Д. С. считается признанным защитником никейского исповедания единосущия Божественных Лиц (см., напр.: Hieron. Adv. Rufin. II 16//PL. 23. Col. 438), он учил, что «Троица по природе нераздельна и неразлучна» (indivisa et inseparabilis secundum naturam… Trinitas - Did. Alex. De Spirit. Sanct. 19(85)). Однако Д. С. как будто не был осведомлен о детально разработанной к времени его жизни тринитарной терминологии. Говоря о Св. Троице, он выражал правосл. понимание соотношения Лиц и сущности: «Существует Единый Царь и Господь Вседержитель, и Отец не существует без Сына, ни Сын без Отца, ибо царство и господство и вседержительная сила Пресвятой Троицы - одно и то же» (In Zach. V 182). Соотнесенность слова «Бог» с Отцом, а слова «Господь» с Сыном не лишает ни Первого господства, ни Второго божественности, ибо точно так же Отец есть Господь, а Сын - Бог; так и Св. Дух носит имя Господа и, стало быть, имя Бога (De Spirit. Sanct. 29(131)). Термин «единосущный» находит применение у Д. С. для утверждения божественности Воплощенного Слова (Христа): Он есть Бог от Бога и Свет от Света; Он существует прежде всего, и все существует в Нем (In Zach. I 151-153). «Одно Божество (μα θετης) Отца, Сына и Святого Духа» (Ibid. V 99). Для обозначения божественной природы Д. С. употреблял термины οσα и φσις (сущность и природа), для обозначения Божественных Лиц - πστασις и πρσωπον (ипостась и лицо). Однако иногда, как и свт. Афанасий Великий, термины «сущность» и «ипостась» он употреблял синонимически. Единство сущности Божией и различие Ипостасей Д. С. выражает следующим образом: «Спаситель говорит, что Св. Дух посылается от Отца в Его (Сына.- П. М.) имя, а собственно имя Спасителя есть Сын, следовательно, из этих слов доказывается общность природы и, так сказать, собственные признаки Лиц... Посланный во имя Сына от Отца Св. Дух должен быть понимаем не рабом, не иным и не разделенным от Сына» (De Spirit. Sanct. 30(133)); «Троица объединяется единством сущности» (substantiae unitate - Ibid. 19(86)). Дутрело отмечает, что единство сущности Божией не предполагает у Д. С. оттенка модализма ( Doutreleau. 1992. P. 60-85). Христология

http://pravenc.ru/text/172002.html

Блж. Иероним упоминает также комментарии Дидима Слепца на И. п. к., состоявшие по меньшей мере из 18 книг и посвященные лишь последним главам книги (Ис 40-66; Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 21; Idem. De vir. illustr. 109). Дидим неоднократно упоминал эти толкования ( Did. Alex. In Zach. I 24; II 171; IV 289; V 123), названные «О видении Исаии» (т. е. Ис 40-41) (ср.: Hieron. In Is. Praef.). Некоторые исследователи, однако, считают, что Дидим комментировал и др. главы И. п. к. (Ис 1-39), на что, по их мнению, указывают нек-рые ссылки ( Did. Alex. In Zach.//SC. 83. P. 122-123). Дидим различает толкования на книгу и на ее последние главы ( Did. Alex. In Zach. I 24, 303). Цитаты из И. п. к. в Комментарии на прор. Захарию дают представление о том, как Дидим интерпретировал отдельные стихи из И. п. к.: напр., в Ис 63. 1-2 он видит указание на воплощение Христа ( Did. Alex. In Zach. I 8//SC. 83. P. 202-204). Иногда переходит к аллегорическому толкованию: напр., змея, к-рая в мессианское время уже не будет опасной,- это образ людей отпавших, но в конце концов уверовавших (Ис 11. 1, 8-9; 6. 10; Did. Alex. In Zach. II 170-174; ср.: Ис 40. 9 в Did. Alex. In Zach. I 303; Ис 10. 10-11 в Did. Alex. In Zach. IV 289, и др.). Блж. Иероним сообщает об очень кратких комментариях на И. п. к. Аполлинария Лаодикийского (CPG, N 3685), ориентировавшегося в основном на буквальный смысл текста ( Hieron. In Is. Praef.). В катенах сохранились также небольшие фрагменты комментариев Иоанна Друнгария , Исихия Иерусалимского (CPG, N 6559). Сохранившийся под именем свт. Василия Великого (CPG, N 2911) комментарий на Ис 1-16 (Enarratio in prophetam Isaiam) во многом стал источником для составления катен. Вопрос об авторстве этого комментария даже после длительной дискуссии, судя по всему, не имеет окончательного решения. Сторонники аутентичности этого комментария выдвинули гипотезу, согласно которой толкования представляют собой черновой материал для проповедей на И. п. к. ( Humbertclaude P. La doctrine ascétique de St.

