Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2//PG. 26. Col. 1032B:1–2; Ibid. Col. 1032C:4; Ibid. Col. 1032D:5. Athanasius Alexandrinus. Sermo de descriptione deiparae [Sp.] 2//PG. 28. Col. 948A:7; Ibid. Col. 948A:8. Athanasius Alexandrinus. Didascalia CCCXVIII patrum Nicaenorum [Sp.]//PG. 28. Col. 1637B:12–13. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae 5, 4//Athanasius Werke/hrsg. von M. Tetz. Bd. 1. Teil 1. Lieferung 1. Berlin; New York, 1996. S. 44. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2, 1//Athanasius Werke//hrsg. von H. C. Brennecke, U. Heil, A. von Stockhausen. Bd. 2: Die «Apologien». Lieferung 8. Berlin; New York, 2006. S. 324; Ibid. 3, 2//Op. cit. S. 326. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2, 3–4//Op. cit. S. 324–325; Ibid. 2, 5–3, 1//Op. cit. S. 325; Ibid. 3, 2//Op. cit. S. 326. 31 Epiphanius. Panarion 69, 11, 1//GCS. 37. S. 160:25–31. 32 Ibid. 72, 11, 4//GCS. 37. S. 265:24–266:1. Ср. в подложном сочинении свт. Епифания выражение «вселенское порфировидное одеяние тела» (Христа). 32 Epiphanius. Homilia in laudes Mariae deiparae [Sp.]//PG. 43. Col. 496B:11. И далее то же выражение. Epiphanius. Homilia in laudes Mariae deiparae [Sp.]//PG. 43. Col. 497C:10–13. 33 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica I, 8, 4//SC. 477. P. 90. О III Вселенском Соборе: Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica VII, 32, 7//SC. 506. P. 116. 34 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica II, 20, 2–3//SC. 493. P. 82; Ibid. II, 37, 1//SC. 493. P. 162; Ibid. II, 37, 96//SC. 493. P. 188. 37 Asterius Amasenus. Homiliae I–XIV. Homilia VIII, 15, 2:1–4//Asterius of Amasea. Homilies I–XIV/ed. C. Datema. Leiden, 1970. P. 96. 38 Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos I–XVIII. Catechesis VI, 2//Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera quae supersunt omnia. Vol. 1. Monaci, 1848. P. 156. 42 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem XII, 1//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium/ed. P. E. Pusey. Vol. 3. Oxford, 1872. P. 152:2–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

 См.: Demetracopoulos J. Palamas Transformed. P. 265–266.   Basilius Caesariensis . Adversus Eunomium I//PG. 29. Col. 526B.   Joannes Damascenus. Contra Jacobitas 29//PTS. 22. S. 120.  Именно такой видит свт. Григорий Палама позицию антипаламитов, о чём подробнее будет сказано ниже.  «…нам не позволительно высказывать что-либо о Боге от самих себя, но следует обратиться к тем [мужам], которые глаголят в Духе о духовном… (μς ατος πιστρεπτον πρς τος ν πνεματι τ το πνεματος λαλοντας)» ( Gregorius Palamas. Capita physica, theologica, moralia et practica 80//ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 80:27–29).  «… κα τς το θεο θεας νεργεας νματα δογματζων εναι μνον» ( Gregorius Palamas. Contra Nicephorum Gregoram II, 26//ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 284:29–30).  «…τ νματα εναι τς θεας νεργεας φρενοβλαβς δογμτιζεν» (Ibid. II, 28, 5–6//ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 286).  «… Γρηγορς τς θεας νεργεας νματα ψιλ φησι, κεν πραγμτων, νθρπων ερματα ντα κα ποιματα, μηδπω μχρι κα τμερον κηκαμεν» (Ibid. II, 29//ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 286:20–22).   Nicephorus Gregoras. Historia Romana III, 30, 34.38// Nicephori Gregorae Historiae Byzantinae. Vol. 3/ed. I. Bekker, L. Schopen. Bonn, 1855. (CSHB). P. 294:4–6; 296:3–6. Рус. пер.: Гагинский А. М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 30.   Nicephorus Gregoras. Antirrhetica priora II, 6// Nikephoros Gregoras. Antirrhetika/hrsg. von H.-V. Beyer. Wien, 1976. (Wiener byzantinische Studien; Bd. 12). S. 333:16–22. Рус. пер.: Бирюков Д. С. Книга еретиков/[сост., предисл., коммент. Д. С. Бирюкова]. СПб., 2011. (Александрийская библиотека). С. 452–453.  «…ты говоришь, будто ничем не отлична от божественной сущности [происходящая] от неё нетварная энергия (σπερ μηδν διενηνοχναι φς τς θεας οσας τν κεθεν κτιστον νργειαν)» ( Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 2, 5, 14//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 95:23–24. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. С. 48).

