Кн. Паралипоменон. Лист из Библии. 830–840 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 285) Кн. Паралипоменон. Лист из Библии. 830–840 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 285) Первые главы подготавливают основу для исторического повествования, начинающегося в 1 Пар 10: обозначаются этнические, географические и хронологические рамки последующей истории, границы расселения народа и принадлежащая ему территория, точка отсчета его истории. Во введении, хотя и очень бегло, затронуты религиозно-институциональные основы истории Израиля ( Japhet. 1993. P. 8). Введение можно разделить на 3 части: в 1 Пар 1. 1 - 2. 2 дана генеалогическая схема от Адама до 12 сыновей Иакова-Израиля; в 1 Пар 2. 3 - 9. 2 представлен «народ Израиля» по коленам (1 Пар 9. 3-34 заканчивается списком жителей Иерусалима, за к-рым в качестве введения к историческому рассказу следует родословие дома Саула - стихи 35-44). Судя по всему, в гл. 1 автор стремился описать историю человечества в качестве подготовительного этапа для введения в историю Израиля ( Japhet. 1993. P. 56). Для Летописца важно было подчеркнуть, что Израиль возник в конце длительного процесса мировой истории и занимает в ней особое место (Ibidem), в то же время он тесно связан с др. народами ( Knoppers. 2003. P. 294). Родословие Иуды (1 Пар 2. 3 - 4. 23) делится на 3 части: родословие колена Иуды (1 Пар 2. 3-55); дома Давида (3. 1-24); продолжение родословия колен Иуды (4. 1-23). Т. о., в главах 2-9, описывающих народ Израиля, об Иуде говорится в самом начале текста, а в колене Иуды дом Давида занимает выдающееся положение ( Japhet. 1993. Р. 68). Особенное внимание к данному колену и к потомкам Давида в начале разд. 1 Пар 2-9 подчеркивает главную цель книги. (По словам средневек. евр. комментатора Радака, автор «начал с родословия Иуды, поскольку цари Иудеи являются центром книги» - цит. по: Ibid. P. 73.) Далее в 1 Пар 4. 24-43 представлены родословия колена Симеона и заиорданских колен (1 Пар 5. 1-26). Автор расположил материал по географическому принципу, в отличие от автора Книг Царств Летописец описал судьбы отдельных колен ( Knoppers.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

IV. Сир. житие Е. С. (сер. VI в.) сохранилось как минимум в 3 различных редакциях: 1. Рукопись Vat. Syr. 117 (ок. 1100; BHO, N 270), обозначается буквой «V». Издана полностью в Assemani. 1737. T. 4. P. XXIII-LXIII и с нек-рыми сокращениями в Assemani. BO. T. 1. P. 26-55. В этих 2 изданиях разная разбивка на разделы, более удачное - в 1-м. 2. Рукопись Paris. Syr. 235 (XIII в.; BHO, N 269), обозначается буквой «P». Издания: Lamy. 1886. Vol. 2. Col. 3-89; Bedjan. Acta. T. 3. P. 621-665. Находящаяся в Дамаске рукопись XII в. Ms. 12/17, принадлежащая сир. ортодоксальному Патриархату, судя по начальным словам, содержит тот же текст (Fol. 220-226). 3. Хранящиеся в Брит. б-ке неопубликованные рукописи Lond. Brit. Lib. Or. 4404 и Or. 9384 (обе - XIX в.) обозначаются буквой «L». В предисловии, имеющемся во 2-й рукописи, говорится, что ее автор получил большую часть сведений от ученика Е. С. Симеона (Шемуна) Самосатского. Это утверждение, по-видимому, безосновательно, поскольку Житие на основании внутренних свидетельств самого текста не может быть датировано ранее сер. VI в. Груз. перевод Жития в основном следует P. Издание и лат. пер.: CSCO. Vol. 171-172. Iber. T. 7-8. Арм. пер., сделанный с сир. в 1101 г., также ближе к тексту P, чем к V, однако в нек-рых местах он следует L. Издание: CSCO. Vol. 473-474. Armen. T. 15-16. Тексты 3 рукописей Vat. Syr. 117, Paris. Syr. 235 и Lond. Brit. Lib. Or. 9384 представлены в виде синопсиса в неопубликованной диссертации: Amar J. P. The Syriac «Vita» tradition of Ephrem the Syrian: Diss., Wash., 1988 (текст: P. 65-191; англ. пер.: P. 195-336). Небольшой, но важный фрагмент Жития принадлежит Екатерины мон-рю на Синае: Sinait. Sparagma 53. Эта рукопись X в. и, т. о., является древнейшим свидетельством жития Е. С. Имеется также рукопись XVII-XVIII в. в Рос. Национальной б-ке в С.-Петербурге ( Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//ППС. 1960. Вып. 6(69). С. 146-147). 3 редакции сир. Жития Е. С. тесно связаны. Изданный Т. Ж. Лами текст P используем как нормативный, поскольку он, по-видимому, был наиболее известным и в наст. время является самым доступным. Нумерация разделов соответствует этому изданию (она же используется в диссертации Амара, но в издании Ассемани - лишь до раздела 18).

