В 355 году Констанций провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене и отправил начальником войск в Галлию, ..где шла упорная и тяжелая борьба с наступавшими германцами, которые разоряли страну, разрушали города и истребляли население. Юлиан удачно справился с трудной задачей спасти Галлию и под Аргенторатом (ныне Страсбургом) нанес германцам сильное поражение. Главной резиденцией Юлиана в Галлии сделалась Лютеция (Lutetia Parisiorum; позднее Париж). Это был в то время и небольшой город на острове Сены, сохранившем до сих пор название la cite (лат. civitas), т. е. город, который был соединен деревянными мостами с обоими берегами реки. На левом берегу Сены, где уже было немало домов и садов, находился построенный, вероятно, Констанцием Хлором дворец, остатки которого, около музея Клюни, видны и теперь. Юлиан избрал дворец своим местопребыванием. Он любил Лютецию и в одном из своих позднейших сочинений вспоминает о зимовке в " дорогой Лютеции " . Дела Юлиана шли удачно, и германцы были отброшены за Рейн. " Я, будучи еще цезарем, - писал Юлиан, - в третий раз перешел Рейн; я потребовал от зарейнских варваров 20.000 пленных... я, по воле богов, взял все города, немногим меньше сорока " . Среди войска Юлиан пользовался большой любовью. Констанций с подозрением и завистью относился к успехам Юлиана. Предпринимая персидский поход, он потребовал от него присылки из Галлии вспомогательных отрядов. Галльские легионы возмутились и, подняв Юлиана на щит, провозгласили августом. Новый август потребовал от Констанция признания совершившегося факта. Последний не соглашался. Грозила вспыхнуть междоусобная война. Но в это время Констанций умер. В 361 году Юлиан был признан императором на всем пространстве империи. Сторонники Констанция и люди, близко к нему стоявшие, подверглись жестоким преследованиям и карам со стороны нового императора. Будучи в это время уже убежденным сторонником язычества и будучи вынужден до смерти Констанция скрывать свои религиозные взгляды, Юлиан, став полновластным государем, прежде всего решил приступить к выполнению своей заветной мечты, а именно к восстановлению язычества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434241/

В некоторых регионах праздник Богоявления-Рождества или Крещения отмечался особо через 9 месяцев, в начале римского года. В памятнике сирийской письменности (не позже нач. IV в.) «Учение апостолов» сказано: «Соблюдай день Светов (т. е. Богоявления) нашего Спасителя, который глава праздников Церкви, в шестой день месяца канун согласно долгим вычислениям греков...» . В связи с появлением особого праздника Богоявления иногда проводилась не менее яркая параллель между творением мира и явлением миру родившегося Спасителя, тем более что некоторые иудеи полагали, что первый Адам был сотворен 6-го числа месяца тишри, т. е. 6 января. Так, например, рабби Елиезер во II в. по Р. Х. писал: «В тишри мир был сотворен; в тишри патриархи были рождены; в тишри патриархи умерли... На новый год Иосеф освободился из темницы; на новый год прекратилось рабство наших предков в Египте» . Армянский богослов VII в. Анания Ширакаци, позиция которого подробнее будет изложена ниже, в конце своего «Слова о праздниках Рождества и Крещения», пересказывая утерянное сочинение св. Поликарпа Смирнского, писал: «...рождество произошло в первый день недели. И подобало, чтобы в тот день, в который началось творение - что было, конечно, прообразованием, - чтобы в тот день Спаситель всех пришел в мир, родившись, но сохранив девство непорочным» . 3. ПРАЗДНОВАНИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ 6 ЯНВАРЯ Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества в церковном праздновании Богоявления, совершавшемся в Лютеции (Lutetia Parisiorum; позднее Париж): «И чтобы скрыть это, в праздничный день, который христиане в январе месяце называют Богоявлением (Epiphania), [Юлиан,] войдя в их церковь, торжественно поклонился изображению и удалился» . Наиболее вероятной датой для данного события оказывается 6 января 360 г. Византийский хронист Иоанн Зонара (XI-XII в.) писал, что Юлиан посетил храм «в день рождества Спасителя (τς γενεθλου το Σωτρος μρας φεστηκυας), чтобы воины сочли его единоверным себе » . Действительно, Марцеллин ничего не говорит о проповеди св. Иоанна Предтечи или об освящении вод, но только о поклонении «изображению» (numen), которое, так или иначе, должно было быть символом воплотившегося Бога Слова. В то же самое время используемая здесь латинская транслитерация греческого слова πιφνεια подтверждает греческое происхождение этого праздника, распространенного в Галлии.

