[греч. Βης] Никос (2 или 22.12.1883, Триполи - 12.10.1958, Афины), греч. византинист, историк Церкви, действительный чл. Афинской академии (1943), специалист по греч. палеографии и лит-ре. Изучал филологию в Афинском ун-те, учился у С. Ламброса и Н. Политиса . С 1901 г. занялся исследованием и публикацией различного вида источников по истории Греции (в частности, Пелопоннеса, Фессалии, Македонии). Его работы получили поддержку А. И. Пападопуло-Керамевса . Из многочисленных трудов В., разбросанных по разным греч. и европ. изданиям (ок. 10 его статей опубликованы в «Византийском временнике»), особенное значение имеют издания каталогов рукописей греч. мон-рей: Сорока мучеников Севастийских близ Спарты (Επετηρς Παρνασσο. 1904. Τ. 8. Σ. 93-146), святых Феодоров близ Калавриты (Ibid. 1909. Τ. 9. Σ. 43-80), Мега Спилео на Пелопоннесе (Ч. 1: Αθναι, 1915; Ч. 2: Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1957. Τ. 7. Σ. 3-33), св. Афанасия близ Калавриты (Αθναι, 1926) и мн. др. В. принимал активное участие в организации издания ж. «Βυζαντς», в 1-м томе к-рого (1909) опубликовал свой наиболее значительный труд того периода о Метеорских мон-рях (в 1910 вышел отдельным изданием). С 1909 по 1925 г. жил и занимался научной работой в Берлине, основал европ. периодический журнал по византинистике и неоэллинистике («Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher», 1920). По возвращении в Грецию В. был избран профессором средневек. и новой филологии в Афинском ун-те (1925-1945). Наряду с преподавательской деятельностью ученый продолжал исследовательскую работу над различными аспектами церковной истории Византии, уделяя особое внимание отдельным церковным деятелям: митр. Фессалоникийскому Исидору Главе (BNJb. 1928. Bd. 8. S. 140-160), митр. Навпактскому Иоанну Апокавку (Ibid. 1934. Bd. 11. S. 179-182), митр. Коринфскому Стефану Хрисовергу (ΕΕΒΣ. 1925. 2. 122-148) и др. В 1940 г. вышло его издание христ. надписей в Греции (Corpus der griechisch-christlichen Inschriften von Hellas»). Мн. работы В. издавались уже после его смерти, в т. ч. публикация переписки Иоанна Апокавка. Библиографию работ В. см.: ΕΕΒΣ. 1949. T. 19. Σ. 363; 1950. T. 20. Σ. 360; 1952. T. 22. Σ. 349; 1958. T. 28. Σ. 463-464.

http://pravenc.ru/text/150029.html

Из граматы, 1695 года июня 6-го, Сибирского Митрополита Игнатия игумену Селенгинского монастыря Мисаилу видим, что было поручено диакону взять св. антиминс 239 , и в грамате Патриарха Иоакима 7194 (1686) г. в Гороховский Николаевский монастырь, Владимирской губернии, сказано: «а для антиминсов прислать к Москве попа или диакона, а не простолюдина» (Владим. Сборн., сост. К. Тихонравовым. М. 1857, стр. 176 и 178). Пример того, что дьячек вез освященный антиминс, представляет грамата об освящении церкви Спаса Нерукотворенного образа Филаретовой пустыни Яренского уезда 240 . 234 Сверх того, в списке Кодина приписывается начальнику антиминсов обязанность подводить к святому причащению мирян (σαγων τος ρχομνους ις την γαν μετληψιν), т. е. имеющих намерение приобщиться или готовящихся к приобщению (там же, стр. 72). Юний говорит, что ρχων τν ντιμινσον распоряжался обрядом или церемониею, носившею название . το ντιμνσιον. Οι ντιμνσιοι, говорит он, как бы предстольные (anmimensales) – это те, которые сначала подводились к священной трапезе и потом к приобщению св. Евхаристии. Они получила свое название от mensa (стол). Ибо они прежде, чем допускались к св. причащению, обыкновенно поставлялись в церквах пред трапезою, имея впереди себя ρχοντα τν ντιμινσων, и потом в его предшествии приводились к причащению. Этот обряд назывался τ ντιμνσιον (Согр. scripm. hist. Bys. ol. XXIII, р. 147). Но Гретсер называет такое толкование невероятным, потому что древность не знала этого обряда, и никогда с словом ντιμνσιον не соединяла понятия, какое соединяет с ним Юний. (Ibid., р. 146148. О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви, соч. Иеромонаха Павла. С.