Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНИЦИАРИИ [лат. initiarii], триадологическая ересь , существовала предположительно в IV в. О содержании еретического учения известно из ряда свидетельств лат. церковных писателей. Блж. Августин , еп. Гиппонский (354-430), в трактате «О ересях» (De haeresibus) описывал эту ересь так: «Другая [ересь], считая, будто Сын не рожден вечно (sempiterne), учит, что Его рождение получило начало во времени (a tempore). Притом, желая исповедовать, что Сын совечен Отцу, она утверждает, что Сын был у Отца (apud Patrem) до того, как родился от Него; т. е. Сын был вечно, но не вечно был Сыном, а начал быть Сыном тогда, когда был рожден от Отца» ( Aug. De haer. 80). Чуть ниже блж. Августин свидетельствует, что узнал об этой ереси, как и о ряде других, из соч. «О ересях» (De haeresibus) Филастрия , еп. Бриксийского (IV в.), и что в сочинении Филастрия особого названия у этой ереси не было. В своем трактате Филастрий писал об этой ереси: «Существует... ересь, которая говорит о Спасителе, что сперва Он был у Отца (apud Patrem), а потом был рожден» ( Filaster. De haeresibus. 127//Corpus haereseologicum/Ed. F. Oehler. Berolini, 1856. Vol. 1. P. 135). Он также предложил опровержение ереси и изложение правосл. вероучения: «Мы должны знать, что по Божеству Сын никогда не переставал быть с Отцом; и не должны думать, будто Тот, Кто был с Отцом всегда, существовал самостоятельно (ex semetipso) и не рождался от Отца... Он был рожден от Отца... но не во времени, а до всех веков и всякого творения... и в то же время вовеки пребывает и всегда остается с Отцом... Если же кто-то исповедует, что сперва Он был нерожденным, а потом стал рожденным от Отца, он не понимает, что говорит. Ведь, желая избежать одной ереси (т. е. ереси крайних ариан, отрицавших вообще вечность Сына.- Д. С.), он впадает в другую, еще худшую, исповедуя Сына нерожденным, а точнее - отвергая и Отца, и Сына, проповедуя двух нерожденных, и отвергая истину об одном нерожденном Отце и одном единородном Сыне» (Ibid. P. 135-136).

http://pravenc.ru/text/389597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАГРАММАТИЗМ [греч. ναγραμματισμς], один из основных видов композиции в поздневизант. певч. искусстве, означает перестановку «грамм» (τ γρμματα), т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения. Из-за мелодической акцентировки и протяженности мелоса возникла необходимость повторения слогов, слов, целых фраз. А., как и др. прием калофонического пения - анаподизм , появился во 2-й пол. XIII в., в законченном виде сформировался в творчестве св. Иоанна Кукузеля . Термин «А.» появляется в кодексах Пападики XIV-XV вв., впосл. встречается в калофонических Стихирарях и Матиматариях . Развитие этой практики, возникшей сначала в калофонических распевах псалмовых стихов вечерни и утрени («      » (Ινα τ φραξαν θνη - Пс 2. 1-2) св. Иоанна Кукузеля, см. пример), полиелея (Пс 134-135), непорочных (Пс 118) и др., достигло вершины в обработках самогласных стихир. А. как полный и совершенный вид композиции охватывает весь текст самогласна : в качестве начального избирается, как правило, ключевая по смыслу фраза или слово из любого стиха, кроме первого, и подвергается перестановкам, вклиниваясь в остальной текст, с тем чтобы с помощью мелодии подчеркнуть поэтически, содержательно или богословски значимые его фрагменты, благодаря чему и текст приобретает новые смысловые оттенки. Как вид муз. композиции А.- вершина визант. мелотворчества. Обязательное дополнение к А.- вставка кратимы, обычно ближе к концу песнопения. Известен ряд А. св. Иоанна Кукузеля: «    » (ρδβλθυοτεΙδωμεν πντες) самогласной литийной стихиры праздника Богоявления «      » 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 218, 1336 г.), заупокойный икос «        » (Ατς μνος πρχεις θνατος) (Ibid. Fol. 136-138), «        » (Αλλ ς οκτρμων κθαρον) тропарей по 50-м псалме «        » (Ath. Laur. Λ 116. Fol. 2, XVII в.; S. Sepulcri. 733. Fol. 102, нач. XIX в.) и др. С XV в. А. и анаподизмы стали называться матимами. Неск. А. помещены в совр. печатном изд. Матиматария, но в богослужебной практике в наст. время они почти не употребляются. Как остаточное явление А. можно рассматривать существующую ныне практику перестановки слов при пении прокимнов вечерни и утрени, начала полиелея и избранных псалмов, «    » перед чтением Евангелия на утрене (Πσα πνο ανεστω...- Ανεστω πσα πνο...), «      » в конце литургии (Εη τ νομα Κυρου...- Τ νομα Κυρου εη...) и т. п. Пример

