Пигулевская Н.В. Хронография Феофана и сирийские хроники//Пигулевская Н.В.  Ближний Восток. Славяне. – М.: Наука, 1979.  Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Свод древнейших письменных известий о славянах. – T.II: (VII – IX вв). – М.: Восточная литература, 1995.   Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.97. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. Федорова Е.А. Концепция чуда у Феофана Исповедника// Историческая мысль в античности и средневековье. – Иваново: Ивановский гос. ун–т, 1996.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С. 210–212. Чичуров И.С. " Хронография " Феофана в ранневизантийской исторической традиции (IV – начало IXbb.)//ДГ. 1981. – М.: Наука, 1983. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения  ( " Хронография " Феофана, " Бревиарий " Никифора). – М.: Наука, 1980.  Чичуров И.С. К проблеме авторского самосознания византийских историков IV–IX вв.//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  Чичуров И.С. Литература VIII–X вв.//Культура Византии: вторая половина VIIXII в. – М.: Наука, 1989.  С.132–133. Чичуров И.С. Место " Хронографии " Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР. – М.: Наука, 1983. Чичуров И.С. Политическая идеология Средневековья. Византия и Русь. – М., 1990. Чичуров И.С. Теория и практика византийской императорской пропаганды: поучение Василия I и эпитафия Льва VI//Византийский временник. –  М.,  1988. – Т. 49. Чичуров И.С. Феофан – компилятор Феофилакта Симокаттты//Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1978. – 10. Чичуров И.С. Феофан Исповедник – публикатор, редактор, автор//Византийский временник. –  М.,  1981. – Т. 42.

http://bogoslov.ru/person/3168108

Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XXXIII, LXXXVIII). Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн.  IV, гл. 20, 1; гл. 24, 1). Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. VIII, гл. 2, 3, 11 – 19). Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. IV –  см указатель. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С. 401–403.   Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 561–564, 618.  Гидулянов П.В. Феофил Александрийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.     Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги//Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы IIIV вв. –  Сергиев Посад, 2004. – С. 386 – 389. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.311–350. Читти Д. Град Пустыня/Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007. Библиография работ автора: К Афингию, епископу, о так называемых Чистых (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  К Мине епископу (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  Наставление, данное Аммону (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

http://bogoslov.ru/person/3168122

Чичуров И.С. Экскурс Феофана о протоболгарах//Древнейшие государства на территории СССР. – М.: Наука, 1976. Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т.2. ф Библиография работ автора: Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер.  с греч.: В.И.Оболенский и Ф.А.Терновский. – М., 1887. Хронография: [Фрагменты]/Пер.  с греч.:  Т.А.Миллер//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.  Хронография: [Фрагменты]//Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения  ( " Хронография " Феофана, " Бревиарий " Никифора). – М.: Наука, 1980.  Слово Феофана пресвитера//Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. Слово об изгнании святого Никифора//Никифор. Творения. – Минск: Харвест, 2001. Фрагменты сочинений//Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках греко–римских и византийских писателей по VII в. н.э.//Вестник древней истории. – М., 1941. – 1. Свод древнейших письменных известий о славянах. – T.II: (VII – IX вв). – М.: Восточная литература, 1995  В настоящем издании осуществлен перевод на русский язык трех источников IX века, описывающих царствование византийского императора Льва V Армянина, возобновившего иконоборчество в 815 году. Дается новый перевод посвященного Льву отрывка из Хронографии Феофана Исповедника, впервые переводятся на русский язык раздел о царствовании Льва из Хроники Георгия Монаха (Амартола) и один из лучших источников по истории IX столетия - дошедший до нас фрагмент из анонимного сочинения Scriptor incertus de Leone Armenio. Во введении анализируются переводимые источники и рассматриваются вопросы, касающиеся их авторов, а также дается обзор царствования Льва V. Переводы сопровождаются широким историческим и богословским комментарием. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/3168108