-Петербург 1858 г., стр. 221). 235 Св. Правительствующему Синоду из Новгородской духовной консистории было, 1769 года ноября 16-го, такое доношение: «Сего ноября 6-го дня поданным в консисторию Новгородского Софийского собора протоиерей Дометий Феофилактов доношением объявляя, из имевшихся де в реченном Софийском соборе освященных антиминсов, за раздачею оных ко освящению новопостроенных в Новгородской епархии церквей, осталось сего ноября по 5-е число на лицо: на атласе только один да на холсте девять, итого десять; а понеже де во оных антиминсах ко освящению таковых новостроящихся церквей состоит по часту потребность, то по малоимению их в реченном соборе, следует заблаговременно приуготовить к раздаче впредь довольное число: дабы в потребном случае не могло в них последовать недостатка, просил: чтоб о напечатании упоминаемых антиминсов пристойного числа в Софийский собор, куда должно представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во время раскопок 1973 г. в результате выемки одного из известковых блоков порога был обнаружен вход на нижний уровень крипты, закрытый 2 известковыми плитами: верхняя оштукатурена снаружи, на нижней - греч. надпись: « W ΔΕ ΚΕ W ΔΕ/Ι CW Ρ/ΜΑΡΤ U Ρ W Ν», к-рую А. Штефан перевела как: «Здесь и там - кровь мучеников». Нижний уровень крипты был разделен на 2 части положенными на край 2 известковыми плитами, предназначенными для поддержки покрытия пола верхнего уровня. Стены нижнего уровня представляют собой единое строение с верхним, но покрыты известковыми плитами. Пол настлан кирпичными плитами, стянутыми раствором. Изучение строения привело к выводу, что крипта изначально строилась как 2-уровневая. Оба отсека нижнего уровня были наполовину заполнены черно-суглинистым грунтом. Непосредственно у входа в юж. отсек был установлен керамический сферический сосуд с 2 ручками, прикрепленными к венчику, внутри сосуд из серой керамики имеет форму усеченного конуса (Ibid. P. 141-146). В 1975 г. грунт был изъят и просеян, что позволило обнаружить 110 мелких, плохо сохранившихся костных фрагментов. Экспертиза, проведенная в Антропологическом кабинете Академии Румынии Д. Николэеску-Плопушор, установила, что костные останки принадлежат 2 мужчинам 45-55 лет и что они были перенесены вместе с грунтом из др. места. Установлено также, что эти мученики были сожжены на костре и жили намного раньше 4 известных по именам мучеников - при перезахоронении останков во время постройки крипты их имена были утрачены (Ibid. P. 147). В грунте, изъятом из овального колодца перед входом в крипту, который обеспечивал первоначальный доступ к ней, был найден археологический материал, отнесенный к кон. IV - нач. V в. На расстоянии 3,2 м от входа в крипту на глубине 0,57 м от уровня пола базилики были обнаружены остатки прямоугольной конструкции из кирпича (2,5 ´ 1,7 м), она была определена как гипогей. Судя по идентичности состава грунта в ней и на нижнем уровне крипты, скорее всего это было место первоначального захоронения 2 безымянных мучеников. Нумизматический материал, найденный в яме над гипогеем, позволил заключить, что данное строение разрушено не ранее 375 г., и уточнить хронологию постройки базилики и крипты (Ibid. P. 148-150). В 1981 и 1985 гг. археологические исследования были продолжены.

