Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов; лат. Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим - 12.03.604, там же), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации), папа Римский (3 сент. 590 - 12 марта 604), отец и учитель Церкви. Жизнь Источниками жизнеописания Г. В. являются: 1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» ( Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21), «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма. Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) 2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Г. В. приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1), завершенной в 594 г., св. Исидором , еп. Севильским, в соч. «О знаменитых мужах» ( Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53-56), написанном ок. 610 г., а также в Liber pontificalis (LP. Vol. 1. P. 312-314). Св. Беда Достопочтенный посвятил Г. В. неск. глав в «Церковной истории англов» ( Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27-32; II 1), законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминал о святителе в «Истории лангобардов» ( Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29). 3. Древние лат. Жития Г. В.: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом мон-ря Уитби ( Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985), 2-е - Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой (BHL, N 3639) и расширенной (с позднейшими интерполяциями; BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41-59), 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872-873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.; PL. 75. Col. 59-242). Существуют неск. греч. анонимных Житий Г. В. (BHG, N 720-721f). 4. В Новое время сведения о Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

59 Isid. Diff. II. 139: fides est divinitatis confessio, et religionis solidum fundamentum; I. 16: Fides est credulitas qua Deum confitemur, religio est cultus quem illi credentes exhibemus. Dicta autem fides ab eo quod fit id quod inter utrosque placitum est. Quasi inter Deum et hominem dicta quoque religio, eo quod ea homines religantur vinculo serviendi ad cultum divinitatis. 61 Isid. Diff. II. 156: nunc partes iustitiae subiiciamus, cuius primum est Deum timere, religionem venerari, honorem referre parentibus, patriam diligere, cunctis prodesse, nocere nulli, fraterna charitatis vincula amplecti, pericula aliena suscipere, opem ferre miseris, boni accepti vicissitudinem rependere, aequitatem in iudiciis conservare. См. также Marey 2014. 62 Cf. Isid. Diff. II. 158: iustitia dilectionem Dei et proximi servat; Sent. II. 3. 7a: Caritas in dilectione Dei et proximi constat. 63 Isid. Sent. II. 3. 5: Qui Dei praecepta contemnit, Deum non diligit. Neque enim regem diligimus, si odio leges eius habemus. 64 Isid. Sent. III. 56. 1. Negotiorum forensium sectatores propter proximi dilectionem saeculare negotium deserere debent, aut certe, manente proximi caritate, negotium sequantur terrenum. Sed quia perrarum est ut inter iurgantes caritas maneat... 69 Например, Isid. Etym. X. 227: Publicanus est qui vectigalia publica exigit. Vel qui per publica negotia saeculi lucra sectantur, unde et cognominati sunt; De eccl. Off. II. 5. 19: In negotiis autem saecularibus dirimendis oportet eum causam merito discernere, non gratia, neque enim sic debet episcopus suscipere potentem, ut contristet contra justitiam pauperem, neque pro paupere auferat justitiam a potente. 70 Isid. Sent. III. 39. 1b-3: Quia dura sunt quiete vivere volentium sarcina curarum episcopalium, providet saepe Deus curis deditos saecularibus ad susceptionem regiminis. 71 Isid. Sent. III. 39. 1a: Providentia plerumque divini consilii ordinantur praepositi mundana et exteriora sectantes, ut, dum temporalibus rebus se totos inpendunt, spiritales tuitiorem vitam contemplationis exerceant.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Самым значительным автором вестготской эпохи является еп. Исидор Гиспальский. В его соч. «Этимологии» ( Isid. Hisp. Etymol.) сохранились наиболее важные элементы античной культуры. Гигантский для того времени объем сочинения (448 глав в 20 книгах) охватывает самые разные области знания, что позволяет называть его раннесредневек. энциклопедией. Хотя нек-рые исследователи говорят об «исидоровом ренессансе», расцвет античных традиций носил кратковременный и довольно поверхностный характер. Сочинения большинства греч. и рим. писателей были доступны даже Исидору только в позднеантичных переложениях (напр., известно, что Сенеку он читал в подлиннике, а «Латинскую грамматику» Элия