Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Макарий Махрис. Икона. 1999 г. (ризница мон-ря Ватопед) [Греч. Μακριος Μακρς] (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.) , визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора. Источники Сочинения, посвященные М. М., по-видимому, стали появляться сразу после его кончины. Так, Слово на смерть М. М. составил Георгий Схоларий (впосл. К-польский патриарх Геннадий II Схоларий ), но оно не сохранилось (Συγγρμματα. 1996. Σ. 13). Однако до нас дошли стихи на смерть М. М., написанные тем же автором ( Georges (Gennade) Scholarios. 1935. P. 379-380). В 1889 г. А. Пападопулос-Керамевс опубликовал Синаксарь из службы М. М. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1889). Данные, содержащиеся в этой публикации, были в дальнейшем использованы в работах Л. Пти и П. Готье: Petit. 1927 и Gautier. 1974. P. 23-25; краткий очерк истории изучения жизни и творений М. М. см.: Συγγρμματα. 1996. Σ. 14. Важнейшим источником сведений о М. М. является Похвальное слово (Εγκμιον; изд.: L " éloge. 1986. P. 185-236). Оно было написано в К-поле, в мон-ре Пантократора и, по-видимому, обращено к монахам этой обители (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15. Σημ. 17). Временем его написания, вероятно, следует считать 1433 или 1434 г. (Ibid. Σ. 15. Σημ. 18). Автор Похвального слова, возможно, был фессалоникийцем по происхождению (Ibid. Σ. 15) и жил в мон-ре Ватопед в те годы, когда М. М. подвизался там, будучи послушником старца Давида (1409/10 - 1421) (Ibid. Σ. 15. Σημ. 20; L " éloge. § 36, 43, 54; ср.: Πασχαλδης. 2012. Σ. 232-233). В дальнейшем составитель Похвального слова вместе с М. М. находился в К-поле, в частности в мон-ре Пантократора (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15; Πασχαλδης. 2014. Σ. 46-47). По-видимому, М. М. испытывал большое доверие к автору Похвального слова и делился с ним своими мыслями и даже мистическими переживаниями (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15). В тех случаях, когда речь идет о событиях, непосредственным участником или свидетелем которых автор Похвального слова не был, он основывает свое повествование на сведениях, полученных от М. М., или на результатах собственного исследования (Ibid. Σ. 15-16). Написанное вскоре после кончины преподобного и несомненно читавшееся тем, кто были свидетелями по крайней мере некоторых описанных событий, Похвальное слово представляет собой ценный и во многом достоверный источник, позволяющий реконструировать биографию М. М. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2561444.html

Йоун Арасон, еп. Хоуларский. Памятник в мон-ре Мункатверау, Исландия. 1959 г. Скульптор Гудмундур Эйнарссон После кончины еп. Годскалька управление диоцезом было поручено Й. А. и пресв. Пьетюру Паульссону, который вскоре отказался от этой обязанности. Тем не менее избранный на Скаульхольтскую кафедру пресв. Эгмюндюр (Эгмунд) Паульссон (1521-1541), отправляясь для рукоположения в Нидарос (ныне Тронхейм, Норвегия), назначил Пьетюра временно управляющим епископством Хоулар. По возвращении в Исландию еп. Эгмюндюр, к-рому было поручено окормление паствы в еп-стве Хоулар, попытался отстранить Й. А. от управления диоцезом (по нек-рым сведениям, еп. Эгмюндюр стремился возвести на Хоуларскую кафедру своего ставленника, пресв. Йоуна Эйнарссона - Biskupa Sögur. T. 2. P. 327). Однако этому воспротивилось духовенство, представители к-рого собрались в Хоуларе и утвердили Й. А. в качестве администратора еп-ства (май 1522 - Diplomatarium Islandicum. T. 8. N 75). 