37 Указание на чтение mystikos в Барбериновом (VIII-IX вв.) и Порфириевом (VIII-IX вв.) Евхологиях. Орлов М. Н. прот. Литургия Св. Василия Великого . СПб., 1909. 38 Она употребляется в VIII–IX веках. – Барберинов Евхологий. Ibid. С. 302, 322–381. 39 Феодор, еп. Андидский (XI век. – Красносельцев Н.Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894. С. 11–13); Краткое рассуждение о тайнах и образах божественной Литургии, составленных по просьбе боголюбезного Василия, епископа Фитийского (перевод Красносельцева. Православный собеседник. 1884. Гл. I. С. 413. Пространная редакция (после X века) (по Н. Красносельцеву. О толкованиях. С. 9) «Последовательного изложения церковных служб и обрядов». Св. Германа, патриарха Константинопольского (715–732). Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. Т. I. СПб., 1855. С. 425. 40 Впервые в Ordo Romanus II. Mabillon. Museum Italicum, II. С. 48. 41 41 Голубцов А. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным. Богословский Вестник. 1905. Т. III. С. 69–75; Слово о предании божественной Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 23–58. 42 Слово о предании божественной Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 23–58. 43 Английский пер. Christian Worship. Its origin and evolution. Ed. 5. London, 1927. С 117–118. 44 Гавриил архим. Руководство по литургике. Тверь, 1886. С. 104. Неясно, как же быть с диаконами, которые причащаются, но молитвы не слышат. 45 царь приводящего в трепет величия (лат.) 46 Например: Жертва страшная. (Св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. I. С. 462; Т. V. С. 484); страшная и таинственная, т. VI. С. 384; страшная и ужасная, т. X. С. 240; Евхаристия – таинство страшнейшее. Т. I. С. 417; страшное и спасительное, т. VII. С. 289. Еще подробнее: Edmund Bishop. Appendix к Texts and Studies. Vol. VIII, 1. C. 94–95, прим. 2. 47 «Ибо действительно в оный священный час должно иметь сердце устремленным к Богу». Св. Кирилл Иерусалимский . Творения. С. 247. 48 «Если ты будешь благословлять на языке иностранном, то простолюдин не может отвечать «Аминь»; не слыша окончательных слов «во веки веков», он не скажет «Аминь». Св. Иоанн Златоуст . Беседа 35 на Первое послание к Коринфянам. Творения.Т. X, кн. 1. СПб., 1904. С. 358.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

111 Ita imago est, ut non differat genere (De Tr.. VII, 37). Personae tamen tantun distinctione, non generis: Deus enim in eo est: et in quo est Deus. Detis est (ibid., IV, 40). Ut Deus ex Deo unum sint in genere naturae (ibid., VI, 11). Ubi unucupatio est generis alieni, ibi existimatur veritas ejusdem generis non inesse (ibid. V, 11). Nor nativitatem adimit, sed naturam non discernit in genere (ibid., VII, 5). Indissimili genere divinitatis, Patrem et Filium esse profitentem (ibid., VII. 8). Neque alterius generis Deus est (ibid., VIII, 41). Non tamen diversitatem generis affert, cum talis data est, qualis et habetur (ibid., VIII, 43). Hic nunc quaero, utrum alternis generis Deus est qui in forma Dei Deus maneat (ibid., VIII, 46). Apostolus… ita Dominum Jesum Christum Deum praedicans, ut neque per alterius generis Deum in deos duos fides apostolica depereat (ibid., VIII, 47). Nec demutationem generis accipit Filius Dei (ibid., IX, 24). Nec differt in genere, qui manentem in se habens, inest in manente (ibid., IX, 69). Ариане учат, что Сын a potestate et veritate Dei patris alienus, aut alterius generis Deus sit (ibid., X, 3). Neque duos deos per diversitatem generis in fide esse (ibid., X, 6). Quia nasci cum causam nativitatis astendat, non disproficit tamen in genere auctoris exsistere (ibid., XI, 11). (срав. VIII. 48). 