Доната знал скорее всего в переработке североафрикан. грамматика Помпея). С риторикой Цицерона и Квинтилиана вестготы познакомились через посредство творений отцов Церкви, с диалектикой, арифметикой и геометрией - благодаря трудам Боэция, Кассиодора и Марциана Капеллы. Тем не менее даже вестгот. короли были авторами различных сочинений. Так, кор. Сисебуту принадлежат Житие св. Дезидерия ( Sisebutus rex Gothorum. Vita vel passio S. Desiderii//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 630-637) и астрономическая поэма, написанная гекзаметром (CPL, N 1300). Писателями были короли Хинтила, Хиндасвинт, Рекесвинт и Вамба. Историописание в Вестготском королевстве представлено произведениями разных жанров: «Хроникой» Иоанна Бикларийского, охватывающей события 567-590 гг. ( Joannes Biclarensis. Chronicum//PL. 72. Col. 859-870), «Историей готов, вандалов и свевов» Исидора Гиспальского ( Isid. Hisp. Historia de regibus Gothorum, Wandalorum et Suevorum//PL. 83. Col. 1057-1082), его же соч. «О знаменитых мужах» ( Idem. De vir. illustr.) и «Историей короля Вамбы» Иулиана Толетского ( Iulianus Toletanus. Historia Wambae Regis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 500-535). Христианское богословие развивалось в И. по неск. направлениям. Исидору Гиспальскому принадлежат толкования на книги Свящ. Писания ( Isid. Hisp. Quaest.). Его «Сентенции» ( Idem. Sent.), выдержки из творений блж. Августина, блж. Иеронима Стридонского и Римского папы свт. Григория I Великого, пользовались огромным авторитетом в средние века. Св. Иулиан Толетский был автором сочинения по эсхатологии «Предсказание о грядущем веке» ( Iulianus Toletanus. Prognosticon futuri saeculi//PL. 96. Col. 461-524). В мариологии заметное место занимает произведение св. Ильдефонса Толетского «О приснодевстве Марии» ( Hildef. Tolet. De virginitate perpetua Sanctae Mariae//PL. 96. Col. 53-110). Ему же принадлежит сочинение о богословии таинства Крещения ( Idem. De cognitione baptismi//PL. 96. Col. 111-172). Развивалась житийная лит-ра, самое значительное произведение - Жития Эмеритских отцов ( Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 115-164).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН ПЕТАВСКИЙ [Петавийский; лат. Victorinus Petabionensis] (230-303/4; пам. зап. 2 нояб.), мч., еп., лат. экзегет. Жизнь По свидетельству блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 74), В. П. был епископом г. Петавия (Петовиона, лат. Petabium, Poetovio, совр. Птуй, Словения) в В. Паннонии. Блж. Иероним называет его «наш Викторин Петавский» как своего соотечественника (Ep. 36, 16). В своем списке «знаменитых мужей» (De vir. illustr. 74) он помещает его после еп. Анатолия Лаодикийского ( после 282) и до Памфила Кесарийского ( 309/10), однако в нек-рых письмах - после сщмч. Киприана ( 258) и до Лактанция ( между 320 и 330) (Ep. 48. 19; 58. 10; ср. также: Ep. 60. 10). Амброзиастер ставит В. П. после Тертуллиана и до сщмч. Киприана ( Ambrosiaster. In Rom. 5. 14//PL. 17. Col. 96). Точное время епископства В. П. неизвестно. Обычно считают, что В. П. принял мученический венец (inclyto martyrio coronatus - Hieron. Ep. 58. 10) в 303 или 304 г. во время гонений имп. Диоклетиана , однако нек-рые исследователи склонны относить его мученичество к гонениям Нумерана в Иллирике 283-284 гг. ( Dulaey. Victorin de Poetovio. Vol. 1. P. 12). По свидетельству Иеронима (De vir. illustr. 74), В. П. знал греческий гораздо лучше, чем латынь, что может указывать на его вост., т. е. греч., происхождение. Он не получил достаточного образования в лат. словесности, хотя имел глубокие познания и стремление к образованию (Ep. 58. 10; 70. 5; ср.: In Is.//PL. 24. Col. 20), поэтому сочинения В. П. при всей их глубокомысленности написаны весьма грубым стилем (De vir. illustr. 74). Свидетельство Кассиодора о том, что до принятия епископства В. П. был ритором ( Cassiod. De inst. div. lit. 7//PL. 70. Col. 1119), скорее всего ошибочно и происходит от отождествления В. П. с известным рим. ритором, философом и богословом Викторином Марием (IV в.). Сочинения Список сочинений В. П., к-рый приводит блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 74), включает: толкования на кн. Бытие (упом. также в: Ep. 36, 16), Исход, Левит, Книги пророков Исаии, Иезекииля, Аввакума, Книгу Екклесиаста (упом. также в: In Ezech. IV 13), Книгу Песни Песней, Евангелие от Матфея (упом. также в: Transl. Hom. Orig. in Luc., prol.; Cassiod. De inst. div. lit. 7), Откровение; соч. «Против всех ересей» (Adversum omnes haereses). Блж. Иероним подчеркивает неполноту этого списка, добавляя «и многие другие».

