Особое значение имеют его транскрипции в нотацию Нового метода. К ним относятся следующие песнопения: полиелей Λϒον ϒαθν Петра Берекета на 4-й глас (Benakis. TA. 120. Fol. 2-11), херувимские Петра Пелопоннесского на 1-й глас, βαρυς, 4-й, 4-й плагальный, 1-й плагальный (Athen. O. et M. Merlier. 14. Fol. 1-2/60-61, 2-3/61v - 62, 3-4v/62-63v, 4v - 5v/63v - 64v, 6-7/64v - 65v) и его же седмичные причастны (Ibid. Fol. 8-17, 66-70v), изложенные в 2 вариантах: «Творяй ангелы» 1-го гласа (Ibid. Fol. 8-9/66-67), «В память вечную» на глас βαρς (Ibid. Fol. 9-10/67-67v), «Чашу спасения прииму» на 1-й глас (Ibid. Fol. 10-11v/68-69v), «Во всю землю изыде вещание их» на 4-й плагальный (Ibid. Fol. 11v - 13/69-69a), «Спасение соделал» на 1-й плагальный (Ibid. 13-13v/69a - 70), «Блаженни, яже избрал» на 1-й плагальный (Ibid. Fol. 13v - 15/70-70v). Отдельную группу составляют транскрипции Е. песнопений протопсалта Даниила : праздничных причастнов («Чашу спасения прииму» на 4-й глас, «Знаменася на нас» на 1-й глас, «Избра Господь Сиона» на 1-й глас τετρφωνος, «Избавление посла» на 1-й глас τετρφωνος, «Явися благодать Божия» на 1-й глас, «Благословен грядый» на 4-й глас, «Тело Христово» на 1-й плагальный глас, «Похвали, Иерусалиме, Господа» на 1-й плагальный глас, «Ядый Мою Плоть» на 4-й глас, «Взыде Бог» на 4-й глас, «Дух Твой благий» на 1-й глас, «Радуйтеся, праведнии, о Господе» на 4-й плагальный глас, «Во свете славы лица Твоего, Господи» на глас βαρς, «Во всю землю» на 4-й плагальный глас; см.: Benakis. TA. 120. Fol. 95-110v) и нек-рых седмичных причастнов («Творяй ангелы Своя духи» на 2-й плагальный глас, «В память вечную» на глас βαρς; см.: Ibid. Fol. 106-107v), а также «Да молчит» на 1-й плагальный (Ibid. Fol. 107v - 108v). В указанной рукописи содержатся также переложения в нотацию Нового метода причастна Георгия Критского «Благослови венец» на 1-й глас (Ibid. Fol. 108v - 109) и песнопения Петра Пелопоннесского «Вечери Твоея тайныя» на 2-й плагальный глас (для литургии Великого четверга) (Ibid. Fol. 109-110). Е. принадлежат также транскрипции сочинений протопсалта Иакова на Рождество, Богоявление, Великую пятницу (Benakis. TA. 120. Fol. 24-46, 56v - 66; Ath. Doch. 343. Fol. 140v - 175v; 365. Fol. 242v - 298), славника стихир на хвалитех «Воскресения день» Мануила Хрисафа (Benakis. TA. 120. Fol. 68-69v; Ath. Doch. 365. Fol. 301-304). Возможно, Е.- автор расшифровок др. сочинений: прокимнов Постной и Цветной Триодей (Benakis. TA. 120. Fol. 46-46v), самогласнов Великого поста (Ibid. Fol. 47-53; Ath. Doch. 365. Fol. 231v - 239), славника на стиховне Великой среды «Господи, яже во многия грехи» (Benakis. TA. 120. Fol. 66-68; Ath. Doch. 365. Fol. 298-301) и др.

