Борьба ортодоксов с еретиками (II. 17–24 Политические неурядицы в Империи, гонения на православных (II. 25–26) Преследование арианами ортодоксов (II. 26–31) Поражение узурпатора Магнеция, мятеж иудеев и гибель кесаря Галла (II. 32–34) Эскалация ересей (II. 35–46) Смерть Констанция, восшествие на престол Юлиана, языческий мятеж в Александрии (II. 47–III. 3) Внутрицерковная ситуация (III. 4–10) Антихристианская политика Юлиана, конфликт с антиохийцами, поход в Персию и гибель царя, провозглашение Иовиана, характеристика Юлиана, прекращение гонений (III. 11–24) Внутрицерковная ситуация (III. 25) Смерть Иовиана, восшествие на престол Валентиниана и Валента, гонения на ортодоксов, мятеж Прокопия (III.26–IV.3) Македониане против акакиан (IV. 4) Победа Валента над Прокопием, проарианская политика Валента (IV. 5–6) Ересь Евномия (IV.7) Предсказание варварского нашествия, Валент преследует новациан, рождение Грациана, природные бедствия (IV. 8–11) Борьба религиозных партий (IV. 12–15) Валент расправляется с представителями ортодоксов, голод во Фригии, гонения, дело Феодора (IV. 16 – 19) Смерть Афанасия, ариане утверждаются в Александрии, гонение на монахов в Египте, лидеры православия, история новациан, смуты в Риме и Медиолане (IV. 20–30) Смерть Валентиниана I, закон о двоеженстве, смягчение гонений, крещение готов и сарацин, нашествие готов на Империю (IV. 31–36) Ортодоксальный переворот в Александрии (IV. 37) Гибель Валента, оборона Константинополя, прекращение гонений, воцарение Феодосия I (IV. 38–V. 2) Борьба церковных партий (V. 3–8) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 11–13) Победа Константа над франками (II. 13) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 13–16) Строительство Констанцием собора Св. Софии (II. 16) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 17–24) Политические неурядицы в Империи, гонения на православных (II. 25–26) Преследование арианами ортодоксов (II. 26–31) Поражение узурпатора Магнеция, мятеж иудеев и гибель кесаря Галла (II. 32–34) Эскалация ересей (II. 35–46) Смерть Констанция, восшествие на престол Юлиана, языческий мятеж в Александрии (II. 47–III. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа), (1058.IV.5–1059.I.24) Николай II (Жерар де Шеврон), 1059.I.24–1061.VII.27 Александр II (Ансельмо да Баджо), 1061.X.I-1073.IV.21 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа), (1061.Х.28–1072) Св. Григорий VII (Гильдебранд), 1073.IV.22–1085. V.25 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа), (1080.VI.25, 1084.III. Виктор III (Дезидерий Эпифани), 1086.V.24–1087.IX.16 Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.III.12–1099.VII.29 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда), 1099.VIII.13–1118.I.21 Теодор (Джибер) (антипапа), (1100–1102) Альберт (антипапа), (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа), (1105.XI.18–1111) Геласий II (Джованни Каэтани), 1118.I.24–1119.I.28 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа), (1118.III.8–1121) Каликст II (Ги из Бургундии), 1119.II.2–1124.XII.13 Гонорий IV (Ламберто ди Фьяньяно), 1124.XII.15–1130.II.13 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (ahmunana),(124.XIII) Иннокентий II (Грегорио Папарески), 1130.II.14–1143.IX.24 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа), (1130.II.24–1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа), (1138.III –1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло), 1143.IX.26 – 1144.III.8 Луций II (Джерардо Каччанемичи), 1144.III.12 – 1145.II.15 Евгений III (Бернардо Паганелли), 1145.II.15 – 1154.VII.8 Анастасий IV (Коррадо), 1153.VII.12 – 1154.XII.3 Адриан IV (Николай Брейкепир), 1154.XII.4 – 1159.IX.1 Александр III (Роландо Бандинелли), 1159.IX.7 – 1181.VIII.30 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа), (1159. IX.7 – 1164.IV.20) Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа), (1164. IV.22 – 1168.IX.20) Калликт III (Джованни де Струми) (антипапа), (1168.IX- 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа), (1179.IX.29 – 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли), 1181.IX.1 – 1185.XI.25 Урбан III (Уберто Кривелли), 1185.XI.25 – 1187.Х.20 Григорий VIII (Альберто де Морра), 1187.Х.21 – 1187.XII.17 Климент III (Паоло Сколари), 1187.XII.19 – 1191.III Целестин IlI (Джачинто Бобоне), 1195.III.30 – 1198.I.8 Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи), 1198.I.8 – 1216.VII.16

