1962. Vol. 12. P. 363-380; idem. Une source d " inspiration de l " iconographie byzantine tardive: les cérémonies du culte de la Vierge//Ibid. 1976. Vol. 25. P. 143-162; он же (Грабар А.) Император в визант. искусстве: Пер. с фр. М., 2000; Pallas D. J. Die Passion und Bestattung Christi in Byzanz: Der Ritus - das Bild. Münch., 1965. S. 308-322; A Treasure of Icons 6th to 17th: From Sinai Peninsula, Greece, Bulgaria, Yugoslavia/Ed.: K. Weitzmann, M. Chatzidakis, K. Miatev, S. Radoicic. N. Y., 1966. Pl. 44-46, 47, 49, 55, 71, 99, 103, 105, 109, 115, 121, 122-124, 159, 165, 167, 173, 178, 198, 209; Walter Ch. Further Notes on the Deesis//REB. 1970. Vol. 28. P. 161-187; Искусство Византии в собр. СССР: Кат. выст. СПб., 1977; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI в. М., 1979. Кат. 5, 6, 40. С. 269-274, 363-365; Novgorod Icons of 12th-17th Септ./Ed.: V. Laurina, V. Pushkarev. Leningrad, 1980. 200. P. 325; Belting H. An Image and its Function in the Liturgy: The Man of Sorrows in Byzantium//DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 1-16; он же (Бельтинг Х.). Образ и культ: История образа до эпохи искусства: Пер. с нем. М., 2002; Epstein A. W. The Middle byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis?//JBAA. 1981. Vol. 134. P. 1-28; Маньков А. Г. Вотчинные и хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря 80-90-х гг. М.; Л., 1987. 2 вып.; 1000-летие рус. художественной культуры: Кат. выст. М., 1988. Кат. 100; Oikonomides N. The Contents of the Byzantine House from the 11th to the 15th Cent.//DOP. 1990. Vol. 44. Р. 207-212; Искусство рязанских земель/авт.-сост. Н. В. Дмитриева. М., 1993; Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство/Авт.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 36-64; она же. Служители святой иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси: Сб. ст. М., 1996. С. 133-144; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы богородичной иконографии XII в.//ДРИ.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 8//SC. 341. P. 162). Один из них, по имени Иоанн, выдвинул затем на Соборе «при Дубе» обвинение против И. З. В желании остановить упадок нравов клириков И. З. был иногда слишком резок и не всегда справедлив, как в словах, так и в действиях. Для недовольных его нападками он представал человеком жестким, высокомерным и раздражительным, несмотря на то что И. З. предъявлял столь же высокие требования к себе. Сократ говорит, что И. З. вообще казался заносчивым (λαζονικς) для людей, не знавших его характера ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3). Позиция И. З. относительно поведения вдов тоже вызвала недовольство ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 8//SC. 341. P. 162-164): И. З. требовал, чтобы те регулярно постились, перестали посещать общественные бани и отказались от красивых нарядов, в противном случае епископ настаивал, чтобы они вновь вышли замуж (Idem. 5//Ibid. P. 122-124). Также у И. З. неоднократно были столкновения с к-польскими монахами, особенно с их главой Исаакием. И. З. выступал против того, чтобы монашествующие жили в городе, нередко в частных домах, показывались в общественных местах ( Sozom.Hist. eccl. VIII 9), настаивая на их жизни в мон-ре. Впосл. на Соборе «при Дубе» Исаакий подал на И. З. отдельную жалобу. III. Поездка в Асию. В 400 г. (1-я пол.? - еп. Палладий датирует событие 13-м индиктом (1 сент. 399 - 31 авг. 400)) в К-поль на поместный Собор (σνοδος νδημοσα) прибыл еп. Валентинополя Евсевий с жалобой на еп. Антонина Эфесского. Евсевий настоял, чтобы его жалобе дали ход, хотя И. З. намеревался сначала примирить асийских епископов при помощи еп. Павла Ираклийского, состоявшего в дружбе с еп. Антонином. Однако Евсевий остался непреклонным и добился расследования. Было выдвинуто 7 обвинений: еп. Антонин переплавил серебряные священные предметы и вырученные средства передал сыну; взяв мрамор из баптистерия, использовал его для отделки собственной бани; в своей столовой установил колонны, принадлежавшие Церкви; покрывал слугу, к-рый совершил убийство; продав земли, завещанные Церкви матерью имп.