[Strassburg, 1531] [=ActaClarenb]; Rabus L., Hrsg. Historien Der Heyligen Ausserwölten Gottes Zeügen, Bekenern, und Martyrern. Strassburg, 1554. Bd. 2. Fol. CLXXXIIIv - CCLXVIr; Briefe und Documente aus der Zeit der Reformation im 16. Jh./Hrsg. K. Krafft, W. Krafft. Elberfeld, 1875. S. 59-63; Klugkist Hesse H., Hrsg. Die Bekenntnisschrift Adolf Clarenbachs vom Jahre 1527: Erstmalige vollständige Veröffentlichung derselben mit Einleitung und Anmerkungen//Beiträge zur Gemeindegeschichte: Hist. Beil. zum Evangelisch-reformierten Wochenblatt Elberfeld. Elberfeld, 1930. H. 1. S. 1-29; Groten M., Hrsg. Beschlüsse des Rates der Stadt Köln (1320-1550). Düsseldorf, 1988. Bd. 3: 1523-1530. Библиогр.: Rotscheidt W. Adolf Clarenbach-Bibliographie (1529-1929)//Monatshefte für Rheinische Kirchengeschichte. Essen, 1929. Bd. 23. S. 257-284; Hillerbrand H. J. Bibliographie des Taufertums (1520-1630). Gütersloh, 1962. S. 60-61; Heuser K. W. Bibliographie Adolf Clarenbach//Allein Gottes Wort. 1981. S. 339-346. Лит.: Kanne J. A. Adolph Clarenbachs Martyrthum// Idem. Zwei Beiträge zur Geschichte der Finsterniss in der Reformationszeit. Fr./M., 1822. S. 87-232; Mohnike G. Die erste Quelle zur Geschichte Adolf Clarenbachs//ZHTh. 1835. Bd. 5. S. 248-266; Krafft K. Ueber die Quellen der Geschichte der evangelischen Bewegungen am Niederrhein zur Zeit der Reformation im 16. Jh.//Theologische Arbeiten aus dem Rheinischen Wissenschaftlichen Prediger-Verein. Elberfeld, 1872. Bd. 1. S. 1-60; idem. Beiträge zur Reformationsgeschichte des Niederrheins: 1. Abdruck einer gleichzeitigen Schrift über A. Clarenbachs Process und Gefängnis; 2. Brief Clarenbachs an Johannes Romberch von Kierspe//Zschr. des Bergischen Geschichtsvereins. [Neustadt], 1873. Bd. 9. S. 113-162; idem. Die Beschlüsse des Rathes der Stadt Köln in Bezug auf die beiden evangelischen Märtyrer Peter Fliesteden und Adolf Clarenbach von ihrer Gefangennahme an bis zur Hinrichtung (1527-1529)//Ibid. 1874. Bd. 10. S. 176-229; idem. Zur Geschichte der beiden rheinischen Märtyrer Adolf Clarenbach und Peter Fliesteden//Theologische Arbeiten aus dem Rheinischen wissenschaftlichen Prediger-Verein.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Известно, что ученик Фотия, Авраам, был поставлен митрополитом Амидским и Самосатским в Армении. Lequien. Or. Chr. Т. II. p. 996. Но мир между Церквами не был продолжителен, как видно из посланий Патриарха Николая Мистика . 68 Послание Николая на греческом языке недавно издано тем же Маием. Spicileg. Rom. Т. X, р. 417. 69 Послание Иоанна Никейского к Католикосу Захарии, к которому писал и Патриарх Фотий. Combefis. Auctuar. Bibl. Græc. T. II, p. 297–310. 70 Послание Никиты Византийского, современника Фотиева, напечатано Аллацием в Græc. Orthodoxa. Т. II, p. 663–754. 72 Папа Иннокентий II (1130–1143) писал дружественное послание к Католикосу Григорию III-мy. Neumann Geschieht. d. Armen. Litter. 151. – Григорий в 1141 г. был на Соборе Латинском в Иерусалиме. Wilhelm. Tyr. de bello sacro. L. 15. c. 18, и в 1145 г. отправил посольство к Папе Евгению III; – но дальнейших последствий сие посольство не имело. Baron, annales. 1145 г. XXIII–XXIV. 73 Переписка Нерзеса с деспотом Алексием и Императором Мануилом излагается Анжело Маием, Veter. Script. Nov. Collect. T. VI, p. 420–424. 74 Neumann, там же, стр. 151–156. Mohnike in Zeitschrift für d. Historische Theologie. 2 Stück. S. 76–104. Его краткие молитвы на каждый час дня переведены на 23 языка, в том числе и на русский, и вместе с армянским подлинником изданы в 1837 г. в Венеции. 