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

ЗСО 2 – Mers 2 (III)/138.13/. За невольное убийство Mers назначает 5 лет поста, из них 3 на хлебе и воде. Славянский перевод сохраняет эту санкцию. ЗСО 3 – Mers 4 (IV)/139.1/За содомитство (мужеложство) Mers назначает епитимью в 10 лет, из них 3 года поста на хлебе и воде. В переводе санкция сохранена, однако внесено уточнение: Аще которы причетьник содомьскы влждъ сътворит (в оригинале si quis «если кто-либо»). ЗСО 4 (IV)/139.5/. Аще которы причетьник содомьскы влждъ сътворит – славянская статья не имеет оригинала. За блуд, совершенный клириком, назначается 7 лет поста, тогда как в ст. 8 за блуд клирика с чужой женой или девицей – только 3 года поста. Это противоречие между ст. 4 и 8 объясняется, скорее всего, ранней интерполяцией в ст. 4 (так как именно здесь отсутствует латинский оригинал). ЗСО 5 – Mers 5 (IV)/139.7/. За клятвопреступление Mers назначает пост в 7 лет, из которых 3 – на хлебе и воде. Это последнее указание имеется в U, однако опущено в SinEuch (смягчение санкции). Таким образом, поздний кириллический список в этом правиле лучше отражает первоначальный перевод ЭСО, чем древнейший глаголический список SinEuch. В славянском вместо лат. perjurare «нарушать клятву» употреблен гл. проклинатис (о причинах этого см. ниже, в гл. IV.7). ЗСО 6 – Mers 6 (IV)/139.9/. За клятвопреступление (в славянском – клятву) по принуждению Mers назначает бо­ лее мягкое наказание, чем в предыдущей статье – а именно, года поста, из них 1 на хлебе и воде8. Версия U ближе к оригиналу, поскольку в SinEuch опущено упоминание «хлеба и воды». В обоих славянских списках пропущено I ех his «Один (год) из них», в результате чего возникает различие в санкции: согласно U, за данный грех назначается 3-летний пост на хлебе и воде (ужесточение санкции в сравнении с оригиналом), тогда как SinEuch назначает обычный пост в течение 3 лет и таким образом, наоборот, смягчает епитимью латинского оригинала. ЗСО 7 – Mers 7 (V)/139.11/. За кражу жизненно необходимого имущества (в лат. furtum capitale – т.е. кража скота, домашней утвари и т. п.) Mers назначает 5 лет покаяния, за хищение мелких предметов – 3 года. Перевод близко к тексту передает смысл латинского правила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Трактаты адресованы ап. Тимофею, еп. Эфесскому, адресату ап. Павла; первые 4 Послания предназначены мон. Гаю, 5-е – диак. Дорофею, 6-е – свящ. Сосипатру, 7-е – еп.  Поликарпу  Смирнскому, 8-е – мон. Демофилу, 9-е – еп.  Титу  и 10-е – ап. Иоанну Богослову. Время жизни ап. Тимофея и Поликарпа Смирнского († в возрасте 70 лет не ранее 155) расходится столь сильно, что относиться к ним как к современникам можно было только в ретроспективе из далекого будущего. Оригинальность содержания и стилистическое единство доказывают принадлежность всех сочинений одному автору, кем бы он ни был. Порядок сочинений разный: в рукописных сборниках такой, как вышеприведенный, а начиная с первых изданий соответствует хронологии сочинений, к-рая устанавливается на основании внутренних ссылок. После трактата «О Божественных именах» (в DN упоминается несуществующий трактат «Символическое богословие» в буд. времени – DN I 8:3 (P. 121), а в CH – в прошедшем – CH XV 6:1–2 (P. 56), значит, DN раньше CH) следуют трактаты «О небесной иерархии» (упоминается в EH как составленный ранее – IV 6:6–9), «О церковной иерархии», «О мистическом богословии» (после DN – MT III 9, его отношение к CH и EH не ясно) и Послания 1–10. В «А.» также делаются ссылки на др. сочинения: «Богословские очерки» (DN I 1:1; I 5:7), «О свойствах и чинах ангелов» (DN IV 2:2–3), «О душе» (DN IV 2:17), «О справедливом и Божественном суде» (DN IV 35:19), «Символическое богословие» (DN I 8:3), «О Божественных гимнах» (CH VII 4:23), «Об умопостигаемом и чувственном» (EH I 2:18) с кратким указанием их основного содержания. Текст EH V 1–2 вызывал предположение о существовании трактата «Законная иерархия». Кроме того, автор «А.» обращается к несохранившимся сочинениям своего «учителя» Иерофея «Гимны любви» (DN IV 14–16) и «Начала богословия» (DN III 2:18) и приводит из них выдержки (DN II 9:14 сл.; III 2:18; IV 15–17). Скорее всего полный текст сочинений Иерофея и упоминаемые сочинения самого Дионисия никогда не были написаны, иначе сохранился бы к.-н.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

