1 Написано в конце 1341 или начале 1342. 2 Cod. Monac. Gr. 223. 3 Apud Palamas, Antirreticos 3, 4, 7 (ред. P. Christou 3, 165—166). 4 Ibid., 3, 2, 12ss. 5 См. Carit. 4, 9; PG 90, 1049B. [р.п. I, с. 135]. 6 Amb. Io. 7; PG 91, 1172A. 7 Ibid. 10; PG 91, 1172A. 8 Ibid. 41; PG, 91, 1305. 9 Carit. 4, 4 и 5; PG 90, 1048D. [р.п. I; 4 и 5, с. 134]. 10 Amb. Io. 23; PG 91, 1260C. 11 Amb. Io. 42; PG 91, 1329A. Ср. L. Thunberg, Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Lund 1965, 78—81. I.-H. Dalmais, La theorie des logoi des creatures chez S. Maxime le Confesseur, в: RSPhTh 36 (1952) 244—249. 12 Commentary to On the Divine Names 2, 3; PG 4, 352. 13 Amb. Io. 7; PG 91, 1080A. 14 Ibid.; PG 91, 1081C. 15 Opusc. 23; PG 91, 264—265. 16 Cap. Theol. 1, 68; PG 90, 1108C. [.п. I; 68, с.226]. 17 Ibid. 48—49; 1100C-1101A. [.n.I; 48, 49, с. 222]. 18 Amb. Io. 7; PG 91, 1072B. 19 Amb. Th. 5; PG 91, 1057B. Cf. Thunberg, 94. 20 De fide orth. 3, 15; PG 94, 1048. 21 Opusc. 3; PG 91, 45D. 22 Ibid. 16; PG 91, 192. 23 Ср. J.-M. Garrigues, Maxime le Confesseur. La charite, avenir divin de l " homme, Paris 1976, 91f. 24 Carit. 3, 25; PG 90, 1024B. [.п. I; 3, 25]. Бог, приводя к бытию разумное и умное существо, по высочайшей благости Своей сообщил тварям четыре Божественные свойства, их содержащие, охраняющие и спасающие: бытие, приснобытие, благость и премудрость: два первыя даровал существу, а два последния — нравственной способности; существу — бытие и приснобытие, а нравственной способности — благость и премудрость, дабы тварь была тем по причастию, что Он сам есть по существу. Посему и сказано, что человек сотворен по образу и по подобию Божию. Сотворен по образу Сущего, яко сущий, Присносущего, яко присносущий, хотя и не безначально, впрочем бесконечно. По подобию Благаго, яко благий, Премудраго по естеству, яко премудрый по благодати. По образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же одни добрые и мудрые. Прим. пер. Привожу два варианта перевода этого текста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3631...

И. де М. приписывают изоритмический 2-голосный мотет св. Иоанну Крестителю (сохр. фрагментарно в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 41667/I), атрибуция к-рого подвергается сомнению, поскольку его надписание неразборчиво. Тенор мотета имеет начальные слова «Valde honorandus est beatus Johannes» (Весьма должен чествоваться блаженный Иоанн). Главный труд И. де М. по математике - «Сочинение о числах» в 4 книгах (Quadripartitum opus numerorum; 1343) - основан на ряде источников, включая исследования Фибоначчи (Леонардо Пизанского). Влияние научно-методологических основ математики прослеживается во всех музыкально-теоретических трактатах И. де М. Музыка им трактовалась как «наука о звуке, соотнесенном с числом и наоборот» (Musica est de sono relato ad numerum aut e contra [scientia] - CSM. Vol. 17. P. 49). И. де М. подчеркивал, что мензуральная музыка особенно подвержена законам чисел, т. к. занимается измерением протяженности звука посредством временной единицы измерения (tempus). Работы И. де М. по астрономии посвящены планетным и солнечному циклам, проблемам календаря, в них содержатся математические расчеты затмений и равноденствий. Самый ранний текст И. де М. «Авторы календаря» (Auctores calendarii; 1317) также посвящен хронологии. Ученый оставил неск. работ по астрологии. Соч.: Notitia artis musicae/Ed. U. Michels//CSM. Vol. 17. P. 47-101; Ars discantus [Musica theorica]// Gerbert. Scriptores. Vol. 3. P. 256-257, 312-315; Musica practica//Ibid. P. 109-113, 292-301 (рус. пер.: Чеботарева. 