112 Indissimili genere divinitatis (ibid., VII, 8) Indifferentisque divinitatis veritatem (ibid., VII, 18). 113 Indifferens divinitatis substantia (ibid., VIII, 10). Non enim ex alia substantia, sed ex Deo Deus est (ibid., IV, 42). Pater Deus et Filius Deus unum sunt, non unione personae, sed substantiae initate «ibidem». 114 Иларий приводит критические замечания ариан против этого термина (De Tr.. IV, 4), но защищает этот термин и считает его очень целесообразным для отражения ереси (ibid., IV, 7). 115 1 Indissimili genere divinitatis (ibid., VII. 8). Naturae per id indissimilis intellige unitatem (ibid., VII, 21). Indissimilis unitate naturae (ibid., VII, 40). Non amittit naturae unitam similitudinem, quia nec careat virtute naturae (ibid., VII, 37). Per naturae unitam similitudinem Pater per Filium visus sit (ibid., VII, 38). Invicem esse sui similes, in eo quod «similitudinem nostram» dicat, ostendit (ibid., III, 23; IV, 18). Inseparabiles esse per naturalem similitudinem Patrem et Filium (ibid., VII, 39). Dum Deum ex Deo quod in similitudine generis unum sint negareblasphemum est (ibid.). Nec contumeliam communicatarum cum eo sedium sentiat, cui ex se genito in naturae similitudine nulla diversitas est (In. Ps. 131, 22 ). Et cum ex substantiae similitudine ac proprietate naturae alter in altero sit (In. Ps. 144, 3 ). Употребление термина в «De Synodis», где ovi убеждает в разъяснении μοοσιος принять и μοιοσιος» очень частое; De Synod., 16, 22, 23, 25, 72, 73, 76, 89, 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Св. Кирилл Александрийский, Ер.39 ad Joann. antioch., PG.77,177A: ДВС. IIб2, 149. 137 Apologet. contra Theodoretum, anath. II, PG.76, 401A; ДВС. II.2, 59. 138 Псевдо–Афанасий, Epist. ad imperatorem Jovianum, PG.28, 532B. 139 Св. Кирилл Александрийский, Adv. Nestorii blasphem. II, PG.76, 60D; EP.40 (ad Acacium). 44 (ad Eulogium), PG.77, 192D. 225AB. D; ДВС. II.2, 156. 160; EP.17 (ad Nestormm), PG.77, 116C (υπστασις); ДВС. I,179. 140 Впервые применили аристотелевские термины к догматике еще в IV в. великие каппадокийцы (се. Василий Великий, Ер.38 ad Greg., n.1–2, PG.32, 325АВ; р. п. VI.4, 80), установившие определенный смысл за терминами ουσα и ουμβεηβκς (А. П. Орлов, Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского, с.261–269). К знаменитому отцу логики обратился и Леонтий и у него стал искать точек опоры для своей терминологии. Здесь зародыш схоластики. Впоследствии схоластическая наука всецело почивала на перипатетической философии. 