822 C. 45. Cod. lust, de episcopis et clericis (I,3); nov. VI, с. I, §8;CXV, c. 3 § 14; nov. CXXXI с. 1; Basilic. V, 3, 2. Базилики цитируются по изданию Геймбаха, Lipsiae, 1833. 823 См. nov. VI Юстиниана, в особенности же nov. CXXIII его же, которая, по выражению Петра-де-Марки (De concordia, lib IV, с. 1. р. 339), представляет собою compendium juris canonici. В 44 главах этой замечательной новеллы государственным законом предписывается соблюдение всех канонических условий, которым должны удовлетворять кандидаты на духовные должности, соблюдение обязанностей, связанных с духовным званием, воспрещается епископам оставление церквей и отправление в другие провинции, предписывается созвание соборов однажды или дважды в год, запрещается всякое злоупотребление дисциплинарною властию, в виде напр. неправильного и пристрастного отлучения от церкви, предписывается определенный порядок церковно-судебных инстанций и возводятся в закон разные требования монашеской дисциплины. Об этой последней см. также nov. V. Большая часть постановлений CXXIII новеллы перешла в 1-й титул III книги Базилик. 825 Νον. VI, с. 1 § 9; nov. CXXIII с. 2 § 1. В последней не творится о лишении государственной должности и о вечном изгнании, она принята в номоканон (tit. I, с. 5 и 24) и в Базилики (lib. III, tit. I, с. 9). 826 С. 45. Cod. Iust. de epiecopis et clericis (1, 3); nov. CXXIII, c. 14; Nomocan. IX, 29. Соответствующие постановления находятся в 1 титуле III кн. Базилик. См. еще – новеллы III и LXXIX Льва Мудрого (Zachariae, las graeco-romanum, t. III, coll. II). 827 Nov. VI c. 7. Таковой же ответственности подвергаются духовные лица за держание в своих домах подозрительных женщин, после бесплодного убеждения со стороны епископа выслать этих подозрительных лиц. Nov. CXXIII, с. 29. О куриалах и оффициалах см. в моем сочинении „О церковных наказаниях.“ стр. 243–245. 828 Nov. VI, с. 6 определяет даже смертную казнь дьякониссам, оскверняющим свою хиротонию вступлением в брак, или в порочную связь. В CXXIII nov. с. 30, дьякониссу, сожительствующую с мужчиной, относительно которого возможны подозрения в порочной связи его с дьякониссой, предписывается, в случае если она, не смотря на убеждение священника, не высылает из своего помещения подозрительное лицо, отправлять в монастырь для пожизненного в нем пребывания, с тем, что если она не имеет детей, то все её имущество идет в пользу монастыря, в который она отсылается, а если есть дети, то, за выделением им соответствующих частей, на её собственно долю приходящаяся часть имущества обращается в пользу монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

просв. 1882 г., сент.; у Розенкампфа, в «Обозр. Кормчей книги», стр. 37–38; у арх. Иоанна, в «Оп. курса церк. закон». 1, стр. 87–88; у проф. Соколова, в его «Лекциях по церк. праву». Вып. I, стр. 173. 10 «Опыт курса церковного законов.» Иоанна. СПб, 1851, ч. I, стр. 86–87; Лекции по церк. праву проф. Соколова. Вып. I, стр. 172–174; Истор. Визант. права – Азаревича. Т. I, ч. I, стр. 97. Подлинный текст сборника церк. прав. Иоанна. Схоластика издали Voellus et. Justellus. Biblioth. jur. canon, veteris opera et studio, Т. II, p. 499–602; см. также Pitra jur. Ecl. Hist, et Monumenta t. II, p. 375. Русс. перевод см. в ст. Н. Заозерского «Происхождение и образование Византийского номоканона» стр. 106–117. Древнеславянский перевод оглавления 50-ти тулов напечатан Розевкампфом в «Обозрении кормчей книги» стр., 307–311. 