http://pravenc.ru/text/анаграмматизмов.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ ФИЛОСОФ [Греч. Λεντιος Θιλσοφος], прп. (пам. греч. 19, 20, 30, 31 окт.). Время и место жизни неизвестны. Память Л. Ф. без к.-л. биографических сведений встречается в различных видах византийских и новогреческих календарей: под 19 окт.- в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, в служебной Минее (Венеция, 1870), в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса; под 20 окт.- в стишных Синаксарях (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.; Лундский Синаксарь XIV в.); под 30 окт.- в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), где Л. Ф. назван «благочестивый Лев Философ» (SynCP Col. 178); под 31 окт. - в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 84). В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) под 12 июня указана память «Леонтия, философа Римского» ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 72), к-рого Ж. Гаритт предположительно отождествил с Л. Ф. Исследователь также отметил, что в этот день Западная Церковь празднует память папы Римского Льва III (795-816) (Ibid. P. 249). Память Л. Ф. не вошла ни в стишной, ни в нестишной Прологи (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 224-235, 276-283; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2. С. 135-136, 142-144), она отсутствует в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1533-1679, 2039-2062) и совр. календаре РПЦ. Ист.: Δουκκης. ΜΣ. 1895. Τ. 10. Σ. 267; Владимир (Филантропов). Описание. С. 522; SynCP. Col. 178-179; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 383. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 324-325, 338, 340; Rudberg S. Y. Le Synaxaire grec de Lund//AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 125; Sauget J.-M. Leonzio, il Filosofo, santo//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1315; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 272; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2009. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 215. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463565.html

P., 1935. T. 4. P. 488-499; L " Église orthodoxe dans les États de la Baltique//Ibid. 1937. T. 5. P. 29-34; Études de topographie byzantine: Les citernes d " Aétius, d " Aspar et de Bonus//REB. 1943. T. 1. P. 85-115; Topographie de Constantinople byzantine: Le port Sophien et les quartiers environnants//Ibid. P. 116-151; Les sanctuaires de Byzance sous la domination latine (1204-1261)//Ibid. 1944. T. 2. P. 134-184; Les monastères du Christ Philanthrope à Constantinople//Ibid. 1946. T. 4. P. 135-162; Les sanctuaires des colonies latines à Constantinople//Ibid. P. 163-177; Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 1950; La rebaptisation des Latines dans les Églises orthodoxes//Annuaire de l " École des Législations religieuses. P., 1952. T. 3. P. 59-66; Les églises et les monastères [de la ville de Constantinople]. P., 1953; L " église byzantine sur les rives du Bosphore: Côte asiatique//REB. 1954. T. 12. P. 69-99; Du Forum Bovis au Forum Tauri: Étude de topographie//Ibid. 1955. T. 13. P. 85-108; La région occidentale de Constantinople: Étude de topographie//Ibid. 1957. T. 15. P. 89-122; L " Église latine à Thessalonique de 1204 à la conquête turque//Ibid. 1958. T. 16. P. 206-216; La hiérarchie ecclésiastique dans le diocèse de Thrace//Ibid. 1959. T. 17. P. 136-149; Rôle des commissaires impériaux byzantins dans les conciles//Ibid. 1960. T. 18. P. 97-108; Le palais patriarcal de Constantinople byzantine//Ibid. 1962. T. 20. P. 131-155; Le monachisme byzantin au Moyen Âge: Commende et Typica (Xe-XIVe s.)//Ibid. 1964. T. 22. P. 5-44; Les processions religieuses à Byzance//Ibid. 1966. T. 24. P. 69-88; Les églises et les monastères des grands centres Byzantins: Bithynie, Hellespont, Latros, Galésios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique. P., 1975. Лит.: Laurent V. L " œuvre scientifique du R. P. R. Janin//REB. 1961. T. 19. P. 7-43 [Библиогр.: P. 14-33]; idem. Janin//Catholicisme: Hier, aujourd " hui, demain: Encycl./Éd. G. Jacquemet. P., 1967. T. 6. Col. 311; Raymond Janin//REB. 1972. T. 30. P. 3. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/182193.html

