с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Священные облачения хотя находятся в достаточном количестве, но к сожалению сделаны только на одного священника и диакона. Полное соборное облачение на 3 священников и двух диаконов только одно, да и то перенесено из надворотней церкви, вместе с другими вещами и утварью по указу консистории от 10 мая 1882 года, за 1353. Метрические и исповедные книги, брачные обыски и приходорасходные, частью перенесены из надворотней церкви (с 1809 года), частью составляют собственность настоящего храма. Все же документы и планы относящиеся к устройству церкви еще доселе не сданы комитетом в церковное книгохранилище, так как комитет еще не считается закрытым. По указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, причт церковный должен состоять из двух священников, диакона и двух причетников и просвирни. Первым священником-настоятелем был, переведенный с остальным причтом, из упраздненной Невско-приходской Скорбященской церкви, протоиерей П. А. Горизонтов, кандидат С.-Петербургской духовной академии, прослуживший в сем приходе 40 лет. За свою ревностную службу по приходу и церкви он имел ордена: св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3 ст., а от прихожан золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами. Умер 1884 года апреля 26 дня. На место его по резолюции его высокопреосвященства от 4 мая 1884 г. переведен Спасобочаринской церкви, что на Выборгской стороне, священник Иоанн Полканов, магистр С.-Петербургской духовной академии. Священник Павел Космодемьянский, кандидат С.-Петербургской духовной академии, рукоположен к сей церкви его высокопреосвященством 13 февраля 1882 года. Диакон Афанасий Попов, переведен из Невско-приходской Скорбященской церкви по указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, к Борисоглебской церкви, – из окончивших курс Воронежской духовной семинарии. На вакансии псаломщика состоит Иван Певцов, из среднего отделения Спб. дух. семинарии, возведенный, в 1883 году, по просьбе прихожан за 25 летнюю отлично-усердную службу, в сан диакона на дьяче- ской вакансии. Дьячком служит Николай Фиделин, из высшего отделения Новгородского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Поистине сии суемудрые лжеучители подобны тому хозарину, который хвалился пред святым Константином, что он не нуждается в книгах, потому что «из персей износит премудрость, которую всю поглотил». Но что услышал в ответ сей поглотивший всю мудрость философ? – «Если ты встретишь человека обнаженного, который будет хвалиться, что у него много одежды и целые груды золота: поверишь ли ему, когда он сам в наготе?» Не то же ли можно сказать и нынешним лжеучителям: вы хвалитесь, что все Священное Писание знаете, и в церковном толковании не нуждаетесь: но кто поверит вам, что вы понимаете Писание правильно – именно так, как разумели его святые Апостолы и их преемники – мужи, Богом прославленные? Разве вы лучше святых мужей Апостольских; разве умнее вселенских учителей и святителей, которые ближе нас с вами жили ко временам Апостольским, да и по духу, по жизни святой несравненно ближе нас стояли к ним? Им мы и верим, в их писаниях ищем и находим истинное истолкование слова Божьего, потому что они знали больше нас грешных и уже конечно такой путь верней ведет к спасению, чем свои мудрования. Но вот и еще слышится голос святых наших учителей. «Мы почитаем, – вещают они, – святые иконы, как издревле благоверно приняли сие от отцов, – почитаем честные иконы Пресвятой и Пречистой Владычицы, истинной помощницы нашей и Приснодевы Богородицы Марии, иконы святых Ангелов, славных Апостолов и мучеников и всех других святых, как святой и великий седьмой Собор Вселенский благоверно и Богоугодно предал нам». Как утешительно, братья, нам, православным, повторить сии слова наших просветителей! Слава Богу! И мы почитаем благочестно иконы святые, как почитали они; мы храним святой завет наших святых Богомудрых учителей! Но каким грозным укором эти слова должны отозваться в сердцах тех неразумных собратий наших, которые дерзают кощунственно называть святые иконы – идолами, а нас идолопоклонниками! – Братья!... слышите ли слово наших учителей? Мы свято блюдем слово сие; а вы – где, у кого научились вы своим мудрованиям? Зачем отрекаетесь от учения наших равноапостольных просветителей? Или