В этих обстоятельствах имп. Василий I и патриарх Игнатий решили смягчить церковную политику. В 871 г. в Рим было направлено посольство во главе с одним из лидеров «игнатиан», мон. Феогностом. Но и папа Адриан II, и сменивший его в дек. 872 г. Иоанн VIII не хотели и слышать о послаблениях «фотианам», а распространение христианства в Болгарии считали исключительно своей прерогативой. В Риме указывали, что с древних времен территория всего Балканского п-ова за исключением ближайшей к К-полю области относилась к юрисдикции Римской Церкви. Папа Иоанн VIII грозил патриарху Игнатию каноническими прещениями за то, что, посягая на Болгарию, он ведет себя «хуже Фотия» (MGH. Epp. T. 7. P. 277, 294, 296). Дело вновь шло к церковному разрыву, и во избежание этого имп. Василий предложил папе обсудить все спорные вопросы на новом «всеобщем Соборе». Иоанн VIII, испытывавший политические трудности в отношениях с соседними князьями и стремившийся сохранить сильного союзника в лице восточного императора, согласился на предложение. В К-поль были направлены легаты, епископы Павел Анконский и Евгений Остийский, с жесткими посланиями грекам и болгарам. Болг. кн. Бориса (Михаила) и его брата Петра папа призывал вернуться в лоно Римской Церкви, к-рая одна способна оградить их от ересей; греческих миссионеров в Болгарии объявлял отлученными, а от патриарха требовал в течение 30 дней отозвать своих клириков из Болгарии, грозя отлучением. В окт. 877 г. патриарх Игнатий умер и на его место был вновь возведен свт. Фотий. Легаты прибыли в К-поль, не зная об этих переменах. Они воздержались от общения с новым патриархом до получения инструкций из Рима. К папе было отправлено посольство с письмами императора, патриарха Фотия и визант. духовенства, в которых были выражены просьбы о признании единодушно избранного предстоятеля К-польской Церкви. Иоанн VIII созвал Римский Собор, на к-ром объявил о прощении и признании Фотия на условии его публичного покаяния, примирения с «игнатианами» и отказа от миссионерской активности в Болгарии. Новый посол, кардинал-пресвитер Петр, доставил в К-поль папские послания императору, клирикам и патриархам восточных Церквей, Фотию и сторонникам Игнатия, а также особую инструкцию (commonitorium) для легатов (Ibid. P. 167-190).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Lud. II ep. Bas. I – Ludovici II imperatoris epistola ad Basilium I imperatorem Constantinopolitanum missa/W. Henze//Epistolae Karolini aevi. Berlin, 1912–1928. T. 5 (MGH Epp. T. 7). Ludat 1971 – Ludat H. An Elbe und Oder um das Jahr 1000: Skizzen zur Politik des Ottonenreiches und der slavischen Mächte im Mitteleuropa. Köln; Wien, 1971. Luschin von Ebengreuth 1897 – Luschin von Ebengreuth A. Handel, Verkehr und Münzwesen//GWien 1. Macartney 1951 – Macartney C. A. The Origin of the Hungarian Chronicle and Hungarian Historical Sources. Cambridge, 1951. Manitius 1–3 – Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. München, 1911–1931. Bd. 1–3 (Handbuch der Altertumswissenschaft. Bd. 9/1–3). Mart. Cap. – Martiani Capellae De nuptiis Philologiae et Mercurii/A. Dick, J. Préaux. Leipzig, 1925 (или любое другое издание). Mayrhofer 1985 – Mayrhofer F. Einleitung//RQuLinz. MDF – Mitteldeutsche Forschungen. Mégier 1990 – Mégier E. Tamquam lux post tenebras, oder Ottos von Freising Weg von der Chronik zu den Gesta Friderici//Mediävistik: Internationale Zs. für interdisziplinäre Mittelalterforschung. Frankfurt/M., 1990. Bd. 3. Mém. passé 6 – Mémoires du passé pour servir au temps présent. Paris, 1947. T. 6: L’an Mille: Oeuvres de Liutprand, Raoul Glaber, Adémar de Chabannes etc./Trad, et présentées par A. Pognon. Menzel 1985 – Menzel H. Die Sächsische Weltchronik: Quellen und Stoffauswahl. Konstanz, Lindau, 1985 (Vortrage und Forschungen. Bd. 34). MEStr. 