75 Angel. Maii Weter. Script. Nov. Collect. T. VI, p. 315. История первого путешествия Феориана к армянам описана им самим и издана на греческом языке. Ducæi Bibliotheca Voter. Patrum, T. I. Par. 1624, pag. 439–485. 76 Слова сии: μα φσις τ Λγ σσεσαρκωμνη находятся у св. Кирилла в послании к Евлогию (Сопс. Eph. ED Binii. 1618, р. 445) и в посланиях к Сукцессу. Орр· S. Cyrilli Alex. Т. V, p. II, р. 137, et 142. 88 Сам св. Кирилл изъясняет смысл прорекаемого изречения иначе. В послании к Сукцессу он пишет: «Если б мы, сказав: единое естество Слова, умолкли и не присовокупили слова: воплотившееся, как бы исключая строительство спасения; то, может быть, имело бы какую-нибудь вероятность учение тех, которые с притворством спрашивают: если всё во Христи одно естество, то где полнота человеческого естества, или как останется в Нём наша сущность? Но так как словом: воплотившееся, выражается и полнота человеческого естества ( ν νϑρωπτητι τελεοτης) и означается наша сущность; то да не опираются на тростниковый жезл». Ер. II ad Success. in Opp. S. Cyr. T, V. p. II, p. 142–143. Итак несомненно, что св. Кирилл сим выражением не только не отрицал, но напротив того подтверждал бытие во Иисусе Христе человеческого естества. Сверх сего надобно заметить, что св. Кирилл слово φσις употреблял иногда вместо слова πστασις, как видим, напр., in Defens. 2. Anathemat. contr. Theodoretum: το Λγου φσις, γουν πστασις, στς, ατς Λγος. Так изъяснял смысл сего слова (φσις) Евлогий, Патриарх Александрийский Photii Bibliotheca cod. 230. cd. Becker, p. 267), Ефрем Патриарх Антиохийский (ibid., cod. 229, p. 259) и Леонтий Византийский .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наступил 1822 год. В самом начале его, именно 13 января, во время служения в Успенском соборе, по случаю дня рождения Императрицы Елисаветы Алексеевны, Филарет простудился и проболел несколько времени. Но ему и болеть было некогда. «Суетам меры и конца нет», – писал он от 19 января наместнику Лавры Афанасию, несколько пооблегчившись от болезни 66 . И эти «суеты», т.е. те же, что и прежде, дела, личные сношения и проч. не оставляли святителя Московского в покое и во все остальное время пребывания его на епархии в 1822 году, продолжавшегося до половины июля сего года. Помимо разнообразнейших других дел, святитель нашел время посетить некоторые места в епархии, более или менее отдаленные от Москвы. Так, именно 4 мая он совершал освящение храма и открытие основанного княгиней Евдокиею Николаевною Мещерскою (в монашестве Евгениею) и в этом году Высочайше утвержденного Борисоглебского женского общежития в Аносине Звенигородского уезда, при чем говорил и слово 67 . 9 мая, в праздник святителя Николая, совершал священнослужение и говорил проповедь в Николаевском Перервинском монастыре 68 . В конце мая, как мы знаем, посетил он родину свою, Коломну, где также говорил проповедь 28 числа, а на другой день после этого был в коломенском духовном училище в классное время и произвел испытание в знании учениками предметов училищного курса и в письменных упражнениях. 69 На обратном пути из Коломны Филарет посетил Серпухов, где в Высоцком монастыре говорил проповедь 2 июня. 70 Наконец, 5 июля он снова посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру 71 и также говорил там проповедь. 