для вас приятнее быть последователями какого-нибудь Лютера, чем учениками блаженных наших отцов Кирилла и Мефодия? Вразумитесь други, не губите душ своих! Слышите, что говорят наши Богом данные учителя? «Сию веру предаем мы ученикам своим, да тако веруя спасутся; в страшный же день судный паки предадут нам оную истинной, неизменной, совершенной, став одесную страну пред Иисусом Христом Господом, истинным Богом нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вот текст находящихся в чине литии статей о поминовении великих князей и княгинь и новгородских архиепископов: а) «Помяни Господи душа усопших раб своих благоверных великых князей и княгинь: великого князя Владимера, великого князя Ярослава, великого князя Володимера Ярославича иж созда Святую Софию и матере его благоверныа княгини Анны и княгини его и благоверного князя Мстислава Ростиславичя и другаго Мстислава и князя Василиа Мстиславича, великого князя Всеволода, великого князя Володимера Монамаха, великого князя Георгия, великого князя Андрея Боголюбивого, великого князя Дмитреа, Всеволода, великого князя Ярослава, великого князя Александра Невского, великого князя Данила, великого князя Юрия, великого князя Ивана, великого князя Симиона, великого князя Иоанна, великого князя Димитриа, великого князя Василиа, великого князя Василиа, великого князя Иоанна, князя Юрия, князя Андрея, князя Андрея, князя Михаила, князя Иоанна, князя Бориса, князя Михаила, княгиню великую Александру, княгиню великую иноку Ефросинию, княгиню великую иноку Софию, княгиню великую иноку Марфу, царицу Анну, княгиню великую Марию, княжну великую Феодосию»; б) «Пресвященных архиепископов Новгородскых: Иоакыма, Луку, Стефана, Феодора, Германа, Никиты, Иоанна, Нифонта, Аркадия, Иоанна, Григориа, Мантириа, Митрофана, Антониа, Спиридона, Далмата, Климента, Феоктиста, Давида, Василиа, Моисея, Алексеа, Иоанна, Семиона, Еуфимиа, Еуфимиа, Ионы, Феофила, Сергиа, Генадиа, Серапиона»; 14) молитва прощальнаа глаголема от архиереа или от духовного отца хотящему причаститися Божественых и животворящих Тайн (42–44 об.)· Начало: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне и Слове Бога живого, пастырю и ангеле, вземляй грехы миру»; 15) молитва вторая тому же (44 об.): «Господь Бог премилостявый да ущедрит тя», без конца; 16) молитвы входныя священнослужащих пред совершением литургии, без начала (45–46); 17) чин литургии Иоанна Златоустаг о, неполный (47–70); молитвы: 18) над кутьею в честь (святых) (70), та же, что в 869 на л

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сих отвращайся». Ц (через Василий Великий 1594 и Наставле- ние) 74 – 75 «И вси, хотящеи благоверно жити о Христе Исусе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы» (Библия 1581, л. 57). «И вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» (Апостол 1655, л. 259). «Апостолу божественному свидетелствующу: „Ибо вси, хотящия благоверно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавыя же человецы и чародее преуспеют на горшая» и прочая». Савва, 1665/1666 л.105об Послание апостола Павла к Титу Источник Тексты библейских источников Характер меж- текстовой связи Шифр сочинения патриарха Никона «Да не слово Божие хулится и учение» (Библия 1581, л. 58). «Да не слово Божие хулится и учение» (Апостол 1655, л. 264 об.). «Божие се слово, и не может никто разорить». л.178 Послание апостола Павла к евреям Источник Тексты библейских источников Характер меж- текстовой связи Шифр сочинения патриарха Никона «Тем же убо и мы, толик имуще облежащ нас облак сведетелей, гордость всяку отложьше и удобь объстоятелный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, възирающе на Началника вере и Съвершителя, Исуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе кресте, и о срамоте не радив, одесную же престола Божия седе» (Библия 1581, л. 63). «Тем же убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложьше и удобь обстоятелный грех, терпънием да течем на предлежащий нам подвиг, възирающе на Начальника веры и Совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте не радив, одесную же престола Божия седе» (Апостол 1655, л. 287). «И божественный апостол учит, глаголя: „Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Началника вере и Совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащыя радости, претерпе