2 – Monumenta ecclesiae Strigoniensis. Strigonii, 1882. T. 2/F. Knauz. MGH – Monumenta Germaniae Historica. MGH Capp. – MGH Leges. Capitularia regum Francorum. MGH DD Germ. – MGH. Diplomata regum et imperatorum Germaniae. MGH DD Kar. – MGH. Diplomata regum Germaniae ex stirpe Karolinorum. MGH Dt. MA – MGH. Deutsches Mittelalter. Kritische Studientexte. MGH Epp.MGH. Epistolae (in quarto). MGH Epp. sel. – MGH. Epistolae selectae. MGH LdL – MGH. Libelli de lite imperatorum et pontificum saeculis XI. et XII. conscripti.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Ekkehardi Chronicon//MGH. SS. Scr. 1844. T. 6. P. 33-265; Ebbonis Vita Ottonis episcopi Babenbergensis//Ibid. 1856. T. 12. P. 822-883 (Idem: Ebonis Vita Ottonis episcopi Bambergensis/Ed. Ph. Jaffé//Monumenta Bambergensia. B., 1869. S. 580-692. (Biblioth. rerum Germanicarum; 5); Ebonis Vita S. Ottonis episcopi Babenbergensis=ywot w Ottona biskupa Bamberskiego/Ed. I. Wikarjak, C. Liman. Warsz., 1969); Herbordi Vita Ottonis episcopi//MGH. SS. Scr. 1856. T. 12. P. 746-822 (Idem: Herbord. Dialogus de vita S. Ottonis. Warsz., 1974; Herbordi Dialogus de vita Ottonis episcopi Babenbergensis/Ed. R. Köpke. Hannover, 1868. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 33)); Monachi Prieflingensis Vita Ottonis episcopi Babenbergensis//MGH. SS. Scr. 1856. T. 12. P. 883-903 (Idem: Die Prüfeninger Vita des Bischofs Otto von Bamberg/Hrsg. A. Hofmeister. Greifswald, 1924; Die Prüfeninger Vita Bischof Ottos I. von Bamberg nach der Fassung des Grossen Österreichischen Legendars/Hrsg. J. Petersohn. Hannover, 1999. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 71)); Commendatio pii Ottonis//MGH. SS. Scr. 1856. Т. 12. P. 910-911; Miracula et elevatio sancti Ottonis auctore incerto//Ibid. P. 911-919; Relatio de piis operibus Ottonis episcopi Bambergensis//Ibid. 1888. T. 15. Pars 2. P. 1151-1166; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 144-146; Pia dictamina/Ed. G. M. Dreves. Lpz., 1905. T. 7. (AHMA; 46); Die Urkunden Lothars III./Hrsg. E. Ottenthal, H. Hirsch//MGH. Dipl. Reg. Imp. 1927. Bd. 8. S. 13-14, 27-30, 102-103; Die Urkunden Heinrichs IV./Hrsg. D. Gladiss//Ibid. 1952. Bd. 6. Tl. 2. S. 647-650; Die Urkunden Konrads III.//Ibid. 1969. Bd. 9. S. 291-293; Laudage M.-L. Die Urkunden Bischof Ottos I. von Bamberg (1102-1139)//Vera lex historiae: Studien zu mittelalterlichen Quellen: FS f. D. Kurze zu seinem 65. Geburtstag. Köln etc., 1993. S. 457-493; Das Nekrolog des Klosters Michelsberg in Bamberg. Hannover, 2004. (MGH. AA. Mem. NS.; 6); Codex Udalrici/Ed. K. Nass. Wiesbaden, 2017. P. 339-675. (MGH. Epp. Briefe; 10). Лит.: Петров А.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

Т. о., К. Т. пользовался доверием со стороны императора, несмотря на то что развернул в своем диоцезе активную борьбу с почитанием священных образов, к-рые он называл «идолами», считал достойными анафемы и уничтожал собственноручно. Против деятельности К. Т. выступил папа Пасхалий I (817-824) (MGH. Epp. T. 4. S. 613). Однако ни император, ни придворные каролингские епископы не спешили осуждать К. Т. (MGH. Epp. T. 4. S. 609). Вероятно, независимая позиция К. Т. на севере Италии была важна для Людовика Благочестивого в качестве противовеса позиции Римских пап, поддерживавших визант. иконопочитателей ( Boulhol. 2002). На фоне иконоборчества К. Т. офиц. позиция каролингских императоров, нашедшая выражение в Libri Carolini , выглядела более умеренной и компромиссной. Однако вскоре положение стало меняться. 10 апр. 824 г. визант. имп. Михаил II Травл и его сын Феофил отправили Людовику Благочестивому послание против почитания икон (сохр. в единственной ркп.