http://pravenc.ru/text/Никулицеле.html

Учение о «духовном законе» (ср.: Рим 7. 14), объединяющее все подлинные тексты М. П., наиболее полно излагается в этом сочинении. Духовный закон в понимании М. П.- это соблюдение христианских заповедей, среди к-рых он упоминает непрестанную молитву. Подлинное познание вещей возможно при условии деятельного очищения своего сердца ( Marc. Erem. De lege spir. 88); память о Боге является критерием истинности знания (Ibid. 148). М. П. считает молитву и чтение Свящ. Писания элементами духовного подвига (Ibid. 5). В древнем сир. переводе (не издан, см. список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21) сохранилась особая сентенция (следует после Marc. Erem. De lege spir. 142), включенная также в древний араб. перевод (изд.: Khalifé. 1949/1950. P. 117-224). Существует неизданный груз. перевод, содержащий некоторые сокращения в сравнении с греч. текстом (ркп. Sinait. iber. 35; см.: Garitte. 1956. P. 109). В 1996 г. Б. Качински-Гамильтон идентифицировала латинский перевод фрагмента De lege spir. 1-2 в греко-лат. рукописи IX в. Dresd. A 145b ( Kaczynski. 1996). В рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12170 сохранился неизданный комментарий восточно-сир. автора Бабая Великого на сочинение М. П. «О духовном законе». В комментарии обобщается аскетическая антропология М. П. ( Krüger. 1960). «О духовном законе» входит в состав слав. «Добротолюбия» (М., 1793. Л. 16 об.- 23 об.). «О думающих оправдаться делами» (Περ τν οομνων ξ ργων δικαιοσθαι; De his qui putant se ex operibus justificari; CPG, N 6091), собрание сентенций, в к-рых М. П. говорит о необходимости возвышения над чувственным для достижения подлинного знания, т. е. познания Бога ( Marc. Erem. De oper. just. 146). Затрагивая вопрос о грехе первородном и воздействии его на христианина, М. П. указывает на то, что признаком всеобщности первородного греха является смерть. После принятия таинства Крещения продолжает действовать сила греха, которую верующий ослабляет покаянием (Ibid. 112). При соблюдении заповедей в человеке действует благодать Божия, которую он получил в крещении.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

( Vasiliev. 1936. P. 146–148). В 1238 и 1242 гг. первые набеги на Готию совершили татары, разорявшие приходы епархии. После восстановления в 1261 г. имп. Михаилом VIII Палеологом разгромленной крестоносцами Византийской империи К-польский Патриархат проводил политику укрепления своих крымских епархий. По свидетельству имп. Андроника II Палеолога в кон. XIII в. все эти епархии были возведены в ранг митрополий ( Vasiliev.1936. P. 276). В 1292 г. митр. Софроний присутствовал на Соборе в К-поле ( Арсений. 1873. С. 69). В 1317 г. патриарху К-польскому Иоанну XIII Глике пришлось вмешаться в тяжбу между митрополитами Готии и Сугдеи (совр. Судак) по поводу присоединения к Готии неск. приходов Сугдейской митрополии. В посл. четв. XIV в. у митрополита Готии возникали и др. споры с Сугдейским и Херсонским митрополитами о принадлежности различных приходов ( Vasiliev. 1936. P. 276). Довольно подробно известна деятельность митр. Готии Петра, к-рый в 1347 г. подписал Паламитский томос ( Darrouzès. 1979. I 5. 2280), в авг. одобрил снятие противников К-польского патриарха Исидора Вухира с должностей (Ibid. 2289), а в сент. участвовал в заседании Собора в К-поле (Ibid. I 5. 2291). В окт. 1368 г. патриарх К-польский Филофей IKokkuh передал митрополиту Готии как патриаршему экзарху полномочия на управление Херсонской митрополией. Экзарх получил все права митрополита, в т. ч. право на почести со стороны верующих, на поминание его имени после имени патриарха во всех приходах и на получение доходов, к-рые он был обязан отправлять в Патриархию ( Darrouzès. 1979. P. 87. I 5. 2543). В 1370 г. в Херсон назначили митрополита. Митрополит Готии участвовал в заседании Синода в сент. (Ibid. 2741) и в нояб. 1382 г. (Ibid. 2745), 20 янв. 1383 г. (Ibid. 2749) и в февр. 1389 г., при патриархе Антонии IV (Ibid. 2847). Между 1397 и 1399 гг. митрополитом был рукоположен хартофилакс Иоанн Оловол ( Darrouzès. 1979. P. 528. I 6. 3235). В вымостке пола Партенитской базилики найдена плита с надписью, к-рую издал В.

