей считает, что в версиях истории Девтерономиста и Хрониста оно указывает на храм, построенный Соломоном (см. 3Цар. 8:29, 30, 35; 2 Пар. 6:20, 21, 26, 40; 7:12, 15; Пс. 23:3; 26:8). См. Barbiero G. Psalm 132: A Prayer of «Solomon». 2013. P. 243. Knowles M. D. The flexible rhetoric of retelling: The choice of David in the texts of the psalms. 2005. P. 238. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 60. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 58. Слово «светильник» () напоминает «неугасимые лампады» семисвечника, которые священники поддерживали горящими в храме день и ночь (Исх. 27:20-24; Лев. 24:2-4). В литературе мудрости «светильник» служил метафорой для описания счастливой семейной жизни и продолжения рода. «Светить» означало жить, «угаснуть» – умереть (см. Прит. 13:9; 20:20; Иов 18:5-6; 21:17). Avioz M. The Davidic Covenant in 2 Samuel 7: Conditional or Unconditional? Munster, 2012. P. 50. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 65. Ibid. P. 53. Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible. 2016. P. 85. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 61. Ibid. P. 87. Koehler L. and al. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Vol. 3. Leiden, 1996. P. 1034. Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible. 2016. P. 87.

http://bogoslov.ru/article/6177151

Ин. 1:14: И Слово сделалось плотью и обитало с нами, (и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца), исполненную благодати и истины. На практике эта цитата может быть отнесена к любому ремеслу, включая искусство и архитектуру, но это таинство не может быть полностью сформулировано в текстах и изображениях. По этой теме основополагающая работа Carruthers 2000, со вступительными замечаниями на 1-3. Из “De Imaginibus Oratio III (PG 94.1337)” (after Mango 1972, 71). Перевод на английский язык по Labbe - Cossart 1671. Из «Epistola ad Platonem (PG 99.500-1)» (после Mango 1972, 173). Кол. 1:15: Кто есть образ невидимого Бога, первенца всякой твари... От святого Иоанна Дамасского, «О Божественных образах», как подчеркнули Yazykova - Luka (Golovkov) 2005, особенно 12. 1 Кор. 6:19: «Что? не знаете ли вы, что тело ваше есть храм Духа Святого, который в вас, который у вас есть от Бога, а вы не ваши?» 2 Кор. 4:2: «Но у нас есть это сокровище в глиняных сосудах, дабы превосходство силы было от Бога, а не от нас... Хотя мы смотрим не на то, что видимо, но на то, что невидимо, ибо видимое мирское, но невидимое вечно». Взято из The Festal Menaion (Mother Mary - Ware 1977, 238). Я также обсуждаю священнические одежды и их отражение в архитектуре в Bogdanovic 2014. С точки зрения истории и теории архитектуры, эта тема изучена уже изучено более подробно. См., например, новаторскую работу Norberg-Schulz 1979, особенно 21, или недавнее философское обсуждение в Malpas 2006. Из: Святой Иоанн Дамаскин, ТИПВ, книга I, глава 13 (Chase Jr. 1958, 197-198). Perl 2007, 5. Elsner 2012; Barber 2002, Belting 1994, особенно 144-163, о теории икон во время византийского иконоборчества. Elsner 2012, 376. См., например, Louth 1996; Louth 2006; Ivanovic 2010; Geanakoplos 1969. Я затрагиваю этот вопрос об архетипе в византийской архитектуре в Bogdanovic 2011a и ссылаюсь на Lidov 2007, особенно 144 и Barker 2003. В контексте обсуждения архитектуры как иконы, в основополагающей и ключевой работе Curcic et al. 2010, подчеркивается значение богословской мысли как руководящей интеллектуальной основы для понимания архитектуры как иконы через ее репрезентативные качества с акцентом на формальные элементы архитектуры и дихотомии видимого и невидимого, ограниченного и неограниченного места Бога, а также архитектурные и человеческие метафоры, которые имеют решающее значение для византийской концепции икон. Тем не менее тема сеней или алтарных кивориев в них не затрагивается.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Mango 1972 Mango, The art of the Byzantine Empire 312-1452. Sources and documents (Englewood Cliffs 1972). Mijovic 1985 Mijovic, Ulcinjski ciborijum, in: Starinar 36, 1985, 91-104. Mijovic 1989 Mijovic, Le ciboire d’Ulcinj, in: Studi in memoria di Giuseppe Bovini (Ravenna 1989) 403­418. Mondzain 2005 M.-J. Mondzain, Image, icon, economy: The Byzantine origins of the contemporary imaginary (Stanford 2005). Mueller-Jourdan 2005 Mueller-Jourdan, Typologie spatio-temporelle de l’ecclesia byzantine: la Mystagogie de Maxime le Confesseur dans la culture philosophique de l’antiquite tardive (Leiden 2005). Mundell 1975 M. Mundell, Monophysite church decoration, in: A. Bryer - J. Herrin (eds.), Iconoclasm. Papers given at the ninth spring symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 (Birmingham 1975) 59-74. Norberg-Schulz 1979 Norberg-Schulz, Genius loci: towards a phenomenology in architecture (New York 1979). Oikonomides 1985 N. Oikonomides, Remarks on the apse mosaics of St. Sophia, in: Dumbarton Oaks Papers 39, 1985, 111-115. Ousterhout 2001 Ousterhout, The architecture of Iconoclasm: Buildings, in: L. Brubaker - J. Haldon (eds.), Byzantium in the iconoclast era (c. 680-850). The sources. An annotated survey (Aldershot 2001) 3-19. Parry 1996 Parry, Depicting the word: Byzantine iconophile thought of the eighth and ninth centuries (Leiden 1996). Pelikan 1974 Pelikan, The Christian tradition: a history of the development of doctrine, II: The spirit of Eastern Christendom (600-1700) (Chicago 1974). Perl 2007 D. Perl, Theophany. The neoplatonic philosophy of Dionysius the Areopagite (Albany, NY 2007). Preradovic 2000 Preradovic, Ulcinjski ciborijum (Bachelor thesis, University of Belgrade, 2000). Preradovic-Petrovic 2002 Preradovic-Petrovic, Ulcinjski ciborijum; natpis i reljefne predstave, in: Godisnjak Pomorskog muzeja u Kotoru 50, 2002, 247-264. Preradovic 2013 Preradovic, Prenosi relikvija iz Vizantije na Jadran u period izmedu VI i XI veka (Translation of relics from the Byzantine Empire in the Adriatic between the sixth and eleventh centuries), in: Nis i Vizantija 11, 2013, 187-207.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Louth. Maximus=A. Louth. Maximus the Confessor. London — New York, 1996. Louth. Origins=A. Louth. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford, 1981. Kelly. Doctrines=J. N. D. Kelly. Early Christian Doctrines. London, 1968. Kertsch. Bildersprache=M. Kertsch. Bildersprache bei Gregor von Nazianz. Ein Beitrag zur spдmanmiken Rhetorik und Popularphilosophie. Graz, 1978. Mango. Byzantium=C. Mango. Byzantium, the Empire of New Rome. London, 1980. Mansi. Collectio=J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio. Firenze, 1759–1798. Mantzaridis. Deification=G. Mantzaridis. The Deification of Man. New York, 1984. Marrou. Education=H. I. Marrou. Histoire de l " education dans l " Anmiquimй. Paris, 1948. Martroye. Testament=F. Martroye. Le testament de saint Grйgoire de Nazianze. — Mйmoires de la Sociйmй nationale des antiquaires de France 76. Paris, 1923. Pp. 219–263. Meredith. Cappadocians=A. Meredith. The Cappadocians. London, 1995. Meyendorff. Byzantine Theology=J. Meyendorff. Byzantine Theology. Historical Trends and Doctrinal Terms. London — Oxford, 1975. Meyendorff. Legacy=J. Meyendorff. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. New York, 1982. Meyendorff. Palamas and Spirituality=J. Meyendorff. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York, 1974. Moreschini. Luce=C. Moreschini. Luce e purificazione nella dottrina di Gregorio Nazianzeno. — Augustinianum 13. Pp. 535–549. Moreschini. Platonismo=C. Moreschini. Il platonismo christiano di Gregorio Nazianzeno. — Annali della Scuola Normale Speriore di Pisa III, 4. 1974. Pp. 1347–1392. Moreschini. SC 358=C. Moreschini. Introduction. — SC 358. Pp. 8–101. Mossay. Fkmes=J. Mossay. Les fkmes de Noлl et de l " Epiphanie d " aprus les sources litteraires cappadociens du IVe siucle. Louvain, 1965. Mossay. Mort=J. Mossay. La mort et l " au-dela dans saint Grйgoire de Nazianze. Louvain, 1966. Mossay. SC 270=J. M ossay. Introduction. — SC 270. Pp. 9–55; 86–109; 194–217; 260–279. Mossay. SC 284=J. Mossay. Introduction. — SC 284. Pp. 9–39; 87–155.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Власть полностью поддержала решение Московской Патриархии и Совета по делам Русской православной церкви об опровержении через советскую центральную прессу. 12 июня 1959 года заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам, один из хрущевских идеологов, Л. Ильичев, порекомендовал давать его в " спокойном тоне " , что " позволит избежать возможной со стороны Ватикана провокации, выяснить подлинные причины публикации статьи, а в последующем (-под. Ильичевым), когда у Московской патриархии будет достаточно фактов, сделать более обстоятельное выступление (- под. Ильичевым) в печати об отношении Московской патриархии к католическому собору " 15 . Для освещения дальнейших событий важно подчеркнуть, что уже в мае 1959 года итальянская сторона заявила о желании видеть русских на Соборе, а Московская Патриархия исключала любую форму своего участия в нем. И власть весной 1959 г. это мнение разделяла. Официальное заявление Синода о том, что " Московская Патриархия рассматривает предстоящий католический собор как чисто римско-католический акт и, со своей стороны, не имеет никаких оснований, тем более намерений, вмешиваться в это дело " 16 прозвучало 31 июня 1959 г. В предыдущей главе уже говорилось о том, что весь 1959 г. оппоненты Г. Карпова готовили его уход, который должен был совпасть и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви, наиболее влиятельного и активного из русских архиереев, открыто не признающих новую религиозную политику власти. Новый Председатель Совета по делам Русской православной церкви В.А. Куроедов 15 июня 1960 г. на встрече с Патриархом подверг резкой критике внешнюю деятельность Церкви: " Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных церквей вокруг Русской православной церкви, возглавляемой Московской патриархией, мероприятий, связанных с разоблачением реакционных действий папы Римского и усилением борьбы за мир.

