544 Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685C, p.246–247. Учение о Церкви как воплощении Христовом не так развито у преп. Максима, как учение о воплощении в «малой церкви» души каждого верующего (ради которой существует и великая Церковь , resp. храм; ср. Mystagogia 5, PG.91, 681D, p.505 [p.n.I,166]) и даже не так, как у св. Мефодия Олимпийского (Convivium, III,8–9. VIII,6 ( Церковь ); VIII,8,9. VII,4 (душа), PG.18, 73А-76А, 148АВ; 149В; 152В. 129В-С; р.п.(2 изд.,1905), с.51–53,93–94;95,97,83), которому преп. Максим следует в учении о том и другом воплощении, как и в некоторых других пунктах, например, в истолковании Зах.4:1–3 в приложении к Церкви (Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 665С,677В. 688А, p.235,242,247; cp.Convivium, V, 8. X, 6, PG.18, 112A-B,204A; р.п., с.73,128), в символике чисел (Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [p.n.II,123]; LV; 545D, p.171 [p.n.II, 201–202]; cp.Convivium, VIII,11, PG.18, 156AB; р.п.,с.99). О церковном устройстве преп. Максим почти не говорит ничего, сосредоточиваясь главным образом на созерцании внутренней стороны жизни Церкви и на истолковании богослужения. 551 Mystagogia 24, PG.91, 704A,712B, p.518,523 [p.n.I,177,181]. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685C, p.246–247; 672B-C, p.238. 554 Ibid. XLVIII,433D, p.III [p.n.II, 146]; ср. Mystagogia 9.23, PG.91, 689A. 700A, р.509б515 [p.n.I,169–170,175]. 557 Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 557AB, p.177–178 [p.n.II, 208]; LXIII,673D, p.239; LXIV, 708C, p.259. Среди них выделяется «духовное священство» (XLV, 417D-420A, р.101–102 [p.n.II,137]) – духовные руководители (может быть, представители старчества), святые люди. 558 Expositio in psalm. LIX, PG.90, 864C, p.339 [p.n.I,211], ср. 865А, p.340 [p.n.I,211]; cp.Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400C-D, p.91 [p.n.II,126]. 563 Ibid. 4, 672BC, p.498 [p.n.I, 160–161] (о человеке см. гл. «Учение о человеке», прим. 24–30); 5, 681CD, p.504–505 [p.n.I,166]. 568 9 Ibid. 21, 696D-697A, p.514 [p.n.I,174]. В толковании литургии Ареопагит оказывает влияние на преп. Максима только в некоторых деталях (Eccles.hier. III,III,4. 7, PG.3, 429D,436C; Mystagogia 10,11,18, PG.91, 689В-С. 696В, р.509–510. 513 [р.п.Ï170,173]).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

К. упоминается в ряде других ирл. агиографических памятников. В т. н. Трехчастном Житии св. Патрикия (кон. IX-X в.) рассказывается, как святой во время посещения Темры (ныне Тара) предсказал рождение 3 «драгоценных камней»: К., Колумбы и Финниана (The Tripartite Life of Patrick: With Other Documents Relating to that Saint/Ed., transl. W. Stokes. L., 1887. Pt. 1. P. 58-59). Чаще всего К. представлен наставником и учителем монашеской дисциплины: в Житиях св. Дага ( Heist. Vitae. P. 390-391), св. Картаха (Мохуту) ( Plummer. Vitae. Vol. 1. P. 170, 175), св. Молуа из Клуан-Ферта-Молуа ( Plummer. Vitae. Т. 2. Р. 210-214; Heist. Vitae. P. 134-136, 383-384), св. Мохоэмока ( Plummer. Vitae. Т. 2. Р. 167-168), св. Финтана Мунну ( Plummer. Vitae. Т. 2. Р. 227-228; Heist. Vitae. P. 199, 202, 248-249), св. Финтана из Дун-Блески ( Heist. Vitae. P. 114-115). О К. говорится как о друге св. Коэмгена ( Plummer. Vitae. Т. 1. Р. 242-243), св. Каннеха ( Plummer. Vitae. Т. 1. Р. 157-158, 160-161; Heist. Vitae. P. 186-187), св. Финдхуа (Lives of Saints from the Book of Lismore/Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 232-234), св. Мохуа из Баллы (Ibid. P. 282-283). В 1-й четв. XII в. католич. св. Малахия (Маэл Маэдок О Моргар; † 1148), родственник К. по материнской линии, основал в Беннхоре новый мон-рь ( Africa. 