http://pravenc.ru/text/158590.html

Расцвет церковно-политической и литературной деятельности И. С. при королях Сисебуте и Свинтиле В 612 г. испан. престол занял правосл. кор. Сисебут (612-621), с к-рым И. С. связывала тесная длительная дружба и общие лит. интересы. По просьбе поощрявшего научные занятия кор. Сисебута И. С. написал трактат «О природе вещей» ( Isid. Hisp. De nat. rer. Praef.), на который король ответил «Поэмой о затмении луны» (Carmen de eclipsi lunae//PL. 83. Col. 1112-1114). Ему же И. С. посвятил 1-ю редакцию «Этимологий», составленную ок. 620 г., в которой присутствуют косвенные свидетельства их лит. переписки ( Cazier. 1994. P. 54; Fontaine. 2000. P. 133). Для обучения молодых клириков И. С. недалеко от г. Гиспалис устроил общежительный мон-рь, где они должны были в течение 4 лет получать знания, необходимые для последующей пастырской деятельности. По преданию, из стен этой школы вышли такие знаменитые ученики И. С., как еп. Ильдефонс и еп. Браулио (Vita S. Isid. 5. 17; Vita S. Isid. Roderic. 7). В правление Сисебута И. С. занимал высокое положение в Испанской Церкви и был советником короля в церковных вопросах и гос. делах. Ок. 615 г. Сисебут произвел насильственное обращение проживавших в королевстве иудеев в христианство. И. С., будучи согласен с ним по существу вопроса, упрекал его за применение методов, не соответствующих христ. вере ( Isid. Hisp. Chron. 120; Idem. Hist. 60). 13 нояб. 619 г. в г. Гиспалис под председательством И. С. состоялся Собор епископов пров. Бетика, целью к-рого было решение канонических и вероучительных вопросов. Помимо И. С. на Соборе присутствовали 6 епископов и 2 представителя гос. власти. Участники Собора рассмотрели 2 спорных территориальных вопроса, а также нек-рые церковно-канонические вопросы: о возвращении к своему епископу священников, перешедших в епархию др. епископа; о запрете рукоположения второбрачных; о разграничении прав епископов и священников; о запрете епископа лишать сана подчиненных ему священников без соборного рассмотрения дела; о положении дел в приходах и мон-рях и др. (см.: PL. 84. Col. 595-598; ср.: Fontaine. 2000. P. 124). Последним был рассмотрен вопрос о некоем монофизитском еп. Григории из Сирии, который нашел прибежище в Испании. И. С. потребовал от него публичного отречения от ереси монофизитства и исповедания правосл. веры в две природы Христа. Возможно, именно в связи с этим к деяниям Собора был присоединен составленный И. С. флорилегий (PL. 84. Col. 599-608), содержащий цитаты из Свящ. Писания и сочинений отцов Церкви, в к-рых излагается правосл. учение о Христе (см.: Madoz. 1936). В целом на Соборе И. С. проявил себя как справедливый судья, мудрый администратор и тонкий богослов ( Fontaine. 2000. P. 126; ср.: Vita S. Isid. 8. 27-28).