1991; пер. 2-й кн.: Гирфанова. 2000); Compendium musice practice/Ed. U. Michels//CSM. Vol. 17. P. 111-146; Questiones super partes musice [idem]//Ibid. Vol. 3. P. 102-106, 301-306; Musica speculativa secundum Boetium//Ibid. P. 249-283; Idem/Ed. C. Falkenroth. Stuttg., 1992; Idem/Ed. S. Fast. Ottawa, 1994; Idem// Witkowska-Zaremba E. «Musica Muris» i nurt spekulatywny w muzykografii seredniowiecznej. Warsz., 1992. S. 171-204; Libellus cantus mensurabilis [secundum Johannem de Muris]// Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi nova series. P., 1869. Hildesheim, 1963r. Vol. 3. P. 46-58; Idem// Katz D. The Earliest Sources for the «Libellus cantus mensurabilis secundum Johannem de Muris»: Diss./Duke Univ. Durham (North. Carol., USA), 1989. P. 266-288; Ars contrapuncti secundum Johannem de Muris// Coussemaker. Scriptorum de musica medii aevi nova series. Vol. 3. P. 59-68.

http://pravenc.ru/text/471143.html

66 Т. е. харизматическими учителями. 67 «Учение 12-т», 15, 1. 68 Ibid. 11,2. 69 Harnack . Die Quellen u. s. w. S. 10. 70 Интересно, что по известиям историков даже в IV в. епископы римские не имели обычая проповедовать в храме. Cassiodorii . Historia tripartita, lib. IX, cap. 38—39. 71 Сирийская дидаскалия очень определенно указывает, в чем должно было Сражаться «учительство» епископа в III веке. Die syrische Didascalia ubersezt von Achelis. (S. 15—17). Leipz., 1904. 72 Евсевий . Церк. История, IV, 15 ad fin; V, 24. 73 «Они (пророки) первосвященники ваши». Учение 12-и , XIII, 3. 74 Киприан. О единстве церкви. Отдельные изречения этого отца, касающиеся вопроса, тщательно собраны у Harnack " a в Dogmengeschichte. В. I, S. 311. Freib., 1888. 75 Harnack . Die Quellen u. s. w. S. 57. 76 Почему диакону так не посчастливилось в конце II века, это в достаточной мере раскрыто нами ниже, в (IV) главе, где идет речь о церковном чтеце в древности. 77 Постановления Апостольские, кн. II, гл. 19. 25 (ad fin.). 78 Припомним подобного рода попытку, например, диакона Фелициссима, столь известного в истории Киприана Карфагенского. 79 Regentes plebem — назывались они в Испании, будучи облекаемы пастырской властью. Собора Эльвирского пр. 77 (см. выше). 80 Прав. 15 собора Арелатского (314 г.); Hefele . Conciliengeschiehte. В. I. S. 213. 81 Творения его. Часть I. Письма. Русск. пер. Киев, 1891. Факт отмечен в Analecten Harnack " ä Hatch . Op. Cit. S. 249. 82 Прав. 18; Hefele . Op. cit. S. 214. 83 К немалому удивлению, в VI веке, в христианской Нубии встречаем некоего диакона (Иосия) в роли первого лица в епархии после епископа, лица, стоявшего то главе епархиального управления. (Проф. Розов . «Христианская Нубия», Труды «К. Д. Ак ., 1889, т. II, 559). Полагаем, что на указанный случай нужно смотреть как на след прежнего западно-латинского влияния. 84 Письмо к Евангелу. Творен, его в рус. перев. Т. III, 396. 