1985. P. 104-110). Бернард Клервоский включил в Житие св. Малахии, основанное на рассказах Малахии и ирл. монахов из его окружения, краткий рассказ о К. и об истории Беннхора ( Bernard de Clairvaux. Éloge de la nouvelle chevalerie. Vie de saint Malachie. Épitaphe, hymne, lettres/Éd. P.-Y. Emery. P., 1990. P. 214-216. (SC; 367)). Бернард Клервоский называет среди знаменитых насельников обители Беннхор св. Колумбана, а также некоего Луана (Luanus), который основал 100 монастырей. Речь, вероятно, идет о св. Молуоке (Лугайде) († ок. 590), основателе мон-ря на о-ве Лисмор, одном из Внутренних Гебридских о-вов. Возможно, этот монастырь был дочерней обителью Беннхора ( Fraser J. E. From Caledonia to Pictland: Scotland to 795. Edinb., 2009. P. 105-106). По другой версии, имеется в виду св. Молуа († ок. 609), основатель мон-ря Клуан-Ферта-Молуа (ныне Клонфертмалло, графство Лишь). В его Житии упоминается, что он учился в Беннхоре у св. К. (см.: Boyle A. Notes on Scottish Saints//The Innes Review. 1981. Vol. 32. N 2. P. 59-82). В кон. XII в. англ. агиограф Джоселин из Фернесса в Житии св. Патрикия привел рассказ о том, как св. Патрикий, проходя близ места, где впосл. был основан Беннхор, предсказал рождение К. (ActaSS Mart. T. 2. P. 561). Джоселин называет среди своих источников «акты святого Комгалла»: вероятно, он использовал протограф краткой версии Жития, поскольку лишь в ней есть упоминание о предсказании св. Патрикия ( Heist. Vitae. P. 332).

http://pravenc.ru/text/1841830.html

157 «Житие св. Григория Синаита», изд. проф. Помяловским в СПБ, в 1894 г. 158 «Les grands courants de la spritualité orientale». 159 В «Богосл. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 823—838; 1913, май, стр. 151— 172; 1914, июнь стр. 304—326. 160 1914, декабрь, стр. 830—831. 161 Б. M. Мелиоранский. «Из посмертных бумаг и записной тетради». СПБ. 1911, стр. 142. 162 «История Афона». III 2, стр. 238. 163 Там-же, стр. 239. 164 «Первое путешествие в афонские монастыри и скиты». Киев, 1877, часть I, отд. I. стр. 250—251. 165 J. Bainvel, «Ame» in Dict. de Theol. Cath. t. I, col. 969: 166 Robinson, op. cit. pp. 15—23. 167 ibid. p. 27—34. 168 ibid., p. 152—1 5; Ludemann, «Die Antropologie des Ap. Paulus», Keil, 1872, S. 27. 169 Robinson, op. cit. p. 105; cf: J. Duperray, «Le Christ dans la vie chrétienne d " après St. Paul», Lyon, 1922, pp. 78—81; Prat, «La théologie de St. Paul», Paris, 1941, t. II, pp. 53—65. 170 W. Schauf, «SARX», Der Begriff «Fleisch», beim Ap. Paulus. Münster i W. 1924, S. 8—10. 171 W. Schauf, op. cit. p. 102; J. Bovon, «Théologie du Nouveau Testament», T II, Lauzanne, 1905, p. 142. 172 O. Pfleiderer, «Der Paulinismus», Leipzig, 1873, S. 49; W. Gutbrod, «Die paulinische Anthropologie», Stuttgart, 1934 S. 32; 40; 41. 173 H. Lüdemann, «Die Anthropologie des Ap. Paulus», Kiel, 1872, S.10. 174 Lüdemann, op. cit. p. 4. 175 «Epitre aux Romains», Paris, 1940, p. 284. (Col. «Verbum salutis). 176 W. Schauf, op. cité. p. 16—22. 177 H. Th. Simar, «Die Theologie des hl. Paulus», Freiburg i B,1883, S. 41. 178 L. Bouvet, «L " ascèse dans St. Paul», Lyon, 1936, pp. 79; 120—121. J. Bovon, «Théologie du Nouv. Testament», Lausanne, 1905, t. II, 142 sq. J. Huby, op. cit. p. 280 et passim.; W. Gutbrod, op. cit. passim. K. Benz, «Die Ethik des Ap. Paulus», Freiburg i B, 1912, S. 16 sq. O. Pfleiderer, op. cit. p. 48; Prat, op. cit. t.II, p. 82; Simar, op. cit. p. 36; Schauf, op. cit, p. 16—19; G. Stevens, «The Theologie of the New Testament», Edinburgh, 1906, p. 339; 340. 179 K. Barth, «Der Römetrbrief», München, 1922, S. 242—243.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