http://pravenc.ru/text/187586.html

Феодорит Кирский упоминает «великого Евстафия, председательствующего» на Соборе ( Theodoret. Ep. 151//PG. 83. Col. 1440), и говорит, что Е. «первый увенчал главу царя цветами похвал и возблагодарил неусыпное попечение его о предметах божественных» ( Idem. Hist. eccl. I 6). Вместе с тем, согласно Созомену, лицом, приветствовавшим имп. св. Константина, был Евсевий Кесарийский ( Sozom. Hist. eccl. I 19), что подтверждается и автором заглавий к «Жизни Константина». Помимо Феодорита о председательстве Е. на Соборе упоминают свт. Иоанн I Антиохийский (ap. Facund. Pro def. Cap. VIII 1//PL. 67. Col. 711), еп. Факунд Гермианский (Ibid. XI 1//Ibid. Col. 795); те же сведения содержатся в письме к имп. Зинону , приписываемому папе Феликсу III (PL. 58. Col. 919). Вопрос о председательствующем на Никейском Соборе не решен однозначно из-за отсутствия соборных документов. В числе возможных председателей могли быть епископы Александр Александрийский, Макарий I Иерусалимский, Осий Кордубский. В толковании на Притч 8. 22 Е. приводит краткий рассказ о Соборе, воспроизведенный Феодоритом ( Theodoret. Hist. eccl. I 8). Он имеет особое значение ввиду отсутствия актов Собора как свидетельство непосредственного участника. Число присутствовавших на Соборе Е. определяет не в 318, а приблизительно в 270 чел. (Ibid. I 7). Он сообщает, что Евсевий Никомидийский прочитал свое исповедание веры, к-рое вызвало возмущение отцов. После того как текст исповедания был публично разорван на заседании Собора, сторонники Евсевия подписали Никейский Символ. По прошествии некоторого времени после Никейского Собора начали появляться признаки антиникейской реакции, 1-й жертвой к-рой стал Е. В предисловии к толкованию на Притч 8. 22 Е. выступил с резкой критикой отвергающих единосущие . Вскоре лит. полемика перешла в реальный конфликт: по сообщению свт. Афанасия, Е. не принял в клир Леонтия (впосл. епископ Антиохийский), Феодосия Триполийского, Евдоксия (впосл. епископ К-польский), Евстафия Севастийского, Георгия Лаодикийского и Стефана (впосл.

