свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Послания апостола Павла Ранние послания Первое и Второе Послания ап. Павла к фессалоникийцам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет IX. Послания апостола Павла к колоссянам, фессалоникийцам, Тимофею, Титу и Филимону. Тверь, 2006. Иустин (Попович) , архим. Толкование на 1–е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. М., 2000. Страхов В., свящ. Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам. Сергиев Посад, 19. Титов Ф., свящ. Первое послание апостола Павла к фессалоникийцам. Киев, 1893. План 1 Фес. Апостольская проповедь в Фессалониках (1:1 – 2:13) 1. Успех проповеди в Фессалониках (1:1 – 10) 2. Характер проповеди (2:1 – 13) II. Гонения на христиан и состояние Фессалоникийской Церкви (2:14 – 3:13) III. Призыв к чистоте, святости и братолюбию (4:1 – 12) IV. О судьбах умерших и сроках Второго Пришествия (4:13 – 5:5) 1. Призыв к бодрствованию (5:6 – 10) 2. Одуховной жизни (5:11 – 28) План 2 Фес. Увещание к терпеливому перенесению скорбей (1.3 – 12) II. Признаки Второго Пришествия (2:1 – 12) III. Хранение апостольского предания (2:15 – 3:5) IV. Заключительные наставления. О необходимости жить собственным трудом (3:6 – 16) Домашнее задание Время написания 1 и 2 фес (еп. Кассиан). 2. отрывки из 1 Фес., свидетельствующие о языческом прошлом адресатов Послания. 3. Найдите в Деян. 17:1 – 9 обвинение, предъявленное апостолам, укажите параллель в Евангельской истории. Найдите отрывки из 1 и 2 Фес., свидетельствующие о том, что фессалоникийские христиане претерпевакот гонения. Кто инициатор этих гонений? 4. Найдите в 1 Фес. указание на то, что ап. Павел надеялся дожить до Второго Пришествия Христова. Какие настроения возникли в среде фессалоникийцев в связи с ожиданием скорого Пришествия Христова? Каковы были сомнения относительно участи умерших до Второго Пришествия?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Фессалоникийцам Введение Автор Автор Второго послания к фессалоникийцам называет себя Павлом (1,1; 3,17). В первой половине II в. по Р.Х. послание было, по-видимому, известно Игнатию Антиохийскому , Поликарпу Смирнскому и Иустину Мученику . Несмотря на такие древние свидетельства, подлинность Второго послания подвергалась более частым и более весомым нападкам, чем Первого. Близкое сходство тематики и даже фразеологии обоих посланий рассматривалось некоторыми учеными как признак подражательного, плагиативного характера Второго послания к фессалоникийцам. Но эти же факты можно расценивать как доказательство обратного. Кто имеет большее основание повторять мысли Павла, чем сам Павел? Некоторые также полагали, что эсхатологические представления, изложенные в обоих посланиях, не согласуются между собой, и, следовательно, эти послания не могут принадлежать одному автору. Первое послание как будто говорит о скором пришествии Христа, в то время как Второе утверждает, что прежде Христова пришествия произойдет ряд исторических событий. Но противоречие здесь мнимое. Первое послание не говорит ничего определенного о сроках второго пришествия Христа; оно лишь подчеркивает его внезапность. Второе уточняет порядок событий, тем самым преграждая путь новому заблуждению, распространявшемуся в Фессалонике, будто день Господень уже наступил. Более того, напоминания в 2,5 и 3,10 о том, чему Павел учил, когда был среди них, содержат сведения, которые нелегко было бы подделать, по меньшей мере, на протяжении жизни одного поколения; они вряд ли могли исходить от человека, который не был с Павлом во время первого посещения им Фессалоники. Наконец, если предположить, что Второе послание было написано самозванцем с намерением добиться признания своего сочинения, трудно понять, как мог он рассчитывать на то, что суровые обвинения в адрес некоторых фессалоникийцев (3,10.11) послужат достижению его цели. Время и обстоятельства написания Во Втором послании (2,15) указывается на существование более раннего послания Павла, и весьма вероятно, что речь здесь идет именно о Первом послании к фессалоникийцам (см. Введение к 1 Фес.). Это самое определенное внутреннее свидетельство того, что 2 Фес. позднейшее из двух посланий к фессалоникийцам. Поэтому временем написания Второго послания следует, вероятно, считать небольшой период, следующий за годом написания 1 Фес., т.