http://bogoslov.ru/article/373000

3. Празднование Богоявления 6 января Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления 30  содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества в церковном праздновании Богоявления, совершавшемся в Лютеции (Lutetia Parisiorum; позднее Париж): «И чтобы скрыть это, в праздничный день, который христиане в январе месяце называют Богоявлением (Epiphania), [Юлиан,] войдя в их  церковь , торжественно поклонился изображению и удалился» 31 . Наиболее вероятной датой для данного события оказывается 6 января 360 г. 32  Византийский хронист Иоанн Зонара (XI–XII в.) писал, что Юлиан посетил храм «в день рождества Спасителя ( τς γενεθλου το Σωτρος μρας φεστηκυας ), (…) чтобы воины сочли его единоверным себе (…)» 33 . Действительно, Марцеллин ничего не говорит о  проповеди  св. Иоанна Предтечи или об освящении вод, но только о поклонении «изображению» (numen), которое, так или иначе, должно было быть символом воплотившегося Бога Слова. В то же самое время используемая здесь латинская транслитерация греческого слова  πιφνεια  подтверждает греческое происхождение этого праздника, распространенного в Галлии. Более ранняя история праздника Богоявления приоткрывается благодаря ряду разрозненных и не вполне согласованных друг с другом свидетельств. Одни древние авторы писали о дне Богоявления 6-го января как о дне Крещения, другие – как о дне Рождества. К первой группе относятся  Климент Александрийский ,  Ориген  и свт.  Афанасий Александрийский , ко второй – свт.  Епифаний Кипрский , паломница Эгерия, неизвестные составители Армянского лекционария. Климент Александрийский  († до 215 г.) писал о том, что последователи гностика Василида праздновали Крещение Иисуса 11 или 15 числа месяца тиби, то есть 6 или 10 января 34 : «Сторонники Василида также празднуют и день Его Крещения, проводя предшествующую ночь в чтениях. Они говорят, что [оно произошло] в пятнадцатый год кесаря Тиберия, 15 тиби, а некоторые в свою очередь – 11 того же самого месяца» 35 . Особое почитание праздника Крещения хорошо вписывалось в гностическую богословскую систему – так, например, согласно учению гностика Керинфа Божественный Христос впервые явился на земле во время Крещения человека Иисуса 36 . Несмотря на то, что Климент по сути дела описывает гностический культ, его свидетельство ценно и для истории христианского богослужения.

http://bogoslov.ru/article/6172043

Но это великолепие не было продолжительным. Эпоха Возрождения оказалась недостаточно беспристрастной: ее не удовлетворяло созидание – она хотела ниспровергать. Правда, она нуждалась в свободном пространстве. Вот почему вполне готическим Париж был лишь одно мгновение. Еще не закончив церкви Сен-Жак-де-лаБушри, уже начали сносить старый Лувр. С тех пор великий город изо дня в день утрачивал свой облик. Париж готический, под которым изглаживался Париж романский, исчез в свою очередь. Но можно ли сказать, какой Париж заменил его? Существует Париж Екатерины Медичи – в Тюильри , Париж Генриха II – в ратуше, оба эти здания еще выдержаны в строгом вкусе; Париж Генриха IV – это Королевская площадь: кирпичные фасады с каменными углами и шиферными кровлями, трехцветные дома, Париж Людовика XIII – в Валь-де-Грас: приплюснутость, приземистость, линия сводов напоминает ручку корзины, колонны кажутся пузатыми, купола горбатыми; Париж Людовика XIV – в Доме инвалидов, громоздком, пышном, позолоченном и холодном; Париж Людовика XV – в церкви Сен-Сюльпис: завитки, банты, облака, червячки, листья цикория – все высечено из камня, Париж Людовика XVI – в Пантеоне, плохой копии с собора св. Петра в Риме (к тому же здание как-то нескладно осело, что отнюдь его не украсило); Париж времен Республики – в Медицинской школе: это убогое подражание римлянам и грекам, столь же напоминающее Колизей или Парфенон, как конституция III года напоминает законы Миноса, – в истории зодчества этот стиль называют «стилем мессидора»; Париж Наполеона – на Вандомской площади: бронзовая колонна, отлитая из пушек, действительно великолепна; Париж времен Реставрации – в Бирже; это очень белая колоннада, поддерживающая очень гладкий фриз, а все вместе взятое представляет собой четырехугольник, стоивший двадцать миллионов. Таким образом, у Парижа наших дней нет определенного лица. Это собрание образцов зодчества нескольких столетий, причем лучшие из них исчезли. Столица растет лишь за счет зданий, но каких зданий! Если так пойдет дальше, Париж будет обновляться каждые пятьдесят лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Автор выражает глубокую признательность ныне уже покойному архиепископу Сергию Евкарпийскому, экзарху Вселенского патриарха, и бывшему Епархиальному секретарю барону Василию Николаевичу Тизенгаузену за доступ в архивы Епархиального управления Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе (Париж), а также высокопреосвященному митрополиту Лавру (Русская Зарубежная Церковь , США) за сведения, относящиеся к духовенству Зарубежной Церкви, и г. Алексею Либеровскому, заведующему архивами Американской Православной Церкви (Вашингтон, США), за предоставление материалов из архивных фондов Американской митрополии. Выражаю благодарность следующим лицам, которые предоставили нам материалы или помогли своими советами: архиепископу Иллариону Сиднейскому (Русская Зарубежная Церковь , Австралия), архиепископу Феофану Берлинскому (Московская Патриархия, Германия), профессору протопресвитеру Борису Бобринскому , декану Свято-Сергиевского богословского института (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, Париж), протоиерею Владимиру Дивакову (Московская Патриархия, Берлин), протоиерею Владимиру Скалону (Русская Зарубежная Церковь , Брнос-Айрес), протоиерею Евгению Чапюку (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, Париж), покойному протоиерею Михаилу Арцимовичу (Русская Зарубежная Церковь, Медон), протоиерею Веньямину Жукову (Русская Зарубежная Церковь, Париж), архимандриту Симеону (Иоанно-Предтеченский монастырь, Малдон), покойному архимандриту Матфию (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, Стокгольм), священнику Георгию Зайде (Русская Зарубежная Церковь, Мюнхен), священнику Сержу Моделю (Московская Патриархия, Брюссель), игуменье Ольге (Слезкиной) (Покровская обитель, Бюсси-ан-От), монахине Екатерине (Гире) (Париж), Николаю М. Осоргину (Париж), профессору Никите А. Струве, директору издательства «YMCA-Press» (Париж), Сергею С. Миронову, директору ГАРФ (Москва), Льву Мнухину (Москва), Кириллу Махрову (Париж), Андрею Савину ( † ), Ивану А. Чекану (Париж), Андрею Корлякову (Париж), Михаилу Г. Талалаю (Флоренция), А.Л. Гуревичу (Москва), Дэнису Брирлею (Оттава), Петру Миронову (Женева), Светлане Ершовой (Библиотека Свято-Сергиевского богословского института, Париж), Варваре Шпиганович (Париж), Жерару Горохову (Париж), Ивану Г. Дроботу (Плесси-Робэнсон), Юрки Арконен (Хельсинки), Мирко Радоичичу ( † ). Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