18 авг. 1522 г. собранием 62 клириков Й. А. был избран на епископскую кафедру. Сообщая об этом в письме кафедральному капитулу в Нидаросе, хоуларское духовенство выдвинуло также обвинения против еп. Эгмюндюра (Ibid. N 92, 99). В результате конфликт обострился, Скаульхольтский епископ попытался схватить Й. А., но тому удалось укрыться на нем. торговом судне и отплыть с купцами в Норвегию, чтобы подать жалобу на эти действия. Еп. Эгмюндюр установил контроль над еп-ством Хоулар, отлучил Й. А. от Церкви и приказал задержать его, а также оповестил об этом светские и церковные власти Дании и Норвегии (Ibid. T. 9. N 134-137). Тем не менее в авг. 1523 г. кор. Фредерик I (1523-1533) одобрил кандидатуру Й. А. и предложил кафедральному капитулу в Нидаросе утвердить избрание (с XIII в. право утверждения исл. епископов принадлежало нидаросскому капитулу). Король также отправил письмо Нидаросскому архиеп. Олаву Энгельбректссону (1523-1537) c просьбой совершить рукоположение. Король советовал архиепископу не обращать внимания на обвинения, выдвинутые еп. Эгмюндюром, и снять отлучение с Й. А. (Ibid. N 139-140, 179). Созванный архиепископом церковный суд рассмотрел дело Й. А. и полностью оправдал его (Ibid. N 202). Епископское рукоположение состоялось 7 сент. 1524 г. в кафедральном соборе Нидароса. В нек-рых источниках сообщается, что по окончании богослужения с головы епископа упала митра, это было воспринято присутствовавшими как недоброе предзнаменование (Annálar 1400-1800. Reykjavík, 1922-1927. T. 1. P. 87).

http://pravenc.ru/text/1238033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОДД [англ. Dodd] Чарлз Харолд (7.04.1884, Рексем - 21.09.1973, Оксфорд), англ. библеист и богослов. В 1902-1906 гг. изучал классическую филологию и археологию в Оксфорде. В 1907 г. предпринял исследование рим. нумизматики в Берлинском ун-те, раннехрист. эпиграфики в Модлин-колледже (Оксфорд). В 1906-1907 гг. посещал лекции А. фон Гарнака в Берлине. В 1907-1911 гг. университетский стипендиат Модлин-колледжа, здесь же с 1908 г. изучал богословие. В 1912 г. был ординирован в сан священника конгрегационалистской церкви в Уорике. С 1915 г. преподавал в Оксфорде, в 1927-1931 гг. читал лекции по Септуагинте. В 1930-1935 гг. профессор библейской критики и экзегезы НЗ Манчестерского ун-та, в 1935-1946 гг. профессор Кембриджского ун-та. С 1946 г. член Британской академии. После эмеритации (1949) продолжал читать лекции. В 1950-1961 гг. был генеральным директором проекта по подготовке нового англ. перевода Библии (New English Bible). Темы богодухновенности и авторитета Библии затронуты Д. в ранней работе «The Authority the Bible» (L., 1928), в к-рой он близок к либеральному богословию, напр., в выводе, что «религиозный авторитет Библии принимается нами, прежде всего, потому, что он погружает нас в религиозное состояние и пробуждает надежду» (Authority. P. 297). По сравнению с этим положением вторичным является использование Библии как источника вероучения; Д., однако, настаивает, что изображение Бога пророками - это «откровение истины непосредственно ищущему человеческому разуму» (Ibid. P. 117). Более определенно Библия как источник сверхъестественного Откровения рассматривается в соч. «Библия сегодня» (The Bible Today. Camb., 1946), где, напр., писания НЗ названы «авторитетным повествованием о… деянии Бога, которым Он установил отношения между Собой и Церковью... документом, определяющим статус Церкви как народа Божия и условия, в которых этот статус дается, и обязательства, которые это влечет за собой» (Ibid. P. 8).