http://pravenc.ru/text/674802.html

52 То есть, из долины, которая находилась между двумя горами. Можно думать, что пророк имеет в виду долину Иосафатову, находящуюся между двумя горами: Елеонскою и Мориа. В главе 14-й он прямо говорит, что суд Божий над врагами церкви будет происходить, на горе Елеонской (ст. 4), около долины Иосафатовой. Пророк Иоиль также представляет последний суд происходящим в долине Иосафатовой (3:12 – 16). 53 «Горы медяные, то есть непреодолимые и крепчайшия» (Блаженный Иероним in Zach). Этим указывается на силу и всемогущество Господа, карающего виновных. 55 К Египту; у пророка Даниила (11:5) царь Египетский назван царем южным. Первые враги Израильтян – Египтяне в других местах пророка Захарии (10:10, 11), вместе с врагами северными (Ассирианами), служат образом будущих врагов Израиля. 56 Вероятно, Иудеи остававшиеся еще в Вавилоне получив известие о продолжении постройки храма отправили в Иерусалим дары. Бог повелевает пророку взять дары сии в доме Иосии Софонгина, который недавно пришел из Вавилона. 57 Пророк не говорит сколько венцов возложено было. По изъяснению св. Кирилла Александрийского , на главу первосвященника были возлагаемы попеременно обои венцы (in Zach) в знамение согласия между ним и Зоровавелем в управлении народом Божиим ибо один из сих венцев означал достоинство царское, а другой первосвященническое. 58 «Зоровавель назван востоком (12) потому, что он подобно свету явился тогдашним жителем Иерусалима, которые пребывали в скорби и несчастиях, как во тьме». (Блаж. Феодорит in Zach). Слова: ее муж Восток, (zema) имя Ему (6:12) многие отцы церкви и толкователи св. писания, относят к Иисусу, соответственно такому же наименованию Мессии у пророка Иеремии (слич. Иерем.23:5, 33:13) (Св. Иоанн Златоуст , bomil. In haec Zach verba; св. Григория Двоеслов . Moral. cap.1; Блаж. Иероним in Zach.) Слова: и возобладает на престоле Своем, и будет Иерей одесную его (с Евр. на престоле Своем) и совет мирен будет между обема (6:13), по мнению Бл. Иеронима, указывают на то, что в лице И.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

В учении о Боговоплощении Д. С. использовал термины νανθρπησις (вочеловечение), πιδημα (жительство), οκονομα (домостроительство), παρουσα (пришествие), φιξις (явление), οκεωσις (вселение), σωτηρα (спасение). В христологии он в целом стоял на позициях I Вселенского Собора: настаивал на совечности Сына Отцу, на единстве Их действия (In Gen. 22), на предвечном рождении Сына «из сущности Бога» (κ τς οσας το Θεο - Fragm. in Ps. 840). Вместе с тем учение Д. С. о Воплощении связано с его оригенистскими представлениями о предсуществовании душ ( Ghattas. 2002. S. 343): душа Спасителя, созданная, как и проч. души, по образу и подобию Божию, не пала, подобно другим, сохранив верность первообразу (In Ps. 33. 17//Psalmenkommentar. Tl. 3. S. 152), и составила с Божественным Логосом единый дух (unus spiritus); она воплотилась вопреки своей безгрешности, чтобы спасти других, явившись «инструментом» (ρϒανον) искупления мира (In Ps. 33. 17//Ibid. S. 221). В этом существенное отличие христологии Д. С. от учения свт. Афанасия Великого, согласно к-рому в ад сошла не душа Спасителя, а Сам Божественный Логос. Настойчивое подчеркивание Д. С. значения души Христа, по мнению М. Гаттаса, объясняется антиаполлинаристской полемикой, во время к-рой была написана большая часть его сочинений, содержащих христологическую проблематику ( Ghattas. 