http://pravenc.ru/text/187408.html

т. (Грам. Конст. патр. Паисия I к Москов. парт. Никону Сбп. 1881 г. стр. 44). Что касается нынешней современной нам практики греческой Церкви, то она уже, за немногими исключениями, вполне сходна с нашею. В современном греческом Типиконе мы находим ответом на возглас священника нынешнюю стихиру: «Ε’δωμεν το φως τ ληινον» (Τυπικν edit. 1884 an. pag. 4, 16, 17 et, cet.), с тою, однако, разницею, что поется она только с понедельника Святого Духа (Ibid. pag. 312) до субботы праведного Лазаря (Ibid. pag. 275). В великую субботу на литургии и в субботу пред Пятидесятницею «ντ το ε’οομεν τ Φως, λγεται τ παρν Μνσδητι ευσπλαγχνε κα αν, χαθ- μνημνεοσας το ληστοδ, ν τη βασιλεα των ουρανν«, т. е. вместо «Видехом свет истинный», говорится настоящий стих: « II о м я н и, благоутробне, и нас, якоже помянул еси разбойника во царствии небесном» (Ibid. pag. 288 et 309), затем во все двунадесятые Господские праздники и в дни отдания их вместо «Видехом свет истинный» положено, по Уставу, петь тропарь праздника (pag. 24, 27, 72, 85, 91 et. cet.). От Вознесения Господня до дня отдания этого праздника вместо стихиры: « Видехом свет истинный» указано петь тропарь вознесению. «Σημεωσαι, читаем мы в современном греческом Типиконе, δτι μχρι της ποδσεως της ναλψες εις τ· ’Εξαρετο»:, ν Αξιον στιν, ψλλεται κτος της μρας της ποδσεως, μετ το κοινωνικν, Ανελφθης εν δξη«, τ. е. заметь, что до отдания праздника Вознесения на Изрядно поется «Достойно есть», кроме дня отдания, после же причастна «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» (Τοπικ. pag. 306 not.)   «Eis – πολλ ετη δσποτα» 6 , а затем со времени собора 1666 – 67 годов 7 , когда последний возглас сделался отличительною особенностью только одного архиерейского служения, стихира: «Видехом свет истинный» осталась в нашем священническом Служебнике одинокою и навсегда укрепилась в данном месте. Что же касается служебников южно-русской печати, то в них со времени издания Стрятинского Служебника в 1604 году епископом Гедеоном Балабаном, ответом на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» печатаются чрез все XVII столетие слова: „Εις πολλ ετη δσποτα» 8 , которые не исчезли из практики южно-русской Церкви даже и в начале XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Задача созерцаний, к какой бы они области ни относились, одна и та же – тщательно искать божественные идеи ( λγοι) Логоса, искать везде, где Он в них проявился, т.е. и в природе, и в человеке, и в Писании, и Церкви, ибо все это – и природа, и Писание, и Церковь – представляют собой таинственные воплощения Логоса 769 . Незримые энергии Его сокрыты в них под покровом символов; но они ощутимы для ума просветленного, собирающего их в созерцаниях 770 . Созерцания эти суть отражения действительных идей или энергий Логоса и соответственно трем видам духовного умозрения γνωσις, φυσικη θεωρα, αληστος γνωσις) могут быть трех родов: нравственными, естественными, богословскими 771 . Собирая и осуществляя их в себе, душа сама становится Логосом в миниатюре, принимает Его в себя со всей совокупностью Его λγοι, словом, вполне уподобляется Богу и становится достойной божественного вселения. 745 Cap.de charitate I,97,94 [p.n.I,106]. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5 [p.n.II,25]. Cap.theol. I,32; II,74 [p.n.I,220,249]. Созерцание – центр аскетики по учению мистиков-созерцателей. См. о нем выше, гл. «Мистика...», прим.9. 746 Cap.de charitate II,5; I,33.94; III,34; IV,86 [p.n.I,107.99.106,125,143]. Ambigua, PG.91, 1360C, f.243b. Quaest ad Tahl. LIV, PG.90, 512A-B, p.152 [p.n.II,185]. – Евагрий, Cap.pract.59, PG.40, 1236A; р.п., с.579 [с.99,гл.87]; [блаж. Диадох, гл.72, с.393:6–8]; см. выше, гл. «Мистика...», прим.30. 748 Cap.theol. I,98 [p.n.I,232–233]. Mystagogia 7.24, PG.91, 688A,709B, p.507,522 [p.n.I,168,180]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877B, p.347 [p.n.I,187]. Св. Григорий Богослов , Or.2, n.7, PG.35, 413C-416A; p.n.I,15. 750 Cap.de charitate II,34. 94; IV, 69 [p.n.I,112,120,141]. Quaest. ad Tahl. LII, PG.90, 497D, p.145 [p.n.II,179]; LXV, 764A, p.290. Cap.theol. I,17; II,72 [p.n.I, 217–218. 248]. – Св. Григорий Богослов , Or.4. n.71, PG.35, 593В; p.n.I3,103. Блаж. Диадох, гл.7,67, с.28:10–16. 362–369. 751 Cap.de charitate IV,57,58 [p.n.I,140]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 861C, p.338 [p.n.I, 210]. Путь к ведению – бесстрастие: преп. Исихий, Cap.de temperantia I,67, PG.93, 1501D; р.п., с.172 (­ Cap.de charitate IV,58 [p.n.I, 140]); оно возможно лишь по «очищении»; преп. Исихий, ibid. I,75, 1504С, с.174 (­ Cap.de charitate IV,72 [p.n.I,142]).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