http://pravenc.ru/text/674918.html

Еп. Исидор Севильский. 1655 г. Худож. Б. Э. Мурильо (кафедральный собор, Севилья) Ок. 590 г. И. С. поступил в монастырь, где предполагал продолжить научные занятия и где начал собирать материалы для буд. трудов ( S é journ é . 1929. P. 28-29; Bareille. 1924. Col. 99; ср.: Vita S. Isid. 3. 12; Vita S. Isid. Roderic. 5). Как сообщают поздние Жития, в монастырской келье его иногда посещал кор. Реккаред и клирики г. Гиспалис, к-рые призывали его выйти из затвора и заняться проповедью и церковной деятельностью (Vita S. Isid. 3. 12-13). Вскоре И. С. стал помогать еп. Леандру в церковных делах, исполняя функции диакона-помощника при епископе ( Fontaine. 2000. P. 113). Когда в 599 г. еп. Леандр заболел ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 228), он передал епископские полномочия И. С., видя в нем преемника по кафедре. После смерти еп. Леандра в 600 г. И. С. стал еп. Гиспальским ( D í az y D í az. 1996. P. 82). Его избрание произошло по общей воле клира и народа и было подтверждено кор. Реккаредом и свт. Григорием Великим, еп. Римским (Vita S. Isid. 4. 15-16). Вступив на кафедру, И. С. посвятил себя служению интересам паствы не только своей епархии, но и всей Испании, став «надежной опорой» гос-ва ( Braulio Caesaraugustanus. Praenot.//PL. 82. Col. 67C; ср.: Vita S. Isid. Roderic. 8). В начале своего епископства И. С. столкнулся с трудностями во взаимоотношениях с гот. королями, хотя дело никогда не доходило до открытых конфликтов. В 601 г. скончался близкий друг И. С. кор. Реккаред. После того как вельможа Виттерих, бывший арианином, умертвил сына Реккареда, кор. Лиува II (601-603), и провозгласил себя новым королем, наступила арианская реакция ( Isid. Hisp. Hist. 58). Однако уже в правление следующего кор. Гундемара в 610 г. И. С. был с почетом приглашен в Толет, где состоялся Собор епископов Карфагенской провинции, на к-ром было решено придать статус первого епископа этой провинции епископу г. Толет (см.: Mansi. T. 10. Col. 507-509). Осознавая важность этого соборного решения для единства Испанской Церкви, И. С. первым после короля поставил под ним подпись (см.: S é journ é . 1929. P. 88).

http://pravenc.ru/text/674918.html

Писания. Принадлежность И. этого сочинения была неопровержимо доказана Х. Линдеманном ( Lindemann. 1905. S. 34-90). Гимны Наряду с «Liber mysteriorum» в числе произведений И. блж. Иероним упоминает и «Liber hymnorum» (Книгу гимнов; Hieron. De vir. illustr. 100; ср.: Idem. In Gal. Col. 355); написана И. после возвращения из ссылки под впечатлением, к-рое на него произвели греч. богослужебные песнопения ( Simonetti. 1986. P. 53; Попов. 2004. С. 455). Исидор , еп. Гиспальский (Севильский), утверждает, что И. был первым на Западе, кто составил песнопения для богослужения ( Isid. Hisp. De eccl. offic. I 6). Вместе с гимнами свт. Амвросия Медиоланского гимны И. были введены в богослужебное употребление в Испанской Церкви на IV Толедском Соборе 633 г. (прав. 13). Долгое время «Книга гимнов» считалась утраченной, пока ее фрагменты не были обнаружены в аретинской рукописи, к-рая содержала «Tractatus mysteriorum». До наст. времени сохранилось только 3 гимна во фрагментарном виде: «Ante saecula qui manes», «Fefellit saevam» и «Adae carnis gloriosa» (CPL, N 463; PLS. 1. Col. 271-281; CSEL. 65. P. 209-216). Каждый из гимнов написан особым стихотворным размером; в 2 первых начальные буквы строф следуют в порядке лат. алфавита. По содержанию все гимны можно отнести к догматическим: 1-й гимн посвящен раскрытию тринитарного учения о равенстве и единстве между Сыном и Отцом; во 2-м воспеваются победа Христа над смертью и надежда на вечную жизнь; 3-й гимн затрагивает тему искушения Христа и победы над диаволом (подробнее о лит. особенностях и содержании гимнов см.: Kannengiesser. Hilaire. 1968. Col. 484-488). Утраченные и неподлинные По свидетельству блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. 100), во время ссылки во Фригию И. написал экзегетический «Трактат на Книгу Иова» (Tractatus in Job), к-рый представлял собой букв. перевод соответствующего сочинения Оригена. От него сохранилось лишь 3 небольших фрагмента (CPL, N 429; PL. 10. Col. 723-724; CSEL. 65. P. 229-231). Блж. Иероним также сообщает, что он слышал от других о существовании комментариев И.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Ac si aperte diceret: Cum ad contemplativam vitam idonea discretione non sufficis, solam securius activam tene. 54 Isid. Diff. II. 130: Inter activam et contemplativam vitam, haec distinctio est: activa vita est quae in operibus iustitiae et proximi utilitate versatur; contemplativa, quae vacans ab omni negotio, in sola Dei dilectione defigitur. Harum una in opere bonae conversationis, altera in contemplatione immutabilis veritatis est; una, quae ex fide in hac peregrinatione vivit, altera quae bene viventes usque ad regnum perducit; Sent. III. 15. 1–2: Activa vita innocentia est operum bonorum, contemplatiua speculatio supernorum; illa communis multorum est, ista vero paucorum. Activa vita mundanis rebus bene utitur, contemplativa vero mundo renuntians, soli Deo vivere delectatur. 55 Isid. Sent. III: VII. De oratione. VIII. De lectione. VIIII. De adsiduitate legendi. X. De doctrina sine gratia. XI. De superbis lectoribus. XII. De carnalibus lectoribus et hereticis. XIII. De libris gentilium. XIIII. De conlatione. XV. De contemplatione et actione. 56 Isid. Diff. II. 136: Inter Fidem et Opus hoc distat: per fidem possibilitas boni operis inchoatur, ex opere ipsa fides perficitur. Opus enim fide praevenitur, fides ex operibus consummatur. Opera autem ante fidem nequaquam prodesse, quia nihil valet a malo declinare et agere quod pertinet ad salutem ei qui ipsum salutis vel negat vel nescit auctorem. Item fides sine operibus nequaquam prodest, quia non potest per fidem Deo placere qui Deum contemnit in opere. 57 Isid. Etym. VIII. 2. 3: Tria sunt autem quae in religionis cultu ad colendum Deum in hominibus perquiruntur, id est fides, spes, caritas. In fide, quid credendum; in spe, quid sperandum; in caritate, quid sit amandum; Diff. II. 139: Quae quidem tria in hujus vitae tempore ita copulantur, ut altera sine altera stare non possit. 58 Isid. Etym. VIII. 2. 4: Fides est qua veraciter credimus id quod nequaquam videre valemus. Nam credere iam non possumus quod videmus. Proprie autem nomen fidei inde est dictum, si omnino fiat quod dictum est aut promissum. Et inde fides vocata, ab eo quod fit illud quod inter utrosque placitum est, quasi inter Deum et hominem; hinc et foedus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