152 Вольпер М. – Коган. В.-Л. Учебная книга священной истории для еврейского юношества. Вильна, 1887. С. 52. 160 Иудейскому учению о Шехине (от глагола ]kw, поселяться, обитать – ср., напр. Числ. 9:18 ) посвящено немало исследований. Русский читатель может, например, обратиться к книге Луи Буйе, уделяющей этому учению немало увлекательных страниц: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 162 Agostino, st. Questioni sull’Ettateuco, III. In: Locuzioni e Questioni sull’Ettateuco, XI/2. Roma, 1998. P. 1129. 168 Олесницкий А. Ibid. С. 88. Топоним Галгала, происходящий от мегалитических кругов, вообще был широко распространен в Палестине (ср. Втор. 11:30 . Нав. 12:23 ). Олесницкий приводит также в пример несколько географических мест, в Иорданской и Саронской долинах, носящих и по сей день это имя, только в арабском произношении – Джиль-Джилья. Топонимы того же имени были у финикиян (igilgili), на Кипре (gulgol). 169 Одними из самых древних и величественных, сохранившихся по сегодняшний день, являются Стоунхэндж и Олд-Сарем в Южной Англии. Этим огромным и таинственным сооружениям друидов около 5 тысяч лет. 170 О локализации библейской Галгалы см., напр.: Bennet B.M. The Search for Israelite Gilgal. “Palestinian Exploration Quarterly”, (1972). P. 111–122. Muilenburg J. The Site of Ancient Gilgal. “Bulletin of the American Scool of Oriental Research”, (1955). P. 11–27. Wolf C.V. The localization of Gilgal. “Biblical Research”, (1966). Р. 42–51. Вероятное местоположение – современн. Хирбет эль-Мефгир (Muilenburg. Ibid. P. 11ss). 176 Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения, 3, XXIII. Санкт-Петербург, 1893. С. 104. 177 Так, обрезание существовало у финикийцев (см., напр.: Шантепи де ла Соссей Д.П. (ред.). Иллюстрированная история религий. Том I. Москва, 1899. С. 245), у египетских жрецов (ibid. С. 280). У окрестных с Израилем народов оно было «туземным учреждением» (Ibid. С. 280). Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н.э. (См., напр.: Sicre J.L. Josue. Navarra, 2002. C.158–159).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

834 V, 563. См. Rittershusius „Sacrum lectionum“, lib. VI. cap. 16. p. 303–304. Rittershusius приводит много примеров заимствования Исидора у Златоуста. Ibid. 303–335. 838 Мысль о богодухновенности Священного Писания видна у Исидора во многих местах его писем: I. 168, 169, 180; 112. 202, 234, 259, 155, 156, 266, 160, 288, 170, 340, 196, 370, 211, 378, 216, 379. 217, 447, 251. 495, 265, 266, 375; II. 5. 158, 196. 274, 64, 53, 57. 220, 176, 179, 376. 299; III. 2. 130, 277 и мн. др. 864 IV. 160. Все эти суждения Исидора о Св. Писании напоминают мысли св. Златоуста о том же предмете, разбросанные в его толкованиях на разные священные книги. Так, „цветущим лугом“ Златоуст называет Св. Писание, напр., в Беседе XLIII. 1 на Быт. 19 главу „путем ко спасению“ – в Бес. LIII. 3 на Иоанна. 