и А. были совмещены легендарные рассказы об этих святых и о мученицах Домитилле и Петронилле ввиду их общего места захоронения. Агиографические сведения о мц. Домитилле представлены только в сказании о Н. и об А., день ее памяти под 7 мая впервые зафиксирован лишь в сер. IX в. в Мартирологе Флора Лионского ( Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 82). Однако, по свидетельству блж. Иеронима Стридонского , в кон. IV в. паломники посещали о-в Понтия, чтобы увидеть домик (cellulae), где жила Домитилла ( Hieron. Ep. 108.//PL. 22. Col. 882). Евсевий Кесарийский, описывая в «Церковной истории» гонения при имп. Домициане, упомянул Флавию Домитиллу, назвав ее племянницей рим. консула Флавия Климента (95 г.). За исповедание Христа она была сослана на Понтию вместе со мн. др. единоверцами ( Eusb. Hist. eccl. III 18. 4). Те же сведения Евсевий приводит в «Хронике» ( Euseb. Chron.// Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronimus/Hrsg. R. Helm. S. 192), ссылаясь при этом на некоего языческого историка Бруттия, под к-рым, возможно, следует понимать Гая Брутия Презенса - друга Плиния Младшего ( Fasola. 1986. P. 7). Дион Кассий Кокцеян писал, что консул Флавий Климент и его жена Домитилла были уличены в безбожии - такое обвинение при имп. Домициане выдвигалось против римлян, принявших иудейскую веру. Супруга Климента была родственницей императора, ее отправили в ссылку на о-в Пандатерия (ныне Вентотене, Италия; Dio Cassius. Hist. Rom. 67. 14). Т. о., вероятно, следует различать 2 Домитилл - племянницу консула и его супругу ( Fasola. 1986. P. 7-8). Первоначально катакомбы, где были похоронены Н. и А., носили имя Домитиллы. По мнению исследователей, самые ранние захоронения относятся к 1-й пол. III в. (Ibid. 1986. P. 14). К могиле мучеников вниз вела лестница, а коридор заканчивался апсидой с алтарем в их честь. Вероятно, папа Дамас построил небольшую часовню рядом с криптой, в к-рой находилась могила мучеников, а папа Сириций в 390-395 гг.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