крест, о срамоте не радив, одесную пре//стола Божия седе“». Афанасий, 1665– л.80 – 80об «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаем»(Библия 1581, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светильницы пресветлии, Троицы поборницы,/Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/труды и подвиги вашими мрак неведения отгоняшеся, благоверно вас ублажающих. Богородичен: Света Твоего зарями просвети, Дево,/мрак неведения отгоняющи и лютых бед спасающи,/иже благоверно Богородицу Тя исповедающих. Светилен. Светозарныя светильники паче солнечных луч/от Светоначальныя Троицы и Трисолнечныя Единицы паче естества смешены,/Богоносныя восхвалим отцы. Богородичен: Тебе песньми немолчными ублажаем, Дево,/Яже от Троицы Единаго во чреве приемши, Богородице,/Божественными руками Пресущное Слово носивши,/непреложно и неизменно. На хвалитех стихиры на 6, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе: Имеяй душу милостиву/и чист помысл, и сердце несмущенно,/и веру непорочну,/и любовь нелицемерну,/учительство изрядно,/и святительства достоинство,/и ныне ликом святителей сопричтался еси на Небесех,/сего ради почитаем тя, святителю Петре,/священными песньми благочестно вси ублажаем. О пречестный отче, досточудне премудре Алексие,/ты иноческим житием Богу угодил еси,/тя Бог прежде избра от юности/пастыря овцам словесным и учителя велика;/ты священником наказатель явился еси/и всей стране Российстей звезда пресветлая,/осиявающи чудесы всех,/верою припадающих к раце мощей твоих,/тем первосвятителей лик тя восприят,/с нимиже молися, прося стаду твоему грехов оставление. Отче Ионо, Богомудре святителю,/ты измлада Христа возлюбив,/и Того любви прилепился еси,/и от Него Пресвятаго Духа/Божественными зарями сердце твое просветив,/световиден воистинну был еси,/темже иже ко храму твоему притекающия/прошения ко спасению сподоби/и моли Христа Бога спастися душам нашим. Течение совершил еси и веру соблюл еси,/святителю блаженне Филиппе,/сего ради Христос тя венча светлым венцем правды/и украси твое исповедание, досточудне./Тем Небесное наследие прием,/Спасу молися о воспевающих память Твою. Глас 7: Сотворите в песнех суд написан:/слава сия будет великому Ермогену,/той бо есть Православия ревнитель/и всея Руси хранитель,/яко орел, птенцы своя покрываяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При Константинопольской патриархии существует еще так называемая «Центральная Педагогическая Эпитропия», заведующая школьным делом. Она состоит – из председателя – члена Св. Синода, двоих членов клириков, трех из мирян и одного члена «Постоянного Народного Смешанного Совета». При каждой кафедре Константинопольской патриархии существует церковное судилище. Председателем церковного суда в Константинополе состоит назначенный патриархом член Синода, в провинциях – епархиальный архиерей. В состав суда, в первой инстанции, кроме председателя, входят четыре судьи – клирики и один или два секретаря – клирики или миряне Церковные суды, представляющие апелляционную инстанцию, состоят из председателя, шести судей-клириков и одного или двух секретарей – клириков или мирян. Служба председателя и членов суда – почетная и продолжается два года. Это суды «церковные». Кроме них есть суды «церковно-смешанные», где преобладающее число членов составляют миряне. В Константинополе существует еще «Постоянный Народный Смешанный Совет», представляющий собой апелляционную инстанцию митрополий, экзархий и ставропигиальных монастырей и кассационную для всех епископий. Смешанные церковные суды митрополий служат апелляционной инстанцией для подчиненных им епископий. Из изложенного понятно, в чем различие древних и современных восточных органов епархиального управления от русских консисторий. 13 Напр., Александ. соб. 231 г., и 232 г.г. созваны еп. Александ. Димитрием; Алек. соб. 261 г. созв. Дионисием, еп. Александрийским; Римск. собор 262 г. Дионисием, еп. Римским; Карфагенский собор около 200 г. еп. Карфагенским Агрип.; Карфагенские соборы 251, 252 и три собора 255–256 г.