http://pravenc.ru/text/543737.html

Н. принадлежал к знатному галло-рим. роду, члены к-рого обладали сенаторским достоинством ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 1; idem. Hist. Franc. VI 11). Представители этого рода служили бургундским королям, а после падения Бургундского королевства в 534 г.- королям франков. Дядя святого, еп. Сацердот, был возведен на Лугдунскую кафедру и приобрел большое влияние в королевстве франков ( Heinzelmann. 1976. S. 146-150). По свидетельству Григория Турского, Н. был 3-м ребенком в семье аристократа Флорентина и его супруги Артемии. Его брат Гундульф впосл. служил при дворе короля Австразии и в 581 г. был назначен дуксом Массилии (ныне Марсель) (см.: PLRE. Vol. 3. P. 568; Heinzelmann. 2001. P. 20-21). Неизвестная по имени сестра Н. была бабушкой Григория Турского по материнской линии. Возможно, родители святого жили в Генаве (ныне Женева) ( Coville. 1928. P. 330). Флорентин получил предложение занять в этом городе епископскую кафедру, и бургундский правитель изъявил на это согласие (одни исследователи отождествляют правителя с кор. Гундобадом (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 241), другие - с его наследником св. Сигизмундом (ActaSS. Apr. T. 1. P. 97; Coville. 1928. P. 330)). Согласно постановлению Агатского (Агдского) Собора 506 г., для того, чтобы муж принял священный сан, требовалось согласие жены (Concilia Galliae A. 314-A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 201. (CCSL; 148)). Вернувшись домой, Флорентин поделился новостью с супругой, но Артемия попросила мужа отказаться от епископского сана, рассказав ему о своей беременности (после рукоположения Флорентин не имел бы права вести супружескую жизнь). Артемия заявила, что ребенок, которого ей предстояло родить, станет епископом вместо своего отца. Уступив просьбе жены, Флорентин отказался от епископской кафедры ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 1). Св. Ницетий. Скульптура. XIX в. Скульптор Ж. Полле (ц. Сен-Низье в Лионе) Св. Ницетий. Скульптура. XIX в. Скульптор Ж. Полле (ц. Сен-Низье в Лионе) По мнению Григория Турского, предсказание Артемии свидетельствовало о том, что Н. был предопределен Богом к церковному служению и к святости еще до рождения (Ibid. Prol.). Рождение Н. обычно датируют ок. 513 г., когда на Генавскую кафедру был возведен еп. Максим, вероятно, после отказа Флорентина ( Duchesne. Fastes. T. 1. P. 228). При крещении младенца нарекли именем Ницетий (от греч. Νικτας - победитель), «как человека, которому было суждено победить мир» (quem quasi uictorem futurum mundi Nicetium in baptismo uocitauit - Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 1). Начиная с IV в. имя Ницетий использовалось гл. обр. в среде галльской аристократии ( Heinzelmann. 1976. S. 173-174).