Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (IX в.), Н., еп. Эдесский, тождествен свт. Нонну, основным источником сведений о котором является Житие прп. Пелагии Антиохийской (BHG, N 1478; BHL, N 6605-6609); данная традиция закрепляется в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), причем и Феофан, и Никофор указывают на время, непосредственно следующее за состоявшимся в 431 г. Вселенским III Собором ( Theoph. Chron. Vol. 2. P. 64; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30). Согласно Житию, Нонн отвратил Пелагию от порочного образа жизни (подробнее см.: Sauget J.-M. Pelagia di Gerusalemme//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 432-437). Вероятно, произведение представляет собой агиографическую обработку сюжета, положенного свт. Иоанном Златоустом в основу гомилии «О святой деве и мученице Пелагии» (CPG, N 4350; BHG, N 1477; изд.: PG. 50. Col. 579-586). В Житии Нонн представлен как монах егип. Тавеннисийского монастыря , впосл. ставший епископом. Кафедра, занимаемая им, не названа, однако в одном из фрагментов Жития говорится о бесе, к-рый жалуется на то, что епископ уже изгнал его из Гелиополя, где местные жители усердно ему поклонялись. На основе этих сведений в лит-ре высказывалось мнение о пребывании Нонна на кафедре Гелиополя (Баальбека), которую он якобы занимал в промежутке между 2 пребываниями на Эдесской кафедре (см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 803). Имя Нонна содержится в Синаксаре К-польской Церкви под 9 нояб. (SynCP. Col. 205), о нем говорится и в сказании о Пелагии (Ibid. Col. 117). Кард. Цезарь Бароний не был знаком с этой датой и, заимствовав имя Нонна из Жития прп. Пелагии, внес его память в Римский Мартиролог под 2 дек. (MartRom. Comment. P. 559-560); по всей видимости, Бароний ориентировался на греч. минологии, где некий Нонн упоминается под 4 или 5 дек. (SynCP. Col. 279-282). В совр. редакции Римского Мартиролога память Нонна отсутствует. Гипотеза о тождестве Н., еп. Эдесского, со свт. Нонном остается предметом обсуждений в лит-ре. Соч.: ACO. T. 2. Vol. 5. P. 40-41.

http://pravenc.ru/text/2577943.html

Через 9 месяцев из Греции в Рим пришли родственницы святых Мартана и ее дочь Валерия. Узнав о мученической кончине родных, они просили папу Стефана указать им, где находятся их могилы, и прожили там 13 лет. Мартана и Валерия мирно скончались и были похоронены 10 дек. Большинство исследователей считают сведения, содержащиеся в тексте Мученичества, недостоверными из-за наличия в нем анахронизмов и «общих мест», характерных для легендарных сказаний о святых ( Delehaye. 1936. P. 147-148). Де Росси предположил, что под именами консулов Валериана и Луциллия имеются в виду императоры Валериан (253-260) и Галлиен (253-268), поскольку годы их консульства (255 и 257) соответствуют понтификату сщмч. Стефана I, папы Римского, и правлению префекта Рима Максима (255-256); имя имп. Деция было ошибочно внесено в текст ( De Rossi. 1877. P. 210-213). Возможно, «греческими» святые были названы на основании эпиграммы Римского еп. (папы) Дамаса I (366-384), найденной в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге, в к-рой говорится, что мучеников «отправила Греция» ( Damasus, papa. Epigrammata/Rec. M. Ihm. Lipsiae, 1895. P. 18-19). Де Росси обнаружил 2 надгробные надписи VI в., составленные в стихах папой Симмахом (498-514), посвященные, по мнению исследователя, этим же мученикам: 1-я надпись представляет собой Похвальное слово некой Марии «с братом Неоном», возможно, рим. происхождения, к-рые уже были христианами и пострадали за Христа; 2-я надпись - Похвальное слово Ипполиту, Адрию и