http://religare.ru/2_8443.html

Перевод на английский язык по Labbe - Cossart 1671. Относительно архитектуры времен византийского иконоборчества см. Ousterhout 2001; Ruggieri 1991. Curcicet at al. 2010, изучил иконический потенциал архитектуры, но не выделил иконоборческий период как критический момент в развитии этой темы. Elsner 2012, особенно 377, со ссылками на предыдущие обсуждения текста. Перевод на английский язык по Percival 1955, 543-544. Седьмой Вселенский собор, который аннулировал решения иконоборческого собора, подчеркнул этот парадокс, что, хотя иконы на панелях запрещены, они пропагандируются иконоборцами. Elsner 2012, предполагает, что этот факт поддерживает выводы тех, кто видел в иконоборческих решениях попытку регулировать то, как иконы должны почитаться, а не отрицать все вместе с их потребностью в церковных служениях. Perl 2007, 101-109, особенно 109. Английский перевод с Percival 1955), 356-408. Двуязычный текст на греческом и латинском языках см.: Mansi 1901, cols. 977-80. Там же. Cecchelli et al. 1959. Об иконах с сенями, также известных как иконы-проскинитарии, см., например, Kalopissi-Verti 2006; Babic 1975; Sinkevic 2000, 87. См. также Elsner 2012, особенно 369 об обрамлении, покрытии и выставлении икон. Cutler 1987 считает, что структура представляет собой сень, в то время как Sarabianov 2000 полагает, что она является алтарной перегородкой. Oikonomides 1985, 113. Византийские богословы сообщают, что «на протяжении всего этого времени церкви, которые были построены, освящались без священных реликвий». Патриарх Константинопольский Никифор, Антиретик (Опровержение) 2.5 PG 100:344; Феодор Студийский, Орации 9.12 PG 99:788. По данным: Pelikan 2013, 92-93. См. примечание 5 выше. Согласно документам, из монастыря мозаика была введена в эксплуатацию после 512 г. Mundell 1975; Hawkins - Mundell - Mango 1973; Lafli - Bru 2013. Lafli - Bru 2013, esp. 303. См., например, Vezic - Loncar 2009, который датирует около 60 сеней из Истрии и Далмации вдоль Адриатического побережья до периода между VII и нач. XI вв., когда территории находились под административной и религиозной юрисдикцией Византии.