2002. S. 346). Против докетов и аполлинаристов Д. С. настаивал на реальности Воплощения (In Zach. III 306). Слово Божие стало плотью; Спаситель воспринял всего человека из души, тела и духа (κ ψυχς κα σματος κα πνεματος τλειος νθρωπος - Ibid. IV 235; ср.: De Trinit. III 21//PG. 39. Col. 904); плоть Его была святой, поскольку Он рожден от осенения Св. Духом Марии; душа Его свободна от греха и к.-л. нечистоты (In Zach. I 177; Contr. Manich. 8). Исповедуя девство и божественное материнство Марии (In Zach. IV 257), Д. С. называл Ее Богородицей (Θεοτκος - De Trinit. III 5//PG. 39. Col. 848; ср.: Fragm. in Ps. 693), а также Приснодевой (ειπαρθνος - De Trinit. I 27) и Девой Марией. Спаситель произошел по плоти от рода Давида; Он сын Девы Марии и одновременно Сын Бога Отца (In Zach. IV 257). «Христос есть единственный Владыка, поскольку Он - единственный истинный Бог»; но, будучи Владыкой и Господом (Dominator et Dominus), «Иисус... не лишил власти Отца, обращаясь к Нему со словами: «Господи неба и земли» (Мф 11. 25)» ( Did. Alex. In Jud. 4//PG. 39. Col. 1813-1814).

http://pravenc.ru/text/172002.html

Христа вместе со славою и величием царским будет соединено достоинство первосвященника (св. Ис. Евр.5:6 ), и обе должности будут согласны в лице Господа Иисуса» (Бл. Иерон. ibid. 2) действительно, здесь заключается пророчество о соединении первосвященнического и царского служения в лице Иисуса Христа, чему предображением были Иисус И Зоровавель, первосвященник и князь, восстановители храма и народа Иудейского, имевшие совет мирен между собою. 64 «Которые видели город – безлюдным, обгорелые стены его в развалинах, над собою – руку Вавилонян» (Бл. Иерон. ibid). 65 Отчасти это исполнилось в те же времена при Иисусе и Зоровавеле их приемниках; но вполне – в церкви Христовой – новом Иерусалиме. (Бл. Иерон. Ibid). 66 Да укрепятся руце вас слышащих …. (9). «Утешаясь Моими обетованиями, говорит Господь, с дерзновением (Θρρντες) созидайте дом Господень.» (Бл. Феодор. In Zach). 69 «Люди обыкновенно, желая кому-нибудь зла указывают на тех, которых уже постигали несчастия, и говорят: да будет тебе тоже, что случилось с ними; равным образом, желая добра, упоминают о тех, которые удостоены Божественного благословения» (Блаж. Феодорит. In Zach). 70 «Частию это исполнилось после Зоровавеля. А после пришествия во плоти Бога и Спаса нашего, суша и море стремятся к Иерусалиму, – видеть места спасительных страданий» (Бл. Феодорит. In Zach). «Из всех языков и племен верующие имутся за Апостолов, и скажут: идем с вами, ибо мы слышали от пророков и узнали из писания, что с вами Сын Божий – Христос Бог и Господь» (Блаж. Иероним in Zach). Пророчество во словесе Господня на земли Седраха и Дамаска жертвы его 9: 1, с Евр. «и Дамаск будет покой его, т. е. через удовлетворение гневу Божию слово успокоится)». Пророчество (masa), в переводе бл. Иеронима onus – тяжесть, бремя, Масса. Сим означается, что в речи пророка заключаются предсказания грозные, что слово Иеговы падает тяжким бременем на тех к кому оно относится. Masa у пророков употребляется только перед угрожающими пророчествами ( ; Наум.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Иоанн, комит: 266. 267. Иоанн Креститель: 151. Иоанн, магистр: 167. 169. Иоанн Марк, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Иов праведный, ветхоз.: 12. 223. Ионафан, ветхоз.: 252. Иосиф Аримафейский: 130. 144. Иосиф, праведный, обручник Приснодевы Марии: 151. Иосиф, ветхоз. патриарх: 83. Иофор, тесть Моисея: 77. Иудея: 145. Иустин мученик , апологет: 145. Кандидиан, епископ Писидийский: 147. Кандидиан, комит: 152. 153. 154. 167. 264. Каппадокийцы: 146. 248. Каппадокия вторая: 170. Карфаген: 29. 30. 31. 33. 35. 151. 202. Келестин, епископ Римский: 149. Келестий: 148. 170. Кердон (еретик): 145. Киликийцы, Киликия (2-я): 45. 