11 Извлечения из новелл Юстиниановых в сборнике «Collectio LXXXVII capitulorum» следуют по главам в таком порядке главы 1–5 (из новеллы VI) о проставлении епископов и низшего духовенства; Глава 6–11 (из Nov. V) о монастырях и монахах; глава 12 (из Nov. LXXXIII) о суде епископов над духовными лицами и об отношении его к суду гражданскому; Глава 13 (из Nov. XLVI), 14–17 (Nov. СХХ) о церковных недвижимых имуществах; Глава 18 (из Nov. LVI) о узаконенных пошлинах, или дарах при вступлении в священнослужительские должности; Глава 19 (из Nov. LXII) о перемещении клириков с одного места службы на другое; Глава 20 (из Nov III), определение штата священнослужителей в Константинополе; глава 21 (из Νοv XXXII) о лихве; Глава 22–26 (из Nov. CXXXI) о правах и привилегиях церковных; Глава 27 (из Nov LXVII) о строении монастырей и молитвенных домов; Глава 28–87 (из Nov CXXIII), разные постановления о епископах, клириках, монахах, их привилегиях, правах и обязанностях. См. в «Лекциях по церк. праву» проф Соколова. Вып. I, стр. 174–175; в «Истории визант. права» – Д. Азаревича. Т. I. ч. 1, стр. 100; в «Обозрении кормчей книги» Розенкампфа, стр. 25; см. так же в «Опыте курса церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Nov. 31, 3; 8, 3; Ed. 13, 1, 8, 13. Относительно власти над солдатами, см. Nov. 31, 3; 17, 4. 1296 Pragm. sanct., 23. Ср. мои Etudes sur l " administration byzantine dans l " exarchat, стр. 4–5, 82–83. Относительно Сицилии, см. Nov., 75. 1305 Id., 312–315. Относительно моста на Сангарюсе см. у Агафия (Anmhol., IX, 641), у Феофана, 234, и у Павла Силенц., Descr. S. Sophiae, 930–933. 1327 Mal., 485. Тоже самое он сделал для исправления бедствий, постигших Помпеиополис в 539 г. (Иоанн. Ефесск., Hist. в Comm., 225–226), Лаодикеею в 541 г. (id., 227), Кизику в 543 г. (id. 227). Относительно катастрофы 558 г. см. id., 242. 1335 Nov. 145, praef. u 1. Однако, нужно отметить, что чисто гражданское управление было восстановлено в 548 г. в Галатии 1-й (Ed. 8, 1), в обеих Фригиях и в Пизидии в 553 г. (Nov. 145, 1), и что в 545 г. Юстиниан всегда различает гражданских и военных чинов (Nov. 128, 20, 21). Ср. Nov. 134, 1 (556 г.). 1338 См. Dahn, Prokopius, стр. 328, 335–336. О Лидосе см. De magistro стр. 260–261, 262–263. В неточности сообщений Прокопия можно убедиться в Hist. arc., стр. 129–130, 143. 1340 Nov. 147, 2. Ср. В. P., 210. B. G., 497; Nov. 128, 22; 134, 1 и особенно 3. adeo impie turpis lucri studio agi. 1348 Nov. 86 и 95 (539 г.); 113 (541 г.); 125 (543 г.); 124 (544 г.); 128, 130 (545 г.) 147 (553 г.); 134 (556 г.). 1356 Id., 161, praef. Non tantum legibus quae par est sancire summum bonum est, sed etiam sancita diligenter servare. 1363 Humbert, Essai sur les finances et la comptabilité publique chez les Romains, I, стр. 359–389, u II, стр. 8–21, u Zachariae de Lingenthal, Zur Kenntniss d. röm. Steuerwesens in der Kaiserzeît (Mém. de l " Acad. des sciences de Saint-Pétersbourg, 1863). 1381 Id. 140–142. Cp. Zacchariae de Lingenthal, Eine Verordnung Justinians über d. Seidenhandel. St. Petersb., 1865. 1394 См. также у Лидоса, стр: 259–263, где упреки, делаемые им Иоанну Каппадокийскому за уменьшение персонала канцелярии префектуры, кажется преувеличены. 1404 Относительно Африки см.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Но из того, что церковная власть не имеет полномочий государственной власти (imperium), ещё не следует, что у неё нет своего рода, т. е. церковно-правительственных полномочий, точно так же как из того, что церковное право имеет нравственно, а не материально-принудительный характер, отнюдь нельзя выводить, будто оно и не относится к области права вообще. Внешняя принудительность, как мы выше видели это во мнениях компетентных западных учёных, не составляет необходимого признака права; точно также нужно сказать, что меч, как атрибут светской власти, не может служить исключительным и необходимым признаком всякой власти вообще. У пастырей церкви есть свой символ власти – пастырский жезл, символ власти особого рода – пастырской. Приведённое выше место из шестой Юстиниановой новеллы далеко не единственное свидетельство в пользу защищаемого нами положения, находящееся в Юстиниановом корпусе законов. Кроме него в Юстиниановом корпусе встречается много других мест, в которых церковь Христова представляется особым организмом общественным, проповедницей правой и спасительной веры в Бога (Cod. 1:2, 5–7, Nov. 8 jusjurandum, quod praestatur ab iis, qui mogistratus accipiunt. Nov. 109), законодательницей в области своих полномочий (Cod.1:8, 2:12, 5:2. Nov. 6§1. Nov. 137, c. 1), места где различаются civilis et sacerdotalis potential, sacerdotes et magistratus (Nov. 83), различаются преступления и наказания церковного характера в отличии от наказаний уголовных (Nov. 83). Есть места, указывающие на особность церкви с совершенной ясностью. Например в Nov, 42 cap. 2 conf. Nov. 109. с. 1 читаем: Quod ne nlla ratione in christiano dei grege et populo orthodoxo continget, justum est, nec ab imperio permissum (дело идёт о лишении гражданских правь еретиков, осуждённых церковью). И вот место из новеллы 137 praef: Si Civiles leges, quarum potestatem nobis deus pro clementia sua credidit, ad securitatem subditorum per omnia firmiter servari studemus, quanto majus studium in observation sanctorum canonum et sacrorum legum, quae pro salute animarum nostrarum constitutae sunt, collocare debemus?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

3555 Относительно безвестного отсутствия, как законной причины расторжения брака, перемена, произведённая названной новеллой, состояла в том, что вместо четырехлетия, установленного Константином В. (I. 7 Cod. V, 17, – ср. выше, стр. 113), жена обязывалась ожидать отсутствующего мужа в продолжение десяти лет (Nov. XXII. с. 14). Подобным образом и для развода в том случае, quando aliquis impotens fuerit coire mulieri et agere quae a natura viris data sunt, прежний (I. 10 Cod. V, 17) двухлетний срок испытания был признан недостаточным и заменён трёхлетним (цит. нов., гл. 6). 3556 Nov. CXVII (изд. в 542 г.), с. 11. – В конечном результате указанных перемен и отмен «благословными» поводами к расторжению брака sine damno в юстиниановом праве были признаны: а) потеря мужем или женой гражданской свободы, казавшаяся, по понятиям данного времени, мало чем отличающеюся от естественной смерти (Nov. XXII, с. 9); б) пребывание кого-либо из них в плену, если при этом в течение пяти лет не будет иметься сведений, что пленник ещё жив (ibid. с. 7; сн. выше, стр. 115); в) пострижение того или другого члена брачной четы в монашество (Nov. XXII, с. 5; Nov. CXVII, c. 12) г) принятие мужем епископского сана (I. 47 Cod. I, 3; Nov. VI, с. 1) д) физическая неспособность его к супружескому сожительству (impomenmia), начавшаяся до брака и длящаяся не менее трех лет (Nov. XXII, с. 6; Nov. CXVII, с. 12). Отменою дозволения безнаказанно расторгать супружество по некоторым из причин, казавшихся близким предшественникам Юстиниана и первоначально ему самому достаточными для оправдания обоюдной или односторонней решимости супругов на развод, ещё не исчерпываются заботы этого законодателя об укреплении брачных союзов. Не настаивая на насильственном восстановлении последних в случае «беспричинного» и произвольного разрыва их, он старался подавить в своих подданных наклонность к такому произволу усилением кар за нарушение законных ограничений. Наиболее важною мерою в этом отношении нужно признать пожизненное заключение в монастырь стороны, виновной в неосновательном разводе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1968, a ponderous contraption with goggles was suspended from four ceiling pulleys. A volunteer inserted his head into the metallic assembly