141 Леонтий Византийский, Adversus argumenta Seven, PG.86, II, 1921CD. 142 Contra Nestorianos et Eutychianos liber I, PG.8, I, 1280A. 143 Ibid. 1273A,1280A. 144 Contra Nestor, et Eutych. I, PG.86, II, 1280A; Adversus argumenta Severi, PG.86, II, 1924A. 145 Adv. argumenta SeverI, PG.86, II, 1917A,1945A. 146 Contra Nestor, et Eutych. I, PG.86, I, 1305C. 147 Adv. argumenta Severi, PG.86, II, 1928C,1945B 148 Contra Nestor, et Eutych. I, PG.86, I, 1280A. 149 Contra Nestor, et Eutych. I, PG.86, I, 1276D,1277C. 150 Ibid. 1277D; Adversus argumenta Sever I, PG.86, I, 1944C. 151 Contra Nestor, et Eutych. I, PG.86, I, 1277D: το δε ενυπστατον την ουσαν, — το μη εινα. αυτο συμβεβηκς δηλοι. Сл. Doctrine Patrum, 191–192 (=fragm. PG.86, II,2009D), ср. De sectis VII, PG.86. II,1240C-D.1241B. 152 Contra Nestor, et Eutych. I, PG.86, I, 1277D. 153 Ibid. 1289C. 1305C. Другие писатели (Ефрем Антиох. [Фотий, Biblioth. cod.229, PG.103, 992А], Анастасий Антиох., Or. III, 9, PG.89, 1340A; Памфил Иерус., Doctrina Patrum 46.26) употребляли выражение μα συνθετος υπστασις. 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

27 Hear. Gunth. Thulemarii Tractatio seu commentaries de aurea Bulla Imperatoris Caroli IV. Anni 1356, edit. Heidelberg 1682 in 4, cap. 3. 28 Судебник Царя Ивана Васильевича, изд. С примеч. Татищ. Моск. 1786, стр. 231 и Продолж. Древн. Росс. Вивлиотики Часть V, изд. С. П. Б. 1789, стр. 244. 29 Ioan. Oirych Szanecki Jctus Polonus de linguae Bohemicae f. Czachicae in Polonia ufu diplomatico et forensic, cum aliis quibusdam notitiis, edit. In Miscellaneis Cracoviensibus, fascic. 11 pag. 105. Шанецкий там приводит в свидетельство грамоты 1593 г. 12 июня 1603 г. 20 октября и 1649 г. 14 ноября. 34 Древняя Р. Вивл., изд. 2, Часть 1, стр. 4 и след. и Продолжение Древ. Росс. Вивлиотики, Ч. III,cmp. 80 и след. 38 Ibid. pag. 272. В Договоре великого князя Святослава с греками в 971 году упомянуто, что славяно-руссы тогда со своей стороны к мирной записи приложили печать. См. Нестерову Летоп. по Кенигсбергскому списку, издан. В С. П. Б. в 1767, стр. 65. 39 Gatterer ibid. Образцы бывших у нас свинцовых печатей частных людей при завещательных и купчих грамотах XIV века, писаных на пергамене, можно видеть в IV части Путешественных записок академика Лепехина стр. 428 и след., а также в Собрании государственных грамот и договоров, изданном на иждив. Его Сиятельства графа Н. П. Румянцева в М. 1812 году, Часть I. 41 Polydor. Virgilii de rerum inuentoribus libr. VIII, cap. 2. Но Гаттерер в Сокращении своей дипломатики, изданном Гертнером pag. 149, употребление золотых печатей приписывает еще константинопольским императорам с Юстиниана I в VI, а из западных императоров первому Карлу Плешивому в IX веке. 44 Описание всех этих княжеских и архиерейских печатей почерпнуто, частью, из Древней Российской Вивлиотики и ее Продолжения, а частью, с самих подлинных печатей. О различии же епархиальных печатей см. особенно Продолжение Др. Росс. Вивлиотики, изданное в С. П. Б. Часть VII, стр. 134 и 158. К тому же, смотри Татищева Росс. Истор. Книгу I, Часть 2, гл. 46. 45 Смотри грамоту, данную Соловецкому монастырю в половине XV века от всего Новгорода, напечат. в Описании Белого моря и во 2й Части Истории Российской Иерархии, стр. 386 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