е. между последними месяцами 50 г. и первыми месяцами 52 г. по Р.Х. Оно, как и 1 Фес., тоже могло быть написано в Коринфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иоаннис Каравидопулос Введение 1. Что такое Новый Завет Словосочетание «Новый Завет» освящено употреблением его Самим Господом Иисусом Христом. Согласно евангельскому повествованию и преданию, дошедшему до нас через апостола Павла, Господь во время установления таинства Евхаристии на Тайной вечери сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета 2 , за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 28 ; см. также: Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ; 1Кор. 11, 25 ). Этими словами Спаситель указал на новый период домостроительства нашего спасения, в основание которого положены Его Божественная Кровь и Крест. Этот новый для человечества период, который Сын Божий начинает Своим воплощением и запечатлевает крестной смертью и воскресением, является осуществлением обетований Ветхого Завета, ибо уже в те времена пророки созерцали новый, вечный завет Бога с Его народом. Пророк Иеремия благовествует: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» ( Иер. 31, 31 и след.; 32, 40; см. также: Иез. 16, 60; 36, 26 ). Это обетование осуществилось во Христе, и не только народ Израиля и Иуды, но и всё человечество может теперь пользоваться в Церкви плодами Креста и Воскресения. Упоминание «за многих» в установительных словах Тайной вечери означает «за всех» и этим подчеркивается характер искупительной Жертвы Иисуса Христа. Крест Христов, который явился исполнением тех древних пророчеств, стал одновременно дверью в новую эпоху, эпоху бытия Церкви. Богодухновенные писатели первенствующей Церкви запечатлели в книгах исполнение на деле всех тех событий, о которых так давно уже предвозвещали пророки: смерть и воскресение Христа, вступление мира в новую жизнь и эсхатологические чаяния вселенной. Эти книги и получили название «Новый Завет» для отличия их от книг предшествующего периода, так называемого Ветхого Завета. Употребление термина «Новый Завет» в отношении к собранию книг имеет свидетельства с конца II века по Рождестве Христовом, а с начала III века получает уже широкое распространение. Всех книг Нового Завета, написанных от середины до конца I века, насчитывается 27: 4 Евангелия (Мф., Мк., Лк., Ин.), Деяния святых Апостолов (Деян.), 13 посланий апостола Павла (Рим., 1 и 2Кор., Гал., Еф., Флп., Кол., 1 и 2 Фес., 1 и 2Тим., Тит., Флм.), Послание к евреям (Евр.), 7 Соборных посланий (Иак., 1 и 2Петр., 1, 2, 3Ин., Иуд.) и Апокалипсис Иоанна (Апок.). 2. Что изучает «Введение в Новый Завет»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОБЗАНИЕ МИРА [«Святое целование»; греч. φλημα γιον; лат. osculum pacis], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических , обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом, по этой причине Л. м. часто называется просто «мир» (греч. ερνη; лат. pax). Происхождение Обычай приветствовать друг друга поцелуем был широко распространен в античной греко-рим. культуре (см., напр.: Martial. Epigr. XII 59. 5; упом. в НЗ (при встрече - Лк 7. 45; прощальный поцелуй - Деян 20. 37; поцелуй Иуды - Мф 26. 47-49; Мк 14. 44-45; Лк 22. 47-48)). Как христианский обычай Л. м. впервые упоминается в Павловых Посланиях (Рим 16. 16; 1 Кор 16. 20; 2 Кор 13. 12; 1 Фес 5. 26), а также в 1 Петр 5. 