Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРТИН Св. Мартин, еп. Бракары Августы. Миниатюра из рукописи «Codex Albendensis». Ок. 976 г. (Matrit. 1791-2) Св. Мартин, еп. Бракары Августы. Миниатюра из рукописи «Codex Albendensis». Ок. 976 г. (Matrit. 1791-2) [Мартин Бракарский, Думийский; лат. Martinus Bracarensis, Dumiensis] († 20 апр. 579/80), св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства Источники Сведения о жизни и деятельности М., содержащиеся в его произведениях, как правило, немногочисленны, исключение составляют пролог к трактату «Правило добродетельной жизни» и стихотворная эпитафия, традиционно приписываемая святому (атрибуция сомнительна). Более информативны сочинения авторов VI-VII вв. Так, ученик М. диак. Пасхазий Думийский посвятил ему свой перевод «Изречений святых отцов» (см. Apophthegmata Patrum ) на лат. язык (A Versão Latina por Pascásio. 2011. P. 165-166). Сохранилось адресованное М. послание Венанция Фортуната ( Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae//MGH. AA. 1881. T. 4. Pars 1. P. 101-103). Кроме того, Венанцию Фортунату принадлежит стихотворное посвящение М., написанное после смерти святого (Ibid. P. 104-106). О деятельности епископа говорится в «Истории франков» св. Григория Турского ( Greg. Turon. Hist. Franc. 37), а также в его кн. «О чудесах св. Мартина Турского» ( Idem. De mirac. 11). Св. Исидор Севильский сообщает о М. в соч. «О знаменитых мужах», где ему посвящена отдельная глава ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 35), и в «Истории свевов» ( Idem. Hist. 90-91). Святой упоминается в актах X Толедского Собора 656 г. (см. Толедские Соборы ) и во фрагментах из «Хроники» Максима, еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса), но при этом сведения о М. отсутствуют в актах III Толедского Собора 589 г., а также в «Хронике» Иоанна, аббата Бикларского мон-ря (см. Иоанн Бикларийский ). Жизнь Традиционно считается, что М. род. в Паннонии, хотя упоминание о паннонском происхождении М. в поэтическом произведении Венанция Фортуната (откуда его заимствовали Григорий Турский и автор эпитафии, приписываемой М.) могло быть лишь художественным приемом, призванным провести параллель между М. и св. Мартином , еп. г. Туроны (ныне Тур) († 397) ( Nascimento. 2006. P. 89-96; Esp í rito Santo. 2007. P. 267-269).

http://pravenc.ru/text/2562412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЭБРЭ-МАРЬЯМ [эфиоп.       - монастырь Марии], название 2 эфиопских монастырей. Д.-М. на оз. Тана расположен на одноименном о-ве у юж. оконечности озера. Его принято отождествлять с упоминаемым в агиографической традиции мон-рем Д.-М. в Дэре (Дэрре), основанным эфиоп. св. Тадевосом (Фаддеем) в царствование Амда Сиона (1314-1344), однако эта т. зр. в последнее время вызывает сомнения у нек-рых исследователей, указывающих, что в источниках, связанных с оз. Тана в XIV-XV вв., Д.-М. не упоминается. Первые достоверные сведения об этом мон-ре восходят к нач. XVII в., когда он оказался в составе конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос . В эпоху богословских споров о соединении и помазании , в 1688 г., царь Иясу I отправил в Д.-М. представителей противоборствующих монашеских группировок, для того чтобы, изучая Свящ. Писание, они смогли прийти к единому мнению, но им это не удалось. Монастырская церковь Д.-М. была сожжена в период феодальной раздробленности, именуемый в местной историографии «эпохой судей» (кон. XVIII - 1-я пол. XIX в.), и заново отстроена при царе Феодоре II (1855-1868). Это здание не сохранилось, а нынешняя церковь, возведенная в 70-х гг. XX в., отличается очень скромными размерами. Д.-М. известен собранием рукописей, однако материалов по истории самой обители в его составе не много. Ист.: Annales Iohannis I, Iyâsu I, Bakâffâ/Ed. I. Guidi. P., 1903. Vol. 1. P. 112-113, 117-118 [textus]. (CSCO; 22. Aethiop.; 5); Vol. 2. P. 116-117, 121-122 [versio]. (Ibid.; 23) (рус. пер.: Эфиопские хроники XVII-XVIII вв./Введ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 107, 110-111); Die Vita des Abuna Tâdêwos von Dabra Mâryâm im Tânâsee: Text, Übers. und Komment./V. Six. Wiesbaden, 1976. Лит.: Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XVII в. М., 1990. С. 248; Bosc-Tiess é Cl. Däbrä Maryam//EncAeth. Vol. 2. P. 32-33. Д.-М. в исторической обл. Кохайн (ныне Юж. Эритрея) также носит название Энда-Абуна-Абсади, поскольку был основан в 1374 г. эфиоп. св. Абсади , возглавлявшим конгрегацию евстафиан . После церковного Собора, созванного царем Давидом II в апр. 1400 г., мон-рь подвергся преследованиям за приверженность евстафианской доктрине, но уже через неск. лет его братии были сделаны определенные уступки. После Дэбрэ-Метмакского Собора 1450 г. и прекращения гонений на евстафиан царь Зара Якоб (1434-1468) щедро одарил Д.-М. земельными владениями. Ист.: Il «Gadla Absadi» (Dabra Maryam, Sera " e)/Ed. G. Lusini. Lovanii, 1996. 2 vol. (CSCO; 557-558. Aethiop.; 103-104). Лит.: Lusini G. Däbrä Maryam//EncAeth. Vol. 2. P. 33. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180797.html