http://sedmitza.ru/text/967821.html

Друзья Иова утешали его в первые семь дней гораздо лучше, сидя возле него молча, нежели после, когда выступили со своими безрассудными утешениями, превращавшимися в обвинения 186 . (Сост. Г. Д-ко по кн.: «Христ. уч. о нравств.» Мартенсена, т. II, 261). 4. Облегчение состояния несчастных Несчастия с людьми бывают от многих причин: то от потери здоровья и способности к труду, то от потери имущества, то от бесславии, то от семейных напастей, (несогласия между супругами, неудачных детей), то от неприятностей служебных и т. д. От чего бы ни был несчастен человек, он находится в большой опасности как для своего духа, который может потерять веру в примудрый и всеблагий промысл Божий, так и для своего тела, которое может испытывать разного рода физические страдания, которые могут при отсутствии всякой помощи закончиться смертию. Наш долг идти на встречу несчастному и помогать ему всеми средствами, которые имеются в нашем распоряжении – или словом, или делом, или наконец молитвою за него Богу. Как часто одно доброе слово, одно выражение искренней ласки ободряло несчастных, и благотворно действовало на их печальное сердце! Как часто даже ничтожное материальное пособие, поданное во время, становило человека на ноги и спасало его от мрачных мыслей о самоубийстве! Если мы, имея возможность облегчить состояние несчастного, отказываемся от этой священной обязанности, мы совершаем великий грех немилосердия, и становимся виновниками даже смерти его. «Накорми умирающего от голода; а если ты не накормишь, то убил его», говорит св. Амвросий (de offic. lib. 1 сар. 30). Один древний христианский писатель ( Лактанций ) пишет: «кто может помогать умирающему и не поможет, тот убивает его» (Inet. div. lib. 2 cap. 11). Относительно способа, каким нужно облегчать несчастия ближних, нужно соблюдать следующие правила: а) при совершении дел христианской помощи не должно иметь никакого Фарисейского тщеславия, или другой либо нечистой страсти, а должно совершать их по любви к Богу и ближнему ( Матф. 6, 1 – 6 ; сл, 7, 2), с благорасположением. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор. 9, 7 ); б) помогая несчастным, должно щадить их скромность: посему не надобно огорчать их оскорбительными словами, или суровым видом, от которого несчастный может оскорбиться или смутиться. «Если даешь что нуждающемуся, говорит Исаак Сирин , то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда ласковость в уме его дороже и такого даяния твоего, которое было бы даже сверх потребностей тела». (сл. 89, стр. 511). ( Г. Дьяченко ). 5 Дружелюбие в отношении ко всем людям

