В нач. 1327 г. междоусобная борьба возобновилась. На стороне Андроника III выступил болг. царь Михаил III Шишман, а союзником Андроника II стал сербский кор. Стефан Урош III . В период военных действий мать И. К. вновь руководила двором и обороной Дидимотиха. Вероятно, именно тогда в отношениях между имп. Анной Савойской и Феодорой Кантакузиной возникли трения. Зимой 1327/28 г. жители Фессалоники подняли восстание в поддержку Андроника III; вскоре город перешел под его контроль. Андроник III и И. К. овладели Серрами, после чего сопротивление армии Андроника II было сломлено. 24 мая 1328 г. войска под командованием Феодора Синадина ворвались в К-поль и начали расправу над приверженцами Андроника II. Историк Никифор Григора сообщает, что многое из награбленного солдатами в столице прямо направлялось в казну Андроника III. И. К. был единственным, кто воздержался от поношений старого императора и его сторонников ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432). Правление Андроника III (1328-1341). В кон. 20-х - 30-х гг. XIV в. на ключевых гос. постах находились люди из окружения И. К. Финансами руководил Алексей Апокавк, занявший пост месадзона ; до 1330 г. эпархом (градоначальником) К-поля был Феодор Синадин, затем этот пост также перешел Апокавку. Позднее Апокавк стал также командующим флотом. Но т. к. Андроник III с И. К. часто отсутствовали в столице, то реальная исполнительная власть оказалась именно в руках Апокавка, к-рый вел текущие дела совместно с имп. Анной и Феодорой Кантакузиной. И. К. сосредоточился на военной и дипломатической деятельности и был первым, хотя и не единственным советником императора. В своей «Истории» И. К. изображает себя главным организатором военно-политических предприятий византийцев этого периода, что, естественно, надо принимать с осторожностью, т. к. у императора были и др. советники. В июне 1329 г. имп. Андроник и И. К. предприняли поход в М. Азию на помощь осажденной османским эмиром Орханом I Никее. Несмотря на ряд побед, поход закончился катастрофой в битве у Филокрине, где Андроник был тяжело ранен, а И. К. едва избежал смерти, отступая с остатками армии. Никея сдалась османам 2 марта 1331 г. Последствия гражданской войны проявились в том, что сторонники Андроника II не привели свои войска на помощь, когда узнали о ранении Андроника III. В кон. 1329 г. византийцы успешно отвоевали у генуэзцев о-в Хиос, генуэзская Фокея признала сюзеренитет К-поля, а Лесбос удалось отстоять от нападения латинян. В 1330 г., после разгрома сербами коалиции монголов и болгар, Андроник III под предлогом мести за изгнание своей сестры Феодоры (жены погибшего болг. царя Михаила III Шишмана) из Тырнова объявил войну Болгарии, захватив болгарские опорные пункты на границе с визант. Фракией, а также порты Анхиал и Месемврию; по мирному договору в Русокастро в 1332 г. захваты были узаконены.