http://bogoslov.ru/article/6172777

257 Интересно, что в синайском списке частной Распространенной Эклоги выражение κα λοιπος τν το Θεο φβον χοντες передано именно словами τος λογιωττους σχολαστικ ος. См.: Ecloga privata aucta Sinaitica/Hrsg. von D. Simon und Sp. Troianos//FM. 1979. Bd. 3. S. 1 74. Бургман склонен именно это чтеиие считать подлинным (Ecloga. P. 3). 259 Troianos S. Ν. Η διαμρφωση το ποινικο δικαου στ μεταβατικ περοδο μεταξ I σαυρν κα Μακεδνν// Βυζαντιακ, 1982. Τ. 2. Σ. 87. 260 Troianos S. Bemerkungen zum Strafrecht der Ecloga//A­ φιρωμα στν Νκο Σβρωνο. Ρεθμνο, 1986. Τ. 1. Σ. 106. 261 Troianos S. Bemerkungen zum Strafrecht der Ecloga//A­ φιρωμα στον Νκο Σβρωνο. Ρεθμνο, 1986. Τ. 1. Σ. 100. 262 Pieler Ρ. Ε. Entstehung und Wandel rechtlicher Traditionen in Byzanz//Entstehung und Wandel rechtlicher Traditionen/Hrsg. von W. Firentscher, H. Franke u. O. Köhler. München, 1980. S. 702. 264 Критическое издание памятника: Appendix Eclogae/Hrsg. von L. Burgmann und Sp. Troianos//FM, 1979. Vol. 3. P. 24–125. 265 Troianos S. Ν. διαμρφωση. Σ. 88. Бургман и Троянос в своем издании «Аппендикса» убедительно показали ошибочность взглядов Цахариэ фон Лингенталя и следующих за ним Мортрейля и Монферратоса о происхождении почти всех статей памятника из эпитомы Юстинианова Кодекса антецессора Стефана (Appendix Eclogae. P. 24 sq.). 266 Troianos S.N. διαμρφωση. Σ. 89; Idem. " Ποινλιος» το κλογαδου. Frankfurt a/M., 1980. Σ. 6. 267 О преступлениях против веры и о наказаниях за них по византийскому праву см. специальное исследование: Troianos S. Ν. Τ περ τν θρησκεαν γκλματα εις τ νομοθετικ κεμενα τν μεσν βυζαντινν χρνων// Δπτυχα. 1979. Τ. Σ. 168– 194. 271 Appendix Eclogae, III. 1–4,6–7,9–11,13-Coll. Trip. I. 5. 1–5, l4, 16–17, 20; I. 7,6 (нумерация статей Трипартиты тождественна нумерации их в Юстиниановом Кодексе). О Coll. Trip. см.: Stolte В. Η. The Digest Surnma of the Anonymus and the Collectio Tripartita, or the Case of the Elusive Anonyini//Subseciva Groningana. 1985. Vol. 2. P. 57–69; Idem. The Collectio Tripartita and the Epitome Athanasiï Problems for an editor//Ibid. 1990. Vol. 4. P. 221– 231.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

язык еще не вытеснил коптский в качестве литературного, т. е. до IX-X вв. На арабском (иногда также на коптском) сохранились жития общехрист. святых и местных подвижников позднего средневековья, напр. монахов Барсума аль-Эриана ( ок. 1317), Марка из мон-ря прп. Антония Великого ( 1386), Анба Рувайса ( 1405) и др. ( Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 474-475). Наряду с этим копто-араб. традиция сохранила значительное число памятников, копт. оригинал к-рых утрачен, и адаптировала ряд житий, имевших, по всей видимости, мелькитское происхождение, напр. Мученичество Георгия Нового ( 978). Копт. Синаксарь также сохранился лишь в араб. версии (изд.: SynAlex и SynAlex (Forget)), к-рая в свою очередь послужила источником для эфиоп. и, возможно, сиро-яковитской версий. Значительный материал агиографического характера обобщен в компилятивном соч. « История Александрийских патриархов », открывающемся Мученичеством ап. Марка (рус. пер.: Подвижники: Избр. жизнеописания и труды. Самара, 1999. Кн. 2. С. 29-37). Примером араб. Ж. л. в жанре энкомия, написанного характерной для араб. литературы рифмованной прозой, служит сборник похвальных слов несторианского патриарха Илии III Абу Халима аль-Хадиси ( 1190) и его несторианских и копт. подражателей ( Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 202-205). Агиографические произведения сирийцев-яковитов на араб. языке по большей части представлены рукописями на каршуни XVI-XVII вв. Арабские агиографические сборники маронитского происхождения засвидетельствованы в рукописях с XVII в. В кон. XIX - нач. XX в. маронитами был подготовлен и издан ряд житий на араб. языке (Ibid. Bd. 3. S. 495), а католич. миссионерами - неск. житийных сборников (Ibid. Bd. 4. S. 265-266). Язык араб. Ж. л., как правило, отражает варьирующееся от эпохи к эпохе влияние диалектов, более заметное в поздних текстах, как, напр., в Житии архим. Илии, составленном в нач. XVIII в. в Ираке, вероятно в халдейской среде. Широкое распространение, судя по количеству сохранившихся рукописей, на араб.

http://pravenc.ru/text/182317.html

1-я серия «Собрания сочинений» озаглавлена «Труды» (Werke); в нее включены все работы К., издававшиеся при его жизни. Серия состоит из 9 т. (Bd. 1-9 по общей нумерации: AA. Bd. 1. 1902. 19102. Abt. 1. Bd. 1: Vorkritische Schriften I, 1747-1756; AA. Bd. 2. 1905. 1912 2. Abt. 1. Bd. 2: Vorkritische Schriften II, 1757-1777; AA. Bd. 3. 1904. 1911 2. Abt. 1. Bd. 3: Kritik der reinen Vernunft (2. Auflage 1787); AA. Bd. 4. 1903. 1911 2. Abt. 1. Bd. 4: Kritik der reinen Vernunft (1. Auflage 1781), Prolegomena, Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft; AA. Bd. 5. 1908. 1913 2. Abt. 1. Bd. 5: Kritik der praktischen Vernunft, Kritik der Urteilskraft; AA. Bd. 6. 1907. 1914 2. Abt. 1. Bd. 6: Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft, Die Metaphysik der Sitten; AA. Bd. 7. 1907. 1917 2. Abt. 1. Bd. 7: Der Streit der Fakultäten, Antropologie in pragmatischer Hinsicht; AA. Bd. 8. 1912. 1923 2. Abt. 1. Bd. 8: Abhandlungen nach 1781; AA. Bd. 9. 1923. Abt. 1. Bd. 9: Logik, Physische Geographie, Pädagogik). 2-я серия, «Переписка» (Briefwechsel) содержит сохранившиеся письма К.; в ее состав входят 4 т. (Bd. 10-13 по общей нумерации: AA. Bd. 10. 1900. 1922 2. Abt. 2. Bd. 1: Briefwechsel 1747-1788; AA. Bd. 11. 1900. 1922 2. Abt. 2. Bd. 2: Briefwechsel 1789-1794; AA. Bd. 12. 1902. 1922 2. Abt. 2. Bd. 3: Briefwechsel 1795-1803, Anhang; AA. Bd. 13. 1922. Abt. 2. Bd. 4: Anmerkungen und Register). В состав 3-й серии, «Рукописное наследие» (Handschriftlicher Nachlaß), издателями были включены все сохранившиеся рукописи К., не издававшиеся при его жизни, в т. ч. проекты и наброски различных сочинений и статей, заметки, размышления над сочинениями др. авторов, а также сочинение К., над к-рым он работал в последние годы жизни - «Opus postumum». Материал распределен между различными томами по тематическому принципу, а внутри каждого тома структурирован хронологически на основании специально разработанного издателями метода датировки рукописных фрагментов. Серия состоит из 10 т. (Bd. 14-23 по общей нумерации: AA. Bd. 14. 