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Аноним I Ла Фажа» («Сен-Марсьяльский аноним»), 2-я пол. XII в., инципит «Quoniam de canendi scientia» (Так как о пении знание) (Firenze. Biblioteca Nazionale. II. I. 406. (olim Magliab. XIX. 19). Fol. 1-5, XV в.; опубл.: Seay A. An Anonymous Treatise from St. Martial//Annales musicologiques. P., 1957. Vol. 5. P. 13-42; The Theory of Music. Vol. 2. P. 33-34; Fuller S. An Anonymous Treatise, dictus de Sancto Martiale//Musica disciplina. R., 1977. Bd. 31. P. 5-30). Содержит описание техники мелизматического органума и техники «нота-против-ноты», первое упоминание о дисканте. «Аноним IV Кусмакера» с неподлинным заглавием «De mensuris et discantu» (О мензурах (длительностях) и дисканте), ок. 1272-1280 гг., инципит «Cognita modulatione melorum» (По изучении пения (соразмерности, ритма) мелодий) (Lond. Brit. Lib. 12. C. VI, XIII в. Fol. 59r - 80v; Cotton Tiberius B. IX. Fol. 215-224, XIV в.; опубл.: Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus 4. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft; Bd. 4/5)). Содержит учение о мензуральной нотации , о технике композиции (рассматриваются органум, копула, дискант и др. формы). «Аноним XIII Кусмакера» с неподлинным заглавием «Traitié de deschant» (франц.- Трактат о дисканте), ок. 1400 г., инципит «Qui veult savoir l " art de deschant» (Кто хочет знать искусство дисканта) (Paris. lat. 14741 (olim St. Victor. 665). Fol. 8v - 9v; опубл.: Coussemaker. Scriptorum. Vol. 3. P. 496-498). Впервые в этом трактате упоминается термин «аккорд» (acor). Визант. и древнерус. сочинения, аналогичные зап. А., частично рассматриваются в ст. «Азбука певческая» . Изд.: Gerbert. Scriptores; Coussemaker C. -E. -H. de. Histoire de l " harmonie au moyen âge. P., 1852. Hildesheim, 1966r; idem. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. P., 1864-1876. 4 vol. Mil., 1931r; The Theory of Music from the Carolingian Era up to 1400: Descriptive catalogue of manuscripts. [Vol. 1]/Ed. by J. Smits van Waesberghe. Münch., 1961; The Theory of Music: Manuscripts from the Carolingian Era up to c. 1500. Münch.; Duisburg, 1968. Vol. 2: Italy/Ed. by P. Fischer; Vol. 3: Federal Republic of Germany/Ed. by M. Huglo. Münch., 1986; Vol. 4: Great Britain and the USA/Ed. by M. Huglo, Chr. Meyer, N. C. Phillips. Münch., 1992; Vol. 5: Czech Republic, Poland, Portugal and Spain/Ed. by K.-W. Gümpel, Chr. Meyer, E. Witkowska-Zaremba. Münch., 1997. (RISM; B III. Vol. 1-5); Bernhard M. Clavis Gerberti: Eine Revision von M. Gerberts «Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum». Tl. 1. Münch., 1989. (VMK; Bd. 7); idem. Clavis Coussemakeri//Quellen und Studien zur Musiktheorie des Mittelalters. Münch., 1990. Bd. 1. S. 1-36. (VMK; Bd. 8); Mathiesen T. J. , Slemon P. Thesaurus Musicarum [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/Анонимы.html