- Paris. lat. 1597. Fol. 5-11, IX в.; изд.: MGH. Conc. T. 2. Pars 2. S. 475-480). После переговоров Людовик согласился стать посредником между визант. посланниками и папой Евгением II. При этом на Парижском совещании (conventum) епископов в 825 г. было решено придерживаться среднего пути, не склоняясь ни к иконоборчеству, ни к иконопочитанию (Ibid. S. 481-482). Был издан сборник святоотеческих цитат, относящихся к учению об образах (Libellus synodalis), на который впосл. опирались все каролингские богословы и сокращенный вариант которого Людовик Благочестивый собирался отправить папе Римскому. К. Т. в этом совещании участия не принимал (вероятно, не был приглашен на него; Дунгал сообщает, что он отказался, назвав совещание «собранием ослов» - PL. 105. Col. 529). Видимо, уже после Парижского совещания аббат Теодемир, к-рого К. Т. считал своим другом и союзником, выписал спорные места из его сочинений и отправил ему с просьбой дать разъяснения (PL. 106. Col. 312; MGH. Epp. T. 4. S. 610). Ответом на это послание стала «Апология» К. Т., внимательно изученная Людовиком Благочестивым и его советниками и признанная еретическим сочинением (MGH. Epp. T. 5. S. 354). Из нее сохранились лишь выписки, сделанные по повелению Людовика. Только эти выписки были доступны тем, кто впоследствие писали трактаты против К. Т.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

К. Т. признавался, что в детстве не получил светского образования (MGH. Epp. T. 4. S. 602-603). Где он учился, неясно (видимо, в монастырской школе), но противники постоянно обвиняли его в плохом знании лат. грамматики и даже указывали на конкретные ошибки. Изучение Свящ. Писания он начал под рук. Лейдрада, архиеп. Лионского (798-814) (Ibid. S. 592), основавшего в Лионе соборную школу и скрипторий. Возможно, К. Т. был среди 20 тыс. обратившихся от ереси адопцианства в результате миссии Лейдрада, Нимфридия (или Небридия), буд. архиепископа Нарбонского, и Бенедикта Анианского, о чем сообщает Алкуин ( Alcuin. Ep. 208//MGH. Epp. T. 4. S. 346). При этом никаких признаков адопцианского учения в известных ныне сочинениях К. Т. не содержится. Предполагают, что именно в Лионе в 809 г. К. Т. начал работу над своим 1-м толкованием на кн. Бытие, завершенным к 811 г. В этот период К. Т. был рукоположен в сан пресвитера и стал приближенным Людовика Благочестивого, в то время короля Аквитании, к-рый сделал его своим капелланом. Вслед за королем он отправился сначала в его дворец в Шаснёй (ныне Шаснёй-дю-Пуату, пригород Пуатье), затем в Эбрёй и, наконец, в 814 г., когда Людовик стал императором, в Ахен. По словам Ионы Орлеанского, К. Т. занимался толкованием Свящ. Писания в придворной школе (schola palatii) (MGH. Epp. T. 5. S. 354). В этот период им были написаны толкования на Послание к Галатам, Евангелие от Матфея и Послания к Ефесянам и к Филиппийцам. В 816 г. Людовик поставил К. Т. епископом Турина (намек на это содержится в предисловии к толкованию на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам - MGH. Epp. T. 4. S. 598; сторонники более поздней датировки - 817 г.- полагают, что его наречение во епископа произошло после подавления мятежа кор. Италии Бернарда, племянника Людовика, когда императору было важно увеличить число своих сторонников в Италии). В 821 и 827 гг. по приказу Людовика Благочестивого и Лотаря I К. Т. организовал в своем диоцезе оборону от арабов, к-рые время от времени совершали набеги на эти территории. Активно занимаясь обустройством приходов в своем диоцезе (его успехи в этом деле признавали и противники - PL. 106. Col. 310), К. Т. тем не менее продолжал преподавать в придворной школе в Ахене (т. е. вынужден был постоянно пребывать в разъездах). По заказу императора он взялся за составление толкований на Пятикнижие. Вторым основным заказчиком выступил Теодемир, аббат монастыря Псальмоди в Нимском диоцезе. В Капитулярии, изданном Лотарем I в мае 825 г., епископу Турина было дополнительно поручено заниматься богословским образованием учеников из Вентимильи, Альбенги, Вадо и Альбы (MGH. Leges. Capit. T. 1. S. 327).

http://pravenc.ru/text/1841227.html

В базилике аббатства Монте-Кассино существовала капелла во имя К., в которой находились росписи Я. Амигони (1675-1752) на сюжеты из жизни святого (утрачены после разрушения зданий аббатства в 1944) ( Caravita. I codici e le arti a Monte Cassino. Vol. 3. Р. 369-371, 453-454, 469-470). Ист.: Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici Continuationes//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 179-181; Annales Mettenses Priores/Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1905. P. 28, 31-40, 46, 48. (MGH. Script. rer. Germ.; 10); Annales Regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses Maiores et Einhardi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 2-7, 10-13. (MGH. Script. rer. Germ.; 6); Die Briefe des Heiligen Bonifatius und Lullus/Hrsg. M. Tangl. B., 1916. (MGH. EpSel.; 1); Vitae S. Bonifatii archiepiscopi Moguntini/Ed. W. Levison. Hannover; Lpz., 1905. (MGH. Script. rer. Germ.; 57); Einhardi Vita Karoli Magni/Ed. O. Holder-Egger. Hannover; Lpz., 1911. P. 4-6. (MGH. Script. rer. Germ.; 25); LP. T. 1. P. 433, 448-449; Annales Laureshamenses//MGH. SS. T. 1. P. 26, 28; Chronicon Moissiacense//Ibid. P. 292-293; Annales Petaviani//Ibid. P. 11; Annales Sangallenses maiores//Ibid. P. 74; Annales Fuldenses sive Annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1891. P. 4-6. (MGH. Script. rer. Germ.; 7); Annales Sithienses//MGH. SS. T. 13. P. 35; Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. P. 40-45. (Script. rer. Germ.; 50); Chronica monasterii Casinensis. I 7, 26, IV 108//Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. P. 30-33, 74, 573. (MGH. SS; 34). Лит.: Ferrari F. Catalogus generalis sanctorum qui in Martyrologio Romano non sunt. Venetiis, 1625. P. 327; ActaSS Bened. Saec. 3. Pars 2. P. 112-118; Amico B. M. Leggendario de " santi benedettini. Venezia, 1726. P. 585-591; Tosti L. Storia della Badia di Montecassino. R., 1888. T. 1. P. 26-30; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1903. Vol. 1. Pt. 2. P.

http://pravenc.ru/text/1681093.html

После кончины Н. и кард. Гумберта во главе рим. сторонников реформ встал Хильдебранд, к-рый организовал избрание на Папский престол еп. Ансельма Луккского (папа Александр II) в соответствии с декретом 1059 г. В то же время представители рим. аристократии обратились за поддержкой к герм. двору, и имп. прелаты, действовавшие от имени Генриха IV, избрали антипапу Гонория II . Соч.: Jaff é . RPR. T. 1. N 4392-4468; PL. 143. Col. 1299-1362. Ист.: Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 239-298; Wido episcopus Ferrariensis. De schismate Hildebrandi//MGH. Lib. T. 1. Р. 529-567; Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum//Ibid. P. 568-620; Deusdedit presbyteri cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos//Ibid. T. 2. P. 292-365; LP. T. 2. P. 279-280, 334-336, 357-358; Annales Altahenses. Pars altera//MGH. SS. T. 20. P. 791-824; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae; Lipsiae, 1894. (MGH. Scr. Rer. Germ.; Annales Casinenses//MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1385-1429; Le carte della canonica della cattedrale di Firenze (723-1149)/Ed. R. Piattoli. R., 1938; Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Die Briefe des Petrus Damiani/Hrsg. K. Reindel. Münch., 1983-1993. 4 Bde. (MGH. Briefe; 4); Benzo von Alba. Sieben Bücher an Kaiser Heinrich IV./Hrsg. H. Seyffert. Hannover, 1996. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 65); Die Chroniken Bertholds von Reichenau und Bernolds von Konstanz, 1054-1100/Hrsg. I. S. Robinson. Hannover, 2003. (MGH. Scr. Rer. Germ. N. S.; 14); MGH. Conc. T. 8. Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 4. Pt. 2. P. 1133-1216; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1913. Vol. 6. Pars 1; 1935. Vol. 8; 1962. Vol. 9; Schwartz G. Die Besetzung der Bistümer Reichsitaliens unter den sächsischen und salischen Kaisern. Lpz.; B., 1913; Fliche A. La Réforme grégorienne. Louvain; P., 1924. T. 1. P. 309-340; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 19252. Vol.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