Мучение святых Зиновия и Зиновии. Миниатюра из Минология Василия II. 976 -1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.150) Известно арм. сказание об этих святых, близкое к повествованию в греч. синаксарях (ActaSS. Oct. T. 13. P. 264). Напротив, позднее эфиоп. Мученичество (Ibid. P. 271-273) значительно отличается от греч. традиции. В нем Зиновия - имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат - Неоном. Святые пострадали при рим. имп. Клавдии II (268-270) и наместнике Лукиане. В традициях эфиоп. житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь и погибли 500 мужей и жен, а правитель уверовал во Христа. В эфиопском Синаксаре (не ранее XV в.) память святых отмечена 7-го числа месяца хедара (3 нояб.), имя матери Зиновия передается как Зибия, родиной святых названа Фиваида. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в ц. сщмч. Зиновия, находящейся в к-польском квартале Иустинианы. Известно также, что вблизи К-поля, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь св. Зиновия ( Janin. Églises et monastères. P. 134). И. Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана , мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам о Зиновии , сщмч. Антиохийском, почитавшемся в г. Эги, но не имевшем своего жития; однако эта гипотеза представляется малоубедительной. На Западе мученики были неизвестны до кон. XVI в.: 1-е упоминание о них содержится во 2-м издании Мартиролога Узуарда (1573), откуда оно попало в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (1586). Ист.: BHG, N 1884-1885; ActaSS. Oct. T. 13. P. 253-273; Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. F. Graffin. Turnhout, 1988. P. 264-267. (PO; T. 44. Fasc. 3); PG. 115. Col. 1309-1317; 117. Col. 135-136 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 177-178; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 450-451; ЖСв. Окт. С. 629-633.

http://pravenc.ru/text/Зиновий и ...

Болландисты обнаружили, что по содержанию с этим Житием совпадает лат. Мученичество BHL, N 4980. В нем указано имя варварского короля - Авцей. Местом мученичества назван Рим, а мучителем - префект Элий (Дионисий Элий был префектом Рима в 301 - ActaSS. Iun. T. 5. Р. 11). При совпадении сюжетной линии различаются количество и имена мучеников, пострадавших с Л. и Авцеем. В лат. Мученичестве указано, что их было 20, но перечислены поименно 12: Антоний, Ириней, Феодор, Дионисий, Аполлоний, Апамий, Проник, Котей, Орион, Папик, Сатир и Виктор (Ibid. Р. 14). Греческое Житие несомненно вторично по отношению к латинскому. Слово rex (король) было принято переводчиком за имя собственное. А должность «викарий» применительно к Р. возникла в Житии в результате неправильного перевода «de territorio Urbicario», т. е. «из городской территории» (ActaSS. Iun. T. 5. Р. 13). В греч. текстах не указано время жизни святых. В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), восходящем к Мученичеству BHL, N 4980, события датируются правлением имп. Диоклетиана (PG. 94. Col. 955-956). Текст о Л., Р. и дружине пострадавших с ними мучеников, включенный в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», заимствован из ВМЧ, в которых нашли отражение ошибки проложных житий: в краткой и пространной редакциях нестишного Пролога Кампания названа Каппадокией, а в пространной редакции Сицилия указана в качестве родины Л. («бе убо в Сикелии» - ГИМ. Син. 996. Л. 64, 65 об.), тогда как в краткой редакции подчеркивается, что родом с Сицилии была др. святая с именем Лукия (пам. 13 дек.) («ина есть вь Сикелии» - Павлова, Желязкова. 1999. Л. 264b). Ист.: BHL, N 4980-4982; ActaSS. Iun. T. 5. P. 13-14; SynCP. Col. 801-802; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 6. Σ. 33; Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999; ЖСв. Июль. С. 135-136. Лит.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 11-12; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 202; Т. 3. С. 256; Amore A. Luciea (Lucia), Auceia e compagni//BiblSS. Vol. 8. Col. 236-238; idem. Lucia, Antonino, Severino, Diodoro, Dione e XVII compagni//Ibid. Col. 257; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 70-71.