Сохранившийся корпус сочинений И. П. состоит из 2 тыс. писем, адресованных разным лицам. Большинство писем являются ответами И. П. на вопросы, связанные с толкованием Свящ. Писания или касающиеся духовной жизни. I. Формирование корпуса писем. Первым по времени свидетельством о существовании писем И. П., вероятно, следует считать алфавитный сборник Apophthegmata Patrum . 6 апофтегм, приписываемых «авве Исидору Пелусиоту» (CPG, N 5558; PG. 65. Col. 220-224; Les apophtegmes. 1968; Les Sentences des Pères. 1981), являются извлечениями из писем И. П.: Ep. 775 (II 275), 615 (II 115), 598 (II 98), 631 (II 131), 869 (III 69), 824 (III 24) ( Guy. 1962. P. 244). 3 из них входят в состав сир. коллекции (Lond. Brit. Lib. Syr. 827 (Add. 14731): N 1 (Fol. 159v - Ep. 775 (II 275)), N 5 (Fol. 106v - Ep. 869 (III 69)), N 6 (Fol. 160 - Ep. 824 (III 24)). Из 7 др. греч. апофтегм, приписываемых «авве Исидору, священнику», 2 принадлежат авве Исидору Скитскому (N 409 и N 415), 4 являются выдержками из писем И. П.: N 410 (Ep. 530 (II 30)), N 412 (Ep. 474), N 413 (Ep. 526 (II 26)), N 412 (Ep. 527 (II 27)). Эти 4 апофтегмы входят в состав сир. коллекции (Fol. 106r, 136r-v). Апофтегма N 411 не идентифицирована (Les Sentences des Pères. 1981. P. 150). В VI в. в ходе христологических споров ряд авторов цитируют письма И. П., в особенности те из них, которые адресованы свт. Кириллу Александрийскому, где речь идет об ипостасном единении двух природ во Христе. По мнению А. Шмида, встречающиеся в этих письмах христологические формулы являются позднейшими вставками ( Schmid. 1948. P. 23-55, 97-106). Так, напр., по свидетельству свт. Фотия, свт. Ефрем Антиохийский в письме Зиновию Эмесскому приводит множество цитат из писем И. П. ( Phot. Bibl. 1965. T. 4. P. 119. Cod. 228). Цитаты, приводимые Леонтием Византийским , могли быть заимствованы из коллекции свт. Ефрема или зависят непосредственно от одного из сборников сочинений И. П. ( Schmid. 1948. S. 23-27, 99). Севир Антиохийский в письме Иоанну Грамматику , написанном между 518 и 520 гг., сообщает о том, что И. П. оставил корпус приблизительно из 3 тыс. писем, пронумерованных с начала до конца, часть к-рых представляют собой копии тех же писем ( Sever. Antioch. Contr. gramm. III 39. Vol. 3. P. 182). Еп. Факунд Гермианский упоминает об И. П. как об авторе более 2 тыс. писем ( Facund. Pro defens. cap. II 4//PL. 67. Col. 573-574; CCSL. 1974. Т. 90A. P. 59-60). Диакон Рустик говорит о существовании 4 книг (codices), каждая из к-рых содержала по 500 писем И. П. (ACO. Vol. 4. P. 25). Эта коллекция принадлежала монахам мон-ря акимитов (неусыпающих) в К-поле (Ibidem). Однако возникновение 1-го по времени сборника писем И. П. следует связывать не с мон-рем акимитов, а с монахами Пелусия ( Évieux. 1995. P. 366-367), к-рые после смерти И. П. старались собрать воедино все его письма.

http://pravenc.ru/text/Исидора ...

Папа Римский Гормизд скончался 6 августа 523 года в Риме . Погребен в соборе св. Петра . Его сын, папа Сильверий , написал эпитафию , в которой Гормизду приписывается восстановление православной иерархии в Африке после смерти арианского вандальского кор. Трасамунда (523). Сочинения PL. 63. Col. 367-534; 67. Col. 1285-1287; CPL, N 1683-1684. Литература Collectio Avellana/Ed. O. Günther. Pragae, 1895-1898. Vol. 35. Pt. 1-2. (CSEL; 35); ACO. Vol. 3. P. 62-92; LP. Vol. 1. P. 269-274; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. Bd. 9. P. 98; PLRE. Vol. 2. P. 1173; Michel le Syrien. Chronique. Brux., 1963. Vol. 2. P. 169; Theoph. Chron. P. 160-165. Болотов. Лекции. Т. 3. С. 302-305; Т. 4. 359-373; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 1-65; Caspar E. L. E. Geschichte d. Papsttums von d. Anfängen bis zur Höhe d. Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 164-169; Charanis P. Church and State in the Late Roman Empire: The Religious Policy of Anastasius the First, 491-518. Madison, 1939. P. 56-66; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. T. 2; Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb. (Mass.), 1950. P. 132-212; Capizzi C. L " imperatore Anastasio I (492-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969. P. 100-137; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 29-101; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen (5. bis 7. Jh.). B., 1980. S. 99-101; Speigl J. Die Synode von Heraclea 515. Lib. I//Annuarium Historiae Conciliorum. Paderborn, 1980. Vol. 12. P. 47-61; idem. Die Synode von 536 in Konstantinopel//OS. 1994. Bd. 43. S. 105-153; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg, 1986. Bd. 2/1: Das Konzil von Chalkedon (451): Rezeption und Widerspruch (451-518). S. 359-375; Schwartz Ed. De monachis scythicis//ACO. Vol. 4. Pt. 2. P. V-XII; Uthemann K. H. Kaiser Justinian als Kirchenpolitiker und Theologe//Augustinianum. R., 1999. Vol. 39. P. 7-8.

http://drevo-info.ru/articles/13679438.h...