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Следующий период дискуссии (с 1956 по кон. 60-х гг. XX в.) начался после того, как были полностью опубликованы свитки из пещеры 1 (к 1956) и появились первые предварительные отчеты археологических исследований области Хирбет-Кумрана ( Vaux. 1953; Idem. 1954; Idem. 1956; Idem. 1959; Idem. 1961), а также обнаружены (в 1952-1956) еще 10 пещер, в к-рых были найдены тысячи фрагментов рукописей. Популяризации нек-рых идей раннего этапа исследований посвящены работы библеиста Дж. М. Аллегро ( Allegro. 1956; Idem. 1957) и журналиста Э. Уилсона ( Wilson. The Scrolls//The New Yorker. 1955; Idem. The Scrolls. 1955; Idem. 1969), при этом нек-рые представления или даже лица, упоминающиеся в кумран. рукописях, нередко поспешно идентифицировались с теми, что известны из НЗ. В то же время первые научные выводы о связях рукописей Кумрана с НЗ сделаны в публикациях таких ученых, как У. Ф. Олбрайт ( Albright. 1954), М. Барроуз ( Burrows. 1955; Idem. 1958), Ф. М. Браун ( Braun F.-M. 1955), Ж. Даниелу ( Daniélou . 1957), О. Кульманн ( Cullmann. 1954; Idem. 1955; Idem. 1957; Idem. 1959). Различные вопросы, связанные с идеологией К. о., рассматривались уже в ранних работах целого ряда крупнейших специалистов в области новозаветной библеистики 2-й пол. XX в.: О. Беца ( Betz. 1957; Idem. 1958/1959), М. Блэка ( Black. The Scrolls and Christian Origins. 1961; Idem. The Essene Problem. 1961; Idem. 1966-1967; Idem. 1966), Р. Э. Брауна ( Brown. 1955; Idem. 1957; Idem. 1966-1967), Дж. Чарлзуорта ( Charlesworth. A Critical Comparison. 1972; Idem. The Dead Sea Scrolls. 1972; Idem. 1999), Дж. О. Фицмайера ( Fitzmyer. 1955; Idem. 1957; Idem. 1961; Idem. «4QTestimonia». 1971; Idem. Jewish Christianity. 1971; Idem. The Matthean Divorce. 1981; Idem. Crucifixion. 1981; Idem. 1988; Idem. 1992; Idem. 1995; Idem. 1998), Д. Флуссера ( Flusser. 1958; Idem. 1960; Idem. 1988), Х. В. Куна ( Kuhn H.-W. 1966; Idem. 2000; Idem. 2002) и др. Идеология К. о. понималась этими исследователями как контекст, в к-ром можно рассматривать историю самого раннего христианства. Уделялось пристальное внимание анализу мессианских представлений и эсхатологии, ритуальных омовений и общественных трапез, учения о Св. Духе, дуализма и предопределения, интерпретации Писания и организации общины. Кроме того, указанные исследователи иногда усматривали возможные кумран. влияния в проповеди Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, в богословии ап. Павла и евангелиста Иоанна Богослова ( Stendahl. 1957; Ploeg. 1959; Murphy-O " Connor. 1968; Black. 1969; Charlesworth. 1972). На мн. вопросы, касающиеся отношений между кумран. текстами и НЗ, на этом этапе дискуссии дать окончательный ответ было невозможно. Обсуждение ограничивалось в основном текстами из пещеры 1 и немногими др. документами. В результате было выделено большое количество более или менее заметных параллелей между НЗ и документами К. о.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

