Вскоре после 1282 г. к храму с запада был пристроен предназначенный для погребений нартекс из 3 ячеек (боковые - с купольными сводами, центральная - с полуциркульным), с 2 двойными окнами на зап. фасаде. Под храмом находится агиасма, около которой исследователь С. Беттини видел фреску кон. XIII в. После пожара 1729 г. наос храма был расширен пристройкой из нерегулярных рядов камня и кирпича. При этом были уничтожены южная (заменена на арку), западная и часть сев. апсиды, юж. ячейка нартекса, заложены колонны. Небольшая колокольня при храме была построена в 1892 г. Из нартекса кафоликона происходит надгробный рельеф с изображением Христа Эммануила (рубеж XIII и XIV вв.; Hjort Ø . A Fragment of Early Palaeologan Sculpture in Istanbul//Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. R., 1975. Vol. 6. P. 107-113). Вероятно, также к П. М. м. относятся 2 мозаичные иконы Богородицы того же времени, хотя их происхождение остается предметом дискуссии ( Μπορας. 2005. Σ. 48). Первая из них, Богородица Брефократуса, возможно, переделана из настенной мозаики; 2-я - Богородица «Одигитрия» - была перенесена из Ираклии Фракийской в Национальный музей в Софии (Болгария). В храме П. М. м. также находятся иконы и фрагменты фресок поствизантийской эпохи; резной иконостас и другое убранство созданы в XVIII-XX вв. Лит.: Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople. L., 1912. P. 272-279; Brunov Н. Die Panagia Kirche auf der Insel Chalki in der Umgebung von Konstantinopel//BNJ. 1927/1928. Bd. 6. S. 509-519; Eyice S. Son Devir Bizans Mimâresi. Istanbul, 1963. S. 42-46; Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzatine. P., 1965. Vol. 5. Pt. 2. P. 94-96; Janin. Églises et monastères. P. 213-214, 385-386; Mathews T. The Byzantine Churches of Istanbul. L., 1976. P. 366-367; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 204-205; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel, 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profanund Sakralbauten. Wiesbaden, 1994. S. 88-90; Μπορας Χ. Η αρχιτεκτονικ της Παναγας του Μουχλου στην Κωνσταντινοπολει//ΔΧΑΕ. 2005. Τ. 26. Σ. 35-50; Ryder E. C. The Despoina of the Mongols and her Patronage at the Church of the Theotokos ton Mougoulion//J. of Modern Hellenism. Brookline, 2009/2010. Vol. 27. P. 72-102.

http://pravenc.ru/text/2578780.html

В визант. эпоху в К-поле насчитывалось 9 церквей, освященных во имя Д. С., и довольно известный мон-рь ( Janin . Églises et monastères. P. 88-94). Самым древним храмом, вероятно, была ц. Д. С. в Девтероне, перестроенная имп. Василием I Македонянином (867-886), где проводились офиц. торжества по случаю праздника в честь Д. С. Императоры Македонской династии (867-1056) выказывали особую приверженность культу Д. С. Лев VI Мудрый (886-912) построил ц. св. Димитрия в К-поле и написал 3 гомилии в его честь. Родной город Д. С. получил при нем экономические привилегии - туда было перенесено подворье болг. купцов из К-поля ( Magdalino . 1990. Р. 98-201). Славяне, безуспешно осаждавшие город в VI-VII вв., а затем поселившиеся в его округе, рано ознакомились с культом Д. С. и вскоре стали ревностными его почитателями. Из славяно-греч. среды Фессалоники вышли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, к-рые перенесли любовь к Д. С. в большой слав. мир. Впосл. славяне неоднократно пытались «присвоить» себе покровительство Д. С., но никогда не отрывали его имени от Фессалоники, всегда называя Солунским ( Obolensky . 1974. P. 19-20). Почитание Д. С. продолжало распространяться в империи в XI-XII вв. В период, когда под властью Комнинов была объединена большая часть Балкан, централизация гос-ва и укрепление имп. власти нашли отражение и в культе Д. С. Из местного он окончательно приобретает масштаб имперского. Видимо, одновременно в образе Д. С. на первое место выходят черты святого воина. Он начинает упоминаться в одном ряду с др. небесными воителями - архангелами Михаилом и Гавриилом, великомучениками Феодором Стратилатом, Феодором Тироном, Меркурием, Прокопием и Георгием Победоносцем. Особая заслуга в «централизации» культа Д. С. принадлежит имп. Мануилу I Комнину (1143-1180). В марте 1149 г. Иосиф, игум. мон-ря Пантократор, склонил императора перенести в столицу чудотворный покров с изображением Д. С. с гробницы великомученика в Фессалонике (BHG, N 533; Παπαδ πουλος-Κεραμε ς . Ανλεκτα. T. 4. Σ. 238-246). По поручению Мануила I Георгий Скилица составил канон в честь великомученика. Накануне Пасхи Д. С. перенес усыпанную драгоценными камнями мантию императора в Фессалонику и покрыл им свою гробницу. Это чудо, записанное Иоанном Ставракием и Константином Акрополитом, некоторые исследователи считают своеобразным ответом фессалоникийцев на перемещение реликвии Д. С. в К-поль ( Macrides . 1990. P. 193).

