Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО [греч. Η Θεα Λειτουργα το Μεγλου Βασιλεου], чин полной евхаристической литургии , некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в наст. время совершаемый в правосл. Церкви 10 раз в год. Помимо византийского богослужения полная евхаристическая литургия, приписываемая свт. Василию Великому, известна в копт. традиции, а отдельные анафоры с тем же именем - в западносир., арм., эфиоп. традициях. Анафоры коптской и иных невизант. традиций имеют текстуальные параллели (в различном объеме) с анафорой визант. Л. В. В., что свидетельствует об общем происхождении. Анафора свт. Василия также послужила одним из источников при составлении восточносирийской анафоры, носящей имя Нестория ( Botte B. Les anaphores syriennes orientales//Eucharisties d " Orient et d " Occident: CSS, 1er Semaine. 1970. Vol. 2. P. 7-24. (Lex Orandi; 46); Spinks B. The Anaphora of Nestorius: Antiochene Lex Credendi through Constantinopolitan Lex Orandi?//OCP. 1996. Vol. 62. P. 273-294; Gelston A. The Origin of the Anaphora of Nestorius: Greek or Syriac?//BJRL. 1996. Vol. 78: 3. P. 73-86). Т. о., евхаристическая молитва, приписываемая свт. Василию Великому, является с учетом ее различных редакций наиболее распространенной на христ. Востоке. После II Ватиканского Собора в римо-католич. издания Миссала помимо рим. канона были включены новые евхаристические молитвы. Одна из них - евхаристическая молитва IV, согласно «Missale Romanun» 1969 г. и последующим изданиям, а также обновленному «Missale Ambrosianum» - составлена с расчетом на ее использование не только в католич. Церкви, но и в протестантских ( Houssiau. 1969; Mitchell. 1976). Впосл. ее действительно включили в свои офиц. богослужебные сборники Американская епископальная церковь (с 1979 - евхаристическая молитва D в «The Book of Common Prayer»), Американская пресвитерианская церковь (c 1984 - «большая благодарственная молитва» E в «The Service for the Lord " s Day», а с 1993 - молитва F в «The Book of Common Worship»), Церковь Англии (с 2000 - евхаристическая молитва F в «Common Worship: Services and Prayers for the Church of England») и др. Эта молитва основывается на копт. редакции анафоры свт. Василия. Ее присутствие в совр. католич., англикан. и др. богослужебных книгах фактически делает анафору свт. Василия самой общепризнанной евхаристической молитвой. Древнейшие свидетельства

http://pravenc.ru/text/литургии св ...

Доклад, прочитанный на 3-й Международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, " Литургическая жизнь и церковное творчество русского православия " (Ленинград, февраль 1988 г.). В течение всей истории православного или " кафолического " христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi и Lex credendi знало древнее монашество. Авва Евагрий писал: " Кто молится, тот богослов " а наше восточное православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и Русская Церковь. Но эта неразрывность церковной веры и церковного богослужения предполагает верное ощущение самой Церкви, верный церковный опыт, то есть восприятие верного соотношения между разными аспектами православной экклезиологии. В рамках предоставленного мне времени я постараюсь поделиться с вами несколькими замечаниями: - об экклезиологических предпосылках всякого истинно православного подхода к вопросу о богослужебных изменениях; - об исторических примерах таких изменений, имеющих отношение и к нашему времени. 1. Экклезиологические замечания О. Павел Флоренский хорошо определил значение культа как выражения культуры в целом, включающей прошлое, настоящее и будущее (эсхатологическое) бытие церковного общества. Так, Церковь живет апостольской верой, выраженной однажды в прошлом, но на веки вечные сохраненной свидетелями Воскресения Христа из мертвых и, в последующие времена, св. отцами и учителями Церкви. Эту же веру хранит весь церковный народ в целом. Но эта вера есть также и предвосхищение будущего Христова Царства. В евхаристической молитве св. Иоанна Златоуста мы поминаем: " Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе славное паки пришествие " . Евхаристия есть центр всей церковной жизни и всего богослужения, а поэтому смысл евхаристического действия осмысляет и весь церковный культ в целом. Богослужение неотрывно от прошлого, настоящего или грядущего: настоящий момент в жизни Церкви связывает нас со всеми " от века благоугодившими " Богу и питает нас опытом радости и победы, которые от века предуготованы для избранных, но также возможны здесь и сейчас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1175...

