Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ (МАРИН) И ЕВГЕНИЙ [Греч. Μαρα (Μαρνος) κα Εγνιος] († нач. VI в.), преподобные Вифинские (пам. 12 февр.). Источники Древнейшие версии Жития М. и Е. не содержат к.-л. хронологических и географических указаний (в более поздних редакциях местом рождения этих святых названа Вифиния; маронитская традиция утверждает, что М. и Е. подвизались в мон-ре Каннубин в Сев. Ливане, а армянская - в мон-ре Сыркхуванк, к югу от г. Ван). Исследование древнейших списков, предпринятое М. Ришаром, позволило опровергнуть выводы Л. Клюнье о лат. тексте Жития как о первоначальном и о том, что М. жила в V в. в окрестностях Триполи (Сирия). Ришар считает, что первоначальное Житие было написано на греч. языке между 525 и 650 гг., вероятно в Сирии. Ближайшей по времени написания к несохранившемуся первоначальному Житию версией является т. н. древнее Житие (Vita antiqua, согласно терминологии Ришара; в BHG не имеет номера). Наиболее ранний список древнего Жития относится к Х в.- Ath. Vatop. 38. Сир. палимпсест 778 г. (Sinait. syr. 30), содержащий версию Жития BHO, N 697, свидетельствует о том, что в то время уже существовало несколько редакций Жития М. и Е. Основными греч. редакциями являются «переработанное Житие» (Vita rescripta) в 3 разновидностях (BHG, N 614: PG. 115. Col. 348-353 по Paris. gr. 1538, X в.) и «расширенное Житие» (Vita aucta) (BHG, N 615d). Греч. Житие представлено большим числом вариантов (Vie de St. Marine. III: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 4. P. 572-592=Vie de St. Marine. II: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 33-61; Richard. 1975; Idem. 1977). Сюжет о женщине-монахине, которая, не узнанная никем, подвизалась в муж. мон-ре, был популярен в лит-ре правосл. Востока (см. также прмц. Евгения Римская, прп. Аполлинария , прп. Евфросиния (Смарагд), прп. Феодора Александрийская, прп. Матрона Пергская, прп. Анастасия Патрикия и др.). Житие М. и Е. было переведено на неск. языков: армянский (BHO, N 690; не изд.), сирийский (раннее сир. Житие BHO, N 697: Lewis. 1900; Histoire de Sainte Marine. I: Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 283-289=Vie de St. Marine. V. Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//Vie et office. 1905. P. 111-124; более поздние сир. версии BHO, N 694-696: Bedjan. Acta. T. 1. P. 366-371), коптский (BHO, N 691: Vie de St. Marine. IV: Texte Copte/Publ. et traduit par H. Hyvernat//ROC. 1902. T. 7. N 1. Р. 136-152=Ibid. III: Texte Copte/Publ. et trad. par H. Hyvernat//Vie et office. 1905. P. 62-78), арабский (BHO, N 692-693: Ibid. V: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//ROC. 1902. T. 7. N 2. P. 245-264=Ibid. IV: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//Vie et office. 1905. P. 79-98) и эфиопский (Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//ROC. 1903. T. 8. P. 614-622=Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//Vie et office. 1905. P. 192-200).