914 Наиболее обстоятельным трудом в этом отношении является книга Лавровского „О древнерусских училищах (по кон. XV в.) (Харьков 1854 г.), в настоящее время представляющая библиографическую редкость. По утверждению А.С. Архангельского , она приводит к очень неутешительному заключению: „собранный здесь весьма тщательно материал характером своим лучше всего доказывает совершенное отсутствие у нас в древнее время (XI–XV) в.) каких-либо училищ. „ Нил Сорский “, СПБ. 1882 г. стр. 185 прим. 915 Большинство таких трудов указаны в брошюре Леонтовича „Школьный вопрос в древней Руси“ стр. 47–51; также в книге В. Григорьева „Исторический очерк русской школы“ стр. IV–V. М. 1900 г. 917 Ср. Голубинский. История Русской Церкви, т. I, пол. I, стр. 725 и 727. Изд. второе. М., 1901 г. 923 Проф. Голубинский утверждает: „мы имеем решительное доказательство, что под надзором и ведением епископов в помянутое время никаких училищ не находилось“. Ист. Рус. Цер. т. I, пол. I. стр. 723. 935 См. Некрасова „Зарождение национальной литературы в северной Руси“. (Одесса, 1870); проф. В.О. Ключевского „Древнерусские жития святых как исторический источник“. (М. 1871 г.) В зависимости от последнего исследования явились труды: Кадлубовского „Очерки по истории древнерусской литературы житий святых“. (Варшава, 1902 г.), Коноплева „Святые Вологодского края“. (Чт. Общ. Ист. и Др. Росс. 1895 г.), Яхонтова „Жития святых северно-русских подвижников Поморского края, как исторический источник“ (Казань, 1882), Ученый справочный указатель по литературе древнерусских житий Барсукова „Источники русской агиографии“. (СПб., 1899 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

153 Устав или – как он еще называется – «Духовная грамата» Преп. Иосифа напеч. в Вел. Мин.-Чет. Макария, под 9 сентября («Великие Минеи Четии» составленные Всероссийским митрополитом Макарием в 1530–1541 г. т. 1. Сентябрь, дни 1–13. – СПб., 1868). 155 Из сбор. Императорской Публичной Библиотеки. I, 82; П. В. Знаменский. «Руководство к русской церковной истории» 2-е изд., Казань, 1876, стр. 89. 156 Преподобный Иосиф Волоколамский (Волоцкий). «Отвещание любозазорным и сказание о святых отцах, бывших в монастырях иже в Рустей земли сущих», в «Чтениях в императорском обществе истории и древностей Российских», 1847, 7, отд. IV Смесь, стр. 1–16. 157 Нарушение старого устава обыкновенно бывало тогда, когда в монастыре являлся игумен из чужого монастыря. Поэтому с течением времени на игуменские вакансии монастыри стали избирать своих же иноков. 160 " Сказания князя Курбскаго». в 2 т. под редакцией Н. Г. Устрялова. СПб., 2-е изд. 1842, стр. 132. 165 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете». 1859, отд. III; П. В. Знаменский. «Руководство к русской церковной истории» 2-е изд., Казань, 1876, стр. 164. 166 «Сочинения преподобного Максима Грека», в 3 т., изданные при Казанской духовной Академии. Казань. В тип. Губ. правления, 1859–1860. ч. 2.; стр. 89–115.. 168 " Сказания князя Курбскаго«. в 2 т. под редакцией Н. Г. Устрялова. СПб., 2-е изд. 1842, ч. I, стр. 164. 169 " Акты исторические». I, 204; А. Д. Галахов. «Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языка», М., 1848., I, 298. 170 барон Сигизмунд фон Герберштейн «Записки о Московии» рус. пер., СПб. 1795–1796, стр. 47; Alexandri Guagnini. «Moscoviae descripmio», у А. В. Старчевского (Adalbertus de Starczewski). «Historiae Rathenicae Scriptores exteri saeculi XVI», 1842, vol. I, р. 18; Joannis Cobencelii «De legatione ad Moscovimas epistola», ibid. vol. II, р. 15, етс. 172 Собор этот, будучи созван для разрешения вопросов: «каких лет должны быть поставляемые на иерархические степени и следует-ли брать за поставление какие-либо пошлины», сделал также несколько постановлений дисциплинарного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

