1) собор при патриархе Симеоне (1470–1481), которым установлен чин принятия в православную церковь католиков. ( Σνταγμα π Ρλλη. t. 5. p. 143–147); 2) собор 1546 г., бывший в Константинополе по смерти патриарха Иеремии, под председательством иерусалимского патриарха Германа; на нём поставлено, что законное избрание патриарха должно производиться собором всех епископов патриархата, а не несколькими только епископами, клириками и вельможами (Хр. Чт. 1861 г., ч. 2, стр. 120); 3) собор при патриархе Иеремии II, на котором изъявлено согласие восточных патриархов на учреждение патриаршества в России ( Σνταγμα π Ρλλη. t. 5. p. 149–155); 4) собор 12 февраля 1593 г. при том же патриархе, на котором рассматривалось представление русского царя и патриарха о повышении кафедры московского патриарха в списке патриарших кафедр на третье место, и сделано несколько других постановлений, например о ежегодном совании соборов, о подчинении монахов власти епархиального архиерея и проч. (Чтения Общ. Любител. Дух. Просв. 1882 г. ч. 2, стр. 181–183); 5) собор 1756 г. при патриархе Кирилле о принятии католиков в православную церковь посредством крещения ( Συντ. Ραλλη. 5, p. 617–616); 6) собор 1849 г. при патриархе Анфиме относительно судебной присяги (ibid. 617–627); 7) собор 1839 г. при патриархе Григорие, которым издано определение о соблюдении прежних правил относительно родства, как препятствия к браку; 8) собор 1850 г. при патриархе Анфиме, на котором была признана самостоятельность церкви королевства греческого (ibid. р. 164–185); 9) соборные постановления патриарха Самуила I (1764 г.) об ограничении власти патриарха и о новой организации патриаршего Синода, состоявшая в следующем. Чтобы ограничить власть патриарха, прежде бесконтрольную, патриарх Самуил ввёл обычай прилагать к каждому официальному документу, исходящему от патриарха, также к денежным документам печать; а печать, разделённая на четыре части, вверена для хранения четырём авторитетным членам Синода, по одной части – каждому, ключ же печати или средний столбик должен храниться в патриархии. Затем, в состав Синода было назначено восемь непременных членов из числа старейших архиереев, без согласия которых не должно было решаться ни одно дело, особенно же перемена или выбор патриарха; на избрание патриарха требовалось ещё согласие четырёх попечителей и великого логофета церкви (Хр. Чт. 1862 г. ч. 1, стр. 799–800);