72 Это была последняя проповедь его за 1822 год. Кроме того, в самой Москве за первую половину 1822 года произнесено было им семь проповедей, начиная с 12 февраля и кончая 20 мая – днями памяти святителя Алексия. Все эти проповеди, вместе с проповедями 1821 года и житием преподобного Сергия, изданы были Филаретом по прибытии его в Петербург особым собранием под следующим заглавием: Слова к московской пастве, в первый год управления ею говоренныя, и житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца, из достоверных источников почерпнутое, 73 Синодальным членом Филаретом архиепископом московским. В Санкт-Петербурге, при Святейшем Правительствующем Синоде 1822 года». Изданием их Филарет занимался в октябре и ноябре, о чем и писал к своей родительнице из Петербурга от 3 ноября: «Между делом, занимаюсь печатанием прошлогодних проповедей по благословению и на иждивении Святейшего Синода: таким образом будете иметь и ту, которая говорена в Коломне». 74 А в декабре того же 1822 года это издание и вышло из печати. 75 Этим, собственно, закончился первый год управления Филарета московскою паствою, – год, который можно назвать образцовым для всей дальнейшей деятельности его как архипастырской вообще, так и проповеднической в частности, который, в свою очередь, служил примером выполнения программы, намеченной во вступительной проповеди Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Утверждение последовало 18 августа, – и в сентябре 1820 г. при объявлении степеней II-ro академического курса, происходившем в собрании с митроп. Серафимом и всеми почётными членами академической конференции, Петр Иванович Азбукин был провозглашен уже бакалавром и потом, по обычаю, получил на обзаведение 100 рублей. Вместо о. Моисея он занял кафедру профессора нравственного богословия, а от о. Платона (Березина) получил еще герменевтику и 21 сентября 1820 г. резолюцией митроп. Серафима определен на освобожденную первым вакансию библиотекаря. Тогда же новый бакалавр заявил о желании принять монашество и – по разрешении от Синода указом 27 октября 1820 г. – был пострижен 21 ноября в день Введения Пресв. Богородицы и наречен Серафимом, 25 декабря произведен в иеродиаконы в церкви святителя Алексия, в Пудовом монастыре, а 1 января 1826 г. в том же храме соименным ему митрополитом Московским рукоположен в иеромонаха и после обычным порядком получил магистерский крест из Комиссии Дух. Училищ (по утверждении её 20 декабря 1820 г.). Во всех отношениях дальнейшее служебное отношение пошло успешно: (25 января – ) 17-го марта 1821 г. о. Серафим был сделан членом внешнего академического правления; 12 октября 1821 г. представлен в соборные иеромонахи 6 Ставропигиального Донского монастыря и произведен в этот сан указом Св. Синода 19 января 1822 г.; 15 июня 1822 г. назначен действительным членом академической конференции. Скоро, однако, ему пришлось покинуть родную Академию и перейти в С.-Петербургскую. Здесь Григорий (Постников) , определенный (7 мая 1822 г. по указу от 23-го апреля) викарием митрополии, епископом Рижским, оставлен был и в ректорской должности по Академии «впредь до рассмотрения, сообразно тому, как был Ректором Викарный Епископ Филарет» (Дроздов), но Комиссия Дух. Училищ 22 мая 1822 г. «предписала Академическому Правлению сделать надлежащее распоряжение, кому и на каком праве поручить кафедру Богословского класса, и о последующем донесть ей во известие». 