Паулине, приехавшим из Греции и принявшим христ. веру в Риме, за что они и претерпели здесь мученическую кончину. В VIII-IX вв. мощи И., Адрия, Неона, Марии и Паулины были перенесены в ц. Сант-Агата деи Готи; в 1932 г. они были обнаружены в главном алтаре этой церкви. Несмотря на то что святые скончались в разные дни (20 и 27 окт., 9 и 19 нояб., 10 дек.), кард. Цезарь Бароний обозначил день их совместной памяти в Римском Мартирологе (1589) под 2 дек. Ист.: BHL, N 3970; ActaSS. Nov. T. 4. P. 90-99; De Rossi G. B. La Roma Sotterranea Cristiana. R., 1877. T. 3. P. 201-208; MartRom. P. 559-560. Лит.: De Rossi G. B. Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores. R., 1888. T. 2. P. 66-67; Franchi de " Cavalieri P. Le reliquie dei martiri greci nella chiesa di S. Agata alla subora//RACr. 1933. T. 10. P. 235-260; Delehaye H. Étude sur le Légendier Romain. Brux., 1936. P. 143-151; Amore A. Sulla questione dei cosidetti Martiri greci//Antonianum. R., 1955. T. 30. P. 15-26; Aubert R. Eusèbe//DHGE. T. 15. Col. 1432-1433; Amore A. Eusebio, Marcello, Ippolito, Massimo, Adria, Paolina, Neone, Maria, Martana e Aurelia//BiblSS. Vol. 5. Col. 272-273; Aubert R. Grecs//DHGE. T. 21. Col. 1372-1373; idem. Hippolyte//Ibid. T. 24. Col. 626-627.

http://pravenc.ru/text/673793.html

46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

540. Deuteronomium VIII, 5. 541. Gregorii Nysseni Vita Moysis 45//PG. 44. Col. 316 C. 542. Theodoreti Cyrrensis De Sancta et Vivifica Trinitate II//PG. 75. Col. 1161 C. 543. В традиционном переводе (славянском и затем «синодальном») — «детоводитель». С этой символикой связано заглавие трактата Климента Александрийского «Педагог», который вообще представляет собой яркий пример «педагогическою» понимания взаимоотношений Бога и человека. «Воспитатель наш — святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» (Paedagogus I, 7, 55). 544. Epistola ad Galatos III, 24—25. 545. I Epistola ad Corinthios XIII, 10—12. 546. Epistola ad Hebraeos V, 12—14. 547. Barhadbesabba Arabaya, eveque de Halwan. Cause de la fondation des ecoles//PO. 4. P. 319—404. 548. Пигулевская H. История Нисибийской академии: Источники по истории сирийской школы//ПС. 17 (80). Л., 1967. С. 90—109, особенно с. 93—96. 549. Barhadbehbba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 345-362. 550. Deuteronomium VIII, 2—5. 551. Имеется в виду роль Иоанна Предтечи как посредника между Ветхим и Новый Заветом, авторитетно отождествившею Христа с тем, кого предсказывают библейские пророчества. 552. Barhadbesabba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 367-368. 553. Ibid. P. 378—381 (о Феодоре Мопсуестийском) и др. 554. Ibid. Р. 393. 555. Ср.: Гаспаров М. Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971. 556. Aeliani De natura animalium I, 4. 557. Ibid. VI, 61. 558. Ibid. VI, 34. 559. Adamantii Sophisti Physiognomonica I, 5. I. 396 Foerster. 560. Procqpii Caesariensis Historia arcana VIII, 13—21. 561. Характерен анекдот, передаваемый автором схолий к сатирам Персшп «Естествоиспытатель Зопир распознавая по лицам людей их нравы. Придя к Сократу, он сказал ему: „Ты похотлив“. Алкивиад рассмеялся; ученики вознамерились нанести ему оскорбление, ибо он оскорбительно говорил об их учителе. Сократ сказал: „Не трогайте его, я и впрямь похотлив; но в моей власти — побеждать и самоё похоть“» (Ad Persii satiram IV, 24; ср. также: Ciceronis Tusculanae disputationes IV, 37, 80; eiusdem De lato V, 10). О философской разработке мотива преображающею «обращения», предвосхитившей христианскую разработку того же мотива, см.: Nock А. D. Conversion. The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Oxford, 1933.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

