Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо. В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. (Архимандрита Кирилла Павлова) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодые годы своего супруга, она принялась за воспитание своих малолетних деток — дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая — двенадцати лет, Надежде было десять, а Любови — девять лет.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

архим. Кирилл (Павлов) Слово в День Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодых годах своего супруга, она принялась за воспитание своих оставшихся малолетних деток-дочерей: Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая – двенадцать лет, Надежде было десять, а Любови – девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво. «Дети мои, – говорила им святая София, – мы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с своими именами». Они – и мать, и дочери ее – имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми. Но вот нашелся один доносчик, который видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедует христианскую веру, но за это она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет, вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего», – и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

С 40-летием церковного служения митрополита Астанайского и Казахстанского Александра от имени епископата, священнослужителей и мирян Православной Церкви Казахстана поздравил епископ Каскеленский Геннадий: владыка огласил приветственный адрес и подарил главе Казахстанского митрополичьего округа букет цветов. Викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий преподнес митрополиту Александру образ благоверного князя Александра Невского с частицей его святых мощей, особо отметив, что начало иподиаконского служения владыки митрополита началось под духовным осенением Александро-Невской лавры города на Неве, близ которой располагались духовные школы северной столицы. Главу Митрополичьего округа с памятной датой поздравил благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров и от духовенства Южной столицы владыке митрополиту преподнес архиерейское облачение. Митрополит Александр произнес слова благодарности за награды, памятные подарки и поздравления в свой адрес и обратился к собравшимся с проповедью. В праздник мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии день своей небесной покровительницы отмечает настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина). Митрополит Александр сказал слова поздравления матушке игумении, вручил святую просфору и подарил букет цветов. В память о празднике небесных покровительниц южной столицы Казахстана верующим раздавались информационные листки с житием мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. На протяжении всего дня перед ковчегами с частью Пояса Пресвятой Богородицы и мощами мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии совершалась молитва, многочисленные верующие смогли поклониться святыням и получить духовное укрепление. Охрану и порядок в Софийском соборе и на территории монастыря обеспечивали казаки Союза казаков Семиречья во главе с атаманом В.С. Шихотовым. По случаю торжеств состоялся праздничный прием. Митрополичий округ в Казахстане /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.)