145v - 148; 1202. Fol. 104-107; 1120. Fol. 377-379v (ркп. Мануила Хрисафа, 1458 г.); Ath. Konstamon. 86. Fol. 199v - 202; Ath. Philoth. 122. Fol. 130v - 133; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 131-132v (ркп. доместика Матфея, 1453 г.); 906. Fol. 146v - 148v; CPolit. Bibl. Patr. 7. Fol. 57. Рукописи XVI в.: Lesb. Leim. 273. Fol. 67-79; 259. Fol. 66-69v (ркп. иером. Гавриила, 1572 г.); Ath. Xeropot. 273. Fol. 47-50v. Рукописи XVII в.: Ath. Iver. 1298. Fol. 107-112; 1250. Fol. 150v - 153 (ркп. свящ. Баласиса, ок. 1670 г.); 1228. Fol. 240-243; 949. Fol. 76v - 78; Ath. Doch. 369. Fol. 47v - 51v; Athen. Bibl. Nat. 3324. Fol. 113v - 116v (ркп. мон. Галактиона, 1629 г.); Ath. Gregor. 32. Fol. 123-126; 5. Fol. 131-13; Ydra. Iliou. 597. Fol. 151v - 154. Рукописи XVIII в.: Lesb. Leim. 238. Fol. 151-153v; 459. Fol. 140-142 (ркп. свящ. Павла); 8. Fol. 86v - 87v; Ath. Doch. 337. Fol. 147v - 150v (ркп. Димитрия Лота, 1764 г.); Ath. Xeropot. 307. Fol. 179-181v (ркп. Анастасия Вайя, 1767 г.); Ath. Prodr. 1. Fol. 434-441 (ркп. Димитрия, свящ. и номофилакса Верии); Ath. Gregor. Fol. 196v - 199v; Havn. 2747, 2°. Fol. 68-69; Ath. Iver. 987. Fol. 177v - 180; Meteor. S. Steph. 19. Fol. 172-174; РНБ. Греч. 130. Л. 152 об.-155; 132. Л. 180 об.- 182 об.; 711. Л. 115 об.- 177 об.; Athen. Bibl. Nat. 2611. Fol. 148-152. Дополнительные сведения об этом произведении содержат следующие надписания: «Настоящие мегалинарии, поемые на Рождество Христово...» (Ath. Cutl. 449. Fol. 39-40); «Другие антифоны, поемые во святом граде Фессалоники...» (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 123v - 125, 1336 г.); «Другой антифон тем же архангелам, мелос фессалоникийский, 2-й плагальный глас νεναν...» (Ibid. 2622. Fol. 274v - 276); «Это поется [на память] святых апостолов, в месяце ноябре 20-го, глас 2-й плагальный νεναν...» (Ath. Cutl. 395. Fol. 137v - 150); «Антифоны, поемые световидным и божественным бесплотным [силам], господина Никифора Ифика, 2-й плагальный глас νεναν...» (Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 88v - 94); «Другой антифон во славу Святой Троицы, творение Ифика, 2-й плагальный глас: «Воспойте Господеви песнь нову»» (Athen.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Набожность Г. и его супруги Кунигунды служила образцом христ. благочестия. Г. высказывал желание отречься от мира и удалиться на покой в одну из обителей. Бездетность женатого императора объяснялась особой добродетельностью и благочестием царственных супругов. Похоронен Г. в соборе святых Петра и Георгия г. Бамберга. В 1146 г. он был канонизирован папой Римским Евгением III . В иконографии Г. и Кунигунда часто изображаются у ног Христа. За их спинами находятся святые апостолы Петр и Павел , покровители Бамберга. Ист.: Annales Quedlinburgensis/Hrsg. v. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 3. P. 22-90; Ebernand von Erfurt. Heinrich und Kunegunde/Hrsg. v. R. Bechstein Quedlinburg. Lpz., 1860; Thietmar von Merseburg. Chronik/Hrsg. v. W. Trillmich. Darmstadt, 1957. (AQDGM; 9); Die Urkunden der deutschen Könige und Kaiser//MGH. Dipl. Bd. 3: Die Urkunden Heinrichs II. und Arduins. B., 19572; Papstregesten (911-1024)/Bearb. v. H. Zimmermann. W., 1969; Die Regesten des Kaiserreichs unter Heinrich II. (1002-1024)/Bearb. v. T. Graff. W., 1971; Vita Heinrici II imperatoris/Hrsg. v. D. G. Waitz//Ibid. P. 792-814; Adalboldus. Vita Heinrici II imperatoris//Nederlandse Hist. Bronnen. Amst., 1983. T. 3. P. 7-95. Лит.: Schneider R. Die Königserhebung Heinrichs II. im Jahre 1002//DA. 1972. Bd. 28. S. 74-104; Schneider W. C. Heinrich II. als «Romanorum rex»//QFIAB. 1987. Bd. 67. S. 421-446; Hoffman H. Mönchkönig und «rex idiota»: Stud. z. Kirchenpolitik Heinrichs II. und Konrads II. Hannover, 1993. (MGH. Stud. u. Texte; 8); Althoff G. Otto III. und Heinrich II. in Konflikten//Otto III.- Heinrich II.: Eine Wende?/Hrsg. v. B. Schneidmüller, S. Weinfurter. Sigmaringen, 1997. S. 77-94; Haas N. Das Kaisergrab im Bamberger Dom. Bamberg, 19993; Weinfurter S. Heinrich II. (1002-1024): Herrscher am Ende der Zeiten. Regensburg, 1999; Guth K. Kaiser Heinrich II. und Kaiserin Kunigunde - das heilige Herrscherpaar: Leben, Legende, Kult und Kunst. Petersberg, 2002; Höfer M. Heinrich II.: das Leben und Wirken eines Kaisers. Esslingen; Münch., 2002.