http://sedmitza.ru/text/850088.html

87 . Anastasiou I. Е. παιδεα στ Θεσσαλονκη τν δ. α.// Δρημα στν ωννη Καραγιαννπουλο ( Βυζαντιν 13:1–2). Θεσσαλονκη 1985. 909–921. 88 . Constantinides С. Ν. Higher education in Byzantium in the thirteenth and early fourteenth centuries (1204-ca. 1310). Nicosia 1982. 89 . Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; B. 1926. (Byz. Archiv. 8). Amsterdam 1964. 90 . Gritsopulos T. A. Πρτη περοδος λειτουργας Σχολς Κωνσταντινουπλεως//EEBS 1965. 34. 222–297. 91 . Laourdas В. В. κλασσικ φιλολογα ες τν Θεσσαλονκην κατ τν ιδ ανα. Θεσσαλονκη 1960. 20. 92 . Leontiades I. G. Gelehrtenkreise im Thessalonike der Palaiologenzeit// ταιρεα Μακεδονικν Σπουδν, ορταστικς τμος 50 χρνια 1939–1989. Θεσσαλονκη 1992. 245–255. ( Μακεδονικ Βιβλιοθκη. 75). 93 . Mastrodemetres P. D. λληνες λγιοι ( ιε– ιθ ανες). θναι 1979. 1. 94 . Ševenko I. The fate of the intellectual in Byzantium. A propos of «Society and Intellectual Life in Late Byzantium»/Ed. Kazhdan A.//GOTR 1982 (Spring). 27:1. 83–96. 95 . Vries van der Velden E. L’élime byzantine devant l’avance turque à l’époque de la guerre civile de 1341 à 1354. Amsterdam 1989. 96 . Wilson N. G. [Рец.:] Scholars in Byzantium/Ed. Constantelos D. J.//GOTR 1984 (Autumn). 29:3. 291. География и топонимика 97 . Bagiakakos D. Σχεδασμα περ τν τοπωνυμικν κα νθρωπωνυμικν σπουδν ν λλδι 1833–1962. 2.// θναι 1963–1964. 67. 145–369. 98 . Janin R. Constantinople byzantine. P. 1964. 99 . Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. 1: Le siège de Constantinople et le Patriarcat oecuménique. 3: Les églises et les monastères. P. 2 1969. 100 . Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. 2: Les églises et les monastères des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galésios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique). P. 1975. 101 . Tabula Imperii Byzantini/Hrsg. unter der Leitung von Hunger H. Wien 1976. 1-. Хронология 102 . Grumel V. La chronologie (Traité d’Émudes Byzantines 1). P. 1958. Goubert P.//OCP 1959. 25. 195–197. Первоисточники