http://pravenc.ru/text/Мария (Марин) и ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ II КУРКУАС [Михаил Оксит; греч. Μιχαλ Κουρκοας] († после 1146), патриарх К-польский (июль 1143 - март 1146). В течение неск. месяцев после смерти патриарха К-польского свт. Льва Стиппа (янв. 1143) Патриарший престол оставался вакантным, поскольку имп. Иоанн II Комнин участвовал в походе в Киликию . Получив смертельную рану во время охоты, он передал власть своему 4-му сыну Мануилу I Комнину († 1180) вместо его старшего брата Исаака ( Nicet. Chon. Hist. P. 40-46). Приняв на себя управление империей (8 апр. 1143), Мануил Комнин отдал приказ об аресте Исаака и поспешил вернуться в К-поль. Вскоре новым патриархом был избран М. К., игумен мон-ря Оксия на одном из Принцевых о-вов в Мраморном м. (Ibid. P. 51-52; см. также речь Михаила Италика († 1166), посвященную патриарху: Michel Italikos. 1972. P. 68-80), происходивший из знатного арм. рода Куркуасов ( Каждан. 1974. С. 49, 78, 149; Он же. 1975. С. 13-14). Как сообщают Иоанн Киннам († после 1185) и Никита Хониат († 1213), М. К. был известен добродетельной жизнью; он превосходно знал Свящ. Писание, хотя и не имел хорошего светского образования ( Cinnam. Hist. P. 33, 64; Nicet. Chon. Hist. P. 51-52). По всей видимости, М. К. совершил коронацию Мануила I 15 авг. 1143 г., хотя существует мнение, что это произошло 28 нояб. указанного года ( Angold. 1995. P. 77-79). Сохранилось письмо на имя М. К., написанное Иоанном Цецем ; оно составлено от лица некоего почитателя патриарха. В этом письме, к-рое датируется 1143 г., автор отмечает великодушие М. К. и испрашивает его благословение ( Ioannis Tzetzae Epistolae. 1851. P. 28. N 30). В Патриаршество М. К. был проведен ряд важных судебных процессов. 20 авг. 1143 г. Собор под председательством М. К. рассмотрел дело 2 епископов из Каппадокии (Климента, еп. Сасимы (вероятно, ныне Хасанкёй), и Леонтия, еп. Балбиссы (ныне Яйлайолу)), к-рые, согласно обвинению, выдвинутому Василием, митр.

http://pravenc.ru/text/2563666.html

25, 28, 38, 162). И. рассказал историю готов от их исторически не вполне достоверного переселения из Скандинавии до войны остготов с Византией. В «Гетике» на широком историко-этнографическом фоне представлена картина возвышения гот. племенного союза, расцвета и падения Остготского королевства. Только в «Гетике» сохранились древние сказания готов о переселении их к Черному м. (Ibid. 9, 16-39, 42, 79-81, 88-89, 97-104, 106-113). В исторической перспективе И. перемешались факты из античной мифологии (амазонки, троянские герои) и реальной истории. В его интерпретации готы воевали с егип. царем Весозисом, персид. царями Киром, Дарием и Ксерксом, были союзниками Филиппа Македонского и оборонялись от нападения войска Цезаря (Ibid. 47-69). В их историю И. включил реминисценции войны Рима с даками (гетами). Но в описании событий, к-рые ближе к нему по времени и пространству, И. обстоятелен и точен. Интересны, но отрывочны сведения о вестготах, переселившихся в Римскую империю, а затем продвинувшихся на запад, в Италию, Галлию, Испанию (Ibid. 82, 98, 130-165, 172-177, 228-246, 298, 302-303). И. описал пребывание остготов в Мёзии и Паннонии, их переселение и присутствие в Италии (Ibid. 82, 116-130, 246-253, 264-314). Большой интерес представляют свидетельства И. об обращении готов в арианство, о церковной деятельности еп. Вульфилы , о формировании у германцев 1-й христ. этноконфессиональной общности «малых готов» (Ibid. 132-133, 267). Вину за обращение готов в ересь И. возложил на имп. Валента, к-рый закрыл в занятых готами провинциях все правосл. храмы и направил к готам проповедников-ариан (Ibid. 132). «Гетика» содержит также ценнейшие сведения о племенах и народах от Британских о-вов до Индии (Ibid. 10-11). Интересны, хотя и отрывочны сведения И. о племенах Центр. и Вост. Европы («Германии» и «Скифии»), о народах Кавказа, о слав. племенах склавенах и антах (Ibid. 70-78). Ярко показаны пришельцы с востока - гунны . И. свидетельствует, что у его современников-европейцев гунны вызывали ужас не только воинственностью и неожиданными беспощадными набегами, но и внешним видом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/578374.html