4. Богословие, положительное и отрицательное Часть первая. Исторические тенденции 1. Экзегетические традиции 1. Византийское Богословие после халкидона. 2. Философские тенденции 3. Проблема оригенизма 4. Псевдо-дионисий 5. Литургия 2. Христологический вопрос 1. Монофизиты 2. Строгие диофизиты 3. Халкидониицы-кирилловцы 4. Оригенисты 3. Иконоборческий кризис 1. Возникновение движения 2. Иконоборческое Богословие 3. Православное Богословие образов: Иоанн дамаскин и седьмой вселенский собор 4. Православное Богословие образов: теодор студит и никифор 5. Долговременная значимость вопроса 4. Монахи и гуманисты Феодор студит Фотий (ок. 82o- ок. 891) Михаил пселл (1о18–1о78) Суды над Иоанном италом (1о76–1о77, 1о82) 5. Монашеское Богословие 1. Истоки монашеского мышления: евагрий и макарий 2. Великие Духоносные Отцы 3. Противление светской философии 4. Христианская вера как личный опыт: симеон новый Богослов 5. Теология исихазма: григорий палама 6. Экклезиология: канонические источники 1. Соборы и Отцы 2. Имперское законодательство 3. Кодификация церковного права 4. Авторитетные толкования и критика 5. Синодальные и патриаршие постановления 6. OIkonomIa 7. Раскол между востоком и западом 1. «филиокве» 2. Иные противоречия 3. Авторитет в церкви 4. Два понимания первенства 5. Значение схизмы 8. Столкновение с западом 1. Круг кантакузина 2. Гуманисты и томисты 3. Богословы-паламиты: николай кавасила 4. Флоренция 9. LeX orandI 1 1. Великая церковь в константинополе 2. Литургические цели 3. Гимнология Часть вторая. Доктринальные темы 10. Творение 1. Создатель и создания 2. Божественный план 3. Динамизм творения 4. Освящение природы 11. Человек 1. Человек и Бог 2. Человек и мир 3. Первородный грех 4. Новая ева 12. Иисус Христос 1. Бог и человек 2. Искупление и оБожение 3. Theotokos 13. Святой Дух 1. Дух в творении 2. Дух и искупление человека 3. Дух и церковь 4. Дух и свобода человека 14. Триединый Бог 1. Единство и троичность 2. Ипостась, сущность, энергия 3. Живой Бог 15. Сакраментальная теология: жизненный цикл 1. Количество таинств 2. Крещение и миропомазание 3. Покаяние 4. Брак 5. Исцеление и смерть 16. Евхаристия 1. Символы, образы, реальность 2. Евхаристия и церковь 17. Церковь в мире 1. Церковь и общество 2. Миссия церкви 3. Эсхатология Заключение Антиномии Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Обнародованная спустя 2 года после окончания второй мировой войны, «M. D.» стала неожиданностью для общественности, предполагавшей появление в послевоенное время документа скорее социальной направленности. Энциклика представляет собой реакцию на глубокий кризис в литургическом движении (особенно в Германии и Австрии —см.: Maas-Ewerd Th. Die Krise der Liturgischen Bewegung in Deutschland und Österreich: Zu den Auseinandersetzungen um die «liturgische Frage» in den Jahren 1939 bis 1944. Regensburg, 1981), мн. инициативы к-рого получили в документе одобрение (наряду с предостережениями от самовольных крайностей и злоупотреблений, таящих в себе опасность затемнения чистоты веры и искажений в аскетическом учении — AAS. 1947. P. 524). Особо отмечены заслуги на этой стезе бенедиктинских мон-рей (Ibid. P. 523) — редкий случай эксплицитного выражения одобрения в чей-то адрес в офиц. послании ко всей католич. Церкви. Появление энциклики в разгар литургических споров, в период создания новых теорий и методов, попыток предпринять на местах практические нововведения имело, кроме того, целью в очередной раз дать понять, что только высшая церковная власть, в первую очередь Римский папа, обладает правом устанавливать критерии истинности, утверждать дисциплинарные правила и определять направления развития в этой области ( Wendel. 2004. S. 29, 171). В связи с этим папа Пий XII утверждает, что, хотя формула «lex orandi, lex credendi» (лат.— закон молитвы служит законом веры), восходящая к Просперу Аквитанскому († ок. 455), правильно отражает присущую католич. традиции опору на молитвенную практику как на источник познания и догматических определений — напр., о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии,— нельзя усваивать литургии абсолютную и самостоятельную роль в деле установления норм вероучения. Поскольку литургия есть одновременно исповедание и выражение (professio) богооткровенных истин, она подчинена (subicitur) авторитету высшего учительства Церкви, а наиболее точный смысл отношения между богослужением и верой заключается в том, что «закон молитвы определяется законом веры» (lex credendi legem statuat supplicandi — AAS. 1947. P. 540–541).