14 (здесь называется «лобзание любви»). Распространено мнение, что апостольские Послания, в которых «святое целование» было лишь формульным окончанием письма, послужили основой для возникновения обряда Л. м. во II в. (предполагают, что, поскольку ап. Павел не дает никаких объяснений этого обычая, он сам не мог быть его создателем). Однако прощальный поцелуй в формуляре античных писем не был стандартным, хотя и встречается у языческих авторов (напр.: Cicero. Ep. ad Attic. 16. 11. 8). Поэтому была предложена иная гипотеза, согласно к-рой слова ап. Павла свидетельствуют об уже существовавшей литургической практике ( Hofmann. 1938). Некоторые исследователи полагают, что обряд Л. м. в первохрист. общине всегда совершался по окончании чтения Свящ. Писания или после проповеди ( Cuming G. J. Service-Endings in the Epistles//NTS. 1975/1976. Vol. 22. P. 110-113). При этом попытки выявить ритуальное Л. м. в дохрист. иудейской традиции или в языческих мистериальных культах результатов не принесли. Совр. исследователи, сопоставляя указанные места из Павловых Посланий с окончаниями др. новозаветных Посланий, полагают, что ап. Павел воспринимал Л. м. не как простое приветствие, а как особое духовное действие ( Phillips. 1996). Кроме того, поскольку раннехрист. общины были устроены как домашние церкви, Л. м. было знаком духовного родства ( Penn. 2005). В древней Церкви

http://pravenc.ru/text/2110636.html

Крэйг Кинер (протестант) ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА ВВЕДЕНИЕ Авторство. Одни комментаторы ставят под сомнение авторство Петра, другие реши тельно выступают за него; ситуация, которая предполагается в послании, хорошо согласуется с той, которая существовала при жизни Петра. Предания о мученической смерти Петра в Риме практически не подвергаются сомнению никем. В конце I в. н. э. в Первом послании Климента послание Петра принимается как подлинное, а раскопки показали, что в Риме был установлен памятник мученику Петру. В других христианских преданиях это также подтверждается, как и то, что Петр был автором данного послания; на него ссылаются писатели с начала II в. н. э. Учитывая предание о мученической смерти Петра в Риме, огромную вероятность, что послания, которые он написал, сохранились, и тот факт, что большинство посланий были либо подлинными, либо написаны спустя долгое время после смерти подразумеваемого автора, то искать доказательства придется тем, кто пытается отрицать авторство Петра. Например, один комментатор (Selwyn) считает, что ему удалось выявить в 1 Фес. и 2 Фес. нечто общее со стилем Силуана (5:12). Этот аргумент весьма неубедителен, но доводы против авторства Петра даже еще слабее (о тех, которые основаны на анализе греческого стиля, см. во введении к Иак.). Дата написания. Датировка послания основана на трех главных периодах преследований – в правление императоров Траяна (начало II в.), Домициана (см. введение к Отк.) и Нерона, когда Петр принял мученическую смерть. Его послание указывает на атмосферу жестоких репрессий, а не официальных судебных процессов в эпоху правления Траяна. Характеристика церковного руководства в послании (5:1,2) в большей мере согласуется с моделью I в., чем с более поздней датой. Маловероятным представляется предположение о послании под псевдонимом, которое приписывается Петру, еще в период Флавиана (после Нерона, но еще в I в. н. э.). Единство послания. В первой части 1 Пет. (1– 4:6) о начавшихся преследованиях ясно не говорится; во второй же части (4– 5:14) весть об этом звучит более определенно. Некоторые исследователи, основываясь на этом, делят послание на две части, обычно рас сматривая первый его раздел как проповедь на тему крещения (вследствие многочисленных параллелей с другими частями Нового Завета). Однако ситуация в этих двух разделах не слишком отличается, чтобы говорить об этом, к тому же для такого деления нет другихвеских причин.