1-го августа 1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вокруг церквей и старинного кладбища была устроена особая ограда. В конце XVIII - начале XIX веков здесь ещё сохранялась старая рубленая ограда древнего монастыря, которая неоднократно ремонтировалась, но в 1822 году она настолько обветшала, что уже ремонтировать её не было ни какого смысла. Тогда прихожане, не имея средств на строительство новой ограды, обратились с воззванием о помощи к бывшим прихожанам, проживавшим в Санкт-Петербурге. В воззвании говорилось: «если кто почитает Святую и Апостольскую церковь и помнит родителей своих, лежащих при храме Господнем, то просим не оставить кто, что может пожертвовать на построение ограды, которая теперь совершенно приходит в ветхость, в рассуждении чего священнику означенной церкви Александру Неофитову доверяем, что кто пожертвует при расписках верно доставить. В чем под сим во уверение и подписуемся генваря 1822 года». Среди подписавших этот документ были члены причта и наиболее уважаемые прихожане. Среди них, сельца Бурнаково капитан-лейтенант Николай Ушаков, сельца Фроловского господин Агей Кузьмин, майор Николай Меркуров. Они были и первыми жертвователями, внесшими по 25 рублей ассигнациями, а Николай Ушаков пожертвовал двойную сумму, сделав в особой сборной книге такую запись: «Оную сумму жертвую собственно сам по себе, но естли случится какая общая повинность, как нащот какой, такую так и протчего обязуюсь наровне с мирянами». Первая запись в книге пожертвований говорит о внесении 50 рублей капитан-лейтенантом Фёдором Ушаковым. В феврале 1822 года 100 рублей вносит «по усердию своему» Петербургский купец 1-й гильдии Лука Гаврилович Таиров. Бывший прихожанин крестьянин деревни Пеньково, а ныне записавшийся в Петербургское мещанство Никифор Игнатьев объявил о пожертвовании им в 1822 году 5000 рублей, из которых им было отослано со священником Александром Неофитовым 200 рублей, а остальные объявленные средства он обязывался платить «по возможности», о чем им была дана соответствующая расписка. Дважды в 1822-1823 годах было дано благословение правящего архиепископа Симеона на сбор подаяния в городах и селах Ярославской епархии. На двухнедельный сбор в Санкт- Петербургской епархии в январе 1822 года было дано благословение и тамошнего митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=34642

Несмотря на то, что Императору и князю было известно о болезнях архимандрита, вызванных сыростью Сковородского монастыря, они не спешили переводить его в новое место: «Молю Господа да скорее он вас избавит от сего болота, и буду стараться с митрополитом при первой удобности перевести вас из Сковородского» 87 , – писал Фотию А.Н.Голицын 6 июля 1822 года. Возможность перевода Фотия появилась лишь в сентябре, после выхода в отставку прежнего игумена Юрьева монастыря. 25 августа 1822 года С.П.Мещёрский рапортовал А.Н.Голицыну о том, что настоятель Юрьева монастыря Антоний просит отпустить его на отдых 88 . Св. Синод рассмотрел просьбу Антония, отметив, что ему 73 года, в монашестве с 1782, в 1801 посвящен в архимандриты, с 1820 настоятель Юрьева монастыря, службы беспорочной, и рекомендовал его жалование превратить в пенсию. 89 19 ноября 1822 года рапорт Св. Синода был подан Императору. 18 января 1823 года П.С.Мещёрский рапортовал А.Н.Голицыну о выплате Антонию пенсии в 600 рублей. 90 В автобиографии Фотий указывал, что узнал о назначении в Юрьев монастырь совершенно неожиданно 21 августа. Это заявление Фотия опровергает его переписка с А.А.Орловой-Чесменской в 1822 году. 3 августа Фотий писал, что ещё 25 июля Серафим подписал прошение о его назначении в Юрьев монастырь. При этом Фотий рассчитывал, что назначение состоится уже к 12 августа, дню ангела графа Орлова 91 . Такая хронология событий отчасти подтверждает заявление С. Крылова о том, что Фотий приложил много сил, чтобы уговорить настоятеля Юрьева монастыря Антония уйти на покой 92 . Из письма А.