II 6. 1). В IX в. в ходе споров о предопределении на основании этих слов Гинкмар , архиеп. Реймсский, сблизил позицию И. С. с позицией Готшалька и галльских богословов V в., с к-рыми спорили блж. Августин и Проспер Аквитанский ( Hincmar. De praedest. 9). Однако в отличие от Готшалька И. С. не утверждал, что отверженные предопределены Богом ко греху; он говорил лишь о том, что они предопределены к вечному наказанию за свои собственные грехи, к-рые они совершили по своей воле; в этом И. С. полностью согласен с Фульгенцием Руспийским и свт. Григорием Великим, на взгляды которых он опирался при изложении этого учения (см.: Isid. Hisp. Differ. II 117-118; Sent. II 5. 13; ср.: Fulgent. Rusp. Ad Monim. I 13; Greg. Magn. Moral. XXXIII 20). В спорном вопросе о происхождении человеческой души И. С., соглашаясь с блж. Августином и свт. Григорием Великим в том, что этот вопрос остается до конца неразрешимым ( Isid. Hisp. Differ. II 105; De eccl. offic. II 24. 3), склонялся к теории креационизма, согласно к-рой «душа творится тогда, когда творится и тело, с которым она соединяется» (Sent. I 12. 4). Еп. Исидор Севильский. Скульптор Ф. Сальцилло. XVIII в. (ц. Санта-Мария де Грацие. Картахена, Испания) Еп. Исидор Севильский. Скульптор Ф. Сальцилло. XVIII в. (ц. Санта-Мария де Грацие. Картахена, Испания) В учении о Церкви И. С. подчеркивал, что главная роль Церкви заключается в сохранении чистоты веры и соблюдении добрых нравов; это 2 необходимых условия, при соблюдении которых человек является членом истинной христ. Церкви, распространенной по всему миру (Ibid. 16. 1-18). В связи с этим И. С. считал, что добродетельные поступки в совр. ему Церкви заняли место чудес, являвшихся характерной особенностью Церкви времен апостолов. По его мнению, причина этого заключается в том, что тогда надлежало привести народы всего мира к вере посредством чудес, а в его время уже уверовавшим народам следует прославиться посредством добрых дел; так что в Церкви важнее добродетельно жить, чем творить чудеса.

http://pravenc.ru/text/674918.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010