1911. 1925 2. Abt. 3. Bd. 1: Mathematik, Physik und Chemie, Physische Geographie; AA. Bd. 15. 1913. 1923 2. Abt. 3. Bd. 2: Anthropologie; AA. Bd. 16. 1914. 1924 2. Abt. 3. Bd. 3: Logik; AA. Bd. 17. 1926. Abt. 3. Bd. 4: Metaphysik (1. Theil); AA. Bd. 18. 1928. Abt. 3. Bd. 5: Metaphysik (2. Theil); AA. Bd. 19. 1934. Abt. 3. Bd. 6: Moralphilosophie, Rechtsphilosophie und Religionsphilosophie; AA. Bd. 20. 1942. Abt. 3. Bd. 7: [Bemerkungen zu den Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen, Rostocker Kantnachlass, Preisschrift über die Fortschritte der Metaphysik]; AA. Bd. 21. 1936. Abt. 3. Bd. 8: Opus postumum (1. Hälfte); AA. Bd. 22. 1938. Abt. 3. Bd. 9: Opus postumum (2. Hälfte); AA. Bd. 23. 1955. Abt. 3. Bd. 10: Vorarbeiten und Nachträge).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

«Философия имени», стр. 6–7, 8 2840 Ibid., стр. 8. См. «Античный космос», стр. 63. 2841 Ibid., стр. 12. 2842 См. критику идеи «чистого ощущения» Ibid., стр. 184. 2843 Ibid., стр. 18. Утверждение Лосева об «антиметафизичности диалектики» (Ibid., стр. направлено против выключения из сущего момента меоничности. 2844 Ibid., стр. 91—2. 2845 См. ibid., стр. 155, 164, 237, 242. 2846 Ibid., стр. 165. 2847 Ibid., стр. 217. Есть у Лосева немало мест, посвященных положительному (совер¬шенно в духе христианской метафизики) учению о теле, — мы отпускаем их только, чтобы не затя¬гивать нашего изложения. См. особенно стр. 237, 183 («тело человека — орудие выражения неисповедимых тайн вечности » и т. д.). 2848 Ibid., стр. 165. 2849 Ibid., стр. 165. 2850 Ibid., стр. 121. 2851 Ibid., стр. 52. Этот мотив очень сильно выражен в диалектических анализах Карсавина (см. главу V). 2852 Невозможно отделаться от впечатления, что все это учение о меоне у Лосева навеяно учением Соловьева об Абсолюте и его «другом». 2853 Ibid., стр. 87. 2854 Ibid., стр. 90. 2855 Ibid., стр. 91. 2856 Ibid., стр. 90—91. 2857 Ibid., стр. 115. 2858 Ibid., стр. 163. 2859 «Античный космос», стр. 20, 325, 111. 2860 См. особенно интересное и примечательное предисловие к книге Ал. Булатовича «О почитании имени Божьего». 2861 «Философия имени», стр. 181. 2862 Из книги Лосева неясно, была ли ему известна замечательная метафизика света, как она строилась в средневековой философии; думаю, что скорее — нет. 2863 «Философия имени», стр. 181—182. 2864 Ibid., стр. 166. 2865 Ibid., стр. 169—70. 2866 Ibid., стр. 172. 2867 Ibid., стр. 180. 2868 Ibid., стр. 194. 2869 Ibid., стр. 203. 2870 См., напр., ibid., стр. 202, также на стр. 201—202 учение о том, что «осмысленное общение с вещью, с людьми… возможно только в имени вещи». 2871 Ibid., стр. 47. 2872 Ibid., стр. 206. 2873 Ibid., стр. 206—212, 223, 240. 2874 Лосский. «Философия и психология в Сов. России» («Современ. зап.»). 2875 См. более подробно в моем этюде «Проблема софийного понимания и преодоления платонизма» («Путь»). 2876

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