А.Орловой-Чесменской к Д.А.Державиной видно, что назначение задержалось. Лишь вечером 21 августа Фотию был объявлен указ о новом назначении. 93 Задержав награждение и перевод Фотия, Царь связал тем самым его назначение с запретом масонских лож и тайных обществ, произошедшим 1 августа 1822 года. Назначая Фотия настоятелем Юрьева Новгородского монастыря, власти преследовали «свой интерес», желая использовать деньги графини для обновления уже третьего монастыря. Графиня писала в своих записках: «В бытность мою в Петербурге в 1822 году, Его Высокопреосвященство Митрополит Серафим намеревался сделать Настоятелем в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь архимандрита Фотия, сообщил оные намерение мне с тем, чтобы я всевозможно помогала в обновлении запустевшей обители сей архимандриту Фотию, яко наставнику и духовнику своему» 94 . Архимандрит принял это назначение с гордостью, а письма к П. М.Толстой в этот период времени вместо обычного «Убогий Фотий» он стал подписывать: «Юрьев архимандрит Фотий». В автобиографии Фотий указывал, что ещё с 5 на 6 июля ему было видение Св. Георгия, который показал ему обновленный Юрьев монастырь и предсказал, что он будет там архимандритом и все это сделает сам. 95 1 сентября безутешная графиня Анна писала Д.А.Державиной: «Признаюсь, страх грустно, что наш премноголюбимейший Отец уезжал, да правит Господь его путь благополучно» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Volk: Amen. Während in der Orthodoxen Orientalischen Kirche das Oel für die Katechumenen und Kranken vom Priester jedesmal beim Ritus der hl. Taufe und Oelung vor Spendung der betreffenden Sacramente geweiht wird, so werden sämmtliche drei Oele, das Oleum sancti Chrismatis, das Oleum catechumenorum und Oleum infirmorum nach dem Ritus der Römischen Kirche vom Bischof am Grünen Donnerstage geweiht und dann unter die einzelnen Parochien vertheilt. Der Ritus ist im Pontificale Romanum enthalten, wie folgt: Am fünften Tage der Charwoche, dem Grünen Donnerstage, wird in jedem Jahre das Oel der Katechumenen und Kranken geweiht und das Chrisma bereitet. Morgens in der Frühe hat der Sakristan oder jener, welchem diese Sarge übertragen ist, Alles, was zur Weihe der Oele und zu der Bereitung des Chrisma erforderlich ist, herbeizuschaffen, nämlich drei Kannen, mit dem reinsten Oele angefüllt, welche er in die Sacristei stellt, nämlich eine Kanne für das Oel der Kranken, eine für das Oel der Katechumenen, und eine grössere für das Chrisma; diese letztere muss mit einem weissen seidenen Tuche bedeckt werden, die erste und zweite aber mit einem seidenen Tuche von anderer Farbe. Ferner müssen bereit liegen zwei reine Tüchlein (vela) für die Diakonen. Der Bischof bekleidet sich zur Messe mit einem kostbaren Ornate von weisser Farbe; die Diener des Bischofs, und ausserdem noch zwölf Priester, sieben Diakonen und sieben Subdiakonen sind ebenfalls mit weissen Kirchengewändern bekleidet. Sie schreiten in folgender Ordnung in feierlichem Zuge zum Altar: An der Spitze geht der Rauchfassträger, und ihm folgen zwei Leuchterträger; an diese schliessen sich die sieben Subdiakonen an, je zwei und zwei, und in der letzten Reihe gehen drei neben einander; auf diese folgen die zwölf Priester, zwei und zwei geordnet, nach ihnen der Subdiakon, welcher das Evangelium mit dem nun dasselbe geschlungenen Manipulus vor der Brust trägt, dann der Diakon, und zu dessen Rechten der assistierende Kapellan; schliesslich folgt der Bischof, in der Mitte der zwei vornehmsten Chorherren der Kirche, oder solcher, welche in kirchlichen Würden stehen weun der Bischof in seiner eigenen Kirche diese Weihe vornimmt; sonst geht er in der Mitte zwischen dem Diakon und seinem Assistenten.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