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Из муз. произведений Д. В. (краткий перечень см. в изд.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 288-289) наиболее известен распев Песни Богородицы (Τιμιωτρα) «Сущую Богородицу Тя величаем». Этот 2-хорный осмогласный богородичен представляет собой характерный образец матим Пападики, к-рый впосл. явился источником вдохновения для мн. мелургов и был широко распространен в греч. певч. источниках (напр., в Анфологии - Анастасиматарии Хрисафа Нового. Ath. Philoth. 134. Fol. 117v - 123, кон. XVII в., в Пападики письма Димитрия Лота. Ath. Paul. 132. P. 311-315, 1774 г.). Это произведение Д. В. было изложено в аналитической нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (в Пападики. Athen. Bibl. Nat. S. Sepulchri. 704. Fol. 212v - 215v, 1-я пол. XIX в.; см. издание и комментарии М. Хадзиякумиса в брошюре-приложении к сборнику компакт-дисков: Μνημεα Εκκλησιαστικς Μουσικς. Σμα 1. Οκτηχα Μλη και Συστματα. Μρος 1. Αθναι, 2002. Τ. 1: Μλη και Σχολιαζμο, Συνθτες - Ερμηνευτς; Τ. 2: Τα Μουσικ Κεμενα). Пасапноарий утрени Д. В. «Хвалите Бога во святых Его» на 2-й плагальный глас в значительном числе рукописей характеризуется как «украшенный» (καλλπισμα) (см., напр.: Анфология новейших распевов письма Димитрия Лота. Ath. Doch. 338. Fol. 87v - 91, 1767 г., Пападики письма Анастасия Ваиаса. Ath. Xeropot. 307. Fol. 183-206, 1767-1770 гг., Пападики. Ath. Paul. 132. P. 248-254, 1774 г.). Д. В. принадлежит 2 мелодические версии херувимской: на 1-й глас, мало распространенная в греч. певч. рукописях (Анфология - Анастасиматарий Хрисафа Нового - Ирмологий письма Антония , свящ. и иконома Великой ц. Ath. Iver. 968. P. 177, 1724 г.; Ath. Pantel. 954. Fol. 89v - 103, сер. XVIII в.), и на 4-й глас, широко распространенная (зарегистрирована в 87 кодексах, наиболее важные списки: Ath. Iver. 1008, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Bibl. Nat. 2839. Fol. 337v - 338, 1-я пол. XVIII в.; Ibid. S. Sepulcri. 489, 1741 г.; Ath. Stauronik. 164. Fol. 222v - 223v, 1749 г.; Ath. Doch. 338, 1767 г.; Meteor. Metamorph. 92. Fol. 92v, 1772 г.; Ath. Laur. 1024. Fol. 163v - 164v, 1788 г.; Ath. Xeropot. 309, 1794 г.; Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 365-365v, кон. XVIII в.; Ath. Dionys. 571. Fol. 250-251, 1807 г.). Херувимская на 4-й глас, одна из наиболее популярных в копировавшихся циклах херувимских, включалась в певч. сборники до XIX в., но не была переписана в нотации Нового метода.

http://pravenc.ru/text/168784.html

Лит.: PLP, N 31165; Cammelli G. I dotti bizantini e le origini dell " umanesimo. Vol. 1: Manuele Crisolora. Firenze, 1941; Σπουρλκου Α. Εναι ο Μανουλ Χρυσολωρς ο συγγραφας του ργου Κεφλαια, τι και εκ του Υιο το Αγιον Πνεμα εκπορεεται;//Θησαυρσματα. Venezia, 1963. Τ. 2. Σ. 83-117; Baxandall M. Guarino, Pisanello and Manuel Chrysoloras//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. 1965. Vol. 28. P. 183-204; Thomson I. Manuel Chrysoloras and the Early Italian Renaissance//GRBS. 1966. Vol. 7. N 1. P. 63-82; Patrinelis C. G. An Unknown Discourse of Chrysoloras addressed to Manuel II Palaeologus//Ibid. 1972. Vol. 13. N 4. P. 497-502; Homeyer H. Zur «Synkrisis» des Manuel Chrysoloras, einem Vergleich zwischen Rom und Konstantinopel//Klio. 1980. Bd. 62. S. 525-534; Dagron G. Manuel Chrysoloras: Constantinople ou Rome//ByzF. 1987. Bd. 12. S. 281-290; Kioussopoulou A. La ville chez Manuel Chrysoloras: Σγκρισις παλαις κα Νας Ρμης//Bsl. 1998. T. 59. P. 71-79; Mergiali-Sahas S. Manuel Chrysoloras (ca. 1350-1415): An Ideal Model of a Scholar-Ambassador//BSEtB. N. S. 1998. Vol. 3. P. 1-12; Кущ Т. В. Византийский ученый Мануил Хрисолор в письмах своих современников//АДСВ. 1999. Вып. 30. С. 308-318; Manuele Crisolora e il ritorno del greco in Occidente: Atti del Conv. intern., Napoli 26-29 giugno 1997/Ed. R. Maisano, A. Rollo. Napoli, 2002; Медведев И. П. Константинополь в сравнении с Римом: взгляд Мануила Хрисолоры//ВВ. 2005. Т. 64(89). С. 316-334; Thorn-Wickert L. Manuel Chrysoloras (ca. 1350-1415): Eine Biographie des byzant. Intellektuellen vor dem Hintergrund der hellenistischen Studien in der italienischen Renaissance. Fr./M., 2006; Соловьев С. В. Мануил Хризолор: Из ромеев - в римляне//Cursor Mundi: Человек античности, средневековья и возрождения. Иваново, 2009. Вып. 2. С.146-165; Wulfram H. Ein Heilsbringer aus dem Osten: Manuel Chrysoloras u. seine Entindividualisierung im italienischen Frühhumanismus//Byzanzrezeption in Europa: Spurensuche über das Mittelalter und die Renaissance bis in die Gegenwart/Ed. F. Kolovou. B., 2012. S. 89-116; Webb R. Describing Rome in Greek: Manuel Chrysoloras " Comparison of Old and New Rome//Villes de toute beauté: L " ekphrasis des cités dans les littératures byzantines et byzantino-slaves: Actes du colloque intern., Prague, 25-26 nov. 2011/Ed. P. Odorico. P., 2012. P. 123-133; Rollo A. Gli Erotemata tra Crisolora e Guarino. Messina, 2012; Nuti E. Reconsidering Renaissance Greek Grammars through the Case of Chrysoloras " Erotemata//GRBS. 2013. Vol. 53. P. 240-268; eadem. Manuel Chrysoloras " Περ το βασιλως λγου: Genre, Aims, Contents, and Sources//Ibid. 2016. Vol. 56. P. 164-194.