Т. в кон. 823 или в 824 г. для аббата Теодемира. Это толкование также приписывалось Евхерию Лионскому (изд.: PL. 50. Col. 1047-1208; см.: Italiani. 1979; Vog üé . 1986). В дополнение к нему К. Т. составил небольшое аллегорическое толкование на Книгу Руфь (824) (изд.: Douglas. 1974/1975. P. 305-313). Из новозаветных толкований К. Т. самым обширным является толкование ( катены ) на Евангелие от Матфея, составленное для Иуста, аббата Шарру. Оно датируется 815 ( Boffito. 1898) или 817 г. ( Boulhol. 2002). Сочинение издано лишь частично: McMenomy B. A. The Matthew Commentary of Claudius, Bishop of Turin: A crit. ed. of the Sections Pertaining to Matthew 1-4: Diss. Los Ang., 1993; отдельно издано предисловие: MGH. Epp. T. 4. S. 593-596. К. Т. составил также толкования на неск. Посланий ап. Павла. Некоторые из этих толкований частично изданы: PL. 104. Col. 925-928. Также отдельно издано предисловие к толкованию на Послание к Римлянам, написанному между 816 и 820 гг. (MGH. Epp. T. 4. S. 599-600). Толкования на 1-е и 2-е Послания к Коринфянам составлены в 820 или 821 г. по заказу аббата Теодемира (за 2 года до толкования на книги Царств - PL. 104. Col. 811). Из них также отдельно издано лишь предисловие (MGH. Epp. T. 4. S. 600-602). Толкование на Послание к Галатам К. Т. написал в 816 г. или даже раньше (в то время, когда Людовик еще не был императором) для аббата Друктерамна. Оно было издано под именем Клавдия Осерского: PL. 104. Col. 841-912. Толкования на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам составлены в кон. 816 или в 817 г. для Людовика Благочестивого. Из них изданы только предисловия: MGH. Epp. T. 4. S. 597-599. Ряд толкований К. Т. издан среди сочинений Аттона Верчелльского: на Послания к Колоссянам (821-822) (PL. 134. Col. 609-644), на Послание к Титу (822) (PL. 134. Col. 699-720), на Послание к Филимону (822) (издано дважды: PL. 134. Col. 719-726; PL. 104. Col. 911-918), на Послание к Евреям (между 816 и 820) (PL. 134. Col. 725-832). В наст. время в серии CCCM готовится новое полное издание толкований К.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

Папские послания, адресованные Лотарю II и епископам его королевства, были доставлены Карлу Лысому 20 мая 867 г. Их привез архиеп. Эйгиль Сансский, к-рый также передал западнофранк. королю устное повеление понтифика позаботиться о высылке Вальдрады в Рим. Вскоре Карл Лысый встретился с Лотарем II и вручил ему папские послания (Annales Bertiniani. 1883. P. 86-87). По свидетельству Гинкмара Реймсского, после этого отношения между обоими правителями ухудшились. Подозревая Карла Лысого в тайном умысле, Лотарь II решил лично отправиться в Рим для переговоров с Н. Он заключил соглашение с Людовиком Немецким, поручив восточнофранк. королю опекать Гуго, своего сына от Вальдрады, и заботиться о безопасности «срединного» королевства, пока он не вернется из Рима (Ibid. P. 87). Однако в том же году Карл Лысый и Людовик Немецкий тайно договорились о разделе владений Лотаря в случае его кончины (MGH. Capit. T. 2. P. 165-167). Короли зап. и вост. франков решили обсудить вопрос о браке Лотаря II на Соборе епископов своих королевств, назначенном на 1 февр. 868 г. (Annales Bertiniani. 1883. P. 90). Папа Римский, узнав о желании Лотаря II получить личную встречу, передал ему через Людовика Немецкого свои условия: прежде чем отправиться в Рим, Лотарь должен был прислать туда Вальдраду, признать Теутбергу своей законной супругой и обеспечить избрание архиепископов в Кёльне и Трире в соответствии с каноническими правилами (30 окт. 867 - Ep. 51). Поскольку эти условия были неприемлемы для Лотаря, король направил в Рим для переговоров своего канцлера Гримланда (MGH. Epp. T. 6. P. 236-238). К тому времени, когда посольство Лотаря II достигло Рима, Н. уже не было в живых. Кончина понтифика вселила в короля надежду на благополучный исход дела: он рассчитывал на то, что преемник Н. проявит милосердие и позволит ему расторгнуть брак с Теутбергой. С этой просьбой Лотарь обратился к папе Адриану II (MGH. Epp. T. 6. P. 238-240), одновременно отправив Теутбергу в Рим (Ibid. P. 695-697; Annales Bertiniani. 