765 In ер. ad Ephes. hom. 1, 2 col. 12 (М. t. 62): ε μη α νωϑεν ατον αλεσε α γαπσας λυσε προς αυτν. В целом это место приведено ниже. 767 In Ioan. hom. XVIII, 3 col. 117. ντεϑεν παιδευμεϑα, τι o φϑνει τς βουλσεις μv Θεος τας δωρεας λλ ταν μες ρξμεϑα, δταv το ϑλειν παρσχομεν, ττε α ατς πoλλς διδωσιv μν της σωτηρας φορμς. 768 Вслед за евангелистом Златоуст замечает, что ученики пошли за Иисусом вследствие проповеди И. Крестителя об И. Христе, что Он «Агнец Божий». Следовательно это было обстоятельством, предшествовавшим появлению у них желания идти за Христом и повлиявшим на движение их ко Христу. Затем в дальнейшем изъяснении вопроса И. Христа, Златоуст замечает, что этот вопрос («чесо ищета») предложен был Спасителем для того, чтобы более приблизить их себе (οεισηται), сообщить им более дерзновения. 770 In ер. ad Roma. hom. XVI, 5 col. 554...ς τ γε ατo μεροζ δεσϑησαν παντες α γρ λϑησαν παντες. 773 Ibid. hom. XVI, 5 col. 555. Избрание Иакова и отвержение Исава еще до рождения их зависело от предведения Божия, «потому что Бог не ждет , как человек, совершения дел (π το τελους τν πραγμτων), чтобы видеть, кто добр, кто нет». 774 Ibid. n. 6 col. 556. Выражения: «помилую, егоже аще помилую» означают только то, что «один Бог знает достойных , а из людей никто», что Он «произносит свой приговор не по решению (γνμης) рабов, а по собственному тщательному и неподкупному суду (ρισεως)» Далее (n. 7 col. 557) замечает, что «Бог, ищет не обнаружения только дел, λλ α προαιρσεως εγνειαν α εγνμονα» (т.е. благородного произволения и благонастроенного расположения). Сказано это по поводу слов: «Иакова возлюбих, Исава же возненавидех». 775 Ibid. n. 7 col. 558. Словами: «ты кто еси против отвещаяй Богови» «самый вопрос (апостол) называет преступным»... «Разве ты соучаствуешь (с Богом) в правлении»? Ibid. n. col. 559. «Или не имать власти скудельник над брением»? «Здесь (апостол) не уничтожает свободы, а показывает, до какой степени должно повиноваться Богу. Ибо ты нисколько не более глины должен быть расположен требовать у Бога отчета. Ты не должен не только противоречить и предлагать вопросы, но даже совершенно не говорить, не мыслить, а уподобляться той бездушной (глине), покорной рукам горшечника... Для сего только взят (апостолом) этот образец, – не для указания образа жизни (τς πολιτεας), а для (возбуждения) преданного повиновения и молчания». Здесь же, впрочем, несколько далее (col. 560) Златоуст замечает, что и в этом месте не отвергается свобода воли, так как почетное и непочетное употребление зависит не от горшечника, а «от пользующихся употреблением сосудов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Не говорим о том, что к патриарху православному они не имели бы побуждений обращаться с просьбой о дозволении поставить митрополита самим, но – если не они самим тотчас же после занятия патриархом кафедры постаралась обстоятельно узнать – православный он или униат, что они необходимо должны были сделать, то, во всяком случае, Исидор, когда его судили на Москве, конечно, представлял своим судьям, что патриарх такой же униат, как и он. 963 Послание с обращением его к лицу патриарха и с указанием в его тексте 1441 года (об этом же послании, с обращением к лицу императора и с указанием в тексте позднейшего года, см. ниже) сохранилось или известно в двух списках: по одному из них оно напечатано в Актах Истории т. I и перепечатано в Памятниках Павлова о другом списке см. Собрание летописей т. VI, стр. 162, примечание. В послании говорится, что от крещения России Владимиром «имеем ныне четыреста и пятьдесят лет и три лета»; а сейчас указанное событие случилось, по летописи, в 988 году. 964 Одна грамота в Актах Истории, т. I, стр. 119 col. 1, и у Павлова в Памятниках, col. 638 начало, другая грамота у преосвященного Макария в Истории, VI, 367 начало и у Павлова ibid., col. 654. 