16 Моя статья «Константинополь в последние годы IV века»//Известия Русского археологического института в Константинополе. IV. 159. 17 Migne. Т. LXVI. Col. 1089. С. 14, 15. 18 Grosvenor. Constantinople. Т. 1. 377—380. Сноски к главе VII 1 Ludwich. Eudociae augustae carmina graeca//Bibl. Teubneriana. Lipsiae, 1897; Diehl. Figures byzantines. Paris, 1906. 2 Teuffel. Gesch. der Rom. Lit. S. 1134.3 Hefele. II. S. 149.4 Μ an si. Concilia. VI. 716. 5 Μ a n s i. VI. Col. 736: Δια το τν θεν σαρκδη ναι και νανδρωπσαι και εξ αυτς της συλλψεως νσαι αυτω τον εξ αυτς ληφ9ντα ναν. Сноски к главе VIII 1 Епарху посвящены две страницы в сочинении: Zachariaev. Lingen-thal. Geschichte des gnechisch-romischen Rechts. S. 365—367. 3-е Auflage. Berlin, 1892. Специальная работа напечатана в «Известиях археологич. института». Т. IV. Вып. 2 и принадлежит автору этой книги. 2 Mommsen. Romisches Staatsrecht. II. S. 1117 (3. Aufl.). 3 Ο της πλεως παρχος εν тй πλει μεζων πντων εστ μετ τον βασιλα. Eclogae Leonis et Constantini. IV. 11, ар. Migne. Patrol, gr. T. CXIII. Col. 468; ср.: Σεα. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. IV. P. 28: Το του παρχου αξωμα... βασλειος δε αυτ αρχ ει μη σον πρφυρος. 4 Ulpianus (Mosaicarum et rom. legum. Coll. 14, 3, 2): Fam eo perventum est constitutionibus, ut Romae quidem praefectus urbis solus super ea re (лишение свободы) cognoscat, si intra milliarium centesimum sit in via commissa, ap. Mommsen. О. с. II. S. 969. 5 Mommsen. S. 1059, 1063, 1067.6 Как видно из приведенного выше места Εκλογ των νμων, ар. Migne. Т. CXIII. Col. 468. 7 Constantini de Cerimoniis. P. 503.10: Κα9ς το παλαι ν κρτει τοις βασιλεσιν εσς εξερχμενου του βασιλως π φοσστου τον πραιπσιτον παρεαν την εαυτο αρχς πικρτειαν, κα τω μαγστρω και τω πρχω την της πολιτεας κα του κοινο την διοκησιν. Приведенное место служит превосходным комментарием известия Начальной Русской летописи под 6374 г. «Цесарю же отшедшю на Огаряны (Орифонта в Константине граде остави)... весть епарх посла к нему, яко Русь идет на Царьгород». Тогдашний епарх Никита Орифа, хорошо известный в Византийской летописи, был временным заместителем царя по случаю похода на агарян, в котором царь принял личное участие.8 Ecloga. 1Ж I—X. Basil. VII, 5: О παρχος τοις συγκλητικος απρσφορος δικαστς νευ διορισμο βασιλως. De Cerimoniis. P. 246, 6.10 Ibid. P. 263.11 Ibid. P. 264.12 Theophanis chronogr. Ed. de Boor. P. 239, 8: Εξερχσμνου αυτο... καθμενου εν τω χματι ηρξαντο αυτν υβρξειν και λιβανξειν...