Наиболее явно программа преобразований представлена в серии К., изданных Карлом Великим: «Первый капитулярий» (Capitulare primum, между 768 и 775), Геристальский капитулярий (779), «Всеобщее увещание» (Admonitio generalis, 789), Франкфуртский капитулярий (794). К К. иногда относят «Послание о попечении над образованием» (Epistola de litteris colendis, 784/5?), хотя оно является единым текстом, не разделенным на главы. В сравнительно кратком «Первом капитулярии» (название неаутентичное; изд.: MGH. Capit. T. 1. P. 44-46) повторялись мн. постановления Соборов 40-х и 50-х гг. VIII в. о церковной дисциплине, а также регулировалось проведение судебных собраний (mallus, placita). В Геристальском капитулярии (Ibid. P. 46-51), к-рый был издан на ассамблее, созванной после неудачного похода Карла Великого в Испанию, восстания саксов и сильного неурожая (778), затрагивался более широкий круг вопросов, касавшихся и священнослужителей и мирян. Общей темой включенных в него разнородных предписаний (образование церковных митрополий, запрет клирикам переходить из одного диоцеза в другой, обязательная уплата церковной десятины, регулирование поземельных отношений, регламентация судебных заседаний и др.), по-видимому, была верность и покорность светским и церковным властям как гарантия всеобщего мира и порядка. Вместе с тем нек-рые предписания (напр., запрет экспорта доспехов) носили явно прагматический характер. Развернутая идеологическая программа «исправления» представлена во «Всеобщем увещании» (название неаутентичное; MGH. Capit. T. 1. P. 53-62), в работе над к-рым, вероятно, принимал активное участие Алкуин . Текст этого К. насыщен аллюзиями на Свящ. Писание и прямыми цитатами из ВЗ и НЗ, в прологе Карл Великий сравнивается с иудейским царем-реформатором Иосией . «Всеобщее увещание» включает 82 статьи, первые 59 - извлечения из свода канонического права «Собрание Дионисия-Адриана» (Collectio Dionysio-Hadriana), к-рый был предположительно получен Карлом Великим от папы Римского Адриана I во время похода в Италию (774). Большинство др. предписаний «Всеобщего увещания» касаются церковной дисциплины, а также морального облика и уровня образования духовенства и мирян. Многие из них по стилю приближаются к проповеди, но имеются и конкретные предписания, в т. ч. знаменитое требование создавать школы при соборах и монастырях, указания по исправлению книг и богослужения. Теме развития школ и образования посвящено «Послание о попечении над образованием» (MGH. Capit. T. 1. P. 79), адресованное Баугульфу, аббату Фульды, но позднее по указанию короля разосланное во все крупнейшие церкви. Франкфуртский капитулярий 794 г. (Ibid. P. 73-78), вероятно, представляет собой изложение решений крупного съезда светских и церковных магнатов. В нем подтверждаются и уточняются предписания «Всеобщего увещания» и ряда церковных Соборов, также присутствуют главы светского содержания - о регулировании цен на хлеб, мер и весов, о чеканке и об обращении монеты, о судопроизводстве и др.

http://pravenc.ru/text/1470341.html

Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» ( Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому . «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие ). И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель». Ист.: BHO, N 550; Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 96-99, 101-104; Kugener M.-A. Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518: Textes syriaques. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 78. (PO; T. 2. Fasc. 1. N 6); Nau F. Jean Rufus, évêque de Maïouma. Plérophories. P., 1912. P. 27-28, 47-48, 101, 121-122, 148. (PO; T. 8. Fasc. 1. N 86); Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi//Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. [Pt. 1: Syriac text.] P. 1-16; [Pt. 2: Latin trasl.] P. 1-10. (CSCO; 7, 8. Syr.; 25); Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 142, 168. Лит.: Krüger G. Wer war Pseudo-Dionysios?//BZ. 1899. Bd. 8. S. 302-305; Kugener M. A. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre I " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scolastique//Ibid. 1900. Bd. 9. S. 464-470; Vailhé S. Le mystique monophysite, le moine Isaïe//EO. 1906. Vol. 9. P. 81-91; Petit L. Isaïe (2)//DTC. T. 8. Col. 79-81; Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 60; Devos P. Quand Pierre l " Ibère vint-il à Jérusalem?//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 337-350; Draguet R. Les 5 recensions de I " Ascéticon syriaque de l " abba Isaïe. Louvain, 1968. [Vol. 2. Pt. 1:] Introduction au problème isaïen P. (CSCO; 293. Syr.; 122); Chitty D. J. Abba Isaiah//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 47-72; Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza//DSAMDH. T. 7. Pt. 2. Col. 2083-2095; Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Brescia, 1980. P. 27-93; Aubert R. Isaïe de Gaza//DHGE. 1997. T. 26. Col. 115-117. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Исайю ...