http://pravenc.ru/text/471274.html

  3. Необходимость веры для спасения человека    Вера есть первое из условий необходимым для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. Без веры невозможно угодит Богу (Евр. II:6). Благодатию есте спасени чрез веру (Еф. II:8,9). Все, еже не от веры, грех есть (Рим. XIV:23) . Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божиею верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь. В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и верховный Судия всего. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. XI:6). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Иоан. XVII:3; Марк. XVI:16; Матф. XXVIII:19). Аще не имете веры, яко Аз есм, умрете во гресех ваших (Иоан. VIII:24). Несть иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. IV:12).    Св. Климент Римский пишет: „мы, по воле Божией во Христе Иисусе призванные, оправдаемся не сами собою и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верою, которою Вседержитель Бог всех от века оправдывал (Посл. к Коринф. 30).   4. Верою ходим, а не видением (2 Кор. V:7)    Что будем делать мы, желая только видеть, а не верить? Мы будем подобны тем детям, которые, закопав зерно в землю, каждую минуту возвращаются посмотреть, выросло ли оно. Что станется с разными предприятиями и добрыми делами, если люди будут домогаться лишь такого успеха, который был бы для них осязателен и видим? Нет, Бог благословляет только тех, которые имея достаточно к Нему доверия, относят к Нему и каждый успех, говоря словами ап. Павла: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филип. II:13). Известно, что один знаменитый астроном, всеобъемлющий гений которого открыл законы движения планет, видел свои громадные труды непризнанными современниками. Доведенный до крайней нищеты, он находился на пороге смерти. Один друг спросил у него: „не тяжело ли ему умирать, видя, что открытия его непоняты? „Друг мой“, отвечал ему Кеплер: „Бог ждал пять тысяч лет, прежде чем одно из Его творений открыло удивительные законы, данные Им светилам небесным. Разве я не могу ждать также, пока мне воздадут должное?“ Заметьте эти слова, вы, также составляющие творение Божие! Действуйте, если это нужно, без успеха, говорите, не будучи слышимы, любите, не будучи понимаемы, бросайте свой хлеб неблагодарным, но чтобы победить мир для истины, ходите верою, а не видением! (Из Бесед Берсье, т. I, стр. 154).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение В доказательство вопрошающим я еще постоянно вожу с собою небольшую книжечку «Всенощное бдение и литургия» издательства Московской Патриархии, вышедшую по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году. В приложении здесь приведены поучения многих святых отцов: преподобного Максима Исповедника из его «Мистагогии», святителя Геннадия Константинопольского, святителя Германа Константинопольского, преподобного Симеона Нового Богослова, святого праведного Николая Кавасилы, святого праведного Иоанна Кронштадтского и др. Они, изъясняя проскомидию (а это как раз та часть литургии, на которой священник вынимает частички за живых и усопших), прямо свидетельствуют: иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение, как во осуждение будет причащение и тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как учил об этом святой апостол Павел (1 Кор. 11: 28–30). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 24 ноября 2022, 16:00 Марина19 сентября 2022, 15:43, Спасибо Вам за Ваш комментарий! И больше мне ничего не надо, как писала всех родных, так и буду писать. Как я одного напишу, а другого пропущу?! Просто не смогу. Марина 19 сентября 2022, 15:43 Прочитала комментарии и хочу поделиться...Давно в 1989 году У меня умер папа, он никогда не ходил в храм, кажется и молитв-то не знал. Уходил тяжело, болел... После его ухода я потихонечку пришла в храм, слава Богу. Несколько лет молилась за него, писала в записочках (его заочно отпевали, его сестра все сделала). И вот однажды папа " пришел " ко мне во сне, такой аккуратный, чисто одетый, скромный...И так тепло и серьезно сказал мне СПАСИБО....А вы говорите " не писать " !!!! И молиться, и писать, если сердце подсказывает, надо, если душа трепещет и хочет добра душе близкого человека... Спаси Господи всех! Оксана 18 августа 2022, 22:01