г. Киприаном, еп. Карфагенским; Антиохийские соборы около 269 г., состоявшие из епископов, пресвитеров и диаконов Антиохии, Палестины, Малой Азии против Павла Самосатского, созваны были еп. Антиохии и друг. 14 I-й Импер. Константином В., II-й Феодосией I В., III-й Феодосием II, IV-й Маркианом, V-й Юстинианом I В., VI-й Константином Пагонатом, VII-й Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Княгини Анастасии. Княгини иноки Феодоры. Княгини Анны. Княжны Анны. Княгини Елены. Княжны Марии. Княжны Феодосии. Княжны Елены. Княжны Ирины. Княжны Евфросинии. Княжны Домны. Княгини иноки Анны. Княгини Ксении. Л. 41. Род боярина князя Семена Васильевича Прозоровскаго 3 . Князя Василиа. Схимника князя Сергиа. Княгиню Марию. Схимницы княгини Елены. Княгини Александры. Княгини Ирины. Княгини Евдокии. Род генерала Алексия Яковлевича Шубина. Л. 41 об. Род болярина князя Якова Куденековича Чарского. (Поименного перечня нет). Род болярина и оружейничей Богдана Матфеевича Хитрово. Л. 42. Род болярина князя Феодора Ивановича Мстисловского. Л. 42 об. Род боярина Бориса Ивановича Морозова. Род думного дворенина Александра Савастиановича Хитрово. Л. 43. Род боярина князя Григория Суньчелевича Черкаского. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 43 об. Род боярина князя Григорья Семеновича Куракина. Род болярина князя Иоанна Петровича Пронского. Род князя Георгия Владимировича Долгорукова. Л. 44. Род боярина князя Юрья Алексеевича Долгоруково. Л. 44 об. Род боярина Василия Ивановича Стрешнева. Л. 45. Род околничего Родиона Матвеевича Стрешнева. Род Толгского архимандрита Иосифа, родом села Угодич. Л. 45 об. Род околничего Феодора Михайловича Ртищава. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 46. Род царевича князя Андреа Кучюмовича. Л. 46 об. Род околничего князя Никиты Яковлевича Лвова. Л. 47. Род стольника князя Семена Ивановича Львова. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 48. Род болярина князя Алексиа Юрьевича Сицкого. Л. 48. Род болярина князя Андреа Васильевича Сицкого-же. Л. 49. Род болярина князя Георгиа Андреевича Сицкого-же. Л. 49. Род князей Козловских. Л. 49 об. Род князей Лобановых Ростовских. Князя Феодора. Князя Василиа. Князя Константина. Князя Иоанна. Князя Петра. Князя Василиа. Княгини Фотинии. Князя инока Ионы. Княгини Ирины. Князя Полуекта. Князя Даниила оуби. Князя Петра. Князя Димитрия оуб. Саввы. Иоанна. Анастасии. Евдокии. Анны. Инокини княжны Леоаниды. Иакова оуб. Иноки Евфимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

75, с. 396C); из толков, на Матфея, (t. 86, с. 1356D); из толкования на посл, к евреям, (t. 86, с. 1356D); из письма к Сукенсу (t. 77, с. 236В). Всего во втором флорилегии находится 27 выдержек из 10-ти авторов 1169 . Третий флорилегии заключает в себе места а., из сочинений несторианских учителей: 1., Феодора Мопсуестийского (все из Migne S.G. t. 66, с. 972А, 976С, 980А, 980В, 980D, 981А, 981 BCD, 984В, 984С, 984D, 985А, 985С, 985D. 988А, 988D, 988С, 988D. 989А, 989С, 992В, 992С, 1000А, 1000В, 1000С, 1000D, 1001А, 1004В=35 цитат)., 2., Диодора Тарсского из книги против синусиастов (t. 86, с. 1385D, 1388А, 1388С, 1388CD), 3., Павла Самосатского: 6 цитат с параллелями из Нестория (t. 86, c.1389CD – 1392А), и 3 – без параллелей, из коих одна и взята из диалога против Малхиона, (с. 1392ВС); 4., Нестория (t. 86, с. 1392С); б., из актинесторианской литературы: 5, собора Антиохийского (8 цитат, t. 86, с. 1393АВС); 6., Малхиона: диалог против Нестория (с. 1393D); 7, Григория Назианз. (письма к Клидонию (t. 37, с. 177С – 181А); 8., Афанасия Великого (t. 26, с. 1105А): 9., Григория Нисского (t, 45, с. 41В); 10, Ефрема Сирина (t, 86, с. 1396А); 11, Кирилла Александ. из собор. послания против Нестория (t. 77, с. 45В); 12, Исидора Пилусиота (t. 78, с. 1296). Всего здесь помещено 60 цитат из 12 авторов 1170 . Флорилегий при соч. Contra Monoph. разделяется на две части, при чем в первую собраны отеческие свидетельства о том, кто такое покланяемый нами Христос, а во вторую – о том, какое соединение во Христе считают отцы. Первая часть кратка и состоит 1, из одного изречения св. Афанасия Вел, 2, одного же – св. Василия Вел. (с. 1817С), 3., трех изречений Григория Богослова (с. 1817CD), 4, четырех – Кирилла Александ. (с. 1817D), и еще двух его же, и 5, одного изречения Григория Богослова (с. 1820В). Вторая часть содержит следующие извлечения: 1., из Григория Богослова (с. 1820В), 2, Кирилла Алеигсанд. (4 цитаты): из объяснения собственных тезисов, письма к Сукенсу и из Глафир (с, 1820CD), Григория Богослова (4 цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010