85 Сам автор глубоко прочувствовал это, когда ему после изображения пресвитера пришлось описывать епископа как должностное лицо апостольского века. «Его» епископ оказался лишь «вторым изданием» пресвитера, изданием исправленным, но не дополненным, если не считать права хиротонии, предоставляемого автором епископу, чего, однако же, г. Заозерский, утвердившись на своей точки зрения, мог бы смело и не делать, разделив пополам это право между епископами и «своими» пресвитерами, на основании греческого текста: 14 ст. 4 гл. 1 Поел. к Тимофею. Ввиду вышеуказанного неожиданного казуса, автор заблагорассудил прикрыться ширмочкой из Духовного Регламента Феофана и привел оттюда такие словеса: «дело убо епископа великое, но честь никаковая (?) почитай в Писании знатная определена» (Заозерский , стр. 109).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 202). Ист.: BHO, N 509; ActaSS. Oct. T. 8. P. 44-48; Περ το ββ Ιωννου το Κολοβο 1-40//PG. 65. Col. 204-220; Περ το ββ Ιωννου το Θηβαου//PG. 65. Col. 240; Περ το ββ Αμμη 1, 3//PG. 65. Col. 125, 128; Περ το ββ Ποιμνος 46, 74, 101//PG. 65. Col. 333, 340, 345 [алф. собр. «Apophthegmata Patrum»]; Evagr. De orat.//PG. 79. Col. 1192; Древний патерик. 18912; Zacharie. Vie de Jean Kolobos//Histoire des monastères de la Basse Egypte/Ed. E. Amélineau. P., 1894. P. LIV - LXIII, 316-410; Les fragments sahidiques//Ibid. P. 414-425; SynCP. Col. 208; SynAlex. Vol. 1. P. 350-355; Vol. 5. P. 766-769; Nau F. A propos d " une edition des oeuvres de Schenoudi: La version syriaque des prieres de Schenoudi de Jean le Nain de Macaire l " Egyptien et de Serapion//ROC. 1907. T. 12. P. 313-328; idem. La version syriaque de l " histoire de Jean le Petit//Ibid. 1912. T. 17. P. 347-389; 1913. T. 18. P. 53-68, 124-133, 283-307; 1914. T. 19. P. 3-57; Le Synaxaire Éthiopien/Ed. I. Guidi, S. Grébaut//PO. 1913. T. 9. Facs. 4. P. 250-253, 418-422; SynAlex (Forget). T. 1. [Textus]. P. 69-72; T. 2. [Textus]. P. 293-296; Guy J. C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 23-24. (SH; 36) [фрагм. из сист. собр. Apophthegmata Patrum]; Достопамятные сказания. 1993p. С. 38, 77-85, 141, 145, 148; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109, III 16. P. 156-157, IV 20. P. 194-195, V 3. P. 242-243, VII 12. P. 342-343, IX 12. P. 436-437; Vol. 2. X 36-37. P. 34-37, XI 37, 39-42, 44. P. 152-157, XIII 17. 244-249, XIV 4. P. 254-257, XV 34-36. P. 308-311, XVI 4-5. P. 394-395; Vol. 3. XVII 10. Р. 16-17, XVIII 10. P. 50-53; ЖСв. Нояб. С. 181-186; Изречения египетских отцов. 20012. С. 42, 54-55. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 39-44; Evelyn-White H. G. The Monasteries of the Wadi " n Natrun. N. Y., 1932. Vol. 2; 1933. Vol. 3; Draguet R. А la source de deux apophthègmes grecs//Byz. 1962. Vol. 32. P. 53-61; idem. Les formes syriaques de la matière de l " histoire Lausiaque. Louvain, 1978. P. 240. (CSCO; 399); Sauget J.-M. Giovanni Colobo//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 666-669; Guy J. C. Jean Colobos ou le Petit (saint) moine de Scete//DSAMDH. 1972. T. 8. P. 390-392; Regnault L. Le vrai visage d " un père du Désert, ou Abba Jean Colobos à travers ses apophthègmes//Mémorial André-Jean Festugière: Antiquité Païenne et Chrétienne/Ed. E. Lucchesi, H. D. Saffrey. [Gen.], 1984. P. 225-234; idem. John Colobos: Coptic Tradition//CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1359-1361; Van Esbroeck M. John Colobos: Arabic Tradition//Ibid. P. 1361-1362; Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 66-68.

