…обе дочери ваши… — Анна Михайловна Вьельгорская и Софья Михайловна Соллогуб. 172. А. О. СМИРНОВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 57–58. Ответ Смирновой от 29 марта 1844 г. см. в «Русской Старине» 1888, VI, стр. 599–601. Равиньян де, Гюстав-Франсуа (Gustave François de Ravignan; 1795–1858) — модный в то время во Франции католический проповедник, иезуит. Боссюэт, Жак Бенинь (Jacques-Bénigne Bossuet; 1627–1704) — французский писатель и католический проповедник времен Людовика XIV. Oeuvres philosophiques — Философские произведения ( Франц.). Elevation à Dieu sur les mystères de la religion Chretienne — Возвышение к божеству с помощью таинств христианской религии ( Франц.). Traité de la concupiscence — Трактат о вожделении ( Франц.). M-lle Овербек — англичанка, гувернантка в семействе Смирновых. 173. Н. М. ЯЗЫКОВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые опубликовано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 58–59; полностью — в «Письмах», стр. 411–413. Письмо Языкова, на которое отвечал Гоголь, см. в «Русской Старине» 1896, XII, стр. 617–619; ответ Языкова от 2 июня 1844 г. — там же, стр. 619–620. Оду твою к Давыдову… — «Д. В. Давыдову» («Жизни баловень счастливый»); было напечатано в «Московском Наблюдателе» 1835, Тригорское — напечатано впервые в «Московском Вестнике» 1827, ч. I, стр. 83–90. Оба стихотворения были нужны Гоголю для задуманной им статьи о русских поэтах, которая позднее под названием «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», вошла в «Выбранные места из переписки с друзьями». В указанной статье Гоголь цитирует оба эти стихотворения для характеристики поэзии Языкова. Том твоих сочинений — «Стихотворения Н. Языкова». СПб. 1833. Беседы Златоуста. Иоанн Златоуст (347–407) — константинопольский патриарх, один из «отцов церкви»; Гоголь имеет в виду «Иоанна Златоустого Беседы на евангелиста Матфея», 3 ч. М. В Синод. типографии. 1839. Сочинения Иннокентия — Иннокентий. «Сочинения», 3 тома. Издал Москвитянин. М. 1843.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

По крещению принадлежал Англиканской Церкви, в 1845 году ее покинул, чтобы перейти в католицизм. Один из основателей Оксфордского движения (англокатолицизм), называемого также трактарианством, по названию публикуемых в тот период «Трактатов для нашего времени» (Tracts for the Times), из которых 26 из 90 были написаны Ньюменом. Признан Католической Церковью блаженным. Церемония беатификация проведена 19 сентября 2010 года Папой Римским Бенедиктом XVI в Бирмингеме, Англия. День празднования в Католической Церкви отмечается 9 октября. Важные работы – «Лекции о пророческом служении Церкви» (Lectures on the Prophetical Office of the Church, 1837), «Очерк развития христианского учения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845) и «Апология моей жизни» (Apologia pro vita sua, 1864), которое часто сравнивают с «Исповедью» Августина. Папа Иоанн Павел II отмечал, что Ньюмену удалось прийти к «великолепному синтезу разума и веры». 19 Боссюэ Жак-Бенинь (Jacques-Bénigne Bossuet) (1627–1704) – известный французский богослов, епископ, проповедник и духовный писатель XVII века. Епископ Кондома (1669 г.) и епископ Мо (1681 г.). Автор многочисленных сочинений, проповедей и надгробных речей. Во времена Людовика XIV его называли «голосом Франции». Главный его труд «Изложение вероучения Католической Церкви» (L’Exposimion de la doctrine de l’Église catholique, 1671) заслужил высокую оценку Г. В. Лейбница, который, будучи протестантом, стремился к восстановлению христианского единства в Европе. «Трактат о познании Бога и самого себя» (Traité de la connaissance de Dieu et de soi-même, 1722), где явно выражены мысли Декарта и Паскаля, написан Боссюэ для дофина, чье воспитание, порученное ему королем, он считал своей высочайшей духовной миссией. Стоял за идею объединения протестантов с католиками, которая отражена в сочинении «История уклонений протестантских церквей» (Histoire des variations des églises protestantes, 1688). Его сочинения оказали влияние на русских религиозных мыслителей первой трети XIX века – П.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