Idem. Dialogus adversus Pelagianos//PL, XXIII, 495–590. Idem. Contra Vigilantium//Ibid., 339–352. Idem. Commentariurh in Isaiam prophetam//PL, XXIV, 17–678. Idem. Commentariorum in Epistolam ad Ephesios libri tres//Pl, XXVI, 439–554. Idem. Apologia adversus libros Rufini//PL, XXXIII, 398–492. Idem. De viris illustribus liber//Ibid., 602–726. Idem. Vita Sancti Hilarionis//Ibid., 30–54. Idem. Commentarioli in psalmos//Corpus christianorum, series latina. Vol. LXXII. Turnholti, 1959, 177–245. Idem. Tractatus de psalmo//Ibid. Vol. LXXIII, 3–370. Hilarii Pictaviensis episcopi Tractatus super psalmos//PL, IX, 231–908. Hippolyti Portinensis episcopi Demonstratio de Christo et Antichristo//PG, X, 725–788. Idem. Refutationis omnium haeresium//PG, XVI, 3017–3454. Ignatii archiepiscopi Theopoleos Antiochiae Ad Ephesios//PG, V, 729–756. Idem. Ad Romanos//PG, V, 801–817. Nili Anciriensis Orationes//PG, XL, 1105–1206. Isidori Pelusiotae Epistola XC: Apostolicum esse mulieres in ecclesiis canere//PG, LXXVIII, 244–245. Jamblichi De vita Pythagorica liber, graece et latine, recognovit Th. Kiesling. Pars I–II. Lipsiae, 1815–1816. Joannis Cassiani abbastis Massiliensis De coenobiorum institutis libri duodecim//PL, XLIX, 53–476. Joannis Chrysostomi archiepiscopi Constantinopolitani Homiliarum in Genesim continuatio//PG, LlV, 386–579. Idem. De Sanctis martyribus Bernice et Prosdoce virginibus//PG, L, 629–640. Idem. Ad homilias in Oziam//PG, LVI, 97–142. Idem. Expositio in psalmos//PG, LV, 35–498. Idem. Commentarius in Sanctum Matthaeum Evangelistam//PG, LVII–LVIII, 13–794. Idem. Commentarius in Acta Apostolorum//PG, LX, 13–384. Idem. Argumentum Epistolae primae ad Corinthios//PG, LXI, 9–382. Idem. In Epistolam ad Colossenses commentarius//PG, LXII, 299–392. Idem. In Epistolam primam ad Timotheum commentarius//PG, LXII, 501–600. Idem. In Epistolam ad Hebraeos//PG, LXIII, 9–236. Idem. II Homilia, dicta postquam reliquiae martyrum//Ibid., 467– 472. Josephi Flavii Opera omnia, recognovit S. A. Naber. Vol. I–VI. Lipsiae, 1888–1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к. также играет большую роль, прежде всего в догматической аргументации. Особенно часто используют И. к., чтобы подчеркнуть истинное божество и человечество Христа и отношение обеих природ ( Cyr. Alex. Contr. Jul. 8; Idem. De s. Trin. 7; Idem. Thesaurus. 32), Его безгрешность ( Idem. In Ioan. 5; Idem. Glaph. in Pent. Numeros//PG. 69. Col. 633) и силу, побеждающую смерть ( Idem. In Ioan. 9). Свт. Кирилл выделяет определенные места в тексте И. к., к-рые служат ему не только для обоснования догматических положений. Вопрос Бога: «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов 38. 16-17) - он использует как доказательство сошествия Христа в преисподнюю ( Idem. Glaph. in Pent. Gen. 2. 6; Idem. Adv. Nest. 5. 5). На Божественное всеведение Христа указывают слова (Иов 42. 3): «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея?» ( Idem. In Luc. 5. 20; Idem. Thesaurus. 32; Idem. Hom. pasch. 22). О неизменности Божественной воли свидетельствует стих: «Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится» (Иов 12. 14), к-рый неск. раз цитируется в комментарии на прор. Исаию ( Idem. In Is. 2. 2-5). Божественность Св. Духа также подтверждается словами Иова ( Idem. De s. Trin. 6). Указание на жестокость диавола свт. Кирилл видит в Иов 41. 15 LXX: «Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов» ( Idem. De adorat. I; Idem. In Luc. 5. 31). Основная черта образа Иова у свт. Кирилла традиционная - это терпение, но святитель отмечает также его упорство ( Idem. In Luc. 5. 31), праведность ( Idem. Glaph. in Pent. Exodus. 2; Idem. Ep. 6) и блаженство ( Idem. Hom. pasch. 11). Многими стихами из И. к. свт. Кирилл обосновывает свои нравственные наставления ( Idem. In Luc. 5. 19), литургические, этические и пастырские вопросы ( Idem. Hom. pasch. 9), но прежде всего учение о творении (ср.: Idem. In Is. 2. 2; 4. 2; Idem. De s. Trin. 4). Как и александрийцы, свт. Василий Великий использует историю Иова при обсуждении вопросов тринитарного богословия.