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Ист.: трактаты: Hugo Lingonensis. De corpore et sanguine Christi contra Berengarium//PL. 142. Col. 1325-1334; Durand. De corpore et sanguine Christi contra Berengarium et ejus sectatores//Ibid. 149. Col. 1375-1424; Guitmundus. De corporis et sanguinis Christi veritate in Eucharistia//Ibid. 149. Col. 1427-1494; Lanfrancus. De corpore et sanguine Domini//Ibid. 150. Col. 407-442; Algerus. De sacramentis corporis et sanguinis dominici//Ibid. 180. Col. 739-854; письма к Б . Т . : [Гуго Лангрский]//PL. 142. Col. 1325-1334; [Адельманн]//Ibid. 143. Col. 1289-1296; [Фроланд Сенлиский]//Ibid. 143. Col. 1369-1372; [Евсевий Бруно]//Ibid. 147. Col. 1201-1204; [Асцелин]//Ibid. 150. Col. 67-68; письма, связанные с Б . Т . : [Гозехин Льежский]//PL. 143. Col. 885-908; [Теодуин Льежский]//Ibid. 146. Col. 1439-1442; [Григорий VII, папа]//Ibid. 148. Col. 506; Specilegium. T. 2. P. 508; [Анастасий Клюнийский]//Ibid. 149. Col. 433-436; [Ланфранк]//Ibid. 150. Col. 516, 543-545; [Вольфельм]//Ibid. 154. Col. 412-414; [Павлин из Меца]//Thesaurus novus anecdotorum. T. 1. Col. 196; [ Папа Александр II. 4 письма]// Bishop M. E. Unedierte Briefe zur Geschichte Berengar " s von Tours. Münster, 1880. S. 273-275. (Hist. Jb.; Bd. 1); [ Гумберт, кард. К еп. Евсевию Бруно]// Brucker P. P. L " Alsace et l " Église au temps du pape saint Léon IX: (Bruno d " Egisheim), 1002-1054: In 2 vol. Strasbourg, 1889. T. 2. P. 393-395; анафематизмы и вероисповедания: [Руанский Собор]//PL. 143. Col. 1382-1383; Bernoldus. De Beringerii haeresiarchae damnatione multiplici//Ibid. 148. Col. 1454-1460; [Римский Собор 1059]//Ibid. 150. Col. 410-411; [Римские Соборы 1078 и 1079]//Thesaurus novus anecdotorum. T. 4. Col. 104; PL. 148. Col. 808-809, 811-812; Ibid. 150. Col. 411. Лит.: Anglade. Controverse sur l " eucharistie pendant le XIe siècle. P., 1858; De Crozals. Bérenger. P., 1877; Schitzer. Berengar von Turs. Stuttg., 1892; Clerval A. Les Écoles de Chartres au Moyen Âge. Chartres, 1895; Heitz Th. Essai historique sur les rapports entre la philosophie et la foi de Bérenger de Tours à S. Thomas Aquin. P., 1909; Heurtevent R. Durand de Troarn et les origines de l " hérésie bérengarienne. P., 1912; Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. Владимир, 1917. 2 т.; Geiselmann J. R. Die Eucharistielehre der Vorscholastik. Paderborn, 1926; Vernet F. Bérenger de Tours (2)//DTC. T. 2 (1). Col. 722-742; Cappuyns M. Bérenger de Tours (51)//DHGE. T. 8. Col. 385-407; McDonald A. J. Bérengar and the Reform of Sacramental Doctrine. L., 1930, 1977R; Morin G. Bérenger contre Bérenger//Recherches de théologie ancienne et médiévale. Louvain, 1932. T. 4. P. 109-133; Sheedy Ch. E. The Eucharistic Controversy of the 11th Cent. Wash., 1946; Montclos J. de. Lanfranc et Bérenger. Leuven, 1971.

