§1 От молока отвыкшие, от матерней груди отнятые! Печали на печаль ожидай; ожидай надежды на надежду. Только еще короткое время, только малое время еще, – из-за издевательства уст, из-за чуждого языка (Ис. ХХ40;III, 9 – 11, по переводу LXX). – А так как вы, богоугоднейший Амвросий и богобоязливейший Протоктет, не состоите более плотски мыслящими и детьми во Христе, а достигли уже духовнаго вашего возраста и более не нуждаетесь в молоке, а в» пище твердой ( Ebp. V, 12–15 ); так как вы по Исайи от молока отвыкли и от матерней груди отняты ( Ис.28:9 ), то слушайте, как от матерняго молока отвыкшим в качестве борцов не простая печаль предвозвещается, а печаль на печаль ( Uc. XXVIII. 10 ). И кто этой печали на печаль от себя не отстраняет, а в качестве благородного борца ее ожидает, тот ожидает вместе с тем и надежды на надежду, которой он становится участником после перенесенной из-за сей надежды короткой печали, потому что именно это означается словами: Только еще короткое время; только малое время еще ( Uc. XXVIII, 10 ) 1 ). §2 Пусть чуждые (нехристиане) презирают нас и унижают, называют нас бездельниками и безумцами; мы желаем помнить слово свящ. Писания, что надежда на надежду, даруемая нам чрез короткое время, нам даруется из-за презрения (нас) устами, языком чуждым (язычниками). И кто же не будет ожидать печали на печаль, чтобы после сего тотчас и надежды на надежду ожидать, если он с Павлом о том подумает, что нынешния времена страдания, которыми блаженство себе мы как бы покупаем, что эти страдания не могут быть, и сравниваемы с тою славою, которая должна открыться в нас ( Puм. VIII, 18 ), и особенно когда наше кратковременное легкое страдание, – которое для лиц стоящими около не беспокоимых легко и может быть названо легким 2 ), – тем большую и тем преизобильнейшую доставляет нам вечную полноту славы ( 2Kop. IV, 17 ), чем безмернее оно? Но мы должны в то время, когда нашу душу преследуют и как бы раздавить стараются, духовный наш глаз от страданий отвращать и зреть им не на настоящия страдания, а на то, что законосообразно подвизающимся во Христе. ( 2Tuм. II, 5 ) за их твердость в страданиях сохраняется благодатию Божиею, которая благодеяниями осыпает и вознаграждает большим, нежели чего стоят труды борца, а именно вознаграждает так, как Богу награждать прилично, расточающему дары не мелочные, а великие и Свои милости тем удвояющему и утрояющему, которые со своим земным сосудом (т. е. телом, ср. 2Kop. IV, 7 ) по возможности пренебрежительно обходились и чрез то показали, что они всей душой Бога любят ( Mф. XXII, 37 ). §3

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Моровая язва Моровая язва и другие болезни евреев. В свящ. книгах В. З. и Н. З. упоминаются следующие болезни: чахлость или чахотка ( Лeb. XXVI, 16 , Bmop. XXVIII, 22 ), горячка, лихорадка, воспаление, проказа, почечуй, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, оцепенение сердца ( Лeb. XXVI, 16, 25 , Bmop. XXVIII:22, 27, 28, XXXII:24 ). Кроме сих упоминаются: боль в животе ( Дeяh. XXVIII, 8 ), бешенство или безумие ( Зax. XII, 4 ), язва, жгучий ветер ( Abb. III, 5 ), наросты ( I Цap. V, 6–9 ), течение семени ( III Цap. III, 29 ), сухорукость ( Mф. XII, 10 ), проказа ( Чuc. XII, 10 ), моровая язва ( III Цap. VIII, 37 ), паралич или расслабление членов ( III Цap. XIII, 37 , Uh. V, 3–5 ), солнечный удар ( 4Цap. IV, 18–20 ), водянка ( Лk. XIV, 2 ), кровотечение ( Mф. IX, 20 ), рак ( IITuм. II, 17 ), язвы или гноящиеся раны ( Uc. I, 6 ), косноязычие ( Mk. VII, 32 ), хромота ( II Цap. IV, 4 ), глухота ( Mk. VII, 32 ), слепота ( Лeb. XIX, 4 ) и некоторые другие. Были еще болезни чрезвычайные и неизлечимые, против которых всякое врачевство было безуспешно, как, напр., проказа Иова ( Uob. II, 7 ), долговременное расслабление ( Uh. V, 5 ), природная слепота от рождения ( Uh. IX, 1 ), болезнь Иорама с выпадением из его утробы внутренностей ( II Nap. XXI, 12–15 ), душевная болезнь Саула ( I Цap. XVI, 14–16 ), безумие Навуходоносора ( Дah. IV:13, V:18 ), изъедение червями внутренностей у Антиоха ( II Mak. IX, 9 ) и Ирода Агриппы ( Дeяh. XII, 23 ). Особенного рода больные были бесноватые (см. Бесноватый ). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни исцелял людей, одержимых неизлечимыми болезнями, во мгновение ока, одним Своим Божественным словом, или прикосновением руки, или даже чрез прикосновение к Его одежде и воскрешал мертвых. Исцеляя Сам, Он даровал ту же самую силу и власть и апостолам: врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Mф. XI, 1 ). О свойствах большей части болезней, к сожалению, можно сказать очень немного вследствие краткости, с каковой они обозначаются в Свящ. Писании. Тем не менее небезосновательно думать, что преобладающими эпидемическими болезнями в Палестине с древнейших времен остаются те же самые, которым еще доселе подвержена эта страна. Их можно разделить на следующие четыре класса:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 8 1–8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. 9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество. Тов.8:1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Тов.8:2 Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Тов.8:3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. 1–3 . Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., Чuc. XXI:8–9 ; сн. Толков. Библ. т. I или 4Цap. II:19, 22 и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т.е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ( Лев. 16:9–10, 17:7, 13:21, 34:18 ; ср. Мф. 12:43 ), а также понятие «связать», т.е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ( Mф. XII:29 ; 2Nem. II:4 ; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ( Откр. ХХ:1–3 , ср. XII:9) (см. у А. Глаголева , Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). Тов.8:4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. Тов.8:5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Голубь Голубь ( Быm. VIII, 9 ) – чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в Свящ. Писании. В диком состоянии голуби обыкновенно живут в ущельях скал, под кровом утесов ( Nech. II, 14 , Uep. XLVIII, 28 ); они отличаются чистотой, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф. Х, 16 ). Замечательна также их привязанность друг к другу, так что, когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобным воркованием. На это воркование голубей нередко указывается в книгах пророческих ( Nc. XXXVIII, 14 , Ueз. VII, 16 , Hayм. II, 7 ). В Свящ. Писании немало также указаний на голубиную нежность, чистоту и любовь ( Nc. LXXIV, 14 ; Nech. I:15, II:14, IV:1, V:2, VI:9 ). Дух Святый сошел на Спасителя при крещении в виде голубином ( Mф. III, 16 , Mk. I, 10 , Лk. III, 22 , Uh. I, 32 ). Места Свящ. Писания, в которых говорится о голубиных глазах, должно понимать в том смысле, что их глаза особенно выражают кротость и нежность. Осия сравнивает робкого Ефрема с глупым голубем без сердца ( Oc.VII, 11 ) и говорит, что когда иудеи будут возвращены в отечественную страну из Египта, то они встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби ( Oc. IX, 11 ). Давид в горести своей так восклицает к Богу: И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы ( Nc. LIV, 7 ). О прилете голубей в кн. Песн. Песн. говорится как об одном из признаков наступления весны: Вот зима уже прошла, голос горлицы слышен в стране нашей ( Nech.II, 12 ). Уже в истории о потопе голубь является к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли. Голубь возвратился к нему (Ною) в вечернее время... и вот свежий масличный лист во рту у него, говорится в кн. Бытия ( Быm.VIII, 11 ). Голуби употреблялись для жертвоприношений. Авраам, удостоенный откровения Божия, принес в жертву Богу вместе с другими жертвенными животными также горлицу и молодого голубя ( Быm. XV, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Пир, пиршество Пир, пиршество ( Лk. XIV, 13 ). В Библии мы часто встречаем упоминания о пирах, роскошных пиршествах и господствовавших на них обычаях. Обыкновенно давали пиршество в праздники всенародные ( Bmop. XVI , Tob. II, 1 ), также по случаю благодарственных жертвоприношений в каких-либо частных обстоятельствах ( I Цap. IX, 13 ; IIIЦap. I:9, III:15 ) или по особым событиям в доме и семействе. Так, напр., Авраам сделал великий пир при отнятии Исаака от груди ( Быm. XXI, 8 ); при брачном торжестве Иакова Лаван собрал всех людей того места и сделал пир ( Быm. XXIX, 22 ). В день своего рождения фараон сделал пир для всех своих слуг ( Быm. XL, 20 ). Ирод в день своего рождения также сделал пир ( Mk. VI, 21 ). Устраивались и похоронные столы ( II Цap. III, 35 , Tob. IV, 17 ). Предсказывая бедствия, имеющие постигнуть Иерусалим, и смертность, пророк Иезекииль говорит: И умрут великие и малые на земле сей. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем, и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце и матери их ( Ueз. XVI, 6, 7 ). У восточных народов было в общем обыкновении давать особенные милости на означенных пиршествах ( Ecф. V:6, VII:2 ). Собственно пиршества на Востоке начинались обыкновенно вечером, во время которого комнаты блестяще освещались. Римский пир вообще состоял из ужина, начинавшегося, однако, около трех часов пополудни. Должно полагать, что точно так же было и у евреев. Гости забавлялись рассказыванием различных происшествий, юмористических историй, а иногда предложением на разрешение различных загадок ( Cyд. XIV, 12 ), но гораздо чаще поэзией и музыкой ( Uc. V:12, XXIV:7, 9 , Aм. VI, 4–6 ). Обычаи современных арабов достаточно походят на обычаи, о которых мы упомянули. Может быть, то же самое можно сказать и обо всех восточных странах. Гости приглашались рабами ( Mф. XXII, 3, 4 ), являлись в лучших одеждах ( Ekkл. IX, 8 ); их радушно встречали сами хозяева, давали им воды на омовение ног, умащали головы их маслом ( Лk. VII, 45 ). Самое пиршество отличалось обилием и роскошью во всем, изобилием яств и разнообразием пищи. Гостям слуги омывали руки ( Mk. VII, 2 ), а затеме осыпали их цветами и окропляли их благовонными эссенциями ( Nc. XXII:5, XLIV:7 , Ekkл. IX, 8 , Лk. VII, 38–46 ). Почетнейшим местом или седалищем служило среднее ложе, и именно средина этого ложа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Капернаум Капернаум (селение Наума, или село утешения) ( Mф. IV:13, XI:23 , Mk. II, 1 , Лk. VII, 1 , Uh. IV, 46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее. Он лежит на запад. берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и преисполнены глубоким интересом. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет ( Mф. IV, 13 ), так что Капернаум после того стал называться Его городом ( Mф. IX, 1 ). Здесь Он уплатил подать на храм ( Mф. XVII, 24 ). Здесь жили ап. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке ( Mф. VIII, 14–15 , Mk. I, 29–31 ). В Капернауме Он исцелил также расслабленного ( Mф. IX, 2–6 ) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес, ( Mk. I, 33–34 , Лk. IV, 33 ), как, напр., исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу, и др. В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед ( Mф. IX:10–17, XV:1–20 , Mk. IX, 33–50 , Uh. VI, 22–71 ). Но, несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не уверовал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Mф. XI, 23 ). И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остается здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и Иосиф Флавий. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Притч.8:4 .  «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Притч.8:5 .  Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Притч.8:6 .  Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; Притч.8:7 .  ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; Притч.8:8 .  все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; Притч.8:9 .  все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Притч.8:10 .  Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; Притч.8:11 .  потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Притч.8:12 .  Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Притч.8:13 .  Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Ekkл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. Х:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Mф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Uob XXVIII,15–16 ; Npeм VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Npumч.I,7 , Притч.9:10 ). Притч.8:14 .  