http://pravoslavie.ru/146086.html

Вернувшись из Кордовы, Узуард приступил к составлению Мартиролога, включив в него дни памяти некоторых К. м.: Соломона (8 февр.), Илии, Павла и Исидора (17 апр.), Перфекта (18 апр.), Секундина (21 мая), Исаака (3 июня), Петра, Авенция, Иеремии и др. 3 мучеников (7 июня), Абундия (8 июня), Фандилы (13 июня); Павла (20 июля), Леовигильда и Христофора (20 авг.), Георгия, Аврелия, Феликса, Наталии и Лилиозы (27 авг.), Эмилы и Иеремии (17 сент.), Евлогия (20 сент.), Адульфа и Иоанна (27 сент.), Флоры и Марии (24 нояб.) (см.: Gaiffier. 1937; Nelson. 1990; Christys. 1998; Tolan. 2001). Мосарабская традиция почитания К. м. получила отражение в Кордовском календаре (сер. X в.), вероятно составленном Рецемундом (Ибн Заидом) на основе арабского календаря Ариба ибн Саида аль-Куртуби. Рецемунд, уроженец Кордовы, был секретарем халифов Абд ар-Рахмана II и аль-Хакама II; в 953 г. он возглавил посольство к герм. кор. Оттону I и впосл. был возведен на епископскую кафедру в Эльвире. В лат. версии календаря указано поминовение Перфекта (30 апр.), аббата Спераиндео (7 мая), Пелагия (26 июня), Эмилы (15 сент.), Адульфа и Иоанна (28 сент.), а также Павла Альвара (7 нояб.). Т. о., дни памяти большинства К. м. отсутствуют в календаре. По-видимому, их почитание не было одобрено мосарабскими церковными иерархами и не получило развития в Кордове. Нек-рые мученики, чьи мощи в средние века хранились в др. местах, считались местночтимыми святыми (напр., Евлогий, Леокриция и Пелагий - в Овьедо). IX в. По свидетельству св. Евлогия, первыми К. м. были Иоанн и Адульф, пострадавшие в начале правления эмира Абд ар-Рахмана II (822-852). Сказание о них, составленное аббатом Спераиндео, не сохранилось; по свидетельству Узуарда, они были похоронены в ц. св. Киприана (известно Мученичество Иоанна и Адульфа - BHL, N 84). Наличие памяти Спераиндео в Кордовском календаре указывает на то, что аббат также мог стать жертвой гонений, но его ученики святые Евлогий и Павел Альвар об этом не упоминают. Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США)

http://pravenc.ru/text/2057238.html

С нач. XVI в. клирики Свято-Духовской ц. при поддержке Полоцких и Витебских архиепископов принимали активное участие в отстаивании прав и льгот, пожалованных правосл. храмам и мон-рям города литов. вел. князьями и нередко нарушавшихся местными властями. В частности, витебский воевода Я. Костевич прекратил выдавать полагавшиеся храмам церковную десятину, лишил их рыбных ловель, заставлял исполнять городские повинности. Грамота кор. Сигизмунда I витебскому воеводе 24 июля 1516 г. предписывала не нарушать права и пожалования правосл. храмам, «што еще продкове наши надали» (АЗР. Т. 2. 65. С. 54). После заключения Брестской унии 1596 г. приход Свято-Духовского храма, как и др. правосл. храмов на территории Великого княжества Литовского, начал терпеть притеснения от католиков и униатов. Согласно инвентарю Полоцкой епархии 10 янв. 1618 г., в Свято-Духовской ц. «в Поле» богослужения не совершались уже в нач. XVII в. В подготовленных к 30 окт. 1632 г. «пунктах успокоения народа русского греческой религии» предполагалось передать храм в ведение униатского Полоцкого и Витебского архиеп. Антония (Селявы) , но в окончательную редакцию текста, утвержденную 1 нояб. 1632 г., этот пункт не вошел ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 7). В нарушение прежних привилеев литов. вел. князей и польск. королей Владислав IV Ваза своей грамотой 14 марта 1635 г. приказал: «В Витебске... неуниаты не должны иметь никакой церкви». В нач. 1650 г. делегация правосл. духовенства во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) на Варшавском сейме просила подтвердить данное кор. Яном II Казимиром под Зборовом обещание о предоставлении свободы вероисповедания правосл. населению («не во унии живущим») и передаче православным храмов, в т. ч. «в Витепску Благовещения в Нижнем замку и церковь в поле стоящую Святаго Духа» ( Заборовский. Ч. 1. С. 68). Однако вместо этого 20 февр. 1652 г. Ян II Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 г.