http://bogoslov.ru/article/6169560

98. Mango G., The homilies of Photius. Cambridge, Mass., 1958. 99. Mercati G., Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota, ed altri appunti per a storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Studi e testi, 56, Vatican, 1931. 100. Maksimovi L., Politická uloga Jovana Kantakuzena posle addikacii. Zbornik radova Vizantoloskog institutu, 9, Belgrad, 1966. 101. Maxime de Sardes, Le patriarchat œcuménique dans l " église orthodoxe. Paris, 1975. 102. Miklosich M., Müller L, Acta patriarchatus Constantinopo-litani. Wien, 1975. 103. Meyendorff J., Alexis and Roman: a Study in Byzantino-Russian relations (1352-1354); Byzantinoslavica (BŠ), XXVIII, 1967, 2. 104. Meyendorff J., The Byzantine impact on Russian civilization. In: Windows on the Russia Past. Essays on Soviet Historiography since Stalin. AAASS Columbus, Ohio, 1977. 105. Meyendorff J., Byzantium, Moscow and Lithuania in the 15th century: the three Lithuanian martyrs in literature and iconography. In: Eikon and Logos, Halle, 1981. 106. Meyendorff J., Byzantine Theologie. Historical Trends and Doctrinal Themes, N. Y., 1974. 107. Meyendorff J., (éd.) Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes. (Spicilegium Sacrum Lovaniense, 30-1), 2 vol. Louvain, 1973. 108. Meyendorff J., Ideological crises, 1071-1261. XVe Congrès International des études byzantines. Rapports et co-rapports, IV. Athens, 1976. 109. Meyendorff J., Introduction à l " étude de Grégoire Palamas, Paris, 1959. 110. Meyendorff J., Un mauvais théologien de l " unité: Barlaam le Calabrais: in 1054-1095: l " Eglise et les églises. Chévetogne, 1955. 111. Meyendorff J., Projets de Concile œcuménique en 1367, DOP, 14, 1960. 112. Meyendorff J., St. Peter in Byzantine Theology. In: Meyendorff J. et al. The primacy of Peter in the Orthodox Church. London, 1963. 113. Meyendorff J., Spiritual trends in Byzantium in the late thirteenth and early fourteenth centuries. In: Art et société à Byzance sous les Paléologues, Venice, 1971.

http://sedmitza.ru/lib/text/438258/

Литература на эту тему весьма обширна. На английском языке об этом можно почитать следующие книги: Theodore the Studite (Cattoi 2015); Elsner 2012; Brubaker 2012; Brubaker - Haldon 2011; Ivanovic 2010; Brubaker - Haldon 2001; Gero 2000; Parry 1996; Giakalis 1994; Elsner 1988; Sahas 1986; Cormack 1985; Taft 1980/1981; St. John of Damascus, On the Divine Images (Anderson 1980); Bryer - Herrin 1977; Gero 1974; Brown 1973; Kitzinger 1954. Данная работа была представлена к публикации в марте 2015 года. Публикации, которые появились с тех пор, могут дополнительно обогатить это исследование. В своей книге «Обрамление священного пространства» (2017) и других публикациях я расширяю изучение сени как архитектурной части - концептуальной модели и структурного ядра византийских купольных церквей. О двух разных датах официального провозглашения политики иконоборчества (либо в 726, либо в 730 г. в зависимости от различных первоисточников) см. Mango 1959, 113, 170-174. Об иконоборчестве и его различных уровнях в хронологическом и географическом плане подробнее см. Gero 1974; Brubaker - Haldon 2011, 199-212. См., например, Ousterhout 2001; Ruggieri 1991. Было продемонстрировано, что ни уничтожение икон, ни гонения не носили систематический характер, особенно за пределами Константинополя. Cormack 1977. «Единственным допустимым образом человечества Христа, однако, является хлеб и вино на Святой Вечере. Этой, и никакой иной, формой, этим, и никаким иным, образом Он решил изображать Свое воплощение. Он приказал принести хлеб, а не изображение человеческой формы, чтобы не могло возникнуть идолопоклонство. И по мере того как тело Христово становится божественным, так и этот образ тела Христова, хлеб, становится божественным по сошествию Святого Духа; он становится божественным телом Христа при посредничестве священника, который, отделяя приношение от общего, освящает его». Перевод на английский язык осуществлен по Percival 1955, 543-544. Elsner 2012; Barber 2002; Mondzain 2005. Giakalis 1994; Stankovic 1998, 122-168; Percival 1955.

http://bogoslov.ru/article/6169560

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010