4 (23): мозаика в церкви св. Иудеицианы: Христос с апостолами. Табл. VII. 1 (37): заглавная миниатюра на евангелии Карла Лысого 2 (28): внутрений вид храма св. Софии в Константинополе, обращенного в турецкую мечеть. 3 (32): миниатюра из рукописи Энеиды Вергилия: встреча Энея с Дидоной. 4 (20 ): Богородица с мдад. Христом в виде Оранты в катакомбной фреске. 5 (34): миниатюра из Codex Rossaneusis: Христос перед Пилатом (в верхией картине; раскаяние и самоубийство Иуды – в нижней. 6 (42): внутрениий вид базилики святого Аполлинария Нового в Равенне. Табл. VIII, 1 (46): консульский диптих Анция Проба (400 года); резьба из слоновой кости. 2 (45): фасад Кельнского собора, готической архитектуры. 3 (35): миниатюра из Псалтыри 9 века: молящийся Исаия между Ночью и Рассветом. 4 (30): фасад храма святого Марка в Венеции, византийской архитектуры. 5 (36): ирландская миниатюра из Евангелия св. Галла: распятие. 6 (47): рельефная композиция на портале церкви аббатства в Муассаке, романская скульптура 12 века: Христос с евангелистами и 24 старцами из Апокалипсиса. Табл. IX, 1 (40): бронзовая статуя ап. Петра в храме; св. Петра в Риме. 2 (39): мраморн. статуя Доброго Пастыря. 3 (38): рельефы на мраморном христианском саркофаге. 4 (41): мраморн. статуя святого Ипполитта. Табл. I. Табл. II Табл. III Табл. IV Табл. V Табл. VI Табл. VII Таабл. VII Табл. IX 1 Последними покровителями иконоборцев и преследователями икон были визаитийские императоры Лев Армянин (†820) и Феофил (†842). 2 Общий вид подземных катакомб в разрезе см. y De-Rossi: Romi sotterr I, pl. 34; также y Miche: histoire de l’art, T. 1, fig . 2; на нашей табл. I , рис. I. Внутренний вид кабикула c аркосолием и фресковой живописью y De Rossi , ibid: II, pl. 27; также y Michel, I, flg . 4; на нашей табл. I , рис. 2; y Venturi: storia dell’arte italiana I, fig . 3–4; y фон-Фрикена: римские катакомбы, т . I, рис. 11, заимствован. из De-Rossi, II, табл. 1, a такж y De-Rossi II, табл. 5, 26–28; y Kraus: Gesch. d. christl. Kunst tig. 9–10 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Specimen examinis critici Operum quae ita ferruntur Macarii». Halle, 1745. 262 «Κρισιξ περι των συγγραμματων Μακαριου του Αιγυπτιου» в «’Epethrix ’Εταιρειαξ Βυζαντινων Σπουδων». (’Αθηωαι, 1924, σελ. 86–92). 263 Мессалианство: Ересь, возникшая в середине IV в. в Месопотамии, М. Азии и Египте. По её учению, каждый человек в силу первородного греха находится во власти злого духа, изгнание которого достигается лишь непрестанной молитвой. (Редактор). 264 P.G. 94, 729–732. L. Villecourt: «La date et l’origine des «Homйlies Spirituelles» ammribuйes а Macaire». In «Comptes vendus de l’Academie des Inscriptions et Belles–Lettres». 1920, Paris, стр. 250–258. 265 Апофтегмата, 19. P.G. 34, 249 A. 266 Epist. 2, P.G. 34, col. 436 A. 267 Бес. VI, 1; cf. Бес. VI, 3; Бес. XXXIII, 1, и др. 268 J. Stigimayr: «Sachliches und Sprachliches bei Macarius von Aegypten », Innsbrьck, 1912, стр. 78–101. Ср. Бронзов, ор. cit. стр. 279–280 и 303–304. 269 J. Stigimayr: «Bilder und Vergleiche aus dem byzantinischen Hofleben in den Homilien des Makarius». Stimmen der Zeit, 80 (1911), стр. 414–427. 270 Idem: «Sachliches u. Sprachliches». 271 Бес. XXXII, 2. 272 Бес. XXXIX. 273 Бес. XLVII, 3; XLVII, 6. 274 Бес. VIII, 6. 275 Бес. XXX, 4. 276 Бес. XXXVIII, 2. 277 Бес. II, 1; Бес. V, 5. 278 Бес. VII, 1. 279 Бес. 1, 9. 280 «Лавсаик», гл. 39. 281 Ibid, гл. 32. 282 J. Stoffels: «Makarius der Aegypter auf den Pfaden der Stoa», In «Theolog. Quartalschr.» 92 (1910), стр. 88–105; 243–265. 