Лит.: Klose C. R. W. Geschichte und Lehre des Eunomius. Kiel, 1833; Albertz M. Untersuchungen über die Schriften des Eunomios: Diss. Halle, 1908; idem. Zur Geschichte der jung-arianischen Kirchengemeinschaft//Theologische Studien und Kritiken. Lpz., 1909. Bd. 82. S. 203-278; Diekamp F. Literargeschichtliches zu der Eunomianischen Kontroverse//BZ. 1909. Bd. 18. S. 1-3; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142. Т. 1. С. 353-364, 408-409, 412-414, 454, 504-505, 516, 525; Флоровский. Вост. отцы IV в. С. 57-89; Vandenbussche E. La part de la dialectique dans la théologie d " Eunome «le technologue»//RHE. 1944/5. Vol. 40. P. 47-72; Ghellinck J. de. L " attitude vis-à-vis de la dialectique dans les débats trinitaires// Idem. Patristiques et Moyen Âge. Gembloux, 1947. Vol. 2. P. 244-310; Dani é lou J. Eunome l " arien et l " exégèse néoplatonicienne du Cratyle//REG. 1956. Vol. 69. P. 412-432; Benitos y Dur á n A. El nominalismo arriano у la filosofia cristiana: Eunomio у san Basilio//Augustinus. 1960. Vol. 5. P. 207-226; Koster W. J. W. De Arii et Eunomii Sotadeis//Mnemosyne. Leiden, 1963. T. 16. P. 135-141; Quasten. Initiation. Т. 3. P. 435-438; Wickham L. R. The Date of Eunomius " Apology...//JThSt. 1969. Vol. 20. P. 231-240; Wagner G. Zur Herkunft der Apostolischen Konstitutionen//Mélanges liturgiques offerts au R. P. Dom B. Botte. Louvain, 1972. P. 525-537; Bachelet X. le. Eunomius//DTC. T. 5/2. Col. 1501-1514; Cavalcanti E. Il problema del linguaggio teologico nell " «Adv. Eunomium» di Basilio Magno//Augusminianum. 1974. Vol. 14. P. 527-539; idem. Y a-t-il des problèmes eunomiens dans la pensée trinitaire de Synésius?//StPatr. 1975. Vol. 13. P. 138-144; idem. Studi eunomiani//OCA. 1976. Vol. 202; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975; idem. L " arianismo di Ulfila//Romanobarbarica. 1976. Vol. 1. P. 297-323; Bal á s D. L. The Unity of Human Nature in Basil " s and Gregory of Nyssa " s Polemics against Eunomius//StPatr. 1976. Vol. 14. P. 275-281; Kopecek T. A. A History of Neoarianism. Camb., 1979. 2 vol.; Sesbo üé B. L " apologie d " Eunome de Cyzique et «le contre Eunome» (Lib. 1-3) de Basile de Césarée: Diss. R., 1980; Troiano M. S. I Cappadoci e la questione dell " origine dei nomi nella polemica contro Eunomio//VetChr. 1980. Vol. 17. P. 313-346; Corsini E. La polemica contro Eunomio e la formazione della dottrina sulla creazione in Gregorio di Nissa//Arché e Telos: Atti del colloquio Milano, 17-19 maggio 1979. Mil., 1981. P. 197-216; Esbroeck M., van. Amphiloque d " Iconium et Eunome: L " homélie CPG, 3238//Augusminianum. 1981. Vol. 21. P. 517-539; Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице// Он же. Собр. трудов. Т. 1. С. 398-399; он же. Лекции. Т. 4. С. 71-81; Παπαδπουλος Ε. Γ. Πατρολοϒα. Αθναι, 1990. Τ. 2. Q. 579-585; Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. Краснодар, 2002.