and floated into the world’s first computer-generated virtual environment. This was the brainchild of Dr. Ivan Sutherland at Harvard University, and the virtual environment was nothing to write home about. The graphics could only depict simple models of cubes, pyramids, and geodesic spaces. Everything else in the goggles was black space, and there was no confusion as to what was real and what was not. But still, the goggle-eyed lab assistant who wore the helmet could move his head and look at a new scene in the computer-invented horizon. As far as certain parts of his brain were concerned, those bright lines and dots making up the insides of cubes and pyramids were real. And that is a crucial thing about virtual reality: the body cannot tell the difference between fantasy and reality. The emotions will react, and so will the entire body, whether or not the thing is “really there.” Because of the wire suspension arrangement that dangled from the ceiling, some wag in Sutherland’s lab christened the device, with spooky prescience, “the Sword of Damocles.” The name stuck mainly because the virtual reality helmet reminded the lab assistants of the fabled sword that hung over the egotistical head of Damocles, who was busy eating, drinking, and carousing the night away, blissfully unaware of his peril. After the “Sword of Damocles” experiment, the computer-generated phase of virtual reality quickly developed into military and industrial applications. It also branched off into the video game market, populated at first by games like Pong and Space Invaders, archaic and quaint by today’s gaming standards. The techniques of virtual reality quickly catapulted gaming into the gargantuan billion market it is today. With virtual reality coupled with computer games (and a decent video card), you could feel like you were really driving, and stealing

http://pravmir.com/no-life-in-second-lif...

По подобает соблюдать обычай каждый Церкви» (пр. 81). 17 Акт. вст. 1. 104. Архиепископ Геннадий просил при этом митрополита разрешить, чтобы иподиаконам дозволено было вступать в брак после рукоположения. Но это было бы противно правилам вселенских соборов (VI всел. 6). 21 См. инструкцию старостам поповским, данную патриархом Адрианом в 1697 году. ст. 10. 11. 12. в Собр. зак. III. 23 Св. Киприан: ер. 70 Сократ: 4, 22. 6, 2. 7, 26. Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32. Созомен : 8, 2. В книгах апостольских постановлений приводится от имени апостола Петра следующее изречение: πρτος γ φημι Πτρος πσκοπον χειροτονεσθαι, ν πσιν νποπτον π παντς το λαο κλελεγμνον. Iib.8.c.4.cf.Zonar.ad can.6.nicaen. 24 Johannis antioch. nomoc. tit. 7. cf. 165. nov. constit; Collect. eccl. constit. Balsamonis. Iib. 3. cf. nov. tit. 1 §17. ejusdem school. ad. can. 4. chalced. Cf. nov. 123. cap. 1. 25 Vid. Justin. nov. 123. Образцы епископских клятвенных обещаний при поставлении и приветствий государям см. у Леунклавия in Jure graecorom. Iib. 6. respons. 11. сн. Симеона фессалоник. περ χειροτοντν. κεφ. 61. 29 Первоначальный образец исповедания наших епископов, при посвящении их, есть исповедание митрополита Илариона (XI век.) см. в «Творен. св. отцов» прибавл. 1844. ч. 2. 34 Обыкновенно правила эти передаются новопоставленным, – в особенности пресвитерам, – в виде святительских поучений, которых образцы в нашей Церкви находим от самых древних времен. Поучение митрополитов Кирилла и Петра к иереям см. в изд. русс. Твор. св. отц.; другие – общие см. в Акт. ист. 1. 109. См. также Поучение к новопоставленному иерею, изд. от св. Синода в настоящее время, 1843 и др. год. Извлечение из него см. ниже. 41 Первые – законы Юстиниана, последние Льва. Justin. nov. 123. cap. 7. cod. de episc. 3. const. 