283 Stiglmayr: «Sachliches u. Sprachliches», стр. 24. 284 Ibid, стр. 55–59. 285 P.G. 34, 604 С. 286 Op. cit. стр. 21–31. 287 «Лавсаик», гл. 31, 32. 288 Ibid., гл. 118. 289 Ibid., гл. 26. 290 Ibid., гл. 50, 54. 291 См. Archimandrite Cyprien KERN: «Le Symbolisme realiste des Peres». Статья посмертно издана в «Pensee Orthodoxe» XII, Paris, 1966. (Редактор). 292 «Лавсаик», гл. 38. 293 Ср. Бес. XIV, 3: XXXIII, 1. 294 Бес. XXVII, 19. 295 «Лавсаик», гл. 98. 296 Бес. IV, 21, 23; Бес. VI, 1, 2. 297 Гл. 22, 43, 46, 49 298 Ер. II, P.G. 34, col. 421 С; 436 С. Ср. Бес. XLV, 2, Ibid. col, 785 D. 299

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2405 De baptismo, II, 3, 4: «Vos certe nobis objicere soletis Cypriani litteras, Cypriani sententiam, Cypriani concilium». PL. T. 43. Col. 128. 2408 Ibid. II, 3, 4. PL. T. 43. Col. 128; II, 7, 12: «Tenete nobiscum exempilum Cypriani ad unitatis conservationem». Col. 132. 2409 Ibid. I, 1, 1: «Non solum eos non adjurari auctoritate Cypriani, sed per ipsam maxime convinci atque subverti». PL. T. 43. Col. 109. Epist. 108, 3, 9. PL. T. 33. Col. 410. Epist. 93, 9, 41. PL. T. 33. Col. 341. 2410 Ibid. II, 6, 7, 8; II, 7, 10. PL. T. 43. Col. 130, 131, 132. В другом случае вопрос Августина звучит более резко: «Ad ista respondete, lupi rapaces, qui pellibus ovinis indui cupientes, beati Cypriani litteras pro vobis esse arbitramini». PL. T. 43. Col. 133. 2416 Ibid. II, 9, 4. PL. T. 43. Col. 135. Вероятно, здесь Августин разумеет Арелатский Собор 314 года. Cfr.: Nota а. Col. 135–136. 2420 De baptismo, VI, 28, 39: «Omnes qui corde sunt intus, in arcae unitate per eamdem aquam salvi fiunt, per quam omnes qui corde sunt foris, sive etiam corpore foris sint, sive non sint, tanquam unitatis adversarii moriuntur». PL. T. 43. Col. 196, 197–198. Cfr.: II, 14, 19. PL. T. 43. Col. 138–139; Contra Cresconium, II, 33, 41. PL. T. 43. Col. 491. 2421 Так рассуждал, напр., Кресконий: Contra Cresconium, I, 21, 26; Ι, 26, 31. PL. Т. 43. Col. 460, 462. Cfr.: De baptismo, I, 3, 4. PL. T. 43. Col. 111. 2422 De baptismo, I, 2, 3; VI, 40, 78. PL. T. 43. Col. 110, 221; Contra Cresconium, I, 22, 27. PL. T. 43. Col. 460. Августин делает разграничение понятий «иметь» и «иметь с пользой» (utiliter, salubriter). См. De bapt., IV, 17, 24: «Aliud est non habere, aliud non utilitcr habere». PL. T. 43. Col. 170; Contra epist. Parmeniani, II, 13, 28: «Aliud est non habere, aliud perniciose habere, aliud salubriter habere». PL. T. 43. Col. 71. 2423 Contra Cresconium, II, 13, 16; IV, 21, 26. PL. T. 43. Col. 476, 563; De bapt., IV, 10, 16. PL. T. 43. Col. 164; IV, 9, 13. Col. 162; Epist. 108. С. 2, 6. PL. T. 33. Col. 408. Cfr.: с. 6, 16. Col. 415. De unico bapt. contra Petilian. С. 6, 7; 10, 17. PL. T. 43. Col. 599, 604; Contra Faustum, lib. 12. С. 17, 20. PL. T. 42. Col. 263, 264, 265. См. еще De bapt., I, 2, 3; III, 10, 13; IV, 13, 20; IV, 17, 24; V, 4, 4; VII, 33, 65; VII, 38, 75. PL. T. 43. Col. 110, 144, 167, 170, 179, 235, 236; Contra litt. Petiliani, I, 23, 25; III, 40, 46. PL. T. 43. Col. 257, 372; De unitate Eccl., 22, 61. PL. T. 43. Col. 437; Sermo de Rusticiano, I, PL. T. 43. Col. 756; Epist 61, 1, 2. PL. T. 33. Col. 229.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1113 De Iacob I, 1, 1; In ps. 47, 8: Natura hominis contrariorum capax est,ut et malitiae in ea sit vis et virtutis ingressus. 