http://pravenc.ru/text/2561928.html

1932. Т. 5. C. 17-37; Das Projekt einer Rangtabelle aus der Zeit des Caren Fedor Aleksevi//Jb. für Kultur und Geschichte der Slaven. N. F. B., 1933. Bd. 9. N 1/2. S. 86-138; Rom und Byzanz im Kampfe um die Bilderverehrung//SK. 1933. Т. 6. C. 73-87; Автократор и самодржац: Прилог за ucmopujy владалачке титулатуре у Buзahmuju и у jyжhux Словена//ГСКА. 1935. T. 164. C. 95-187; Die Kronung Symeons von Bulgaren durch den Patriarchen Nikolaos Mystikos//ИАИ. 1935. T. 9. C. 275-286; Die byzantinische Staatenhierarchie//SK. 1936. Т. 8. C. 41-61; Владимир Святой и Византия//Владимирский сб.: В память 950-летия Крещения Руси, 988-1938. Белград, 1939. С. 31-40; L " expedition du prince Oleg contre Constantinople en 907//SK. 1940. Т. 11. C. 47-62, 296-298; Серб. посольство к имп. Василию II//ГСАН. 1949. Т. 193. С. 15-29; La Pronoïa: Contribution à l " eétude de la féodalité à Byzance et chez les Slaves du Sud//Byz. 1952. Vol. 22. P. 437-517; Тактикон Успенског и Тактикон О времену постанка//ЗРВИ. 1953. 2. С. 39-60; Pour l " histoire de la féodalité byzantine. Brux., 1954; The Byzantine Emperor and the Hierarchical World Order//SEER. 1956. Vol. 35. N 84. P. 1-14; Quelques problèmes d " histoire de la paysannerie byzantine. Brux., 1956; The Byzantine Empire in the World of the VIIth Cent.//DOP. 1959. Vol. 13. P. 1-22; Byzantine Cities in the Early Middle Ages//Ibid. P. 45-66; Серска област после Душанове смрти. Београд, 1965; The Byzantine Background of the Moravian Mission//DOP. 1965. Vol. 19. P. 1-18; Byzantinische Geschichte, 324-1453. Münch., 1965; Византия и Киевская кнг. Ольга//То Honor R. Jakobson. The Hague, 1967. Vol. 2. P. 1458-1473; Сабрана дела. Београд, 1969. 1: О визант. феудализму; 2: Привреда и друштво у Визант. царству; 1970. 3: Из визант. ucmopuje, ucmopuorpaфuje и npoconorpaфuje; 4: Buзahmuja и Словени; 5: О и Византинаца; 1969. 6: Ucmopuja Buзahmuje; Die Pronoia unter den Komnenen//ЗРВИ. 1970. 12. С. 41-54; Комитиса и светогорски манастири//Там же. 1971. 13. P.