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступил на заседании Синода епископов Римско-Католической Церкви 17 октября 2012 г. 11:34 16 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Риме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Папского совета по содействию христианскому единству, принял участие в пленарной сессии XIII Всемирного Синода католических епископов в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. На вечерней сессии, проходившей в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI и 242 участников Синода, председатель ОВЦС обратился к собравшимся с приветственным словом. Текст выступления митрополита Илариона приводится ниже полностью: «Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Позвольте мне обратиться к вам от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Русской Православной Церкви со словами апостольского приветствия: " Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа " (2 Фес. 1:2). 1. Нынешний Синод епископов Римско-Католической Церкви приурочен к знаменательной дате — 50-летию начала работы II Ватиканского собора и посвящен актуальной для всех христиан теме новой евангелизации — проповеди Христа в секулярном мире. Полвека назад соборные отцы вполне отдавали себе отчет, что более тесное сотрудничество различных христианских исповеданий сделает свидетельство о Христе более убедительным. 2. II Ватиканский собор внес значительный вклад в развитие межхристианского диалога, фактически положив начало официальным отношениям между Римско-Католической Церковью и Православными Церквами. Одно из свидетельств этому — наше присутствие на Синоде епископов Римско-Католической Церкви. И сегодня мы призваны к тому, чтобы подумать над решением общих задач, которые ставит перед всеми нами современная эпоха. 3. Безудержная погоня за удовольствиями и стремление к безответственному обогащению за счет более бедных слоев населения были характерны для развитых обществ Европы и Америки в последние десятилетия. Индивидуализм и эгоизм привели в результате к кризису не только в человеческих и общественных отношениях, но и в политике и экономике. Кризис, который переживает сейчас западное общество, имеет, прежде всего, духовные корни. Секулярное, обезбоженное общество наивно полагает, что, эксплуатируя одни только собственнические и потребительские инстинкты, сможет успешно регулировать рост благосостояния и таким образом достичь справедливости и благополучия. Однако трагический опыт всего XX века ясно показал, что отречение от Бога и данных Им заповедей не только не приводит людей к счастью, но, напротив, ведет к неисчислимым бедствиям и страданиям. Современный кризис, который затронул многие страны мира, является еще одним свидетельством тому, что секулярное общество избрало ошибочный путь развития.

http://patriarchia.ru/db/text/2532365.ht...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та звернення Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства для друку 2 серпня 2015 р. 12:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II с днем тезоименитства. Его Святейшеству и Блаженству, Святейшему и Блаженнейшему Илии II, Католикосу-Патриарху всея Грузии Ваше Святейшество и Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно поздравляю Вас с днем тезоименитства. Вдохновляясь примером святого пророка Божия Илии, Вы со смирением и духовной мудростью носите возложенный на Вас Первосвятительский крест, проявляете неустанную заботу о вверенных Вашему попечению клире и пастве, прилагаете немалые труды к тому, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось в народе (2 Фес. 3:1). Молитвами Вашего небесного покровителя да ниспошлет Великодаровитый Владыка всяческих благодатное восполнение Ваших душевных и телесных сил и Свою вседетельную помощь в совершаемом Вами высоком Патриаршем служении. С братской любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Кирила Предстоятелю Церкви з днем пам " : та звернення] Церкви взяв участь у в Глава Казахстанського митрополичого округу з Грузинського Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Грузинська Церква –   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4182845...