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии День памяти:17/30 сентября Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.    По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.    Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Краткую редакцию Закона большинство исследователей связывает с деятельностью во 2-й пол. IX в. (до 885 г.) в Великой Моравии св. равноап. Мефодия (среди болгарских ученых распространено мнение о создании памятника в кон. IX в. в Болгарии). Пространная и Сводная редакции текста созданы на Руси. Библиографию исследований памятника см.: Кирилометодиевска енциклопедия. София, 1985. Т. 1. С. 717. О применении и изменении норм Уставов кнн. Владимира и Ярослава в различных регионах Руси в XIII–XV вв. подробнее см.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI–XIV вв. М., 1972; Флоря Б. Н. Отношение государства и Церкви у восточных и западных славян. М., 1992. С. 22–26, 35–36, 40–41. Новейшее издание текстов Уставов и подтвердительных грамот см.: Древнерусские княжеские уставы XI–XIV вв./Подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С практикой применения княжеских уставов и определением прав Церкви связан и такой текст, как «Правосудье митрополичье», обнаруженный во время выхода в свет «Истории Русской Церкви» митр. Макария и известный в единственном списке нач. XVI в. Памятник частично восходит к Русской Правде и Уставу Ярослава и рассматривает случаи, входящие в судебную юрисдикцию князя и епископа. Единое мнение по поводу датировки, места создания и применения Правосудия у исследователей отсутствует. Памятник относят к XIII–XIV вв. (Юшков С. В. Правосудие митрополичье//ЛЗАК. 1929. Т. 35), связывают с судебной политикой в отношении Новгорода свт. Киприана в кон. XIV в. (Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы/XIV–XV вв. М.—Л., 1951. Ч. 2. С. 25–29) или же свт. Киприана и Фотия, до 1420-х гг. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. М., 1964. Т. 3. С. 22–24), с Пермской епархией XV в., где епископы представляли власть митрополита и великого князя московского (Тихомиров М. Н. «Правосудье митрополичье»//АЕ 1963. М., 1964. С. 44–54). Состав сборника, содержащего памятник, недавно подробно проанализирован И. В. Ипатовым («Правосудье митрополичье»//ВИД.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757–767) были перенесены в построенную новую церковь на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии. В 777 году мощи мучениц перенесены из римской церкви святого Сильвестра в Эшо. Выполненный из песчаника саркофаг (XIV в.), в котором с 1938 года хранится частица мощей святой Софии, установлен в церкви Эшо на белом постаменте с поддерживающими его небольшими колоннами. Он имеет следы стершихся от времени рисунков и барельефов, рассказывавших о некоторых сценах из жития мучениц. На стене, слева и справа над ковчегом, укреплены цветные скульптурные изображения мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре – святой Софии и ее дочерей-мучениц. «О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою…». Слова этой молитвы звучат из уст паломников, прибывающих на автобусах в Эшо, чтобы вместе со священником совершить у святых мощей молебен, прочитать акафист, поклониться мощам, помолиться и помянуть своих близких, особенно любимых детей, носящих имена святых отроковиц и их матери Софии. Для православных паломников не столь уж важным представляется сравнительный анализ агиографической литературы и таинственная история с исчезновением мощей мучениц Веры, Надежды, Любови. Их мало заинтересуют выводы, сделанные исследователями из Научного общества болландистов (г. Антверпен, Нидерланды), основателем которого был Ж. Болланд (1596–1665), которые занимаются публикацией каталогов рукописной житийной литературы и изданием житий святых (Acta sanctorum). Изучив древнейшие мартирологи, они выдвинули такое предположение: сами мученицы Вера, Надежда, Любовь вовсе и не были реальными личностями, а являются только аллегориями или персонификациями христианских добродетелей. Для верующих людей ценным является совсем другое – православное богослужение и сугубо личная молитва в эльзасской церкви. Все это запоминается как сильнейшее эмоциональное и духовное переживание, приобщающее их к вечности. И, возвращаясь в свое отечество, паломники по-особому воспринимают строки из послания апостола Павла «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь…» (1 Кор. 13: 13).

http://pravoslavie.ru/3658.html

По завершении литии участники богослужения возложили цветы к месту захоронения первого иерарха земли Казахстанской архиепископа Софония (Сокольского), погребенного в Иверско-Серафимовском монастыре. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор и митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем посетили поселок Жаналык Алма-Атинской области место расстрела политзаключенных и репрессированных в 1930-50 годы, в списке которых присутствует большое количество священнослужителей Русской Православной Церкви. Среди них: архиепископ Тихон (Шарапов), архиепископ Иннокентий (Пустынский) и архимандрит Павлин (Гончар). У мемориала погибшим гости-архиереи, прибывшие в Южную столицу на празднование дня памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и торжества в честь 145-летия учреждения Туркестанской епархии, совершили заупокойную литию по всем «архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь нашу пострадавшим, и в месте сем убиенным». 30 сентября отмечается день памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 17 сентября (30 по новому стилю) 1854 года, в день святых мучениц, было торжественно освящено Заилийское укрепление, переименованное в город Верный в честь мученицы Веры. В это же время в память небесных покровительниц Семиречья были названы первые казачьи станицы, основанные у подножья Заилийского Алатау переселенцами из Западной Сибири Надеждинская (Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен). В 2017 году исполнилось 145 лет с момента основания Туркестанской епархии, преемником которой является Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В этот день в Южной столице Казахстана прошли церковные торжества, посвященные исторической дате и небесным покровительницам Семиречья. Божественная литургия была совершена в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты, для которого день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии является престольным праздником.

http://patriarchia.ru/db/text/5022329.ht...

