Отдельные ответы из сборника, касающиеся гл. обр. осуждения Оригена, были изданы Б. Монфоконом (P., 1715) по рукописи из собрания Куалена (Coislin. 281) и затем воспроизведены в изданиях А. Галланди (Venetiis, 1765-1781) и Ж. П. Миня (PG. 86А. Col. 892-901 [письма 606-610/Ep. 600-604]). Вопросы прп. аввы Дорофея с ответами прп. Иоанна, еще ранее изданные И. Я. Грюнеусом (Monumenta SS. Patrum orthodoxographa. Basileae, 1569), были также опубликованы в Патрологии Миня (PG. 88. Col. 1812-1820B). Первое полное издание сборника, подготовленное Никодимом Святогорцем и переписанное в неск. экземплярах святогорскими отцами в 1803 г., вышло в Венеции в 1816 г.; оно основывается на несохранившейся рукописи из Вел. лавры. Нумерация «Ответов» у прп. Никодима была несовершенной: из 849 ответов пронумерованы только 836; номера 252, 253, 261, 326, 558, 787, 789 повторены дважды; после 543 следовал сразу 554. С исправленным порядком ответов, а также с незначительными текстологическими изменениями, сделанными С. Схинасом, издание прп. Никодима неск. раз было опубликовано в Греции во 2-й пол. XX в. (1960,1988, 1989). Известный патролог Читти в 1966 г. в сер. «Patrologia Orientalis» опубликовал 1-ю часть критического издания, основывающегося на рукописях Coislin. 124, Vatoped. 2, Sinait. gr. 411, в к-рую вошли 124 ответа. Хотя данное издание прервалось из-за кончины Читти в 1971 г., собранные им материалы продолжали изучаться. В 90-х гг. XX в. Ней в сотрудничестве с П. Анджелис-Ноа подготовил новое полное критическое издание «Переписки» преподобных В. В. и Иоанна с учетом всех имеющихся рукописей в сер. «Христианские источники» (SC; 1997, 2000, 2001); оно стало прорывом в изучении наследия двух старцев. Наряду с греч. текстом издавались также переводы на др. древние языки. В составе т. н. «Сада монахов» были опубликованы извлечения из араб. перевода. Груз. текст вместе с франц. переводом издан Б. Утье ( Outtier. 1972). Отдельные ответы переводились на франц. язык ( Vailh é. 1904; Hausherr I.//OCA. 132, 144, 157; Gouillard J. Petite Philocalie. P., 1953. P. 94-98); полный перевод сделан Л. Реньо ( Regnault. 1967; 1971). Имеются также переводы на нем. ( Diezt. 1963), итал. ( Lovato, Mortari. 1991), англ. ( Rose. 1990 - не с греч. оригинала, а с рус. издания 1855 г.), серб. (Хиландар, 1996) и новогреч. ( Ζαχαριδου. 1988-1989) языки.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

SC (см. выше); Diezt M. Von Reichtum des Schweigens: Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jh.), ausgew. und zum ersten Male ins Deutsche übers. Zürich etc., 1963; Seraphim Rose, Fr. Saints Barsanuphius and John: Guidance toward Spiritual Life: Answers to the Questions of Disciples/St. Herman of Alaska Brotherhood. Platina (Calif.), 1990; Lovato T. M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. R., 1991. (Collana di Testi Patristici; 93); Ава Bapcahyфuje и Jobah Пророк. Духовно Манастир Хиландар, 1996; Ζαχαριδον (см. выше); русские переводы: Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249–252 [пересказ]; Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского; Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1852 [пер. на церковнослав. яз., записан рус. буквами]. Вопросоответы: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца. М., 1855 [алф. указ. наставлений], 18832, 18923. СПб., 19054. М., 1993, 1995, 2001 [репринты и переизд. 