http://pravenc.ru/text/78134.html

3-й, стр. 163 и др.), о богомыслии (Ibid., вып. 3-й, стр. 215–220, 235–236; вып. 4-й, стр. 74–75 и др.), о доброделании (Ibid., вып, 1, стр.: 115, вып. 4, стр 3–4, 6–8, 67–68, 73–74, 87–88, 127–128, 141–142); о сокрушении о грехах, о борьбе со грехами, с плотью (Ibid., вып. 1, стр. 10–11, вып. 3, стр.: 118–120, 123–125, 211–213, 227–229, 250–251; вып. 4-й, стр: 11–18, 25–27, 29–30, 71–72, 77–78, 81–82, 85–86, 97–99, 106–108 и др.); о говении, исповеди и причастии (Ibid., стр. 36–37, 197, 225–230, вып. 2-й, стр.: 180–185, 212, вып. 3-й, стр.: 3–4, 77, 131–132, 177–179); о посте (вып. 2-й, стр.: 145–148, 204, 210–211, 217–218, вып. 3-й, стр.: 82–83, 182) и др. Множество здесь также советов о средствах борьбы с сомнениями в деле веры (Вып. 1-й, стр.: 146–149, 151, 170–171 и др.) и духом охлаждения (вып. 1-й, стр.: 110, 215–220, 230–233 и др.); множество предупреждений относительно самомнения по делу нравственного совершенства (вып. 3-й, стр.: 237–238, 239–240, 241–242 и др.), множество ободрений и утешений на пути спасения – (вып. 1-й, стр.: 237–238, 241–243, 249–250; вып. 3-й, стр.: 120–122, 219–220, 230, вып. 4-й, стр.: 9–10 и др.). 334 334 «Собрание писем святителя Феофана», вып. 3-й, стр. 28. Святитель Феофан писал очень много писем, в которых давал советы и наставления о семейных и мирских обязанностях (Ibid., вып. 2, стр. 200, 202; вып. 3, стр. 26–27, 96, 189 и др.); о женитьбе, выходе замуж и семейном счастье (Ibid., вып. 1, стр. 47–48, 57, 169–170, 171, 198 и др.); о терпеливом прохождении каждым своей должности (Ibid, стр. 16–17, 167–168, 169 и др.); о всевозможных житейских делах и хлопотах (Ibid., стр. 123; вып. 2, стр. 82–83, 98, 127–129, 152 и др.), даже о таких делах и предприятиях, как раздел имения (Ibid., вып 1, стр. 46), садоводство (Ibid., вып. 4, стр. 111), винокуренный завод (Ibid., вып. 2. стр. 78), торговля (Ibid., вып. 1, стр. 64), адвокатские дела (Ibid, вып. 1, стр. 246) и др. Заботился святитель Феофан и о телесной жизни своих руководимых и, в случае болезни, давал в письмах различные врачебные советы (Ibid., вып. 1, стр. 29, 38, 40–41, вып. 3, стр. 99, 101, 105, 150 и др.), ободрял болящих (Ibid., вып. 1, стр. 30, 31, 32–33, вып. 2, стр. 190, 237 и др.), а в случае смерти, утешал близких родственников, скорбящих по умершем – (Ibid., вып. 1, стр. 76, 78, 79, 199–200, 216, вып. 3, стр. 6–7, 38–39 и др.). Читать далее Источник: Казань: Тип.-лит. Имп. Университета, 1904. — 178 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

См. его статью «Философские настроения и идеи в русском романе XVIII b.» Журн. Мин. Народи. Просв., 1905. 135 Д. Д. Языков «Вольтер в русской литературе». Сборник статей, посвященных проф. Стороженко, под заглавием «Под знаменем науки», 1902. См. также библиографические указания о Вольтере у Алексея Веселовского «Западное влияние в русской литературе». Изд. 4. 1910. Стр. 75–76 (прим.). 136 См. Веселовский, Ibid. Стр. 76. 137 В. Ключевский. Очерки и речи. Т. II. Стр. 255. 138 Ibid. Стр. 256. 139 Веселовский. Ibid. Стр. 67. 140 Едва ли не первым проявлением этой критики были письма Фонвизина из–за границы. Но еще Кн. Вяземский в своей книге показал, что эта критика опиралась на западные же источники. См. об этом справедливые замечания у Веселовского. Ibid. Стр. 87, 90. Hanmant (Op. cit. P. 119) справедливо связывает «галлофобию» у разных русских людей с англоманией. «Запад сам внушал русским Людям критическое отношение к Западу», замечает он (Ibid. стр. 119). 