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Димитрий оставлял его из-за грехов жителей. Авторитет вмч. Димитрия как защитника Фессалоники был так высок, что его почитание затем распространилось по всей империи. В Чуде I, 9 упоминается, что вмч. Димитрий оказал помощь имп. Феодосию I Великому (379-395) во время похода на имп. Евгения и Арбогаста (394) (PG. 116. Col. 1260). В Житии прп. Ипатия, игум. Руфинианского монастыря близ Халкидона (406 - ок. 446), Фессалоника упоминается в числе наиболее важных центров паломничества (Callinicus. Vie d " Hypatios/Ed. J. M. Bartelink. P., 1971. P. 226). Базилика «А» в Никополе (сер. VI в.) была освящена во имя вмч. Димитрия. Предпринимались попытки перенести реликвии великомученика и центр почитания в Константинополь. Имп. Маврикий (582-602) потребовал у архиеп. Евсевия прислать ему мощи вмч. Димитрия. Евсевий ответил отказом, пояснив, что еще имп. Юстиниан (527-565) хотел получить мощи святого, но при попытке раскопать то место, где, как полагали, они находились, внезапно вспыхнуло пламя и послышался голос вмч. Димитрия, велевший прекратить работы (Чудо I, 5). В визант. эпоху в Константинополе насчитывалось 9 церквей, освященных во имя вмч. Димитрия, и довольно известный монастырь (Janin. Églises et monastères. P. 88-94). Самым древним храмом, вероятно, была ц. вмч. Димитрия в Девтероне, перестроенная имп. Василием I Македонянином (867-886), где проводились офиц. торжества по случаю праздника в честь вмч. Димитрия. Вообще императоры Македонской династии (867-1056) выказывали особую приверженность культу вмч. Димитрия. Лев VI Мудрый (886-912) построил ц. св. Димитрия в Константинополе и написал 3 гомилии в его честь. Родной город вмч. Димитрия получил при нем экономические привилегии - туда было перенесено подворье болгарских купцов из Константинополя (Magdalino. 1990. Р. 98-201). Славяне, безуспешно осаждавшие город в VI-VII вв., а затем поселившиеся в его округе, рано познакомились с культом вмч. Димитрия и вскоре стали ревностными его почитателями. Из славяно-греч. среды Фессалоники вышли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, которые перенесли любовь к вмч.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

«Большое самосожаление часто приводит к полному крушению духовного зодчества». «Главный двигатель в духовной жизни — душевное, глубоко-сердечное припадание ко Господу. Если оно будет постоянным, то духовность процветет. А если частичным, случайным, то и вся твоя духовная жизнь будет принимать вид какой-то угловатости. Воспитывай в себе это чувство — произрастут прекрасные плоды: смирение (настоящее, искреннее) и чувство предания себя во всем воле Всевышняго». (Читал 2l/ I V–88 г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 10/ XI –94 г., 18/ XI –94 г., 24/ XII –94 г.) . «Какую нужно иметь громадную личную ответственность за исполнение намеченных правил (режима): внутренно восчувствовать их святость, высоту, необходимость исполнения. Забыть думать, что это мое личностное, келейное дело. Нет, это сугубо общественное служение. Помни». (Читал 21/IV–88 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) . «Надо оберегать себя от внутренней раздражительности, какими бы справедливыми причинами ни оправдывалось последнее. Всякое осуждение приносит внутреннее раздражение, возмущение. Берегись, чтобы этот грязный поток не залил бы душевной храмины, не заполнил бы ее противным духом равнодушия, беспечности, забвения духовных правил». (Читал XI–1978 г., 14/V–86 г., 21/IV–88 г., 5/Х–88г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 10/XI– 94 г., 18/XI– 94 г., 24/XII–94 г., 20/V–96 г.) . «Больших грехов мы боимся (сразу их делать), а когда они входят постепенно: по мелочам, по частям, — мы свыкаемся и не страшимся входить в общение со страшной бесовской силой». «Не забывай, что тысячи злобных глаз устремлены на тебя. Это заставит тебя бодрствовать и понудит к внутренней защите и частому сердечному прошению о Божественной помощи. Призови с верою, и помощь придет». «Как хорошо сохранять в тайнике души своей сердечное обращение ко Господу. Тогда так спокойно, тихо бывает, и вливается много светлой силы, энергии к духовному деланию». «Враг делает свое дело — валит все, что попадется. Цель одна — заглушить, потушить только бы огонь ревности о страхе Божием и через то лишить духовной радости». (30/ I Х–87г. Читал 19/III–90 г., 17/ II –91 г., 10/XI–94 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г. 20/V–96 г.) .