256. 257. 259. 260. Киприан, епископ (в Африке): 52. 53. Кипр, остров: 76. Киприан, епископ Карфагенский: 145. 151. Кирилл, епископ Александрийский: 83. 86. 112. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 161. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 172. 174. 177. 178. 180. 233. 234. 235. 236 (382). 238. 242. 245. 246. 248. 256. 260. 263. 265. 266. 267. 268. Кир – город, Киррестия: 42. 43. 44. 45. 47. 79. 80. 81. 111. 113. 114. 119. 138. 145. 172. 197. 203. 210. 212. 221. 237. Клириви Озроинские (Едессцы): 87. 222. Константинополь, город: 110. 112. 161. 163. 167. 174. 180. 201. 228. 231. 236. 249. 255. 256. 262. Константинопольцы: 236. 237. Константин в., император: 166. Косма, мученик: 144. 249. Ксенофонт, греч. полководец и писатель: 188. Лаван: 156. Лев в., епископ Римский: 116. 118. 121. 144. 145. 181. Ливия: 32. 33. 34. 52. 53. 70. 151. 201. 202. Лонграс, комит: 231. Лукиан, циник: 180. Маги Персидские: 82. 113. Мадиамская земля: 3. Макарий, епископ Лаодикийский: 149. 163. 165. 233. 268. Македоний (еретик): 82. 116. 151. Македония: 149. Максимиан: 202. Максим, епископ Антиохийский: CXIII. Манес, еретик: 81. 82. 104. 113. 125. 151. Мара, епископ: 248. 250. Марбафима, местечко: 244. Мариниан, епископ Варвалисский: 247. 249. Мария Приснодева: см. Богородица на стр. 497. Мария, дочь Евдемона из Ливии, попавшая в плен: 70. Маркелл Галатийский (еретик): 104. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Афанасий, епископ Александрийский: 83. 86. LXXXVI. 89. 144. 145. 151. 170. 233. 234. 235. Афанасий, епископ Долихийский: 247. 249. Афанасий, епископ Верийский: 147. Афанасий, оратор: 19. 20. 22. Афиний, епископ: 147. Афины, Афиняне: 72. 202. Богородица Приснодева Мария: 16. 83. 110. 149 . 151. 146.. 264. 266. Вавилон: 145. Валаам: 246. Валентин (еретик): 81. 82. 104. 125. 145. 147. 151. Варадат, Кирский подвижник: 253. Вардесан (еретик): 104. 125. 145. 151. Василид (еретик): 104. 145. Василий в., епископ Кесарие-Каппадокийской: 83. 89. 145. 146. 151. 170. Василий, пресвитер: 256. Верия, город: 178. 238. Виталий (западный епископ, низложенный Дамасом): 170. Вифинийцы: 170. «Восток», область (префектура): 83. 94. 95. 101. 104. 113. 117. 118. 147. 165. 168. 170. Вромий (? Евномий, языч. божество): 194. Галатийский народ, галаты: 52. 77. 248. Германикия, город: 261. Геронтий: 214. Геронтий, иподиакон: 10. Гиндар, город: 221. 253. Григорий Богослов : 83. 89. 145. 151. 170. Григорий, епископ Нисский: 151. Давид, царь и пророк: 16. 26. 83. 113. 116. 130. 137. 145. 151. 162. 181. 240. 252. Давид, епископ: 248. 250. Дамас, епископ Римский: 144. 145. 151. 170. Дамиан, мученик: 249. Даниил, пресвитер: 179. 217. Даниил, ветхоз. пророк: 145. Дексиан, епископ Селевкийский (в Исаврии): 268. Дельфы: 72. Демосфен: 21. 193. Диоген, епископ: 110. Диоген, епископ Селевковила: 268. Диодор, епископ Тарсийский: 16. Дионисий: 23. 199. Дионисий, епископ: 235. Дионисий, мученик: 144. Диоскор, епископ Александрийский: 86. LXXXVI. 112. 113. CXIII. 138. 147. Долихия, город: 249. Дометиан, пресвитер: 225. Домитиан, квестор: 256. Домнин, епископ Кесарийский: 110. Домн, епископ Антиохийский: 43. 81. 83. 92. 93. 111. 147. Донат, пресвитер: 255. 256. Дорофей, епископ Маркианопольский: 231. Евдемон: 70. Евзоий, епископ Антиохийский, арианин: 112. Евномий (? Вромий, языч. божество): 194. Евномий, еретик: 21. 81. 83. 104. 113. 143. 145. 151. 152. 153. 167. 168. 170. 177. 