4-го изд.]; отрывки: 1) в пер. иером. Пахомия (1815), опубл.: Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 257–270; Душеспасительные наставления//Там же. 1834. Ч. 1. С. 158–175; Ч. 3. С. 244; Там же. 1835. Ч. 2. С. 262–276; Там же. 1836. Ч. 4. С. 41–54; 2) в пер. свт. Феофана, еп. Вышенского: Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 559–598; 3) Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439 [по изд.: М., 1883]; 4) Избр. места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна/Собр. Вел. кнг. Милицей Николаевной. СПб., 1908; 5) Уроки духовной мудрости преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Серг.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

1372 . Βαρσανουφου κα ωννου ραταποκρσεις Κεμενο, μετφραση, σχλια π τν Ζαχαριδου Σ. А- Γ. Θεσσαλονκη, 1988–1989 ( λληνες πατρες τς κκλησας. Φιλοκαλα τν νηπτικν κα σκητικν 10 А, В, Γ). 1373 . Barsanuphius and John. Questions and Answers/Crit. ed., transl. Chitty D. J.//PO 31(3). 449–616 (5–172) [только главы 1–124]. Βαρσαννουφου κα ωννου, Κεμενα διακριτικ κα συχαστικ ( ρωταποκρσεις). κδ. τοιμασα ερ ς Μονς γου ωννου Προδρμου Καρα. Т. А, Β. θναι, 1997. 1374 . Новейшее крит. изд.: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Introd., texte crit., notes Neyt F., Angelis-Noah P. de, trad. Regnault L. 1: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1–71. P., 1997. (SC 426); T. 2: Lettres 72–223. P., 1998. (SC 427). 2: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224–398. P., 2000. (SC 450); T. 2: Lettres 399–616. P., 2001. (SC 451). 3: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617–848. P., 2002. (SC 468). Древние переводы 1375 . Graf G. Geschichte. 1 Bd. P. 406 [относительно араб. перевода]; Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï 14 .120). 116–117 [относительно груз. перевода]; Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondancë recueil complet/Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. 1 Solesmes, 1972. 2 Sablé-sur-Sarthe 1993. 574. Zanetti U.//AB 1993. 111 (3–4). 418–419. [Греч. и груз. тексты во франц. пер.]. Переводы на совр. языки Франц. пер.: 4 .1374, 1375. Нем. пер.: 1376 . Dietz М. Von Reichtum des Schweigens. Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jahrh.), ausgewählt und zum ersten Male ins Deutsche übersetzt. Zürich; München; Paderborn; Wien 1963. Итал. пер.: 1377 . Teresa Lovato M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. Roma 1991. (Collana dei Testi Patristici. 93). Англ. пер.: 1378 . Fr. Seraphim Rose. Saints Barsanuphius and John. Guidance toward spiritual life. Answers to the questions of Disciples. St. Herman of Alaska Brotherhood. California, 1990 пер. – в крит. изд. Д. Читти 4 .1373).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1980. Vol. 98. P. 25-38; Flusin B. Miracle et histoire: À propos de l " œuvre de Cyrille de Scythopolis: Diss. P., 1980; idem. Miracle et hiérarchie//Hagiographie, cultures et sociétés, IVe-XIIe siècles: Actes du Colloque organisé à Nanterre et à Paris (2-5 mai 1979). P., 1981. P. 299-317; idem. Miracle et histoire dans l " œuvre de Cyrille de Scythopolis. P., 1983; idem. L " hagiographie palestinienne et la réception du concile de Chalcédoine//Λειμν: Studies Presented to L. Rydén on His 65 Birthday/Ed. J. O. Rosenqvist. Uppsala, 1996. P. 25-47; idem. Un hagiographe saisi par l " histoire: Cyrille de Scythopolis et la mesure du temps//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Century to the