28 Leonis et Constantini. Delectus legum. Αρ. Migne. Patrol, gr. T. CXIII. Col. 465—468.29 Chron. pasch. 589, 3; Theoph. Chronogr. P. 97, 13. Ed. de Boor. 30 Malalas. P. 361, 15; Chron. pasch., Theophanes, Cedrenus. 1. 598, 22. 31 A. Marcellini. Lib. XIV. 1, 9. Ed. Teubneriana. 32 Cedreni. 1. P. 648, 16: " ωχετο τονυν συν τοτοις και εκ των φτων των κατ τς εσπρας λαμπτρων επικαλομενος οκος, εν ω α περιουσαι των εμπορευομνων τα τε σηρικ και πολυτελ κα χρυσπαστα. 33 Codinus, de Signis. P. 36, 16: δε Ζεξιππος το λουτρν υπ Σεβρου κατεσκευσδη και μετ κανδλας απτεσΦαι υαλνης, το δε δωρ ζειν σφοδρς και τον αρα του λουτρο " αλγιστοι δε τνες τοιο κατστρεψαν. 34 De Cerimoniis. 499, 10.35 De Cerim. 505, 5: Δκην νυμφικν παστδων. 36 О нем: Mordtmann. Esquisse topographique. P. 68; Woodward. Some notes on the Monument of Porphyrios//The annual of the British School at Athenes. N XVII. Session 1910—1911.37 Getica. Ed. Mommsen, Monumenta Germaniae. V. 1. P. 95. C. CXXVIII. Сноски к главе IX 1 Μ an si. Concilia. VI. Col. 563.2 Mansi. Concilia. VI. Col. 147; Hefele. II. 421—423.3 Mansi. Sacrorum conciliorum nova collectio. VII. Col. 116.4 Mansi. VII. 148—155. 5 Odobesco. Le tresor de Petrossa. I. Paris, 1900. P. 160, 493. 6 Специальная монография: Mortroye. Genseric. La conquete vandale en Afrique. Paris, 1907; Diehl. L " Afrique Byzantine. Paris, 1896. Сноски к главе X 1 Παπαρρηγοπουλου. Ιστορα του Ελληνικο ε9νους. II. 483, 484. 2 Ibid. II. 579. 3 Ibid. II. 607. 4 Ibid. II. 703. 5 Предисловие к III т., σελ. δ. 6 Krumbacher. Geschichte der byzantin. Literatur. S. 919. 7 Mommsen et Meyer. Theodosiani Libri XVI. Cum constitutionibus Sirmondianis. Berolini, 1905. 1—2, 5—6. 8 Cod. Theod. XVI. P. 878—879. 9 Гидулянов. Митрополиты в первые три века христианства. Москва, 1905. С. 200 и ел.; Он же. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. С. 360 и ел. 10 Письмо 92 (русск. пер. VI. 198—199). 11 Письмо Юстиниана II к папе Иоанну от 687 г. Ар. Mansi. XI. Col. 737.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

24 Retractationes II, epilogus. 25 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 26 Contra litteras Petiliani 2. 9.22.  27 Sermo 213. 8.  28 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 29 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 30 Enchiridion.  31 Ennaratio in psalmum 118. 20. 1.  32 Sermo 341. 11. 33 De vera religione 5. 8–9.  34 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 35 Contra litteras Petiliani 3. 16. 21. 36 Trapè Agostino. Saint Augustine//Patrology/ed. by Johannes Quasten. Vol. IV. Ch. VI. Allen, Texas, s.a. P. 447.  37 In epistolam Ioannis tractatus 1. 2. 38 Sermo 341. 1.  39 Ibid. 341. 11.  40 Ennaratio in psalmum 26. 2. 2.  41 Fleteren F., van. Deification, Divinization//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. by Allan D. Fitzgerald. Cambridge, 2009. P. 265.  42 Афанасий Александрийский, свт. Послание на ариан 1. 39//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1902. C. 227. 43 Sermo 13 de Tempore//PL. 39. Col. 1097–1098. 44 Sermo 192. 1. 1. 45 In Evangelium Ioannis tractatus 21, 8. 46 Ennaratio in psalmum 49. 1. 2.  47 Ibid. 146. 5. 11. 48 De praedestinatione Sanctorum 15. 31. 49 Sermo 130. 2. 50 Contra Faustum Manichaeum 19. 11. 51 Ibid. 19. 13. 52 Epistola 54. 1. 