154 Sozomenus. Historia Ecclesiastica IX, 17//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte, 50/Eds. J. Bidez, G. C. Hausen. Berlin, 1950, p. 407. 158 See mainly Garitte G. (ed.). Le calendrier palestino-georgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle)//Subsidia Hagiographica 30, Bruxelles, 1958; Milik J. T. Notes d’épigraphie et de topographie palestiniennes, IX: Sanctuaires de Jerusalem a l’époqucs arabe (VII–Xe siècle)//RB 67 (1960), p. 354–367, 550–586. 159 See for example, Baramki D. C. An Early Christian Basilica at Ein Haniya//QDAP 3 (1934), p. 113–117; Piccirillo M. Le anthichita di Rihab dei Bene Hasan//LA 30 (1980), p. 324–325; and in general, Michel A. The Liturgical Installations; Piccirillo M., Alliata E. Mount Nebo – New Archaeological Excavations 1967–1997. Jerusalem, 1998, p. 391–412. 160 Batz S. The church of St. Theodore at Khirbet Beif Sila//Israel Museum Studies in Archaeology 1 (2002), p. 39–54, esp. p. 49. 161 Aviam M. Horvat Hesheq – A Unique Church in Upper Galilee: Preliminary Report//G.C. Bottini, L. Di Segni and E. Alliata (eds.). Christian Archaeology in the Holy Land – New Discoveries. Jerusalem, 1990, p. 351–378; Di Segni L. Horvat Hesheq – The Inscriptions//Ibid., p. 379–390. 162 See references and discussion in: Negev A. The Churches of the Central Negev – An Archaeological Survey//RB 81 (1974), p. 400–421; also in Tsafrir Y Excavations at Rehovot-in-the-Negev, I, The Northern Church (Qedem 25), Jerusalem, 1988, p. 22–77, esp. p. 47–49. 164 Tsafrir Y., Hirschfeld Y. The church and mosaics at Horvat Berachot, Israel//DOP 33 (1979), p. 291–323. 166 Macridy T. et al. The Monastery of Lips (Fenary Isa Camii) at Istanbul//DOP 18 (1964), p. 253–277, esp. 258–260 and figs. 5, 6, 8, 9, 25–26 (hereafter, Macridy etal. The Monastery of Lips). 167 Teteriatnikov N. Upper-Story Chapels near the Sanctuary in Churches of the Christian East//DOP 42 (1988), 42, p. 65, figs. 1–3. 170 Teteriatnikov N. Devotional Crosses in the Columns and Walls of Hagia Sophia//Byzan tion, 68 (1998), p. 419–433, figs. 1– 14 (hereafter, Teteriatnikov. Devotional Crosses).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

155 . Книга на латинском языке, описание всего Амстрадама, с лицы. 156 . Книга на италианском языке, перспектива. 157. Книга печатная, на немецком языке, в лицах, о полатном строении. 158 . Книга печатная, на немецком языке, о полатном и огородном и источников строении. 159. Книга летописец, на ческом языке, полской. (Historia Bohemska przez knieza Waistawa Hayeka. W Prage. 1591. См. в Приложениях стр. CCCXVIII, 28). 160. Книга печатная, на латинском языке, в лицах, глоголемая символ. (? Mundus symbolicus Phil. Picinelli. Coloniae, 1695. См. в Приложениях стр. CCCLXXVIII, 161. Книга печатная, латинская, в лицах, глоголемая анатомия. 162. Книга печатная, немецкая, в лицах, резного дела. 163 . Книга печатная, в лицах, на галанском языке, о городовом строении. 