53. Leonis. nov. 7 et 8. 51 Vid. Demetrii Choniateni archiep. burgar. resp. et Johannis episc. Citri ad episc. Cabasilam ap. Leunclavium in jure graecoromano. Lib. 5. resp. 1. 56 Св. зак. XIV. о предупреждении преступлений против веры, отд. 3. ст. 67. 68. 69. Не уничтожены только престолы в тех часовнях, прежде построенных (до 1826 года), где они дозволены по прежним узаконениям, см. там же и ст. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Указанного явления тоже нельзя оставлять без внимания при оценке отношения законодательства византийских императоров по церковным делам к церковному законодательству. Мотивы, побуждавшие византийских императоров издавать законы по церковным делам, были те же, какими они руководились, когда вводили в свод законов и вероопределения церкви. Сообщали ли императоры византийские в своих законах гражданские права и преимущества православным церквам, монастырям, церковно-благотворительным заведениям, православному духовенству, издавали ли они законы касательно внутренней церковной дисциплины, в том и другом случае они хотели этим выразить, прежде всего, своё почтение к Виновнику нашего спасения, учредившему на земле церковь (Cod. Just. 4:34. §6. Nov. 6. Epil. §1. Nov. 9). В тоже время императоры смотрели на свои законы в пользу церкви, как на одно из лучших средств обеспечить государству благоволение Божие, единственно верный и благонадёжный залог благополучия и преуспевания государства в своих делах. Чем лучше, правильнее и исправнее будет отправляться богослужение, чем лучше и чище будет по жизни духовенство, монашество и прочие христиане, тем благосклоннее будет относиться Верховное Существо к государству, в котором совершается, таким образом, Богопочтение. Отсюда и императоры считали своим долгом напоминать духовенству о его церковно-служебных обязанностях и содействовать церковной дисциплине и своими законами и соединёнными с ними репрессивными мерами (Cod. Just. lib. 1. 1:3. 3§2. 54.57. 4:34. Nov. 133. с. 6. Nov. 6. Epil. §1 ). Императоры по своей обязанности печься о благополучии государства не могли оставить без внимания главного условия его достижения. В некоторых постановлениях императорских этот же самый мотив выражается с некоторыми особыми оттенками. Императоры иногда объясняют свои законы по делам церковным, например, о жизни монашеской, тем, что им вверено от Бога попечение обо всех людях (Nov. 123. praef.), или тем, что до них дошли слухи о неисполнении правил со стороны епископов, клириков и монахов (Nov. 137. praef.). Что же? Императоры были в этом случае в своём праве. Им действительно вверено попечение обо всех их подданных и забота об удовлетворении всех их законных потребностей и конечно, прежде всего, религиозной потребности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

«Мотивы, побуждавшие византийских императоров издавать законы по церковным делам, говорит И. С. Бердников , были те же, какими они руководились, когда вводили в свод законов и вероопределения церкви. Сообщали ли императоры византийские в своих законах гражданские права и преимущества православным церквам, монастырям, церковно-благотворительным заведениям, православному духовенству, издавали ли законы касательно внутренней церковной дисциплины, в том и другом случае они хотели этим выразить прежде всего свое почтение к Виновнику нашего спасения, учредившему на земле церковь . (Cod. Just. I1. IV. t. 3З. §6; Nov. VI. Epil. § 1. Nov. IX). В то же время императоры смотрели на свои законы в пользу церкви, как на одно из лучших средств обеспечить государству благоволение Божие, единственно верный и благонадежный залог благополучия и преспеяния государства в своих делах. Чем лучше, правильнее и исправнее будет отправляться богослужение, чем лучше и чище по жизни духовенство, монашество и прочие христиане, тем благосклоннее будет относиться Верховное Существо к государству, в котором совершается таким образом Богопочтение. Отсюда и императоры считали своим долгом напоминать духовенству о его церковно-служебных обязанностях и содействовать церковной дисциплине и своими законами и соединенным с ними репрессивными мерами (Cod. Just. tit. I. 3; t. III. 53. § 2. 