53 Ibid. 54 См.: Cutrone Emmanuelle J. Sacraments//Augustine through the Ages: An Encyclopedia. P. 742. 55 Epistola 54. 1.  56 Sermo 272. 1.  57 De civitate Dei 10. 5. 58 Предмет, сущность, суть (лат.). Слово «реальность» от латинского res.  59 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 60 Сила, энергия, дарование (лат.). 61 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 62 Sermo 57. 7. 63 Sermo 229 A.  64 Ambrosius Mediolanensis. De mysteriis 53//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2012. С. 295. 65 Sermo 227. 1.  66 Sermo 228 b. 2.  67 Sermo 234. 2. 68 De Baptismo contra Donatistas 5. 9. 69 Ennaratio in psalmum 98. 9. 70 In evangelium Ioannis tractatus 80. 3. 71 «Этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым» (Ambrosius Mediolanensis. De sacramentis 4. 14//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. С. 224). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

590–593. 879 Ср. И. Невзоров. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892. (39–41). Равномерность жизни, последовательность, говорит Zeller (III, 1. 211 пр. 1.1, соглашая оба определения, очевидно, тогда только возможна, если все отдельные поступки соответствуют тому, что требуется природой поступающего. 885 Stob. Ecl. II, 116. Не лишним будет заметить, что знание вообще ценится стоиками не само по себе, а как средство к нравственной жизни; сама философия называется упражнением в добродетели (Plut. Placit. pro. 2), и если без неё не бывает добродетели, то и без добродетели не может быть философии (Sen. Ер. 89:8). 889 Plut. Plac. ph. pro, 2. Cic. Off. I, 43. 153; II, 2. 5. Sen. Ер. 89, 5. Под вещами человеческими, разъясняет Chollet. (La morale stoicienne en, face de morale chretienne. Paris. 1898. 5–6), нужно разуметь всё, что относится к деятельности человеческого ума и воли и составляет у стоиков предмет логики и этики; всё же остальное – природа неорганическая, растения, животные, божество и даже сам человек в том, что у него относится к природе», – представляет область вещей божественных и служит предметом третьей части стоической философии – физики. 901 Slob. Ecl. II, 158. 184; Cic. Fin. III, 18. 59. Обыкновенное καϑκον, в сравнении с κατρϑωμα, назывался уже μσον καϑκον. Slob. II, 158; Cic. Off. I, 3. 8. 948 Paed. III, 11. 286 (29 и далее). Str. II, 18.470 (15–19; 30–39); VII, 1.830 (24–29): II, 871 (3–5); Paed. I, 12. 157 (30–32): Str. IV, 22. 627 (5–9). 1025 См. выше, абзац начало: «Если так неопределённо у Филона понятие о Логосе...» и далее; ср. «а) Сторона объективная» и далее. 1037 Str. IV, 6. 581 (19–23); 23. 631 (16–18); VII, 12. 874 (43 и далее), 872 (22–34); V, 1. 652 (14–15); II, 12. 457 (20–22); VII, 10. 867 (12–13). 1045 Str. V, 1. 652 (26–28); II, 12. 457 (13–21); 6. 445 (34–28); 9. 452 (25–30); IV, 7. 587 (24–28); V, 3. 654 (24–30). 1046 Str. VII, 3. 838 (21–24); Paed. II, 12. 243 (37–41); Str. IV, 26. 638 (26–32); II, 18. 469 (24–30). 1096 Ibid. I, 5. 333 (6–7); IV, 26. 638 (29–30) ср. выше абзаца начало: «Настроение, основанное на принципах...». 1267 II, 20. 490 (22–36)–491 (1–10); III, 4. 522 (26)–523 (4); 2. 511 (20–34 и далее) 513 (1–2; 12–20), 514 (12–24). 1285 Str. VI, 6. 672 (35–41). II, 9. 452 (3–8); Quis. D. 8. 940 (9–11); Str. I, 19. 373 (33–34 и далее). Читать далее Источник: Нравственное учение Климента Александрийского/Д. Миртов. - Санкт-Петербург : Тип. Акинфиева и Леонтьева, 1900. - XLIV, 230 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