http://pravenc.ru/text/2581671.html

Лит.: Алишан Г. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз); Марр Н. Я. Новые материалы по арм. эпиграфике (Ани, Аламн, Мрен, Багаран, Еровандакерт, В. Талын)//ЗВОРАО. 1893. Т. 8. С. 69-103; Strzygowski J., Bearb. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. 2 Bde; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ер., 1942-1948. 2 т. (на арм. яз); Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ер., 1949 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ер., 1961; Орбели И. А. Багаванская надпись 639 г. и др. арм. ктиторские надписи VII в.// Он же. Избр. труды. Ер., 1963. С. 371-404; Манучарян А. Строительные надписи храмов Мрена и Талина//ИФЖ. 1966. 1. С. 247-252 (на арм. яз.); Саргсян М. Рельефные образы основателей Мренского храма//Там же. 4. С. 241-250 (на арм. яз.); Чубинашвили Г. Разыскания по арм. архитектуре. Тб., 1967; Мнацаканян С. Х. Когда был построен храм во Мрене?//ИФЖ. 1969. 3. С. 149-164 (на арм. яз.); Thierry M., Thierry N. La Cathedrale de Mren et sa décoration//Cah. Arch. 1971. Vol. 21. P. 43-77; Азарян Л. Армянская раннесредневек. скульптура. Ер., 1975 (на арм. яз.); Маилов С. А. Нек-рые особенности крестово-купольных церквей раннесредневек. Армении//Архит. наследство. 1985. Вып. 33. С. 235-242; Mango C. Deux études sur Byzance et la Perse Sassanide: Héraclius: Šahrvazar et la Vraie Croix//TM. 1985. Vol. 9. P. 91-118; Der Nersessian S. L " art Arménien. P., 1989; Donab è dian P. L " âge d " or de l " architecture arménienne VIIe siècle. Marseille, 2008; Maranci Ch. The Humble Heraclius: Revisiting the North Portal at Mren//REArm. N. S. 2008/2009. T. 31. P. 167-180; eadem. New Observations on the Frescoes at Mren//Ibid. 2013. T. 35. P. 203-225; eadem. Vigilant Powers: Three Churches of Early Medieval Armenia. Turnhout, 2015; eadem. «Holiness Befits Your House» (Ps. 92 A Prelim. Rep. on the Apse Inscription at Mren//REArm. N. S. 2014/2015. T. 36. P. 243-263; Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII в. М., 2012. Т. 2; Hakobyan Z. The Restitution of the True Cross in the Xth Септ. Armenian Sources and its Depiction in the Early Medieval Sculpture//REArm. N. S. 2013. T. 35. P. 227-240; Акопян З. А. «Даяние Закона» в арм. раннесредневек. иконографической традиции (VII в.)//ИХМ. 2016. Вып. 13. С. 99-114.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