54. 57; tit. IV. 34; Nov. 133. c. 6. Nov. VI. Epil. § 1). Императоры, по своей обязанности пещись о благополучии государства, не могли оставить без внимания главного условия его достижения. В некоторых постановлениях императорских этот же самый мотив выражается с некоторыми особыми оттенками. Императоры иногда объясняют свои законы по делам церковным напр. о жизни монашеской – тем, что им вверено от Бога попечение о всех людях (Nov. 137 praef.). Что же? Императоры были в этом случае в своем праве. Им действительно вверено попечение о всех их подданных и забота об удовлетворении всех их законных потребностей и конечно прежде всего религиозной потребности» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Источниками «церковных» Н. Ю. становились церковные правила (правила Апостольские, Вселенских и Поместных Соборов, св. отцов; см. анализ источников Nov. 123 в: Максимович К. А. Влияние канонического права единой Церкви на церк. законодательство имп. Юстиниана: (На мат-ле новеллы CXXIII)//ЕжБК, 18-я. 2008. Т. 1. С. 118-122). В свою очередь Н. Ю. устанавливались нормы, к-рые реципировались в церковном законодательстве. Так, Трулльский Собор в своем 31-м правиле утвердил норму, устанавливаемую Nov. 58 от 537 г., к-рая в свою очередь представляет собой модификацию Лаод. 58 (речь идет о запрете священнодействий в «молитвенницах» и в частных домах). Трул. 14 и 15 устанавливают возрастной ценз при поставлении пресвитеров (30 лет), диаконов (25 лет) и диаконисс (40 лет), следуя при этом требованиям, введенным Nov. 123. 13. Трул. 8 подтверждает требование Nov. 137. 4 о необходимости ежегодного созыва соборов. Становление института безбрачного епископата обусловлено в т. ч. имп. законодательством, в к-ром формулируется требование безбрачия кандидата во епископы (Nov. 6, 123, 137; см.: Pitsakis. 2011. P. 105-107; Idem. 1995. P. 281-282, 285-291. Собрания Н. Ю. Имп. Юстиниан в одном из вводных постановлений (constitutio Cordi, вводящая в действие Кодекс Юстиниана 2-го издания) заявляет о стремлении составить новое собрание, собрание новых постановлений (congregatio - Cordi. 4). Это собрание не было создано, поэтому все существующие сборники Н. Ю. составлены частными лицами. Отсутствие офиц. сборника новелл, с одной стороны, затрудняет изучение и реконструкцию всех Н. Ю.; с другой - отсутствие офиц. систематизации имеет следствием бóльшую сохранность текста каждой из дошедших до нас новелл. В частных собраниях текст каждой новеллы воспроизводится полностью, тогда как офиц. систематизация, как видно на примере Кодекса Феодосия и Кодекса Юстиниана, означает существенное сокращение текстов имп. постановлений, связанное с исключением из офиц. свода тех фрагментов постановлений, в к-рых устанавливаются устаревшие правовые нормы, или же тех, к-рые не имеют прямого отношения к выражению содержания действующих правовых норм (см.: Wal N., van der. Die Textfassung der spätrömischen Kaisergesetze in den Codices//BIDR. Ser. 3. 1980. Vol. 22. P. 1-27). Помимо частных собраний новелл, существуют папирологические и эпиграфические свидетельства. Так, сохранились папирусы с фрагментами Н. Ю. (Papiri greci e latini. Firenze, 1953. Vol. 13(2). N 1346; P. Oxy. 4400).

http://pravenc.ru/text/2577789.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010