Дорогие братия и сестры, зная силу Животворящего Креста и то, что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия. Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая:  Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим ! Аминь. В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодые годы своего супруга, она принялась за воспитание своих малолетних деток дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая — двенадцати лет, Надежде было десять, а Любови — девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания, и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво. “Дети мои,- говорила им святая София, — вы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с вашими именами”. Они — и мать, и дочери ее — имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

В этом заключается определенная сложность, так как люди проходят разные – не только верующие, но и далекие в понимании благочестия, а бывает и откровенно агрессивно настроенные, с вытекающими из этого нелицеприятными их поступками. Но строгие и спокойные внушения отца Олега, охлаждают пыл разбушевавшихся нарушителей. А стремление батюшки, до каждого донести слова Христа Спасителя «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17), порой, увенчиваются успехом. Иногда таких «прохожан» ноги сами заводят в храм, особенно когда у них появляются неразрешимые проблемы, и помочь им уже никто не может. Сделав первый шаг в храм, и прикоснувшись к Божественной благодати, человек, явственно получает помощь, но в дальнейшем, путь христианский сложный и самостоятельно идти по нему трудно, но под силу каждому с духовным наставником. Таким духовным наставником для многих, особенно молодых прихожан, является иерей Сергий Тимофеев. С юности он был послушником в храме, воспитывался под строгим консерваторским руководством отца Олега. К отцу Сергию выстраиваются длинные очереди на исповедь, и с каждым он подолгу общается, проявляя терпение и соучастие - каждого утешит, вразумит и направит. В своих продолжительных проповедях пытается всем донести слово Божие применительно к современной жизни. Прихожане внимательно слушают, никогда не расходятся и даже старенькие бабушки, опираясь на палочки, порой со слезами на глазах, печально склоняют головы. Поэтому на каждой службе много народа, как постоянных прихожан с основания храма, так и новообращенных, только постигающих Евангельскую мудрость: «Не собирайте себе сокровищ на земле… (Мф.6:19), но собирайте себе сокровища на небе… (Мф.6:20), где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21). Если отец Сергий больше заботится о душе прихожан, то настоятель храма отец Олег радеет не только о душевном, но и физическом и эмоциональном здравии людей. Необходимо погружаясь в мирские ежедневные заботы, мелкие и серьезные. Накануне зимнего похолодания, наконец, удалось провести отопление, теперь тепло и сухо, а сейчас требуется косметический ремонт и роспись храма. Опять нужно изыскивать внушительные средства, привлекать спонсоров и работать не покладая рук. Но все это делается для людей, для храма, который является частью Церкви Христовой, частицей Неба на земле, где сам Господь присутствует среди нас. Настоятель: протоиерей Олег Василенко. В сентября 2012 г. при храме открыта детская воскресная школа «Зернышки» . Руководитель: Екатерина Чамян. В феврале 2018 г. при храме создана Молодежная группа «Любы» Руководитель: иерей Сергий Тимофеев Престольные праздники [ править править код ] Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых мучениц - 30 сентября Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чехова, 31 А (микрорайон Донская). Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мучениц_В...

К началу праздничной Литургии в Софийский собор был доставлен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Крестным ходом под пение тропарей Божией Матери святыня внесена под своды храма и установлена на аналое в центре собора, рядом с Животворящим Крестом Христовым и ковчегом с мощами мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Песнопения исполняли хор Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Софийского собора под управлением О.Г. Шульженко. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, настоятельница Свято-Троице-Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина), исполняющая обязанности настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря монахиня Антония; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; казачество; студенты Алма-Атинской православной духовной семинарии; благотворители епархии; учащиеся воскресных школ алма-атинских приходов; прихожане алма-атинских храмов, паломники, посещающие обитель. Гостями праздника стали Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате А.М. Демин с супругой, директор Бюро ЮНЕСКО в Алма-Ате, глава Представительства ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану С.А. Лазарев с супругой, представители общественных организаций. На сугубой ектении архипастыри вознесли молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Иосиф (Еременко). Богослужение завершилось поклонением Честному и Животворящему Кресту и славлением перед ковчегами с частью Пояса Пресвятой Богородицы и мощами мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. По окончании славления митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий произнес слова поздравления митрополиту Александру с памятной датой служения Святой Церкви. За многолетние труды на благо Православия главе Православной Церкви Казахстана была вручена высшая награда Среднеазиатского митрополичьего округа — орден святителя Луки (Войно-Ясенецкого) I степени.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010