http://pravenc.ru/text/Додд.html

Примечания к главе 2 А.А.Васильев. История Византийской империи Примечания См.: Н. Vincent. F.-M. Abel. Jerusalem. Recherches de topographie, d " archeologie et d " histoire. Paris, 1914, t. II, pp. 202-203. Что касается общих вопросов о том, что недавно сделано в разработке проблем, связанных с Константином Великим, см. очень полезную статью: Piganiol. L " etat actuel de la question Constantinienne, 1930/49 - Historia, vol. 1, 1950, pp. 82-96. G. Boissier. La fin du paganisme; l " etude sur les dernieres luttes religieuses en Occident au quatrieme siecle. Paris, 1891, vol. I, pp. 24-25. J. Burckhardt. Die Zeit Konstantin " s des Grossen. 3. Aufl. Leipzig, 1898, SS. 326, 369-370, 387, 407. A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2. Aufl. Leipzig, 1906, Bd. II, SS. 276-285. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1913, т. III. с. 29. V. Duruy. Histoire des Romains. Paris, 1886, vol. VII, p. 102. Ibid., p. 86, 88, 519-520. Ibid., vol. VI, p. 602. E. Schwartz. Kaiser Konstantin und die christliche Kirche. Leipzig, Berlin, 1913, S. 2. E. Krebs. Konstantin der Grosse und seine Zeit. Gesammelte Studien, herausgegeben von F. J. Dolger. Freiburg, 1913, S. 2. P. Battifol. La paix constantinienne et ie catolicisme. 3-ieme ed. Paris, 1914, pp. 256-259. J. Maurice. Constantin le Grand: L " Origine de la civilisation chretienne. Paris, 1925, pp. 30-36. G. Boissler. Op. cit., vol. I, p. 28; H. Leclercq. Constantin. - Dictionnaire d " archeologie chretienne et de liturgie, vol. III, 2, col. 2669. F. Lot. La fin du monde antique et le debut du moyen age. Paris 1927, pp. 32-38. E. Stein. Geschichte des spatromisches Reiches. Wien, 1928, Bd. I, SS. 146-147. О работах Ф. Лота и Э. Штайна см. интересный комментарий Н. Бейнза: Journal of Roman Studies, vol. XVIII, 1928, p. 220. H. Gregoire. La " conversion " de Constantin. - Revue de l " Universite de Bruxelles, vol. XXXVI, 1930-1931, p. 264. A. Piganiol. L " Empereur Constantin le Grand. Paris, 1932, p. 75.

http://sedmitza.ru/lib/text/434292/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Примечания Бучиньский Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 88. С. 20. Аттапп A. M. Zur Geschichte der Geltung der Florentiner Konzilsentscheidungen in Polen-Litauen: Der Streit ьвег die Gьlmigkeim der Griechentaufe//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1942. T. 8. N 3/4. P. 299. Бучиньский Б. Cmyдii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 88. С. 14–15. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae/Ed. A. Theiner. Romae, 1861. T. 2. N 196 (далее: VMPL). Backus O. P. Motives of West Russian Nobles in Deserting Lithuania for Moscow, 1377–1514. Lawrence, 1957. P. 86. Akta grodzkie i ziemskie czasyw Rzeczypospolitej polskiej. Lwyw, 1878. T. 7. N 58. S. 115 (далее: AGZ). Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wilecskiej. Krakyw, 1948. T. 1: (1387–1507). N 267 (далее: KDKW). Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia. Romae, 1953. T. 1. N 98. (далее: DPR). Полоцкие грамоты XII — начала XVI в./Сост. А. Л. Хорошкевич. М., 1978. Т. 2. 139–140. Архив Юго-Западной России. Киев, 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 194–195 (далее: АЮЗР). Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. С. 374–375. Acta Alexandri regis Poloniae. Krakyw, 1927. S. 391. Об этом путешествии см.: Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596). Hamden (Connecticut), 1968 . P. 102. Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski E. Komisyi Historycznej. Krakyw, 1923. Ser. 2. T. 1. S. 75 (далее: Archiwum KH). Ibid. Упоминание о посещении им в Риме папы Сикста IV Я. Фиялек нашел в известном трактате Яна Сакрана «О заблуждениях русских» (Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Krakyw, 1501. Fol. VII v.).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИКС [англ. Dix] Грегори (наст. имя - Джордж Эглингтон Олстон; англ. Eglington Alston) (4.10.1901, Лондон - 12.05.1952, аббатство Нашдом), англ. литургист. Получил образование в Вестминстерской школе (окт. 1915-1920) и оксфордском Мертон-колледже (1920-1923), а также прослушал курс лекций в Уэльском богословском колледже (1923-1924). С 1924 по 1926 г. Д. читал лекции по совр. истории в оксфордском Кибл-колледже. В 1927 г. Д. было присвоено звание магистра гуманитарных наук, в 1949 г.- бакалавра и д-ра богословия. В 1924 г. был посвящен в англикан. диакона, в 1925 г.- в священника. В 1926 г. Д. поступил послушником в аббатство Першор, а в 1936 г.- в аббатство англикан. бенедиктинцев Нашдом, где в следующем году произнес временные монашеские обеты, а в 1940 г.- торжественные. В 1946 г. Д. избран проповедником Кембриджского ун-та. С 1946 по 1952 г. был надзирателем Совета Оксфордской епархии. С 1948 г. и до кончины настоятель аббатства Нашдом. Д.- автор неск. работ в области литургики (полн. библиогр. см. в кн.: Stevenson. P. 40-41). Наибольшую известность получило его соч. «The Shape of the Liturgy» (Форма литургии), впервые изданное в 1945 г. В исследовании автор задается вопросом о происхождении и развитии богослужения Евхаристии и пытается выяснить, какими были обряды Евхаристии в апостольское время. Д. выделяет 7 действий, совершенных Господом над хлебом и вином на Тайной вечере: взятие хлеба; его благословение; преломление и раздаяние хлеба; взятие чаши; ее благословение и раздаяние. Эти действия, как считал Д., в церковной практике упростились до 4 действий (поскольку благословения хлеба и чаши объединились) и «составляют ядро евхаристического обряда» (The Shape of the Liturgy. L., 1945. P. 48), включающего приношение Даров, их освящение, преломление Св. Хлеба и причащение. Это ядро, согласно Д., и определяет структуру литургии, тогда как содержание молитв вторично по отношению к ней; Евхаристия есть в первую очередь действие и лишь во вторую - определенные слова (Ibid. P. 57). Д. также подчеркивал значение Евхаристии как анамнесиса (воспоминания). Эти и др. идеи Д. оказали большое влияние на англикан. литургическую науку (см.: Cuming G. J. A History of Anglican Liturgy. L.; N. Y., 1969. P. 250) и зап. литургическое движение в целом и использовались в ходе реформ англикан. и католич. богослужения во 2-й пол. XX в.; в правосл. мире они получили известность благодаря работам прот. Александра Шмемана , активно развивавшего нек-рые из идей Д. (напр., об особой роли приношения в литургии). В наст. время историки богослужения, признавая значимость работ Д. для истории развития литургики, тем не менее отмечают их неактуальность и указывают на ряд ошибочных положений, на к-рых они основываются (см., напр.: Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. L., 20022. P. 6-7, passim).