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

88 Милости Твои. Псалмопевец воздает хвалу чудесной верности Бога Своему народу, явленной в милостях завета. 88 клялся Давиду. Псалмопевец повторяет слова завета, заключенного Господом с Давидом (см. 2 Цар., гл. 7 и 1 Пар., гл. 17). 88 навек утвержу семя твое. В этих словах заключена центральная идея псалма (см. Введение: Характерные особенности и темы). 88 небеса прославят чудные дела Твои. В данном стихе небеса персонифицируются, подразумевая всех обитателей неба (ангелов, херувимов). 88 кто на небесах сравнится с Господом? Упомянув о других обитателях неба, псалмопевец незамедлительно отмечает исключительность Господа. Все они, наравне с людьми, Его творения. Утверждение исключительности Бога Израиля важно тем, что опровергает религиозные представления соседних с израильтянами народов. В письменных памятниках Ханаана и Месопотамии также встречается понятие «собрание святых», однако язычники понимали под ним сонм богов, из которых одни более могущественны, чем другие. Утверждая неповторимость божественного естества Господа, псалмопевец тем самым обособляется от упомянутых языческих представлений. 88 Ты владычествуешь над яростью моря. Т.е. над бездной и хаосом. 88 Ты низложил Раава. Имеется в виду мифологическое морское чудовище (наподобие левиафана), символизирующее силы зла и разрушения ( Иов 9,13 ). Кроме того, именем Раав иногда называется Египет (см. Пс. 86,4 и ком.). 88 вселенную... Ты основал. В отличие от языческих богов, Бог является Создателем вселенной. 88 Фавор и Ермон. Гора Ермон, находящаяся на самом севере Израиля, по высоте превосходит все другие горы страны. Фавор, известный необычной формой своей вершины, возвышается в долине Меггиддо и служит вехой, на которой сходятся границы владений трех колен. 88 Правосудие и правота. Праведность, справедливость и святость сущность Господа, которую Он открывает Своему творению. предходят пред лицем Твоим. Милость Божия опережает, предваряет непогрешимую истинность Его суда. 88 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . 88 рог наш. Т.е. царь. Мысль о том, что Господь есть Тот, Кто вооружает царя его властью, раскрывается в следующем стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гл. 4-й. Где есть мирское пристрастие... 898, 54, Аа 193, 88 и в старопечатных. Приидет смерть, яко хищник... В тех же требниках. Воистину страшно таинство смерти. В требн. 898, Аа 193, 88 и старопечатных. Сон является верующим смерть... Ныне бездушна тя видяще рыдаем... Слава: Ты правда и освящение нам был еси... И ныне: Словесем Ти последующе, чистая... В 898, 54, Аа 193, 88 и староп.: Слава и ныне... Избави нас от бед наших... Гл. 5-й. Помянух пророка вопиюща... В 898, 88, Аа 193 и старопечатных: Несть в житии сем красно ничтоже... Ты, создавый мя, Господи и положив на мне руку Твою... В 83 и Аа 193, а так же в старопечатных: Исцелил еси сокрушение мое, Спасе... Светом лица Твоего, Христе... В 88, Аа 193 – Разрушил еси смертную гордыню смертию, безгрешне... Пети всесоставными гласы... Слава: Идеже пророком лик, апостолов и мучеников чинове... И ныне: Законом греховным нас порабощенных... В 898, 88, 54 в Аа 193, а также в старопечатных: Тебе ся молим, яко Божию Матерь... Гл. 6-й. Начаток ми и состав зиждительное ти бысть повеление... В 898, 54, Аа 193 и старопеч.: Болезнь Адаму бысть древа вкушение.. Болезнь Адаму бысть древа вкушение... Имея непостижимое, еже о нас благоутробие... В 898, 54, Аа 193, 88 и староп.: Слово Божие существенное Младенец быти изволи... Умерщвление претерпел еси... В 88 и Аа 193 – Род человеческий вопиет правоверно... Слава: Живыми обладающе богоначальною властию... И ныне: Христово пребывалище, чистая... В 88 и Аа 193 – Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит... В 898 и староп. – Бога из Тебе воплощшогося уразумехом... Гл. 7-й. Покой, Спасе наш, Жизнодавче, его же преставил еси... Та же в 898 и старопечатных; в 88 и Аа 193 этой стихиры нет. В стране праведных Твоих, Милостиве, упокой раба сего... В 898, 54 и старопечатных – По образу Своему и по подобию создавый… Та же в 88 и Аа 193. Умерщвлен узреся на кресте... В 898 и староп. – Безчисленно будет блудно живущим мучение..., а в 88, 54 и Аа193 – Разрушается прочее смерть... Неизменною Твоею добротою...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Но знай и помни, что за плоды молитвенного предстательства часто приходится расплачиваться молельщику. Много восстает именно тогда бесов, целая рать поднимается от внешних и от внутренних. Сколько грозных мыслей: зависти, скупости, самолюбия, недружелюбия, лености, высокомерности. Это только через малое оконце видишь, а что еще в глубине таится? Тьма и бездна! Вот и подумай! Не случаен этот натиск внутреннего врага, это — отмщение тебе. Попадая в такое мрачное, подавленное состояние душевное, сразу же, нисколько немедля, закрывай плотнее дверь своей души. Задвижка дверная — искреннее смирение, без него погибнешь, Господь отойдет от тебя. Страшно подумать о своем одиночестве. (XI–78 г., 14/V–86 г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 10/Х–94 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) . Но не устрашайся этих находящих бедствий, не отказывайся молитвенно предстательствовать, крепко душевно взывать и просить о даровании помощи недужным телом и душой. Всегда будь уверен в получении просимого! По вере твоей да будет тебе». (XI–78 г., 19/III–90 г., 25/IV–90 г., 17/ II –90 г., 18/XI–94 г., 24/Х II –94 г.). «Кропотливость, тщательность требуется от духовного строителя». «Каков должен быть внутренний облик священника? Доброта — благодушие при любых обстоятельствах». (19/III–90 г., 17/ II –90 г., 18/XI–94 г., 24/Х II –94г.). «Очень ощутительно чувствуется данная себе льготность и то, к чему она приводит, — к полному духовному разрушению. Постепенно рушится духовная храмина; сегодня одно правило упустил, завтра — другое, и так быстро входит охлаждение душевное. О, сколь опасно такое состояние испытывать, особенно — командиру духовному». (25/IV–90 г., 17/ II –91 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.). «Опасность большая для духовного стада, когда командир духовный спит. Спят и солдаты. Большой и строгий ответ потребуют от стража духовного. Ох, как надо пастырю гореть ярко и сильно, чтобы светить, показывать путь своим чадам, а не дымить, блуждая, спотыкаясь в мраке своего частого духовного безделия!» «Молись горячо и проникновенно, изыскивай каждому по нужде его». (19/III–90 г., 17/ II –91 г., 10/Х–94 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.).