Present/Ed. J. Patrich. Louvain, 2001. P. 119-126. (OLA; 98); idem. Paternità spirituale e comunità monastica nell " agiografia palestinese del VI secolo//Storia della direzione spirituale/Ed. G. Filoramo. Brescia, 2006. Vol. 1. P. 397-422; Dolbeau F. La vie latine de S. Euthyme: Une trad. inédite de Jean, diacre napolitain//Mélanges de l " Ecole française de Rome: Moyen Âge - temps moderns. R., 1982. Vol. 94. N 1. P. 315-335; Esbroeck M., van. Le codex rescriptus Tischendorf 2 à Leipzig et Cyrille de Scythopolis en version arabe//Actes du II e Congrès intern. d " études arabes chrétiennes (Oosterhesselen, sept. 1984)/Ed. S. Khalil. R., 1986. P. 81-91. (OCA; 226); Binns J. Cyril of Scythopolis and the Monasteries of the Palestinian Desert: Diss. L., 1989; idem. The Miracle Stories of Cyril of Scythopolis//StPatr. 1989. Vol. 23. P. 3-7; idem. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf.; N. Y., 1994; Baldelli R., Mortari L., ed. Cirillo di Scitopoli: Storie monastiche del deserto di Gerusalemme. Brescia, 1990. (Scritti monastici; 15); Stallman-Pacitti C. J. Cyril of Scythopolis: A Study in Hagiography as Apology. Brookline, 1991; Hirschfeld Y. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven; L., 1992; idem. The Desert of the Holy City: The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

156 . Storie monastiche del deserto di Gerusalemme/A cura di Baldelli A., Mortari L. Praglia 1990. Константинопольское монашество 157 . Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898). Извлечено из сочинения аббата Марена. СПб. 1899. 158 . Соколов И. И. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204)//ПС 1892. 3. 205–240; 1893. 2. 98–150, 230–275; 1894. 2. 276–289. 159 . Соколов И. И. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204)//ПС 1893. 3. 113–124, 195–244. 160 . Соколов И. И. Нравственность и умственное состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204)//ПС 1893. 3. 457–502, 600–642. 161 . Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования. Казань 1894. 536, XX, XII, I. [Отд. изд. вышеуказ. циклов статей]. Он же. Вступ. речь перед защитой дисс. Казань 14 [из: ПС 1893]. Красносельцев Н. К вопросу о состоянии монашества на востоке...//ХЧ 1900 (210/2). 8. 629–644. СПб. 2003. 462 [с дополн.]. 162 . Dagron G. Les moines et la ville. Le monachisme à Constantinople jusqu’au concile de Chalcédoine (451)//TM 1970. 4. 229–276. 163 . Dagron G. Naissance d’une capitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P. 1974. 164 . Morris R. Monks and laymen in Byzantium, 843–1118. Cambridge; Ν. Y. 1995. XXII, Louth A.//JThS 1997. 48(1). 306–308; Munitiz J. A.//J. of Hellenic Studies. L. 1997. 117. 268–270. Акимиты Энцикл. статьи 165 . Крюков A. M. Акимиты//Православная энциклопедия. М. 2000. 1. 393–394. 166 . Grumel V. Acémètes//DS 1. 169–175. 167 . Martin E. Acémètes//DThC 1. 304–308. Cf.: Tables I, 18. 168. 168 . Pargoire J. Acémètes//DACL 1/1. 1907. 307–321. 169 . Riedinger R. Akoimeten//TRE 2. 1978. 148–153. 170 . Vailhe S. Acémètes//DHGE 1. 274–282. Исследования 171 . Gedeon Μ. ναγνσεις κ το ρολογου τς τν κοιμτων μονς//EkklAl 1903. 23. 380–382; 390–392.