Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ [лат. doctrina de duo gladii, франц. théorie des deux glaives; нем. Zweischwerterlehre; англ. Two Swords Theory], средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). Основные положения Д. м. т. сформулированы в период борьбы папства и империи за инвеституру (XI-XII вв.). В основе Д. м. т. лежало аллегорическое истолкование Евангелия от Луки, беседы Иисуса Христа с апостолами на Тайной вечере: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк 22. 36-38). Д. м. т. опиралась на учение папы Римского Геласия I «о двух властях» - священной власти духовенства и мирской власти государей. В период акакианской схизмы (484-519) папа в послании к имп. Анастасию I охарактеризовал власть Церкви (лат. auctoritas sacra pontificum) и власть империи (regalis potestas), которые правят миром в обоюдной взаимосвязи, при этом священники имеют больший вес, поскольку на Страшном Суде они должны будут держать ответ и за королей, в то время как за правителями признается высшее достоинство (dignitas) среди людей ( Jaff é. RPR. N 632). В VIII в. вопроса о взаимоотношении власти Церкви и власти империи коснулись в посланиях папы Григорий III и Адриан I (MGH. Epp. Bd. 5. S. 51). На Соборе в Париже 829 г. о равновесии властей говорилось в связи с отношениями королевской власти и епископата во Франкском королевстве (MGH. Conc. Т. 2. S. 610-611); отстаивалась более широкая церковная автономия (libertas episcopalis). Во 2-й пол. IX в. тексты, содержащие геласианское учение «о двух властях», были включены в Лжеисидоровы декреталии , к-рые впосл. использовались для обоснования независимости папы от светских государей, а также папских притязаний на верховную светскую власть.

http://pravenc.ru/text/171523.html

Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. В эпоху Каролингов день поминовения М. был одним из важнейших праздников литургического года ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 200-202). Англосакс Катвульф советовал Карлу Великому установить празднование в честь Св. Троицы, ангелов и всех святых, а также служить «мессу св. Михаила и страсти св. Петра» ради того, чтобы Карл и его подданные вечно правили с ангелами и святыми (ок. 775 - MGH. Epp. T. 2. P. 504). День поминовения М. упоминается среди важнейших и обязательных праздников в постановлениях Соборов в Рисбахе, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800); названы также праздники в честь Пресв. Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов и Мартина Турского (MGH. Capit. T. 1. P. 227; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 208). В решении Майнцского Собора 813 г. указаны праздники апостолов Петра и Павла, Рождества Иоанна Крестителя, Вознесения Пресв. Девы Марии, во имя М., св. Ремигия, св. Мартина, ап. Андрея и в честь Очищения Пресв. Девы Марии (MGH. Capit. T. 1. P. 312, 422; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 269-270). Этот перечень обязательных праздников повторяется в епископских капитуляриях Хайтона Базельского, Родульфа Буржского и Эрарда Турского (MGH. Capit. episc. T. 1. P. 212, 254; T. 2. P. 141; T. 3. P. 56, 131-132) и в соборных постановлениях X в. (напр.: MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 121-122). Ко времени правления династии Каролингов относится распространение другого праздника во имя М. (8 мая), к-рый связывали с явлением архангела на горе Гаргано. Вероятно, этот праздник происходил из Юж. Италии, где он мог быть установлен в память о победах лангобардов над византийцами и неаполитанцами ( Otranto. 1981; ср.: Chronica S. Benedicti Casinensis. 