27 Ubi nuncupatio est generis alieni, ibi existimatur veritas ejusdem generis non inesse (ib., V, 11). 28 Aut quae in utroque naturae diversitas est, ubi ejusdem naturae unum atque idem nomen est? (ib., V. 20). 29 Следует, однако, отметить, что этот взгляд не выдерживается Иларием последовательно. Так, он называет имя Первой Ипостаси Св. Троицы – Отец, что служит не родовым свойством Его, а отличительной особенностью (De Tr., III, 17. In Ps. 137 , De Тг.. II. 61. 31 Non enim concipiunt imperfecta perfectum, neque quod ex alio subsistit, absolute vel auctoris sui potest intelligentiam obtinere, vel propriam: se quidem in eo tantum quod est sentiens... Motum enim suum non sibi debet, sed auctorï et idcirco id, quod in aliud ex auctore subsistit, imperfectum sibi est, dum constat aliunde (ib., III, 24). 32 Infinitus, quia non ipse in aliquo, sed intra eum omnia; semper extra locum, quia non continetur; semper ante aevum, quia tempus ab eo est. Curre sensu si quid ei putas ultimum esse, eum semper invenies: quia cum semper intendas, semper est quod intendas... Iterum revolve tempora, esse semper invenies: et cum calculi numerus in sermone defecerit, Deo tamen semper esse non deficit (De Tr., II, 6; XII, 24). 35 Juxta quod et Dominus Jesus Christus ordinavit discipulos dicens. Pergile, et docete universas gentes, baptizantes eos in nomine Patris et Filii et Spiritus sancti (Matth. XXVIII, 19); manifeste utique Patris vere patris, certumque Filii vere filli et Spiritus sancti vere spiritus sancti; hisque nominibus non simpliciter neqaue otiose propositis, sed significantibus diligenter propriam uniuscujusque nominatorum substantiam et ordinem et gloriam, ut sint quidem per substantiam tria, per consonandam vero unum (De Synod., 29). 36 Vel eum (Christum) ipsum esse Patrem et Filium et sanctum Spiritum, vel in nascibilem filium (ibid., 34). 37 Et si quis innascibiem Deum, vel partem ejus, de Maria natum esse audet di cerer anathema sit (IV). Si quis substantiam Dei dilatari et contrahi dicit: anathema sit (VI). Si quis dilatatam substantiam Dei filium dicat facerë aut latitudinem substan tiae ejus, sicuti sibi videtur Filium nominet: anathema sit (VII). Si quis Deum et hominem de Maria natum dicens. Deum innascibilem sic intelligit; anathema sit (X). Si quis Patrem et Filium et Spiritum sanctum unam personam dicat: anathema sit (XVIII). Si quis Spiritum sanctum paracletum dicens, innascibilem Deum dicat: anathema sit (XIX). Si quis, sicuti docuit nos Dominus, non alium dicat Paracletum a Filio; dixit enim: Et alterum paracletum initiet vobis Pater, quem rogabo ego (Joan. XIV. 16), anathema sit (XX). Si quis Spiritum sanctum pariem dicat Patris vel Filo anathema sit (XXI) (De Synod., 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