15 мая 1846 г. епископ Филарет доносил обер-прокурору Святейшего Синода о том, что, со слов командированного им в Пернов священника Д. Верещагина, помещики заставляли своих крестьян, принявших православие, каждое воскресенье ходить к священнику за наставлениями в вере, а неповиновавшимся угрожали штрафом в размере 1 руб. 50 коп., поркой розгами по 40 ударов и др. По словам епископа Филарета, все это делалось для того, «чтобы поставить священника в затруднение и наказать принявших православие тратою дорогого времени на путешествие за 80 верст; так показывали священнику крестьяне, являвшиеся по 60 человек в день с одной мызы за наставлениями. Таким образом, в день оказывалось... по несколько сот уже давших показания о желании православия и столько же таких, которые в первый раз изъявляли желание православия» . Одновременно с этим помещики и местные власти стали доносить генерал-губернатору, что в Пернове могут вспыхнуть волнения, крестьяне якобы оказали неповиновение помещику Ранненкампфу. В город были посланы два эскадрона казаков, но усмирять было некого. Действуя аналогичным образом, помещики добились присылки казаков на остров Эзель. За ложные донесения по распоряжению Николая I местному орднунгсгерихтеру был объявлен строгий выговор. Несмотря на притеснения, на острове в православие записалось более 1000 крестьян .   Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 194.   Ibidem.   Jannau H. G. v. Vene-oigeusutulekust Louna-Eestis 1845—1846a.Tartu, 1927.   Ibid. L. 14.   Ibid. L. 17.   Ibid. L. 19.   Ibid. L. 24.   Ibid. L. 5.   Ibid. L. 24.   Ibid. L. 7,11.   Ibid. L. 93,98, 33, 34, 45, 77.   Ibid. L. 61, 62,11, 22, 27, 89.   Ibid. L. 16,21, 26,32,43,44, 71, 87, 96.   Ibid. L. 59-60.   Ibid. L. 78-79.   Ibid. L. 76-77.   Преосвященный Филарет. Православное дело в Прибалтийском крае//Странник. 1884. Т. 1. С. 62.   Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1894. Вып. 2. Ч. 1. С. 74-75. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/430274/

Неофитом Затворником († после 1214) (BHG, N 667). По местному кипрскому преданию, зафиксированному прп. Неофитом, Г., смещенный с К-польской кафедры еретиком Акакием, тайно покинул столицу и отправился в Иерусалим. По пути он остановился на Кипре и захотел посетить пещеру, в к-рой подвизался прп. Иларион Великий (около Пафоса), но заблудился. Дойдя до с. Киссоптера, Г. стал проситься на ночлег, но никто не впустил его в дом, не поверив, что перед ним патриарх. В тот год выдалась необыкновенно холодная зима, и оставшийся без крова Г. замерз. Днем его тело опознали и с честью похоронили в Пафосе. От его мощей происходили исцеления. Соч.: CPG, N 5970-5986; PG. 85. Col. 1613-1622 [окружное послание]; Ibid. Col. 1622-1623 [догмат. отрывки]; Ibid. Col. 1623-1734 [экзегет. отрывки]; Staab K. Die Pauluskommentare aus der griechischen Kirche. Münster, 1933. S. 352-422; Diekamp F. Analecta Patristica. R., 1938. P. 73-76 [Против глав Кирилла]; Ibid. P. 77-78 [Похвала Льву]; Ibid. P. 79-82 [окружное послание]; Ibid. P. 84 [отрывки]; Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois. Vat., 1959. P. 183-185; idem. Les anciens commentateurs grecs des Psaumes. Vat., 1970. P. 318; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans la littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 651-652. Ист.: ActaSS. Aug. T. 5. P. 148-155; Theoph. Chron. P. 111-114; SynCP. Col. 233, 240, 924; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 221-228 [Похвальное слово Неофита Затворника]; Χατζηιωννου Ι. Ιστορα κα ργα Νεοφτου. Αλεξνδρεια , 1914. Σ. 316-324; ЖСв. Авг. С. 610-613. Лит.: RegPatr. T. 1. Fasc. 1. P. 143-147; Diekamp F. Analecta patristica. R., 1938. P. 54-108; Παπαδπουλος Σ. Γεννδιος Α//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 271-272; Janin R. Gennadio, patriarca di Constantinopoli//BiblSS. Vol. 6. Col. 132-134; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 89; LACL. S. 248-249. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/162100.html