32); 22) Церковноприходский вопрос (ibid. 34); 23) Отчего иногда зависит малоуспешность обращения инородцев в христианство? (ibid. 33): 24) Недостатки нашего приходского духовенства (ibid. 35): 25) Обвинительный акт «Русской Мысли» всему нашему духовенству (ibid. 36); 26) Тревога среди либералов по поводу слуха о намерении правительства поддержать и усилить церковно-приходские школы (ibid. 37); 27) По поводу взгляда газеты «Русь» на церковно-приходские школы (ibid. 45); 28) Раскольнический вопрос (ibid. 1883 г., 4); 29)Ненормальное отношение к духовному сану и званию некоторых членов духовенства (ibid. 10): 30) Замечательные факты деятельности духовенства по народному образованию (ibid. 12); 31) О псаломщиках, как помощниках священника (ibid. 19); 32) Воскресные беседы священника с детьми или катехизация детей (ibid. 23–24); 33) Что нужно иметь в виду священнику для борьбы с неприязненным отношением общества? (ibid. 26); 34) О церковно-приходских школах (ibid. 28 – по поводу циркуляра Министра Народного Просвещения); 35) Опыт исторического очерка церковно-приходских школ (ibid. 31); 36) Систематичность в деятельности приходского пастыря (ibid. 32); 37) К вопросу о спиритизме (ibid. 34); 37) Еврейские замыслы против христианской церкви (ibid. 46); 38) По поводу последних циркуляров Мин. Нар. Просв. об участии духовенства в народном образовании (ibid. 48); 39) Проект организации церковно-приходской школы (ibid. 1S84 г., 6): 40) Восстановление истины (ibid. 7 – относительно церк.-прих. школы); 41) О церковном обучении детей христианской вере (ibid. 9); 42) Что нужно для нашего, приходского, сельского духовенства? (ibid. 15–16): 43) Один из важных недостатков нашего духовенства (ibid. 17); 44) О любви дух. воспитанников к духовно-учебным заведениям (ibid. 23);: 45) Организация надзора и руководства церковно-приход. школ (ibid. 36); 46) О восстановлении причтов в прежнем составе (ibid. 37); 47) Об особом приготовлении низших членов причта (ibid. 40); 48) Об удешевлении религиозно-нравственных брошюр для народного чтения (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Соч. Стр. 238. 98 Ibid. Стр. 94. 99 Ibid. Стр. 171. 100 Ibid. Стр. 238–9. 101 См . подробный анализ антропологии Филона в монографии Helmuth Schmidt (1933). 102 См . замечания Чижевского об этом, «Философия Сковороды». Стр. 44. 103 Соч. Стр. 75. 104 ibid. Стр. 75. 105 См. об этом недавнее исследование Ebeling об Мейстере Экгардте. 106 Соч. Стр. 112. 107 Ibid. Ст. р. 417. 108 Ibid. Стр. 442. 109 ibid. Стр. 86, 63. 110 Ibid. Стр. 90. 111 Ibid. Стр. 243. 112 Ibid. Стр. 244. 113 Ibid. Стр. 245. 114 Ibid. Стр. 331. 115 Ibid. Стр. 320. 116 Ibid. Стр. 507. 117 Ibid. Стр. 354, 364. 118 Ibid. Стр. 454. 119 Ibid. Стр. 449. 120 Ibid. Стр. 339. 121 Ibid. Стр. 237. 122 Ibid. Стр. 499 123 Ibid. Стр. 434. 124 Ibid. Стр. 286. 125 Ibid. Стр. 512. 126 Ibid. Стр. 512–513 127 Ibid. Стр. 520. 128 Ibid. Стр. 193. 129 Ibid. Стр. 406. 130 Ibid. Стр. 224. 131 См. об этом обильный материал в книге Haumant. La culture frangaise en Rusaie; много интересного можно найти в книге Алексея Веселовского «Западное влияние в русской литературе» (4–е издание). 