http://pravenc.ru/text/172028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАКИДИС [греч. Κυριακδης] Стилпон (25.10.1887, Комотини - 18.03.1964, Салоники (Фессалоника)), греч. филолог, фольклорист. Получил начальное образование в Комотини и Сере, продолжил обучение на философском фак-те Афинского ун-та (1907-1911), где слушал лекции основоположника греч. фольклористики Н. Политиса. Первые труды К., созданные под научным руководством Политиса в 1910 г., были посвящены фольклору (свадебным обрядам, местным легендам, народным песням, суевериям) не только Комотини, но и всей Зап. Фракии. В 1911-1914 гг. К. преподавал в средних школах Янины и Никосии (о-в Кипр). В 1914 г. Афинская АН поручила К. составление «Исторического словаря новогреческого языка», в 1918 г.- руководство Архивом греческого фольклора. Летом 1925 г. был основан Фессалоникский ун-т, в 1926 г. К. возглавил на философском фак-те кафедру древнегреч. религии, частной жизни и фольклора, в 1927 г. учредил университетский архив греч. фольклора. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XX в. К. принял деятельное участие в создании Об-ва македонских исследований, 15 мая 1942 г. был избран председателем совета об-ва. В течение мн. лет К. был главным редактором греческих научных журналов «Λαογραφα» (1923-1951), «Μακεδονικ» (1941-1963), «Ελληνικ» (1952-1962), дважды избирался ректором Фессалоникского ун-та (1934, 1942), с 1947 г. стал членом-корреспондентом Афинской АН. Еще в начале научной деятельности К. посвятил ряд работ обоснованию притязаний Греции на исторические области Македония и Фракия в споре с Болгарией (Η δυτικ Θρκη κα ο Βολγαροι. Αθναι, 1919) и доказательству континуитета греч. культуры от античности до нач. XX в. Собирая и публикуя местные предания и песни Эпира, Македонии и Фракии, К. выявил фольклорные мотивы, восходящие к периоду эллинизма и нашедшие отражение в современных ему традициях народного почитания святых (Θυσα λφου ν νεοελληνικ παραδσει κα συναξαροις//Λαογραφα. 1917. Τ. 6. Σ. 189-215). Он исследовал исторические корни и образность народных песен, этимологию мн. слов и выражений. Опубликовал сборники визант. и новогреч. загадок и народные песни о Дигенисе Акрите, продолжающие традиции визант. эпоса (Διγενς κα κβουρας//Ibid. Σ. 368-424). Изучая суеверия и обряды, К. пришел к выводу, что в их основе нередко лежат античные мифологические мотивы, творчески переработанные народом в русле христианской традиции (Η λοιδορι Λακ παρδοσις περ το ξλου το Σταυρο//Λαογραφα. 1923. Τ. 7. Σ. 266-274). В отличие от Политиса К. считал, что новогреч. народная культура впитала черты, свойственные культуре периода эллинизма, а не древнегреч. классики (V-IV вв. до Р. Х.) (Ο Μακεδονικς Ελληνισμς κα νετερος. Αθναι, 1926).

http://pravenc.ru/text/1840215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУНИЯ Апостолы Иуния и Андроник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Апостолы Иуния и Андроник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) [Иуния; греч. Ιουνα, Ιουνις], ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе апостолов от 70). В НЗ И. упоминается только в Послании к Римлянам: ап. Павел приветствует Андроника и И.- «сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим 16. 7). Имя И., к-рое могло принадлежать как мужчине, так и женщине, стоит в винительном падеже, и из-за отсутствия в греч. рукописях до VII-IX вв. ударений неясно, какого оно было рода: Ιουναν или Ιουνιν (в именительном падеже соответственно Ιουνα или Ιουνις). Визант. списки с проставленными надстрочными знаками дают форму жен. рода Ιουναν ( Arzt. 1993. S. 89-94; Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. Stuttg., 19942. P. 475; Epp. 2002. P. 264-265; Belleville. 