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕЗЕКИИЛЬ ТРАГИК иудейский поэт эпохи эллинизма. Хотя историк Александр Полиистор (кон. II в.- 1-я пол. I в. до Р. Х.) называет его автором трагедий ( Euseb. Praep. evang. IX 28. 1) или «иудейских трагедий» ( Clem. Alex. Strom. I 23. 155), в наст. время известно лишь поэтическое соч. И. Т. «Изведение» (Εξαϒωϒ), повествующее о рождении Моисея, его отрочестве, бегстве в пустыню, призвании Богом и об исходе евреев из Египта. Фрагменты этого произведения (всего 269 строф) были сохранены Александром Полигистором, которого цитируют Евсевий Кесарийский ( Euseb. Praep. evang. IX 28. 1 - 29. 16), Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. I 23. 155-156) и Псевдо-Евстафий ( [Pseudo-]Eustathius Antiochenus. Comment. in Hexaemeron//PG. 18. Col. 729) (к числу спорных относится цитата у свт. Епифания Кипрского, поскольку в ней содержатся христ. элементы - Epiph. Adv. haer. [Panarion] LXIV 29. 6 - 30. 1; ср.: Method. Olymp. De resurrect. 1. 37). «Изведение» было написано на греч. языке ямбическим триметром (размером, обычным для греч. трагедий - Snell. 1971). Время жизни автора установить сложно. Поскольку его цитирует Полиистор, И. Т. не мог писать позже сер. I в. до Р. Х. Несомненно, сочинение появилось в период широкого распространения переводов Свящ. Писания на греч. язык. Чаще всего время написания «Изведения» относят ко 2-й пол. II в. до Р. Х. ( Jacobson. 1983). Более раннюю датировку обосновывают ссылкой на распространение легенды о фениксе. Согласно Тациту, феникс появлялся в Египте 4 раза: при фараонах Сесосисе (Сесострисе) и Амасисе (570-526 гг. до Р. Х.) (время их правления по Тациту отличается от датировок, принятых ныне), при царе Птолемее III Эвергете (246-221 гг. до Р. Х.) и в 34 г. по Р. Х. ( Tac. Ann. VI 28). Если случаи появления феникса действительно имели место, были столь редкими и привлекали к себе всеобщее внимание, то И. Т. мог писать на рубеже IV и III вв. до Р. Х. Однако такая датировка маловероятна, поскольку основана на ряде допущений.

http://pravenc.ru/text/293575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца (Агия-Мони; греч. Μον τν Ιερων, Αϒα Μον), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви . Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и мон-рем Хрисорройятисса , от которого отстоит приблизительно на 1 км. Считается одним из древнейших мон-рей Кипра. По преданию, И. м. был основан в нач. IV в. прп. Евтихием (пам. кипрская 7, 8 авг.) и свт. Николаем Чудотворцем, тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в И. м. до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), к-рый нашел в ризнице И. м. пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (в наст. время утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова» (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в И. м. хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX в. омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. В 963 г. в И. м. останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII вв. мон-рь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время рукописи из И. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в И. м.,- Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Paris. gr. 668) - датируется 954 г. Мон. Климент (впоследствии игумен И. м.) переписал декабрьскую Минею-Четью (Paris. gr. 1531, 1112 г.) и Синаксарь (Paris. gr. 1588, 1-я четв. XII в.), на к-рых впосл. были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших И. м. с 1227 по 1407 г., заметка о дарении мон-рю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления франц. династии Лузиньянов (1192-1489) И. м. имел 3 подворья.

http://pravenc.ru/text/293607.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исидор Пелусиот. Творения После Исидора Пелусиота осталось около 10000 писем, из которых до нас дошло 2090. Они носят глубокий богословский характер, посвящены в основном экзегетическим и нравственным вопросам. Исидор Пелусиот принадлежал к антиохийской школе толкования Писания: он призывает «не насиловать смысла [Писания] по собственному произволу», для понимания Слова Божьего не достаточно одной только веры и благочестия, нужны разум, исторические и филологические познания. Те кто видят в Ветхом Завете одни лишь пророчества о Христе просто напросто ошибаются и дискредитируют веру: «Не безвинны те, которые относят весь Ветхий Завет ко Христу, — писал он, — ибо и язычникам, и не принимающим этого еретикам они доставляют помощь в борьбе с нами, так как, делая насилие тому, что о Нем не сказано, делают так, что и сказанное о Нем становится подозрительным» — надо видеть в Библии то, что там есть, а не «фантазировать» вокруг неё из «благочестия». Письма Краткое житие преподобного Исидора Пелусиота Преподобный Исидор Пелусиот, отец и учитель Церкви, жил в IV–V вв. Родился он в Александрии, был сыном знатных родителей и родственником Александрийского архиепископа Феофила и его преемника святителя Кирилла. Одаренный блестящими способностями и получивший прекрасное светское образование, преподобный Исидор мог легко достигнуть высокого положения в обществе. Но душа его от юности стремилась к Божественной мудрости, открывающейся через добродетельную жизнь и исполнение Христовых заповедей. Уподобясь евангельскому купцу, ищущему хорошие жемчужины (Мф.13:45), он в молодые годы оставил родительский дом и ушел в обитель, находящуюся на Пелусиотской горе в Нижнем Египте, у реки Нила, и там принял постриг. Преподобный Исидор «добре подвизася в царство Феодосия юнейшаго» (восточно–римский Император Феодосий II Малый, 408–450). Свои подвиги он совершал с таким пламенным горением духа, что вскоре снискал глубокое уважение братии, был избран ими настоятелем и, по их усердной просьбе, принял священный сан. Своим примером и наставлениями он побуждал братию подвизаться во благочестии, хранить безмолвие и скудость в пище, благотворить бедным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вышла новая книга по датировке рукописей, написанных византийским маюскулом 24 сентября 2020 События Фонкич Б.Л. Византийский маюскул VIII–IX вв.: К вопросу о датировке рукописей. М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. Фонкич Борис Львович — доктор исторических наук, главный научный сотрудник, профессор, член-корреспондент Афинской академии. Эта книга — результат нескольких десятилетий авторских исследований по греческой палеографии. Историк поднимает вопрос о датировании рукописей, написанных византийским маюскулом, греческим книжным письмом IV-X вв. Новые наблюдения и выводы автора позволяют значительно изменить подход к хронологии византийского маюскула, из образцов которого только две рукописи до IX в. были датированы. Это означает, что палеографическое изучение огромного периода истории книжной культуры Византии было невозможным на протяжении всего времени существования науки о греческой рукописной книжности. Благодаря рукописным коллекциям, прежде всего — российских хранилищ, за последние годы удалось сделать важные наблюдения относительно датировки греческих маюскульных рукописей главным образом VIII–IX вв., которые фактически меняют весь подход к изучению манускриптов указанного времени, создавая новые представления о хронологии византийского маюскульного письма. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Введение Глава I. Г. Кавалло и его методика датировки византийского маюскула Глава II. К методике палеографического исследования греческих унциальных рукописей IV–IX вв. Глава III. Палестинский дукт византийского маюскула Глава IV. Перспективы палеографического исследования византийского маюскула Ознакомиться с фрагментов книги можно по ссылке: Подробнее о издании Vox medii aevi Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6167423