14//MGH. Scr. Lang. P. 475). По мнению Ж. Морена, этот праздник указан в Линдисфарнском Евангелии, которое отражает неаполитанское богослужение VII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Ann. Bert. 1964 – Annales de Saint-Bertin/F. Grat, J. Vielliard, S. Clémencet. Paris, 1964. Ann. Bert. 1991 – The Annals of St. Bertin/Transl. J. L. Nelson. Manchester, 1991. Ann. cap. Crac. 1872 – Rocznik kapitulny Krakówski/A. Bielowski//MPH. 1872. T. 2. Ann. Cap. crac. 1978 – Rocznik kapituy Krakówskiej/Z. Kozlowska-Budkowa 7/MPH NS. Warszawa, 1978. T. 5. Ann. Disib. – Annales sancti Disibodi/G. Waitz//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Gradic. – Annales Gradicenses/W. Wattenbach//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Hild. 1878 – Annales Hildesheimenses/G. Waitz. Hannover, 1878 (MGH SS rer. Germ. [T. 8]). Ann. Hild. 1941 – Die Jbb. von Hildesheim/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 53). Ann. Magd. 1859 – Annales Magdeburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Magd. 1941 – Die Jbb. von Magdeburg (Chronographus Saxo)/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 63). Ann. Ottenb. – Annales Ottenburani/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Palid. – Annales Palidenses/G. H. Pertz ll MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Pegav. – Annales Pegavienses et Bosovienses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Quedl. 1839 – Annales Quedlinburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Quedl. 1941 – Die Jbb. von Quedlinburg/Übers. von E. Winkelmann. Berlin, 1941. 3. Aufl. (GDV. Bd. 36). Ann. Quedl. 2004 – Die Annales Quedlinburgenses/M. Giese. Hannover, 2004 (MGH SS rer. Germ. T. 72). Ann. Saxo 1844 – Annalista Saxo/G. Waitz//MGH SS. 1844. T. 6. Ann. Saxo 1941 – Der sächsische Annalist/Übers. E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 54). Ann. Saxo 2006 – Die Reichschronik des Annalista Saxo/K. Nass. Hannover, 2006 (MGH SS. T. 37). Ann. Vindoc. – Annales Vindocinenses/L. Halphen//Recueil d’annales angevines et vendomaises. Paris, 1903 (СТЕН. T. 37). Annolied 1895 – Das Annolied/M. Roediger//MGH SS vem. 1895. T. 1/2. Annolied 1946 – Das Annolied, hg. von M. Opitz, 1639. Diplomatischer Abdruck/W. Bulst. Heidelberg, 1946.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Карл Великий всеми способами, в т. ч. и военной силой, способствовал распространению христианства среди саксов, разделив их земли между Майнцским, Кёльнским и Вюрцбургским еп-ствами (Падерборнский Собор, 777). Первоначальная миссионерская деятельность среди саксов не имела успеха, т. к. вспыхнувшее в 782 г. восстание было направлено в т. ч. и против насильственного обращения местного населения в христ. веру. В 782 г. был принят «Капитулярий по делам Саксонии» (Capitulatio de partibus Saxoniae), угрожавший смертной казнью всем, кто будет выступать против Церкви и короля, предписывавший саксам платить десятину Церкви. После крещения вождей восстания (785) св. Виллибальдом были основаны еп-ства Бремен, Ферден и Минден (787-792). К этому времени относится миссия среди саксов учеников и родственников св. Виллиброрда - Беорнрада и Виллехада , первого еп. Бременского, к-рые действовали по поручению Карла Великого. После нового восстания саксов в 792 г. король был вынужден пойти на экстренные меры - депортацию местного населения и размещение на освободившихся территориях франк. колонистов. В 797 г. на съезде князей в новой резиденции Карла Великого Ахене оформилась церковная и адм. структура новых территорий, в Вестфалии были основаны еп-ства Падерборн (799) и Мюнстер (805). В нач. IX в. в землях саксов были организованы еп-ства Оснабрюк (до 803) и Хальберштадт (803/4). При Людовике Благочестивом были учреждены еп-ства Хильдесхайм (815) и Гамбург (831/832). Первым епископом Гамбургским (с 834 архиепископ) и папским легатом в «северных странах» стал мон. из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар . Ист.: Admonitio generalis//MGH. Capit. T. 1. Nr. 22. P. 52-62; Arbeonis episcopi Frisingensis. Vitae S. Haimhrammi et Corbiniani/Ed. B. Krusch//MGH. Script. Rer. Germ. T. 13. P. 100-232; Concilia aevi Carolini/Ed. A. Werminghoff//MGH. Conc. T. 2/1. P. 1-4; Ionas. Vitae s. Columbani abbatis discipulorumque eius libri II// Ionae Vitae s. Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. MGH. Script. Rer. Germ. T. 37. P. 1-294; Notker Balbulus. Gesta Karoli Magni imperatoris/Ed. H. F. Haefele//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 12; Ordinatio imperii//MGH. Capit. T. 1. N 136. P. 270-273; Traditiones et antiquitates Fuldenses/Ed. E. Fr. J. Dronke. Fulda, 1844; Vita Hludowici imperatoris/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 2. P. 604-648; Vita Hrodberti episcopi Salisburensis/Ed. W. Levison//MGH. Script. Mer. T. 6. P. 140-162; Vita et miracula s. Pirminii/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. T. 15/1. P. 17-31; Эйнгард. Жизнь Карла Великого/Пер.: А. П. Левандовский// Левандовский А. П. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1995. С. 177-206.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В 538 г. кор. Теодеберт I обратился через посла к папе Вигилию с вопросом: какое церковное покаяние ему следует выполнить за то, что он женился на супруге своего брата. Папа Римский поручил св. Кесарию , еп. Арелатскому, дать королю подробный ответ ( Jaffe. RPR. T. 1. N 905-906; MGH. Epp. T. 3. P. 57-58). По предположению Убля, король решил обратиться к папе Римскому, чтобы оградить себя от упреков со стороны Н. ( Ubl. 2008. S. 148). В письме еп. Мапиния сообщается, что Н. отлучил от Церкви нек-рых знатных франков за близкородственные браки и подвергся за это гонениям; по требованию Н. кор. Теодебальд (548-555) созвал австразийских епископов на Собор в Тулле (ныне Туль), к-рый должен был состояться 1 июня (вероятно, 550 г.) (MGH. Epp. T. 3. P. 126-127). Сославшись на то, что приглашение не было доставлено вовремя, Мапиний отказался присутствовать на Соборе, очевидно, из-за соперничества Треверской и Ремской (Реймсской) кафедр (см.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 3. Pt. 1. P. 164-165; о соперничестве между кафедрами см.: Schmidt. 1929. S. 21-27). Кор. Хлотарь I неоднократно угрожал отправить Н. в изгнание и осуществил это намерение незадолго до своей кончины (561). По словам Григория Турского, др. франк. епископы одобрили решение короля, и даже треверская паства не поддержала святого ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 2-3). Но вскоре король умер, и его преемник, Сигеберт I (561-575), поспешил принести покаяние от имени покойного отца и вернул Н. на кафедру. Сохранилось письмо неизвестного лица с поздравлениями по поводу благополучного возвращения святого в Треверы (MGH. Epp. T. 3. P. 137-138). Н. стремился укрепить положение Треверской кафедры и повысить ее статус; присутствовал на мн. Соборах галльских епископов. В частности, его подпись есть под постановлениями Собора 535 г. в Арверне (MGH. Conc. T. 1. P. 70; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 429-430), общефранк. Собора 549 г. в Аврелиане (ныне Орлеан), 2-го Собора в Арверне (после 549) (MGH. Conc. T. 1. P. 109; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 148-161). Вероятно, Н. присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж) (552) проходившем под председательством свт. Германа , еп. Паризийского. Под решениями Собора стоит подпись еп. Этнеция (Etnecius), отождествляемого с Н. (MGH. Conc. T. 1. P. 117; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 110-111, 157, 168). На Соборе обсуждался важный для Н. вопрос близкородственных браков, весьма распространенных среди франков. Ок. 550 г. с разрешения кор. Теодебальда Н. созвал еще один Собор в Тулле (ныне Туль, Франция), на к-ром обсуждались неканонические браки, и где сам Н. председательствовал. В связи с этим Собором произошел конфликт из-за старшинства между Н. и еп. г. Ремы Мапинием, приглашенным на Собор (Ep. Austras. 11; см.: Anton. 1987. S. 131-138).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

практике совершения обряда целования мира и чтения диптихов (Admonitio generalis. 53-54//MGH. Capit. T. 1. P. 57; ср.: Concilium Francofurtense. 50-51//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 171). В источниках часто отмечается, что Карл Великий распространял римское пение (или рим. чин псалмопения) (Admonitio generalis. 80//MGH. Capit. T. 1. P. 61; Capitula de examinandis ecclesiasticis. 2//Ibid. P. 110; Capitulare missorum in Theodonis villa. 