239 . Mouradgea d " Ohsson A. C. Histoire des mongols, depuis Tchin-guiz-Khan jusq " a Timour-Lanc. Paris, 1824. T. 1. 240 . Naruszewicz A. S. Historia... Adama Naruszewicza narodu Pol-skiego z rekopisma Biblioteki Pulawskiey i Josefa Hrabi Siera-kowskiego. Warszawa, 1780–1786. 6 t. 241 . Nicephorus. Breviarium historicum, de rebus gestis ab obitu Mauricii ad Constantinum usque Copronymum 242 . Nicephorus Callistus Xanthopulus. Ecclesiastica historia libri decem et octo. Francof., 1558. 243 . Notitiae graecorum episcopatuum/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 244 . Oderbom P. loannis Basilidis Magni Moscoviae ducis vita. Spirae, 1581. 245 . Oecumenius. Commentaria. Lutetia Parisiorum, 1630–1631; To же: Lutetia Parisiorum, 1631 246 . Ongenes. Contra Celsum. 247 . Ovidius Naso P. Tristia. 248 . Pagi A. Critica historico-chronologica in universos annales ecclesiasticos eminentissimi et reverendissimi Caesaris cardinalis Baronii. 249 . Peutingeriana tabula itineraria quae in Augusta Bibliotheca Vindobonensis nunc servatur adcurate exscripta. Vindobonae, 1753 250 . Philostorgius. Ecclesiasticae historiae a Constantino M. Ariique initiis ad sua usque tempora, libri. XII. [Genevae], 1642 251 . Photii Bibliotheca/Ex recensione Immanuelis Bekkeri. Berolini, 1824–1825. 2 t. 252 . Plinius Secundus C. Historiae naturalis libri XXXVII. Parisiis, 1723. 2 v. 253 . Procopius Caesariensis. De aedificiis imperatoris Justiniani/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 254 . Procopius Caesariensis. De bello Gothico/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 255 . Procopius Caesariensis. De bello Persico. 256 . Ptolemaeus C. De Geographia libri octo. Basileae, 1533. 257 . Ptolemaeus C. Geographia universalis, vetus et nova. Enarrationis libros VIII. Basileae, 1545. 258 . Rohrbacher R. F. Histoire universelle de l’Eglise catholique. Paris, 1842–1849. 29 v. 259 . Rufinus Tyrannius Aquileiensis. Historiae ecclesiasticae libri duae/Tyrannii Rufini Aquileiensis presbyteri Opera omnia quae de suo elucubravit ... novissime recensuit, correxit, edidit J.-P. Migne. Parisiis, 1849 (Patrologiae cursus completus. Series prima (latina). Accurante J.-P. Migne T. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

577 Федотов Г.П. Святой Филипп Митрополит Московский. Париж, 1928; Св. Геновефа и Симеон Столпник/Путь, 8,1927; Св. Мартин Турский – подвижник аскезы/Православная мысль, 1,1928; Житие и терпение св. Авраамия Смоленского/Православная мысль, 2,1930; Святые Древней Руси. Париж, 1921; Трагедия древнерусской святости/Путь, 27,1931; Стихи духовные. Париж, 1935; The Russian Religious Mind. M> 1. I. Kievan Christianity. Cambridge, MA, 1946; VbL II. The Middle Ages. Cambridge, MA, 1966; A Treasury of Russian Spirituality. New York, 1950. 579 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви, 2 тома. Париж, 1959; Вселенские Соборы. Париж, 1963. 583 Zernov, N. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. New York, 1963; Moscow the Third Rome. London, 1937; The Russians and Their Church. London, 1945. 584 О русских миссиях: Florovsky, G. Russian Missions: A Historical Sketch I The Church Overseas, 6, 1933; Bolshakov, S.N. The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church. London, 1943. Следует также отметить общие введения и обзоры: ШмеманА. Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954; Meyendorff, J. The Orthodox Church, Its Past and Its Role in the «World Today. New York, 1962; a также труды о положении Церкви в СССР: Timashev N. S. Religion in Soviet Russia, 1917–1942. New York, 1942; Боголепов A.A. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, Андреев И.М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Джорданвиль, 1952; Struve, N. Les Chrétiens en USSR. Paris, 1963. 587 См.: Троицкий С.В. Философия христианского брака. Париж, 1933; Evdokimov, P. Le Mariage, Sacrement de l’Amour. Lyon, 1944; La Femme et le Salut du Monde. Paris, 1958. 588 Следует отметить: Спекторский Н.В. Христианство и культура. Прага, 1925; Франк С.Л. Духовные основы общества. Париж, 1930; Алексеев Н.Н. Религия, право и нравственность. Париж, 1930; Зеньковский В.