http://pravenc.ru/text/471308.html

754 Cap.de charitate IV, 79,80 [p.n.I,143]. Ep.20, PG.91, 601B-C, p.349. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681A, p.244 (cap.quing.IV,89); schol.32, 689D-692A, p.249 (IV,88). Cap.theol. I,22 [p.n.I, 218–219]. Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a ( γνωσις εμπρακτος). Ср., впрочем, Ambigua, PG.91, 1108C-D, f.136b; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 [p.n.I,192] (на высших ступенях мистического озарения πραξις не является безусловно необходимым). – Ведение без делания нетвердо и не приносит пользы: преп. Марк, De his qui putant 12,13.7, PG.65, 932C. A; р.п., с.44,43; De lege spirit. 87,88(85,86), ibid. 916C; с.23. 755 Cap.de charitate II,5 [p.n.I, 107]. Cap.theol.I,50 [p.n.I,223]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 300C, p.34 [p.n.II,60]; LXV, 753A, p.284 (cap.quing.V,38) – Созерцание отрывает от чувств (св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. horn. X, PG.44, 993CD; p.n.III,271) и приводит к бесстрастию (Евагрий, Сар. pract. 38, PG.40, 1232В; р.п.,с.577 [с.107,гл.66]). 756 Cap.theol. I,64 [p.n.I,102]. Mystagogia 24. PG.91, 709А, p.522 [p.n.I,180] ( λγοι αρετων); см. выше, с.118,прим.8. 758 Cap.de charitate IV,44,64; III,44 [p.n.I,138–139,141,126]. Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581C, p.188 (cap.quing.III,70). – Евагрий, Cap.pract. 6, PG.40, 1224A; р.п., с.571 [с.99,гл.15]. Преп. Марк, De lege spirit. 5(7), PG.65, 905В; р.п., с.10. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,68, PG.93, 1501D; р.п., с.173(- Cap.de charitate IV,64 [p.n.I,141]). Блаж. Диадох, гл.68, с.376. Св. Григорий Нисский , De proposito secundum Deum, PG.46, 289B; p.n.VII,265. 759 Cap.de charitate I,97–99 [p.n.I,106]. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5–6 [p.n.II,25]. Ambigua, PG.91, 1216B, f.184b. 761 Cap.de charitate I,94 [p.n.I,106]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [p.n.II,51]. Expos, in psalm. LIX, PG.90, 869B, p.342 [p.n.I,213]. Cap.theol. I,60 [p.n.I,225]. Содержание φυσικη θεωρα составляет онтология преп. Максима, изложенная выше, гл. «Божественный Логос», прим. 13–21. 762 Сар. de charitate I,94,97 [p.n.I,106]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [p.n.II,51]; cp.XV, 297D, p.33 [p.n.II,59]; Prol. ad Tahl. I,252C, p.6 [p.n.II,25] ( υλος γνωσις, термин ареопагитский: см. выше, гл. «Ареопагитики», прим. 44; см. также у преп. Нила (Евагрия), De oratione 132,142, PG.79, 1196D. 1197А; p.n.I,196,198). Cap.theol.I,59,60 [p.n.I,224–225].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

После критики гипотезы Ф. Скуча со стороны К. Бругмана и Г. Рейхельта (Reichelt 1912: 316–317) наибольшее распространение получила этимология, в основном продолжающая вторую из изложенных выше античных этимологий лат. armentum. Разумеется, при этом были оставлены те наивные семантические объяснения, слишком прямолинейно сближающие лат. armenta и arma, которые сохранились в сочинениях Сервия. Кроме того, был значительно расширен круг латинских и родственных индоевропейских слов, с которыми сопоставлялось лат. armenta. Так, Г. Рейхельт относил сюда лат. arma »оружие», artus «сустав», armus »плечо», ars «искусство», др.