Избрание К. вызвало недовольство рим. исповедников и некоторых христиан, отказавшихся признать его законным епископом. Мотивы, к-рыми они руководствовались, не вполне ясны. По-видимому, первоначально противники К. высказывали претензии к обстоятельствам избрания, т. к. Киприан Карфагенский, опровергая их заявления, утверждал, что избрание было совершено подобающим образом (ср.: Ibid. 44. 3. 2; 55. 8. 4). Впосл. К. обвиняли в том, что во время гонения он купил справку о жертвоприношении, состоял в общении с «отпавшими» епископами и принимал в Церковь всех отступников, к-рые его об этом просили, в т. ч. некоего еп. Трофима (по словам Киприана, Трофим был принят как мирянин - Ibid. 55. 10-11; ср.: Ibid. 54. 3). Противники К. избрали на Римскую кафедру пресв. Новациана, известного богослова и церковного писателя ( Euseb. Hist. eccl. VI 43. 8; ср.: Hieron. De vir. illustr. 70). Новациан, рукоположенный во пресвитера еп. Фабианом ( Euseb. Hist. eccl. VI 43. 17), скорее всего возглавлял духовенство после гибели епископа, т. к. именно он был автором посланий Киприану Карфагенскому и африкан. клирикам, составленных от имени рим. пресвитеров и диаконов. Во время вдовства Римской кафедры он занимал умеренную позицию по отношению к «отпавшим», но после избрания епископа обвинил его в потворстве отступникам и осквернении Церкви (см.: Burns. 2002. P. 52-56, 64-67, 73-76). В послании Фабию Антиохийскому К. обвинял Новациана во властолюбии и в стремлении любой ценой занять епископскую кафедру. По его словам, Новациан вызвал в Рим 3 италийских епископов, «людей необразованных и простодушных», и уговорил их возвести его в епископский сан ( Euseb. Hist. eccl. VI 43. 8-9). В более поздних источниках приведены сведения о рукоположении Новациана, достоверность которых вызывает сомнения. Так, согласно Каталогу Либерия, после кончины в тюрьме пресв. Моисея (нояб. 250) из Африки в Рим прибыл схизматик пресв. Новат , к-рый убедил Новациана и нек-рых исповедников отделиться от Церкви (MGH. AA. T. 9. P. 75; ср.: Hieron. De vir. illustr. 70). Свт. Евлогий Александрийский привел др. сведения о схизме Новациана (греч. авторы называли его Новатом или Наватом), основанные на неверном толковании источников. По словам свт. Евлогия, К. назначил Новациана архидиаконом Римской Церкви и т. о. сделал его своим вероятным преемником. Впоследствии епископ, осознав властолюбие Новациана и его стремление к «новшествам», рукоположил его во пресвитера, что, по рим. обычаю, якобы лишало того права быть избранным на кафедру. Разочарованный Новациан обвинил К. в том, что он принимал покаяние «отпавших» и допускал их к причастию, и ушел в раскол. Свт. Евлогий назвал также имена епископов, рукоположивших Новациана,- Марцелл и Александр из Аквилеи и Агамемнон Тиберийский (?) ( Phot. Bibl. 182//PG. 103. Col. 531-536; Ibid. 280//PG. 104. Col. 353-354).