2//Ibid. P. 121; ср. в хронике мон-ря Муасак под 802 г.: PL. 98. Col. 1429). Однако его деятельность в этом направлении не привела к тотальной романизации, а скорее увеличила различия в богослужении на местах. Видимо, по этой причине в период правления имп. Людовика Благочестивого были предприняты попытки исправить ситуацию на местном уровне (реформы аббата Элизахара в придворной капелле в Ахене и исправление Антифонария Амаларием Мецским), что, однако, вызвало критику и противодействие сторонников сохранения прежних традиций (прежде всего архиеп. Агобарда Лионского и диак. Флора Лионского). Особое внимание Карл Великий уделял проблеме совершения таинства Крещения (о том, что оно также должно совершаться по рим. чину, сообщается в: Duplex legationis edictum. 23//MGH. Capit. T. 1. P. 64; ср.: Concilium Moguntinense. 4//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 261). В дополнениях к канонам Соборов в Риспаке, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800) говорится о введении во Франкском гос-ве 4 рим. праздников в честь Пресв. Девы Марии (Purificatio, Conceptio, Assumptio, Nativitas), а также Пепельной среды в качестве начала Великого поста и рим. обрядов Страстной седмицы (Statuta Rispacense, Frisigense, Salisburgense. 41-43//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 212). Эти изменения отражены в OR XXII и OR XXIV. Майнцский Собор (813) постановил совершать великую литанию 25 марта по римскому обычаю (наряду с 3 днями «рогаций» (rogationes), принятыми в Галлии) (Concilium Moguntinense. 33//Ibid. P. 269). Чин литании излагается в OR XXI, но неизвестно, была ли она введена повсеместно, поскольку Ахенский Собор (836) повторяет это предписание (Concilium Aquisgranense.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

1009 Orlandis J. La oblación de los niños a los monasterios en la España visigótica//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 56–61. 1011 Conc. de Toledo IV (633). can. 50: Clerici qui monachorum propositum appetunt, quia meliorem vitam sequi cupiunt, liberos eis ab episcopo in monasteriis largiri oportet ingressos... (IV Толедский собор. Кан. 50: Подобает клирикам, которые имеют намерение стать монахами, так как желают жить лучшей жизнью, свободно уходить в монастырь от епископа...). См. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... Р. 213. 1012 Conc. de Caesaraugusta I (380). can. 6 Ut clericus qui propter licentiam monachum vul esse excommunicetur. 1013 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: Nuntiatum est praesenti concilio eo quod monachi episcopali imperio servili opere mancipentur et iura monasteriorum contra instituta canonum inlicita praesumptione usurpentur... 1014 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: ...sed hoc tantum sibi in monasteriis vindicent sacerdotes, quod recipient cánones: id est monachos ad conversationem sanctam praemonere, abbates aliaque officia instituere, atque extra regulam acta corrigere. 1015 См., напр., жизнеописания Иоанна Бикларского, Гелладия, Ноннита, Евгения I и Евгения II в «Книге о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского. Cfr. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... P. 213. 1018 Conc. de Toledo IV (633). can. 53: ...in clero aut in monasteriis deputati, praeter hii qui ab episcopo suo aut propter aetatem aut propter languorem fierint absoluti (IV Толедский собор. Кан. 53: ...приписав их к клиру или монастырям кроме тех, кто будет освобожден своим епископом или в силу возраста или из-за слабости [здоровья]). 1020 Conc. de Toledo IV (633). can. 54: Hii qui in discrimine constituti poenitentiam accipiunt nulla manifesta scelera confitentes sed tantum peccatores se praedicantes, huiusmodi si revaluerint, possunt etiam pro morum probitate ad gradus ecclesiasticos pervenire... 1021 Conc. de Toledo IV (633). can. 55: Quiquumque ex secularibus accipientes poenitentiam totonderunt, et rursus praevaricantes laici effecti sunt, comprehensi ab episcopo suo ad poenitentiam ex qua recesserant revocentur...