965 Cfr послание св. Ионы к невскому князю Александру Владимировичу, в котором он оправдывает своё поставление бывшими прежде примерами, – Акты Истории т. I, стр. 95 col. 2 начало, Памятники Павлова col. 560. 966 Великий князь в послании к императору Константину с извещением о поставлении Ионы (Акты Истории т. I, стр. 84 col. 1 fin., и в Памятниках Павлова col. 582), и Иона в послании в киевскому князю Александру Владимировичу – с извещением о своём поставлении (Акты Истории ibid. стр. 95 col. 1 и Памятники col. 559) говорит, что до этого последнего события не было посылок в Константинополь относительно замещения митрополичьей кафедры по причине униатства императора и патриарха. Но великий князь и митрополит могли иметь желание умалчивать о посылках неудачных (и пред императором Константином можно было это делать, потому что в правление брата он жил не в Константинополе, а на своём уделе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

495 Возможно, эту часть трактата имел в виду Августин, когда в письме к Океану говорил о написанной блаж. Иеронимом «книге о воскресении плоти», см.: Aug. Ep. 180. 5. 505 Имя Vigilantius (лат. «бодрствующий») блаж. Иероним предлагает заменить более подходящим именем «Дормитанций», Dormitantius, то есть «дремлющий». См.: Contr. Vigil. 1. 509 Aug. De peccatorum meritis et remissione, De spiritu et littera, De natura et gratia. См.: Hieronym. Dial. contr. Pelag. III 19. 532 См.: Hieronym. Vita Hilar. 1; Schiwietz S. Das morganlandische Mönchtum. Mainz, 1913. S. 103–126. 538 Epistula ad omnia monasteria de Pascha, CPG. 2375; PL. 23. Col. 99–100; Pachomiana Latina. P. 105–106. 539 Doctrina de institutione monachorum, или Liber Orsiesii, CPG. 2367; PG. 40. Col. 869–894; PL. 103. Col. 453–476; Pachomiana Latina. P. 109–147. 542 См.: Kelly. 1975. P. 281–282; De Clercq C. L’influence de la Règle de saint Pachôme en Occident//Mélanges Louis Halphen. Paris, 1951. P. 174–175. 547 Sermo de die Epiphaniorum et de psalmo xxviii, CPL. 599; Ibid. P. 530–532 (Ed. B. Capelle). 559 CSEL. 54 (1910), 55 (1912), 56 (1918)/Ed. I. Hilberg. Editio altera supplementis aucta: 1996. Indices comp. M. Kamptner (CSEL. 56.2). 563 CPL. 621а; CSEL. 88 (J. Divjak. 1981). P. 130–133. Исправленное издание см.: (Euvres de saint Augustin. Lettres augustinienne. Vol. 46B/Éd. J. Divjak. Paris, 1987. P. 394–401, notes: P. 560–568. 566 См.: Cain. 2009. P. 207. Письмо к Софронию о церкви г. Лиды (Epistula ad Sophronium de ecclesia Lyddensi), сохранившееся только в грузинском переводе (Ed. М. Van Esbroeck//Révue de karthvélologie, 35 (1977). P. 127–131), в настоящее время считается неподлинным. Ibid. 567 См.: Vallarsi. PL. 22. Col. XLIX–XCI; Щеголев. 1863. C. CLVI–CLXXII; Grützmacher. 1969. Bd. 1. S. 53–102; Cavallera. 1922. T. II. P. 1–63; Labourt. 1949–1963; Antin. 1958. P. 359–362; Gründel. 1958; Nautin. 1972. P. 209–218; 1973. P. 69–96, 213–239; 1974. P. 251–284, 1972–1973. P. 7–37; 1983a. P. 247–259; 1983b. S. 331–344; 1984. P. 441–449; 1990. P. 298–299; Duval. 1987–1999. P. 562–563; Rebenich. 1992a; Cain. 2009 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