http://pravenc.ru/text/2458665.html

Л. 85. Νελου μοναχο κεφλαια διφορα περ σφλειαν ψυχς. Л. 95. Το ατο περ παθν. Л. 101. Το ατο σκμματα. Л. 103. Το ατο ροι παθν ψυχς λογικς. – наобор. Το ατο γνμαι. Л. 104. Το ατο περ λογισμν. Л. 114. Διαδχου πισκπου φυτικς τς περου λγος σκητικς (более сотни правил, в конце которых опять имя автора: το γου διαδχου πισκπου πλεως φυτικς τς περου το λλυρικο κ. τ. λ.). Л. 143. Το μακαρου ωννου το καρπαθου πρς τος π τς νδας προτρψαντας μοναχος (несколько сот κεφ.). Л. 185. Χιλνος(?) δ μαθητ περ το κριβος κα ναρτου βου. Ниже надписывается имя Кирилла, а из дальнейших заголовков: о Пафнутие, о Патермуфие и др. видно, что, в назидание ученику, приводятся примеры разных подвижников, между прочим великой и приснопамятной Мелании, потом ещё Мелании младшей. Всё это продолжается до 208 л. включительно, речь обрывается на полуслове, и со следующего листа начинается, под особой заставкой, писанная другою рукою, каноническая часть сборника. Л. 209–219. Три статьи, которые составят основу моего исследования и печатаются в приложениях к нему. ποταξμενος τ κσμ κα γενμενος μοναχς, ετα μετ τατα πιδεξμενος βον νρετον τοιοτος, γενσθαι κα δικονον κα πpεσβτερον ρζομεν κα πσκοπος κν φλ κν μ φλ ς ξιος. Ср. Никиф. 155 ibid., где, однако, говорится не совсем то. В ρος говорится (очевидно, в дополнение к раньше сказанному о воспрещении постригающемуся священнику вновь притязать на священство), что мирянину, никогда не бывшему священником, отрекшемуся от мира и сделавшемуся монахом, ничто не мешает восходить и посвящаться на иерархические степени, не исключая и епископской, что если монах достоин епископства, то может быть посвящен даже и против его воли. В 155 пр. Никиф. говорится, что иерей, постриженный, если за ним нет греха, препятствующего священнослужению, не должен прекращать священнодействие, ибо только одним архиереям пострижение препятствует священнодействовать. Отсюда видно, к каким различным толкованиям давало повод знаменитое 2-ое пра­вило собора 879 г., признавшее невозможным для лиц, «находящихся в сословии архиереев и пастырей», принимать монашество и вместе с тем удерживать иерархический сан, на том основании, что «обеты монашества содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования», и что они «обещаются не иметь паствы, а пасомыми быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Выяснению самого раннего экзегетического метода, «фундамента» христ. мышления, посвящена работа Д. «Согласно Писаниям» (According to the Scriptures. L., 1952). Он делает вывод, что приводимые авторами НЗ «тестимонии» (свидетельства об исполнении обетований ВЗ) являются примерами понимания вполне определенных мест ВЗ как обетований, нашедших исполнение в служении Христа, и содержат «следы оригинального, последовательного и гибкого метода библейского толкования» (Ibid. P. 108-109), в к-ром внимание экзегета было направлено на исторический контекст и изначальную интенцию цитируемых пассажей. В основе толкования лежало представление об истории, подчиненной власти Бога, воздействие Которого «на человеческое общество проявляет себя негативно - как суд над делами людей, и позитивно - как сила обновления или искупления» (Ibid. P. 129). Этот герменевтический принцип - общий для апостолов Павла, Иоанна и автора Послания к Евреям, но создателем его Д. считает Иисуса Христа. В известной кн. о притчах Христа (The Parables of Kingdom. L., 1935, 19613) Д. развивает учение о провозвестии Христа, эсхатологическая суть к-рого, по Д., выражается термином «осуществленная эсхатология» (realized eschatology - The Parables. P. VIII). Во вводной главе Д. соглашается с тезисом А. Юлихера о том, что притчи нельзя толковать аллегорически, даже если такая интерпретация предлагается евангельским текстом. Но если Юлихер считал, что отдельные притчи создавались для выражения определенных этических принципов, действительных для широких масс, то Д. видит также цели в конкретных ситуациях служения Иисуса Христа. Основное содержание провозвестия Христа, по Д., иллюстрируют притчи о суде и росте (Мк 4. 26-29; 4. 3-9; Мф 13. 24-30) в их первоначальном виде. Суть их в том, что возвещаемое Иисусом Христом Царство Божие уже наступило и является реальностью нынешнего времени и опыта (Ibid. P. 29), а не тем, что только ожидается в будущем (Д. указывает на Мф 12. 28: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло (φθασεν) до вас Царствие Божие»; ср.: Лк 11. 20). Именно в этом смысле, по мнению Д., нужно понимать слова Мк 1. 15: «Исполнилось время и приблизилось (ϒϒικεν) Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Однако в более поздней христианской интерпретации, по мнению Д., это провозвестие о уже наступившем Царстве было искажено т. о., что «чаемому наступлению [Царства] предшествует еще долгое ожидание в будущем» (Ibid. Р. 103-104). Эсхатон в первоначальном смысле не означал «последнего в том, что касается времени», но только «предельное в том, что касается ценности» (Ibid. P. 50).