132 См. ее «Записки». Очень живо и иитересно биография ее рассказана Герценом — до сих пор это лучшее описание ее жизни. В биографии Дашковой чрезвычайно любопытна ее дружба с Дидро. 133 Укажу наиболее общие сочинения о философских течениях в России в ХУ111 в. Из общих руководств и очерков по истории русской философии только у одного Радлова, отчасти у Шпета можно найти кое что, — громадное же большинство общих работ дает всегда крайне поверхностный обзор XVIII века. Радлов написал также специальный этюд «Очерк русской философской литературы XVIII b.» (в журнале Петербургского Философоского Общества «Мысль» и 3–Петербург 1922). К сожалению эта работа Радлова очень слаба. — Очень ценны для изучения XVIII b., работы. Сиповского (1. «Русские вольтерианцы XVIII b.», Журнал «Минувшие годы» 1914. 2. «Философские настроения и идеи в русском романе XVIII b.», Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. 3. Книга «Н. М. Карамзин», 1899). Интересна и ценна работа В. Н. Тукалевского «Из истории философских направлений в русском обществе XVIII b.», Журн. Мин. Народи. Просвещения, 1911. Много существенных данных можно иайти в книге П. Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли» (2–е издание, Москва 1898). См. также специальные тома «Литературного Наследства», посвящанные XVIII b. (взаимоотношениям России и Франции). Издание 1933 г. Москва. См. также (Том, посвященный Гете — «Гете в России», тоже богат материалом). Отметим наконец книгу В. Боголюбова, Н. И. Новиков и его время. Москва 1916 г., в которой дано очень много ценных материалов. 134

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Толстого. Соч., т. II, стр. 82. Ibid., стр. 89. Ibid., стр. 90. Ibid., стр. 91. Ibid., стр. 94. Соч., Т. II, стр. 104. Ibid., стр. 51. Ibid., стр. 299. Ibid., стр. 298. Ibid., стр. 298. Ср. стр. 319—320. Кн. Е.Н. Трубецкой. Из прошлого. «Русь» (Вена), стр. 82. Это очень близко к построениям Флоренского (см. ч. IV, гл. VI). С. Трубецкой. Соч., т. II, стр. 317. Ibid., стр. 318. Соч., т. II, стр. 164. Ibid., стр. 163. Ibid., стр. 163. Ibid., стр. 164. Ibid., стр. 180. Ibid., стр. 190—1. Ibid., стр. 193. Ibid., стр. 195. Ibid., стр. 215. Ibid., стр. 209. Ibid., стр. 217. Соч., т. II, стр. 225. Ibid., стр. 228-32. Ibid., стр. 225, 233. Ibid., стр. 237. Ibid., стр. 262, ff. Ibid., стр. 264. Закон «универсальной соотносительности» помогает Трубецкому отбросить теорию психофизического параллелизма (ibid., стр 269 слл.) и тем обойти труднейший вопрос онтологии о связи духа и материи. Ibid., стр. 274. Ibid., стр. 274. Здесь Трубецкой по существу близок к «супранатуральному монизму» Кудрявцева (см. ч. III, гл. III), которого он, по-видимому, не знал. Ibid., стр. 276. Благодаря закону «универсальной относительности» снимаются трудности в проблеме пространства и времени: «время и пространство есть чувственная форма внутренней соотносительности вещей», и это связано с организацией универсальной чувственности. Космология Трубецкого им самим характеризуется, как «метафизический социализм», что означает единство природного многообразия: Трубецкому