В. Наша эпоха. Париж, 1955; Ильин И.А. Основа христианской культуры. Женева, 1937; Федотов Т.П. Христианин в революции. Париж, 1957; Верховский С.С., ред. Православие в жизни. Сборник статей. Нью-Йорк, 1953.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Бердяев, Николай, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, Париж, YMCA-Press, 1952. Философия свободы, Москва: Путь, 1912. Философия свободы. Смысл творчества, Москва: Правда, 1989. Философия свободного духа: Проблематика и апология христианства, Париж: YMCA-Press, 1927–28, 2 т. О назначении человека, Москва: «Республика», 1993. О рабстве и свободе человека, Париж: YMCA-Press, 1939 Самопознание. Опыт философской автобиографии, Париж: YMCA-Press, 1949–1983. Смысл творчества, Москва: 1915; Париж: YMCA-Press, 1990. Sub specie aeternitatis, Санкт-Петербург, 1907. «О расширении опыта», Вопросы философии и психологии, 103(1910). «Проблема востока и запада в религиозном сознании Соловьева», Сборник первый: О Владимире Соловьеве, Москва: Путь, 1911. «Вера и знание», Вопросы философии и психологии, 102 (1910). Berdiaev, Nikolai. Christian Existentialism: A Berdiaev Synthesis. selected and trans. Donald A. Lowrie, New York: Harper & Row. Harper Torchbooks, 1965. Bolotov, Vasily, " Thesis by a Russian Theologian on the Filioqiie. Revue Int. de Theologie, 5 (1898): 681–712; переиздано в: Isrina (Paris), no. 1 (Janvier-Mars 1972): 261–289. Булгаков, Сергий, прот., Агнец Божий, Париж: YMCA-Press. 1933. Автобиографические заметки, Париж: YMCA-Press, 1946. Два Града, Москва: Путь, 1911,2 т. Философия хозяйства, Москва: Путь, 1912. Философия хозяйства, Трагедия философии, Сочинения в двух томах, ред. Сергей Хоружий, Москва: Наука, 1993, т. 1. «Главы о Троичности», Православная Мысль, Париж (1928), 1:31–88; 2:57–85. Икона и иконопочитание, Париж: YMCA-Press, 1931. Карл Маркс как религиозный тип, СПБ.: изд. Жуковского, 1907 Свет Невечерний, Москва: Путь, 1917. Утешитель, Париж: YMCA-Press, 1936. Интеллигенция и Религия: Религия человекобожия в русской революции, Москва: Изд. Снегирева, 1908; также в кн. Два Града, Москва: Путь, 1911, т. 1. «Природа в философии Вл. Соловьева», Сборник первый: О Владимире Соловьеве, Москва: Путь , 1911. Религия человекобожия у Фейербаха, Москва: Свободная совесть, 1906, 80 р.; Два Града, Москва: Путь, 1911, т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

языках. М. Курдюмов Православие и большевизм Впервые: Путь. Париж, 1930 г. N° 22. С. 67–92. Печатается по первой публикации. М. Курдюмов – псевдоним Каллаш Марии Александровны (урожд. Новиковой; 1886–1954). Род. 18.12.1886 в Тверской губернии. Литературовед, публицист, жила в Москве. В первой половине 1920-х гг. выехала в научную командировку в Италию, а затем обосновалась в Париже. Занималась изучением богословских вопросов, преподавала в школе в Quincy, активно участвовала в церковной жизни русской православной общины. Скончалась в Париже. Сочинения: Кому нужна церковная смута. Париж, 1928; В. В. Розанов . Париж, 1929; Церковь и новая Россия. Париж, 1933; Сердце смятенное. О творчестве А.П. Чехова. Париж, 1934; Рим и Православная Церковь . Париж, 1939. Г.П. Федотов Проблемы будущей России Впервые: Современные записки. Париж, 1931. 46. С. 388–393. Печатается по первой публикации. Федотов Георгий Петрович (1886–1951) – религиозный философ, историк культуры, либеральный публицист, историк-медиевист, член религиозно-философского кружка А.А. Мейера. С 1925 г. в эмиграции. Преподавал в Богословском институте в Париже. Активный участник РСХД; руководитель журнала «Новый град» (1931–1940), исповедовавшего идеи христианского социализма. С 1943 г. жил в США, где и скончался. Его утверждения о «снижении» мистического уровня Православной Церкви даны в ряде работ, в т. ч. «Трагедия древнерусской святости» (Путь. 1931. 