http://pravenc.ru/text/Додд.html

Прп. Никодим Святогорец. Роспись трапезной мон-ря Симонопетра. XXI в. Мастер Д. Хаджиапостолу Прп. Никодим Святогорец. Роспись трапезной мон-ря Симонопетра. XXI в. Мастер Д. Хаджиапостолу Н. С. в миру носил имя Николай Калливурцис (в документах встречаются написания Καλλιβορτσης, Καλλιβορτζης). Его родители, Антоний и Анастасия, жили в относительном достатке и отличались глубоким благочестием; мать впосл. приняла монашество с именем Агафия ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 5. § 4). Грамоте Николая обучил местный приходский священник, к-рому мальчик ежедневно прислуживал в храме. Затем Николай поступил в школу Хрисанфа Эсохорита (Ibid. Σ. 5-6. § 4), брата равноап. Космы Этолийского (о Хрисанфе и его школе см.: Зоитакис. 2008. С. 102-104; ср.: Citterio. 2002. P. 907. Not. 6). Хрисанф был связан с колливадами и, вероятно, был для Николая наставником не только в науках, но и в духовной жизни. Под рук. Хрисанфа он получил основательные знания в области греч. языка (во всех его формах) и филологии ( Зоитакис. 2008. С. 103-104). Влиянием Хрисанфа можно объяснить и выбор Николаем следующего учебного заведения: вместо обычного для талантливых греч. юношей обучения за границей он в 16 лет отправился в Евангельское уч-ще г. Смирны, к-рым руководил мон. Иерофей (Дендринос). Здесь святой обучался вместе с буд. К-польскими патриархами Неофитом VII и Григорием V ( Citterio. 2002. P. 907-908). По-видимому, именно в эти годы Н. С. приобрел основательные познания в философии (в частности, изучил труды Аристотеля), богословии и классической лит-ре, совершенствуя знание древнегреч. языка. Н. С. был способен запоминать огромные объемы текста. О нем говорили, что, прочитав любую книгу один раз, он запоминал ее на всю жизнь (см.: Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 40; ср.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 6. § 4; Зоитакис. 2008. С. 105). По свидетельству иером. Евфимия, он помнил даже страницы, на к-рых находятся те или иные произведения, а также тексты рукописей и места их хранения ( Νικδημος (Μπιλλης).