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

IV.2. Рассмотрение темы профильной комиссией может осуществляться: через обсуждение на заседаниях комиссии; через организацию комиссией тематических мероприятий (конференций, семинаров и т.п.); через организацию тематических публикаций членов комиссии; иными способами по усмотрению комиссии. IV.3. По итогам обсуждения темы профильная комиссия может: подготовить проект соборного, синодального или ведомственного документа (название документа может не совпадать с формулировкой темы — по согласованию с секретарем Межсоборного присутствия); представить рабочие предложения по теме; представить экспертные заключения (в качестве отдельного документа или в виде протокольного постановления комиссии). IV.4. Редакционная комиссия рассматривает: проекты документов, предложения или заключения, подготовленные тематическими комиссиями; отзывы на проекты документов, предложения или заключения, если таковые отзывы были запрошены или проект документа, предложение или заключение было опубликован для дискуссии в порядке, предусмотренном статьей IV.5 настоящего Положения. Редакционная комиссия представляет свое заключение на рассмотрение Патриарха. IV.5. Решение о дальнейшем прохождении проекта документа, предложения или заключения, подготовленного тематической комиссией, принимает Патриарх по представлению секретаря Межсоборного присутствия или редакционной комиссии. Патриарх может: представить проект документа, предложение или заключение в Священный Синод для принятия последним собственного решения или для дальнейшей передачи на рассмотрение Поместного или Архиерейского Собора; передать проект документа, предложение или заключение Пленуму или президиуму для обсуждения; поручить направить проект документа, предложение или заключение в епархии на отзыв; поручить опубликовать проект документа, предложения или заключения для церковно-общественной дискуссии; передать проект документа, предложение или заключение в синодальное или иное центральное церковное учреждение для ведомственного использования; вернуть проект документа, предложение или заключение на доработку в тематическую комиссию; принять иное решение.

http://patriarchia.ru/md/db/intersobor/u...