  Как правило, воцерковление людей с нарушениями слуха представляет собой комплексный процесс, рассчитанный на несколько лет. И нередко священнослужители не знают, как правильно выстроить катехизаторскую работу с такими прихожанами. Своим опытом создания общины глухих и слабослышащих делится Дмитрий Балашов, катехизатор воскресной школы храма во имя Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в городе Клину. 17 августа 2016 г. 10:50 Теперь люди с проблемами слуха могут познакомиться с Евангелием и его толкованием на видеохостинге YouTube . Такую возможность предоставил им первый православный видеоканал «Десница». Сегодня на нем можно посмотреть 10 роликов на жестовом русском языке с субтитрами, число которых до конца августа возрастет до 50. Между тем, 25 сентября в столичном храме Всех святых, в земле Российской просиявших (район Ново-Косино), впервые в истории Русской Церкви состоится патриаршая Литургия для глухих и слабослышащих верующих.  Дмитрий Анохин 16 августа 2016 г. 15:14 В Свято-Духов мужском монастыре города Волгоград состоялось пленарное заседание II Международного Христианского Форума, объединившего в этом году работу IV «Форум Христианской Молодежи России» и «Христианский бизнес-форум». Первое рабочее заседание было посвящено теме геноцида и гонений христиан в XX-XXI вв.   Артем Погосов 8 июня 2016 г. 11:30 В Высшей школе экономики состоялся симпозиум на тему: «Смерть и умирание в современной России. Как начать говорить о важном?». Врачи, психологи, ученые, журналисты и священники искали ответ на вопросы: насколько табуирована тема смерти в СМИ и в обществе, что считается смертью с научной точки зрения, что такое «плохая» и «хорошая» смерть, нужны ли обществу примеры личного переживания смерти и др. Мотивом мероприятия послужило желание организаторов начать разговор о смерти в научной среде, искусстве, жизни общества, медицинской практике и в частной жизни людей.   Алексей Реутский 18 апреля 2016 г. 10:23 Вчера, 4 апреля, на заседании Комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям предварительно одобрена идея создания на Патриаршем мосту галереи изваяний Патриархов Московских и всея Руси. История Церкви насчитывает 16 Предстоятелей с этим титулом, и скульптурные изображения всех их украсят переправу через Москву и Водоотводный канал между Храмом Христа Спасителя и ул. Большая Якиманка к осени 2017 года, когда будет отмечаться 100-летие возрождения русского Патриаршества. Дмитрий Анохин 5 апреля 2016 г. 17:35 Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/tags/tserkov_i_obshc...