http://pravenc.ru/text/158856.html

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) На епископской кафедре Суитгер проявил себя деятельным сторонником политики церковной реформы, проводимой Генрихом III и его окружением. В числе др. нем. епископов он присутствовал на освящении церкви в мон-ре св. Бурхарда в Вюрцбурге (30 мая 1042). В нояб. 1046 г. епископ получил от Баварского герц. Генриха VII (1042-1047) в обмен на 20 золотых марок 2 имения в области Таубергау (ныне северо-восток земли Баден-Вюртемберг). Ок. 1041-1045 гг. он основал в селении Терес (на территории Вюрцбургского еп-ства) бенедиктинский монастырь во имя святых Стефана и Вита. В 1046 г. Суитгер сопровождал кор. Генриха III в походе в Италию, принял участие в Соборе в Павии (25-27 окт.), осудившем симонию, а также в Соборах в Сутри (20 дек.) и в Риме (24 дек.), на к-рых были низложены соперничавшие за Папский престол Бенедикт IX , Сильвестр III и Григорий VI . Первоначально кор. Генрих III намеревался способствовать возведению на Папский престол Адальберта, архиеп. Гамбурга и Бремена (1043-1072), а после его отказа остановил свой выбор на Суитгере. Его кандидатуру поддержал и влиятельный аббат Клюни св. Одилон († 1048/49). Выбор имени Климент, в честь сщмч. Климента Римского, вероятно, символизировал намерения нового папы начать реформирование Церкви в духе раннехрист. идеалов. На следующий день после избрания состоялась интронизация К., после чего папа совершил имп. коронацию Генриха III и его жены Агнессы (25 дек. 1046). Сразу приступив к реализации мер по реформированию Церкви, К. в нач. янв. 1047 г. созвал в Риме Собор, к-рый проходил под совместным председательством папы и императора. Собор принял постановления против симонии и предписал 40-дневное покаяние тем, кто были рукоположены епископами, обвиняемыми в симонии. На Соборе возник спор между архиепископами Равенны и Милана и патриархом Аквилеи о том, кто в отсутствие императора должен занимать место по правую руку от папы Римского. К. решил спор в пользу архиепископа Равенны.

http://pravenc.ru/text/1841377.html

Со вступлением на престол герм. кор. Генриха II (1002-1024, имп. с 1014), преемника Оттона III, ситуация радикально изменилась. В 1002 г. Б. X. захватил имперские полабские марки Лужица (Лаузиц) и Мильско, а в 1003 г. Чехию и Моравию, вмешавшись в междоусобие пражских князей, причем отказался признать захваченные территории леном империи. Это привело к продолжавшейся с короткими перерывами до нач. 1018 г. немецко-польск. войне. Против Б. X. сложилась мощная коалиция, в к-рую помимо Германии вошли Венгрия, Чехия (ее Б. X. вынужден был оставить в 1004), языческий племенной союз лютичей и на последнем этапе Русь киевского кн. Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Война завершилась в целом благоприятно для Б. X.: он удержал полабские марки, хотя утратил контроль над завоеванной к рубежу X-XI вв. частью Поморья (ок. 1005 Колобжегская епархия оказалась de facto ликвидированной), а в 1018-1022 гг. ему пришлось отказаться от Моравии. Несмотря на то что имперская программа Оттона III не была осуществлена, Б. X. пытался продолжать миссионерскую деятельность, поддержав, в частности, в кон. 1008 - нач. 1009 г. прусскую миссию св. Бруно Кверфуртского (о причастности Б. X. к отправленной тем же Бруно, видимо, также из Польши ок. 1005 швед. миссии с определенностью судить трудно). В послании к Генриху II в 1008 г. Бруно превозносит Б. X. как образцового христ. правителя, упрекая герм. короля в недостойном союзе с язычниками-лютичами. В 70-х гг. XI в. хронист Адам Бременский называл Б. X. «христианнейшим королем» (rex christianissimus: Adam v. Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Sehmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 95. Schol. 24); аналогичная формула «воин Христов» (athleta Christi) находится и в надгробной надписи Б. X. Вместе с тем у Галла Анонима ( Gall. I. 19) и в Киево-Печерском патерике (Слово 30 «О прп. Моисее Угрине») содержатся сведения о конфликте между Церковью и Б. X., очевидно, ближе к концу правления последнего: об интердикте, наложенном на всю страну первым Гнезненским архиеп. св. Гауденцием (братом св. Адальберта Пражского), о том, что Б. X. «въздвиже гонение велие на черноризци и изъгна вся от области своеа».