Еще будучи кардиналом, он написал следующие сочинения: 1) о презрении к миру, или о бедствиях человечества, 2) 6 книг о евангельском законе и евхаристии и 3) О браке (De comtemptu mundi sive de miseria humanae conditionis, Myseriorum evangelici legis ac sacramenti eucharistiae libri sex, De quadripartita specie nuptiarum). Будучи папой, он написал переложение семи покаянных псалмов, несколько молитв и гимнов. См. Brischar, «Papst Innocenz III und seine Zeit», Freiburg 1883; Langen, Op. Cit., s. 600–713; Герье, «Папа Иннокентий III», «Вестник Европы» 1892, 1 и 2; Соловьев, «Ист. Р.», кн. I, 611, 843. 5) Иннокентий IV (1243–1254), прежде Синибальдо Фиески, граф из Генуи, при Григории IX был кардиналом и 25 июня 1243 года, по смерти Целестина IV, был избран папой. В наследство от своих предшественников он получил борьбу с императором Фридрихом II (см. Григорий IX, IV), которую продолжал с крайним ожесточением и полною неразборчивостью в средствах для победы над врагом. Сначала борьба была неудачна для папы. Спасаясь от императора, он бежал в 1244 году в Геную, а затем в Лион, где на соборе 1245 года проклял Фридриха. Фридрих ответил окружным посланием к князьям своей империи и христианским государям. Пока Фридрих оставался в Италии, папские послы выставили в Германии своих кандидатов на императорский престол – в 1246 году Генриха Распе, а по смерти его – в 1248 г. Вильгельма Голландского. И папа, и император нанимали убийц друг для друга. Папа поклялся уничтожить род Гогенштауфенов. И это ему почти удалось. В 1250 году умер Фридрих IV, а в 1254 г. сын его Конрад IV, и остался только один представитель этого несчастного рода 12-­летний Конрадин в Сицилии. Посланное папой в Сицилию войско было разбито Манфредом, побочным сыном Фридриха, а вскоре после этого И. умер. Все свои силы папа употребил на борьбу с германскими императорами, вследствие чего влияние папской курии во Франции при нем пало, а Англия оказывала открытое противодействие. Тем не менее, папе удалось лишить престола за безнравственную жизнь португальского короля Санчо II, и возвести на престол брата его Альфонса II, и отнять у шведского короля право избирать епископов. Во вновь крещенной Пруссии И. учредил 4 епископства и уступил немецкому ордену две трети завоеванных им земель. Архиепископом Пруссии, Лифляндии и Эстляндии он поставил Альберта Свербеера, с правом самому посвящать епископов во владениях ордена. Он считался знатоком канонического права и написал комментарий к декреталиям, собранным Григорием IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.)/Загл. проф. А.П. Лебедева. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Печатня Снегиревой. 1902. - IV, 489 с. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева: т. 7). История Вселенских Соборов - 2-е изд. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896-1897. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 3-4). Вселенские Соборы IV и V веков: (Обзор их догмат, деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской). - 1896. - II, XVI, 322 с. Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. - М.: Печатня Снегиревой, 1897. - IV, 332 с. История Вселенских Соборов. - 3-е изд. - СПб.: Тузов, 1904. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. Алексея Лебедева; т. 3-4). Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догмат, деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. - 1904. - 374, II с. Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков: (С прил. к «Истории Вселенских Соборов»). - 1904. - 343, III с. От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896-1901. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1894, 1899-1901. Т. 1. - 1896. -VIII, 372, II с. Т. 2. - 1901. - 373-841, II с. История Греко-Восточной Церкви под властию турок: От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени. - 2-е изд. - СПб.: Тузов, 1903 (обл. 1904). - 872 с. История Константинопольских Соборов IX века (861- 880 гг.). - М.: Унив. тип., 1888. - 226 с. История разделения Церквей в IX, X и XI веках: С подробным указателем русской литературы, относящейся к этому предмету, - с 1841 по 1900 гг. - М.: Печатня Снегиревой, 1900. -VIII, 415с. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 5). История святых Вселенских Соборов. - М.: Душеполезное чтение, 1876. Вселенские Соборы: четвертый, пятый, шестой и седьмой. - 1876. - 332, I с.