βλιον, τ Spielmarke, Loskugel, Würfel: VAlex 18,6. DeCerV II 144,5. DrexlTraum 65.66. AnonTraum 352,36. Gewicht: ζγια βλια EpBib 6,4. Geschoß, Kugel: JoKan 107.– LS, Kr, Duc, TLG, LexByz 190f. βολς, Lichtstrahl: CommArat Sch. 445. EustrTheotok 13 (Romanos). β. κα βροντ VDonat 30 М 12. Pfeil, Stichelei: μπαιγμος κα βολδας ScriptOr 46,9.– DGE, LS, L, Ren II, Kr, Duc. βλισμα, τ Senkblei, Lot: TheognMon 853D. NByzMo 772D=Zigab III 1345C.– (Stam). βολιστικς zum Loten: σδηρα DeCer I 672,9; 673,6 (cf. KukDiorth 84.102).– (LS), L, Stam, (KL). βολστρα, Katapult: StephProg 167,16.– HL s.v. βολστης. βολθριον, τ Ferkel: PhilesDüb 49,27 mss. (μολβριον ed., cf. LS). βολοθριοτρφος Ferkel nährend: ς τς -ους Philes I 92,19 (app.: leg. μολοβρ.). βλος, Tau: δρσος Suda, τ δκτυον κα δρσος EtymGudSte 277,17.– (LS, DGE), Tgl, Duc, (Kr). βολουντριος (lat. voluntarius) freiwillig: CAG XXI/II 296,33. π τς βολ. Bas В 505,33; βουλουμπτρια δαπανματα В 722,19.– TriantLex. βολοχρσανθον, τ σαγαπηνν DelAn II 308,16; 321,17. βομβζω dröhnen, summen: VBasVes I 14=VBasVil 13,7.– (LS, DGE); s. βομβζω. βμβαξ ein Ausruf: τ νν βμβαξ λεγμενον πππαξ λεγον ScholPlat Euthyd. 303a.– LS, DGE, Tgl βομβξ. βομβεω dröhnen, summen, brummen: Rom. XLIX 17,3 (Grosdidier SC 283). Eret 122,132.–Vgl. βομβω LS, DGE, Stam. βομβ, Gebrumm, Murren: MartSebast 199 C.3.–Vgl. βμβος LS. βμβηθρον, τ Hummel: NByzMo 757B (-υθρον ed.).– Vgl. βομβυλις LS, Stam. βμβημα, τ Dröhnen: σαλπιγγδει -μτι NChonOr 62,9.– L. βομβητικς summend, brummend: ργανον EustΙl 1372,40. ζωφιον EustOd 1591,34.– LS, DGE (Eust.). βομβκυμα, τ rauschende Welle: ScholOpp Hal. 5,222. βομβολαλω summend schwatzen: BlemCarm 129,42. βομβολλος dumpf redend, summend schwatzend: τς -ους ψευδες αγριτητας LascEp 131,26. βομβφωνος summend sprechend: AesP 81,5. βομβζω summen: DidymZach IV 8. βομβζει bilbit CorpGloss II 29,50.– Vgl. βομβρζω LS. βομβλιον, τ ein enghalsiges Gefäß, Kanne, Krug: gutus CorpGloss. βομβλον Suda=βμμυλον GennSchol VIII 430,26.– (LS), DGE; LS,DGE, AndrArch, Stam -ς.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Einem Erzbischof oder Patriarchen wird das Kreuz vorangetragen. Die Messe wird wie gewöhnlich nach dem Ritus des Grünen Donnerstags gefeiert, bis zu der Stelle des Kanons: Durch welchen du, Herr! immer all dieses Gute schaffest ausschliesslich. Ehe der Bischof diese Worte spricht, verbeugt er sich ehrfurchtsvoll vor dem heiligsten Sacramente, welches auf dem Altare consecrirt worden ist, und wäscht auf der Epistelseite des Altares seine Finger über einem leeren Kelche; die Ablution wird bis zur Kommunion des Bischofs aufbewahrt. Nach nochmaliger Verbeugung gegen das allerheiligste Sacrament setzt er sich mit dem Gesicht gegen den Altar gewendet, mit der Inful auf dem Haupte, an einem im Presbyterium mitten vor dem Altar aufgestellten Tisch. Der an der Seite des Bischofs stehende Archidiakon ruft im Tone der Lection: Das Oel der Kranken! Ein Subdiakon überbringt die Kanne mit dem für die Kranken bestimmten Oel dem Archidiakon, welcher sie vor dem Bischof auf den Tisch stellt. Der Bischof erhebt sich mit der Inful auf dem Haupt, und spricht mit gedämpfter Stimme den Exercismus über das Oel, und segnet dann mit entblösstem Haupte das Oel, indem er betet, «dass es allen damit Gesalbten zum Schutze der Seele und des Leibes