http://pravenc.ru/text/187235.html

Iver. 975. Fol. 101-101v; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. 729. Fol. 165v - 170, 1-я пол. XIX в.), стихи непорочнов на погребение монахов «Мене ждаша, Господи» (Εμ πμειναν Κριε) на 1-й плагальный глас и «Стопы моя» (Τ διαβματ μου) на 3-й глас (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 397v - 398v), кратим (ихим), в т. ч. 4-го гласа (Sinait. gr. 1530. Fol. 46v - 47v, XVII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v - 70; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39; см. также: Ath. Pantel. 1046. Fol. 34-93v, XVI в.; 1271. Fol. 119; Ath. Xeropot. 319. Fol. 59-161). Нек-рые произведения надписаны только прозвищем Аргиропул, поэтому не всегда возможно определить, принадлежат ли они М. А. или др. вышеуказанным мелургам (см. ркп.: Ath. Iver. 973. Fol. 8-20, 43v, 48v - 49v, нач. XV в.; Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 361-361v; Ath. Philoth. 122. Fol. 57-68, 212, 221; Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 353v - 354v; Ath. Iver. 949. Fol. 8-20, 150-152, кон. XVII - нач. XVIII в.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-4 (по указ.); idem. Η δεκαπεντασλλαβος μνογραφα ν τ βυζαντιν μελοποι κα κδοσις τν κειμνων ες ν Corpus. Αθναι, 1977; idem. Αναγραμματσμο κα μαθματα (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Μετωρα. Αθναι, 2006. Σ. 68, 197; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 267-268; Jakovljevi A. Δγλωσση παλαιογραφα κα μελωδο-μνογφοι το κδικα τν Αθηνν 928. Λευκωσα, 1988; Iorga N. Τ Βυζντιο μετ τ Βυζντιο/Πρλογος Ν. Σβορνου, μετφραση Γ. Καρ. Αθνα, 1989. Σ. 21; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2 (по указ.); Καραγκονης Κ. Η παρδοση κα ξγηση το μλος τν χερουβικν τς Βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. S. 231-233; Γιαννπουλος Ε. Η νθηση τς ψαλτικς τχνης στν Κρτη (1566-1669). Αθνα, 2004 (по указ.); idem. Τ χειργραφα ψαλτικς τχνης τς νσου Ανδρου. Ανδρος, 2005 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Αγγλα. Αθνα, 2008 (по указ.); Μπαλαγεργος Δ., Κρητικο Θ. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς Σιν. Αθνα, 2008. Τ. 1. Σ. 137, 145, 171, 182, 297, 298, 305, 356, 398, 410, 421, 429, 524, 525, 527, 548, 578, 590; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Νησιωτικ Ελλας. Αθναι, 2005. Τ. 1: Υδρα. Σ. 82, 98, 101, 107; Touliatos-Miles D. A Descriptive Catalogue of the Musical Manuscript Collection of the National Library of Greece: Byzantine Chant and Other Music Repertory Recovered. Surrey, 2010. P. 64, 124, 458. М. Струбакис, С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561902.html