В К. проживала многочисленная евр. община. По преданию, из этого города происходил св. ап. Марк (PG. 115. Col. 164). Крест Спасителя нес до Голгофы Симон Киринеянин (Мф 27. 32), отец Александра и Руфа (Мк 15. 21). В момент Сошествия Св. Духа на апостолов в Иерусалиме находились и жители «частей Ливии, прилежащих к Киринее» (Деян 2. 10). Когда после побиения камнями первомч. Стефана многие христиане бежали из Иерусалима, «некоторые из них Кипряне и Киринейцы... придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 20). Кроме того, среди пророков и учителей антиохийской христианской общины упоминается Луций Киринеянин (Деян 13. 1). Римский Мартиролог считает Луция 1-м епископом К. и отмечает его память 6 мая (MartRom. P. 202). Т. о., Киренская (Киринейская) епископия является одной из древнейших епархий Александрийской Православной Церкви. После иудейского восстания 115-117 гг., которое нанесло огромный ущерб К., город был отстроен имп. Адрианом . Процветание города зависело от торговли зерном, маслом, сильфием (лекарственное растение, использовавшееся и как приправа) и перьями страуса, а также от разведения скота. О распространении в Киренаике ереси Савеллия известно из послания (ок. 260) свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского, к Аммону, еп. Береники (ныне Бенгази) ( Euseb. Hist. eccl. VII 26. 1). Считается, что эта ересь зародилась в г. Птолемаида в Киренаике (Ibid. VII 6). Однако о ее распространении в К. нет сведений. Адресатом еще одного письма свт. Дионисия, касающегося вопросов канонического права, был Василид, «епископ в Пентаполе» (Ibid. VII 26. 3), которого предположительно считают епископом К. ( Romanelli P. La Cirenaica romana (96 a. C.- 642 d. C.). R., 1943. P. 231; Ward-Perkins, Goodchild. 2003. P. 125). Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в. Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в. После землетрясения 262 г. К. восстановил имп. Клавдий II Готский, переименовавший город в Клавдиополь. В результате адм. реформы Диоклетиана К. оказалась в составе пров. Ливия Верхняя (или Пентаполь), входившей в диоцез Восток. К., к-рая была на протяжении столетий главным городом Киренаики, утратила этот статус в 297 г., когда адм. центр провинции был перенесен в Птолемаиду. Однако плодородные окрестности и месторасположение К. на торговом пути обеспечили дальнейшее экономическое развитие города. В гонения Диоклетиана в К. пострадал епископ этого города сщмч. Феодор (пам. 4 июля). К сер. IV в. относятся первые археологические свидетельства проживания христиан в К.- надписи на мозаичных полах дома Исихия.

http://pravenc.ru/text/1840165.html

В «Церковной истории» Созомена рассказано об обретении мощей З. близ Элевтерополя Палестинского при визант. имп. Феодосии II Младшем (408-450) ( Sozom. Hist. eccl. IX 17). По преданию, на склоне Елеонской горы на участке Карм-эль-Хараб, приобретенном архим. Антонином (Капустиным) , находятся гробницы пророков Аггея, З. и Малахии из числа 12 «малых» пророков, которые датируются совр. археологами I-V вв. по Р. Х. (см. подробнее в ст. Елеонская гора ). О пророчествах З. см. в ст. Захарии пророка книга . Ист.: MartRom. Comment. P. 382; Dubois J. Le Martyrologe d " Usuard. Brux., 1965. P. 297, 336; SynCP. Col. 449-451. Лит.: Рождественский Д., свящ. Книга прор. Захарии// Лопухин. Толковая Библия. Т. 7. С. 393-427; он же. Книга прор. Захарии: Исагогическое исслед. Серг. П., 1910; Mariani B. Zaccaria//BiblSS. 1970. Vol. 12. Col. 1448-1451. А. Н. Безруков Гимнография Память З. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 228) 8 февр.; последование З. включает тропарь 4-го гласа Το προφτου σου τν μνμην (      ), прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол 1 Кор 14. 20-25, аллилуиарий из Пс 98, Евангелие Мф 29. 29-39, причастен из Пс 111. З. упоминается в Типиконе Великой ц. также 15 и 16 мая (Ibid. 1. P. 293, 294) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, З. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 164, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51) память З. отмечается 8 февр.; последование З. состоит из канона, цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 412-413), 8 февр. соединяются последования вмч. Феодора Стратилата, З. и Октоиха; указаны посвященные З. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), цикл стихир-подобнов. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 120) память З. отмечается 8 февр.; служба подробно не описана.