1122 С этим согласуется то, что мы сказали в первой главе относительно учения св. Амвросия о нравственной ценности тела. 1155 De Iacob I, 3, 12; Ep. 46, 4 sq; In ps. 38, 29; Apologia proph. David 11, 36; De fuga s. 1, 1; 2, 9; cp. De interp. Iob et David II (III), 3, 10. 1158 Exameron VI, 7, 42; In Luc. VII, 73; In ps. I, praef. 3: Nam si tenuisset infusam sibi a Domino aeternae illius caelestisque delectationis gratiam, nec saecularibus captus amisisset illecebris, numquam tam miserabilis aerumnae subiisset injurias; In ps. 118, 11, 14; 15, 36. Cp. Dr. F. Wörter, 540 – 542. 1173 De paradiso 5, 28 sq.; 7, 35; In ps. 1, 48; De obitu Theod. 36; In ps. 37, 5: Postquam est obnoxia facta (caro) peccato, facta est caro mortis: quia erat morti debita. In ps. 38, 21. Св. Амвросий, по примеру Филона, различавшего смерть тела и смерть души (Leg. alleg.I, 105 – 107), и Оригена , указывавшего пять значений слова «смерть» (In ep. ad Rom.VI, 6 ; cp. Dr. G Capitaine, 167, adnot. 4), также употребляет слово mors u mori в различных смыслах (De paradiso 9, 43), причём различает три рода смерти: телесную или физическую, когда душа разлучается с телом, душевную или греховную, когда человек через свои грехи умирает духовно, и, наконец, мистическую или духовную, когда человек умирает греховному миру, чтобы жить со Христом (De excessu fr. II, 36 sq.; De bono mortis 2, 3; In Luc. VII, 35 – 38; De paradiso 9, 43 – 45). Адам был наказан первой смертью, той, которая является absolutio animae et corporis  u quaedam hominis separatio (De bono mortis 3, 8; cp. Ibid. 2, 3; 8, 31; De Cain et Abel I, 2, 8; II, 10, 25; De excessufr. II, 35 – 36). Эта смерть в изображении св. Амвросия (особенно в De bono mormis u De exces. fr. II) теряет характер наказания и принимает не только характер границы, до которой человек будет подвержен наказаниям (poenarum nostrarum meta) (De exces. fr. II, 38), не только значение лекарства от земных зол (Ibid. II, 38; remedium naturae – Ibid. II, 47), но и качества добра, противоположного злу(ср.,напр., De excessu fr. II, 39: Ergo mors non solum malum non est, sed etiam bonum est; 40: Mors haec lucrum est, et vita poena est; 47; особенно De bono mortis).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Против Евномия», V; P.G. 46, 705, В. 230 «О Троице», III, 1; Толков. 1 Петра 1, 1. 231 Толков. Иова 10, 8; Толков. Пс. 23, 17. 232 P.G. 39, 1079 С; 1092 С; 1093 ВС; 1145 A; 1185 CD; 1597 D. 233 Ibid. 288 A; 301 A; 1324 A; 1400 A; 1628. 234 Ibid., 673 A; 1088 D; 1108 D; 1176 ВС; 1261 С; 1404 С. 235 Leipoldt, Didymus der Blinde von Alexandria (Texte u. Untersuchungen 29, 3), Leipzig 1905, p. 72–73. 236 Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem, in seinen Leben u. seinen Schriften. Einsledeln, 1891. 237 H.B. I, 23. 238 H.E. II, 38. 239 Н.Е. IV 20. 240 Н.Е. II 26 241 Ibid., V, 9. 242 Архиеп. Филарет, проф. И. В. Попов, Puech, Bardenhewer, Rauschen, Batiffol, Tixeront и проф. Баланос. 243 X. Le Bachelet, проф. Г. Флоровский. 244 V. Schmidt: «Die Verheissung der Eucharistie (Joh. vi) bei den Antiochenern Cyrillus von Hierusalem und Joh. Chysostomus ». Wьrzberg, 1903. 245 X. Le Bachelet: DTC. III, 2527. 246 Проф. А.