141 Cyrillus Alexandrinus. Epistula 39. Ad Iohannem Antiochenum (de pace) 5//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 4. P. 17:9–20. 142 О понимании свт. Кириллом атрибуции изречений Спасителя см.: Loon H., van. The Dyophy si te Christology. P. 549–554. 143 Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Genesim 7//PG. 69. Col. 380C. Англ. пер.: St. Cyril of Alexan dria. Glaphyra on the Pentateuch/introd. G. K. Hillis, trans. N. P. Lunn. Washington, D. C., 2018. Vol. 1. (The Fathers of the Church: A New Translation; vol. 137). P. 350. Ср. рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Творения. Кн. 2. С. 237. 144 Cyrillus Alexandrinus. De incarnatione Unigeniti 712e–713a//SC. 97. P. 296. Ср. рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Диалог о вочеловечении Единородного. С. 147–148. Текст в трактате «О правой вере к Феодосию» (Oratio ad Theodosium 43//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 72:1–4) в точности тот же за исключением одного слова: предлог σν («вместе с ней», т. е. с плотью) заменён предлогом ν («в ней», т. е. в плоти). 146 Cyrillus Alexandrinus. Libri V contra Nestorium I//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6. P. 17:19. См. также: Ibid. P. 15:40, 19:36. 147 Cyrillus Alexandrinus. Epistula paschalis 17, 2//SC. 434. P. 268:120–270:129. Свт. Кирилл здесь имплицитно доказывает, что Христос, будучи ещё Младенцем, не знал добра и зла как человек, но как Бог – знал. 148 Cyrillus Alexandrinus. Epistula 17. Ad Nestorium (una cum synodo Alexandrina) 5//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 36:26–28. 149 Cyrillus Alexandrinus. Libri V contra Nestorium V, 3//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6. P. 98:26–34. 152 См.: Loon H., van. The Dyophysite Christology. P. 559–560 (также «Index of Subjects», s. v. «Law(s) of human nature». P. 619). 153 Cyrillus Alexandrinus. Epistula paschalis 17, 2//SC. 434. P. 270:155–163. Англ. пер.: St. Cyril of Alexandria. Festal Letters 13–30/eds. Ph. R. Amidon, J. J. O’Keefe. Washington, D. C., 2013. (The Fathers of the Church: A New Translation; vol. 127). P. 65. 154 См. примеч. 150. Англ. пер.: St. Cyril of Alexandria. On the Unity of Christ/ed. J. A. McGuckin. Crestwood (N. Y.), 1995. P. 109.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Н. А. советовал монахам соблюдать аскетическое правило, к-рое помимо молитвы и рукоделия включает в себя также бдение и псалмопение. Следуя древней традиции, восходящей к античным авторам (ср., напр.: Hes. Theog. 211-212), он рассматривал сон как «краткую смерть» ( Nil. Ep. I 28//PG. 79. Col. 96). Сон, с его т. зр., состояние опасное (Ep. III 318//Ibid. Col. 537), поскольку он приводит к ослаблению бдительности (Ep. I 26//Ibid. Col. 92-93). Любитель сна есть «гробница (νεκρωταφεον), мертвая душа в живом теле» (Ep. III 317//Ibid. Col. 536-537). Монах, конечно, не может постоянно бодрствовать, иногда он «отдыхает»; но в этом состоянии его жизнь бессмысленно сокращается, хотя сам он не осознаёт этого (Ep. I 26//Ibid. Col. 93). Трезвенный монах в идеале не должен спать (Ep. III 127//Ibid. Col. 444), бдение - его оружие против демонов (Ep. III 171//Ibid. Col. 464), необходимое условие боговидения. Вместе с молитвой и бдением монах обязан заниматься псалмопением, под которым в узком смысле подразумевается славословие, прославление Бога в псалмах и духовных песнях (Ad Agath. 4. 3//Ibid. Col. 828; In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Magnam. 64//Ibid. Col. 1056). При этом душа монаха должна быть определенным образом подготовлена в такому прославлению, т. е. исполнена любви к Богу (Ep. I 30, 234//Ibid. Col. 97, 169), иначе хвала будет неискренней. Псалмопение должно быть непрерывным, как дыхание (Ep. IV 25//Ibid. Col. 561), ежедневным и неусыпным (Ep. I 30//Ibid. Col. 97). Наличие у Н. А. экзегетических сочинений свидетельствует о том, что он считал размышление над Свящ. Писанием важным делом для монаха. Именно словами Свящ. Писания монах «путеводится в жизнь неукоризненную, приобретая вместе и обильную пищу, и великое наслаждение» (Exerc. 