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Camelot C. Th., Hellénisme (et spiritualité patristique), DS 7 (1968) 145–164. Camelot C. Th., Hellénisme et pensée chrétienne, in Catholicisme 5 (1958) 588–592. Chadwick H., Early Christian Thought and Classical Tradition. Studies in Justin, Clement and Origen, Oxford 1966. Crouzel H., Origène et la philosophie, Paris 1962. Daniélou J., Humanisme et spiritualité, DS 7,1 (1969) 947–959. Daniélou J., Message évangéligue et culture hellénistique aux Ile et Ille siècles, in Histoire des doctines chrétiennes avante Nicée, vol. II, Paris-Tournai 1961. Festugière A. J., Uenfant d’Agrigente, Paris 1950. Festugière A. J., L’idéal religieux des Grecs et l’Évangile, Paris 1932. Ivánka E. von, Hellenistisches und Christliches im frühbyzantinischen Geistesleben, Wien 1948. Ivánka E. von, Plato Christianus, Uebernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter, Einsiedeln 1964. Jaeger W., Das frühe Christentum und die griechische Bildung, Berlin 1963. Warkotsch A., Antike Philosophie im Urteil der Kirchenväter, München-Paderborn-Wien 1973. Wolfson H. A., The Philosophie of the Church Fathers, vol. I, Faith, Trinity, Incarnation, Cambridge (Massachusetts) 1956. Византийские авторы Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, München 1959. Byzantine Christian Heritage. Lectures on the Inst. John XXIII , New York Г966. Dölger F. – Schneider A. M., Byzanz, Bern 1952. Hausherr I., Contemplation chez les Orientaux chrétiens, IL Exposé historique. Principaux auteurs, DS 2 (1953) 1787–1801. Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, München 1897. La Filocalia, перевод B. Artioli – F. Lovato, Torino 1982 слл. Meyendorff J., Byzantine Theology, Historical Trends and Doctrinal Thèmes, New York 1974. Solignac A., Nicon de la Montagne-Noire., DS 11 ( 1982), 319–320. Špidlik T., Bizantino, monachesimo, DIP 1 (1973) 1466–1474. Špidlik T., Constantinopoli, DIP 3 (1976) 173–177. Stiernon D., Nicodème Vhagiorite, DS 11 (1982) 234–250. The Philokalia. The Complété Text.., перевод G. E. H. Palmer – Ph. Sherrard – K. Ware, London-Boston 1979 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Итал. пер.: 160 . La Filocalia/A cura di Nicodimo Aghiorita e Macario di Corinto; trad., introd. e note di Artioli М. B., Lovato M. F. Torino. 1 (1982) – 4 (1987). cattolica. 1983. 134:3. 197; 1984. 135:3. 446; 1988. 139:3. 205; pidlik T.//Civiltà cattolica. 1986 (ag.). 137(2:16). 257. Исп. пер.: 161 . Filocalia/Introd., notes de p. Placide Deseille. Barcellona. 1–2 (1994). (Classicos del Cristianismo. 50). Nin M.//Questiones de vida cristiana. 1995. 176. 158–159. Частичные переводы и выдержки из полных 162 . Byzantinische Mystik: ein Textbuch aus der «Philokalia»/Ausgew. und übers. von Dahme K. Salzburg. 1989–1995. 1: Das Erbe der Mönchsväter. 198. 2: Die Lehre von der geistlichen Stille. 146. 163 . Filocaliä la pregïria del cor/Santos Pares. Barcellona 1979. 164 . Filokalia De waakzaamheid van hart/De heilige Hesaias de Kluizenaar, Abba Filêmoon, Filotheos van de Sinaï, Hesychius van Batos; vert., ingel., van noten en reg. voorz. door Wagenaar Chr. OCSO. Bonheiden 1982. 175. (Monastieke cahiers. Bron. 22). 165 . Kleine Philokalie zum Gebet des Herzens/Hrsg. Gouillard J., eingef. Frei G., übers. Schwarzenbach J. Zürich 1957. 242. [Адаптация франц. пер. Гуйара]. Bacht Η.//BZ 1959. 52. 108–110; Вауег М.//OS 1958. 7. 285; ThL 1958. 83. 883. 166 . Kleine Philokalië Belehrungen der Mönchsväter der Ostkirche über das Gebet/Ausgew. und übers. Dietz М., eingel. Smolitsch I. Zürich; Köln 1956. 192. 2 1976. V. С.//Augustinus. 1959. 4:15. 427; Ecumenical Rev. 1956–1957. 9. 468; Theologie und Glaube. 1957. 47. 