194. Еврикиан: 214 . Еврикиан, трибун: 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В период христологических споров V-VI вв. палестинское М. сыграло большую роль в борьбе с монофизитами и оригенистами. Значительная часть палестинских монахов, смущенная действиями архиеп. Иерусалимского Иувеналия, стремившегося подавить антихалкидонскую оппозицию с помощью военной силы (453), порвала общение с Иерусалимским патриархом-халкидонитом и избрала из своей среды нового главу Церкви, Феодосия ( Zach. Rhet. Hist. eccl. III 3). В то время как настоятели части мон-рей поддержали монофизитов (напр., Роман, игумен общежития близ Текоа) или колебались (Маркиан, игумен киновии близ Вифлеема), святые Евфимий и Савва твердо высказались в поддержку вероопределения Халкидонского Собора 451 г. Прп. Евфимий убедил Елпидия, ученика прп. Пассариона и «архимандрита монахов», а также имп. Евдокию принять сторону архиеп. Иувеналия. Елпидий, впрочем, не порвал окончательно с монофизитами, а имп. Евдокия продолжала их поддерживать. В 479 г. игум. Маркиан вернулся в общение с халкидонитами на условии, к-рое впосл. было предложено «Энотиконом» имп. Зинона (482): Халкидонский Собор прямо не анафематствуется, но считается сомнительным. Тем не менее нек-рые игумены продолжали находиться в оппозиции. Не принял Халкидонский Собор Геронтий, настоятель мон-ря прп. Мелании Младшей и «архимандрит монахов». Роман, игумен мон-ря близ Текоа, вынужден был покинуть свою обитель в 453 г. и основал новый мон-рь в Элевтерополе на участке земли, принадлежавшем имп. Евдокии. Этот мон-рь, насчитывавший неск. сот монахов, надолго стал центром монофизитов в Палестине. Др. важным центром антихалкидонитов была лавра Петра Ивера близ Маюмы, в которой нашли убежище монофизитские монахи, изгнанные из Сирии патриархом Флавианом Антиохийским ( Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 101-102; Zach. Rhet. Vita Sever. P. 97, 111). В этом же регионе основал свой мон-рь Севир, будущий патриарх Антиохийский ( Zach. Rhet. Vita Sever. P. 92-97). По мнению Л. Перроне, введенный в кон. V в. в Иерусалимской Церкви титул «архимандрит монахов», присвояемый авторитетным настоятелям крупных мон-рей, был одним из способов контроля со стороны иерархии за монашеским движением в Палестине ( Perrone.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Фрагменты толкований дошли также под именем Диодора , еп. Тарсийского (PG. 33. Col. 1587-1628; Mariés. 1914). Толкования значительно пополнились за счет находок в Туре (толкования на псалмы 20 - 26. 10; 29-44): большую их часть содержит 5-й турский кодекс. Согласно гипотезе А. Келя, разночтения в толкованиях на псалмы, найденных в Туре, с толкованиями, дошедшими в катенах, объясняются тем, что первые представляют собой редакцию труда Д. С., выполненную одним из его учеников ( Doutreleau. 1962. P. 22. Not. 1). «Commentarii in Ecclesiasten» (Толкования на Книгу Екклесиаста, 377-381), дошли в 8-м турском кодексе в большом объеме, хотя в плохом состоянии. Фрагменты толкований Д. С. на Книгу прор. Исаии приводятся у прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1093, 1169; ср.: Idem. Parall. rupef.//PG. 96. Col. 525). Д. С. неоднократно упоминал эти толкования ( Did. Alex. In Zach. I 24; II 171. IV 289; V 123). Согласно блж. Иерониму, они состояли по меньшей мере из 18 книг и были посвящены лишь части Книги прор. Исаии - ее последним главам: 40-66 ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 21; Idem. De vir. illustr. 109); однако у Д. С. находятся свидетельства о различении им толкований на собственно Книгу прор. Исаии и на ее последние главы ( Did. Alex. In Zach. I 24, 303). «Commentarii in Zachariam» (Толкования на Книгу прор. Захарии, в 5 кн.), наиболее вероятное время составления - 387 год ( Doutreleau. 