48–135. 7 «Очерки по истории византийской образованности», СПб., 1892, стр. 273 след. 8 «Hesychasm» in «The Cathol. Encyclop.» vol. VIT, p. 301. 9 «Essai sur Nicéphore Grégoras», Paris, 1926, p. 25. 10 «Thessalonique au XIV s.», Paris, 1912, p. 203. 11 MPGr. t. 151, col. 592; 665 B. 12 «Histoire de l " Empire Byzantin», t. II, p. 364. 13 «Варлаам» в «Православной Богословской Энциклопедии», том Ш, столб. 156–157 14 «Geschichte der byzantinisch. Litteratur», S. 43. 15 «Le pape Clément VT et les affaires d " Orient» (1342–1352). Paris, 1904, p. 188. 16 «Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum». Leipzig, 1898, S. 220. 17 «К истории исправления книг в Болгарии в XIV» в.». СПб., 1898. Том I, вып. I, стр. 117–119. 18 «Le problème de la simplicité divine en Orient et en Occidente. Lyon. 1933, pp. 118–124. 19 «La méthode de l " oraison hésichaste» in «Orientalia Christiana», vol. IX, Roma 1927, passim; «Introduction à la vie de Symeon, le nouveau Théologien» n «Orient. Christ.», vol. XII, R. 1928, passim. 20 «Христианская мистика в ее главных представителях IV–XIV вв.». Саратов, 1913, стр. 94–95. 21 «Афонские исихасты и их противники» в «Зап. Русского Научного Института в Белграде», вып. 5, стр. 351; 367; 369. 22 Проф. А. П. Лебедев. «Исторические очерки состояния византийско–восточной церкви XI–XV вв.». Москва. 1902, стр. 394–395. 23 Слово 42–ое, прощальное. 24 Омилия 51–я. (Первая «На нашествие Россов»). Издание Аристарха. Константинополь, 1900, т. II, стр. 20. 25 Ch. Diehl, «Byzance. Grandeur et décadence». Paris, 1920, p. 343. 26 L. Sommerard, «Anne Comnène», Paris, 1907, p. 65. 27 «Alexiad.» VI, X. 28 Омилии 51–я и 52 в издании Аристарха, Константинополь, том II, стр. 5–39. 29 Например: MPGr. 89, 36 В; 88 D; 101, 640 D; 641 AD. 30 «Alexiad.» III, VIII, édition «Les belles Lettres», p. 125. 31 Ibid. 32 Проф. А. П. Лебедев. «Исторические очерки…», стр. 27. 33 «История», X, 8 34 Проф. В. Болотов. «Лекции…», вып. III. СПб., 1913, стр: 235: 35 Pichler, «Geschichte der kirchlichen Trennung», I, 320.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

26. De baptismo VI.24,39. PL Т.43. Col.196,197-198. Cfr. II.14,19. - Ibid. Col.138-139; Contra Cresconium II.33,41. - Ibid. Col.391. 27. De baptismo I.2,3. - Ibid. Col.110; Contra Cresconium I.22,27. - Ibid. Col.460. 28. Contra Cresconium IV.21,26. - Ibid. Col.563. Cfr. I.26,31. - Ibid. Col.462. 29. De baptismo I.9,12. - Ibid. Col.116. 30. Sermo ad Caesareensis Ecclesiae plebem. - Ibid. Col.692-693. 31. De baptismo I.12,18. - Ibid. Col.119. 32. De baptismo I.12,19. - Ibid. Col.119,120. 33. De baptismo I.13,21. - Ibid. Col.121. 34. De baptismo I.15,13. - Ibid. Col.121,122. 35. Contra Cresconium II.14,17. - Ibid. Col.477. 36. De baptismo I.10,14. - Ibid. Col.117. 37. См.: Ириней. Против ересей. I,31; Ипполит. Contra haeres. Noeti, а также Philosoph. IX,12. PG. T.16. Pars 3. Col.3386A-B. Ср. еще замечания: I. Dollinger: Hippolytus und Kallistus, oder die Romische Kirche in der ersten Halfte des dritten Jahrhunderts. Regensburg, 1853. S.102; Прот. А.М. Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.93-94. Прим.44. 38. Слово богослов. 1. - Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч.3. М., 1844. С.14. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.3. 39. Слово богослов. 3. - Там же. С.61,76. 40. Против Евномия. Кн.1. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. М., 1846. С.29. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.7. 41. Деяния Вселенских Соборов. Т.1. Казань, 1809. С.680. 42. А.П. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. 2-е изд. СПб., 1904. С.69. Ср.: с.175. 43. Epist. I ad Serapionem. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч.3. Сергиев Посад, 1903. С.26. 44. Там же. С.31. 45. Письмо к брату Григорию. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого... Ч.6. М., 1847. С.101. (Творения св. отцов в русском переводе... Т.10.) Вообще, весь относящийся сюда материал собран в цитированном сочинении проф. Лебедева. С.64-73,172-175. Мы заимствовали наиболее краткие и типичные места.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 215 или 216 г. в Кесарию переехал Ориген и прожил здесь нек-рое время, пережидая восстание и репрессии в Александрии. Ок. 231 г. Ориген вновь приехал в Кесарию и был возведен в сан пресвитера. Вскоре он окончательно переселился сюда, после того как еп. Димитрий Александрийский отказался признать его рукоположение (Ibid. VI 8, 19, 23, 26). С появлением Оригена в Кесарии начал складываться крупный центр христ. образования и учености. Ориген создал в Кесарии значительную часть трудов, в т. ч. «Гекзаплы», «О молитве», «Призвание к мученичеству», «Против Цельса», возможно трактат «О началах» (Ibid. VI 16, 28, 32, 36). Оставаясь главой кесарийской школы ок. 20 лет, Ориген совершал поездки в Александрию, Афины, к св. местам Палестины, собирал материал для работы над толкованиями ВЗ. Он активно участвовал в жизни Церкви: занимался миссионерством среди бедуинов в Аравии, вел полемику с группами еретиков и присутствовал на 2 Соборах в Бостре Аравийской (Ibid. VI 19, 21, 32-33, 36). Обладая огромным влиянием на культуру христиан своей эпохи, Ориген, по-видимому, не стремился навязывать собеседникам и ученикам собственные взгляды как заранее определенную истину, но старался в основном способствовать их обучению и интеллектуальному росту. Возможно, в силу этого взгляды Оригена не определили вероучения Палестинской и Александрийской Церквей и, несмотря на мн. спорные положения в его трудах, не породили заметных еретических движений среди его современников, а подверглись церковному осуждению лишь спустя столетия после его смерти. Среди его учеников в Кесарии были Кесарийские епископы Феоктист (ок. 216-257) и Домн (ок. 257-259), свт. Григорий (Феодор), принявший крещение в Кесарии и ставший впосл. епископом Неокесарии Понтийской ( ок. 270), и его брат Афинодор (Ibid. VI 30). В переписке с Оригеном состоял ученый Юлий Африкан , 1-й христ. хронист, уроженец Палестины, живший и работавший при имп. дворе в Риме. В кон. 40-х гг. лекции Оригена слушал философ-неоплатоник Порфирий, позднее резко критиковавший его (Ibid. VI 19). В Кесарии главным продолжателем дела Оригена был пресв. Памфил из Берита, возглавивший школу после смерти учителя и собравший здесь одну из лучших б-к Римской империи. В 80-х гг. III в. учеником Памфила стал Евсевий, впосл. еп. Кесарийский (Ibid. VII 32).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Как западная церковь, объявляя новые и новые вселенские соборы, тем самым видимо удаляется от истины и правды древней Вселенской Церкви: так Восточная Церковь, поучаемая такими уроками западной, мудро удерживается от подобного поведения, чтобы не явиться подражательницею ей, чтобы не стать в противоречие с Церковью древнею Вселенскою, чтобы вполне быть и остаться наследницею и хранительницею ее учения и веры. 2 См. указания на это у Евсевия во II-й книге его церковной истории и апостольские постановления стр. 214, Казань, 1864 года. 14 Деян. гл. 1, 6, 15, 21. Всех апостольских соборов держанных в Иерусалиме насчитываюсь четыре. На первом было дело избрания Матфея во апостола на место Иуды; второй – для избрания семи диаконов; третий – для разрешения спора о соблюдении обрядового Моисеева закона; четвертый – для дозволения ап. Павлу совершить иудейский обряд (см. Начерт. Церковн. Библейск. Истории, стр. 625–627). 