237. [Антология; переводы, в осн., с рус. пер. еп. Феофана или франц. пер. Гуйара]. 167 . La Filocalia. Alessandria 139. (Filocalia dei padri neptici. 1). Gläser P. P.//OS 1981. 30. 169;//Civiltà cattolica. 1981. 132:4. 97. 168 . Nouvelle Petite Philocalië extraits thématiques de la Grande Philocalie grecque/Ed. Touraille J.//Labor et Fides. 1992. 195. (Perspective orthodoxe. 10). 169 . Petite Philocalie de la prière du coeur/Trad. et prés. par Gouillard J. P. 1953. 336. (Documents spirituels. 5; Livre de vie. 83–84). 1954. 12. 265; J. de psychologie normale et pathologique. 1955. 52. 392; Monde nouveau paru. 1954 (Avril). 10:78. 120; Guillaumont A.//RHR 1953. 144. 243; RHE 1955. 50. 709. 2 1968. 260. 3 1979. 250. (Points. Sagesses. 20). пер.: 3 Milano 1990.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Пер.: англ.: Writings from the «Philocalia» on the Prayer of the Heart/Transl. E. Kadloubovsky, G. E. H. Palmer. L., 1951, 1992 [Пер. c рус.]; The Philokalia: The Complete Text Compiled by St. Nikodimos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth/Transl. from the Greek and ed. by G. E. H. Palmer, Ph. Sherrard, K. Ware with the assistance of the Holy Transfiguration monastery (Brookline), C. Cavarnos, B. Osborne, N. Russell. L., 1979, 1981. 2 vol.; франц.: Petite Philocalie de la prière du coeur/Trad. et présent. par J. Gouillard P., 1953. (Documents spirituels; 5); Touraille J. Textes philocaliques: Symeon de Thessalonique. De la vie de Maxime le Capsocalyvite. Discours sur les paroles de la prière divine//Contacts. 1976. Vol. 28(93). P. 46–59; Philocalie des pères neptiques: Composée à partir des écrits des saints pères qui portaient Dieu: Publiée pour la première fois par saint Nicodème l’Hagiorite à Venise, en 1782/Trad. franç. [sous la responsabilité du Père B. Bobrinskoy et du groupe de trad. de la Philocalie]. Bégrolles-en-Mauges, 1979–1991. 11 vol.; нем.: Kleine Philokalie: Belehrungen der Mönchsväter der Ostkirche über das Gebet/Ausgew. und übers. M. Dietz, eingel. I. Smolitsch. Zürich, 1956, 19893; Kleine Philokalie zum Gebet des Herzens/Hrsg. J. Gouillard, eingef. G. Frei, übers. J. Schwarzenbach. Zürich, 1957; Byzantinische Mystik: Ein Textbuch aus der «Philokalia»/Ausgew. und übers. von K. Dahme. Salzburg, 1989, 1995. 2 Bde; итал.: Philokalia: Testi di ascetica e mistica della Chiesa orientale/A cura di G. Vannucci. Firenze, 1978, 1981. 2 vol.; La Filocalia. Alessandria, (Filocalia dei padri neptici; 1); La Filocalia: A cura di Nicodimo Aghiorita e Macario di Corinto/Trad., introd. e note di M. B. Artioli, M. F. Lovato. Torino, 1982–1987. 4 t.; испан.: Filocalia: La plegaria del cor. Barcelona, 1979, 19872; Filocalia/Introd., notes de p. Placide Deseille. Barcelona, 1994. 2 t. (Classicos del Cristianismo; 50); голл.: Filokalia: De waakzaamheid van hart/De heilige Hesaias de Kluizenaar, Abba Filkmoon, Filotheos van de Sinaï, Hesychius van Batos; vert., ingel., van noten en reg. voorz. door Chr. Wagenaar. Bonheiden, 1982. (Monastieke cahiers. Bron.; 22); румын.: Stniloae D. Filocalia sfintelor nevoin e ale desvr irii/Trad., introd., si note de D. Stniloae. Sibiu, 1946–1948 T. 1–4; Bucur., 1975–1981 T. 5–10; Filocalia: Versiunea in limba român a antologiei in limba greac, publicat la Vene ia in 1782 de sfântul Nicodim Aghioritul i sfântul Macarie mitropolitul Corintului la care s au adugat i alte texte/Editie ingrijit, note, postfata de D. Uricariu, stud. introd. de V. Cândea. [N. Y.], 2001. 2 vol.