http://pravenc.ru/text/2631248.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление председателя ОВЦС на открытии заседания Постоянного комитета Всемирного Совета Церквей по консенсусу и сотрудничеству 30 июня 2010 года в гостиничном комплексе " Даниловский " открылось заседание Постоянного комитета Всемирного Совета Церквей по консенсусу и сотрудничеству. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры во Христе! Сердечно приветствую генерального секретаря ВСЦ пастора доктора Олафа Фюксе Твейта и всех членов Постоянного комитета ВСЦ по консенсусу и сотрудничеству, прибывших в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Мы рады, что эта встреча происходит именно здесь, в Москве. Хочу также информировать вас, что в будущем году мы также планируем провести в Москве консультацию комиссии " Вера и устройство " по теме " Источники власти в Церкви " . За минувшие два десятилетия ситуация в межхристианском движении радикально изменилась. Постепенно стали заметны тенденции, которые ранее не были характерны для этого движения. Стремление ближе узнать друг друга, изучить опыт и наследие других христиан, попытаться найти общее через обращение к Преданию Древней Церкви, всегда отличало как ВСЦ, так и движение в целом. К сожалению, в последние годы мы часто становимся свидетелями охлаждения интереса христиан различных традиций друг к другу, что, в свою очередь, неизбежно сказывается на степени убедительности всей нашей совместной работы перед лицом секулярного общества. Нередко приходится слышать, даже от высокопоставленных членов руководства той или иной церкви об утрате интереса к межхристианскому диалогу на многостороннем уровне. Полагаю, мы все призваны сегодня к переосмыслению парадигмы межцерковных отношений. Для этого нам необходимо всерьез обратиться к наследию Древней Церкви, попытаться определить, каким образом тогда сохранялось церковное единство. С другой стороны, еще в апостольские времена в обиход вошло выражение lex orandi est lex credendi, которое устанавливало взаимозависимость между молитвой и верой.