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

II. Благо-добродетель. В отличие от эпикурейцев представления о Б. и добродетели у последователей стоицизма немыслимы без вмешательства рассудка. Это заставляет их относиться к удовольствию как к чему-то безусловно низшему для души; проявление Б. требует предварительной рефлексии: рассуждая, мы понимаем, что нечто привлекает нас в силу приносимой им пользы. Чтобы оценить пользу, нужно приобрести определенный опыт, тогда как к удовольствию мы влечемся при первом же соприкосновении с предметом, его вызывающим. Стоики, по примеру Академии платоновской и Аристотеля введшие этику в рутинную практику школьных рассуждений, определяли Б. вообще как некую полезность, в частности как пользу или нечто совпадающее с пользой (Ibid. VII 94. 1-2). Еще одно частное стоическое определение Б.: «естественное совершенство разумного существа в его разумности» (Ibid. VII 94. 7-8). Стоики подразделяют Б. на душевные, внешние, ни те и ни др.: душевные Б.- добродетели и добродетельные поступки; внешние - достойная родина, достойный друг; Б., к-рое не является ни душевным, ни внешним,- быть достойным и счастливым самому (Ibid. VII 95. 6 - VII 96. 1). Одни Б. суть цели, др.- средства, третьи - и цели, и средства: цели - отвага, разумность, свобода, приятность, радость (εφροσνη), безболезненность (λυπα) и всякий добродетельный поступок; средства - друг и польза от него; и цели, и средства - добродетели: как цели они входят в счастье, как средства ведут к нему (Ibid. VII 96. 6 - VII 97. 3). Из душевных Б. одни представляют собой некие состояния (ξεις): таковы привычки; др. суть расположения (διαθσεις): таковы добродетели; Б., к-рые не суть ни то ни др.,- действия (Ibid. VII 98. 1-6). Совершенное Б. прекрасно (Ibid. VII 100. 1); только прекрасное - Б. (Ibidem); ничто безобразное не Б. Поскольку наслаждения бывают безобразными, они не Б. (Ibid. VII 103. 9 - VII 104. 1). Добродетели - Б. (Ibid. VII 102. 1-3), а жизнь и смерть, здоровье и болезнь, наслаждение и мучение, красота и уродство, сила и бессилие, богатство и бедность, слава и бесславие, знатность и безродность - ни то ни др., но предметы безразличные, потому что могут быть обращены и во благо, и во вред (Ibid. VII 102. 3 - VII 103. 6).

http://pravenc.ru/text/149255.html

Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: “De viris illustr...» 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299—300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302—303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446—447. 92 Cf. J. Bessë «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455—459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493—497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89. 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530—535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании – Sources chrйmiennes,. vol. 17, pp. 144—148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117 Benoit Pruche, О.Р.: «Basile de Cйsarйe, Traimй du Saint-Esprit». SCH. 17. Paris 1947. Введение, стр. 1—104 и, в особенности см. стр. 12—39. 118 Подробнее у проф. А. Спасского, ор. cit., 498—502. 119 Ibid. 120 Бес. I, 2; II, 2,4; III, 3. 121 Бес. I, 1. 122 Бес. II, 5; III, 9; IX, 1. 123 Бес. I, 6; IV, 5. 124 Бес. 1, 5 и 6. 125 Бес. I, 5. 126 Ibid. 127 Ibid., 4. 128 Ibid., 3. 129 Ibid., 4. 130 Бес. II, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

и., как спасение сорвавшихся в пропасть (случай с ребенком и с протопсалтом Хрисанфом) и попавших в шторм (мон. Григорий), а также прекращение эпидемий. Он рассказывает, как один «мавр» попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель руки «мавра» была подвешена рядом с иконой в память об этом событии (Ibid. Σ. 102-103). Однажды во время засухи наместник острова призвал игумена и объявил ему, что если икона не ниспошлет дождь, то он казнит его и сожжет чудотворный образ. По молитве игумена и братии хлынул ливень, после чего наместник разрешил беспрепятственное совершение крестных ходов с К. и. по острову (Ibid. Σ. 103). Когда др. наместник, Бекир-паша, требовал у мон-ря деньги, иноки спрятали К. и. в пещере недалеко от обители. Хотя было лето, 3 дня продолжалась сильная гроза с ливнем, что бывает на Кипре только зимой. Это природное явление испугало турок, и они оставили мон-рь в покое (Ibid. Σ. 103-104). В «Описание... Киккского монастыря», изданное в 1782 г. с исправлениями и дополнениями Серафимом Писсидийцем, добавлено чудо об источнике, к-рый забил по молитве к К. и. умиравшего от жажды монаха (Ibid. Σ. 179). Это произошло в Пирги, одном из владений Киккского мон-ря, расположенном недалеко от обители. Св. вода из этого источника исцелила иером. Мелетия от отеков головы, мон. Антонию-кузнецу залечила раны на ногах, мон. Парфения спасла от горячки (Ibid. Σ. 179-180). Благодаря чудодейственной силе иконы исцелился бесноватый иконописец Иаков (Ibid. Σ. 185-186). Когда после пожара 1751 г. братия временно переселилась во владение Василики, произошло следующее чудо: иноки отправились к сгоревшему мон-рю и издалека увидели в нем необычный свет. В др. раз они заметили обходящую обитель деву, блистающую как солнце (Ibid. Σ. 188). Аналогичное явление произошло после пожара 1813 г.: монахи услышали, что в разрушенном соборе совершается служба, увидели свет и окруженную сиянием женщину (Ibid. Σ. 526-527). Во время строительства нового собора (1755) на мастеров обрушился купол, но чудесным образом никто не пострадал (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010