http://pravenc.ru/text/149681.html

Несмотря на «раскаяние» И. П., 24 февр. 1416 г. была созвана комиссия, которая в течение 2 месяцев выслушивала новых свидетелей и составила обвинение из 107 статей. И. П. предложили ответить на каждый из пунктов обвинения, но он отказался и попросил, чтобы его выслушали. Слушание, состоявшееся 23 мая 1416 г., привлекло больше участников, чем процесс Гуса. И. П. произнес речь, в к-рой обвинил Собор в ошибочности принимаемых решений, осудил свое отречение от Гуса и уиклифизма (речь И. П. была записана учеником Гуса Петром из Младонёвице). И. П. утверждал, что большинство статей обвинения - ложь, следов., его можно поставить в один ряд с невинно осужденными Сократом, Боэцием, библейскими пророками, апостолами и Иисусом Христом. И. П. подчеркивал, что пришел на Собор добровольно, и объявил о готовности умереть. Итальянский гуманист Дж. Ф. Поджо Браччолини, присутствовавший на Соборе, сравнил И. П. с ораторами античности, восхищаясь его поведением, обликом, речью. 30 мая 1416 г. И. П. обвинили в ереси и в оскорблении Чешского королевства, поскольку он «подстрекал дворянство к бунту и беспорядкам, собирал толпы, разделял народ, настраивал горожан друг против друга, грабил храмы». Хотя в последнем слове И. П. повторил, что остается верным католиком, выступающим лишь против роскошной жизни прелатов, он был приговорен к сожжению. В марте 1413 г. И. П. выступил в Кракове перед кор. Владиславом II Ягеллоном, знатью и прелатами Польско-Литовского гос-ва. Реакция польск. иерархов была негативной, но, учитывая то, что И. П. является гостем короля, его не пытались задержать. Из Кракова И. П. по приглашению вел. кн. Витовта поехал в Великое княжество Литовское. Согласно документам Констанцского Собора, у стен Витебска, где князя встречали католич. и правосл. процессии, И. П., не обратив внимания на процессию католиков, вышел навстречу православным и преклонил колена перед их иконами. По тем же документам, в Пскове И. П. участвовал в литургии, почтил иконы и, возможно, причастился под 2 видами. В дискуссии с католич. епископом Вильно о том, следует ли заново крестить православных, И. П. указывал, что они уже являются христианами, поэтому им лишь следует объяснять «римскую веру».

http://pravenc.ru/text/293726.html

Климент VIII, папа Римский. Портрет и сцены из жизни. Гравюра. 1599 г. Мастер Ф. Вилламена по рис. М. Арконио (Lond. Brit. Museum. Prints and Drawings. R. 7.73 Климент VIII, папа Римский. Портрет и сцены из жизни. Гравюра. 1599 г. Мастер Ф. Вилламена по рис. М. Арконио (Lond. Brit. Museum. Prints and Drawings. R. 7.73 Несмотря на то что позиции кард. И. Альдобрандини в Римской курии заметно упрочились (его поддерживал кардинал-непот Алессандро Перетти), он не пользовался доверием испан. кор. Филиппа II Габсбурга, в это время оказывавшего существенное влияние на папскую политику. После кончины Сикста V Папский престол кратковременно занимали Урбан VII (15-27 сент. 1590), Григорий XIV (5 дек. 1590 - 16 окт. 1591) и Иннокентий IX (29 окт.- 30 дек. 1591). В этот период кард. И. Альдобрандини удалось добиться поддержки со стороны Испании: после кончины Урбана VII его имя было включено в список кандидатов на Папский престол, одобренных кор. Филиппом II. После смерти Иннокентия IX основным кандидатом был кард. Джулио Антонио Санторио, однако мн. члены конклава опасались проявлений его тяжелого характера. После длительных разногласий кардиналы достигли компромисса: 30 янв. 1592 г. на Папский престол был единогласно избран кард. И. Альдобрандини (подробнее см.: Borromeo. 1978); он принял имя Климент VIII. Епископское рукоположение (2 февр. 1592) в Сикстинской капелле возглавил Альфонсо Джезуальдо, кардинал-епископ Остии Веллетри, папская коронация состоялась 9 февр. 1592 г. в Латеранской базилике. К. был известен своей работоспособностью, скрупулезно вникал во все дела. Современники восхищались скромностью и благочестием папы: К. принимал участие в церковных шествиях, часто шел босиком; перед принятием важных решений он посещал 7 папских базилик Рима и на коленях поднимался по «Святой лестнице» ( Pastor. 1958. P. 24). Он строго соблюдал пост, по пятницам вкушал только хлеб и воду, ежедневно исповедовался и совершал мессу, часто молился в своей капелле. Вскоре после избрания на Папский престол К. объявил о намерении осуществить инспекцию рим. церквей; в отличие от предшественников он уделял особое внимание своим обязанностям Римского епископа, регулярно совершал пастырские визитации ( Beggiao. 1978).