http://bogoslov.ru/person/37134

III. Похвала премудрости. В 3. 9 - 4. 4 говорится, что несчастья постигли Израиль, потому что народ оставил «источник премудрости» и не ходит «путем Божиим» (3. 13; ср.: Притч 2. 4; Иов 28. 12-28; Сир 24). Автор призывает: «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир» (3. 14-15). В Вар 3. 16-23 описываются группы людей, к-рые имеют власть и, по распространенному мнению, могут обладать мудростью, на самом деле ни они, ни их потомки не достигли мудрости («князья народов», богатые, жители Ханаана и Фемана). Не достигли мудрости и «исполины... искусные в войне», они погибли из-за «неразумия своего» (3. 26, 28). Единственный, Кто владеет премудростью,- Бог, Творец всего: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (3. 37-38). Премудрость - это закон (Тора), к-рый дает жизнь (ср.: Втор 30. 15-19) и счастье: «Счастливы мы, Израиль, потому что мы знаем, что благоугодно Богу» (4. 4; ср.: Втор 33. 29). В отличие от Сир 24, где рассматривается та же тема, В. применяет более общий подход к определению местопребывания премудрости (такой подход также в Книге Иова и в Книге Притчей Соломоновых). Автор отождествляет премудрость с законом (ср.: Втор 30. 11-13) и подчеркивает, что она обитает среди людей Израиля, тогда как Иисус, сын Сирахов, подчеркивает связь премудрости прежде всего с Иерусалимом и землей Израиля. IV. В заключительной части книги (4. 5-5. 9) - «псалме утешения» - плач о страданиях в изгнании из-за прошлых грехов сменяется выражением надежды на чаемое возвращение в землю отцов. Люди Израиля рассеяны, Иерусалим опустошен, и его враги торжествуют. Но все изменится: изгнанные вернутся в Иерусалим, к-рый обретет прежнее великолепие и станет городом, имя к-рому «мир правды и слава благочестия» (5. 4). Врагов Сиона ожидает поражение, а «Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (5. 9). Эта часть книги содержит мысли, характерные для т. н. Второисаии (Ис 40-55; см. ст. Исаия , книга) и Второзакония . Книга Плач Иеремии, возможно, повлияла на завершающую часть Вар. Если в 4. 9-29 Сион оплакивает беды, постигшие его жителей, то в 4. 30 - 5. 9 молитвенное восклицание выражает надежду на спасение и возвращение. Вар 5. 1-9 имеет сходство с Пс 11. Единство книги

http://pravenc.ru/text/154383.html

б) в прибавках или лишних против общепринятого текста местах, словах и выражениях; в) в заменениях слов и выражений общепринятого текста другими словами и выражениями. По этим категориям мы и будем разбирать важнейшие варианты синайской рукописи. Условно принятые обозначения древних кодексов Библии (по Шольцу): А. Кодекс Александрийский (V в.). В. Кодекс Ватиканский (IV или V в.) С. Найденный (в XIII в.) при творениях св. Ефрема Сирина список (VI в.), так называемый Codex Rescriptus (Cod. Rescr). Д. – Кембриджский (VII в.) Е. – Базельский (IX в.). F. G. Н. I. К. L. и пр. -древние кодексы частью полные, частою неполные, писанные большими (уставными) буквами. 1.2.3.4.5. и дал. – древние списки, большею частью неполные, писанные скорописью. Древние переводы: 1 . Коптский (III в.) – в нижнем Египте; 2 . Фивский (Sahid. III в.) в верхнем Египте; 3 . Эфиопский (IV в.); 4 . Готфский (IV в.); 5 . Древне-италийский (до Иеронима – в списках Vercel. и Colb.); 6 . Вульгата – Иеронимов; 7 и 8. Сирийские (Пешито – II в. и Филоксенов VI в.) и др. 1. Недостающие места, выражения и слова Недостающих слов, выражений и целых мест, частью добавленных последующими справщиками, частью оставшихся не добавленными, в синайской рукописи довольно много, и они составляют самые важные варианты рукописи, так что, если подозревать текст ее в умышленной порче еретиком или предполагать, что он списан с еретического списка: то надобно было бы положить, что эта порча выразилась главным образом в опущениях несогласных с (предполагаемою) ересью месть. Потому на эти недостающие места мы обращаем здесь особенное внимание. а) Недобавленные последующими справщиками. Ркп. 1, 4 5 . Мат, 1, 25 в принятом тексте читается так: και κ εγινωσ κ εν αυτην, εως ετε κ ε τον υιον αυτης τον πρωτοτο κ ον – и не знаяше ея (Марии Иосиф), дондеже роди сына своего первенца -; а в синайской рукописи (1, 4) так: κ αι κ εγινωσ κ εν αυτην, εως ετε κ ε τον υιον – и не знаяше ея, дóндеже роди сына -; αυτης τον πρωτοτοκον – своего первенца – не достает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010