http://pravenc.ru/text/578206.html

В.Я. Саврей Общая библиография Источники I. На древнегреческом языке и в переводе на европейские языки 1. В «Патрологии» аббата Ж.П. Миня: Basilius Magnus – PG 29–32. Gregorius Nazianzenus – PG 35–38. Gregorius Nyssenus – PG 44–46. 2. В издании Sources Chrétiennes: Basile de Césarée. Sur Saint-Esprit//SC. Vol. 17. 1947. Idem. Homélies sur l " Hexaéméron//SC. Vol. 26 bis. 1950. Idem. Sur l " Origine de l " homme//SC. Vol. 160. 1970. Idem. Contre Eunome 1//SC. Vol. 299. 1982. Idem. Contre Eunome 2–3//SC. Vol. 305. 1983. Idem. Sur le Baptême//SC. Vol. 357. 1989. Grégoire de Nazianze. La Passion du Christ//SC. Vol. 149. 1969. Idem. Lettres théologiques (Ep. 101–102)//SC. Vol. 208. 1974. Idem. Discours 1–3//SC. Vol. 247. 1978. Idem. Discours 27–31//SC. Vol. 250. 1978. Idem. Discours 20–23//SC. Vol. 270. 1980. Idem. Discours 24–26//SC. Vol. 284. 1981. Idem. Discours 4–5//SC. Vol. 309. 1983. Idem. Discours 32–37//SC. Vol. 318. 1985. Idem. Discours 38–41//SC. Vol. 358. 1990. Idem. Discours 42–43//SC. Vol. 384. 1992. Idem. Discours 6–12//SC. Vol. 405. 1995. Grégoire de Nysse. Vie de Moïse (De vita Moysis)//SC. Vol. 1. 1942. Idem. La Création de l " homme//SC. Vol. 6. 1944. Idem. Traité de la Virginité (De virginitate)//SC. Vol. 119. 1966. Idem. Vie de sainte Macrine//SC. Vol. 178. 1971. Idem. Homélies sur l " Ecclésiaste//SC. Vol. 416. 1996. Idem. Lettres//SC. Vol. 363. 1990. Idem. Discours catéchétique II SC. Vol. 453. 2000. Idem. Sur les Titres des psaumes//SC. Vol. 466. 2002. 3. Филокалия Оригена The Philocalia of Origen. A Compilation of Selected Passages from Origen " s Works Made by St Gregory of Nazianzus and St Basil of Caesarea/Transl. George Lewis. Edinburgh, 1911. II. В переводе на русский язык Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 4. Творения Григория Чудотворца и Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. Св. Василий Великий . Собр. соч. Т. 1–5. М., 1993. Св. Василий Великий . О сотворении человека//Журнал Московской Патриархии. 1972. 1. С. 30–38; 3. С. 33–40. Св. Григорий Богослов . Творения. Т. 1,2. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

M. Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol. Gött., 1965. S. 133-169; Κουρσουμπς Μ. Ο Κωνσταντας Επιφνιος κα διδασκαλα ατο. Λευκωσα, 1966; Palachkovsky V. Une interpolation dans l " Ancoratus de s. Épiphane//StPatr. 1966. Vol. 7. P. 265-273; Riggi C. La figura di Epifanio nel IV secolo//Ibid. 1966. Vol. 8. P. 86-107; idem. Epifanio contro Mani: Rev. crit., trad. ital. e comment. storico del Panarion di Epifanio (Haer. LXVI). R., 1967; idem. Il termine «hairesis» nell " accezione da Epifanio di Salamina (Panarion I. De fide)//Salesianum. R., 1967. Vol. 29. P. 3-27; idem. S. Epifanio divorzista?//Ibid. 1971. Vol. 33. P. 599-666; idem. Comprensione umana nella Bibbia secondo Epifanio (Panarion LIX)//Studi Q. Cataudella. Catania, 1972. Vol. 2. P. 607-635 (переизд. в: Idem. Epistrophe. R., 1985. P. 720-748); idem. Epifanio e il biblico dialogo coi non cristiani nella cornice del Panarion//Salesianum. R., 1974. Vol. 36. P. 231-260; idem. Nouvelle lecture du Panarion LIX, 4 (Épiphane et le divorce)//StPatr. 1975. Vol. 12. P. 119-122; idem. Dialog come figura sententiae nel Panarion (Haer. 20, 3; 48, 3; 76, 9; 77, 18)//Augustinianum. 1976. Vol. 16. P. 549-558; idem. Il segno della croce nel «Panarion»//La Sapienza della croce oggi. Torino, 1976. Vol. 1. P. 322-331; idem. L " ancora della fede. R., 1977; idem. Lavoro e ricchezza nel Panarion di Epifanio//Augustinianum. 1977. Vol. 17. P. 161-175; idem. Un trattato sul mistero della chiesa nel Panarion di Epifanio di Salamina//In ecclesia. R., 1977. P. 87-120; idem. Catechesi escatologica dell " Ancoratus di Epifanio//Ibid. 1978. Vol. 18. P. 163-171; idem. Formule di fede in Sant " Epifanio di Salamina//Salesianum. R., 1979. Vol. 41. P. 309-321; idem. Questioni cristologiche in Epifanio di Salamina//La cristologia nel Padri della Chiesa: Le due culture (Quaderno 2). R., 1981. P. 63-70; idem. La catéchèse adaptée aux temps chez Épiphane, XVII, 1//StPatr. 1982. Vol. 18. P. 160-168; idem. Sangue e antropologia biblica in Epifanio di Salamina//Sangue e antropologia biblica nella patristica/A cura: F.