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Несмотря на высокий авторитет Н., почитание понтифика начало складываться лишь в эпоху позднего средневековья. Ок. 1370 г. еп. Петр Наталис включил в «Перечень святых» под 6 дек. (день памяти свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских) краткое сказание, в к-ром Н. именуется святым ( Petr. Natal. CatSS. I 34). Поминовение Н. под 13 нояб., датой его кончины, было включено в Римский Мартиролог лишь в издании 1630 г. (Martyrologium Romanum. Venetiis, 1630. P. 559). Н. назван среди св. Римских пап в сочинении Просперо Ламбертини (впосл. папа Бенедикт XIV ) ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. R., 1748. T. 3. P. 489). В 1850 г. поминовение Н. было перенесено на 5 дек., в 1883 г. возвращено на 13 нояб. (MartRom. Comment. P. 519-520). Под этой датой память Н., к-рый «с апостольским усердием» укрепил власть папы Римского над Вселенской Церковью, указана в действующей редакции Римского Мартиролога (MartRom. (Vat.). P. 587). Соч.: Epistolae/Ed. E. Perels//MGH. Epp. T. 6. P. 257-690; PL. 119. Col. 753-1212; Jaff é . RPR. T. 1. N 2674-2888; T. 2. N 704, 745; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. Ист.: MGH. Conc. T. 4; LP. T. 2. P. 151-172; T. 3. P. 125; Annales Bertiniani/Rec. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; 5); Annales Fuldenses sive Annales regni Francorum Orientalis/Rec. F. Kurze. Hannover, 1891. (MGH. Script. Rer. Germ.; 7); Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Rec. F. Kurze. Hannover, 1890. (MGH. Script. Rer. Germ.; 50); Il «Chronicon» di Benedetto, monaco di S. Andrea del Soratte, e il «Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma»/Ed. G. Zucchetti. R., 1920; ЛИБИ. Т. 2. С. 60-125; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia/Rec. B. Laourdas, L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol.; Hinkmar von Reims. De divortio Lotharii regis et Theutbergae reginae/Hrsg. L. Böhringer. Hannover, 1992. (MGH. Conc. T. 4. Suppl. 1); Nicetas David. The Life of Patriarch Ignatius/Ed. A. Smithies, J. M. Duffy. Wash., 2013; Фотий, патр. К-польский, свт. Антилатинские сочинения/Пер.: Д. Е. Афиногенов, П. В. Кузенков. М., 2015; Харламова Н. О. Ответы папы Николая I на вопросы болгар//Труды и переводы/СПбДА. Каф. древних языков. Каф. иностр. языков. СПб., 2017. Вып. 1. С. 206-271.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

1901 г. Оп. 607. Д. 11. Дело о неисправности по службе св[ященника] с. Рогачева Дмитровского уезда Николая Климентова. 1901 г. Оп. 607. Д. 14. Жалоба крестьянина Андреева на священника села Княжева Можайского уезда Сергея Афонского. 1901 г. Оп. 609. Д. 9. По жалобе крестьянина Григория Дементьева на священника села Северного Коломенского уезда Василия Счастьева. 1903 г. Оп. 609. Д. 40. По жалобе землевладельца Сабинского на диакона села Рождествена Рузского уезда Александра Патокина. Оп. 610. Д. 11. По доносу крестьянина Панина на священника села Старой Сытни Серпуховского уезда Константина Чекалова. 1904 г. Оп. 610. Д. 18. Дело по жалобе прихожан церкви села Тарбеева Дмитровского уезда на священника Петра Мячикова. 1904–1905 гг. Оп. 610. Д. 43. Дело по прошению прихожан села Рыбалова Бронницкого уезда об отводе от них священника Николая Уклонского за нетрезвость и немиролюбие. 7 сентября 1904 – 30 мая 1905 гг. Оп. 610. Д. 44. По жалобе крестьянина Молчанова на священника села Язвица Волоколамского уезда Сергия Добролюбова. 2 октября 1904–4 июля 1905 гг. Оп. 611. Д. 17. Дело по жалобе крестьянина Берлюкова на священника села Дятлова Подольского уезда Алексея Беляева. 25 апреля 1905 – 16 января 1908 гг. Оп. 611. Д. 26. По жалобе крестьянина Комарова на священника Успенской церкви села Вышнегорода Верейского уезда Георгия Воздвиженского. 23 июня 1905 – 14 июня 1906 гг. Оп. 611. Д. 33. О диаконе села Сляднева Рузского уезда Димитрия Друганова. 18 июля 1905 г. Оп. 611. Д. 51. О священнике села Середнякова Московского уезда Алексее Терковском, учинившем в метрической выписи по воинской повинности, о рождении, крещении журнала ложную отметку о смерти. Оп. 611. Д. 54. По жалобе крестьянина Егора Ермолаева на священника села Верзилива Серпуховского уезда Николая Беляева . 30 сентября 1905–7 октября 1905 г. Оп. 611. Д. 57. По жалобе крестьянина Орлова на священника села Мышкина Можайского уезда Петра Востокова. 11 октября 1905 – 18 декабря 1906 гг. Оп. 612. Д. 21. По жалобе крестьянки Балалайкиной на диакона Сретенской города Серпухова церкви Ивана Соколова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010