15 Так открываемы были соборы: против Павла самосатского (Цер. Ист. Евсев. VII. Гл. 27, 28, 29, 30), против Монтана (ibid. V. 16), против Беролла еретика (ibid. VI. 23), по поводу спора между Цицилианом и Маиорином (ibid. стр. 581–582), по случаю спора о праздвовании Пасхи (ibid. V. 23), о перекрещивании ерстиков (ibid. VII. 5), и по другим предметам (ibid. естр. 372, 436, 386 и др.). Соборы эти собирались в разных местах Европы, Азии в Африки... 36 В послании к Александр. церкви. «Мы должны исповедывать веру, писал после и св. Василий Великий , преданную нам отцами, собранными некогда в Никее, и не отлагать в ней ни одного слова, зная, что триста восьмнадцать отцов изрекали не без внушения Св. Духа (Epist. 114, сн. Ambros. epist. 32). 39 В настоящем случае об определениях, постановленных отцами в соборах нужно сказать то же самое, что св. Иустин мученик замечал об учении апостольских преемников: «они ничему не учили по собственным соображениям и никогда не впадали во взаимные несогласия: ибо, будучи чужды всякаго искательства и злоумышленности, как прияли от Бога, так передали нам учение» (по переводу в Христ. Чт. 1838 г. ч. II, стр. 4–5), – что сказал Блаженный Августин о тех же лицах: «они что нашли в церкви, то и содержали, чему сами научились, тому и поучали» (Advers. Iulian. Lib. II, с. 10). 40 «Все имеющие здравый смысл, замечает св. Кирилл Адександрийский, стараются следовать учению отцов: ибо и сами они вразумлялись апостольским и евангельским преданием, и учение веры изъясняли из Св. Писания совершенно правильно, без ошибки и погрешности, быв светилами в мире (Defens. ad anathem. 8, tom. II. Concil. Binii pag. 457)». «Кто отступит от единодушнаго согласия отцов, тот отступает от всей церкви, говорил и блаж. Августин» (Advers. Iulian lib. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

V в. 6 янв. праздник Богоявления осмыслялся исключительно как пришествие в мир Спасителя, Его Рождение от Пресв. Богородицы. Однако после V в., как это видно из грузинской версии иерусалимского Лекционария (VI-VII вв.), Рождество Христово уже стало праздноваться в Св. Граде 25 дек., отдельно от К. Г., и день 6 янв. оказался посвящен исключительно К. Г. Накануне праздника, 5 янв., богослужение начиналось в 9-м часу дня (т. е. после 14.00): указаны ипакои «Ты, Спаситель, днесь…», чтения 3 Ездр 5. 22-30, Лк 3. 1-8, затем при пении «Свете тихий» совершались вход епископа и Божественная литургия; на литургии указаны тропарь «Когда крестился Христос…», прокимен Пс 28. 3, чтения Ис 1. 16-20, Апостол - 1 Кор 10. 1-4, Евангелие - Мк 1. 1-11, а также песнопения «Просвети сердца наши…» и «Видели Тебя, Боже, воды…». По окончании литургии происходило водоосвящение (отмечено пение ипакои «Ангелов множество...») ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 19-21). В полночь начиналась праздничная служба: читались 10 ветхозаветных чтений (из них 4 те же, что и на бдении на Рождество Христово, 25 дек.: Быт 1. 