Филипп II (ок. 382-336 гг. до н.э.), царь Македонии с 359 г., отец Александра Великого, в 338 г. установил гегемонию над Грецией, 193. Филодем из Гадары (ок. 110 -- ок. 28 гг. до н. э.), греческий философ-эпикуреец н поэт, ученик Зенона и Сидония, глава неаполитанской эпикурейской школы, возможный учитель Лукреция, известен своей полемикой со стоиками, сочинения, обнаруженные при раскопках Геркуланума, посвящены мифологическим, натурфилософским и логическим проблемам, 60. Флавии, династия римских императоров в 69--96 гг., к которой принадлежали Веспасиан, Тит и Домициан, 11. Франциск Сальский (Франсуа де Буази, 1567-1622), епископ Женевский, католический святой, писатель и теолог, видный деятель Контрреформации, автор трактатов О благочестивой жизни и О Божественной любви, 190. Фронтон Марк Корнелий (ум. ок. 175), ритор, воспитатель будущего императора Марка Аврелия, в правление Антонина Пия (143 г.) консул. До нашего времени сохранилась его обширная переписка с Марком Аврелием и Луцием Вером, 65, 116. Харитон Афродисииский (кон. 1 или нач. II вв.), греческий писатель, автор Повести о любви Херея и Каллирои, древнейшего из известных нам греческих романов приключений, 20, 245, 246. Цан Т., 254. Целлий Аврелиан из Нумидии (кон. IV -- нач. V вв.), позднеримский врач, представитель методической школы, известен обработкой сочинений Сорана по частной патологии и терапии (два трактата, посвященные острым и хроническим заболеваниям), 125. Цельс Авл Корнелий (I в.) -- римский ученый и врач-любитель, автор обширной энциклопедии по риторике, философии, военному искусству, агономии и медицине, от которой сохранилась только медицинскаяя часть (т. н. трактат О медицине), 1113, 112, 115, 128, 1363, 144. Эвфрат (ум. 119), философ-стоик, изгнан из Рима Домицианом, в правление Нервы возвратился в столицу, Плиний Младший встречался с Эвфратом в Сирии, будучи военным трибуном одного из восточных легионов, 56. Эпиктет (ок. 50-- ок. 138), один из крупнейших представителей римского стоицизма, раб по происхождению, ученик Мусония Руфа: изгнанный Домицианом из Риа, учил в Никополисе в Эпире, по примеру Сократа излагал свое учение устно, его идеи дошли до нас в отчасти записях Арриана (сохранились Диатрибы, в русской традиции Беседы, Руководство и некоторые Изречения), 47, 55, 59, 60, 63-66, 67, 71, 72, 97, 103, 160, 167, 168-172, 180-181, 184, 254.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Рост внимания к городу и приток паломников привели к увеличению территории и численности населения И. к VI в. в 2-3 раза. Вместе с тем город по-прежнему не имел серьезного экономического или военного значения, по размерам и богатству не мог сравниться со мн. центрами Вост. Римской империи, особенно с такими, как Александрия, Антиохия, Эфес. Жизнь И. во многом была связана с быстро развивавшимся Иерусалимским Патриархатом; строились храмовые комплексы, проходили многолюдные богослужения и торжественные процессии. В городе и его окрестностях возникло большое количество мон-рей и отдельных келий, в к-рых жили сотни монахов. На рубеже IV и V вв. группа латиноязычных подвижников - выходцев из зап. провинций империи стала получать большие доходы. Они основали неск. муж. и жен. обителей на Елеонской горе. Во главе этой общины с 80-х гг. IV в. стояли святые Руфин Аквилейский и Мелания Старшая, а в 30-х гг. V в.- святые Мелания Младшая и Пиниан ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 878-906; Pallad. Lausiac. 72, 87, 101-106; Vita Sanctae Melaniae Junioris//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 19-63). Уже к сер. V в. монашество стало наиболее могущественной общественной силой, к-рая приобрела определяющее влияние на Патриарший престол И. и с к-рой считалась светская власть. В 451-453 гг. монахи И. и окрестных мон-рей, отказывавшиеся принять постановления 4-го Вселенского Собора в Халкидоне, подняли восстание и почти на 2 года дезорганизовали жизнь И. и большей части Палестины (Vita Petri Iberi// Raabe R., hrsg. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 52-53; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 3-4; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 5; Theoph. Chron. P. 107). Среди обителей, находившихся внутри городской застройки, были известны мон-ри у городской цитадели. В 50-х гг. V в. в одном из них у старца Лонгина нек-рое время жил св. Феодосий Киновиарх, затем переселившийся в мон-рь Кафизмы и позднее - в обители Иудейской пустыни ( Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 236). В 494 или 495 г. постановлением патриарха Илии II Иерусалимского все городские муж. мон-ри были объединены в одну патриаршую обитель и монахи переселены в новый комплекс келий при храме Гроба Господня ( Idem. Vita Sabae. S. 116). Тем самым Патриаршая власть стремилась добиться большего контроля над многочисленными монашескими группами, зачастую конфликтовавшими друг с другом и с Патриархатом по различным вопросам - от догматических до бытовых. Так было положено основание Святогробскому братству - сообществу правосл. палестинских монахов, существующему по сей день.

http://pravenc.ru/text/293782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010