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Содержание Введение. Предмет исследования. Литература Глава I. Новозаветные харизмы и их разделение 1. Понятие о харизме 2. Классификации харизм Глава II. Специальное учение св. апостола Павла о духовных дарованиях 1 Кор. 12:1–11. Глава III. Специальное учение св. ап. Павла о духовных дарованиях. (Продолжение) 3. Перечисление даров Св. Духа (7–11) Глава IV. Сравнение Церкви с человеческим телом 1. Церковь, хотя и имеет много членов, едина (12, 13) 2. Церковь едина, но имеет много членов (14–16) 3. Многочисленность членов необходима: 4. Важнейшие члены тела не могут обходиться без слабых; последним воздается даже больший почет сравнительно с первыми (21–24) 5. Все члены тела Христова, или Церкви, должны заботиться друг о друге (25 и 26) Глава V. Христианское служение 1. Общее новозаветное учение о христианском служении 2. Разные виды христианского служения. 1 Кор. 12:27–30 Глава VI. Христианское служение. (Продолжение) Глава VII. Учение о любви. 1 Кор. 12:31 и 13 гл. 1. 2. Характеристика христианской любви с различных точек зрения 3. Противоположение любви временным дарам (8–13) Глава VIII. Глоссолалические теории 1. Святоотеческая теория глоссолалии 2. Экстатические теории Глава IX. Дар языков и пророчество 1 Кор. 14:1–40 1. Преимущества пророчества пред глоссолалией (1–6) 2. Сравнение глоссолалии с звуками музыкальных инструментов (7–12) Глава X. Дар языков и пророчество. (Продолжение) 3. Отношение глоссолалии к умственной деятельности (13–19) 4. Глоссолалия и пророчество в общественных собраниях (20–25) 5. Порядок говорения глоссолалистов и пророков в собраниях (26–33) 6. О поведении женщин в церковных собраниях (34–36) 7. Общие заключения (37–40) Заключение. Глоссолалия в пятидесятницу     Введение. Предмет исследования. Литература Задача настоящего труда заключается в исследования содержания и объяснений трех глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам, именно двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой. У комментаторов отдел этот обыкновенно имеет такое заглавие: «духовные дарования». Принятое ими заглавие удерживаем, в уверенности, что оно достаточно ясно определяет предмет, подлежащий нашему рассмотрению. Такое определение делается, впрочем, независимо от значения τν πνευματιχν (слав. «о духовных»; русск. «о дарах духовных») в 1Кор. 12:1 , которое, как увидим, понимается различно, и соответственно такому или иному пониманию могло бы различно определять и границы речи ап. Павла о духовных дарованиях. Здесь заметим только, что если бы апостол даже и выпустил означенное выражение или же заменял его каким-нибудь другим, напр. «не хочу оставить вас, братия, в неведении и о другом предмете», то и тогда было бы видно, что «духовные дары» составляют действительно главную идею, которая проходит чрез все содержание указанных глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010