62//Ibid. Col. 796). Свящ. Писание является духовной пищей, «подобной меду» (Ep. I 262//Ibid. Col. 180). Как тело питается пищей, так душа - Свящ. Писанием (Ep. II 37//Ibid. Col. 213; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; In Cant. 2. 6). Оно помогает монаху в борьбе со страстями, доставляя ему примеры добродетели, в т. ч. из исторических книг (Exerc. 21//Ibid. Col. 748) - в образе пророков Илии, Елисея и Иоанна Крестителя (Ibid. 60//Ibid. Col. 792-793). Монах должен читать Свящ. Писание, постоянно размышлять над ним (De mon. praest. 20//Ibid. Col. 1084), посвящать ему день и ночь (In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Agath. 1. 3; 4. 3//Ibid. Col. 813, 828). Свящ. Писание избавляет монаха от уныния и подготавливает его к созерцанию (Ad Magnam. 20//Ibid. Col. 996; In Albian.//Ibid. Col. 708), доставляет подлинное наслаждение (τρψις) душе (In Albian.//Ibidem; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; Ad Magnam. 20, 61//Ibid. Col. 996, 1052).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Син264, л. 67–68). Это следующие тексты. В ч. 1, кроме проповедей, входят: “Духовная грамота святаго Димитриа митрополита ростовскаго, новаго чудотворца” [Собрание 1786, ч. 1, л. 26об.–27об.], “Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление” [Ibid., ч. 1, л. 72об.–77об.], “Повествователи, историки, свидетели и учители, списатели церковнии о страстех Господних, сии суть. . .” [Ibid., ч. 1, л. 78], “Целование удов, или ран Господа Бога нашего Иисуса Христа на всяк день” [Ibid., ч. 1, л. 78об.–79], “Богомысленное размышление о пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа” [Ibid., ч. 1, л. 79об.–88об.], “Поклонение Господу нашему Иисусу Христу” [Ibid., ч. 1, л. 88об.–91об.], “Ко Магдалине плачущей у ног Христовых глагол грешнаго” [Ibid, ч. 1, л. 91об.], “Ответ Магдалинин грешникови” [Ibid., ч. 1, л. 92], “О причащении святых таин” [Ibid. 1786, ч. 1, л. 92–96], “Плачь на погребение Христово” [Ibid., ч. 1, л. 96–99об.], “Поклонение святой Троице” [Ibid., ч. 1, л. 100–101 об.], «О любви бляжняго свидетельства» [Ibid., ч. 1, л. 102об.]. В ч. 6, кроме проповедей украинского периода, переведенных с “простой мовы” на церковнославянский язык, опубликованы “Врачество духовное на смущение помыслов, от различных книг отеческих вкратце собранное” [Ibid., ч. 6, л. 32об.–42об.], “Молитва исповедания к Богу повседневнаго от человека, полагающаго спасения начало” [Ibid., ч. 6, л. 43–48], “Внутренний человек в клети сердца своего уединен, поучающся и молящся втайне” [Ibid., ч. 6, л. 48–54], “Апология во утоление печали человека” [Ibid., ч. 6, л. 59об.– 74об.], “Послание святаго исповедника Христова Хрисогона” [Ibid., ч. 6, л. 75–75об.], “Смиренный Димитрий, митрополит ростовский и ярославский, написах сие в некую окаянства моего пользу” [Ibid., ч. 6, л. 86 об.– 87об.], “За что Бога благодарити” [Ibid., ч. 6, л. 87об.–88об.], “Вопросы и ответы краткие о вере” [Ibid., ч. 6, л. 1–32], “Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающагося” [Ibid., ч. 6, л. 88–90], “Молитва, или краткое страстей Христовых воспоминание” [Ibid., ч. 6, л. 90об.–92], “Богодухновенное наставление христианское, или Правила келейныя” [Ibid., ч. 6, л. 92–92об.], “Милосердому и долготерпеливому творцу нашему Богу угодна от человек дела сия” [Ibid., ч. 6, л. 92об.–93об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010