http://pravenc.ru/text/182663.html

И. В., сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят» (Ibid. 39), бежал ок. 365 г. на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя 2 года Исихий нашел ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов к-рых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в к-ром обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась И. В., и он провел там последние 5 лет жизни (Ibid. 43). Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре св. Илариона близ Газы. И. В. предсказал ему избрание архиепископом Кипрским (Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). Перед смертью И. В. распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти И. В. Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увез тело И. В. в Палестину, в мон-рь св. Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса ( Hieron. Vita Hilar. 47). Ист.: BHG, N 751-756n; BHO, N 380-382; BHL, N 3880; PL. 23. Col. 29-64; PG. 65. Col. 164, 241; ActaSS. Oct. T. 9. P. 43-59; Rossi F. Vita di St. Ilarione e Martirio di St. Ignazio vescovo d " Antiocha: Transcritti e tradotti dai Papiri Copti del Museo di Torino//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Torino, 1888. Ser. 2. Pt. 38. P. 7-52, 75-94; Житие прп. отца нашего Иллариона Великого/Пер.: И. Помяловский//Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 4; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 5. Σ. 82-136; Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. P. 192-193; Т. 3. P. 12-13. Лит.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 16-43; Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в.//ППС. 1896. Т. 15. Вып. 2(44). С. 4-23; Nau F. St. Jérôme hagiographe//ROC. 1900. Vol. 5. P. 654-659; Winter P. Der literarische Character der «Vita beati Hilarionis des Hieronymus». Zittau, 1904; Labriolle P., de. Vie de Paul de Thèbes et vie d " Hilarion. P., 1907; Strout R. F. The Greek Versions of Jerome " s Vita Sancti Hilarionis//Studies in the Text Traditions of St. Jerome " s Vitae Patrum/Ed. W. A. Oldfather et al. Urbana, 1943. P. 312-332; Gordini G. D. Ilarione//BiblSS. Vol. 7. Col. 731-733; Camelot P.-Th. Hilarion de Gaza//DHGE. T. 24. Col. 471-472.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Согласно свидетельству паломницы Эгерии, посетившей Иерусалим ок. 381-384 гг., праздник Обновления («день обновлений» - dies enceniarum) торжественно совершался Иерусалимской Церковью как день освящения храма на Голгофе, т. е. базилики, называвшейся Мартириум, а также как день освящения храма на месте пещеры Воскресения (quae est ad Anastase) ( Eger. Itiner. 48. 1-2). Торжественность праздника паломница объясняла тем, что Св. Крест был обретен именно в этот день и т. о. праздник был посвящен 2 событиям (Ibidem). Праздник совершался в течение 8 дней при участии множества мирян, монахов и аскетов (monachorum et aputactitum), приходивших из отдаленных мест (Месопотамия, Сирия, Египет, Фиваида), а также ок. 40-50 епископов (Ibid. 49. 2). Видимо, подобно ветхозаветному празднику Кущей (Суккот) (Втор 16. 16), праздник в Иерусалиме также воспринимался мн. христианами как день обязательного посещения св. мест: «...они считают, что тот, кто не будет присутствовать на таком великом празднике, совершает тяжкий грех» ( Eger. Itiner. 