141 Боссюэ Жак-Бенинь (Jacques-Bénigne Bossuet) (1627–1704) – известный французский богослов, епископ, проповедник и духовный писатель 17 века. Епископ Кондома (1669) и епископ Мо (1681). Автор многочисленных сочинений, проповедей и надгробных речей. Во времена Людовика 14 его называли «голосом Франции». Главный его труд «Изложение вероучения Католической Церкви» (LExposition de la doctrine de lÉglise catholique, 1671) заслужил высокую оценку Г.В. Лейбницем, который, будучи протестантом, стремился к восстановлению христианского единства в Европе. «Трактат о познании Бога и самого себя» (Traité de la connaissance de Dieu et de soi-même, 1722), где явно выражены мысли Декарта и Паскаля, написан Боссюэ для дофина, чье воспитание, порученное ему королем, он считал своей высочайшей духовной миссией. Стоял за идею объединения протестантов с католиками, которая отражена в сочинении «История уклонений протестантских церквей» (Histoire des variations des églises protestantes, 1688). Его сочинения оказали влияние на русских религиозных мыслителей 1-й трети 19 века – П. Я. Чаадаева и Н. В. Гоголя. 142 См.: Флоровский Г. Писание и предание с православной точки зрения//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. – 1964. – 45, январь-март. – С. 57–63. 143 «Исповедание Досифея», или «Исповедание православной веры» ( " μολογα ρθοδξου πστεως) – символический текст Православной Церкви, один из важнейших доктринальных документов Восточной Церкви, названный по имени патриарха Иерусалимского Досифея 2 Нотара (1669–1707). Его главное богословское сочинение. Вместе с актами Иерусалимского Собора 1672 года, на котором было выработано православное исповедание веры, было составлено им накануне открытия заседаний. Этот текст был им предложен вместо псевдоправославного «Восточного исповедания...». В нем даны определения главных догматов и обозначены главные отличия Православия от протестантизма и католичества. Существует 2 редакции «Исповедания Досифея». 1-я, 1672 года, впервые изданная вместе с актами Иерусалимского собора в Париже в 1676 году. 2-я редакция была издана самим Досифеем в Бухаресте в 1690 году также вместе с актами Иерусалимского собора под заглавием «Меч на кальвинское безумие» (γχερδιον κατ τς καλβινικς φρενοβλαβεας). В 1838 году текст переведен на русский язык митрополитом Московским св. Филаретом и издан в С.-Петербурге и Москве в 1846 и 1853 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

1946. T. 1. P. 192). В 1297 г. алтарь был заново освящен, а мощи М. М. пребывали уже без руки ( Saxer. 1977. P. 278-279). Также в Риме частицы мощей М. М. находились в алтаре св. Маргариты в ц. Сан-Томмазо. Глава святой находилась в Абвиле; руки М. М. хранились в Кёльне, на Сицилии, в Марселе, Венеции, аббатстве Фекан; пальцы - в Эксетере, Сульмоне, Тарасконе, Марселе, Венеции. Также в церквах Рима находились пряди волос М. М.: в Санта-Мария-ин-Трастевере, в ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура и в св. Варвары (см.: Barbier de Montault X. Sainte Marie-Madeleine d " après les monuments de Rome//Revue de l " art chrétien. Sér. 2. 1880. T. 12. P. 116-126). Помимо частиц мощей М. М. также почитались др. реликвии, связанные с ней: в 1200 г. утверждали, что в обители «La Nunziatella» за стенами Рима имеется фрагмент пещеры, где М. М. каялась. В сокровищнице Латеранской базилики хранится ковчег с кусочком ее власяницы. С XI в. ц. Св. Троицы Вандомской славилась «слезой Христовой, пойманной и помещенной в сосуд, изготовленный ангелами и переданный Марии Магдалине после воскрешения Лазаря» ( Lillich M. P. The Armor of Light: Stained Glass in Western France, 1250-1325. Berkeley, 1994. Р. 228-229). Монахи в Венеции получили в 1479 г. в дар от командующего венецианским военным флотом приобретенный им в К-поле флакон, содержащий смесь из крови Христовой и нарда М. М. Храмостроительство 5 нояб. 974 г. Хильдевард (968-996), еп. Хальберштадта (Германия), освятил алтарь в крипте мон-ря св. Стефана во имя св. дев, в числе к-рых упоминаются М. М. и Марфа (MGH. SS. T. 23. P. 86). В 1023 г. при встрече герм. кор. Генриха II Святого с Робертом II Благочестивым, кор. Франции, в Иври-сюр-Шьер присутствовал Эмон, еп. Вердена (совр. деп. Мёз, Франция), и клирик Эрменфрид, архидиак. Воэвра (совр. департаменты Мёз и Мерт и Мозель, Франция), к-рый в 1024 г. начал строительство ц. М. М. в Вердене ( Gabriel Ch. N. Verdun au XI siècle: son évêque Thierry-le-Grand, ses comtes Godefroid-le-Barbu, Godefroid-le-Bossu et Godefroid-de-Bouillon.

http://pravenc.ru/text/2562144.html