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

«Всегда помни, что ты — ничто, и из глубины душевной всегда при делании призывай помощь Божественную». «Превозношение много вредит. Считай себя меньше других и пользы будет больше». «Подкопы страшные, малозаметные ведутся к разрушению духовного дома, это празднословие, смех, осуждение. Знай и крепко помни, что это — твои враги». (Читал 20/ II –76 г., 3/VII I –76 г., 14/V–86 г., 21/IV–88 г., 5/Х88 г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 18/XI– 94 г., 24/XII–94 г.) . «Чувствуешь трудность, учись призывать с твердой верой Божественную помощь. Не пропускай этих моментов. Они не случайны». (Читал 21/IV– 88 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) . «Припадай с глубоким душевным смирением ко Господу, проси у великого Пастыреначальника даровать тебе святое смирение, вкусить сладость его, научиться себя считать хуже всех, научиться быть постоянным в упражнениях — духовных заданиях на каждый день». «Трудись упорно, молись постоянно и с верой. Только при этих условиях возможно встать на путь духовной жизни». «Как можно больше иметь смирения, сознания своей немощи — вот основа всей нашей духовной жизни. Следи за собой». «Как опасно давать себе послабления. Достаточно разрешить себе что-то в немногом, как после этого пойдет разрушение всего духовного дома. Можно за малый период разрушить то, что созидалось и хранилось месяцами». «Будь осторожен! Не поблажай плоти! Больше настойчивости, постоянства и душевного обращения за Божественной помощью». «Главное — это научиться тому, чтобы воспитать в себе чувство полного предания себя воле Божией. Помни твердо, что ни случится с тобой на каждый день, час — за все благодари Господа и во всем случившемся усматривай не просто случайность, а нужную проверку твоих духовных сил, твою духовную боеспособность». (Читал XI–1978 г., 14/V–86 г., 21/IV–88 г., 5/Х–88 г., 19/III–90 г., 17/II– 91 г., 10/XI–94 г., 18/XI–94 г., 24/Х II – 94 г.) . «Господь Своей благодатностью, Своей теплотой так близок к нам, грешным. Только надо нам душевно, сердечно стремиться пробить эту толщу, как какую-то оболочку, чтобы почувствовать свободность. А связанность-то очень чувствуется».