-гр. ρμα »(боевая) колесница, повозка» и ряд других слов (Ibid.). Общим у всех этих образований при подобном объяснении оказывается корень «связывать, прилаживать» (ср. др.-гр. ρορσω), а слово armentum приобретает буквальное значение »толпа, стадо» (Ibid.; Walde 3 , I, 68). Наиболее слабой у данной этимологии является ее семантическая сторона. Во-первых, предполагаемое семантическое преобразование «связывать, прилаживать» → »рабочий скот» по существу, придумано ad hoc, оно не входит в какой-либо надежно засвидетельствованный изосемантический ряд. Ссылки Г. Рейхельта на ст.-сл. ЧРДА «стадо» и ЧРДА »ряд, порядок (дней)», а также на др.-инд. çardha «стадо» и авест. sarδa »род, способ» (Reichelt 1912: 317) не могут быть признаны убедительными, так как в обоих случаях отсутствуют какие бы то ни было следы глаголов со значением «связывать, прилаживать». Этимология приведенных старославянских и индоиранских слов до сих пор остается неясной, а поэтому едва ли ссылки на эти слова могут прояснить вопрос о происхождении лат. armenta. Во-вторых, если принять этимологию »связывать, прилаживать» → armenta «стадо», »толпа», то остается непонятным, почему это слово указывает не на любое стадо домашних животных, а преимущественно на рабочий скот. Наконец, если принять несколько иной вариант той же этимологии и признать, что в лат. armenta близко по своему значению к глаголу «прилаживать» → »запрягать» (ср. др.-гр. ρμα), то неясным становится противопоставление armenta и equi, засвидетельствованное, например, у Овидия (Ovid. Met., VIII, 555), а также разграничение между armenta и imenta, проводимое Колумеллой (Colum., 2, 14, 4). Последнее не могло явиться результатом неправильно понятой этимологии слова armenta (связь с arre), 249 ибо отмеченное Колумеллой различие сохранилось и в романских языках, где armenta – это, в основном, «быки», а iümenta – »лошади» (Perrot 1961: 169). 250 Между тем все эти факты хорошо согласуются с Варроновой этимологией лат. armenta, ибо известно, что быки преимущественно использовались на пашне, а лошади (ослы и мулы) – в упряжи: υφ» ρμασιν ππος, ν δ» ρτρ βος (Pind., fr. 234).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1 . In Conceptionem SS. Deiparæ (Ballerini), 543–68. 2 .     In Nativitatem (Combefis), 567–600. 3 .     In Præsentationem (Ballerini), 599–632. 4 .     In Annuntiationem (id.), 631–60. 5 . In Visitationem (id.), 659–98. 6 . In Desponsationem (id.), fg,, 697–700. JEJUNATOR. Vide JOANNES J. JEREMIAS, Chersonis metr., s. XIV, 152. Attestatio (Ada Joan. Calecæ, 10), græce, 1227. JOANNES, s. IX. Acrostichon adversus imagines , 1–2, 99, 435–36, 475–76. JOANNES ANAGNOSTA, s. XV, 156. De excidio Thessalonicensi (Allatius), 587–632. Notitia Hankius, 583–6. JOANNES I ANTIOCHENUS ер., 77. Epistolæ in Synodico, 84, с. 2, 4, 17, 37, 38, 39, 44, 48, 49, 50, 76, 77, 80, 86, 91, 122, 123, 126, 176, 187, 196, 197. 1 . Epist. ad Nestorium (Mansi), 77, 1449–58. 2 . – ad Cyrillum (inter cyrillianas 22), 131–22. 3 . – ad Xystum papam (ibid., 35), 163–66. 4 . – ad Cyrillum (ibid., 38), 169–74. 5 . – -- (ibid., 47), 247–50. 6 .   – – latine (ibid., 66), 329–32. 7 .   – ad clerum CP. (inter Theodoreti epist., 145), 83, 1447–8. 8 . Relatio ad imperatorem (ibid., 161), 1457–64. Notitia Lequien, 77, 1449–50. JOANNES IV ANTIOCHENUS patr., s. XI-X1I, 132. De monasteriis laicis non tradendis, 1117–50. Notitia Cotelier, 1115–8. JOANNES ARGYROPULUS, s. XV, 158. De processione Spiritus S. (Allatius), 991–1008. Epistola ad cardinalem Roboreum (Pasini), 1007. Notitia Bo_erner, 983–92. JOANNES XIV CALECAS, CP. patr., 1334–47. Synodicæ constitutiones (Miklosich-Muller), 152, 1215–84. (n. 23=151, 679–92 [Dositheus].) Tomus contra Palamam (Allatius), 150, 863–4. De tomo [syhodica n. 23] (id.), 150, 900–6. Sermo patriarchalis (id.), 150, 891–7. De cruce (Gretser) 1–2, 152, 253–62, 263–80. Notitia, 249–50. Montfaucon. Index homiliarum 1–60 ex cod. Coislin 386, 249–52. JOANNES X CAMATERUS, CP. patr., 1199–1206. Responsio canonica (Leunclavius), 119, 890–94. JOANNES CAMENIATA. s. X. 109. De excidio Thessalonicæ, 52–638. Monitum Combefis, 519–22. JOANNES CANANUS, s. XV, 156. Narratio de CP. oppugnata (Allatius), 61–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

 Young (1986), p. 39  A specially intense kind of spiritual suffering, called variously heartache, pain of heart, a “broken heart”— all of these are seen by the ascetic fathers of the Eastern Church as nec­essary for union with God—and therefore not only unavoidable, but “good.” Basing themselves on Matthew 11: 12 ( The kingdom of heaven suffereth violence, and the vio­lent take it by force ) the fathers wrote: “Heartache is necessary because even the strictest ascetic life is bogus and fruitless without it... The true sign of spiritual endeavor and the price of progress is suffering pain” (Vlachos, Archimandrite H.  (1994). Orthodox Psychotherapy, The Science of the Fathers,  p. 181. Birth of the Theotokos Monastery, Levadia, Greece).  (September,  1993).  “Traditional values... Still holding, against the tide,” p. 27. The  Herald,  Serbian Orthodox Church, Canadian Diocese.  Engelhardt,  op. cit.  Grisbrooke, 1966, pp. 64, 65, 67, 68, emphasis added.  I have chosen examples from the monastic ranks for two reasons. First, the literature con­cerning the lives of monks and nuns tends to be rich and plentiful because they had dis­ciples, whereas for laymen there is often a paucity of information. Second, there are not two spiritualties in Orthodox Christianity—one lay, another monastic. There is only one spirituality, with monastics on the leading or “cutting edge,” so to speak. This means that monks and nuns, especially those in prominent positions, were aware of the need to be positive role models in all areas of life, not excluding their own dying process.  Sederholm, Fr. C.  (1990). Elder Leonid of Optina,  p. 165. St. Herman of Alaska Brotherhood, Platina, California.   Ibid.,  p. 166.  Kavelin, Fr. L.  (1995), Elder Macarius of Optina,  p. 187. St. Herman of Alaska Brotherhood, Platina, California.   Ibid.,  pp. 190, 190-191.   Ibid.,  p. 194.   Ibid.,  p. 195.  Holy Nativity Convent (trans.)  (1996). The Elder Moses of Optina,  p. 249. Holy Nativity Convent, Boston, Massachusetts.