49. 2). Об особой торжественности праздника Обновления в Иерусалимской Церкви говорит и Созомен: «...он совершается ежегодно и весьма торжественно, так что тогда совершаются таинства, и церковные собрания продолжаются 8 дней. По случаю этого торжества туда для посещения святых мест стекаются многие почти со всей подсолнечной» ( Sozom. Hist. eccl. 2. 26. 4). Замечание Созомена не только свидетельствует о 8-дневном периоде попразднства Обновления в нач. V в., но и указывает на совершение таинства Крещения в этот праздник наравне с праздниками Пасхи, Богоявления и Пятидесятницы (согласно «Посланию к армянам», к-рое приписывают свт. Макарию Иерусалимскому († 333), см.: Macarius of Jerusalem. Letter to the Armenians/Ed. A. Terian. Crestwood (N. Y.), 2008. P. 83). Богослужебные чтения для праздника Обновления впервые засвидетельствованы в Армянском Лекционарии, отражающем богослужебную традицию Иерусалима 1-й пол.- сер. V в. ( Renoux. 1979. P. 139-164). Праздник 13 сент.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Мн. храмы, созданные рус. эмигрантами, в наст. время не существуют: церкви ап. Андрея Первозванного (1928) и Св. Троицы в г. Алжир (30-е гг. ХХ в.), ц. Св. Троицы в Хурибге (1930), ц. Св. Троицы в Сите-де-Бурназеле, в пригороде Касабланки (1929), домовая ц. сщмч. Киприана Карфагенского в Танжере (действовала до 1962), часовня прп. Сергия Радонежского в Марракеше (построена ранее 1932) и др. С 90-х гг. ХХ в. значительную часть прихожан рус. церквей в Магрибе составляют эмигранты из стран СНГ и Вост. Европы. Митрополиты Карфагенские: Константин (Кацаракис; 1931-1939); Парфений (Койнидис; впосл. патриарх Александрийский Парфений III; 1958-1987); кафедра вакантна (1987-1990); Ириней (Таламбекос; 1990-1994); кафедра вакантна (1994-1997); Хризостом (Пападопулос; 1997-2004); Алексий (Леонтаритис; с 2004). Лит.: Κονιδρης Γ. Ι. Αλεξνδρεια: Νεωττη περοδος//ΘΗΕ. 1963. Τ. 2. Σ. 66, 75; Παρθνιος (Κονδης), μητρ. Καρθαγνης. Ιερ Μητρπολις Καρθαγνης//Εκκλησιαστικς Θρος. Αλεξνδρεια, 1978. Τ. 60. Σ. 404-408; 1979. Τ. 61. Σ. 231-235; idem. Η Ιερ Μητρπολις Καρθαγνης: Α νοραι - κοιντητες τν αχμαλτων//Ibid. 1980/1982. Τ. 62/64. Σ. 9-25; Ημερολγιον Εκκλησας Αλεξανδρεας, 1999. Αλεξνδρεια, 1999. Σ. 116-119; Горячкин Г. В., Гриценко Т. Г., Фомин О. И. Рус. эмиграция в Египте и Тунисе (1920-1939 гг.). М., 2000; Бовкало А. А. Рус. православные приходы в Африке//Азия и Африка сегодня. М., 2003. 1. С. 69-75; Ростислав (Колупаев), игум. Русские в Сев. Африке. Обнинск, 2004; Αγαθαγγελδου Μ. Ελληνικς παροικες-κοιντητες της Βρειας Αφρικς (Λιβης, Τυνησας, Αλγερας, Μαρκου) απ την δρυσ τους μχρι σμερα//Ιστορα της Νεοελληνικς Διασπορς: Ερευνα και Διδασκαλα: Πρακτικ Συνεδρου, Ρθυμνο, 4-6 Ιουλου, 2003. Ρθυμνο, 2004. Τ. 2. Σ. 153-157; Οι Ελληνες στη Διασπορ: 15ος - 21ος αι. Αθνα, 2006. Σ. 226-231; Οι Πατριρχες Αλεξανδρεας και Πσης Αφρικς Νικλαος Στ (1915-1986) και Παρθνιος Γ (1919-1996). Αλεξνδρεια; Αθνα, 2007; Ημερολγιον Εκκλησας Αλεξανδρεας, 2011. Αλεξνδρεια, 2011. Σ. 164-169; Δπτυχα. 2013. Σ. 1131; [Электр. ресурсы]: www.pravoslavie.ru/put/2901.htm; ricolor.org/rz/afrika/5/5/3;

http://pravenc.ru/text/1681205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010