Киновийная жизнь монахов, основателем к-рой является прп. Пахомий Великий , восходит к отшельничеству и усвоила присущие ему термины, благодаря чему, несмотря на исходное значение слов, монахом стали называть не только отшельника, но и киновита, а мон-рем - не только уединенную К., но и общежительную обитель ( Читти. 2007. С. 33). В начальный период существования мон-ря Тавенниси (основан ок. 320-325) монахи жили в отдельных К. Иероним Стридонский в «Послании к Евстохии» писал, что «живут они раздельно, но в кельях, связанных друг с другом» ( Hieron. Ep. 22. 35; Греческое «Житие Пахомия»: Версия G1// Хосроев А. Л. Пахомий Великий. 2004. C. 228, 261, 283). 20 и более таких К. объединялись в т. н. дом ( Читти. 2007. С. 51). Пахомиевы мон-ри в зависимости от количества подвизавшихся там монахов состояли из различного числа таких домов ( Rousseau Ph. Pachomius: The Making of Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley; L., 1985. P. 78-79). Новая форма организации жизни монахов, связанная с постоянным пребыванием в коллективе, потребовала введения особой внутриобщинной дисциплины. Так, без благословения братья не могли посещать К. друг друга: «И никто вообще, если на то нет приказа старшего, не смеет входить в келью другого» ( Pachom. Praecepta. 112). Монах не имел права запираться в своей К.: «Никто не должен спать в закрытой келье, и никто не должен иметь комнаты, которую можно было бы закрыть…» (Ibid. 107). Из К. нельзя было выходить после вечерней молитвы и до общей утренней молитвы (Ibid. 126). К. могла состоять более чем из одной комнаты. Кроватей у монахов пахомиевских мон-рей не было; существует предположение, что спали они полулежа на специальном стуле с наклонной спинкой, подстелив циновку (Ibid. 87, 88; Coquin. 1991. Р. 477), укрывались также циновкой. В общежительном мон-ре монах мог иметь в К. только самые необходимые предметы, предусмотренные уставом и выданные назначенным монахом (Ibid. 81), такие как глиняный масляный светильник (Греческое «Житие Пахомия»: Версия G1// Хосроев А. Л. Пахомий Великий. 2004. C. 268) или кувшин для воды ( Pachom. Praecepta. 88, 125). Ко времени, когда мон-рь Тавенниси посетил Палладий (90-е гг. IV в.), из-за большого числа насельников в каждой К. жили уже по 3 монаха ( Palladius. Lausiac. 32). По данным археологических раскопок, в VII-VIII вв. монахи жили по неск. человек не в отдельно стоящих К., а в комнатах одного большого здания. Двери всех К. выходили в общий коридор или во двор. По такому принципу были организованы и др. общежительные егип. мон-ри ( Хосроев А. Л. Пахомий Великий. 2004. С. 111-112; Grossmann P., von. Christliche Architektur in Ägypten. Leiden; Boston; Köln, 2002. S. 274-275).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