1883. P. 90). В февр. 868 г. канцлер Гримланд и еп. Адвенций Мецский при поддержке имп. Людовика II убедили папу Адриана II снять отлучение с Вальдрады. Понтифик призвал Карла Лысого и Людовика Немецкого отказаться от агрессивных намерений в отношении Лотаря II и его владений (MGH. Epp. T. 6. P. 700-704; Annales Bertiniani. 1883. P. 91). Однако Адриан II не позволил Лотарю жить с Вальдрадой. Поэтому в 869 г. Лотарь вместе с Теутбергой отправились в Рим, чтобы уговорить понтифика расторгнуть их брак. При помощи имп. Энгельберги король встретился с Адрианом II в аббатстве Монте-Кассино , но, по-видимому, ему не удалось получить согласие понтифика. На обратном пути Лотарь II скончался, не оставив законных наследников. Его королевство разделили между собой Карл Лысый и Людовик Немецкий (Annales Bertiniani. 1883. P. 98-101; Reginonis Chronicon. 1890. P. 96-98). Теутберга удалилась в мон-рь св. Глодезинды в Меце, Вальдрада - в аббатство Ремирмон.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

По свидетельству Гинкмара Реймсского, в авг. 867 г. Н. тяжело болел. Он был озабочен полемической кампанией, развернутой византийцами, и мало интересовался событиями на Западе, поэтому посланникам Гинкмара пришлось ждать аудиенции не менее 2 месяцев. Последние распоряжения Н. касались консолидации зап. епископата для совместной полемики с византийцами (Annales Bertiniani. 1883. P. 89-90). Дата кончины Н. (13 нояб.) названа в Liber Pontificalis и в послании Анастасия Библиотекаря Адону Вьеннскому (LP. T. 2. P. 167; MGH. Epp. T. 7. P. 400-401; у Гинкмара ошибочно 13 дек.). Понтифик был похоронен перед входом в Ватиканскую базилику св. Петра, близ гробницы его предшественника Бенедикта III. Сохранился фрагмент стихотворной эпитафии Н. (LP. T. 2. P. 172; ср.: MGH. SS. T. 2. P. 323; Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1946. Vol. 3. P. 416; Tiberii Alpharani De basilicae Vaticanae antiquissima et nova structura/Ed. M. Cerrati. R., 1914. P. 117, 195). Вероятно, после кончины Н. и до рукоположения его преемника Адриана II (14 дек. 867) в Риме происходили беспорядки (LP. T. 2. P. 174, 176). В жизнеописании папы Адриана сообщается о вторжении Ламберта, герц. Сполето, воины которого грабили дома состоятельных горожан и похищали женщин (Ibid. P. 177). Согласно этому источнику, в Риме были люди, к-рые ненавидели Н. и рассчитывали на то, что Адриан откажется от политических взглядов своего предшественника. Распространился слух, что новый понтифик намерен отменить все распоряжения Н., поэтому жившие в Риме греки-эмигранты приготовились бежать из города. Однако Адриан успокоил их, пообещав продолжить жесткую политику Н. по отношению к Византии (Ibid. P. 176-177). Выражая сомнения в том, что Адриан станет достойным преемником Н., Анастасий Библиотекарь призвал архиеп. Адона Вьеннского защищать авторитет покойного понтифика (MGH. Epp. T. 7. P. 400-401). Папа Адриан II в свою очередь заявил Адону о намерении придерживаться позиции Н. (MGH. Epp. T. 6. P. 697). В том же духе Адриан обратился и к западнофранк. епископам, принявшим участие в Соборе в Труа (Ibid. P. 699-700). В ответ на просьбу архиепископа Вьеннского не отменять распоряжения предшественника Адриан с похвалой отозвался о Н., но отметил, что в ряде случаев он проявлял чрезмерную строгость (Ibid. P. 714-715). Узнав о смещении патриарха Фотия, папа Адриан пообещал Игнатию, что окажет ему такую же поддержку, как и Н. (Ibid. P. 749). Ранее понтифик повторил призыв Н. к западнофранк. епископам дать ответ на полемические обвинения, выдвинутые византийцами (Ibid. P. 700).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010