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

Вера должна быть неприступной крепостью. Знай, что враг не дремлет, а стяжи каждый твой шаг. Скорби, теснота, труды, болезни сближают нас с Богом; не бойся и не ропщи. Никто не восходит на небо, живя благополучно. Как можно чаще причащайся, в этом твоя жизнь. Никогда не забывай, что Господь при дверех, что скоро суд и воздаяние. Помни, что Господь уготовал любящим Его. Не верь каким-либо (даже добрым) пожеланиям своим; не верь своему сердцу, пока не одобрит духовник. Отделяй от себя греховное начало, внимай себе, избегай желаний твоих — внутреннего врага. Читай «Азбуку» раз в неделю. Из духовного дневника протоиерея Григория Пономарева Часть I. Общие наставления «Что знаешь — молчи, что слышишь — молчи…» «Внутри часто поднимается недовольство, озлобленность на ближних. Какая требуется напряженность духа, чтобы изгнать это чувство, требуется молитва к Божией Матери, Ангелу-хранителю, святым угодникам». «Великая приходит беда от льготности. Замечай, как незаметно для себя пустошишь себя духовно, как по лестнице, опустишься на самое дно». «Воспитывай в себе молчание, через это приобретается молитва». «Если придет умственная смешливость, она сменится унынием, малодушием». «Каждое дело, какое бы ни делал, всегда делай с молитвой, и будет успех». «Без Мене не можете творити ничесоже». «Когда попадешь в тесные, тяжелые обстоятельства, срочно воссылай прошение к Всевидящему, как поступить — и быстро ориентируйся в той обстановке». «Заступник мой буди, Боже! яко хожу посреде сетей многих». «Большая трудная работа — стяжать в себе дух мирный. За труды Господь пошлет Свою благодать. Душевное возмущение надо в себе гасить помыслами мирными, достигается — через молитву. Помни: все не случайно, все посылается для проверки нашей духовной крепости. «Господи, помоги!» (Читал 14/V–86 г., 21/IV–88 г., 5/Х–88 г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г., 96 г.) . «Как только вспыхнет зло, гаси его любовным, мирным отношением с ближним. На этот загоревшийся костер зла дальше (и не переставая) лей слова мира и любви, чтобы и угольков зла не осталось. (Читал XI–78 г., 21/IV–88 г. 5/Х, 19/ III –90 г.) . «Очень страшно, опасно долго пребывать в состоянии озлобления, теряется самое дорогое — молитва». «Дом — это комната, это кузница-подковка, а выход из дома — проверка подковки». (Читал 87 г., 21/IV–88 г., 19/ III –90 г., 17/II– 91 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) . «Большое значение в духовной жизни имеет употребление пищи. Не пресыщай себя, а то потерпишь душевное крушение». «Если во время искушения не можешь молиться, то настойчиво читай хотя бы Святое Евангелие и обретешь душевный покой». (Читал XI–78r., 14/V–86 г., 29/ VII –87г., 21/IV–88г., 5/Х 88 г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) .

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010