2005. P. 238-239), которая сохранялась во всех изданиях греч. текста НЗ с 1516 (издание Эразма Роттердамского) до 1927 г. (13-е издание Э. Нестле), за исключением издания Олфорда 1852 г. ( Alford H. The Greek Testament: With Critically Revised Text. L.; Camb., 1852. Vol. 2. P. 467), и была восстановлена в 1993 г. в 4-м издании Объединенных библейских об-в (UBS Greek New Testament) и в 27-м издании Нестле-Аланда (Novum Testamentum Graece). Во всех сохранившихся ранних переводах НЗ (старолатинский, Вульгата, коптский (сахидский и бохарский) и сирийский) имя Иуния жен. рода ( Thorley. 1996. P. 20). В «Комментариях на Послание к Римлянам» Оригена в одном случае стоит жен. форма имени ( Orig. In Ep. ad Rom. X 21//PG. 14. Col. 1280), а в другом - мужская (Ibid. X 39//PG. 14. Col. 1289), которая зафиксирована лишь в неск. поздних списках (Der Römerbriefkommentar des Origenes: Krit. Ausg. d. Übers. Rufins. Freiburg, 1998. Bd. 3: Buch 7-10/Hrsg. C. P. Hammond Bammel. S. 836-837, 853), скорее всего данный текст был испорчен ( Moo. 1996. P. 922). В каталоге апостолов Псевдо-Епифания (V-VI вв.) фигурирует «Иуния... епископ Апамеи Сирийской» (Vitae prophetarum. 1907. S. 126). Однако подавляющее большинство визант. авторов считают И. женщиной: свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Rom. XXXI 2//PG. 60. P. 669), Феодорит Кирский ( Theodoret. In Rom. 16. 7//PG. 82. Col. 220), «Пасхальная хроника» (Chron. Pasch. 1832. Vol. 1. P. 421), прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. In epistolas S. Pauli: In epistolam ad Romanos. 16//PG. 95. Col. 565), Икумений ( Oecumenius. Comm. in ep. ad Rom. 20//PG. 118. Col. 629-632), Феофилакт Болгарский ( Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 16//PG. 124. Col. 551-552) и др. Представление о том, что спутник Андроника был мужчиной, распространилось в средневек. Европе, начиная с Эгидия Римского (1245-1316) (Aegidius Romanus. Opera exegetica. Opuscula 1. Franrfurt, 1968. S. 97).

http://pravenc.ru/text/1237889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРРУА Барроуá [франц. Barrois] Жорж Огюстен (1898, Шарлевиль, Франция - 1957), теолог, специалист в области археологии библейской . Учился в Лёвене (Лувене), принял сан священника и вступил в орден доминиканцев (1924). В 1925 г. был прикомандирован к Библейской и археологической школе в Иерусалиме , где провел 10 лет. Вместе с Ф. М. Абелем и др. он руководил раскопками 1926-1927 гг. в Найрабе (под Алеппо), в Сирии, где открыл некрополь нововавилонского и ахеменидского периодов, а также группу табличек с клинописными текстами; работал на памятниках Сев. Сирии (1929); участвовал в экспедиции Гарвардского ун-та на Синай (1930). На его счету открытие таких памятников археологии христианской , как погребальная церковь в мон-ре св. Евфимии в Иудейской пустыне; синагог в Бет-Альфе и Герасе ; могильников в Иерусалиме и его окрестностях. Им написаны работы по археологии ряда важнейших памятников ( Беф-Сана , Кесарии , Мегиддо ), публиковавшиеся в журналах «Revue biblique» и «Syria» в 1927-1939 гг. Основным стал труд, где Б. стремился охватить всю область исследований,- двухтомный учебник библейской археологии, популярный во франкоязычных странах в сер. XX в. В 1935 г. Б. вернулся во Францию и получил кафедру ВЗ на Доминиканском фак-те в Сольшуаре. В 1939 г. эмигрировал в США, где преподавал теологию во мн. ун-тах, в т. ч. Принстонском, и в правосл. Владимира св. семинарии в Крествуде (шт. Нью-Йорк). Свои познания в археологическом и историко-культурном контексте древней Палестины Б. применил в работах «Jesus Christ and the Temple» (Crestwood, 1980) и «The Face of Christ in the Old Testament» (Crestwood, 1974). Он является автором исследования о литургическом применении Свящ. Писания «Scripture Readings in Orthodox Worship» (Crestwood, 1977). Соч.: Thureau-Dangin F., Barrois A.G., et al. Arslan-Tash. P., 1931. 