164 . Книга землеописательная, в лицах, на латинском языке. Да во 192 году прислано из Верхние типографии розных языков печатных книг: (л. 16). 165. . Книга Калепин на 11 языков (Ambrosii Calepini dictionarium. См. в Приложениях стр. CCCLXXVII, 122). 166. Книга Полеантеа (Polianthea libri XX. Opera Langii. Genev. 1639. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 21). 167. Книга Златые правды на весь Ветхий Завет . (Veritates aureae super totam legem Veterem, Venetiis, 1590. См. в Приложениях стр. CCCLXXII, 37). 168. Книга Горологиум. 169. Книга Никифора Каллиста летописец. (Nicephori Callisti Xantopuli ecclesiasticae historiae libri XVIII. Francof. 1588. См. в Приложениях, стр. CCCXVI, 8). 170. Книга гистория естества Иоанна Евсевия езуита. (Joh. Eusebii Nieremberaii historia naturae, libris XVI distincta. Antvverpiae, 1635. См. в Приложениях cmp.CCCXVII, 14). 171. Книга толкование на 12 пророки Корнилия Аляпиде езуита. (Commentaria in duodecim prophetas minores. Antv. 1625. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 27). 172. Книга толкования на Деяние, и на Послание, и на Апокалипсис, его ж Корнилия. (Commentaria in Acta Apostolorum. Antverp. 1629. См. ibidem, 26). 173. Книга толкования на Притчи Соломоновы, его ж Корнилия (Commentaria in Salomonis proverbia. 1645. См. ibid. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Hodegos. 5//PG. 89. Col. 101), анонимный автор Пасхальной хроники (Chron. Pasch. Col. 900), К-польские патриархи: свт. Тарасий ( Taras. Ep. 5//PG. 98. Col. 1464), свт. Никифор ( Niceph. Const. Ep. ad Leon.//PG. 100. Col. 193) и свт. Фотий ( Phot. Ep. 8. 15//PG. 102. Col. 644-645), историки прп. Феофан Исповедник ( Theoph. Chron.//PG. 108. Col. 501) и Георгий Амартол ( Georg. Mon. Chron. IV 218//PG. 110. Col. 780-792) и др. Все свидетельства согласно указывают на то, что осуждение Е. П. вынес именно V Вселенский Собор. Подтверждением этому может также служить тот факт, что вместо 10 анафематизмов против Оригена, составленных имп. св. Юстинианом и принятых ранее на Поместном К-польском Соборе 543 г. ( Mansi. T. 9. Col. 533; ACO. T. 3. P. 213-214), этим Собором были составлены др. 15 анафематизмов (см.: Mansi. T. 9. Col. 396-400; ACO. T. 4. Vol. 1. P. 248-249), в них встречается множество догматических параллелей и букв. цитат из трактата Е. П. «Умозрительные главы» (см.: Evagr. Keph. Gnost. I 7, 65, 77; II 17, 78; III 26, 54, 72; IV 9, 14, 18, 21, 51, 80; V 11, 67, 69, 81 и др.), к-рый, как предполагают, был основным источником при составлении анафематизмов ( Guillaumont A. 1962. P. 151-159). Осуждение личности и ошибочных взглядов Е. П. Вселенскими Соборами радикальным образом повлияло на посмертную судьбу сочинений Е. П., большая часть которых либо подверглась уничтожению, либо сохранилась под именами др. авторов (Ibid. P. 160-170). Однако, несмотря на то что авторитет Е. П. как богослова сильно упал, влияние его аскетического и мистического богословия как на христ. Востоке, так и на христ. Западе оставалось значительным. Е. П. был основоположником того направления в восточнохрист. аскетизме, к к-рому в той или иной степени принадлежали преподобные Иоанн Лествичник , Максим Исповедник, Исихий Синаит , Филофей Синайский, Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , Григорий Синаит и позднейшие исихасты ( Hausherr. 1935. P. 123-124; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1741-1742).