чужда монадология, чужд метафизический плюрализм, от которого он отделяется своим законом «универсальной соотносительности». Мы уже знаем, что у Трубецкого есть учение о субъекте «универсальной чувственности» – это Мировая Душа («космическое Существо»). Но нотки трансцендентализма постоянно дают себя знать у Трубецкого – и это от его близости к Вл. Соловьеву, а через него к Шеллингу (что мы увидим и у брата его Е. Трубецкого). Для него бесспорна, но в чисто рациональном порядке, реальность Абсолюта – обосновывающего все бытие – это «абсолютный Дух, заключающий в себе основание своего Однако странным образом у Трубецкого в его анализах нигде нет идеи творения, – мало этого: «в существенном бытии для другого заключается внутреннее положительное основание безусловности Абсолюта», по мысли Ни богословски, ни философски такое понятие Абсолюта не может быть защищаемо, – для Трубецкого же Абсолютное есть предельное понятие, и в этом лишь смысле – перворе-альность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ibid., стр. 184. Ibid., стр. 18. Утверждение Лосева об «антиметафизичности диалектики» (Ibid., стр. 52) направлено против выключения из сущего момента меоничности. Ibid., стр. 91-2. См. ibid., стр. 155, 164, 237, 242. Ibid., стр. 165. Ibid., стр. 217. Есть у Лосева немало мест, посвященных положительному (совершенно в духе христианской метафизики) учению о теле, – мы отпускаем их только, чтобы не затягивать нашего изложения. См. особенно стр. 237, 183 («тело человека – орудие выражения неисповедимых тайн вечности» и т.д.). Ibid., стр. 165. Ibid., стр. 165. Ibid., стр. 121. Ibid., стр. 52. Этот мотив очень сильно выражен в диалектических анализах Карсавина (см. главу V). Невозможно отделаться от впечатления, что все это учение о меоне у Лосева навеяно учением Соловьева об Абсолюте и его «другом». Ibid., стр. 87. Ibid., стр. 90. Ibid., стр. 91. Ibid., стр. 90—91. Григорий Палама (1296—1359), византийский богослов, представитель исихазма. Ibid., стр. 115. Ibid., стр. 163. «Античный космос», стр. 20, 325, 111. См. особенно интересное и примечательное предисловие к книге Ал. Булатовича «О почитании имени Божьего». «Философия имени», стр. 181. Из книги Лосева неясно, была ли ему известна замечательная метафизика света, как она строилась в средневековой философии; думаю, что скорее – нет. «Философия имени», стр. 181—182. Ibid., стр. 166. Ibid., стр. 169—70. Ibid., стр. 172. Ibid., стр. 180. Ibid., стр. 194. Ibid., стр. 203. См., напр., ibid., стр. 202, также на стр. 201—202 учение о том, что «осмысленное общение с вещью, с людьми... возможно только в имени вещи». Ibid., стр. 47. Ibid., стр. 206. Ibid., стр. 206—212, 223, 240. Лосский. «Философия и психология в Сов. России» («Современ. зап.»). Космос мыслимый (интеллигибельный) (греч.). В неоплатонизме – мир идей, прообразов. Глава V. Метафизика всеединства. А) Системы Л.П. Карсавина и С.Л. Франка 1. Последние крупные мыслители, к изучению которых мы теперь переходим, все стоят под знаком той «метафизики всеединства», которую развивал Вл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010