http://pravenc.ru/text/2110871.html

Вскоре по воцарении Анастасия произошел мятеж Лонгина, исавра, брата умершего имп. Зинона. Евфимий занимал по отношению к исаврам благожелательную позицию, чем вызвал недовольство Анастасия. Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Евфимий провел около 492 года Собор в Константинополе , утвердивший почитание Халкидонского Собора. К 495 году отношения патриарха Евфимия и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло два покушения на патриарха, а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол. В 496 г. Анастасий собрал в Константиполе Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Евфимия, обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты . В результате низложения патриарха в Константинополе произошли народные волнения на ипподроме. Дата смерти патр. Евфимия точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер около 512 года. Впоследствии Евфимий, а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 годах православные Константинополя и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Восточными Церквами и Римом. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем Месяцеслове помещает память " Св. Евфимия, патриарха константинопольского, † 496 " под 5 августа с пометкой: " В 1420 году русский паломник Зосима видел мощи святителя Евфимия в Студийском монастыре " . Литература Ioan. Malal. Chron. P. 400. 3; Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 139-140; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO. Vol. 2. Pt. 5. P. 132; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. III, 23, 30-31; Theoph. Chron. P. 133. 7-18, 29-30; P. 134. 19-24; P. 135. 17-20; P. 136. 5-9; P. 137. 7-20; P. 139. 9-20; P. 140. 9-16; P. 141. 19; P. 142. 5; Victor Tonnunnensis. Chronica/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. B., 1894. T. 11. P. 192, 195; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 4, 6; VII 1. Jaffé. RPR. T. 1. N 620. P. 83; Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l " empire d " Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.; Amst., 1949. P. 37. N 2; P. 38-39. N 1, 77, 80, 165-166, 184, 190, 223, 227; RegPatr, 1. N 178, 179; Bacht H. Die Rolle der orientalischen Mönche in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519)//Grillmeier A., Bach H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 275-276, 290; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451-553)//Ibid. S. 126-128, 143-144; Grillmeier A. Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch//Idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche (451-518). Freiburg etc., 1991. Bd. 2/1. S. 298-301.

http://drevo-info.ru/articles/13676579.h...

Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Е. провел ок. 492 г. в К-поле Собор, утвердивший почитание Халкидонского Собора. К 495 г. отношения Е. и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло 2 покушения на Е., а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол. В 496 г. Анастасий собрал в К-поле Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Е., обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты. В результате низложения Е. в К-поле произошли народные волнения на ипподроме. Дата смерти Е. точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер ок. 512 г. Впосл. Е., а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 гг. православные К-поля и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Вост. Церквами и Римом. Ист.: Ioan. Malal. Chron. P. 400. 3; Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 139-140; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO. Vol. 2. Pt. 5. P. 132; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. III, 23, 30-31; Theoph. Chron. P. 133. 7-18, 29-30; P. 134. 19-24; P. 135. 17-20; P. 136. 5-9; P. 137. 7-20; P. 139. 9-20; P. 140. 9-16; P. 141. 19; P. 142. 5; Victor Tonnunnensis. Chronica/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. B., 1894. T. 11. P. 192, 195; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 4, 6; VII 1. Лит.: Jaffé. RPR. T. 1. N 620. P. 83; Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l " empire d " Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.; Amst., 1949. P. 37. N 2; P. 38-39. N 1, 77, 80, 165-166, 184, 190, 223, 227; RegPatr, 1. N 178, 179; Bacht H. Die Rolle der orientalischen Mönche in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519)// Grillmeier A., Bach H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 275-276, 290; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451-553)//Ibid. S. 126-128, 143-144; Grillmeier A. Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch// Idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche (451-518). Freiburg etc., 1991. Bd. 2/1. S. 298-301. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/187721.html