У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выражение «разгоняет» для нашей притчи очень определенно. Если σκορπζειν означает «разгоняет», то уж конечно разгоняет овец волк, а не пастух-наемник. Для меня и важно было рассеять это предубеждение и показать, что σκορπζειν не только не имеет исключительно значения разгонять, но употребляется в Н. З. именно в смысле «расточать, растеривать.» Собственное значение σκορπζειν «рассеивать, разбрасывать» (по словарю) для нашего текста и для подобных очень неопределенно (как и значение тех еврейских глаголов, которые LXX передают чрез εσκορπζεν в пс. XVII (XVIII) 15 ( 2Цap. XXII, 15 ) и CXI (CXII) 9 ( 2Kop. IX, 9 ) и чрез κσπασατε в Зax. XIII 7 (διασκορπισθησονται Mф. XXVI, 31 ; Mpk. XIV, 27 ). Одинаково имеем рассеяние или разбрасывание в разных случаях, когда хозяин (блудный сын) расточает имение свое, διεσκορπισεντηνουσιανα του Лk. XV, 13 , ср. Пс. CXI (CXII), 9 – 2Kop. IX, 3 ), или домоправитель (неверный) расточает имение хозяина (διασκορπιζωντα παρχονταα του Лk. XVI , и), или пастух-наемник растеривает овец (σκορπζειταπροβατα), или волк разгоняет овец (id.), или Господь рассеивает надменных и врагов праведника (διεσκορπισεν περηφανους; Лk. I, 51 , σκορπισενα τους Nc. XVIII (XVIII) 15 ( 2Цap. XXII, 15 ). По каким же признакам можно узнать частный оттенок в употреблении глагола, – отчего зависят эти оттенки? Проф. Богдашевский пишет: «если при σκορπζειν стоит accusat., то оно именно означает: «рассеивать, разгонять. – И ссылается на единственный ветхозаветный пример Nc. XVII (XVIII) 15­ 2Цap. XXII, 15 ! Вот разительный образчик поспешных обобщений! В этом примере, действительно, Господь разгоняет врагов, также Лk. I, 51 (по характеру место ветхозаветное); но вот блудный сын расточает имение свое (διεσκορπισεντηνουσιαναυτου), управитель расточает имение хозяина (διασκορπιζωντ παρχονταα το )! – Частный оттенок в употреблении глагола зависит не от этого, а от контекста, от того, с каким подлежащим он сочетается. В нашем тексте важно определить, какое подлежащее при σκορπιζει τα προβατα: пастух, или волк. Чтобы определить это, мы обращаемся к употреблению глагола в других новозаветных местах, и находим более или менее устойчивое сочетание с подлежащими: домоправитель, хозяин. Это дает нам обоснованную возможность и в нашем тексте относить глагол к подлежащему: пастух, а не волк. (Вот почему я и не сказал ни одного слова об определенном значении глагола – без определенного сочетания его с тем или другим субъектом действия. Вот почему, далее, в Uh. XVI, 32 глагол употреблен в общем, неопределенном значении).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

На Mф. II, 4–10 . По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину • Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии • Злоба и безумие Ирода • Для чего звезда скрылась и вновь явилась • Поклонение волхвов испровергает учение Маркиона и Павла Самосатского • Оно знаменовало призвание язычников • Увещание подражать волхвам чрез служение Христу • Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ • Целомудрие • долг всякого христианина. Беседа 8 На Mф. II, 11–15 . Что побуждало волхвов поклониться Младенцу • Для чего они удаляются в Персию • Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение • Для чего Христос посылается в Египет • Пророчество Ocuu XI, 1 получает надлежащее исполнение во Христе • Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову • Пустынножительство в Египте • Слава великого Антония • Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим. Беседа 9 На Mф. II, 16–23 . Для чего Бог попустил избиение младенцев • Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на небе • В жизни человека все совершается по действию бож. Промысла • В доказательство Своей силы, Бог исполняет свои намерения средствами противоположными • Почему Иосиф приходит в Назарет • Пророческие писания не все сохранены евреями • Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами • Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души. Беседа 10 На Mф. III, 1–6 . Какое время означается выражением «во дни оны» • Почему Христос крестился тридцати лет • Отличие крещения Иоаннова от данного Христом • Цель пришествия Иоанна • Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками • Образ жизни Иоанна • Увещание подражать Иоанну • Близость суда и необходимость покаяния • Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми • Почему Бог не скоро исполняет наши прошения • Польза искушений. Беседа 11

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010