1 - 3. 24, Исх 14. 24 - 15. 21, Мих 5. 2-7, Дан [?]; остальные: Ис 60. 1-22, Ис 43. 10-20, Нав 4. 4-11, Ис 44. 2-7, Ис 55. 1-13, Иез 36. 25-36), каждое из которых предварялось пением прокимна с особыми стихами, затем читалось Евангелие - Ин 1. 18-28; на литургии пелись тропарь «Великое таинство…», прокимен Пс 117. 27, читались 4 Цар 5. 9-16, Сир 24. 32 - 25. 1, Иер 50. 44-46, Иез 47. 1-9, Апостол - Тит 2. 11-15, аллилуиарий Пс 113. 1-3, Евангелие - Мф 3. 1-17; указаны песнопения «Ты, Христе, крещение…», «Открыты Тебе были небеса…» (Ibid. P. 21-25). Литургические чтения дней попразднства также связаны с Крещением Иисуса Христа в Иордане или христианским таинством Крещения: напр., Ин 3. 1-12, Рим 6. 3-10, Лк 3. 21-22, Гал 3. 24 - 4. 7, Ин 3. 22 - 4. 3 (см.: Ibid. P. 19-27). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. Крещение Господне. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

8 См. еще в греческ, изд, μ. II, 8, σ, 15 2 ; λ. 21, σ. 32 1 ; λ. 32, σ. 46 1 ; λ. 47, σ. 75 1 . В русском переводе см. гимны: 8, 21, 32 и 56; стр. 54, 99 137 и 256. 11 См. гимны: 2, 8, 31, 36, 39 и др.: в греческ. изд. σσ. 5 2 , 14 2 –15 1 , 45 1 – 2 , 52 2 –53 3 , 57 2 –58 1 ; в русск. перев, стр. 24, 50–51, 135–136, 155– 156, 171 и др. 12 Confessionum liber. I, с. 6; ibid. с. 13, I, X, c. 2. 3. 4. MP. lat. t. XXXII, coll. 664–665, 671, 779–781. В русск. перев. твор. ч. I (изд. 2-е Киев, 1901), стр. 8, 19, 269–273. 13 И наоборот–многие главы в «Исповеди» Августина представляют не что иное, как восторженные гимны, таковы: кн. I, гл. 1, 4 ??.•, кн. IV, гл. 12; кн. V. гл. 1; ко. VIII, гл. 1; кн. X, гл. 1, 6, 22, 27,29 и др. 14 Confession. liber, I. c. 1; ibid. c. 15: 1. II. c. 1; ibid. c. 10; I. VI, c. 5; 1. IX, c. 10; 1. X, c. 1; ibid. c. 43: 1. XI, c. 29; 1. XII, c. 16 etc. MP. coll, 661, 662. 675, 682, 725, 774–775, 779, 808–810, 825, 834, Русск. перев. стр. 2, 2l, 29, 44, 133, 256–258, 269, 321, 365. 391 и др. 15 Confession. I. VII, c. 10; 1. XIII, c, 12; ?. IX, c. 4: I, X, c. 27. MP. 663. 742, 762. 768, 795. Русск. перев. стр. 180–181, 231, 243, 298. σσ. 3 1 – 4 2 . 14 1 , 39 1 , 42 1 2 , 46 1 , 59 2 ; в настоящ. переводе стр. 19–21, 48, 118. 123–124, 137–138, 177 178. 201 и др. 16 См. гимны. 2, 21, 39, 53 и др.; в греческ. изд. οσ. 6 1 – 2 , 31 1 , 59 1 , 82 1 ; от русск. перев. стр. 26, 97, 170–176, 244•; ср. слово 91, вып. II, стр. 500 (по 2-му изд. Москва 1890). 18 См. Гимны: 7, 21, 22, 41, 49, 52 и др.; в греческ. изд. оσ. 13 2 , З0 2 – 31 1 . ЗЗ 1 , 34 1 – 2 , 62 2 76 1 , 81 2 ; в русск. перев. стр. 47, 95 –96, 102, 105, 190 (ср. 43 гимн, стр. 224), 225 (ср. 47 гимн, стр. 220), 242 и др. 19 Гимны: 6, 37, 39, 46; в греческ. изд. σσ. 13 1 – 2 , 54 2 , 57 2 , 69 2 ; в настоящ. перев стр. 46–47, 160, 170, 211–212; см. еще гимны: 33, 40 и др., где действительно излагаются беседы преп. Симеона с Богом. 20 Confession. 1. I, с. 4; ibid. с. б; 1. VII, с. 15; 1. VIII, с. 3; 1. XI, c. 10, 11, 13, 14; ibid. с. 29; ibid. с. 31; 1. XII, с. 15; ibid. с. 28 etc. МР. coll. 662–663, 664–665, 744, 752, 814–815, 825, 826, 832, 841–842. Русск. перев. стр. 3–4; 7–8, 9, 185, 206, 336–340, 365, 369, 386, 469.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010