1962. P. 23-24); дошли почти целиком среди турских находок. Составлены по просьбе блж. Иеронима, посетившего Д. С. летом 386 г. и предложившего ему дополнить недописанные Оригеном толкования на книги пророков Осии и Захарии ( Hieron. De vir. illustr. 109; Idem. Comm. in Os. Prol.//PL. 25. Col. 819-820; Idem. In Zach. Prol.//PL. 25. Col. 1418). На составленные Д. С. толкования блж. Иероним опирался при написании своих толкований на Книгу прор. Захарии. От толкований на Книгу прор. Осии, написанных в 396 г., дошел лишь фрагмент у прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1381). Сохранились также «Fragmenta in Exodum» (Фрагменты толкований на кн. Исход), засвидетельствованные по катенам Никифора и Барбериновскому кодексу (Vat. Barber. 659); «Fragmenta in Proverbia» (Фрагменты толкований на Книгу Притчей Соломоновых), по мнению Кассиодора переведенные на латынь Епифанием Схоластиком ( Cassiod. De inst. div. lit. 5), перевод не сохранился; в катенах - «Fragmenta in Ieremiam» (4 фрагмента толкований на Книгу прор. Иеремии), «Fragmenta in Regum lib. 2» (Толкования на 22-ю гл. 2 Книги Царств, соответствующую Пс 17), фрагмент на Книгу Песни Песней Соломона ( Bardy. 1910. P. 48; Devreesse. 1928. Col. 1160) и 2 фрагмента толкований на Книгу прор. Даниила (Дан 2. 34; Faulhaber. 1899. S. 179).

http://pravenc.ru/text/172002.html

халкидонитов ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 12-13). Согласно Либерату Карфагенскому, имя П. М. было сразу внесено патриархом Акакием в диптихи К-польской Церкви ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127). Текст «Энотикона» доставил в Александрию новый августальный префект, Пергамий (Pergamius 2//PLRE. Vol. 2. P. 859), к-рый вместе с новым дуксом Египта, Аполлонием (Apollonius 5//Ibid. P. 122), должен был содействовать П. М. в проведении церковно-политической линии имп. Зинона ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 13; Либерат Карфагенский путает должности Аполлония и Пергамия: Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 129). П. М., будучи согласен с основным содержанием имп. исповедания веры, подписал его и обещал разослать по Александрийской Церкви. Впрочем, как сообщает Захария Ритор, он сделал это после некоторых колебаний ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 7). Захария приводит также текст обращения (сир.  ; от греч. προσφνησις) П. М. к клиру и пастве, к-рое должно было читаться в егип. церквах перед провозглашением «Энотикона». В обращении патриарх Александрийский кратко изложил содержание имп. документа, а также заявил, что в нем справедливо осуждается дифизитство , в т. ч. учение, выраженное свт. Львом Великим в его «Томосе» (Ibidem). После вступления на Патриарший престол П. М. направил синодальную грамоту Акакию К-польскому, который вступил с ним в общение ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127, 129); текст послания Акакия приводит Захария Ритор ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 11). Сохранилась арм. версия переписки П. М. и Акакия, возможно содержащая интерполяции (см. англ. пер.: Conybeare F. C. Anecdota Monophysitarum//AJTh. 1905. Vol. 9. N 4. P. 719-740). Кроме того, П. М. направил грамоты Симплицию, папе Римскому ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 129), и Мартирию , патриарху Иерусалимскому. Последний ответил П. М., приняв его т. о. в общение (послание Мартирия см.: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 12). Календион, патриарх Антиохийский, занял сторону Иоанна Талайи.

http://pravenc.ru/text/2580330.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010