http://religare.ru/2_77166.html

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Обновленная библиография по евхаристии (по конспектам М.А. 1996-го г. в. Понтификальном Грегорианском Университете в Риме) а) Основная библиография ECP: Arranz M., L’ Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. Hagiasmatarion & Archieratikon (Rituale & Pontificale) (Mss.Grottaferrata GB1, Paris Coislin 213, Athenae 662) con l’aggiunta del Leiturgikon (Messale) (Sevastianov 474, Sinai 959, Barberini 336, S-Peterburg.226), Editrice Pontificia Università Gregoriana, Roma 1996. BOUYER: Bouyer L: Eucaristia . Teologia e spiritualità della preghiera eucaristica, LDC 1969 (=1-ое издание, см 2-ое: 1983 (idem in francese) Eucharistie. Théologie... (существует русский перевод в библиотеках Духовных Академий) GIR-STR (GIR-1): Giraudo C: La struttura letteraria della preghiera eucaristica. Saggio sulla genesi letteraria di una forma. Todà veterotestamentaria, berakà giudaica, anàfora cristiana (=Analecta Biblica 92) Roma 1981 (диссертация под руководством M.A., M.Gilbert -PIB- e P.Rocha – PUG) GIR-PRO (GIR-2): Giraudo C: Eucaristia per la Chiesa. Prospettive teologiche sull’eucaristia a partire dalla «lex orandi» (=Aloisiana 22) Gregoriana-Morcelliana, Roma 1989 GIR-RIF (GIR-3): Giraudo C: Preghiere eucaristiche per la Chiesa di oggi. Riflessioni in margine al commento del canone svizzero-romano (=Aloisiana 23) Gregoriana-Morcelliana, Roma 1993 HÄNGGI: Hänggi A. – Pahl I: Prex eucharistica . Textus e variis liturgiis antiquioribus selecti (L.Ligier, J.A.Jungmann, A.Raes, L.Heinzen-höfer, I.Pahl, J.Pinell) Fribourg Suisse (testi greci e latini) LIG-MAGN: Ligier L: Magnae orationis eucharisticae seu anaphorae origo et significatio, Romae 1964 (конспекты частично компютеризированные) LIG-SACR: Ligier L: Il sacramento dell’eucaristia, PUG 1977 (конспекты компьютеризированные и частично переведенные на русский яз.). б) Менее часто употребляемая библиография Brightman F.E: Liturgies Eastern and Western being the Texts Original or Translated of the Principal Liturgies of the Church, Vol.I, Oxford 1896 (gr.-engl.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископ Венский Иларион выступил с лекцией в Университете Торонто 22 октября 2008 г. 18:04 21 октября епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, выступил в актовом зале Уиклиф-колледжа Университета Торонто с публичной лекцией на тему «Богословское образование в XXI веке». Визит православного иерарха в Торонто (Канада) осуществляется по приглашению Канадского Совета Церквей, местной католической архиепископии и Богословской федерации Университета Торонто. Перед началом лекции генеральный секретарь Канадского Совета Церквей К. Хамильтон рассказала собравшимся о биографии и научных трудах епископа Илариона. Как подчеркнул владыка, главным недостатком западной системы богословского образования является ее оторванность от опыта духовной жизни: «Одним из последствий развода между христианской теорией и праксисом, между верой и знанием, является то обстоятельство, что в наши дни знания в области богословия не обязательно предполагают веры. Можно быть богословием и при этом не принадлежать к Церкви; можно обладать ученой степенью по богословию и не верить в Бога. Богословие сведено к одной из областей человеческого знания, наряду с химией, математикой и биологией». Современное западное богословское образование оторвано от богослужения, и богослужебные тексты вовсе не воспринимаются как критерий богословской истины. Между тем, в Православной Церкви богослужебные тексты играют роль «правила веры» и обладают безусловным богословским авторитетом. По мнению докладчика, именно восстановление связи между богословием, богослужением и духовной жизнью, между lex credendi, lex orandi и lex vivendi («законом веры», «законом молитвы» и «законом жизни») должно быть наиболее важной задачей богословского образования в XXI веке. «Сама идея богословия как исключительно книжного познания должна быть поставлена под вопрос. Идея богословского факультета как одного из многих факультетов светского университета должна быть пересмотрена. Надо также отказаться от представления о необходимости " внеконфессионального " , " объективного " и " инклюзивного " богословия в противовес " конфессиональному " и " эксклюзивному " », — подчеркнул представитель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/477880.htm...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf IRENAEUS OF LYONS IRENAEUS OF LYONS, bishop, St. (ca. 130-ca. 200). Irenaeus was a native speaker of Greek born in Asia Minor (probably in Smyrna) where in his youth, according to Eusebius of Caesarea, he came to know Polycarp (qq.v.). He became bishop of Lyons in Roman Gaul shortly after that church had suffered a severe local persecution. His great and deserved place among the Church Fathers comes chiefly from his defense of the theology of the Great Church against gnosticism (qq.v.), especially in his massive, five-volume work, Adversus Haereses (extant in Latin translation). In Adv. Haer. his description of gnostic thought in volume I is indispensable, if highly colored by the exigencies of polemic, and volume II is a detailed refutation of the thought previously outlined. Volumes III and IV center on what is, in effect, an argument for the Incarnation, which depends on the lex orandi. The Eucharist (q.v.), Irenaeus argues, is a primary witness to the truth about Christ that the Apostles (q.v.) preached from the beginning: “Our opinion [i.e., that Christ is truly God and truly flesh] is in accord with the Eucharist, and the Eucharist in turn sustains our opinion.” Given this, the true presence of Christ in the eucharistic bread and wine, Irenaeus can argue for the reality and goodness of the physical world itself and of its Creator, the one God (q.v.) to whom both the Old and New Testaments bear witness. In response to the gnostics’ claim to a “secret tradition” handed down from a select few of Christ’s Apostles, he replies that no such secrets exist. The preaching and faith of the Church was open and public from the first and may be checked against the preaching found in all churches of apostolic foundation. This is Irenaeus’s-and the original-sense of the phrase, “apostolic succession,” i.e., the succession of the teaching of the apostles carried on preeminently by their successors, the Christian bishops. This teaching is summed up in the “rule of truth” (kanon tes aletheias), by which Irenaeus means the confession of faith in the Father, Son, and Spirit made by every believer at baptism-an ancestor of the later creeds (qq.v.). Irenaeus’s thought served the Cappadocian Fathers later in their correction of Origen (qq.v.). One can find in him at least the adumbrations of virtually the whole of subsequent Orthodox theology, anthropology, ecclesiology, and Christology (qq.v.). The disappearance of his works in the Greek-speaking East probably owes to a later disdain in the Byzantine era for his millennialism (qq.v.). He is known and quoted in the East until at least the 6th c. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Headscarves in the Orthodox Church: Holy Tradition & Practice vs. Modern Feelings Photography courtesy of Basilica.ro/Mircea Florescu The modern Western world seems to be one of the few places where the wearing of a headscarf in a sacred temple is a matter of widespread contention. Perhaps this is to be expected, since we live in a society that is distinct from almost any other, and based entirely on individualism. The basis of everything in the Orthodox Church is Holy Tradition – as Saint Vincent of Lerins has stated, “in the Catholic Church (i.e. the Universal Church – the Orthodox Church) itself, all possible care must be taken, that we hold that faith which has been believed everywhere, always, by all”.  Holy Tradition includes the combined inheritance of the Holy Scriptures, the Church Fathers, the Holy Services, and the hymnody of the Church, across the centuries and from every place, taken together. To make the mistake that the Orthodox Church is a battle over Biblical quotes, or improved enlightenment over time is to reduced Christ’s Church to simply another flavour of Protestantism with more accurate creeds and councils. Holy Tradition – and the whole package it contains – makes up the Orthodox Faith. By extension, the other familiar maxim also holds, lex orandi, lex credendi (originally from St. Prosper of Aquitaine) – the law of worship both reflects and determines what is believed. Taken together, what reasons does the Holy Tradition of the Orthodox Church give for women wearing a headscarf? •      For the sake of the angels (1 Cor 11:10). Saint John Chrysostom tells us the headcovering induces the woman to humility, and to preserve her virtue, tying in the wearing of the veil to the virtue of chastity – not something left to “personal choice” (c.f. Homilies on the Epistles of Saint Paul to the Corinthians); •      Saint Paul tells us this is the universal practice of the Church for women to pray with their heads covered, and that if any man seem to be contentious (i.e. if anyone wants to argue about this question), we have no such custom (i.e. to argue about the matter), neither the churches of God. (1 Cor 11:16).