http://pravoslavie.ru/99240.html

Вып. 1. С. 40; Св. Дионисий Александрийский . Из письма к Сиксту, еп. Римскому. Церковная история Евсевия, кн. VII, 9. Собрание древних литургий. С. 69 и др. 11 Св. Игнатий Богоносец . К Смирнянам. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 39. 12 «Мы должны благодарить… воспоминаем… повторяем… умоляем… воспоминаем… повторяем…» Св. Кирилл Иерусалимский . Пятое тайноводственное слово. Творения. СПб., 1913. С. 248–249. 13 Св. Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам. Беседа 18, 3. Творения в русском переводе. Т. X, кн. 2. СПб., 1904. С. 632–633. 14 Собрание древних литургий. Вып. 2. СПб., 1875. С. 26–37; Brightman. С. 87–96; Сирийская Литургия Св. Василия Великого . Ibid. С. 89–101; Коптская Литургия св. Кирилла Александрийского . Ibid. Вып. 3. С. 54–70; Эфиопская Литургия. Ibid. С. 99–108; Мозарабская Литургия. С. 140–149. 15 См. мученические акты св. Перепетуи. Ее сон. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 75. 16 Возглас диакона в армянской Литургии «Целуйте друг друга лобзанием святым, и те из вас, которые не могут причаститься сего божественного таинства, да выйдут за двери» (Вып. 2. С. 200). Возглас в коптской Литургии св. Кирилла Александрийского – «непричащающиеся, изыдите» (Ibid. Вып. З. С. 99). 17 Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 1. Киев, 1910. С. 164. 18 Св. Василий Великий . Творения. Изд. 3, ч. 6. С. Посад, 1892. С. 201. 19 Скабалланович М. Op. cit. С. 165. 20 Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 40, 42. 21 Например: Причащение Серапиона. Церковная история Евсевия. Кн. VI, гл. XLIV. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 68. 22 Например: Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. II. Одесса, 1894. С. 116–123. 23 См.: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. Москва, 1823. С. 244–245. (Прим. автора). 24 «Старайтесь иметь одну Евхаристию: ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его. Один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами».

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

1147. Отметим, что Ильинский скит был практически не затронут имяславскими спорами. Одной из причин неучастия Ильинского скита в спорах, по мнению современников, являлся тот факт, что этот скит был населен по преимуществу малороссами, тогда как Пантелеймонов монастырь был преимущественно великороссийским. Некоторые вообще склонны были видеть в борьбе между имяславцами и их противниками следствие противостояния между русскими и украинцами на Афоне. Так, в 1913 году некто Русинов писал:«Движение имело национальную или, лучше сказать, земляческую подкладку Схватились хохлы с кацапами. И так как первые теперь многочисленнее и составляют более подвижный элемент, менее испитой и изношенный на фабриках, то они под флагом нового учения произвели домашнюю революцию. Ильинский скит остался цел, потому что им издавна владеют малороссы». — Русинов. Константинопольские письма. Ч. 2. Афонские дела. — Русская молва, 18.05.1913 154). Мы, однако, полагаем, что такой взгляд упрощает ситуацию, поскольку как среди имяславцев, так и среди их противников были и великороссы, и малороссы. См. на эту тему также»Ответы на вопросы Подотдела об афонском движении иеромонаха Валерия, монаха Климента и прочих братии, находящихся в России»в кн.: Забытые страницы русского имяславия. С. 343–347 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 66–68). 1148. Собор антипросопов (послов–представителей) от 20 монастырей, осуществляющий общее духовно–административное руководство Афоном. 1149. Текст постановления см. в: Παπουλδης Κ. Κ. Οι Ρσοι νοματολτραι τοΟ Αγου»Ορους. Θεσσαλονκη, 1977. Σελ. 79–80. 1150. Ibid. Σελ. 80–81. 1151. Иеромонах Антоний с криком»ура»(греч.). 1152. Παπονλδης Κ. Ο Ρσοι νοματολτραι του " Αγου»Ορους. Σελ. 87. 1153. Ibid. Σελ. 83. 1154. Ibid. Σελ. 93. Русский перевод решения кинота см. в: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 31. 1155. О нем см. в Главе V1I1 нашей работы. 1156. Имеется в виду Антоний (Храповицкий). 1157. Послание на Афон епископа Никона. — Начала 1–4, 1998. С. 249–250.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010