http://pravenc.ru/text/190091.html

De la population de Constantinople sous les Empereurs Byzantines//Metron. R., 1920. Vol. 1. Pt. 2. P. 68-120; Kelsey F. W. The Burnt Areas of Constnatinople//Art and Archeology. Wach., 1920. Vol. 10. P. 163-170; Janin R. La Banlieue asiatique de Constantinople//EO. 1922. T. 21. P. 335-386; 1923. T. 22. P. 50-58, 182-198, 281-298; idem. Les couvents secondaires de Psammathia//Ibid. 1933. T. 32. P. 325-339; idem. Deutéron, Triton et Pempton: Étude de topographie byzantine//Ibid. 1936. T. 35. P. 205-219; idem. Études de topographie byzantine//Ibid. 1937. T. 36. P. 129-156, 288-308; 1938. T. 37. P. 73-88; idem. Topographie de Constantinople byzantine: Le port Sophien et les quartiers environnants//REB. 1943. T. 1. P. 116-151; idem. Les sanctuaries de Byzance sous la domination latine//Ibid. 1944/1945. T. 2. P. 134-184; idem. Notes sur les régions de Constantinople//Ibid. 1945. T. 3. P. 29-42; idem. Les sanctuaries des colonies latines à Constantinople//Ibid. 1946. T. 4. P. 163-177; idem. Les ports de Constantinople sur la Propontide//Byz. 1950. T. 20. P. 73-79; idem. Les églises et les monastères de Constantinople byzantine//REB. 1951/1952. T. 9. P. 143-153; idem. La région occidentale de Constantinople//Ibid. 1957. T. 15. P. 89-122; idem. Le palais patriarcal de Constantinople byzantine//Ibid. 1962. T. 20. P. 131-155; idem. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 19642; idem. Le siège de Constantinople et de patriarchat oecuménique. P., 19692. T. 3: Les églises et les monastères; Thibaut J. L " Hebdomon de Constantinople//EO. 1922. T. 21. P. 31-44; Lathoud D. La consécration et dédicace de Constantinople//EO. 1924. T. 23. P. 289-314; 1925. T. 24. P. 180-201; Emereau C. Constantinople sous Theodose le Jeune//Byz. 1925. T. 2. P. 109-122; Macri C. M. L " organisation de l " économie urbaine dans Byzance sous la dynastie de Macédoine. P., 1925; Roberti M. Ricerche intorno alla Colonie veneziana in Constantinopoli nel sec. XII. Padova, 1925; Wulzinger K.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Н. А. советовал монахам соблюдать аскетическое правило, к-рое помимо молитвы и рукоделия включает в себя также бдение и псалмопение. Следуя древней традиции, восходящей к античным авторам (ср., напр.: Hes. Theog. 211-212), он рассматривал сон как «краткую смерть» ( Nil. Ep. I 28//PG. 79. Col. 96). Сон, с его т. зр., состояние опасное (Ep. III 318//Ibid. Col. 537), поскольку он приводит к ослаблению бдительности (Ep. I 26//Ibid. Col. 92-93). Любитель сна есть «гробница (νεκρωταφεον), мертвая душа в живом теле» (Ep. III 317//Ibid. Col. 536-537). Монах, конечно, не может постоянно бодрствовать, иногда он «отдыхает»; но в этом состоянии его жизнь бессмысленно сокращается, хотя сам он не осознаёт этого (Ep. I 26//Ibid. Col. 93). Трезвенный монах в идеале не должен спать (Ep. III 127//Ibid. Col. 444), бдение - его оружие против демонов (Ep. III 171//Ibid. Col. 464), необходимое условие боговидения. Вместе с молитвой и бдением монах обязан заниматься псалмопением, под которым в узком смысле подразумевается славословие, прославление Бога в псалмах и духовных песнях (Ad Agath. 4. 3//Ibid. Col. 828; In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Magnam. 