http://pravmir.com/headscarves-in-the-or...

How We Worship: the Struggle of the American Experience We live in the United States of America at the beginning of the 21st century. We are a product of a modern secularized society that prides itself on individual rights. There are many wonderful things about being raised in America, but also many problems. As Orthodox Christians living in the West, we are faced with many complex ethical and moral dilemmas. Source: Holy Cross Orthodox Church   Fr. George Florovsky once said that “Christianity is a liturgical religion” and because of this “worship comes first.” If worship is primary, then how we worship determines and expresses what we believe, and what we believe determines and expresses how we worship. This is summed up in the expression “the rule of faith is the rule of prayer and the rule of prayer is the rule of faith” -lex orandi lex credendi est. The Church has always understood itself as a worshiping community. We are not a “mystery cult” that does liturgical actions on behalf of itself or to remember certain events from the past. Nor is our worship simply one of many things that we do as part of our weekly activities. The word liturgy comes from the word, leitourgia, which literally means “the work of God’s people.” We come together to be what we can never be alone, the body of Christ, the Church. It is in our corporate worship that we become who we truly are – members of one another in God’s Kingdom (Ephesians 4:4,15,16). From early on in the history of the Church, this corporate worship was centered around Christ’s Body and Blood offered and distributed at the Eucharist. We live in the United States of America at the beginning of the 21st century. We are a product of a modern secularized society that prides itself on individual rights. There are many wonderful things about being raised in America, but also many problems. As Orthodox Christians living in the West, we are faced with many complex ethical and moral dilemmas. The beauty of our Orthodox Tradition is that it has always engaged the cultures it found itself in always trying to find a way for Christ to be incarnated (contextualized) in a particular culture. This being said, how do we properly engage our culture with the Gospel of our Lord Jesus Christ? How much do we allow our culture to dictate how we worship, live, and conduct ourselves? Where should we draw the line between “relevance” and drawing people to a “higher” standard. What is the proper balance? This can be a hard road to navigate, but I think there are some specific things we can say that can aid us in contemplating this question.

http://pravmir.com/how-we-worship-the-st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010