Этимология священного имени   представляет большие затруднения для толкователей и переводчиков: изначальный смысл этого имени однозначно установить невозможно, даже огласовка составляющих его 4 согласных букв является гипотетической. После вавилонского плена (не позднее III в. до Р. Х.) евреи из благоговения вообще перестали произносить священное имя Яхве, к-рое стало восприниматься как nomen proprium (собственное имя) Бога. Лишь однажды, в день Очищения (    ), первосвященник входил во Святое Святых, чтобы там произнести это священное имя. Во всех прочих случаях его заменяли на   (  ) или др. имена, а на письме обозначали 4 согласными   (YHWH - т. н. священный тетраграмматон), к-рые также не произносили: даже комбинированное обозначение     (Господь Яхве) читалось как     (Господь Бог). Впосл. правильное произношение имени   забылось. C XVI в. на Западе стали употреблять искусственную вокализацию   (Иегова), появившуюся в результате добавления к согласным   гласных из имени  , и только в сер. XIX в. ученые установили, что тетраграмматон следует читать как  . Хотя такая вокализация имени YHWH считается в совр. библеистике общепринятой, сохраняются значительные расхождения между учеными в толковании смысла этого имени. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что это имя связано с глаголом   (  ), означающим «быть», «существовать», «иметь бытие», и что само имя означает «Я есмь» или «Я есмь то, что есмь». Открытым остается также вопрос о времени появления культа имени Яхве у евреев. Повествование о явлении Бога Моисею однозначно указывает на Моисея как на первого, кому стало известно это имя. О том же свидетельствуют слова Бога, обращенные к Моисею и записанные в кн. Исход: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: «Бог всемогущий» (      ); а с именем Моим «Господь» (  ) не открылся им» (Исх 6. 2-3). В то же время уже в кн. Бытие имя Яхве встречается неоднократно (Быт 4. 26; 8. 20; 15. 2, 6-7, 8; 12. 8; 13. 4, 18; 21. 33; 32. 9). Тетраграмма. Миниатюра из Библии. 1384 г. (Lond. Brit. Lib. 1. Fol. 2r)

http://pravenc.ru/text/389525.html

7–14 cf Faber: «Ad hoc rex: Ut scias, inquit, quemadmodum nunquam excidam mihi, apparebo iam et oculos post vinum in officio esse et manus. Bibit deinde liberalius quam alius, et iam gravis et vinolentus, obiurgatoris sui filium procedere ultra lim en iubet, allevataque super caput sinistra stare.» II. 15–20 cf Faber: «Tunc intendit arc um et ipsum cor adolescentis figit, rescissoque pectore haerens in ipso corde spiculum ostendit: ac respiciens patrem, an satis certam haberet manum interrogavit». Праздник . Taken from Faber, Dominica 16 Post Pentecosten, No. 2 «Festi dies cur sedulo observandi, argumenta», sect. 3 «Poena transgressoribus im m inens, 1. In bonis fortunae»: «Vidi Salisburgi in celebri m onasterio ad S. Petrum, lapidem ad formant panis rotundum, qui olim massa partis erat in die festivo S. Leopoldi, in pago Leopuhel, cum aliis fu m o im positus a m uliere. Quare cum a vicina propterea argueretur et moneretur de festivo die sancti Leopoldi, respondit: Sed cum exim ere postea panes vellet e fum o, omnes quotquot erant, in lapides vidit esse mutatos; quorum ille unus erat.» Праздник 2 . Taken from Faber, ibid., subsect. 2. «In corpore»: «Exodi dicitur: Septimus dies erit vobis sanctus: qui fecerit opus in eo, occidetur. Exemplum habetur Пит. 15 ubi iussus est a Deo lapidari qui in sabbatho ligna collegerat: Morte moriatur homo iste, ait Dominus ad Moysen, obruat eum lapidibus omnis turba extra castra .« Праздник 3 . Taken from Faber, ibid.: «Alteri cuidam m olitori in vita S. Austregisili Archiep. Bituric. apud Sur. 20. Maii c. 9, Monulpho nom ine, Dominica die molam reficienti, manubrium instrumenti ita ad manum adhaesit, ut nulla vi posset eripi: ad extremum tamen tactu Astregisili sanatus est, apud Gretser. de festis I. 2, c. ult. etc.» Праздник 4 . Taken from Faber, ibid., subsect. 3 «In anima». II. 1–6 cf Faber: «Exem plum m em orabile refertur in lib. 2. de vita et rebus S. Ottonis Episcopi, Pomeraniae Apostoli, c. 22. De vidua nobili et praedivite, ruri iuxta Caminensem civitatem habitante, quae cum religionem Christianam nollet suscipere, nec suos ad festa Christianorum colenda dimittere; quadam Dominica gentilis ilia titulier subditis dicebat tempore messis: »Ite, metite agros m eos, hoc enim melius est quam vacare illi, nescio cui novo Deo, quem de terra sua nobis affert ille Otto Babergensis Episcopus.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010