Благодать Божия помогает христианину в его духовном подвиге, питая его, словно «дождь землю» (Ibid. 109). Хессе установил параллели между фрагментами De oper. just. 135-136, 154 и 38-м Словом Макариевского корпуса (собрание типа II) ( Hesse. 1973. S. 31-38). В древнем сирийском переводе (не издан, см. список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21) сохранилась особая сентенция (следует после De oper. just. 141), включенная также в древний арабский перевод (изд.: Khalifé. 1949/1950. P. 117-224). Существует неизданный груз. перевод, в котором сочинение разделено на 3 Слова (ркп. Sinait. iber. 35; см.: Garitte. 1956. P. 109-110). В сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12170 сохранился комментарий Бабая Великого. Древний славянский перевод сохранился в рукописях XIV-XV вв.; слав. перевод прп. Паисия Величковского входит в состав «Добротолюбия» (М., 1793. Л. 24-34 об.). «О покаянии» (Περ μετανοας; De paenitentia; CPG, N 6092), трактат носит полемический характер, среди своих оппонентов М. П. выделяет новациан ( Marc. Erem. De paenit. VII 18). М. П. постулирует возможность и необходимость покаяния после крещения, поскольку само крещение является предпосылкой (προκεμενον) покаяния (Ibid. 7. 33). Покаяние необходимо всем, включая святых, т. к., «происходя от Адама, все родились под грехом преступления» (Ibid. 10. 19-22). Покаяние должно стать постоянным состоянием христианина и проявляться в 3 действиях ума: в очищении помыслов, непрестанной молитве и терпении скорбей (Ibid. 7. 1-4). Сочинение переведено на сирийский (перевод не издан, см. список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21), арабский (изд.: Khalifé. 1949/1950. P. 117-224) и частично на груз. языки (не изд., Garitte. 1956. P. 108). «О Крещении» (Περ το γου βαπτσματος; De baptismo; CPG, N 6093), догматический трактат, составленный в жанре вопросоответов. М. П. не называет своих противников; по сообщению Бабая Великого, М. П. полемизирует с мессалианами ( Frankenberg W. Evagrius Ponticus. B., 1912.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Имп. Карл Великий (800-814) передал часть мощей П. в серебряном реликварии в кафедральный собор г. Санс (совр. деп. Йонна, Франция) ( Ton, Celetti. 1968. Col. 135), к-рый потерпел ущерб во время пожара в X в. и не был полностью восстановлен. Мощи святой незначительно пострадали ( Mazzarelli. 1874. P. 878). В XVI в. для них был изготовлен новый реликварий ( Ton, Celetti. 1968. Col. 135-136). Ныне мощи хранятся в уцелевшей сокровищнице кафедрального собора. Подлинность останков святой была удостоверена в 1192, 1896 и 1966 гг. В 1951 г. во имя П. была освящена одна из приходских церквей в Риме. П. традиционно изображается с Библией и распятием в руках (статуя XVI в. в церкви коммуны Риньи-ле-Феррон), а также в сопровождении своей дочери Евстохии и блж. Иеронима Стридонского (изображения XVII-XVIII вв.) (Ibid. Col. 136). Ист.: BHL, N 6548-6550; ActaSS. Jan. T. 2. P. 712-722; MartRom. P. 35; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze; Mil., 20073. Vol. 1. Лит.: Lagrange F. Histoire de Sainte Paule. P., 1868; Montalembert C. Les moines d " Occident depuis S. Benoît jusqu " à S. Bernard. P.; Lyon, 18735. Vol. 1; Mazzarelli E., ed. Fiore dei Bollandisti, ovvero Vite dei santi. Napoli, 1874. Vol. 1; Daux C. Amédée Thierry et les premiers monastères d " Italie aux IVe et Ve siècles//RQH. 1877. Т. 21. P. 404-473; G é nier R. Sainte Paule. P., 1917; Cavallera F. Saint Jérôme: Sa vie et son oeuvre. Louvain, 1922. Vol. 1. Р. 293-297; Ton G., del. S. Paola Romana. Mil., 1950; Antin P. Essai sur S. Jérôme. P., 1951; Ton G., del, Celetti M. C. Paola di Roma//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 123-136; Nautin P. Études de chronologie hiéronymienne (393-397)//REAug. 1972. Vol. 18. N 3/4. P. 209-218; Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings, and Controversies. L., 1975; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 5. Σ. 339-341; Krumeich Ch. Paula von Rom: Christliche Mittlerin zwischen Okzident und Orient. Bonn, 2002; Heine M. Die Spiritualität von Asketinnen: Von den Wustenmüttern zum städtischen Asketinnentum im östlichen Mittelmeerraum und in Rom vom 3. bis zum 5. Jh. B.; Münster, 2008; Cain A. Jerome " s Epitaphium Paulae: Hagiography, Pilgrimage, and the Cult of Saint Paula//JECS. 2010. Vol. 18. N 1. P. 105-139; idem. A Commentary// Jerome " s Epitaph on Paula: A Comment. on the Epitaphium S. Paulae/Ed., introd., transl. A. Cain. Oxf., 2013. P. 98-488; Coppieters S. Hieronymus: Problematisering van de seksualiteit en ascetische zelfpraktijken in zijn brieven: Diss. Gent, 2010; Temmerman H., de. De Hiëronymus-brieven in het Middelnederlands: Studie en gedeeltelijke editie van HS. Gent, UB, 904: Diss. Gent, 2017.

http://pravenc.ru/text/2578587.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010