С IX в. известно о существовании ц. во имя И. Х. в халд. дер. Иши (ныне Онбудак, Юго-Вост. Турция), жители к-рой считали его своим покровителем и совершали его память в воскресенье, ближайшее к нач. нояб. В 80-х гг. XX в. халд. население деревни было вытеснено курдами и эмигрировало во Францию, в 90-х гг. деревня была разрушена. О совр. почитании И. Х. сведений нет. Сочинения И. Х. оставил большое лит. наследие; часть текстов подписывал именем брата Авдишо, также принявшего крещение и монашество. Согласно «Каталогу», который составил Авдишо бар Бриха ( 1318; Ibid. P. 102-103), И. Х. написал 1900 трактатов, в т. ч. «О созерцании и практике», «О значении великих праздников», «Книгу ризничего» (предположительно отождествляется с сохранившимися «Вопросоответами»), историческое соч. «Рай восточных» в 2 томах, «Письма о возвышенности иноческой жизни», а также ряд толкований: на «Книгу купца» (имеется в виду сочинение аввы Исаии Скитского), на видение прор. Иезекииля, на «Главы о ведении» (очевидно, «Умозрительные главы» Евагрия Понтийского ), на видение Мар Григория (об апокрифическом видении, приписываемом свт. Григорию Богослову, см.: Ibid. P. 103. Not. 3), на «Ареопагитики» . Все эти сочинения, за исключением небольших фрагментов, утрачены. В собрании монастырской б-ки Сеерта хранились рукописи, включавшие сочинения И. Х. «Главы о ведении» (Seert. 78) и «Вопросоответы» (Seert. 79); они считаются пропавшими во время первой мировой войны, их содержание известно из описаний еп. Аддая Шера. «Вопросоответы» - одно из самых больших произведений И. Х. На основании того что его 5-я гл. посвящена, в частности, теме наказаний человека, о чем, как сообщает Авдишо бар Бриха, говорится и в «Книге ризничего», еп. Аддай Шер и вслед за ним Р. Бёле считали, что речь идет об одном и том же произведении. Значительная часть «Глав о ведении» идентифицирована в одноименном корпусе Иоанна Дальятского ( Beulay. 1972). Ряд сочинений из рукописи Seert. 78, к-рые еп. Аддай Шер считал разделами «Глав о ведении», И. Ортис де Урбина отнес к самостоятельным произведениям И. Х.

http://pravenc.ru/text/673711.html

Восемь писем прп. Исидора Пелусиота , адресованных К. ( Isid. Pel. Ep. I 310, 323, 324, 370; II 127; III 306; V 79, 268//PG. 78. Col. 361, 369, 392, 565-572, 976, 1373, 1492-1493; рус. пер.: ТСОРП. Т. 34. С. 180, 188, 211-212, 385-394; Т. 35. С. 318; Т. 36. С. 190, 312-313), важны для характеристики личности К. и его отношения к прп. Исидору. Др. 3 письма прп. Исидора обращены к некоему Кириллу ( Idem. Ep. I 25, 393, 497//Ibid. Col. 197, 404, 452; рус. пер.: ТСОРП. Т. 34. С. 17-18, 224, 276), отождествлять к-рого с К. можно лишь предположительно ( É vieux. 1991. P. 17). В многочисленных письмах Феодорита , еп. Кирского, неоднократно упоминается К. (см.: Феодорит, еп. Кирский, блж. Творения. Серг. П., 1908. Ч. 8. Прил. VIII: Алфавитный указатель. С. 591-592), говорится о его деятельности во время несторианского спора и после и дается оценка этой деятельности, далеко не всегда беспристрастная. Рассказ об Эфесском Соборе и последующих событиях с резкой критикой К. содержится в «Послании Марию Персу» Ивы Эдесского ( Ibas Edessenus. Ep. ad Marim Persam//ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 32-34; ДВС. Т. 3. С. 94-96). К тем же событиям относятся письма Нестория, к-рые вошли в акты Эфесского Собора и отдельно собраны в составе опубликованных Ф. Лоофсом фрагментов ( Loofs F. Nestoriana. Halle, 1905). На первые годы епископства К. отчасти проливают свет нек-рые законы из «Кодекса Феодосия» (CTh. 12. 12. 15; 16. 2. 42-43). В «Церковной истории» Сократа Схоластика помимо рассказа о несторианском споре ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 31-32, 34-35) сообщается о важнейших событиях первых лет епископства К. (Ibid. VII 13-15). Достоверность этих фактов не подлежит сомнению, но к-польский «патриотизм» Сократа и его очевидная симпатия к новацианам побуждают с осторожностью относиться к некоторым его оценкам и выводам ( Durand. 1964. P. 11; McGuckin. 1994. P. 7; Wessel. 2004. P. 16). «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» и «Церковная история» Созомена , где много рассказывается о предшественнике К. архиеп. Феофиле I Александрийском, содержат косвенные сведения об атмосфере, в к-рой воспитывался К. Единичное упоминание К. имеется в «Церковной истории» еп. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. V 35).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010