27). Сочинения: Новый град. Нью-Йорк, 1952; Христианин и революция. Нью-Йорк, 1957; Лицо России. Париж, 1967; Россия, Европа и мы. Париж, 1973; Тяжба о России (1982); Защита России (1988); Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс, Гнозис, 1991; Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры: В 2 т. СПб.: София, 1991–1992. Полное собрание статей: В 6 т. Париж, 1988; Собр. соч.: В 12 т. М., 1996. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991. О святости, интеллигенции и большевизме.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Толк. на псал. 118: твор. т. 1, стр. 1203. Париж, 1845 г. Бл. Феодорит. Толк. на виден. пр. Даниила: твор. ч. 4, стр. 201. Москва, 1857 г. Св. Анастас. синаит. на шестоднев. кн. 5: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 89, стр. 920. Париж, 1860 г. 455 В этом уверяемся из мест, приведенных нами пред сим из творений св. отцев и писателей Церкви. Впрочем, некоторые из древних, большею частию западные, полагали, что ангел-хранитель дается человеку с самого рождения его. Бл. Иероним. Толк. на еванг. Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 83. Париж, 1706 г. Бл. Августин. О град. Бож. кн. 19, гл. 14: твор. т. 7, стр. 447. Антверпен, 1700 г. 456 Так, св. Григорий чудотворец изображает ангелов-хранителей, как надзирателей, воспитателей, учителей и руководителей наших, Климент александрийский – как надзирателей наших, Ориген – как защитников, покровителей и наставников, св. Василий великий – как детоводителей и пастырей, св. Григорий нисский – как хранителей нашей жизни, Иларий поатьерский – как свидетелей нашей воли, бл. Иероним – как всегдашних спутников наших в жизни. Св. Григор. чудотв. Похвал. слов. Оригену : твор. стр. 181–182. Маинц, 1604 г. Клим. алекс. Стром. кн. 5: твор. стр. 592. Париж, 1641 г. Ориген . Бесед. 8 на кн. Бытия, чл. 8: твор. т. 1, стр. 83. Париж, 1733 г. Толк. на пр. Иезекииля: твор. т. 3, стр. 358. Париж, 1740 г. Св. Григор. нисск. Слов. на 40 мученик. 2: твор. т. 3, стр. 779. Париж, 1858 г. Илар. поат. Толк. на псал. 118: твор. стр. 250. Кельн, 1617 г. Бл. Иерон. Сказан. о добродет. св. Павлы: христ. чт. 1847 г. ч. 4, стр. 188. 457 «По выходе из тел, – пишет один древний писатель, – души праведных отделяются от душ нечестивых, именно отводятся ангелами туда, кто куда достоин: души праведников – в рай, для блаженного общения с ангелами и архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Христа Спасителя, по сказанному: благоволим паче отъити от тела, и внити ко Господу ( 2Кор. 5:8 ), а души нечестивых – во ад, как сказано о Навуходоносоре, царе вавилонском: ад доле огорчися, среть тя ( Ис. 14:9 ), и блюдутся в подобающем им состоянии до дня воскресения и решительного воздаяния». Иларий поатьерский также говорит: «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение ( Пс. 57:11 ). Видение воздаяния – радость для праведников: ибо они исполняются веселием, когда, быве отведены ангелами в обитель вечного упокоения, обращаются мыслию к воздаянию, заслуженному грешниками». Св. Феодор студит учит: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо где мысль о смерти, там удаление от страстных расположений. Размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела. Размышляй и о последующем отведении души в страну небесную» Св. Иустин. муч. Вопрос. и ответ. к православным: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 6, стр. 1317. Париж, 1857 г. Илар. поат. Толк. на псал. 57: твор. стр. 219. Кельн, 1617 г. Св. Феодор. студ. Письм. к Евфросинии: твор. стр. 1429. Париж, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010