2 vol. (Biblioth. archéol. et hist.; 16); Precis d " archéologie biblique . P., 1935; Manuel d " archéologie biblique . P., 1939-1953. 2 vol.; Anatomy of Tradition//SVTQ. 1969. Vol. 13/4. P. 187-197; Critical Exegesis and Traditional Hermeneutics: a Methodological Inquiry on the Basis of the Book of Isaiah//Ibid. 1972. Vol. 16/3. P. 107-127; Orthodox Conference on Hermeneutics, May 1972//Ibid. P. 153-157; Notion of Historicity and the Critical Study of the Old Testament//GOTR. 1974. Vol. 19. P. 7-22; Women and the Priestly Office According to the Scriptures//SVTQ. 1975. Vol. 3. P. 174-192. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли

http://pravenc.ru/text/77586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕССЕНБЕРГ [нем. Wessenberg] Игнац Генрих Карл фон (4.11.1774, Дрезден - 9.08.1860, Констанц), нем. католич. теолог, церковный политик. Учился в Аугсбурге, Диллингене, Вюрцбурге и Вене; служил каноником в Аугсбурге и Констанце. В 1802 г. был назначен генеральным викарием архиеп. Констанцского. Выступал за реформирование религ. преподавания для улучшения подготовки священнослужителей, за введение нем. языка в богослужение и системы всеобщего образования. Был полномочным представителем главы Рейнского союза нем. гос-в на Венском конгрессе (1814-1815). Взгляды В. вызвали отрицательную реакцию Рима, и после того как в 1827 г. папа Пий VII расформировал Констанцское архиеп-ство, В. вынужден был оставить церковную службу. В 1829-1833 гг. он был лидером либеральной фракции в Баденской палате депутатов, в 1848-1849 гг.- во Франкфуртском парламенте (бундестаге). Выступал за свободу слова, печати, образования, за открытость судебных процессов, за отмену судебной десятины. Яркий политик и публицист, В. был известен прежде всего как пропагандист идеи нем. национальной католич. Церкви, свободной от подчинения Риму. Не отрицая папского первосвященства, он, однако, считал, что католич. еп-ства всех герм. гос-в должны возглавляться общегерм. примасом. По мнению В., распоряжения папы или папских учреждений должны были исполняться только с разрешения главы общегерм. гос-ва и с согласия архиепископа и епископов. Основал приют для девушек, занимался историей и лит-рой. Соч.: Die Elementarbildung des Volkes im 18. Jh. Zürich, 1814; Die deutsche Katholische Kirche an Deutschlands Souvaraine. Fr./M., 1815, 1817; Die christlichen Bilder: Ein Beförderungsmittel des christl. Sinnes. Constanz, 1827. 2 Bde; Die grossen Kirchenversammlungen des 15.-16. Jh. Constanz, 1840. 4 Bde; Gott und Welt, oder das Verhältniss aller Dinge zu einander und zu Gott. Hdlb., 1857. 2 Bde; Unveröffentliche Manuskripte und Briefe. Freiburg, 1968-1987. 4 Bde.; Der Briefwechsel zwischen I. H. von Wessenberg und H. Zschokke/Bearb. v. R. Herzog u. O. Pfyl. Basel, 1990; Briefwechsel mit dem Luzerner Stadtpfarrer und Bischöflichen Komissar Thaddäus Müller in den Jahren 1801 bis 1821/Bearb. v. M. Weitlauff. Basel, 1994. 2 Bde. Лит.: Gr ö ber C. I. H. K. von Wessenberg//Freiburger Diözesanarchiv. 1927. Bd. 47. S. 362-507; 1928. Bd. 48. S. 294-435; Bagsten H. Die vatikanischen Aktenstücke zur «Causa» Wessenbergs in Rom im Jahr 1817//Ibid. 1933. Bd. 53. S. 219-261; Keller E. I. H. v. Wessenberg: Liturgiereform//Ibid. 1965. Bd. 85; Engelmann U. I. H. v. Wessenberg und Kirche//Hist. Jb. 1971. Bd. 91; Kirche und Auflärung: I. H. von Wessenberg (1774-1860)/Beitr. v. K. Schatz et al. Münch., 1989. О. И. Величко Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской

http://pravenc.ru/text/158230.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010