http://pravenc.ru/text/180865.html

И когда в том же 1632 году в Москву приехал протосингел александрийского патриарха Иосиф, ранее несколько лет живший в южной России и изучивший здесь русский язык, он, по просьбе Филарета Никитича и государя, остался в Москве с тем, чтобы «служити... духовными делы: переводити ему греческие книги на славянский язык и учити на учительском дворе малых ребят греческаго языка и грамоте; да ему ж переводити с греческого языка на славянский на латинския ереси». Учил ли действительно протосивгел Иосиф в Москве малых ребят по-гречески, мы не знаем, во книги с греческого языка на славянский он переводил. К сожалению уже в следующем, 1633 году, умер Филарет Никитич и в том же, или в следующем, году умер и протосингел Иосиф и дело об устройстве в Москве греческой школы остановилось (Характер отношений... стр. 482—183). Таким образом Филарет Никитич, в своей церковной политике, держался ясного, определенного грекофильского направления, желал и делом стремился осуществлять идею постоянного тесного единения русской церкви с тогдашнею греческою, так что при нем грекофильское направление при московском дворе значительно окрепло и усилилось. Путешествие ант п. Макария в Россию описанное Павлом Алепским, перев. Муркоса, выпуск второй, стр. 153; выпуск четвертый, стр. 111. Гиббенет: Дело п. Никона, т. II, стр. 562—578. Ibid. стр. 883, 885 — 887. Наша книга: Сношения иерус. патриархов с рус. правительством, т. I. 137. изд. Палестинского общества, вып. 43. Чтен. общ. люб. духовн. просв. 1889 г., наша статья: приезд бывшего конст. п. Афанасия в Москву стр. 363. Гиббенет, I, 15. Путеш. ант. п. Макария, Муркоса, выпуск четвертый, стр. 158, 170 — 171. Большой моск. архив мин иностр. дел. Дела Малороссийския св. 4. 8. Опис. староп. книг Толстого 114, Царского 168 и 169. Опис. старопеч. книг Царского, 176. Греческия дела (в Москов. архиве мин. ин. дел) 7161 г. 5. Греч. дела 7157 г. 24. Импер. публичн., Погодинския рукописи, по нынешнему каталогу 1560. л.-л. 9—15. Арсений Суханов, С. А. Белокурова, ч. I; прилл., стр. XXXVI. Письма русских государей, ч. I, 382, стр. 302. Ак. Эксп. т IV, 57, стр. 83. Матер. I, 150. Греческия дела 7161 г 5 (в Моск. архиве мин. иностр. дел). Опис. рукоп. Ундальского 1291. Словарь писателей духовн. чина ч. 1, стр. 178 — 183. Малороссийкия дела (в моск. арх. мин. ин. дел), связка 4, 1650 г. 8, связка 5, 1652 г. 15. Матер. для ист. раск. т. I, 280—287, т. V, 59, 65, 98—99. Гибб. II, 978—979. Мат. I, 160. Житие Ртищева напечатано в XVIII томе Древн. Вивлиофики. Мат. VIII, 149—151. Мат. VIII, 29, 38; VI, 228 А. К. Бороздина: Прот. Аввакум, стр. 228. Рук. сборн. имп. публ. библ., по каталогу Богданова, вып. I, 86; л. л. 207—210. К главе III Сахарова: исследование о русском церковном пении. Чт. общ. ист. и древн. 1902 г., кн. II,omд. IV, статья Н В. Рождественского.

http://sedmitza.ru/lib/text/439678/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010