dienen möge». Der Bischof wäscht sich, während das Oel zur Sacristei zurückgetragen wird, mit der Inful auf dem Haupte die Hände, und fährt dann in der Messe fort mit den Worten: Durch welchen du, o Herr, immer all dieses Gute schaffest, bis zum Schluss der Communion. Der Bischof geht nun wieder auf seinen vorerwähnten Platz zurück, und der Archidiakon ruft: Das Oel zum heiligen Chrisma! und: das Oel der Katechumenen! Der Bischof thut Weihrauch in das Rauchfass, und die beiden Gefässe mit dem Oele zum Chrisma und für die Katechumenen werden aus der Sacristei abgeholt, und dem Bischof in folgender Weise unter feierlichem Gesange überbracht: Zuerst kommt der Rauchfassträger mit dampfendem Rauchfass, auf ihn folgt der das Kreuz tragende Subdiakon zwischen zwei Akolythen mit brennenden Kerzen, dann zwei Sänger, an welche sich die Subdiakonen und Diakonen zu zweien anschliessen, dann ein Subdiakon mit dem Balsamgefäss, darauf zwei Diakonen, welche die Gefässe mit dem Oele für das Chrisma und die Katechumenen tragen; die beiden Diakonen tragen jeder ein Velum auf den Schultern, mit dessen Enden sie ihr Oelgefäss umschlingen; ihnen folgen die zwölf Priester nebst Diakonen und Subdiakonen.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

180 Св. отцы Церкви полагая, различие между лживыми чудесами антихриста и его льстивыми действиями ( Кирилл Иерусалимский . Огласительное слово XV, п. 14 и 15), указывают в частности и самые виды сих последних, напр. его притворное усердие к иерусалимскому храму (там же, п. 15.). 194 Гонения сего царя на святых, хулы его на Бога и скорое открытие страшного последнего суда, изображаемые Пророкам Даниилом, показывают, что он разумеет здесь антихриста, к которому только и можно отнести все сии черты. 201 Разумеем протестантов (Vid. Bellarm. Tom. I. De Summo Pontifice lib. III. c XI.) и безпоповцев. 202 Безпоповцы называют печатию антихристовою четвероконечный крест, троеперстное сложение, имянословное сложение перстов для благословения, пятипросфорие, трегубое аллилуиа, партесное пение, новое иконописание, даже святейшую евхаристию, совершаемую на пяти просторах, и другие таинства, совершаемые в православной Церкви («Щит Веры», рукопись, ответы на вопросы 343, 368. «Сборник», рукопись Московской Духовной Академии. 375, в конце). Кроме того бритие бород, новый покрой одежд, размежевание земли, определение меры и веса в купле и продаже и тому под. 213 Вот их мудрование «Ныне никаковым образом познати может кто, кая истинная Церковь ... Понеже вся вещи, яже свойственно и истинно Христовы, еретяцы имут в развратии: подобная имут церкви, такожде св. Писания... подобное крещение, подобные святости, сиречь, безкровные жертвы» («Шить Веры», ответ на вопрос 362. – «Сборник», 412 л. 150); но все сии святыни составляют печать антихристову, по мнению раскольников («Шить Веры», ответы на вопросы 343, 368. – «Сборник», 412, лист. 121 и след.). 215 Протестанты-рационалисты (Vid. D. Weissagungen d. Kirche I. Christ, auf d. letzten Zeiten d. Heiden gegeben P. Lambert. Herausgegeben von I. Arn Kanne. Nürnberg. 1818) возражают против сего. «Как люди могут дойти до такого ослепления, чтобы почитать, как Бога, подобного им человека? Не должны ли все они потерять разум? А это невозможно». – Сие случится естественно, если только люди потеряют веру в истинного Бога, и Бог предаст их в неискусен ум творити неподобная ( Рим. 1:28 ), предаст за их безчисленные преступления, за противление истине и крайнее развращение сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010