Патриаршее послание в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского 4 ноября 2008 г. 17:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского Возлюбленные о Господе Архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, непрестанно изливающий Свою Божественную благодать на Святую Русскую Православную Церковь и на весь наш народ, вновь являет нам Свою милость, ибо в пределы нашего Отечества приносится великая святыня христианского мира — ковчег с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Назначенный проконсулом Солуни (Фессалоник) святой Димитрий, несмотря на приказ римского императора Галерия Максимиана усилить гонения на Церковь, сам, исповедуя воскресшего Спасителя, стал открыто говорить о христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство в городе. Ревность о Боге военачальника Димитрия была столь велика, что его сравнивали со вторым апостолом Павлом, потому что именно «апостол языков» основал здесь общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Император Максимиан, узнав о том, что назначенный им проконсул — христианин и многих обратил в веру Христову, был весьма разгневан. Желая расправиться с солунскими христианами, он решил ввести войска в город. Святой же Димитрий, памятуя слова Спасителя, «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21) раздал все свое достояние, а сам, готовя себя к принятию мученического венца, предался посту и молитве. Вызванный на суд императора Димитрий, как истинный воин Христов, не устрашился смерти, но, обличая неправду и суетность римского многобожия, мужественно исповедал себя христианином. За это святой военачальник был предан мученической смерти через пронзение копьями.

http://patriarchia.ru/db/text/483249.htm...

Митрополит Иларион: Православные и католики всего мира обязаны встать на защиту христиан и христианского наследия на Ближнем Востоке 16 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Риме, принял участие в пленарной сессии XIII Всемирного Синода католических епископов в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви 17 октября, 2012 16 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Риме, принял участие в пленарной сессии XIII Всемирного Синода католических епископов в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви 16 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Риме, принял участие в пленарной сессии XIII Всемирного Синода католических епископов в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви, сообщает сайт ОВЦС. На вечерней сессии, проходившей в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI и 242 участников Синода, председатель ОВЦС обратился к собравшимся с приветственным словом. Текст выступления митрополита Илариона приводится ниже полностью: Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Позвольте мне обратиться к вам от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Русской Православной Церкви со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа » (2 Фес. 1, 2). 1. Нынешний Синод епископов Римско-Католической Церкви приурочен к знаменательной дате —  50-летию начала работы II Ватиканского собора и посвящен актуальной для всех христиан теме новой евангелизации – проповеди Христа в секулярном мире. Полвека назад соборные отцы вполне отдавали себе отчет, что более тесное сотрудничество различных христианских исповеданий сделает  свидетельство о Христе более убедительным. 2. II Ватиканский собор внес значительный вклад в развитие межхристианского диалога, фактически положив начало официальным отношениям между Римско-Католической Церковью и Православными Церквами. Одно из свидетельств этому – наше присутствие на Синоде епископов Римско-Католической Церкви. И сегодня мы призваны к тому, чтобы подумать над решением общих задач, которые ставит перед всеми нами современная эпоха.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pra...

День мученической кончины: 4/17 февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович Великий князь Сергей Александрович – сын Царя-Освободителя Александра II, брат Царя-Миротворца Александра III, дядя Царя-Мученика Николая II. Один из самых трагических персонажей кануна русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Подвижник Православной Церкви и первый из мучеников Императорского Дома в XX веке. Около 14 лет он занимал пост Московского генерал-губернатора. Великий князь являлся покровителем, главой или почетным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства. Он был Председателем Государственного Исторического музея, руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское Общество. Думается, в скором времени должна восстановиться справедливость – и историческая, и небесная. Имя Великого князя должно встать в нашей Церкви рядом с именем его святой жены – княгини Елизаветы Федоровны. Этой публикацией мы хотим отдать долг памяти Великому князю и его жизненному подвигу, послужить тому, чтобы приблизить момент его прославления. История России последних веков непостижимым образом связана с таинственным апостольским словом об удерживающем теперь : Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Эти слова – о России, о православном русском народе. И о его великих православных самодержцах, которые первые принимали на себя направленный против веры и Отечества удар. Они и удерживали. Удерживать беззаконие, не допустить его разгула в мире век от века становилось все труднее. Только Россия, с ее православным укладом жизни, с ее материальной мощью и геополитическим положением, одна была тогда в силах «удерживать».

http://pravoslavie.ru/110727.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010