http://pravenc.ru/text/162127.html

«Early Christian and Byzantine political Philosophy» (Раннехристианская и византийская политическая философия: Происхождение и предпосылки). В последние годы жизни Д. были опубликованы его книги: «The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew» (Идея апостольства в Византии и легенда об ап. Андрее), «Byzantine missions among the Slavs» (Византийская миссия к славянам). Соч.: Les Slaves: Byzance et Rome au IXe siècle. P., 1926; La Vie de st. Grégoire le Décapolite et les Slaves macédoniens au IXe siècle. P., 1926; Deux inscriptions gréco-bulgares de Philippes//BCHell. 1928. T. 52. P. 125-147; Le second schisme de Photios: Une mystification historique//Byz. 1933. Vol. 8. P. 425-474; The Circus Parties in Byzantium//Byzantina-Metabyzantina. N. Y., 1946. Vol. 1. N 1. P. 119-133; The Kiev State and its Relation with Western Europe//TRHS. 1947. Ser. 4. Vol. 29. P. 27-46; The Making of Central and Eastern Europe. L., 1949; Emperors, Popes, and General Councils//DOP. 1951. Vol. 6. P. 1-26; The Patriarch Photius and Iconoclasm//Ibid. 1953. T. 7. P. 67-97; Byzantine Political Ideas in Kievan Russia//Ibid. 1955-1956. Vol. 9-10. P. 73-121; The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958; Byzance et la Primauté romaine. P., 1964; Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Wash., 1966. 2 vol.; Svatý Vojtch: Druhý praský biskup. R., 1967; Byzantine Missions among the Slavs: Saints Constantine-Cyril and Methodius. New Brunswick, 1970; Missions of the Greek and Western Churches in the East During the Middle Ages//XIII Междунар. конгресс ист. наук (Москва, 1970): Докл. М., 1973. T. 1. Ч. 4. C. 181-201 (рус. пер.: Миссии греческой и западной церквей на Востоке в средние века. М., 1970); Photius " Career in Teaching and Diplomacy//Bsl. 1973. T. 34. P. 211-218; Photius, Nicholas I and Hadrian II//Ibid. P. 33-50. Лит.: Obolensky D. Father F. Dvornik//Harvard Slavic Studies. Camb. (Mass.), 1954.

http://pravenc.ru/text/171515.html

113. Col. 67-114; Col. 752), распространенного на Западе в ср. века свода святоотеческих толкований на все Свящ. Писание. Мнения об авторстве В. С. придерживались, в частности, Р. Беллармин (1542-1621), редакторы издания, вышедшего в г. Дуэ (1617), Ж. П. Минь в издании патрологии (XIX в.- PL. 113. Col. 11). Они полагали, что В. С. принадлежит первоначальный вариант глосс, в течение неск. веков неоднократно дополнявшийся др. авторами: Ансельмом Ланским , Николаем Лирой и др. Однако в кон. XIX - нач. XX в. авторство В. С. было поставлено исследователями под сомнение или вовсе отвергнуто ( Berger S. Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du Moyen Âge. P., 1893; Glunz H. H. History of the Vulgate in England from Alcuin to R. Bacon. Camb., 1933; Smalley B. Gilbertus Universalis, Bishop of London and the Problem of the «Glossa ordinaria»//RTAM. T. 7. P. 235-262; T. 8. P. 24-60; eadem. La Glossa ordinaria, quelques prédécesseurs d " Anselme de Laon//Ibid. T. 9. P. 365-400; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19833. P. 46-66). Подлинные сочинения. 1. Толкования на Пятикнижие Моисея, представляющие собой сокращения соответствующих толкований Рабана Мавра, выполненные В. С. по просьбе его фульдского учителя. Из этих толкований опубликованы только «Epitome Commentariorum Rabani in Leviticum» (Сокращенный вариант толкований Рабана на Левит; ок. 826-829 - PL. 114. Col. 795-850), а также предисловия к книгам Левит и Исход (MGH. Epp. T. 5. P. 515-516). Толкования на книги Бытие, Исход, Числа и Второзаконие до сих пор остаются неизданными. 2. «Expositio in viginti primos psalmos» (Толкование на первые двадцать псалмов - PL. 114. Col. 751-794). Рукопись этого сочинения, обнаруженная в б-ке Райхенау, содержала толкования с 1-го по 76-й псалом, но в ее 1-е изд. в XVIII в. были включены толкования только первых 20 псалмов; позже были изданы толкования на псалмы 21, 23 и 33 ( Ö nnerfors A. Über W. Strabos Psalter-Kommentar//Literatur und Sprache im europäischen Mittelalter.

http://pravenc.ru/text/153899.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010