64//Ibid. Col. 1056). При этом душа монаха должна быть определенным образом подготовлена в такому прославлению, т. е. исполнена любви к Богу (Ep. I 30, 234//Ibid. Col. 97, 169), иначе хвала будет неискренней. Псалмопение должно быть непрерывным, как дыхание (Ep. IV 25//Ibid. Col. 561), ежедневным и неусыпным (Ep. I 30//Ibid. Col. 97). Наличие у Н. А. экзегетических сочинений свидетельствует о том, что он считал размышление над Свящ. Писанием важным делом для монаха. Именно словами Свящ. Писания монах «путеводится в жизнь неукоризненную, приобретая вместе и обильную пищу, и великое наслаждение» (Exerc. 62//Ibid. Col. 796). Свящ. Писание является духовной пищей, «подобной меду» (Ep. I 262//Ibid. Col. 180). Как тело питается пищей, так душа - Свящ. Писанием (Ep. II 37//Ibid. Col. 213; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; In Cant. 2. 6). Оно помогает монаху в борьбе со страстями, доставляя ему примеры добродетели, в т. ч. из исторических книг (Exerc. 21//Ibid. Col. 748) - в образе пророков Илии, Елисея и Иоанна Крестителя (Ibid. 60//Ibid. Col. 792-793). Монах должен читать Свящ. Писание, постоянно размышлять над ним (De mon. praest. 20//Ibid. Col. 1084), посвящать ему день и ночь (In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Agath. 1. 3; 4. 3//Ibid. Col. 813, 828). Свящ. Писание избавляет монаха от уныния и подготавливает его к созерцанию (Ad Magnam. 20//Ibid. Col. 996; In Albian.//Ibid. Col. 708), доставляет подлинное наслаждение (τρψις) душе (In Albian.//Ibidem; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; Ad Magnam. 20, 61//Ibid. Col. 996, 1052).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

The Dead Sea Scrolls and the NT//The Expository Times. Edinb., 1966. Vol. 78. N 1. P. 19-23; idem. The Dead Sea Scrolls and the NT//John and the Dead Sea Scrolls/Ed. J. H. Charlesworth, R. E. Brown. N. Y., 1990. P. 1-8; Brownlee W. H. John the Baptist in the New Light of Ancient Scrolls//Interpretation. Richmond (Virginia), 1955. Vol. 9. P. 71-90 (Idem//The Scrolls and the NT/Ed. K. Stendahl. N. Y., 1957. P. 33-53); idem. Whence the Gospel according to John//John and the Dead Sea Scrolls. N. Y., 1990. P. 166-194; Burrows M. The Dead Sea Scrolls. N. Y., 1955; idem. More Light on the Dead Sea Scrolls: New Scrolls and New Interpretations. N. Y., 1958; Fitzmyer J. A. The Qumran Scrolls, the Ebionites, and their Literature//ThSt. 1955. Vol. 16. P. 335-372; idem. «4Qtestimonia» and the NT//Ibid. 1957. Vol. 18. P. 513-537; idem. The Use of Explicit OT Quotations in Qumran Literature and in the NT//NTS. 1961. Vol. 7. N 4. P. 297-333; idem. «4QTestimonia» and the NT// Idem. Essays on the Semitic Background of the NT. L., 1971. P. 59-89; idem. Jewish Christianity in Acts in the Light of the Qumran Scrolls//Ibid. P. 271-303; idem. To Advance the Gospel: NT Studies. N. Y., 1981. P. 79-111; idem. Crucifixion in Ancient Palestine, Qumran Literature, and the NT//Ibid. P. 125-146; idem. The Qumran Scrolls and the NT after Forty Years//RevQ. 1988. Vol. 13. P. 609-620; idem. A Palestinian Collection of Beatitudes//The Four Gospels: FS F. Neirynck/Ed. F. van Segbroeck e.a. Leuven, 1992. Vol. 1. P. 509-515; idem. The Palestinian Background of «Son of God» as a Title for Jesus//Texts and Contexts: Biblical Texts in Their Textual and Situational Contexts: Essays in Honor of L. Hartman/ Ed. T. Fornberg, D. Hellholm. Oslo, 1995. P. 567-577; idem. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins: General Methodological Considerations//The Dead Sea Scrolls and Christian Faith /Ed. J. H. Charlesworth, W. P. Weaver. Harrisburg, 1998. P. 1-19; idem. Paul and the Dead Sea Scrolls//The Dead Sea Scrolls after Fifty Years: A Comprehensive Assessment.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010