http://pravenc.ru/text/178682.html

русским изданием является издание Феофана Затворника , Москва, 1884–1905 (что касается других русских изд., см. : Un moine de l " église d " Orient, La prière de Jésus, Chevetogne 1963, ce. 56 слл.; I. Smolitsch, in Kleine Phüokalie, Köln 1956, ce. 19 слл.); франц.: Petite Philokalie de la prière du coeur, Paris 1953; нем.: M. Dietz с предисл. I. Smolitsh, cit.», англ.: Ε. Kadloubovsky, G. Ε. Η. Palmer, Writings from the Philokalia on Prayer of the Heart и Early Fathers from the Philokalia.., London 1952 слл.; итал.: La Filocalia, под ред. G. Vannucci, Firenze 1963 (сокращенный вариант); полный перевод: В. Artioli, F. Lovato, Torino, 1982 слл.; полное англ. изд.: G. Е. Н. Palmer, London-Boston, 1979 слл.; франц. изд.: Collection Philocalie des Pères neptiques», Bellefontaine, 1979 слл. 68 I. Hausherr, Saint Théodore Studite. L " homme et Vascète (d " après ses Catéchèses), in Orientalia Christ. 22, t. VI, 1, Roma 1926. 70 См. Е. Herman, Ricerche sulle istituzioni monastiche bizantine, OCP 6 (1940), cc. 293–375; T. Spidlik, Bizantino monachesimo, DIP 1 (1974), cc. 1466 слл. 75 H. Кавасила, Жизнь во Христе PG 150 491–726; пер. с греч. под ред. U. Neri, Torino 1971; франц. пер. под ред. S. Broussaleux, Chevetogne, 2 изд. 1960; нем. пер. под ред. Е. v. Ivanka, Klosterneuburg 1958; англ. пер., St. Vladimir " s Seminary Press, New York 1974. 76 . V. Grumel, Agapios Landos, DS 1 (1937), coll. 248–250; I. Hausherr, Dogme et spiritualité orientale, RAM 23 (1947), cc. 26 слл.; ОСА 183 (1969), cc. 168 слл. 78 . Un moine de l " église orthodoxe Roumaine (Scrima), L " événement philocalique dans l " Orthodoxie roumaine, in Istin a, 1958, ce. 295–328; 443–474. 79 CM. M. Viller, Nicodème VAgiorite et ses emprunts à la littérature spirituelle occidentale. Le combat spirituel et les Exercices de S. Ignace dans l " Église byzantine, RAM 5 (1924), с 174–177; русск. пер. и переложение Феофа- ном Затворником Невидимой брани, Москва, 1892; англ. пер. с русск. текста под ред. Е. Kadloubovsky и G. Е. Н. Palmer, Unseen Warfare...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Ночью на место казни пришли христиане со священниками. Они хотели похоронить мучеников, но не знали, как отличить их тела от останков преступников. После горячей молитвы они увидели души мучеников, витающие каждая над своим телом, собрали мощи и похоронили под алтарем соборной церкви. Там открылся источник св. воды, от к-рой происходили исцеления. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) Житие И. помещено дважды - под 8 янв. и 21 июня, под последней датой события изложены весьма подробно, но опущено начало истории (не упом. о браке И., а имя Василисса носит мать К.). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) Житие И. приводится только под 21 июня. В краткой редакции славяно-рус. Пролога Житие И. помещено под 21 июня, в пространной - под 22 июля, а в ВМЧ - под 21 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 322 (2-я паг.)). В К-поле в честь этих святых имп. Анастасием I (491-518) был построен храм близ форума. Освящение этой церкви отмечалось визант. календарями 5 июля (SynCP. Col. 800). По сообщению Добрыни Ядрейковича (впосл. Антоний , архиеп. Новгородский), в 1200 г. мощи И. находились в одной из церквей «за Пятерицею», т. е. за кварталом Петрий (Книга Паломник. С. 31). В Иеронимовом Мартирологе память И. и др. Египетских мучеников отмечена 6 янв., в мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) - 7 янв., в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) - 9 янв. Без указания дня памяти В. упоминается Венанцием Фортунатом (ок. 600) в гимне «О девстве» в числе св. дев и мучениц ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 35) и оба супруга - англосакс. св. Альдхельмом, еп. Шерборнским († 709 или 710), в соч. «О девственности». При свт. Григории I Великом , папе Римском, честная глава И. была перенесена из Египта в Париж. В наст. время частицы мощей И., К., В. и М. хранятся в ц. ап. Павла на Остийской дороге. Частицы мощей И. также находятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне. Ист.: BHG, N 970-971, 2209р; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 575-587; PG. 117. Col. 505; SynCP. Col. 375-377, 759-762; MartHieron. Comment. P. 28; MartRom. Comment. Р. 13; Segui G., Thoenes C., Mortari L. SS. Celco e Giuliano. R., 1966; Halkin F. La Passion ancienne des saints Julien et Basilissa (BHG, N 970-971)//AnBoll. 1980. T. 98. P. 243-296; Fros H. Inédits non recensés dans la BHL//AnBoll. 1984. T. 102. P. 195-196; Herrojo Rodr í guez J. Los origines del culto al mártir de Antinoe y so extención por Asterias desde el siglo IX//Studium Ovetense. 1998. T. 26. P. 167-236; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44-46; 19984. Τ. 5. Σ. 256-261.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

  001     002