141 Ibid. P. 112. 142 См. об этом статью Чечулина. Русский социальный роман XVIII b. Журн. Мин. Народн. Просв., 1901, также этюд Кизеветтера. посвященный утопии Щербатова. 143 Это понятие можно сблизить с известной характеристикой французской мысли XVIII b. у Тена, который говорит о «классицизме» мышления XVIII в. 144 См. об этом книгу Боголюбова «Новиков и его время», гл. XIV. 145 См. об этом Веселовский. Ibid. Стр. 119. 146 Флоровский. Ор. cit. Стр. 534. (Примеч.). 147 «Вольтерианство» продолжалось в России и в XIX b., но серьезного значения для движения русской мысли оно не имело. См. впрочем этюд Павлова Сильванского «Материалисты 20–х годов» (в книге «Очерки по русской истории XVIII–XIX b.»). 148 Веселовский. (Ibid. Стр. 57), сообщает, что эти письма в рукописи хранятся в Публичной Библиотеке. 149 О Татищеве см. книги Н. Попова, а также у Милюкова «Очерки по истории русской культуры». Т. III (ч. II, гл. II). 150 Веселовский, Ibid. Стр. 20. 151 См. например у Флоровского, Ор. cit. Стр. 89 и дальше. 152 «Он пишет всегда точно проданным пером», зло замечает Флоровский, (Ibid. стр. 90). 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Порфирог. ibid. р. 128 и 129 fin. – τ τς Δελματας  κστρα разумеются именно они); но при сем последнем императоре, просив и получив от него помощь против сарацинов (ibid. р. 129 fin. sqq), они снова возвратились под верховную власть империи. В конце IX века, по словам Шафарика, их подчинили своей власти хорваты (Древн. II, 2, 6 нач. и 23 нач.), но это, кажется, несправедливо; по крайней мере церковные акты X века дают заключать противное, и вероятнее, что они продолжали состоять в зависимости от греков, или, снова став ни от кого независимыми, управлялись своими дожами (cfr Шафар. ibid. стр. 16 нач.): Несомненно только то, что со времени импер. Василия и с его дозволения города и острова эти за беспрепятственное право пользования земельными угодьями, находившимися в черте владений хорватских, стали платить хорватам ту дань, которую прежде платили грекам (Конст. Порфирог. ibid. с. 30, р. 146 fin. sqq). В конце X века они были покорены венецианским дожем Петром Урсеолом (Шафар. ibid. р. 22 fin.), после чего, быв неоднократно оспариваемы и отнимаемы у венецианцев венграми, в конце концов остались за республикой, под которой и продолжали состоять до самого ее падения в начале нынешнего столетия (cм. Kalendaria Acceмahu IV, 345 u Dalmamien und Montenegro nach Wilkinsohn bearbeitet Lindau, Leipzig, 1849, ч. 2, гл. 10). Хорваты в первый раз приняли христианскую веру (одновременно с сербами) при том же самом импер. Ираклии, при котором поселились на своем нынешнем месте жительства, и были крещены священниками, которые по приказанию императора были присланы к ним из Рима (Конст. Порфирог. De administr. imper. с. 31, р. 148 fin.). Но это крещение еще не было окончательным, и во второй раз и совершенно они крестились во второй половине IX века при императоре Василии Македонянине. Свергнув перед тем иго греков, а при импер. Василии снова добровольно возвратившись под власть их, хорваты (вместе с сербами) хотели скрепить это восстановление государственного союза посредством окончательного принятия христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010