А. Спасский: «История догматич. движений», I, 352. 247 Le Bachelet: op. cit., col. 2567. 248 F. E. Brightman: «Liturgies eastern and western», Oxford, 1896, стр. 464–470. 249 «Евхаристия». YMCA–PRESS, Париж, 1947, стр. 259 sq. 250 Ibid., стр. 12, где список; см. тоже «En marge de l’Epiclese», в «IRENIKON», 1951, pp. 166–194. 251 Предогл. 16; 1, 2; III, 14; V, 6; VII, 6, 13, 14; XI, 4, 14; XX, 6; XXI, 1. 252 Н.Е. III, 14 и VI, 20. 253 Н.Е. IV, 23. 254 J. Stoffels: «Die mystische Theologie Makarius des Aegypters und die дlmesmen Ansдmze christlicher Mystik ». Bonn, 1908, стр. 2. 255 Лавс. гл. 19. 256 «De vir. ill.», 10 257 P.G. 34, col. 65 D; 85 В; 89 С — 90 С. 258 Geschichte der Byz. Literatur, стр. 200–300. 259 Alzog: «Manuel de Patrologie». Paris, 1867. p. 300; E. Amann: in DTC. t. IX, col. 1453; Bardenhewer: «Patrologie». Freiburg i/Br., 1901. S. 232; J. Stoffels: «Die mystische Theologie Makarius des Aegypters ». Bonn, 1908. S. 11; Проф. А. Бронзов: «Преп. Макарий Египетский», стр. 322; Δ. Σ. ΜΠΑΛΑΝΟΣ: «Πατρολογια», ’Αθηναι, 1930, стр. 282. 260 «Commentario de scriptoribus Ecclesiae antiquis». Francfurm, 1722. 261

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

17. У св. И.Дамаскина: Господу Богу твоему покланяйся или будешь поклоняться (indic. fut. вм. imper. aor.) 18. Втор. VI, 4. 3. 19. Исх. XX, 3. 20. Ibid., 4. 21. Пс. XCVI, 7.. 22. Иер. X, 11. 23. Евр. I, 1. 2. 24. Ин. XVII, 3 25. Рим. I, 25. 26. Ср. лат. перевод в изд. Hopperi: nec divisionem ullamn admittens.. 27. См. выше: примеч. 18 и 19. 28. Исх. XX, 4. 29. Втор. IV, 12. 15. 16. 17 – 2 Кор. III, 6. 30. Втор. IV, 19. 31. Ср. примеч. 26. 32. Исх. XX, 3. Втор. V, 8. 9. Вместо: Аз есмь Господь Бог твой у св. И Дамаскина стоит: ваш, - Втор. XII, 3. – Исх. XXXIV, 13. 14. 17. 33. Втор. IV, 12. 12. – Деян. XVII, 29 34. Т.е., св. Григорием Назианзеном; см. его Orat.39 (Lequ., примеч.). 35. Еф. IV, 13. 14. … Гал. III, 25. 36. См. примеч. 30. 37. Фил. II, 6. 7… 38. У св. И.Дамаскина стоит един.ч. (=поклонения), которое лучше перевести множественным (как, например, в лат.переводе у Lequ. И чрез это смысл места будет выражен яснее, и существо дела не только не проиграет, но наоборот – несколько выиграет. – Для сказанного выше о значении страстей Христовых ср.прим.53-е к 3-му слову. 39. Быт. XXIII, 7. 9. Ср. Деян. VII, 16. 30. Быт. XLVII, 31. 10; XXXIII, 3… 41. Иак. I, 17. 42. Дионисий Ареопагит, сар. 5, де div. nom. (см. у Lequ.). 43. а) Дальше следующее в тексте отрицание: … излишне: ср. 102-е пр. 3-го слова. 44. Orat. 2 de Theologia (см. у Lequ.). 45. Рим. I, 20. 46. (см. у. Lequ.). 47. 1 Кор. X, 1-4. 48. Исх. XXXIV; 28. Евр. IX, 4. 49. Пс. CXXXI, 7. 50. Быт. XXXIII, 3. 51. Быт. XLVII, 7; XXIII, 7. 52. Исх. XXV, 18. 53. Евр. VIII, 5. Исх. XXV, 40. 54. Евр. X, 1. 55. Еккл. III, 1. 56. Вар. III, 38–1 Тим. III, 16. 57. Мф. XXVII, 33. 58. Исх. XXXI, 1-6. 59. Исх. XXXV, 4-11. 60. Гал. V, 2. 61. Ibid., 4. 62. 2 Кор. III, 18. 63. Иис.Нав. IV, 8. 11. 21…. 64. 1 Цар. II, 30. Иез. XVII. 16. 65. Гал. IV, 7. 66. Рим. VIII, 17. 67. 1 Ин. III, 2. 68. Стоящее в подлиннике слово " … " , согласно с Lequ. (см. у него подстр.примеч.) мы считаем излишним, и потому оно оставлено нами без перевода.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010