Hist. eccl. III 11; IV 22. 4), а также о внуках Иуды, брата Господня, возглавлявших общину в правление имп. Домициана (81-96 гг. Ibid. III 20). На том основании, что Егесипп упоминает о принадлежности лидеров иерусалимских христиан к потомкам царя Давида, возникла теория, что власть в ИПЦ в эту эпоху переходила от одного родственника Христа по плоти к другому ( Kohlmeyer, Stauffer. 1952). Во время 2-го иудейского восстания (132-135 гг.) ИПЦ была разгромлена иудеями. По словам сщмч. Иустина Философа, Бар-Кохба приказал пытать христиан и заставлял их отрекаться от Христа ( Iust. Martyr. I Apol. 31. 6; Euseb. Hist. eccl. IV 8. 4). Западноевропейская наука о происхождении ИПЦ В XIX в. стали появляться критические реконструкции раннехрист. истории, в которых ИПЦ постепенно стала терять значение «матери всех Церквей». Если церковная традиция всегда исходила из прямого преемства от первых учеников Христовых к ИПЦ и к последующей христ. традиции, то, напр., в новой тюбингенской школе была разработана теория, согласно к-рой христианство изначально существовало в 2 основных формах - языческо-христианской («паулинизм») и иудеохристианской («петринизм»), из их синтеза во II в. появилось «кафолическое» христианство. В 1-й пол. XX в. сформировалось представление о многообразии раннего христианства, к-рое развивалось в неск. независимых центрах параллельно (напр., Х. Лицманн противопоставлял ИПЦ «галилейскому» христианству - Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926). После публикации работы В. Бауэра ( Bauer W. Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum. Tüb., 1934) стала популярной теория, согласно к-рой раннее христианство представляло собой ряд довольно сильно отличавшихся друг от друга учений, среди к-рых «прото-ортодоксия» занимала отнюдь не доминирующее положение. Поэтому учение и практика первоначальной ИПЦ стали реконструироваться с учетом свидетельств христианских ересеологов об иудеохрист. сектах II-V вв., прежде всего о назореях и об эбионитах (об этом писал еще А.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Швеглер, сподвижник В. Бауэра; совр. варианты теории см.: Goulder. 1994). Получило распространение мнение, что большая часть аутентичных памятников ИПЦ, написанных на арам. или евр. языке, была утеряна в ходе 1-го иудейского восстания ( Brandon S. G. F. Jesus and the Zealots. Manchester, 1967), греч. же тексты НЗ и раннехрист. традиции являются попытками собрать по крупицам то, что осталось, а потому заведомо искажают реальную историю ИПЦ. Лит.: Cerfaux L. La première communauté chrétienne à Jérusalem//EThL. 1939. Vol. 16. P. 5-31; Kohlmeyer E., Stauffer E. Zum Kalifat des Jacobus//ZRG. 1952. Bd. 4. N 3. S. 193-214; L ü demann G. The Successors of Pre-70 Jerusalem Christianity: A Crit. Evaluation of the Pella Tradition//Jewish and Christian Self-Definition/Ed. E. P. Sanders. Phil., 1980. Vol. 1. P. 161-173; Koester C. The Origin and Significance of the Flight to Pella Tradition//CBQ. 1989. Vol. 51. N 1. P. 90-106; Verheyden J. The Flight of the Christians to Pella//EThL. 1990. Vol. 66. N 4. P. 368-384; Wehnert J. Die Auswanderung der Jerusalemer Christen nach Pella - historisches Faktum oder theologische Konstruktion?//ZKG. 1991. Bd. 102. N 2. S. 231-255; Hill C. C. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church. Minneapolis, 1992; Mitchell A. C. The Social Function of Friendship in Acts 2. 44-47 and 4. 32-37//JBL. 1992. Vol. 111. P. 255-272; Goulder M. D. A Tale of Two Missions. L., 1994; Miller M. P. «Beginning from Jerusalem...»: Re-examining Canon and Consensus//J. of Higher Criticism. Montclair, 1995. Vol. 2/1. P. 3-30; Reinhardt W. The Population Size of Jerusalem and the Numerical Growth of the Jerusalem Church//The Book of Acts in its Palestinian Setting/Ed. R. Bauckham. Grand Rapids, 1995. P. 237-266; Acquaviva G. La chiesa-madre di Gerusalemme. Casale Monferrato, 20002; Smith D. E. Was There a Jerusalem Church?//Foundations and Facets Forum. N. S. Bonner, 2000. Vol. 3. N 1. P. 57-74; Moreland M. The Jerusalem Community in Acts: Mythmaking and the Sociorhetorical Functions of a Lukan Setting//Contextualizing Acts: Lukan Narrative and Greco-Roman Discourse/Ed. T. Penner, C. Vander Stichele. Atlanta, 2003. P. 285-310; Horbury W. Beginnings of Christianity in the Holy Land//Christians and Christianity in the Holy Land: From Origins to the Latin Kingdom/Ed. Ora Limor, G. S. Stroumsa. Turnhout, 2006. P. 239-256; Eck W. Rom und Judaea: Fünf Vorträge zur römischen Herrschaft in Palästina. Tüb., 2007; Ashkenazi J. The «Mother of All Churches»: The Church of Palestine from its Foundation to the Arab Conquest. Jerusalem, 2009 (иврит).

http://pravenc.ru/text/293788.html